А кто из вас обидел меня, кто ненавидел (были такие) праведно или ложно, да простит вам всем Господь. От искреннего сердца прошу, чтобы Господь всех вас простил и вразумил, и привел ко спасению. Благословение Божие да будет со всеми вами во веки. Поминайте меня, грешного. Аминь. 13 августа 1963 г.   Завещание Очень прошу всех родных и близких твердо держаться православной христианской веры и прилагать до смерти все усилия ко спасению души через исполнение евангельских заповедей и частого (не меньше одного раза в год [Завещание было адресовано конкретным людям, среди которых были и считавшие нормальным причаститься один раз в несколько лет. Батюшка советовал причащаться раз в месяц и даже чаще, если есть силы приступать к Чаше с сокрушением сердца о своем недостоинстве и должным приготовлением.]) исповедания грехов и причащения. В течение моей жизни я находил утешение в самых тяжких обстоятельствах и искушениях лютых — в вере в Господа Иисуса Христа и в молитве. Прошу жалеть и любить друг друга, помогать взаимно в материальной и духовной нужде. Где мир и любовь — там Бог, там радость и спасение, а вражда и зависть от дьявола. Спасайтесь. И. Никон ЗАПОВЕДИ БОЖИИ Ольге Н.Ч. Сентябрь 1958 г.   Благодарю Вас, что Вы поклонились от меня Игнатию Брянчанинову. В эти дни мысль моя часто обращалась к Вам, я не мог объяснить этого. Теперь понятно. Думаю, что и Владыка Игнатий помянул Вас и впредь не забудет, чего очень желаю для Вас и себя. Вы говорите, что слушались бы каждого слова о. Серафима, а я Вам говорю, что это Ваша мечта, а не действительность. Человек, который не слушает Бога в заповедях Его (вернее, не может во всем слушаться, пока не смирится) никак не может во всем слушаться и исполнять волю человека. Господь везде. Попробуйте в самом малом слушаться Господа, делать пред лицом Его то, что Вы делаете ежедневно. Попробуйте. Сидите ли, стоите, лежите, смотрите, отвечаете, говорите, относитесь к ближнему, думаете и проч., попробуйте все это делать по заповеди Божией, как бы пред Самим Богом, ибо воистину везде Господь. Им мы живем и движемся, и существуем. Попробуйте так делать хоть в течение одного часа. Если Вы могли бы во всем слушать человека, то почему бы Вам хоть в течение часа ежедневно не слушаться Господа?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=884...

Будучи имманентным Богом, Дух Святой ведет историю ко Второму Пришествию Христа неощутимо, но и непреодолимо. Он не допускает, чтобы человеческая свобода исказила предвечный замысел Господа. Вместо греческой судьбы, по убеждению Христианства, действует Дух Святой, действует в согласии со свободой, с самоопределением человека, но вместе с тем действует как Совершитель предвечных замыслов Господних. Дух Святой сокрыт. Ни в Откровении, ни в учении Церкви, ни в наших религиозных переживаниях Он не имеет четкого выраженного, определенного образа, являясь только в символах: то в виде голубя (ср. Ин 1, 32), то в виде огненных языков (ср. Деян 2, 3), то в шуме ветра (ср. Деян 2, 2). Однако в каждом случае Дух Святой означает Силу, Могущество и Действие. Христос начал новую историю человечества искуплением. Он ее и завершит, сказав Свое последнее слово. Однако те века, которые лежат между Вознесением Христа на небо и Вторым Его Пришествием, ведет Дух Святой. История, ведомая Силою Духа Святого, стремительно направляется к престолу Христа Судии. ПОСЛЕСЛОВИЕ  ПЕРЕВОДЧИКА      Перевод на русский язык богословского труда выдающегося литовского религиозного философа Антанаса Мацейны «Агнец Божий» осуществлен с первого литовского издания этого произведения за рубежом (Putnam, США) в 1966 году. В 1991 году литовское издательство «Minmis» («Мысль») начало печатать Собрание сочинений философа, которое предположительно должно составить двенадцать томов. «Агнец Божий» представляет третью часть теологической трилогии Мацейны, которая вошла в четвертый том Собрания сочинений философа. Первая часть богословской трилогии – Гимн солнца» (1954), посвящена жизни св. Франциска Ассизкого; вторая – «Великая Помощница» (1958) – осмыслению бытия и деяний Богоматери Марии; третья часть трилогии представлена «Агнцем Божиим».       Трилогия, которую составляют богословско-философские труды литовского мыслителя, является своеобразным продолжением или, вернее, развитием первой трилогии Мацейны «Cor inquietum», в которую вошли уже известные российскому читателю сочинения А.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В сочинении «К монахине Ксении» св. Григорий Палама, ссылаясь на то же место Священного Писания, уточняет еще, что здесь под смертью подразумевается смерть души (θνατον ενταθα τον της ψυχς πντως λγων). См.: ΓΡΗΓΟΡΙΟΥ ΤΟΥ ΠΑΛΑΜΑ. ΣΥΓΓΡΑΜΜΑΤΑ. ΤΟΜΟΣ Ε " . ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗ, 1992. Σ. 196. Согласно же преп. Анастасию Синаиту, под «грехом не к смерти» следует понимать грех по неведению (την εν γνοια), а под «грехом к смерти» — сознательный грех (την εν γνσει). См.: ΦΙΛΟΚΑΛΙΑ ΤΩΝ ΝΗΠΤΙΚΩΝ ΚΑΙ ΑΣΚΗΤΙΚΩΝ. Τ. 13 Β. ΑΝΑΣΤΑΣΙΟΥ ΤΟΥ ΑΠΑΝΤΑ ΤΑ ΕΡΓΑ. ΕΡΩΤΗΣΕΙΣ ΚΑΙ ΑΠΟΚΡΙΣΕΙΣ (Α–ΞΔ) " . ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗ, 1998. Σ. 402. 141 См.: Мф. 8, 22. Примерно ту же мысль св. Григорий высказывает в другом своем сочинении (опять же со ссылкой на Мф. 8, 22): «Есть и мертвость души, хотя она по природе пребывает бессмертной». См.: ΓΡΗΓΟΡΙΟΥ TOY ΠΑΛΑΜΑ. ΣΥΓΓΡΑΜΜΑΤΑ. ΤΟΜΟΣ В " . ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗ, 1966. Σ. 144. Сходное толкование указанного места можно встретить в одном из фрагментов «Комментария на Евангелие от Матфея» Оригена. Он, в частности, замечает, что «душа, сущая во зле, является мертвой» (ψυχ εν κακα οσα νεκρ στιν). Поэтому совершенно справедливо (καλς) «грех называется смертью, а сущий в этом грехе — мертвецом». См.: ΩΡΙΓΕΝΗΣ. ΜΕΡΟΣ ΣΤ "http://ΒΙΒΛΙΟΘΗΚΗ ΕΛΛΗΝΩΝ ΠΑΤΕΡΩΝ ΚΑΙ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣΤΙΚΩΝ ΣΗΓΓΡΑΦΕΩΝ. Τ. 14. ΑΘΗΝΑΙ, 1958. Σ. 281–282. 142 См.: Быт. 2, 17; 3, 6. Ср. толкование: «Слова вкусить от древа познания добра и зла означают воспринять в свою душу смешение добра и зла, то есть жить так, чтобы и добро, и зло можно было осуществлять по мере надобности, подобно тому, как змея меняет позы своего гибкого тела. Эту форму… и предложил змий душе человека». Протоиерей Николай Иванов. И сказал Бог… С. 181–182. 143 См.: Быт. 3, 19. Согласно разъяснению свт. Филарета, «человек и в состоянии непорочности был земля по своему происхождению; но сия земля закрыта и ограждена была от тления образом Божиим и силою древа жизни: по совлечении образа Божия она обнажается и, с удалением от древа жизни, предается естественному разрушению». Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия. С. 70–71. 144

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Весной 1938 г. о. Филипп был направлен настоятелем в русский православный приход в Вене, где вскоре был возведен в сан архимандрита. Он служил в Никольском соборе в Вене до 1942 г., когда при содействии епископа Василия (Павловского, 1880–1945), викария Берлинской и Центрально-европейской епархии РПЦЗ, был переведен в Берлин. 14 июня 1942 г. архимандрит Филипп (Гарднер) был хиротонисан во епископа Потсдамского, викария Берлинской и Германской епархии РПЦЗ. Одновременно он был настоятелем берлинского Воскресенского собора. Ввиду серьезных трений с митрополитом Берлинским и Германским Серафимом (Альфред Ляде), со взглядами которого епископ Филипп был кардинально не согласен, в 1944 г. он был уволен на покой и больше не служил, а в мае 1945 г. сочетался браком с Хельгой Фирцлафф; через шесть лет, согласно собственному прошению, Синод РПЦЗ снял с него епископский сан. Диссертация И.А. Гарднера (PhD) была посвящена теме «Проблема древнерусского церковного демественного пения и его безлинейной нотации» (1965). Гарднеру принадлежит около пятисот различных произведений (публикации, научные работы, статьи и заметки, в том числе в газете «Русская мысль» под псевдонимами «Присутствовавший» и «Мирянин»), а также 160 духовно-музыкальных произведений. После его смерти архив (вернее, то, что от него осталось после пожара в январе 1944 г. в Берлине: книги, нотные материалы, переписка, часть фотоархива) был передан в бенедиктинское аббатство Нидеральтайх (в Нижней Баварии, Германия) – крупный центр экуменической деятельности (этот монастырь известен как центр изучения и поддержки византийского обряда в католичестве: с 1958 г. здесь проходят богослужения по византийскому обряду на немецком языке, в 1986 г. для таких богослужений была освящена церковь во имя Николая Мирликийского; с 1962 г. в аббатстве работает экуменический институт); архив Гарднера хранится здесь в специальном библиотечном фонде под названием Gardneriana. См. также: Гарднер И.А. Сборник духовных песнопений для хора без сопровождения. M.; СанФранциско, 2009.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вечную жизнь я не могу мыслить, как непрестающее восхождение, я вполне разделяю мысль св. Максима, что человеку положено такое совершенство, такая полнота, после которой не будет уже «возрастания» . И если бы вечность для человека мыслить как непрестающее торжественное и блаженное восхождение, то в конечном итоге это превращается в «дурную» бесконечность. Не говоря уже о том, что всегда восхождение от меньшей меры в большую связано с болезненным подвигом или, по крайней мере, напряжением. Но как Христос «вошел Предтечею за нас во внутреннейшее за завесу, сделавшись Первосвяшенником на век по чину Мелхиседека» , так и достойным из сынов человеческих будет в вечности дана та же слава. Мне представляется очень важным выяснить, в чем непреложным и неизменным в вечности останется различие между Богом и тварью. Эта, так сказать, «онтологическая дистанция» относится к сущности Божества. Но любовь Бога к человеку, выявленная в воплощении, открывает нам план Творца сделать человека причастником Божественной славы в ее безначальной полноте. Так и св. Симеон Новый Богослов в 34-м гимне говорит, что Владыка не считает недостойным Себя видеть рабов равными Ему, но и радуется сему . 4 июня 1958 г. Простите. Думая еще продолжить мое письмо, не отправил его даже до сего дня. Я послал Вам на днях «ЖМП» за два года, недостающие Вам номера. Постараюсь достать и остальные. Перешлю их постепенно. Также и «Голос Православия» (берлинский), и чешский тоже постараюсь найти. Недостаток богословской культуры в наше время может привести к еще большему ущербу в проповеди слова Божиего, чем это было бы во времена наших святых отцов. В этом я вполне следую Вашему мнению, сам себя сознавая, однако, лишенным такой культуры. К сожалению, нередко в истории нашей Церкви мы видим некоторый «неучет» этого момента в сознании не только среднего священства, но и высшего. Впрочем, «неучет» самый связан еще и с тем, что иметь подлинно свыше данный «опыт догмата», т. е. когда духовный аскетический акт или состояние сливается воедино с «познанием» или догматическим видением, не достигается одними человеческими силами или желанием. Так что ни «святости», ни «мудрости» в большинстве случаев не хватает служителям Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=186...

Глава 5. «Как весенний цветок, увидеть который я не ожидал...» Именно в такой аллегорической форме вспоминал Иоанн XXIII посетившую его мысль о созыве Собора спустя два месяца после своего вступления на престол римских первосвященников в конце декабря 1958 г. А 25 января 1959 года в соборе св. Павла он уже обратился к кардиналам с приватной речью, в которой, уделив внимание духовным нуждам своей епархии и всего человечества, объявил о намерении созвать Римский епархиальный Синод и Вселенский Собор. 17 мая 1959 года, в день праздника Пятидесятницы, им была учреждена Предподготовительная комиссия. Возглавил ее Государственный секретарь кардинал Доменико Тардини, секретарем стал монсиньор Перикле Феличи, членами – все ассесоры и секретари священных римских конгрегаций. В задачи Комиссии входила связь со всеми епископами и католическими университетами для получения предложений и тем, подлежащих обсуждению на Соборе, а также нахождение приемлемых структур для различных подготовительных органов – комиссий и секретариатов. (Письма епископам мира с просьбой высказать свои мнения и предложения были разосланы на следующий день.) Через год, 5 июня 1960 года, специальным документом Иоанн XXIII объявил о создании Центральной подготовительной комиссии, 10 Специальных и 3-х секретариатов. Отдельно было сказано и о четырех стадиях работы Собора: предподготовительной, подготовительной, соборной и «обнародование Деяний Собора», которые необходимо не только публиковать, но и разъяснять, чтобы они вошли в сознание и жизнь людей, способствуя их духовной жизни и облагораживанию деятельности. Официальная работа комиссий началась в ноябре того же года, после торжественной папской аудиенции в соборе св. Петра. Секретариаты и комиссии готовили и представляли в Центральную комиссию тезисы-схемы, подлежащие рассмотрению на Соборе. О сложности и важности работы Центральной комиссии говорит уже тот факт, что на свои сессии в подготовительный период (время от 5 июня 1960 года до 21 июня 1962 года) она собиралась семь раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Доцент МДА В. Сарычев в статье 118 «Задачи русской духовной школы» отмечает, что поскольку текстологическая проблема поставлена инославным миром – критическими методами искания первоначального текста Священного Писания, – то для православия «главная задача состоит в определении лучших путей восприятия его содержания и смысла». 119 Эта мысль автора коррелирует с научной деятельностью еп. Михаила (Чуб), среди публикаций которого значительное количество посвящено именно текстологии. Особое место в рассматриваемый период занимают статьи, посвященные выдающимся ученым-библеистам, богословским диалогам с инославными христианами, а также участию в зарубежных конгрессах. Эти публикации имели особое значение, поскольку предоставляли читателям актуальные сведения по библеистике. В. Сарычев подчеркивает, насколько важно «углубление внутреннего знания священного текста, то есть преобладание экзегетической части курса над исагогической». 120 Подтверждением данной мысли является значительное количественное превосходство статей экзегетического характера над исагогическими. Следует отметить, что время написания большинства рассмотренных статей приходится на сложную общественно-политическую ситуацию в государстве (т. н. «хрущевские гонения» 1958–1964 гг.). Поэтому, несмотря на то, что большая часть статей не являются строго научными, нельзя отрицать важность этих публикаций. Это же относится и к публикации рецензий, а также к особой категории статей, появившихся именно в этот период и посвященных «борьбе за мир во всем мире». Таким образом, отечественные православные библеисты, несмотря на непростые условия их работы, делали все, что могли, для сохранения традиций русской библеистики. Источники и литература 1 . II Международный съезд ученых в Оксфорде, посвященный изучению Нового Завета (11–15 сентября 1961 года)//Журнал Московской Патриархии. М., 1961. 11. С. 72–77. 2 . Бежгу Г., свящ. Дружба по Священному Писанию //Журнал Московской Патриархии. М., 1957. 12. С. 31–35. 3 . Богословский И. Учитель Церкви//Журнал Московской Патриархии. М., 1954. С. 34–38.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

И предполагается, что со временем, когда это станет нормой, когда православные разных национальностей привыкнут друг к другу, они образуют естественным путем единую поместную Церковь – французскую, бельгийскую, и т.д. Это случится, когда Богу будет угодно, и тогда надо будет думать, какой статус этой Церкви предоставить. Мы не сняли этих противоречий, не решили, кому будет подчиняться та или иная структура, но, пока мы будем это обсуждать, надо что-то делать. И мы это делаем. Я рассказал вам только об одной теме. Таких тем десять. Мысль о том, что нужно восстановить соборное управление Церковью, возникла в начале ХХ века. Что мешало? Этому мешали исторические обстоятельства: Европа была поделена между империями, и собраться вместе епископам из Османской, Российской, Австро-венгерской империи было физически трудно. С другой стороны, не было таких средств сообщения: сейчас сел на самолет – и через три часа ты в Европе. Раньше на такое путешествие нужно было потратить месяцы, а то и годы. Но сознание того, что есть вопросы, которые нужно решать вместе, было. Были попытки решать их путем переписки. Так, в 1904 г. Константинопольский патриарх Иеремия IV разослал, условно говоря, вопросник. Там были вопросы о церковном календаре, о том, как относиться к инославным, и прочее. И каждая Церковь присылала свои ответы. Их пытались суммировать и выработать общеправославную позицию по тем или иным вопросам. Неудобства такого способа: во-первых, страшная растянутость во времени, во-вторых, пока согласовывают общую позицию, все успевает перемениться, а это было начало ХХ века, все менялось очень быстро. Некоторые Церкви, например, прекратили свое существование: Черногорская Церковь влилась в Сербскую. Когда политическое положение стабилизировалось, было несколько попыток созвать такие соборы, или собрания, которые предварили бы соборы. Например, была попытка собрать всеправославный конгресс в Константинополе в 1923 г. – неудачная, потому что половина Церквей в ней не участвовала. Русская Церковь в 1923 г. естественно, никакой возможности полноценно участвовать не имела. Три восточных патриарха не приняли участие в силу своих личных отношений с патриархом Мелетием, который был инициатором и председателем этого конгресса. Но, тем не менее, конгресс состоялся, однако большая часть его решений не получила общеправославного признания, кроме решения о принятии юлианского календаря, так называемого «нового стиля». С 1923 г. этот календарь был введен в некоторых Поместных Церквах. В 1936 г. была попытка собраться на Афоне – но Русская Православная Церковь не принимала участия – 30-е годы, о чем говорить? Кроме того, Константинопольский Патриархат тогда поддержал наших раскольников – «обновленцев» и пригласил их на этот собор. Участвовать вместе с ними Патриаршая Русская Церковь, естественно, не могла. Когда стало посвободнее, в 1948, 1958 г. были попытки собрать такие совещания, но

http://pravoslavie.ru/50217.html

Источники и литература: Афанасий Великий , свт. На слова: вся Мне предана суть Отцем Моим ( Мф 11. 27 )//Он же. Творения. В 4-х т. ТСЛ: Собственная типография, 1902–1903. Т. 1. 1902. С. 268–276. Афоризмы Будды. URL: http://www.minglano.ru/r/budda/302–1 (дата обращения 01.07.2018). Бальтазар, Ханс Урс фон. Достойна веры лишь любовь. М.: Издательство Истина и Жизнь, 1997. Василий (Кривошеин) , архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов . Paris: Ymca-Press, 1980. Василий (Кривошеин) , архиеп. Спасительное дело Христа на Кресте и в Воскресении//Журнал Московской Патриархии. 1973. 2. С. 64–69. Глубоковский Н. Н. Христово уничижение и наше спасение (Библейско-экзегетический анализ Флп 2. 5–11 )//Православная Мысль. 2. Париж, 1930. С. 86–101. Григорий Богослов , свт. Слово 38//Он же. Творения. В 2-х т. СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1912. Т. 1. С. 522–532. Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. В 2-х т. М.: Гос. Издательство иностранных и национальных словарей, 1958. Т. 1. С. 933–934. Иоанн Дамаскин , преп. Точное изложение православной веры /пер. с греч. и комм. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова , А. И. Сарагды, Н. И. Сарагды//Творения преподобного Иоанна Дамаскина . Источник знания. М.: Издательство Индрик, 2002. С. 156–337. Иоанн Дамаскин , преп. Три защитительных слова в защиту святых икон (Pro sacris Imaginibus Orationes tres)//J.-P. Migne (ed.). Patrologiae cursus completus (series Graeca) (далее – PG). In 161 t. Paris, 1857–1866. Vol. 94. 1227–1421. Иоанн Златоуст , свт. Беседы на Послание к Филиппийцам//Творения отца нашего свт. Иоанна Златоуста , архиеп. Константинопольского. В 12-ти ч. СПб.: Издательство СПбДА, 1898–1906. Ч. 11. Кн. 1. С. 276–286. Иоанн Златоуст , свт. О Кресте и разбойнике (Sermones panegyrici in Solemnitates). PG 49: 399–418. Кирилл (Зинковский) , иером., Мефодий (Зинковский) , иером. Историческое и евхаристическое тело Христа в сотериологии преп. Симеона Нового Богослова //Материалы Второй международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия «Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие». Москва, 11–13 декабря. 2014, М.: Издательство Познание, 2017. С. 232–252.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Лит.: Кончина М. Ковалевского. SOP. 1988. 130 Рахманова M. M.E. Ковалевский. Золотая книга эмиграции. М., 1997. Ковалевский Петр Евграфович (16.12.1901, СПб. 27.4.1978, Париж, Франция), историк, церковно-общественный деятель. Из семьи дворянства, сын Е.П. Ковалевского. Учился в С.-Петербургской гимназии, эмигрировал с родителями через Константинополь на Юг Франции (1918), а затем в Париж (1920), прислуживал в храмах Ниццы и Парижа, посвящен в иподиакона митр. Евлогием (Георгиевским) в Св.-Александро-Невском соборе в Париже (18.10.1921), окончил филологический факультет Парижского университета со степенью доктора филологических наук (1926), членоснователь Братства Св. Александра Невского (1921), член Братства Св. Троицы (1924) и Братства Св. Фотия (19251931), профессор русской словесности в лицее в Париже (19261941), состоял в юрисдикции митр. Евлогия, старший иподиакон и начальник штата иподиаконов и прислужников каф. собора при митр. Евлогии и его преемниках (19211978), преподаватель латинского языка в Парижском Св.-Сергиевском богословском институте (19251950), секретарь Комитета по обеспечению высшим образованием русской молодежи за границей (Федоровского комитета) (19261930), профессор Парижского православного французского института Св. Дионисия (1945), декан того же института (1965), доцент Парижского университета по кафедре истории России, член епархиального совета Русского Экзархата КП по избранию от мирян (19561978), долголетний секретарь приходского совета Св.-Александро-Невского собора в Париже, секретарь Общества памяти о. Иоанна Кронштадтского , председатель Общества охраны русских культурных ценностей, вице-председатель Русской академической группы в Париже, товарищ председателя Союза русских писателей и журналистов во Франции, сотрудник газеты «Русская Мысль». Автор книг и многочисленных статей, изданных в «Церковном Вестнике», «Русской Мысли» и др., а также частично изданных дневников. Соч.: Manuel d " histoire russe. P., 1948 Saint Serge et la spiritualité russe. P., 1958

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010