с англ. Т. Майданович. Рига, 1992); School for prayer. L.; Darton, 1970; Meditation on a Theme: A Spiritual Journey. L.; Oxf., 1971 (рус. пер.: Духовное путешествие: Размышление перед Великим постом: Пер. с англ. М., 1997. Минск, 19982); God and man. L., 1971; Courage to pray: Transl. from the French. L., 1974; La Sainte Liturgie, lieu de l " Esprit. P., 1975; Проповеди и беседы. П., 1976. М., 1991п; Во имя Отца и Сына и Святого Духа: Проповеди. П., 1982. М., 1993. П., 19952. К., 1997п; The Essence of Prayer: Living Prayer; School for Prayer; God and Man; Courage to Pray. [L.], 1986, 1989; Беседы о вере и Церкви. М., 1991; О встрече. СПб., 1994. Клин, 19992; Таинство любви: Беседа о христианском браке. СПб., 1994, 1999; Любовь всепобеждающая: Проповеди, произнесенные в России. СПб., 1994; Войду в дом Твой... СПб., 1994. Минск, 19982; Дом Божий: Три беседы о Церкви. М., 1995, 19982. Минск, 19983; Человек перед Богом. М., 1995, 20002; Жизнь. Болезнь. Смерть. М., 1995, 19972. Минск, 19983; Беседы о молитве. СПб., 1996; Воскресные проповеди. Минск, 1996; " Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия... " : Беседы на Евангелие от Марка, гл. 1-4. М., 1998; Пути христианской жизни: Беседы. М., 1998. Литература: Наречение и хиротония архим. Антония (Блума)//ЖМП. 1958. 2. С. 10-15; Gibbard M. Twentieth Century Men of Prayer. L., 1974. P. 89-98; Митрополиту Сурожскому Антонию 75 лет//ЖМП. 1989. 11. С. 8-11; Crow G. An Orthodox Visionary: 75th Birthday Profile of Metropolitan Anthony//Church Times. 1989. June 16; Аверинцев С. С. Огонь остается огнем: Вступ. слово к интервью...//Звезда. 1991. 1; он же. По ту сторону " традиционализма " и " либерализма " : О новых публикациях бесед и проповедей митр. Антония (Блума)//Континент. 1996. 87. С. 286-291; Кырлежев А. Митр. Антоний Сурожский – " заезжий православный миссионер " в России//Там же. 1994. 82. С. 220-236; он же. Митрополит Сурожский Антоний//Итоги. 1996. 20 авг. С. 67-69; Седакова О. Проповедь для взрослых//Русская мысль. 1998. 26 нояб. – 2 дек. Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 14.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_66576.html

Статья Тема миссионерского служения для известного православного богослова В. Н. Лосского (1903–1958) всегда была актуальной и соотносилась с темой властвования. Однако единственная форма духовной «властности», приемлемая для Лосского, выражалась в миссионерской деятельности Свято-Фотиевского братства и ее результатах. Именно богословское истолкование власти как звена между земным и горним вело к пониманию православной миссии как той «части церковной жизни, где живой благодатный организм Церкви соприкасается с непросвещенным миром» . Православная миссия, в которой, находясь в братстве, принимал активное участие Лосский, являлась воплощением особой духовной властности — власти света Христова, света, своей силой управляющего душами человеческими. Так, провозглашение на Литургии Преждеосвященных Даров «Свет Христов просвещает всех», встречаемое коленопреклоненно, и есть символ той власти, которой обладает просветительный потенциал православной миссии. Принятие на себя миссионерской задачи как формы особой власти, свойственной христианству, и необходимо рассматривать в качестве вектора решения вопроса отношения к власти со стороны В. Н. Лосского. Очевидно, что такие решение не принимаются и не исполняются просто, каждый такой выбор сопряжен с вдумчивым осмыслением своего поведения в условиях внешнего давления. Именно такой прессинг испытывали на себе члены братства Фотия, когда принимали решение остаться в подчинении Московскому Патриархату, но этот выбор оказался шагом к реализации себя в миссионерском призвании. В докладе В. Н. Лосского от 1937 г., фиксирующего этапы становления братства Святого Фотия, миссионерская задача определена как ключевая: «В 1928–29 годах Братство участвовало в организации первой французской общины, правда, восточного обряда, но она сыграла роль в деле развития западного Православия, хотя бы даже благодаря тому интересу, который она вызвала, в среде русской церковной диаспоры, к православной миссии во Франции (Париж, Ницца, Страсбург), посвященной работе по возрождению западного Православия. Мы неоднократно заявляли, что главным религиозным долгом русской эмиграции является миссионерство, проповедь среди народов Запада. Такова же была мысль Блаженного Сергия Московского, выраженная в его послании к русским карловацким епископам» .

http://bogoslov.ru/article/6194119

Это придает книге единство, но и ограничивает ее масштаб и сужает перспективу. Оуэн Чедвик (Owen Chadwick) в своей вступительной лекции в Кембриджском университете в 1958 г. говорил об одном выдающемся ученом следующим образом: «Крейтон, первый профессор церковной истории в Университете, считал, что трудно интересоваться историей Церкви – подчеркнем слово Церковь ... Для него Церковь была важна как институт Государства, Народа. Он с трудом мог заставить себя интересоваться Церковью как независимым институтом.... Англиканская Церковь больше значила для него потому, что была национальной, а не потому, что была частью всеобщего христианства... Поэтому ему было легко изучать Церковь как часть комплекса Государство-Церковь – более того, его увлекало это изучение» (Creighton on Luther, Cambridge, Eng., 1959, pp. 35–36, курсив мой). Это можно почти буквально отнести к профессору Карташеву. Карташев, безусловно, больше понимает церковь как «независимый институт», чем епископ Крейтон, но это лишь усугубляет дело. Он сознательно сужает картину и сосредотачивает внимание на «государственно-церковном комплексе», так что, в сущности, пишет историю этого комплекса, а не самой церкви, Он всегда живо относится ко всему, что является или кажется «независимым» в жизни церкви, и такая оживленная предвзятость ослепляет его и серьезно сказывается как на представлении, так и на истолковании событий. Эта предвзятость – его глубокая убежденность, сердечная и глубоко личная приверженность. Церковь в его понимании не имеет подлинной «исторической реальности» без неразрывной связи с государством, или нацией. Вне этой связи с государством или нацией церковь лишь «малокровный призрак» или – по его внушительному выражению – «Сахара монофизитства». Тесная связь церкви с империей со времен Константина есть главный и провиденциальный феномен христианской истории, и величайшее достояние Восточной Церкви. Он разработал эту концепцию в блестящей статье «Православие в его отношении к историческому процессу» («Православная мысль», Т.6, Париж, 1948.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

На Западе на святоотеческий традиционный характер паламизма с достаточной силой указывали некоторые православные авторы, труды которых и сегодня достаточно актуальны. 6 В 1958 году автор настоящей статьи защитил в Сорбонне диссертацию по св. Григорию Паламе , используя неопубликованные сочинения византийского богослова. 7 С той поры насчитывается уже несколько сотен 8 публикаций по паламизму исторического и доктринального характера. И вполне естественно, что в университете в Фессалониках, где Палама занимал архиепископскую кафедру, возникла целая исследовательская группа по изучению наследия Паламы, результатом работы которой явилась целая серия публикаций неизданных ещё до сих пор его писаний. 9 Но что интересно, несмотря на это, высказанное когда-то Guichardan’м и Jugie мнение о несовместимости между паламизмом и томизмом было совсем недавно повторено группой римо-католических богословов во французском периодическом журнале Istina. 10 Их главное утверждение заключается в том, что мысль об имеющем место в Боге реальном различии между сущностью, ипостасью и энергией принадлежит только Паламе и не встречается в основной греческой святоотеческой традиции, и что, следовательно, позиция томизма, отрицающего эту идею как несовместимую с представлением о божественной простоте, в действительности более соответствует кафолической истине, наиболее ярко выраженной св. Максимом Исповедником , чем паламизм. Причём утверждается это в довольно резкой форме. Современные православные богословы обвиняются в желании реставрировать паламизм (который в противном случае был бы совсем забыт не только на Западе, но и на Востоке) единственно с той только целью, чтобы както отвечать на выпады Jugie в адрес их Церкви, но, заявляется далее, они всё же не в состоянии опровергнуть основные положения, которые доказывает Jugie; паламизм с его утверждением о различии между сущностью и энергией возрождает неоплатоническую концепцию участия в Боге, принимает ошибочную идею божественной трансцендентности, и даже повинен в моноэнергизме.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Lossky-son masterfully solves this theological and philosophical problem in the theology of the human person, built on the patristic doctrine of the Three Persons and the One Nature of the Holy Trinity and formed on the basis of Triadological and Christological dogmas. Постановка проблемы Вопрос о «человеческой личности» 1 в настоящее время привлекает многие умы, рассматривается в различных контекстах и, по мысли выдающегося мыслителя митр. Каллиста (Уэра) , является и будет являться впредь одним из центральных в современном богословии 2 . Обращение к проблематике персонализма можно назвать характерным явлением не только современной богословской мысли, но, в частности, и русской мысли последних трех веков. При этом понимание личности, смысла и целей ее существования даже в кругу православных мыслителей значительно различается. В центре нашего внимания – творческое наследие двух замечательных мыслителей XX века, отца и сына, Н. О. Лосского (1870–1965) и В. Н. Лосского (1903–1958). Их имена традиционно связываются с персонализмом и Православием, но их судьбы, характеры, мировоззрение и истоки представлений о личности значительно различаются. Николай Онуфриевич был философом-интуитивистом, его персоналистическая философия восходит к монадологии Готфрида Лейбница и наследию русских идеалистов, стоящих у колыбели русского персонализма. Своими учителями после Г. Лейбница Н. О. Лосский считал Г. Тейхмюллера, А. А. Козлова и А. И. Введенского . Повлияли на философию Лосского-отца и персоналистические идеи западных философов Шеллинга, Гегеля, Канта, а также творческая мысль В. С. Соловьева . Термин «личность» является часто употребляемым Лосским-отцом, и вопросы личностного бытия человека находятся в центре внимания философа. Понятие личности находится в центре целостной и гармоничной системы догматического богословия В. Н. Лосского . Владимир Николаевич, один из основоположников «неопатристики», блестящий и вдумчивый систематизатор святоотеческой мысли, искал приложения святоотеческого наследия к современности. В своем богословии он ни на йоту не хотел отступать «от зафиксированной в догмате Богооткровенной Истины», но в то же время был против «поверхностного приспособления» богословской мысли к «новой исторической реальности» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

В советское время имя И.Я.Яковлева и его начинания, благодаря заступничеству за него самого В.И.Ленина (с отцом которого у чувашского просветителя были дружеские отношения), не были преданы забвению, а самого переводчика Библии со временем возвели даже в ранг " педагога-демократа " . В 1958 г. его имя было присвоено Чувашскому педагогическому институту, а в 1968 г. в Чебоксарах открылись памятник и мемориальный музей И.Я.Яковлева. При этом, всё то, что касалось религиозно-просветительной направленности его деятельности, старательно замалчивалось и " ретушировалось " . Сегодня православные чуваши открывают для себя наследие своего духовного патриарха во всей его полноте. Учитывая, что в настоящее время существует 76 чувашских национально-культурных объединений, действующих в двадцати девяти российских субъектах и шести зарубежных странах, масштаб проведения яковлевских торжеств представляется весьма существенным. Не может не радовать тот факт, что большинство современных чуваш остаются верными заветам И.Я.Яковлева, изложенным в его известном " Духовном завещании чувашскому народу " , которое со временем не только не утратило своего значения, но и приобрело ещё более актуальное звучание как для самих чуваш, так и для других населяющих Россию народов. Обращаясь к своим соплеменникам, И.Я.Яковлев писал: " Во имя Отца и Сына и Святого духа! Обращаюсь к вам первым, друзья и родичи мои чуваши. О вас болел я душой, к вам в этот час обращается мысль моя, и вам первым хочу сказать мои последние пожелания. Крепче всего берегите величайшую святыню - веру в Бога. Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир, утешает и ободряет душу в часы несчастья и горя, очищает и просветляет её в счастье и удаче. С верой в Бога не страшны жизненные испытания; без веры в Него холодно и мрачно на земле. Веруйте, что есть Высший мздовоздатель за добро и за зло, что есть Высшая правда, есть Божий суд, грозный и праведный. Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли.

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/17/...

Следующую, шестую главу, посвященную его «философскому пути» за дореволюционное время, отец написал должно быть летом 1939 года. Предполагаю это, принимая во внимание тот же длинный формат бумаги и общий характер рукописи, перепечатанной на машинке моею матерью, как и все предыдущие русские писания отца. Тот же формат бумаги продолжается до конца главы, то есть до 160 страницы рукописи. Глава седьмая, посвященная революционному пятилетию нашего существования, напечатанная на другой машинке и другой бумаге, была по–видимому написана в Америке после 1946 года. Кончается она на 183–й странице, где рукою отца приписано: Далее стр. 201. Здесь возобновляется шрифт нашей старой машинки и начинается восьмая глава, о пражском двадцатилетии (1922—1942) жизни родителей, первые тринадцать страниц которой были по всей видимости написаны и перепечатаны между 1939 и 1942 годами. Эта часть прерывается на полфразе, в середине рассказа о С. В. Завадском, который продолжается уже на страницах снова американского формата. Думаю, что машинная переписка этой главы была прервана болезнью и смертью моей матери в начале 1943 года и возобновлена только после 1946 года в Америке. Вряд ли черновик воспоминаний продвинулся далеко во время пребывания моего отца в Словакии. Во всяком случае уже рассказ о чешском профессоре Радле, на 219 странице, писан после 1945 года, а на странице 236, где речь идет об о. Георгии Флоровском, сказано: «Пишу об этом летом 1951 г.». Приблизительно на уровне 1956 года прошлое сливается с настоящим и воспоминания переходят в хронику, которая обрывается в конце 1958 года. После кончины отца, три первые главы Воспоминаний вышли, весною 1965 года, в форме ряда фельетонов в паршк–ской газете Русская мысль и таким же образом увидели свет, год спустя, четвертая и пятая главы. Могу сказать, что эта публикация встретила большой успех у русских читателей. Вторая половина воспоминаний осталась в рукописи до печатания этой книги, издателям которой, а равно и их советнику профессору Дмитрию Ивановичу Чижевскому приношу от имени всего потомства Н. О. Лосского сердечное спасибо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=929...

29.09.2023 Не читал, но почитаю! — русский роман, который не смогли проигнорировать Борис Леонидович Пастернак (1890–1960) — поэт, прозаик, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958) за роман «Доктор Живаго» с формулировкой «за продолжение традиций великого русского эпического романа». 23.08.2019 История про убийство, которая перестала быть для России просто литературой На почве детективного сюжета развивается серьезная социально-психологическая драма о том, что «в мире все более и более угасает мысль о служении человечеству, о братстве и целостности людей» (мысль старца Зосимы). Именно Зосима усматривает в главных героях раздвоенность: одновременно и потребность в вере и правде, и «склонность ко лжи», карамазовщине — духовному разложению, богоборчеству, ложным истинам. 26.07.2019 Будущее, которое вам не понравится: режиссёр Юрий Грымов советует роман Олдоса Хаксли " О дивный новый мир " В нашей рубрике друзья «Фомы» выбирают и советуют читателям книги, которые стоит перечитать. 07.06.2019 " Бесы " : как криминальная история из газеты превратилась в великую христианскую книгу Друзья «Фомы» выбирают и советуют читателям книги, которые стоит перечитать. Режиссер Владимир Хотиненко рекомендует перечитать «Бесы» Федора Достоевского. 20.05.2019 Лунный дозор: какую книгу всем рекомендует прочитать Сергей Лукьяненко В нашей рубрике друзья «Фомы» выбирают и советуют читателям книги, которые стоит перечитать. В этот раз книгу рекомендует писатель-фантаст Сергей Лукьяненко. 10.04.2019 " Обломов " : почему вам стоит перечитать этот роман, даже если лень это делать Мы все читали «Обломова» в школе, где преподносится, что это роман о русской лени. О том, как плохо быть ленивым, ведь из-за этого ты можешь в жизни потерять все. А когда перечитываешь роман, то другими глазами смотришь на самого Обломова. 21.02.2019 Борис Корчевников рекомендует короткий рассказ о любви, которая сильнее смерти Рассказ «Холодная осень» написан 3 мая 1944 года. Он входит в прозаический цикл «Темные аллеи». Конец 1930-х —1940-е годы были непростыми для писателя, который находился в отрыве от России уже более 20 лет. Живя во Франции, он постоянно испытывал нужду — солидная Нобелевская премия была уже потрачена и в значительной части роздана нуждающимся писателям-эмигрантам.

http://foma.ru/themes/stoit-prochest

— По каким причинам Вы ушли в монастырь? — Я принял монашеский постриг в 24 года, движимый следующей мыслью: посвятить себя Богу от всецелой благодарности Ему. Будучи воспитан в неверующей семье, я впервые столкнулся с Евангелием в 17 лет. И оно перевернуло мою жизнь. Тогда я про себя подумал: «Я ведь шел абсолютно не в том направлении — не к Богу. Если бы не произошло встречи с человеком, который дал мне Евангелие, то моя жизнь текла бы в обыкновенной мирской логике: учеба, потом работа, семья (а с моим-то характером неизвестно, что бы осталось от нее). Я бы не узнал самого главного!..». Вот тогда впервые и возникла мысль о посвящении себя Богу: если Он меня реально спас от большой беды, то моя жизнь не может теперь течь обычным чередом, как у всех людей. Она каким-то образом должна быть посвящена Ему, чтобы отблагодарить за спасение. — Вам не казалось, что Богу может посвятить себя и мирской человек? Я искал абсолютной посвященности жизни Богу — Я искал абсолютной посвященности жизни Богу . Верующему человеку вполне можно было бы «найти себе применение» в миру, женившись и пойдя священническим путем, например. Большинство людей выбирает средний путь — путь хорошей христианской жизни, что совсем не плохо. А у меня был максималистский подход: мне хотелось не распыляться, а целиком посвятить себя Ему. А где всецелая отдача себя Богу, когда сама твоя жизнь посвящена Творцу? В монашестве. Православные монахи. Загорск, 1958 год. Фото: К.Капа      — Зачастую решение принимается импульсивно, особенно в молодом возрасте. Молодости свойственен максимализм. Не может тут вкрасться ошибка? — Мысль хорошая. Но я и сейчас, в 53 год, о своем юношеском решении не пожалел. Потому что в моем случае это был осознанный, глубоко продуманный шаг. Мое желание монашеской жизни осуществилось спустя семь лет: в 17, уже через несколько месяцев после того, как пришел к вере, я принял такое решение. И постепенно начал этот путь осуществлять, в течение этих лет много раз проверяя себя. Учился, работал, затем служил в армии и уже там готовился к монашеской жизни. Затем поступил в семинарию, где передо мной был пример отцов Троице-Сергиевой Лавры и моих сверстников, которые писали прошение и принимали постриг. Я мог это примерять на себя.

http://pravoslavie.ru/87007.html

Журнал внес заметный вклад и в развитие современной богословской мысли, опубликовав ряд статей, посвященных православной догматике (230 статей, из них 129 - по экклезиологии), литургике (169), нравственному и пастырскому богословию (73), агиологии (56), канонике (48). Именно ЖМП начал знакомить читателей СССР с работами богослова В. Н. Лосского («Образ и подобие» (1958. 3. С. 53-64)). Здесь же начали публиковаться работы свящ. Павла Флоренского , которые в России после 20-х гг. не издавались («Дух и плоть» (1969. 4. С. 72-77)). В 1977-1993 гг. в постоянной рубрике «Из богослужебной практики» выходили статьи (всего 237) по вопросам богослужебного устава, историческим и богословским основам правосл. богослужения, совершения чинопоследований церковных таинств (применительно к практическим особенностям совр. приходской жизни). Постоянными авторами этой рубрики были протоиереи А. Сложеникин, В. Войнаков, В. Ригин, Г. Нефёдов. ЖМП часто обращается к вопросам церковной истории, как всеобщей, так и Русской Церкви. Во мн. статьях рассматриваются проблемы христ. искусства: иконописи, церковного пения, храмовой архитектуры. В 1988-1995 гг. в рубрике «Из духовной поэзии» печатались правосл. стихи русских поэтов XVIII-XX вв. Неизменно важной темой для ЖМП являются межправосл. отношения: журнал систематически знакомит читателей с историей, с агиологией, с духовным опытом, со служением и с богословием Поместных Православных Церквей, с их святынями. Среди освещающих эту тему авторов - Предстоятели, иерархи и богословы различных православных Церквей, настоятели их подворий в России. В журнале публиковались материалы о Болгарской (267 статей), о Сербской (193), о К-польской (131), о Румынской (124), о Чехословацкой (106), об Американской (99), об Элладской (93) и др. Поместных Православных Церквах, о РПЦЗ (54). Освещаются участие РПЦ в межрелиг. диалоге, ее миротворческие инициативы. Важной частью ЖМП является библиографический разд., в к-ром печатаются рецензии на вышедшие правосл. издания, публикуемые в России и за рубежом, в т. ч. на зарубежную правосл. периодику. Выходили обзоры содержания таких журналов, как болгарские «Църковен вестник» (20 рецензий) и «Духовная культура» (11), румынские «Богословские исследования» (15), «Православие» (15) и «Румынская Православная Церковь» (5), чешский «Православная мысль» (9), серб. «Гласник» (6), польск. «Церковный вестник» (6), а также греч., канад., нем., венг. и др. журналов.

http://pravenc.ru/text/182369.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010