Reply to Jürgen Moltmann’s «The Unity of the Triune God» Отклик на статью: MoltmannJ. The Unity of the Triune God//SVTQ. Vol. 28. 3.1984. P. 157–171. Опубл. в: Ibid. P. 183–188. На рус. яз. публикуется впервые. Пер. с англ. Ю. С. Терентьева. 1351 Теодор де (1831–1893) – французский теолог, философ и историк догматического богословия. Известность ему принесли исследования трудов выдающихся представителей высокой схоластики. Так, в 1886 г. вышла ставшая классической работа «Метафизика причинности у св. Фомы Аквинского и Альберта Великого». Изучив триадологию блж. Августина и отцов-Каппадокийцев, Реньон издал четырехтомный труд «Исследования позитивного богословия Святой Троицы» (1892–1898), который стал заметной вехой в изучении святоотеческой триадологии вообще и учения Августина о Троице в частности. Реньон сформулировал основной принцип различения между западным схоластическим и восточным патриотическим подходами к триадологии: для западных богословов Бог есть конкретная, единичная сущность, проявляющаяся в трех Лицах, для восточных же – это три конкретные Ипостаси, обладающие единой сущностью. Следовательно, западная мысль направлена от сущности к Ипостасям, а восточная – от Ипостасей к сущности. Эта «парадигма Реньона» надолго определила отношение многих ученых к августиновской и схоластической триадологии. Оказала она влияние и на ведущих православных богословов и философов XX столетия. 1352 Régnon Th. de. Études de théologie positive sur la Sainte Trinité. Vol. 1. P., 1892. P. 433; 365 [cp.: Мейендорф И. Византийское богословие. С. 257]. Также см.: Prestige G. L. God in Patristic Thought. L., 1952. P. 233–241; Kelly J. N. D. Early Christian Doctrines. L.; NY, 1958. P. 253–279. 1353 См., напр.: Rahner К. Theological Investigations tr. С. Ernst. Vol. 1. Baltimore, Md, 1961. P. 183. 1355 Более развернутое обсуждение данного вопроса см.: Meyendorff J. Greek Philosophy and Christian Theology in the Early Church//Idem. Catholicity and the Church. P. 31–47 [см. наст, изд., стр. 415–429]. Об этом же неоднократно писал и покойный отец Георгий Флоровский ; также см.: Meyendorff J. Christ in Eastern Christian Thought. [Иисус Христос] .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Жажда подлинного бытия. Б. 1922. стр. 231. Die Kirche des Morgenlandes. Berlin. 1926. p. 103. фр. пер. 1928. Румын. пер. Mysticism and the Eastern Church. L. 1927. p. 180. Нем. пер. 1925. Рус. Bap. 1934. О литургии и Таинстве Евхаристии. П. 1928. стр. 60. Die Russische Literatur der Neuzeit. Mainz. 1929. p. 40. О современном положении христианства. Варшава. 1927. Православие, католичество и протестантизм. П. 1930. стр. 200. 2 изд. 1950. стр. 145. Эллинский мир и христианство . Варшава. 1933. стр. 76. Die Unchrlstllche Realismus. Kassel. I-II. 1933–35. Из жизни Духа. Варшава. 1935. стр. 174. Религиозный опыт ап. Павла. Варшава. 1935. стр. 23. М. 1960. We beheld His Glory. L. 1937. p. 220. Монашество и мистицизм Восточной Церкви. по-румынски. Cernauti. 1940. р. 75. The Holy Moscow. L. 1940. p. 148. Франц, пер. 1948. Нем. п. 1940. Из русской культурной традиции. Франкфурт. 1958. стр. 299. Преображение мира и жизни. Н-Й. 1959. стр. 235о нем. п. 1955. La piete Russe. Neuchatel. 1963. p. 141. Англ. п. 1964. Die Geistigen Schicksale des Russischen Volkes. Graz. 1966. p. 450. О Жизни преизбыточествующей. Брюссель. 1966. стр. 285. К книге прибавлена полная библиография. О Достоевском. Брюссель. 1972. стр. 64. Для списка статей смотри также Мат. Биб. I. Бл. 1931, и II. Бл. 1941. АСКОКОЛЬДОВ. Псевдоним. АЛЕКСЕЕВ, Сергей Алексеевич. 1870 1945 Сын философа А. А. Козлова 1831–1901. Окончил естественно-научный факультет Петербургского университета. Был химик по профессии, но свое призвание видел в философии и издал несколько книг в этой области: «Основные проблемы теории познания и онтологии», 1900 А. А. Козлов, 1912. В 1914 г. получил степень магистра за свой труд «Мысль и реальность». После революции основал братство преп. Серафима и провел многие годы в ссылке. Покинул Россию в 1941 г. Получил в 1944 награду за свой труд «Критика диалектического материализма». Умер в Потсдаме. Дух и материя. Симпозиум «Новые Вехи». Пр. 1945 АФАНАСЬЕВ, Г. Е. умер 1928 Профессор Белградского университета. Участвовал в сборнике Православие и Культура. Б. 1923.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

«Моя жизнь во Христе» уже вскоре после выхода своего в свет, настолько привлекла к себе всеобщее внимание, что была переведена на несколько иностранных языков, а у англиканских священников сделалась даже любимейшей настольной книгой. Основная мысль всех творений о. Иоанна – необходимость искренней горячей веры в Бога и жизни по вере, в непрестанной борьбе со страстьми и похотьми, преданность вере и Церкви Православной, как единой спасающей. В отношении к своей родине – России о. Иоанн явил собою образ грозного пророка Божия, проповедующего истину, обличающего ложь, призывающего к покаянию и предрекающего близкую кару Божию за грехи и за Богоотступничество. Будучи сам образцом кротости и смирения, любви ко всякому человеку, независимо от национальности и вероисповедания, о. Иоанн с великим негодованием относился к тем безбожным, материалистическим и либеральным течениям, которые подрывали веру русского народа и подкапывали тысячелетний государственный строй России. Последующие события кровавой русской революции и торжества безбожного и человеконенавистнического большевизма показали, насколько был прав в своих грозных предостережениях и пророческих предвидениях великий праведник земли Русской. Скончался о. Иоанн 20 декабря 1908 года, заранее предсказав день своей смерти. На погребении присутствовали десятки тысяч народа, а у гробницы тогда и в последующее время совершилось немало чудес. Необычайные то были похороны! На всем пространстве от Кронштадта до Ораниенбаума и от Балтийского вокзала в Петербурге до Иоанновского монастыря стояли громадные толпы плачущего народа. Такого количества народа не было до того времени ни разу ни на одних похоронах – это был случай совершенно беспримерный. Похоронное шествие сопровождалось войсками со знаменами, военные оркестры исполняли «Коль славен», через весь город стояли войска шпалерами. Лобызавшие руку покойного свидетельствуют, что рука оставалась не холодной, неокоченевшей. Заупокойные службы сопровождались общими рыданиями людей, чувствовавшими себя осиротевшими. Но в отпевании не было ничего скорбного: оно напоминало собою светлую пасхальную заутреню, и чем дальше шла служба, тем это праздничное настроение у молящихся все росло и увеличивалось. Чувствовалось, что от гроба исходит какая-то благодатная сила и наполняет сердца присутствующих какою-то неземною радостью. Для всех ясно было, что во гробе лежит святой, праведник, и дух его незримо носится в храме и объемлет своею любовию и ласкою всех собравшихся отдать ему последний долг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

После закрытия по причине нехватки средств Педагогического ин-та в Праге (1926) З. переехал в Париж; в качестве стипендиата от Рокфеллеровского фонда отправился на 9 месяцев в Йельский ун-т (США) для ознакомления с опытом религ. воспитания. По возвращении в Париж стал профессором Православного богословского института прп. Сергия Радонежского (1927-1962), в к-ром преподавал историю философии, психологию и педагогику, руководил возникшим в 1927 г. при Богословском ин-те Религиозно-педагогическим кабинетом и опубликовал ряд работ в издаваемом Кабинетом «Бюллетене...». С нач. 1926 г. участвовал в организованных Бердяевым «экуменических собеседованиях», участниками к-рых были прот. С. Булгаков, прот. Георгий Флоровский , Б. П. Вышеславцев , Ж. Маритен , Г. Марсель , Э. Жильсон , Ж. Лебретон , Ш. дю Бос, Л. Лабертоньер, Э. Леруа. В 1933-1938 гг. З. являлся старостой Введенской ц. в Париже. В 1934 г. он издал кн. «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии». В 1938 г., чтобы навестить прот. Сергия Четверикова, совершил поездку в Валаамский мон-рь (территория к-рого в то время относилась к Финляндии); об этом паломничестве З. писал: «Это было видение старой России в ее монастырском лике» (Очерк внутренней биографии. 1962. С. 13). В 1939 г., за день до объявления войны, З. без к.-л. объяснений был арестован франц. властями, 40 дней находился в одиночной камере, провел в заключении 14 месяцев, по прошествии к-рых был доставлен в Париж в качестве свидетеля по неизвестному ему делу и отпущен на свободу. В 1942 г. З. был рукоположен митр. Евлогием (Георгиевским) во пресвитера; с 1942 г. член епархиального собрания, в 1953-1958 гг. его председатель; благочинный приходов Парижского окр.; с 1955 г. протопресвитер. После смерти прот. С. Булгакова З. стал деканом Богословского ин-та (1944-1947, 1949-1962); сотрудничал с ж. «Православная мысль», в к-ром опубликовал ряд статей богословского содержания: «Основные принципы христианской космологии», «Об участии Бога в жизни мира» и др.

http://pravenc.ru/text/199739.html

Поскольку от различий в знаменном пении возникают «несогласие и раздор», Е. выступает за ограничение творческого начала в этом искусстве. Чтобы пение было «красное», а речи - «согласны», Е. призывает царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа повелеть «добрым певцом и знаменьщиком» исправить певч. книги «с печатных церковных книг и с харатейных книгу Ирмолой, ирмосы, и Октай, и Стихорали в существеном разуме речей», а также «противу грамматического художества и истиннаго разума… знамя положити в научение и в просвещение всему православному христианству, на утвержение же и на истинное благочестие Соборной Церкви, Апостольской вере Православной Росийского государства противу первых древних переводов харатейных». Т. о., сочинение Е. отразило назревшие проблемы в древнерус. церковнопевч. искусстве. Через год после его появления начались мероприятия по исправлению певческих книг (Первая комиссия дидаскалов, 1652-1654). «Сказание...» Е. имеет ряд смысловых и сюжетных совпадений с «Валаамской беседой» (XVI в.), в к-рой также говорится о похвальбе «гораздых певцов» своими «переводами» и о невозможности их совместного пения («аки волове ревут друг перед другом»), имеется и призыв к царю «скрепити один перевод» (см.: Моисеева Г. Н. «Валаамская беседа» - памятник рус. публицистики сер. XVI в. М.; Л., 1958. С. 176). Вполне вероятно, что Е. был знаком с этим произведением. «Сказание...» Е. получило распространение в рукописных сборниках 2-й пол. XVII в.: ГИМ. Увар. 152. Л. 106 об.- 135 об.; Син. певч. 74. Л. I-II, 1-51; РНБ. Погод. 1559. Л. 46-68 об.; F.I.244. Л. 17 об.- 42 об.; Q.I.1101. Л. 146-176 об. Имеется и особая редакция сочинения, текст которой во мн. местах совпадает с основной редакцией и начинается словами: «Трудолюбнии от земледелник, внегда аще видят древо бесплодно и непитомо, тех губящее труд и корене дебельством и тяготою сени растлевающе сады, со многим тщанием отсещают то» (РНБ. Q.I.1101. Л. 176 об.- 193). Изд.: Сахаров И. П. Исследования о рус. церк. песнопении. М., 1849. С. 13-16; Описание слав. и рус. рукописных сборников Имп. Публичной б-ки/Сост.: А. Ф. Бычков. СПб., 1878. Вып. 1. С. 79, 83-84; Муз. эстетика России XI-XVIII вв./Публ. и пер.: А. И. Рогов. М., 1973. С. 69-77; Протопопов В. В. Рус. мысль о музыке в XVII в. М., 1989. С. 83-90.

http://pravenc.ru/text/187862.html

Ссылки на «грубые ошибки на местах» – это обычный прием при обосновании изменения линии партийного руководства, открытая критика которого считалась недопустимой, ведь советскому народу внушалась мысль о непогрешимости партии в лице ее вождей. В постановлении не было и намека на отказ от атеизма как главного идеологического фундамента коммунистической партии, но после издания нового постановления утихла кампания пропагандистской агрессии против Церкви. В последующие годы атеистическое воспитание советского народа велось на, так сказать, конструктивной основе – религии противопоставляли реставрированный культ Ленина, который в последнее десятилетие сталинской диктатуры изрядно потускнел. Кроме того против антирелигиозных акций выступили часть членов Президиума ЦК – Маленков, Ворошилов и Молотов. И в этом же 1954 году давление на Церковь было свернуто вплоть до начала массовых антицерковных акций в 1958 г. по инициативе Н.С. Хрущева. § 3. Особенности развития внутрицерковной жизни в 1943–1958 гг. Русская Православная Церковь , получившая в 1943 году определенную свободу, возможность проведения Архиерейских и Поместных соборов, избрания Патриарха и Синода, в 1945 году принявшая, признанное государством «Положение об управлении Русской Православной Церкви» в 1943–1958 переживала особый период своей внутренней жизни. Нельзя не отметить того момента, что в Церковь , вступившую в более-менее благоприятный период своей жизни, потянулись многие случайные люди, которые руководствовались разного рода корыстными устремлениями. Обеспокоенность Патриарха Алексия I этой ситуаций прослеживается в его речи, сказанной при рукоположении епископа Кировоградского Евстратия: «Охраняя святость служения церковного… дерзай очищать вверенную тебе паству от тех, кто под личиной овечьей скрывает лицо волчье, и от тех, кто с корыстными целями приметается к алтарю Христову» 172 . В своем докладе Ленинградскому уполномоченному, датированному июнем 1951 года профессор Ленинградской духовной академии, А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1170 Бояновская E.H. (1887–1956). Жена расстрелянного органами НКВД обновленческого митрополита Ивановского Александра (Боярского). Преподавала иностранные языки в ЛДА. 1171 Свящ. Сергий Желудков (1914-l984). В 1958 г – закончил ЛДА. Служил в храмах Смоленской, Кировской, Псковской епархий. Печатался в эмигрантских кругах. В 1976 г. выведен за штат. 1172 Дарманский Павел Федорович (р. 1928). В 1940 г. возглавлял баптистскую общину. В 1955 г. окончил ЛДА, кандидат богословия. До 1958 г. служил в ц. прав. Иова на Волковом кладбище в Ленинграде. 11.02.1958 г. написал заявление уполномоченному Совета по делам РПЦ об «окончательном разрыве» с Церковью. 22.02.1958 г. в «Комсомольской правде» было опубликовано его антирелигиозное письмо. Выступал с атеистическими лекциями. 1173 Пометка Ленинградского уполномоченного Совета по делам РПЦ: «Желудков доказывает, что в среде исповедующих религию были известные, учёные, которым религия не мешала двигать науку вперёд, а даже помогала им в большом труде. Эта же мысль в стихотворении «Новый Иуда». 1174 Дулуман Евгений Константинович (р. 1928).В 1951 г. окончил МДА, работал преподавателем Саратовской ДС, в 1952 г. демонстративно покинул семинарию и выехал в Одесскую обл., где написал в обкоме КПСС заявление о разрыве с религией. Работал бригадиром в колхозе. 24.03.1957 г. в «Комсомольской правде» была опубликована его статья «Как я стал атеистом». 1175 Стихотворение является ярким, примером «религиозного самиздата» конца 1950-х годов. Оно было написано неизвестным ленинградцем – священнослужителем или мирянином и в рукописном виде получило широкое, распространение среди учащихся Ленинградский духовной академии и семинарии. 1177 Пимен (Извеков Сергей Михайлович, 1910–1990). После окончания средней школы в 1920-х регент в храмах Москвы, с 1927 г. монах пустыни Св. Духа Параклита, с 1931 г. иеродиакон, с 1932 г. иеромонах. В 1935 г. арестован. В 1945–1946 г. свящ. Благовещенского соб. г. Мурома, затем казначей Одесского Ильинского монастыря. С 1949 г. игумен, секретарь еп. Ростовского и ключарь Ростовского кафедрального соб. С 1950 г. архимандрит, наместник Псково-Печерского монастыря. С 1954 г. наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. С 1957 г. еп. Балтский Одесской епархии, затем еп. Дмитровский, управляющий делами Московской Патриархии. С 1961 г. архиеп. Тульский и Белевский, затем митроп. Ленинградский и Ладожский, с 1963 г. митроп. Крутицкий и Коломенский. С 1971 г. Патриарх Московский и всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С возобновлением нормальной работы духовных учебных заведений дело тоже обстояло непросто. Государственные власти долго не давали разрешение на начало работы богословских школ под предлогом отсутствия необходимых условий. После войны с большими трудностями продолжал свою работу Богословский факультет в составе Белградского университета. Работа Призренской семинарии возобновилась только в 1947 году, а Белградской семинарии Св. Саввы в 1949 г. Не лучше обстояло дело с издательской деятельностью. С 1949 г. перестал выпускаться Большой Церковный календарь. «Вестник Сербской Православной Патриархии» во время войны и в первые послевоенное время выходил нерегулярно, а с 1 марта 1946 г. выпускался раз в месяц. C 1946 начал издаваться маленький карманный календарь. С 1949 г. издавалась газета для приходского духовенства «Вестник». Патриарх Гавриил скончался 6 мая 1950 года. 2 июля того же года состоялась интронизация нового предстоятеля СПЦ Патриарха Викентия (Проданова), который принадлежал в числу наиболее одаренных иерархов СПЦ. Несмотря на давление со стороны властей ему удалось избежать признания самопровозглашенной «Македонской Православной Церкви». Большой заслугой Патриарха Викентия является то, что священнослужители и лица, работающие в Церкви, получили право на социальную защиту и медицинское обслуживание. Патриарху Викентию принадлежат заслуги в восстановлении братских связей с Поместными Православными Церквями, ослабнувших за время Второй Мировой войны. При Патриархе Викентии была основана газета «Православный миссионер», которая со временем стала самым многотиражной периодическим изданием СПЦ. C 1957 года снова стал выходить журнал Богословского факультета « Богословие». В 1958 году был основан журнал «Православная мысль», посвященный богословской литературе и различным вопросам церковной жизни. 5 июля 1958 године Патриарх Викентий внезапно скончался после очередного заседания Священного Архиерейского Синода. Спустя два месяца после его смерти, 13 сентября 1958 г., новым предстоятелем Сербской Церкви бып выбран епископ Жичский Герман (Джорич), занимавший трон Сербских Патриархов более тридцати лет.

http://patriarchia.ru/db/text/135021.htm...

На состоявшемся в 1948 г. Архиерейском Соборе было принято решение о переводе Чешско-Моравской епархии СПЦ под юрисдикцию Русской Православной Церкви. С возобновлением нормальной работы духовных учебных заведений дело тоже обстояло непросто. Государственные власти долго не давали разрешения на начало работы богословских школ под предлогом отсутствия необходимых условий. После войны с большими трудностями продолжал свою работу Богословский факультет в составе Белградского университета. Работа Призренской семинарии возобновилась только в 1947 г., а Белградской семинарии Св. Саввы – в 1949 г. Не лучше обстояло дело с издательской деятельностью. С 1949 г. перестал выпускаться Большой Церковный календарь. «Вестник Сербской Православной Патриархии» во время войны и в первое послевоенное время выходил нерегулярно, а с 1 марта 1946 г. выпускался раз в месяц. С 1946 г. начал издаваться маленький карманный календарь, с 1949 г. – газета для приходского духовенства «Вестник». Патриарх Гавриил скончался 6 мая 1950 г. 2 июля того же года состоялась интронизация нового предстоятеля СПЦ Патриарха Викентия (Проданова), который принадлежал к числу наиболее одаренных иерархов СПЦ. Несмотря на давление со стороны властей, ему удалось избежать признания самопровозглашенной «Македонской Православной Церкви». Большой заслугой Патриарха Викентия является то, что священнослужители и лица, работающие в Церкви, получили право на социальную защиту и медицинское обслуживание. Патриарху Викентию принадлежат заслуги в восстановлении братских связей с Поместными Православными Церквами, ослабевшими за время Второй мировой войны. При нем же была основана газета «Православный миссионер», которая со временем стала самым многотиражным периодическим изданием СПЦ. С 1957 г. снова стал выходить журнал Богословского факультета «Богословие». В 1958 г. был основан журнал «Православная мысль», посвященный богословской литературе и различным вопросам церковной жизни. 5 июля 1958 г. Патриарх Викентий внезапно скончался после очередного заседания Архиерейского Синода. 13 сентября 1958 г. новым предстоятелем СПЦ был избран епископ Жичский Герман (Джорич), занимавший престол Сербских Патриархов более тридцати лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– мужской монастырь Дечаны в честь Вознесения Господня (1323 – 1330), основанный королем Стефаном Первовенчанным. Крупнейшим сербским монастырем является Хиландарская обитель на Афоне в честь иконы Божией Матери «Путеводительница». Она основана в 1199 г. святым Саввой и его отцом Симеоном (в миру – сербский король Стефан Неманя). Эта обитель на протяжении веков была известнейшим духовным и культурным центром сербов на Святой Горе. В эпоху Османского владычества монастырь играл большую роль в развитии сербской государственности. Здесь воспитывались и возрастали верные сыны сербского народа – прп. Иеромонах Паисий Хиландарский, архим. Неофит (Бозвели), епископ Макариопольский Иларион (Стоянович), с деятельностью которого связано восстановление автокефалии Болгарской Православной Церкви в 1872 г. Духовное просвещение и издания. Сербская Православная Церковь имеет ряд крупных духовных учебных заведений, среди которых – Православный Богословский факультет в Белграде, открытый в 1920 г. и до 1946 г. входивший в состав Белградского университета; 4 духовные семинарии и существующие при монастырях монашеские школы. Журналами, издаваемыми Сербской Церковью, являются «Гласник» – официальный церковный орган (с 1919 г.), «Православный миссионер» (с 1958 г.), «Богословское обозрение» (с 1968 г.). Православный Богословский факультет в Белграде с 1957 г. издает журнал «Богословие». Главный союз православных священников Союзной Республики Югославии издает журнал «Православная мысль»1958 г.) и газету «Вестник». С 1969 г. ежемесячно издается журнал «Святосаввский колокольчик» для приходских священников, преподающих в храмах Закон Божий детям. Ежегодно выпускаются Церковные календари, книги духовного содержания, учебники для духовных школ. Для исследования истории и современного состояния Сербской Церкви особую ценность имеют сборники, посвященные 750-летию автокефалии Сербской Церкви и 50-летию восстановления патриаршества в Сербии, например, «Сербская Православная Церковь (1219 – 1969)» (Белград, 1969), «Сербская Православная Церковь (1920 – 1970)» (Белград. 1971) и др. К 1100-летию крещения Сербии – в 1979 г. – издана «Энциклопедия Сербской Православной Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010