Власти не исполняют решение суда Страсбурга Архиепископ Охридский Иоанн (Вранишковский) Источник: РИА Новости Фото: CC0/Владимир Жесткие притеснения и гонения, которые испытывает сегодня Украинская Православная Церковь, многие сравнивают с непростым положением православных христиан в Северной Македонии. Власти этой страны, подобно Киеву, всячески поощряют местных раскольников и ущемляют в правах каноническую Церковь – действующую там Охридскую архиепископию Сербской Православной Церкви. Лидер православных македонцев архиепископ Охридский Иоанн (Вранишковский) не раз из-за своей принципиальной позиции оказывался в тюрьме. Этой весной он посетил Москву, встретился с Патриархом Кириллом и представителями РПЦ, а также дал эксклюзивное интервью РИА Новости о главных вызовах мирового православия. С архиепископом Иоанном беседовал Сергей Стефанов. – Владыка Иоанн, каково сегодняшнее положение канонической Церкви, ее духовенства и верующих в Республике Северной Македонии? Почему православная Охридская архиепископия до сих пор остается незарегистрированной? – Вы задали очень хороший вопрос, потому что некоторые не знают самого начала этой истории. После Второй мировой войны та страна, которая называется сейчас Северной Македонией, должна была войти в состав Югославии на правах независимой республики. У некоторых людей стала возникать идея о том, чтобы каждая республика имела свою Церковь. Так развилась мысль о том, что и эта страна, которая в то время называлась Социалистической Республикой Македонией, должна опираться на какое-то церковное основание. Но факт остается фактом: до тех пор у этой республики не было независимой церковной традиции, какую, например, представляли Сербская, Болгарская и Русская Церкви. И в Македонии вынуждены были ее изобрести. В 1958 году они провозгласили автономию своей Церкви. В тех условиях Сербская Православная Церковь признала эту Церковь в качестве автономной (самоуправляемой в составе СПЦ – ред.). Но в 1967 году эта Церковь сама провозгласила себя автокефальной (полностью независимой – ред.). С тех пор начались большие проблемы, поскольку этот статус не был признан другими Поместными Православными Церквами.

http://pravoslavie.ru/138806.html

Новости Скончался выдающийся православный богослов епископ Афанасий (Евтич) Сербский иерарх умер от последствий коронавируса 04.03.2021 23:12 Фото: orthphoto.net Белград, 4 марта, Благовест-инфо. Епископ Афанасий (Евтич) скончался вечером в четверг, 4 марта, в больнице в Требине, сообщает Спутник-Сербия со ссылкой на сайт Захумско-Герцеговинской епархии. Архиерей, пребывавший последние годы на покое, умер в возрасте 83 лет от последствий коронавируса. Будущий иерарх и богослов, в миру – Зоран Евтич, родился в деревне Брдарица в районе Сабац-Валево 8 января 1938 года. Окончил духовную семинарию в Белграде в 1958 году и теологический факультет в 1963 году. В 1960 году, в монастыре Пустиня близ Валева, он был пострижен в монахи известным сербским богословом архимандритом Иустином (Поповичем), а затем нес послушание в монастыре Троноша близ Лозницы. В 1961 году был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха, пишет Википедия . По окончании Богословского факультета подал прошение на имя Священного Синода Сербской Православной Церкви о разрешении продолжить образования в Греции и в феврале 1964 года был направлен Патриархом Германом в богословскую академию на острове Халки (Турция). В Халкинской школе иеромонах Афанасий пробыл до июня 1964 года, после чего переехал в Грецию. 2 июня 1967 года на богословском факультете Афинского университета защитил докторскую диссертацию на тему «Экклесиология апостола Павла по св. Иоанну Златоусту». После защиты диссертации провел ещё один год в Греции, служа в русском храме и занимаясь богословской деятельностью. Осенью 1968 года отправился в Париж для дальнейшего продолжения научной работы и изучения французского языка в Свято-Сергиевском богословском институте. Спустя год пребывания во Франции назначен преподавателем курса «Введение в теологию и патрологию с аскетикой». Занимал эту должность в течение трёх лет. В последний год своего пребывания в Париже преподавал также Историю Церкви византийского периода. Летом 1972 года вернулся в Югославию. Осенью того же года назначен управляющим дома студентов при Богословском факультете. В 1973 году выбран доцентом на кафедру Патрологии (Церковная литература и мысль св. отцов Востока и Запада). Преподавал историю Церкви. Избирался деканом Богословского факультета в 1980-81 и 1990-91 учебных годах.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Сергий Радонежский на Крайнем севере В арктическом поселке Депутатский освящен самый северный храм преподобного Сергия Радонежского 21 июля, 2014 В арктическом поселке Депутатский освящен самый северный храм преподобного Сергия Радонежского Православный приход здесь был основан еще в 2000 году, но на строительство храма средств не было. Община жила, как многие якутские общины: собирались на цокольном этаже одного из зданий, есть священник – хорошо, нет священника – совершали службу мирянским чином, Евангелие читали. Комары Комары были всюду. Они не только впивались, буквально вгрызаясь, в кожу, но и забивались в нос, запутывались в волосах, противно зудели в ушах и, кажется, переорали бы рев взлетающего самолета. По маршруту «Якутск – Депутатский» летает самолет АН-2. Старенький, но крепенький. Комары начинаются еще до выхода. Откуда они берутся внутри салона сразу по приземлении – непонятно. – Вообще-то сейчас их еще не так много, – успокоил глава района Георгий Николаевич Федоров. – Вот если будет жарко – в тундру без сетки не выйдешь. Летняя Арктика из самолета В голове мелькает предательская мысль: как хорошо, что жары мы не дождемся! 16 июля мы прилетели в поселок Депутатский – административный центр Усть-Янского района республики Саха. 17 июля епископ Якутский и Ленский Роман освятил новопостроенный храм преподобного Сергия Радонежского, совершил в нем первую Божественную Литургию и немедленно улетел в Якутск. И вовсе не потому, что не пожелал остаться на престольный праздник – просто самолеты из Депутатского летают далеко не ежедневно, и попасть в столицу республики можно либо 17, либо еще через несколько дней. Храм преподобного Сергия — вид из лесотундры Место действия Поселок Депутатский был основан в 1958 году. Здесь добывали олово и тем (север же!) зарабатывали очень неплохие деньги. Население доходило до пятнадцати тысяч человек. Школа работала в три смены. Функционировали детские садики. Типичный пейзаж — из окна автомобиля Потом наступили лихие девяностые, олово принялись задешево продавать в Китай, добыча стала убыточной, а в ноябре 1993 года пришла беда – авария на ТЭЦ. Оставшееся с советских времен еще крепкое хозяйство позволило пережить ее без больших потерь и быстро восстановиться.

http://pravmir.ru/sergiy-radonezhskiy-na...

Статистика Солоухин Владимир Алексеевич родился 14 июня 1924 года в селе Алепино (ныне в Собинском районе) Владимирской области в крестьянской семье. Окончил Владимирский механический техникум по специальности механик-инструменталист. Первые стихи были опубликованы во владимирской газете «Призыв». После службы в армии (1942—1945, в охране Кремля), Владимир Солоухин начал всерьёз заниматься литературной деятельностью. В 1951 году окончил Литературный институт. Работал членом редколлегии журнала «Молодая Гвардия» (1958—1981), членом редколлегии, а затем Совета редакции журнала «Наш современник». На Общемосковском собрании писателей 31 октября 1958 года принял участие в обсуждении романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»), осуждая автора с официозных коммунистических позиций и требуя его высылки за границу. В своей публицистике конца 1950-х — начала 1960-х годов писатель высказывается как русский патриот, указывает на необходимость сохранения национальных традиций, размышляет о путях развития русского искусства. Публичные выступления В. Солоухина времён «поздней перестройки» (конец 1980-х годов) проходили, в отличие от официозных речей прошлых лет, уже с позиций монархизма и идеализации дореволюционной России. В статье «Читая Ленина» Солоухин одним из первых открыто высказал мысль, что необходимо пересмотреть взгляд на фигуру Ленина в истории России. В годы «перестройки» была популярна мысль, что преступления эпохи правления Сталина являются «извращением ленинских принципов», Солоухин же обосновывал противоположный тезис — что они являются закономерным продолжением ленинской политики. Однако, выступая на эту тему уже после 1991 года и продолжая осуждать Ленина и его соратников-большевиков, Солоухин при этом всячески одобрял последующую роль Сталина в деле возрождения близкой ему по духу традиционной имперско-самодержавной России.[источник не указан 103 дня] Главная тема творчества Солоухина — русская деревня. Владимир Солоухин является видным представителем «писателей-деревенщиков». В 1975 году в журнале «Москва» была опубликована нашумевшая автобиографическая повесть «Приговор», где главному герою (от лица которого ведётся повествование) ставится онкологический диагноз и проводится хирургическая операция. В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России ХХ-го века («Последняя ступень», «При свете дня», «Солёное озеро», «Чаша»). В них, стоя на православно-националистических позициях, он резко критикует атеистическое, интернационалистское, либеральное и коммунистическое мировоззрение. Владимир Солоухин много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки. Награждён орденами Трудового Красного Знамени, Знак Почёта, Дружбы народов, государственными и общественными премиями. По политическим взглядам Солоухин последние тридцать лет жизни являлся монархистом. Умер 4 апреля 1997 года в Москве. Похоронен в родном селе Алепино. Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/625

Разделы портала «Азбука веры» Самое популярное Сейчас в разделе 1135  чел. Всего просмотров 97 млн. Всего записей 1130 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Православное аудио к содержанию ( 75  голосов:  4.7 из  5) Одна из главных православных книг XX века. Может быть лучшая в богословии. До сих пор “Очерк мистического богословия Восточной Церкви” служит основным источником о Православии на Западе. В.Н. Лосский гениально показывает сокровенный духовный опыт Церкви на твёрдых догматических основаниях. Именно в этом единстве опытного познания и ясного точного догматического его выражения состоит главное достижение “Очерка мистического богословия”. Вот формула Лосского, ставшая уже хрестоматийной: “Богословие и мистика отнюдь не противополагаются; напротив, они поддерживают и дополняют друг друга. Первое невозможно без второй: если мистический опыт есть личностное проявление общей веры, то богословие есть общее выражение того, что может быть опытно познано каждым.” Помимо прочего, это выдающаяся христианская философия, учитывающая современную мысль, ни в чём не отходя от святоотеческого наследия. Надо ещё добавить, что “Очерк мистического богословия Восточной Церкви” лучшее, что было создано в рамках программы неопатристического синтеза, провозглашенной Флоровским. Еще во время второй мировой войны Владимир Лосский читает лекции о православном мистическом богословии как опытном богопознании. Эти лекции Лосский читал для группы католических богословов, близких к Э. Жильсону, собиравшихся в доме Марселя Моро, среди которых были такие крупные фигуры как Гандильяк, Массиньон и Марсель. На основе этих лекций он и пишет книгу “Очерк мистического богословия Восточной Церкви”, которая вышла на французском языке в 1944 году, а в 1958 году появилась в английском переводе и на долгие годы стала для Запада, да и для Востока образцом подлинного православного богословия. Замысел “Очерка мистического богословия Восточной Церкви” Лосский выражает следующим образом: “Мы задались целью рассмотреть здесь некоторые аспекты духовной жизни и опыта Восточной Церкви в их связи с основными данными православного догматического предания. Таким образом, термин “мистическое богословие” означает в данном случае аспект духовной жизни, выражающий ту или иную догматическую установку.” Издательство: «Азбука веры» Год издания: 2020 –:– 11:04 Стоп через Рекомендуемые аудио 4 комментария Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/audio/ocherk-mistichesk...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Международная научная конференция под названием «Картина мира: наука, философия и религия», посвященная 100-летнему юбилею астрофизика Николая Козырева, пройдет 6-8 ноября в Санкт-Петербурге. Организаторы форума - Религиозно-философский и педагогический исследовательский центр имени Якова Амоса Коменского (РФПИЦ) совместно с Русской Христианской гуманитарной академией (РХГА) при участии Санкт-Петербургского союза учёных. Программа трёхдневной конференции включает презентацию юбилейного сборника, посвящённого Н.А. Козыреву, доклады участников, ответы на вопросы и дискуссии по докладам, а также – круглые столы, завершающие каждый день работы. На обсуждение вынесены такие темы, как развитие идей Николая Козырева в современной астрофизике, картина мира с позиций религиозной философии, мировоззренческие аспекты современного образования. На 8 ноября запланирована экскурсия участников конференции в Пулковскую обсерваторию. Справка: Николай Козырев – выдающийся астрофизик советской эпохи, бросивший вызов материализму в науке. В частности, ему принадлежит " крамольная " для материалиста мысль о том, что время – это не бесконечная прямая, идущая из прошлого в настоящее, но особый вид материи. Занимаясь преимущественно физикой звезд, Козырев разработал множество научных теорий, среди которых была и знаменитая теория солнечных пятен. В 1936 году Николай Козырев был репрессирован и реабилитирован только в 1958 году. Именем Николая Козырева называется малая планета, открытая в 1939 году. «Такие, как он, вне коррозии, Ноздрёй петербуржской вздет, Николай Александрович Козырев – Небесный интеллигент. Он не замечает карманников. Явился он в мир стереть Второй закон термодинамики И с ним тепловую смерть», написал о Николае Козыреве поэт Андрей Вознесенский. Начало пленарного заседания 6 ноября в 10.00 (регистрация с 9.30) в фойе гимназии «Петершуле» по адресу: Санкт–Петербург, Заневский проспект, д. 532, станция метро «Новочеркасская», выход до пересечения с ул. Шаумяна. Для иногородних участников конференции может быть забронирована гостиница, либо бесплатно предоставлено место в помещении интерната гимназии. Оргкомитет принимает заявки на размещение до 15 октября 2008 года. ИА «Вода живая», 09.09.2008.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-09-09/1...

Его традиционность и «патриотическое устроение» носили динамический и творческий характер верности живому, Духом Святым движимому Преданию в призвании непрестанно обновляющимся ходом творческой мысли продолжать богословский труд отцов Церкви. «Апофатизм» его богословствования, «антиномичность» его мышления были очень далеки от схоластических схем, и он не прекращал своей борьбы против какой бы то ни было попытки ввести их в православное учение. Все эти столь различные аспекты богословской деятельности Владимира Лосского обретали свое единство и свою плодотворность в одном, едином источнике: его глубоком и живом благочестии, его всецелой «вовлеченности» человека церковного. Молитва Церкви не только укрепляла и питала его мысль, но и формировала его духовную сущность подлинного христианина. Конечно, с точки зрения естественно-человеческой, с чувствами чисто человеческими, размышляя о его смерти, мы не можем не сожалеть о том, что ему не пришлось еще в жизни сей в полной мере приумножить дарованный ему Богом богословский «талант». Но потому именно, что его богословие, будучи строго научным, было богословием духовным и мистическим, мы не можем не преклоняться молчаливо и благоговейно перед непостижимой тайной Бога, призвавшего его к Себе столь неожиданно для нас. Мы размышляем над его внезапной кончиной, и нам приходит на ум древнее выражение святых отцов: «Если ты богослов – молитва твоя истинна, если молитва твоя истинна – ты богослов». Так Владимир Лосский , человек молитвы и богословия, навсегда обретает для нас предельную значимость своими научными трудами и своей чистой молитвой пред Богом. В 1983 году были две знаменательные даты, связанные с именем выдающегося русского православного богослова Владимира Николаевича Лосского : 25-летие со дня кончины (7.02.1958) и 80-летие со дня рождения (8.06.1903). Данная статья печатается в переводе с французского из «Вестника Русского Западно-европейского Экзархата» (Париж, 1959, 30–31, с. 95–98), посвященного памяти Владимира Лосского . Читать далее Источник: Василий (Кривошеин), архиепископ. Памяти Владимира Лосского//Богословские труды. 1985. Вып. 26. С. 156-158. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Третьего дня П[етр] Н[иколаевич] передал мне от Вас икону всех Святых, в земле Российской просиявших, представляющую собой цветную фотографию. Эта икона хотя и уступает в отчетливости простым фотографиям, но зато дополняет их сочетанием красок. Сердечно благодарю Вас, Владыко, за этот редкий подарок. И. С. Остроухов, художник и собиратель старинных икон, – мой однофамилец. Мы не родственники. Он происходит, если я не ошибаюсь, из купеческой среды, я же – из духовного звания: мой прадед о. Варсонофий Феодорович Остроухов в 40-х гг. XIX столетия был священником в Рязанской губернии, дед и отец уже не были духовными лицами. От души радуюсь, что пересланные Вам моей сестрой репродукции икон так понравились Вам, что Вы хотите украсить ими ваше новое жилище, в котором, как я слышал от Петра Ник[олаевича], Вы уже и поселились. А потому поздравляю с новосельем. Еще раз благодарю Вас, Владыко Святый, за подарок, желаю всего лучшего и, прося ваших святых молитв за меня и всех моих сродников, остаюсь душевно Вам преданный П. Остроухов. Д. 37. Л. 107–108 об. Подлинник. Автограф. 5. 24 марта 1959 г. Прага, 11/24 марта 1959 г. Ваше Преосвященство, глубокочтимый Владыко! Несколько времени тому назад Петр Николаевич передал мне для прочтения часть Вашего труда о святых, в земле Русской просиявших: месяцеслов с тропарями и кондаками. Конечно, я совершенно некомпетентен делать здесь какие-либо замечания. Но мне пришло в голову сопоставить Ваш труд с «Менологионом» протоиерея Мальцева на русском и немецком языках. Сразу же стало ясно, что Ваш труд гораздо полнее, чем «Менологион» Мальцева. Но у Мальцева (не для всех, но для очень многих святых) приведены краткие, иногда в нескольких строках, жития святых. Не следовало бы и в Вашем труде после тропаря и кондака привести хотя бы краткое житие святого? Или для этого Вами отведена особая часть Вашего труда? Недавно мне попалась в отдельном оттиске из загр[аничного] издания «Православная мысль» статья «Толкование 67-го псалма». Я переписал для Вас текст псалма в новой редакции и посылаю Вам его на тот случай, если этого журнала нет в Вашей библиотеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В создавшейся ситуации нужен был спокойный и откровенный диалог руководства Русской Православной Церкви с руководством государства. Однако В. Фуров в одной из  записок в руководящие инстанции предпочёл дать следующие советы: «…Учитывая также, что Патриарх на многое смотрит с позиций прошлого века, на наш взгляд, уместным будет разъяснить ему и некоторые общие проблемы развития нашего советского общества: страна строит коммунизм, развивается наука,  растёт культура людей… Партия и государство заботится о воспитании человека нового общества, свободного от идеалистических в том числе и религиозных предрассудков. И разве неясно какова перспектива Церкви, скажем, лет через 20–30, когда люди в силу законов развития общества и в результате воспитания будут атеистами. Это – закономерность развития истории. Так что пусть Патриарх не обижается, что люди рвут с религией и закрывают церкви…» Н.С. Хрущёв, дважды выступая на XXII съезде КПСС в 1961 году, оба раза касался вопросов борьбы с религией. «Коммунистическое воспитание, – говорил он, – предполагает освобождение сознания от религиозных предрассудков и суеверий, которые всё ещё мешают отдельным советским людям полностью проявить свои творческие силы… Ведь не может духовное развитие человека проходить успешно, если голова его забита мистикой, суевериями, ложными представлениями» . М.А. Суслов, один из главных идеологов атеизма того времени, называл религиозные настроения людей в ряду таких негативных общественных явлений, как тунеядство, пьянство, воровство, хулиганство, взяточничество. Он утверждал, что сосуществование религиозного мировоззрения и социалистической идеологии «невозможно без предательства интересов коммунизма» .  Перед партийными организациями ставилась задача через 12–17 лет в соответствии с  программой КПСС полностью освободить сознание советских людей от пережитков старого строя, в том числе и от религиозных предрассудков .     Об уровне, на котором проводилась антирелигиозная пропаганда на местах, свидетельствуют следующие высказывания пропагандистов. На вопрос, какие меры вы считаете наиболее эффективными, чтобы улучшить постановку научно-атеистической пропаганды, 30 % анкетируемых написали: «закрыть Церкви». В городе Вязники Владимирской области секретарь горисполкома высказал такую мысль: «а что если мы перед церковью под видом водопровода прокопаем канаву и на три года ее оставим, пусть верующие прыгают. Многие не смогут прыгать, меньше будет верующих» . 

http://bogoslov.ru/article/3698574

В условиях административных притеснений церковная власть понимала особую ответственность перед паствой и не желала давать «повода ищущим повода» (2 Кор. 11:12). В своих требованиях к клиру высшая иерархия стремилась поднять пастырское самосознание и дисциплину. Еще в начале 50-х годов покойный ленинградский митрополит Григорий (Чуков) предупреждал о критической ситуации с церковными кадрами: «В жизни самой Церкви видим оскудение духа, упадок благочестия, особенно церковной дисциплины, самочинные нарушения строя церковной жизни. Богоборчество разума и своеволие в жизни, присущее всем нам, теперь особенно обостряются в мире» . В 70-е годы ему вторил архиепископ Тамбовский Михаил: «Горе пастырям, использующих паству в корыстных целях и забывающих о своем призвании. Такое опьянение мирскими попечениями следует признать опаснейшей болезнью. Что за польза от слов, если нет подтверждающих их дел? Только тот, кто должным образом испытал и проверил себя, может обличать и наставлять других» . Обращаясь к священнослужителям по поводу совершенствования дисциплины и соответствия своему служению и авторитету, иерархия настраивала духовенство на истовое исполнение пастырского долга: «Без чувства благоговения пастырь не может быть пастырем» . Со страниц общецерковного Журнала Московской Патриархи звучали призывы, обращенные к священнослужителям: «Быть же пастырем – значит жить не своею особою жизнью, а жизнью паствы, болеть ее болезнею, нести ее немощи с единственной целью: " послужить ее спасению, умереть, чтобы она была жива " » . Среди требований к духовенству руководством Церкви внушался тип поведения священника: скромность, простота, набожность, отзывчивость, опрятность, не зазорная жизнь вне храма, самоотверженное служение на приходе . Пастырям внушается мысль о «возвышенном образе священника»: жизнь пастыря должна быть подчинена «богомыслию, нестяжательности, милосердию и служению ближним . Самоотречение и отречение от болезненно рабских (земных) привязанностей и интересов» . Отмечались черты священнослужителя, востребованные народом: «Наш набожный православный народ высоко ценит пастыря-молитвенника…» . Патриарх Алексий напутствовал Астраханского епископа Леонида (Лобачева) словами: «Ты несомненно наблюдал и знаешь, с какой любовью с каким благоговением наш благочестивый народ относится к добрым и усердным пастырям и с какою скорбью недостойную жизнь иных пастырей он воспринимает как оскорбление своего религиозного чувства» . Епископу Уфимского Никона Патриарх наставлял словами о выборе тем, «соответствующих призванию» сотрудников: во избежание скандалов и раздоров на приходе [надо] избирать «верных и чистых сотрудников», не доверяться случайным людям, чтобы между священником и паствой не оказалось «средостения в лице своекорыстных делателей неправды и греха» .

http://bogoslov.ru/article/5887441

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010