В своей первой работе по догматическому богословию 6 преосвященный Макарий нигде не ссылается на западные догматические трактаты, что представляет собой следствие самой цели этого труда. Митр. Макарий намеревался составить небольшой догматический сборник на русском языке, используя только русскоязычных авторов, в основном произведения свт. Димитрия Ростовского . Во втором труде «Введение в православное богословие» 7 (далее – Введение) митр. Макарий особо отмечает несколько немецкоязычных католических богословов, которые, по его мнению, стали авторами лучших западных пособий по догматическому богословию: «…лучшими признаются: Клей, Штауденмайер, Перроне, Либерман, Добмайер, Бреннер» 8 . Обращаться к ним митр. Макарий советует православным читателям «только в тех пунктах Догматического учения, в которых эти богословы иных исповеданий совершенно сходны с нами, например: в учении о триедином Боге, об Искупителе, о некоторых таинствах» 9 . При этом примечательно, что сам владыка Макарий ссылается в своих произведениях на работы этих авторов в тех разделах, в которых православное учение разнится с католическим. Во Введении наибольшее количество ссылок мы видим на догматику представителя Римской неосхоластической школы Джованни Перроне 10 . Насколько хорошо митр. Макарий знал догматику Перроне, показывает цитата, что последний ссылается на русских догматистов Адама Зерникава и преосвященного Феофана (Прокоповича) : «…один из первых современных богословов Римских, Перроне, восклицает, будто и всех-то свидетельств отеческих Зерникав и Прокопович приводят против Латинян только пятьдесят, тогда как им противополагают наши писатели одного Августина более пятидесяти таких свидетельств. Доказательство того, что Перроне читал Зерникава и Прокоповича 11 (Vid. Praelect. Theolog., Perrone, vol. II, pag. 426)» 12 . В главе о «Начале для суждения о православной Церкви» митр. Макарий высказывает идею о том, что истинная Церковь есть та, которая соответствует всем четырем свойствам, изложенным в Символе веры , «так считают некоторые римские богословы и русские 13 : см. систему любого из них: Фейера 14 , Либермана, Перроне и др.» 15 . На этих же трех неосхоластических богословов и на Мариануса Добмайера митр. Макарий ссылается в вопросе об исхождении Св. Духа 16 , особенно отмечает, что догматики Зерникава, Прокоповича, Фальковского содержат множество мест, опровергающих учение об исхождении Св. Духа и от Сына, однако «римские богословы, сколько нам известно, например, Фейер, Добмайер, Либерман, Перроне, проходят молчанием эти обличения» 17 . Из этого мы можем заключить, что митр. Макарий имел доступ к этим четырем догматикам и точно был знаком с разделами об исхождении Св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Православное богословие есть по существу богословие опытное, оно питается умозрениями и учением отцов Церкви, говорящих «о стране, из которой они вышли», по выражению выдающегося русского философа Ивана Киреевского. Святой Григорий Палама , великий богослов XIV века, в одной фразе выразил суть православного подхода к богословствованию: «Слова сами по себе меня не интересуют; то, что меня интересует, – это факты». На той же логике основан ответ Филиппа на сомнения Нафанаила: «Пойди и посмотри» ( Ин. 1:46 ). Такое опытное богословие, трезвое и сдержанное в рассуждениях о том, что превосходит наше разумение, вовсе не ограничивается ролью надсмотрщика над сознанием верующих, который следит за тем, чтобы никто не переступил за границы догматических определений, туда, где начинается ересь. Это богословие в состоянии пробудить человека и направить его дух к реальностям веры, не забывая при этом, что никакое слово не может «догнать истину» (св. Григорий Богослов ). Относительная краткость этой работы объясняется не только практическими соображениями, но и тем, что всякое изложение христианской веры является по определению относительным, частичным и собирательным в сравнении с теми невыразимыми духовными реальностями, о которых идет речь (см. Ин.21,25 ). Успеху этой книги на родине автора способствовала его известность в широких кругах греческого общества. Христос Яннарас , авторитетный богослов и философ, считается в Греции одним из лидеров так называемой «неоортодоксии», или «неоправославия» – неформального движения православных интеллектуалов, чьи позиции и образ мышления существенно отличаются от принятых в среде традиционалистски настроенных христиан. Ими движет желание обрести глубокие и живые корни подлинного, аутентичного христианского Предания, то есть в полном смысле церковного Православия. Чтобы понять, что представляет собой в сегодняшней Греции «неоправославное» движение обновления, и оценить значение предлагаемой работы Яннараса как попытки современного осмысления православной веры, следует обратиться к тому исходному моменту, когда пересеклись судьбы Эллинизма и Православия. Исторический экскурс представляется необходимым для лучшего понимания современной церковной ситуации в Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristos_Yannar...

Область научных интересов автора включает патрологию, раннехристианскую и средневековую философию, догматическое богословие, философскую теологию. Имеет две монографии и 60 публикаций, посвященных различным вопросам раннехристианской и средневековой мысли. Особый интерес А.Р. Фокина латинская патристика II-VIII вв. Библиография работ автора: I. Монографии: 1. Латинская патрология. Том I. Период первый. Доникейская латинская патрология (150 - 325 гг.). Греко-латинский Кабинет; Наука. М., 2005. 368 стр. 21 а.л. 2. Христианский платонизм Мария Викторина. Институт философии РАН, Центр библейско-патрологических исследований, Империум Пресс. М., 2007. 255 стр. 12.6 а.л.   II. Статьи: 1. Преложение Св. Даров в таинстве Евхаристии по учению Святого Иоанна Златоуста//Сборник: Патристика. Новые переводы, статьи. Издательство братства во имя св. князя Александра Невского. Нижний Новгород, 2001. С. 342-359. 2. Триадология Мария Викторина//Альфа и Омега, 23, 2000. 18 стр. 3. Августин Иппонский//Православная Энциклопедия. М., 2000. Т. I. 14 стр. 4. Святитель Лев Великий//Альфа и Омега, 25, 2000. С. 378-388. 5. Абеляр//Православная Энциклопедия. М., 2000. Т. I. 3 стр. 6. Учение Оригена о Логосе и логосах//Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 8, 2001. 30 стр. 7. Альберт Великий//Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. II. 4 стр. 8.  Свт. Амвросий Медиоланский. Богословие//Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. II. 6 стр. 9. Ансельм Кентерберийский//Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. II. 3 стр. 10. Текстологическое сопоставление Синодального перевода Нового Завета и издания Nestle-Alanda " a//Альфа и Омега, 28, 2001. 18 стр. 11. Семитизмы в Новом Завете//Альфа и Омега, 30 (2001); 32 (2002). 26 стр. 12. Фульгенций Руспийский//Альфа и Омега, 32, 2002. 8 стр. 13. Ареопагитики. Богословие//Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. III. 8 стр. 14. Арнобий Старший//Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. III. 3 стр. 15. Афанасий Великий. Богословие//Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. IV. 10 стр.

http://bogoslov.ru/person/263212

Вопрос о соотношении ветхого и нового в рамках единой традиции — один из самых важных для христианской жизни. «Традиционное» не означает архаичное, неподвижное, погребенное под обломками разрушенной культуры или мертвого языка. Так же точно и «новое» не означает спонтанное или интуитивное, попадающее в повседневную практику по прихоти какой-то группы людей или отдельного человека. Как сочетать вневременную истину и конкретную историческую ситуацию, какое вино в какие мехи вливать — задача, которая стоит перед каждым поколением христиан. В соответствии с древним принципом, сформулированным в виде максимы «lex orandi — lex credendi», правило веры Церкви находит подтверждение в законе ее молитвы. Богослужение — неотъемлемая часть традиции, в которой гармонично сочетается вечное и временное, божественное и человеческое. Это единство позволяет сохранить неповрежденным сокровище Предания, в центре которого находится воплощенный, распятый и воскресший Христос, и принимать во внимание разнообразие мировых культур и форм общественной жизни. Богослужение выявляет истину о христианском единстве, но делает это с учетом особенностей языка, традиций, того или иного мелодического строя. Нарушение этого равновесия приводит к искажениям, оптическому обману: литургия видится либо как заповедник, прибежище для правоверных, либо как пространство эзотерических смыслов, либо как религиозная версия секулярного мира. В этом контексте чрезвычайно важна адаптивная способность богослужения. Она выявляет истину о том, что при всех изменениях традиция пребывает неизменной, а внутри нее живет та же истина о Христе Спасителе, которая была передана Церкви с первых дней ее земного бытия. Знакомство с историей богослужебной реформы Католической Церкви в ХХ веке ставит перед христианским миром тот же самый вопрос о том, по каким законам существует традиция, в чем ее движущая сила. Изучение этого опыта не только интересно, но и полезно нам, православным христианам, особенно на фоне оживленных дискуссий о том, что может и что не может быть предметом корректировки того или иного богослужебного чина. Ведь законы, по которым существуют разные богослужебные традиции, не зависят от времени и географии, а иногда и от догматических различий.

http://bogoslov.ru/article/6171777

Кто поможет супружеской паре на грани развода? Как себя вести человеку, желающему остановить разрушение чужой семьи? Нужно ли готовить молодежь к вступлению в брак? Эти вопросы возникли в ходе обсуждения острой темы развода в православной семье на " круглом столе " в Феодоровском просветительском центре. Материалы встречи, подготовленные к печати Ольгой Сергеевой, публикуются под заголовком " Двое в подводной лодке " . Развод - зло, особенно непозволителен он для православных христиан. Но именно от последних более всего требуется духовная трезвость, размышление о том, как расторжение брака может быть оправдано в рамках евангельской системы духовных координат. Вопрос в том, правильно ли мы понимаем евангельскую " норму " , считает Тимур Щукин. Его размышления " Развод во спасение " публикуются под рубрикой " Linguasacra " . Как всегда, журнал откликается на значимые даты месяца. 3 февраля отмечается 100-летие преставления выдающегося православного миссионера - епископа Николая (Касаткина). О том, как он " крестил " Страну восходящего солнца, рассказывает доктор исторических наук Михаил Шкаровский. Его очерк называется " Русско-японский святой " . О священнике Псковской миссии Ливерии Воронове, прошедшем через ГУЛАГ, а в конце жизни преподавателе догматического богословия в духовных школах, мирно отошедшем ко Господу в 1995 году, когда стало возможно возрождение Церкви, в рубрике " Ленинградский мартиролог " рассказывает Анастасия Наконечная. Для новой рубрики журнала " Лазарева суббота " иерей Александр Гаврилов подготовил материал " Самоанализ как средство " о физиологе Геннадии Шичко, разработавшем в 70-80-х годах прошлого века концепцию выявления причин алкоголизма. Ученый отработал ее на практике, и она уже более 30 лет помогает зависимым избавиться от вредной привычки. Современные олигархи инвестируют западные футбольные клубы и автозаводы, а в царской России миллионеры поддерживали отечественную культуру. Благодаря династии Морозовых были построены десятки храмов, училищ, больниц. Арсений Морозов остался в истории не только как крупный фабрикант, но и как покровитель знаменитого старообрядческого хора. Очерк Екатерины Юсуповой " Поющий миллионер " продолжает серию публикаций об известных церковных хорах прошлого.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=205...

Нашим Центром были выпущены книга «Шестоднев против эволюции», ряд статей в различных печатных изданиях, в том числе в журнале «Благодатный огонь», издается альманах «Божественное откровение и современная наука», готовятся к печати очередные труды. — Как вы относитесь к «научному креационизму»? — Мы поддерживаем это направление в современной науке в той степени, в которой оно подтверждает мысли святых отцов о творении мира. Специфика заключается в том, что большинство ученых-креационистов на Западе — протестанты. Общаясь с ними и их публикациями, нам необходимо вырабатывать взвешенное критическое отношение к протестантскому богословию, не имеющему укорененности в святоотеческом Предании. — Как, по-вашему, если оставить всякое богословие, можно ли спор между эволюционистами и креационистами решить в пределах чисто научных баталий? — Вопрос не самый простой. Дело в том, что в полемике между сторонниками эволюционизма и креационизма звучат и богословские, и научные аргументы. Но сила их различна. Научные позиции всегда относительны, изменчивы, альтернативны. Одни факты удобнее описывать теорией эволюции (например, наличие мощных толщ осадочных горных пород со взаимным несогласием залегания), другие факты гипотезу об эволюции биологических видов опровергают и свидетельствуют о мгновенном творении каждого вида (например, факт полного отсутствия межвидовых переходных форм в напластованиях тех же горных пород). Научный спор может стать бесконечным перетягиванием каната. Если же учесть соображения духовные, то окажется, что концепция креационизма вполне вписывается в догматическое учение Православной Церкви, а эволюционизм, напротив, непримирим со святоотеческим учением. — А что, все святые отцы как один были креационисты? — Да, несомненно. — Значит, несправедливо, как это иногда делается, связывать креационизм с протестантизмом? — Разумеется, несправедливо. Креационизм коренится в Библии. Его исповедовали Христовы апостолы и все святые отцы: и Каппадокийцы, и святой Иоанн Златоуст, и преподобный Ефрем Сирин, и преподобный Иоанн Дамаскин...

http://pravoslavie.ru/press/blagogon/07/...

Остановлюсь на вопросе о богословском, догматическом, учительном значении богослужебных текстов. На мой взгляд, богослужебные тексты обладают для православного христианина неоспоримым богословским и учительным авторитетом. По своей догматической безупречности они следуют сразу же за Священным Писанием. Будучи не просто творениями выдающихся богословов и поэтов, но частью молитвенного опыта людей, достигших святости и обожения, богослужебные тексты по своему богословскому авторитету стоят, как думаю, даже выше творений Отцов Церкви. Ибо не все в творениях Отцов имеет равную ценность и не все получило общецерковное признание. Богослужебные тексты, напротив, признаны всей Церковью в качестве «правила веры», ибо в течение многих веков читались и пелись повсеместно в православных храмах: все ошибочное и чуждое, что могло бы вкрасться в них по недоразумению или недосмотру, было отсеяно самим церковным Преданием; осталось лишь чистое и безупречное богословие, облеченное в поэтические формы церковных гимнов. Сказанное относится прежде всего к уставным чинопоследованиям служб суточного круга, а также службам седмичного и годового кругов, содержащимся в Октоихе, Триоди постной, Триоди цветной и Минеях. В литургических текстах, вошедших в эти книги, нашли свое преломление и истолкование многие эпизоды из жизни Христа и многие аспекты Его учения. В этом смысле можно говорить о том, что литургические тексты являются «Евангелием от Церкви». В течение всего церковного года – от Рождества до Вознесения – земная жизнь Спасителя проходит перед духовным взором верующего. И именно богослужебные тексты дают ему возможность соприкоснуться с евангельской историей, которая благодаря им становится частью духовного опыта верующего. Богослужебные тексты позволяют христианину быть со Христом в Вифлееме во время Его рождения, на Фаворе в момент преображения, в Сионской горнице во время Тайной Вечери, на Голгофе в день распятия. Богослужебные тексты – не просто комментарий к Евангелию. Во многих случаях они говорят о том, о чем Евангелие умолчало. Приведу в пример богослужение праздника Рождества Христова. В Евангелии о Рождестве сказано очень лаконично: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» ( Мф.1:18-19 ). Многое здесь осталось за кадром. Евангелие умолчало, в частности, о личной драме Иосифа: можно только догадываться о его переживаниях, сомнениях, о том, что он мог говорить своей Невесте, когда обнаружил, что Она беременна. Богослужебные тексты Православной Церкви пытаются в поэтической форме восстановить диалог между Иосифом и Марией:

http://azbyka.ru/pravoslavnoe-bogosluzhe...

Свт. Григорий активно участвовал во II Вселенском соборе, на котором он произнес слово «О Божестве Святого Духа», «Надгробное слово Мелетию Антиохийскому », председателю собора, который умер после его начала, а также слово по случаю избрания свт. Григория Богослова епископом Константинополь (это слово не сохранилось). После собора, согласно указу императора Феодосия Великого, свт. Григории Нисский , митр. Отрий Мелетинский и митр. Элладий Кесарийский были объявлены хранителями православия на Понте и общение с ними считалось обязательным для желающих называться православными 1074 . Затем по поручению собора свт. Григорий в качестве императорского посланника отправился в Аравию 1075 , для того чтобы навести порядок в делах тамошней Церкви. Возвращаясь из Аравии, свт. Григорий посетил Иерусалим 1076 для успокоения волнений вокруг свт. Кирилла Иерусалимского . Наблюдая в Иерусалиме напряженные отношения между паломниками, свт. Григорий в письмах высказывался против паломничества в Святую землю 1077 . Ближе к концу 380-х гг. свт. Григорий отошел от занятий, связанных с церковной политикой. Он поселился в монастыре в Ниссе 1078 , где вел аскетическую жизнь и занимался литературным творчеством. В 394 г. свт. Григорий посетил Константинополь для участия в соборе, посвященном устроению дел в Аравийской церкви. Это последнее, что мы знаем о свт. Григории; точная дата его смерти неизвестна. Творения свт. Григория могут быть разделены на экзегетические, философско-догматические и нравственно-аскетические. Важнейшими из экзегетических сочинений свт. Григория являются следующие: «О Шестодневе», «Об устроении человека», «О жизни Моисея законодателя», «О надписании псалмов», «На псалом шестой», «Точное истолкование Екклесиаста Соломона», «Точное изъяснение Песни Песней Соломона», «О чревовещательнице», «О молитве», «О блаженствах». К важнейшим философско-догматическим сочинениям принадлежат: «Большое огласительное слово», «Против Евномия», «К Симпликию о вере», «К Авлалию о том, что не три Бога», «К эллинам на основании общих понятий», «Слово о Святом Духе против македониан», «Слово о Божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму», «Опровержение мненнй Аполлинария», «Против Аполлинария к Феофилу, епископу Александрийскому», «О душе и воскресении», «О младенцах, преждевременно похищенных смертью», «Против учения о судьбе». К важнейшим нравственноаскетическим сочинениям относятся: «К Армонию о том, что значит имя и название христиан», «О совершенстве и о том, каким должно быть христианству. К Олимпию монаху», «О цели жизни по Боге; об истинном подвижничестве», «О девстве».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Серафима, а через него и к святоотеческому учению о творении. По подсчетам социологов, 40 % американских родителей желали бы, чтобы их детям в школе представляли креационистскую теорию происхождения мира, 40 % - за то, чтобы обе теории (и эволюционная, и креационистская) были бы представлены в равной степени, и только 10 % согласны с нынешним положениям, когда в школе преподается только эволюционная гипотеза. Отец Дамаскин выразил уверенность, что уже в ближайшем будущем руководители образования США прислушаются к мнению общественности. Аудитория в этот момент с некоторой завистью слушала американского гостя. Дело в том, что до него выступал автор учебника по Общей биологии для 10-11 классов общеобразовательных школ Вертьянов С.Ю., написанного с православных позиций. Несмотря на положительные рецензии многих ученых-биологов, в том числе и академиков, министр образования России заявил, что этот учебник «через него никогда не пройдет». Исходя из слов иеромонаха Дамаскина о том, что этим учебником заинтересовались и в США и готовы перевести его, так как лучшего нет и у них, скорее в Америке дети будут учиться по нему, чем в православной России. В научно-естественной апологетике сильным аргументом является тот факт, что многие ученые были верующими людьми. Вот далеко не полный список выдающихся ученых-христиан: Коперник, Кеплер, Галилей, Паскаль, Гюйгенс, Ньютон, Лейбниц, Бойль, Мариотт, Эйлер, Вольта, Кулон, Ампер, Ом, Фарадей, Джоуль, Гаусс, Максвелл, Кельвин, Мендель, Планк, Гейзенберг, Борн, Ломоносов, Лобачевский, Менделеев, Попов, Туполев, Королев, Курчатов. Так что тезис «наука и вера несовместимы» не выдерживает никакой критики. Интересны были доклады, с богословских позиций отстаивающие библейское и святоотеческое учение о творении мира Богом. Руководитель Миссионерско-просветительского центра «Шестоднев» священник Константин Буфеев провел связь между догматом о творении и церковным учением о конце мира. Из множества мыслей Святых Отцов, приведенных о. Константином, укажем одну, святителя Кирилла Иерусалимского: «Если сравнить трудность вещи: то что тяжелее, с начала ли изваять статую, или упавшую привести в прежний вид? Бог, Который сотворил нас из ничего, ужели не возможет воскресить существующих, когда умрем?» Примечательно, что святитель Василий Великий в «Беседах на Шестоднев» полемизирует не только с теми, кто, не принимая догмата о творении мира из ничего, следует эллинскому пантеистическому учению о вечности материи, но обличает также отвергающих догматическое учение о конце веков: «Но они до того не расположены вникать сим истинам, что даже громким смехом встречают нас, когда мы возвещаем кончину сего мира и вечное пакибытие».

http://pravoslavie.ru/16160.html

Апостолы точно также учили о Нем, как о Сыне Божьем. Сия есть заповедъ Божия, пишет апостол Иоанн Богослов, да веруем во имя Сына Его Иисуса Христа. ( Ин.3:23 ). В том же члене символа веры Иисус Христос называется Господом в том смысле, что Он есть истинный Бог, ибо имя Господь есть одно из имен Божиих. О Божестве Иисуса Христа Сына Божия так говорит священное писание: в начале бе Слово и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово ( Ин.1:1 ). Здесь Слово называется Богом, а под именем Слова разумеется Сын Божий Иисус Христос. Итак, братие, Иисус Христос есть Сын Божий, Господь. Будем же веровать всем сердцем и всею душею в Господа нашего Иисуса Христа. По вере во Христа мы называемся христианами, по вере в Него дается нам спасение от Бога. Мы в Христа Иисуса веровахом, да оправдимся от веры Христовы ( Гал.2:16 ), пишет апостол Павел, и несть иного имене под небесем даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам ( Деян.4:12 ), говорит апостол Петр. Вера в Иисуса Христа соединяет нас с Богом и делает нас чадами Божиими. Иже аще исповесть, яко Иисус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает, и той в Бозе. ( Ин 4:15 ), говорит апостол Иоанн Богослов. Вси вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе, говорит апостол Павел, ( Гал.3:26 ). Веруя в Сына Божия, будем, братие, любить Его и любовь свою показывать на деле исполнением заповедей Его. Аще кто любит Мя, говорит Иисус Христос, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим ( Ин.14:23 ). Аминь. 1 Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа Читать далее Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010