Другая особенность Ильинского погоста — бревенчатая ограда. Она укреплена бревенчатыми срубами и крыта двускатной кровлей. Такими оградами, придающими сооружениям сходство со старинной крепостью, были раньше окружены многие монастыри и погосты. Эта ограда послужила образцом при возведении ограды Кижского погоста. В ограде были устроены лавки, где крестьяне и купцы торговали по праздникам и в ярмарочные дни. Вероятно, праздничная торговля была прибыльной, поскольку на соседнем острове Колгостров были оборудованы обширные складские помещения для купеческих товаров. В 1930-е годы растерявший по лагерям священников и прихожан Ильинский Погост опустел. В 1991 году началось возрождение монастыря. С 2003 года на Ильинском погосте начались богослужения. В 2004 году директор Водлозерского национального парка Олег Червяков был рукоположен в священники и стал настоятелем Ильинской церкви. 23 декабря 2006 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви на Ильинском погосте учреждён мужской монастырь Свято-Ильинская Водлозерская пустынь. В новообразованном монастыре подвизаются игумен Киприан (Грищенко), иеромонах и иеродиакон, инок и послушники. http://readtiger.com/wkp/ru/ Ильинско-Водлозерский погост за свою долгую историю сменил три деревянных храма. С 1798 года на нём стоит четвёртая по счёту кубоватая Ильинская церковь. Храмы этой группы распространены только в Поонежье и на Поморском берегу Белого моря. Но не ищите этот погост на карте бассейна реки Онеги и на берегу Белого моря — его там никогда не было. Это единственный кубоватый храм, построенный в Обонежье в традициях русского деревянного зодчества, вопреки типовому проекту, спущенного духовной консисторией. Водлозерский край речными путями связан с Онежским озером, но административно с 1569 по 1802 годы относился к Каргополью. Поэтому Водлозеро занимает промежуточное положение между двумя крупными районами Русского Севера — Обонежьем и Поонежьем. Соединение различных региональных традиций ярко выразилось в архитектуре наиболее значительного памятника Водлозерья — церкви Ильинско-Водлозерского погоста.

http://sobory.ru/article/?object=22024

Подольск. Часовня Николая Чудотворца на Васильевском погосте. Никольская часовня Карта и ближайшие объекты Васильевский погост Земли по Лопенке в домонгольскую эпоху находились на самой окраине Владимиро-Суздальского княжества, а населявшие их вятичи отличались особой приверженностью к язычеству. Они не принимали Христа и не крестились, хоронили покойников по языческому обряду в курганах вплоть до XIII века. Положение дел изменилось после татаро-монгольского нашествия, сильно подорвавшего устои прежней русской жизни. В правление святого благоверного князя Даниила Александровича (1276–1303 г.г.), великого основателя и устроителя государства Московского, население княжества стало жить на новых христианских началах. Сам князь был активным и успешным христианским просветителем земли московской, он заботился о строительстве церквей не только в Москве, но и во всех волостных и становых центрах княжеской власти на местах. Немаловажное значение при обустройстве управления княжеством приобрели и погосты традиционные места собрания сельских жителей для встречи с властями, для сдачи налогов, судебных разбирательств, на праздники, ярмарки и для молитвы. Твердой опорой власти святому Даниилу служила Русская Православная Церковь. Поэтому на погостах, особенно там, где ранее были языческие капища, ставили православные храмы. Медленно и постепенно изглаживались в памяти народной языческие верования и обряды, и русичи-московиты становились истинными христианами. С конца XIII в. курганы в Подмосковье почти не встречаются. Погост Васильевский продолжал оставаться одним из местных родовых центров на средней Пахре. Свое название погост получил от построенного на месте древнего Велесова капища храма во имя святителя Василия Великого, память которого празднуется 1 января. Нетрудно догадаться, что это имя было созвучно старому названию места «Велесово» и призвано было, по мнению Церкви как можно быстрее и прочнее стереть память о боге Велесе, празднование которого приходилось близко к Васильеву дню. Если кульминацией колядских языческих Святок был Велесов день 6 января, то таковым стал Васильев день 1 января Святок Рождественских. На Васильевский погост в престольные праздники в XIV столетии могли бывать и благоверный князь Даниил, и его сыновья Юрий и Иван Данииловичи, и Симеон Гордый, и Иван Красный, и св. Дмитрий Донской. Позже, в XV–XVI в.в., при расширении Московского государства великокняжеские выезды на погосты прекратились и погосты стали, в привычно понимаемом ныне смысле, сельскими кладбищами со скромными церковками при них. Священники церкви Васильевского погоста на протяжении столетий окормляли приход припахринского левобережья село Васильевское с Ордынцами, Плещеевым, Бякантовым, Быковкой и Услонью, а позже и расположенные по Лопенке деревни Борисовское, Захарьино и Щербинка.

http://sobory.ru/article/?object=48721

Старинский Погост. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Воскресения Христова , Смоленской иконы Божией Матери , Сергия Радонежского Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1824. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Судогодский р-н, с. Старинский Погост Координаты: 55.9845, 40.5211 Проезд: Из Владидимира южный выезд на Гусь-Хрустальный, Судогду. На 16км развилка, правый поворот с указателями " Гусь-Хрустальный, Рязань " , следует повернуть по ним и двигаться по трассе Р73 4км до д. Ефимовская, далее свернуть по указателю " Ефимовская " от трассы вправо, миновав деревню проехать лесом 2 км ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Владидимира южный выезд на Гусь-Хрустальный, Судогду. На 16км развилка, правый поворот с указателями " Гусь-Хрустальный, Рязань " , следует повернуть по ним и двигаться по трассе Р73 4км до д. Ефимовская, далее свернуть по указателю " Ефимовская " от трассы вправо, миновав деревню проехать лесом 2 км на запад, до кладбища. Асфальтированный проезд. Зимой возможны заносы, однако расчистка достаточно регулярная, т.к. кладбище действующее, неподалёку дом инвалидов, пионерлагерь Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Воскресенская церковь в с. Старинский Погост массивное сооружение с крупным пятиглавием, тёплой просторной трапезной с собственной алтарной преградой и пристроенной через притвор колокольней. Вместимость и общую размерность основного объема значительно увеличивают северный и южный нефы. Сложная система поддерживающих ротонду арок и сводчатых перекрытий нефов придают величественную красоту и неповторимость интерьеру. Стены были расписаны фресками. Интересной особенностью церкви стали памятные камни, вложенные, в основном в южную стену трапезной. Камни снабжены памятными надписями, в основном в помин захороненных здесь родственников тех вкладчиков, которые участвовали каким-либо образом в строительстве храма. Лицевая сторона камней выходит как на фасад, в уровне цоколя, так и вовнутрь помещения, в уровне подоконников, они служат частью оконных откосов. На памятных камнях просматриваются древние даты, например 1724 год и близкие XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=03586

Самыми древними центрами православия на Меленковской земле являлись погосты. Погостом первоначально назывался центр сельской общины на северо-западе Древней Руси. Позднее это название закрепилось за центром административно-податного округа и характеризовалось как крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII века погостом называли отдельно стоящую церковь с кладбищем или сельское кладбище. Погост Куземский или погост Иоанна Предтечи находится в 32-х верстах от города Меленки и в 100 от города Владимира среди лесов и полей. На месте данного погоста когда-то существовал женский Предтеченский монастырь. Время основания этого монастыря совершенно неизвестно, а упразднен он уже в первой четверти XVII столетия. В писцовых книгах 136–138 (1628–30) гг. сообщается об этом погосте следующее: «Погост Иоанна Предтечи, что был девич монастырь, а на погосте церковь собор Иоанна Предтечи холодная да другая церковь теплая Николы Чудотворца обе древяны клецки. А у церкви во дворе поп Терентий Лазарев, во дворе поп Алексей Еремеев, пономари Васька Савостьянов с детьми, с Гаврилкой да с Устинкой, да с Ивашкой, да с Лучкой, во воре просвирница Марьица да 10 мест келейных. Пашни церковной середние земли 40 четвертей да лесом поросло 10 четв. в каждом поле. Того монастыря пустошь, что была деревня Горки, Мусолово тож, в ней 3 места дворовых пашни паханыя наездом середние земли 30 четв., перелогу 20 четв. да лесом поросло 30 четв., а всего по 80 четв. в поле, а в дву потомуж. Пустошь, что был починок, Попово тож, в ней два места дворовых, пашни паханыя наездом середние земли 15 четв., перелогу 10 четв., лесом поросло 20 четв., а всего 45 четв. в поле, а в дву потомуж. Пустошь, что было селище Давыдовское стараго запустения, в ней место дворовое, пашни паханыя наездом середние земли 8 четв., перелогу 2 четв. да лесом поросло 10 четв., а всего по 20 четв. в поле. Всей пахатной земли при погосте значилось по 200 четв. в поле, а в дву потомуж. К погосту и к пустошам по заполью лужок Павлов, да лужок Попадьин, да лужок Макаров, да заполем в лесу лужок Петрушинский, сена ставится 130 копен. Лесу пашеннаго 30 десят. да непашеннаго на полторы версты в длину и на версту поперег.

http://sobory.ru/article/?object=04141

По материалам сайта «Православие на земле Судогодской» http://www.sudogda.ru/ Владимирский край богат православными храмами, действующими и разоренными; во Владимирской области их более тысячи. И среди этого разнообразия особо выделяется Старинский погост - уникальное и загадочное место, тайны которого до конца не раскрыты до сих пор. Еще при Иване Грозном этот погост являлся центром огромной волости, располагавшейся к югу от Владимира. Сегодня от областного центра до Старинского погоста, если считать напрямую, всего лишь около 16 километров. От развилки шоссе из Владимира на Муром и Гусь-Хрустальный до Старинского погоста не более пяти минут езды на автомобиле. Интрига начинается еще до прибытия на место: практически ни на одной самой подробной топографической карте погост как таковой не обозначен. Не отмечена и находящаяся там каменная Воскресенская церковь, хотя не заметить этот огромный храм с высокой пятиярусной колокольней просто невозможно. Архитектура церковного здания весьма примечательна. Столь массивного пятиглавия в сочетании с внушительными шестиколонными портиками и многочисленными арками внутреннего пространства доводится встречать нечасто. Но особенность Воскресенского храма не в его архитектуре, а в тех загадках, которые он скрывает. Жители ближайших окрестностей, в том числе из расположенного неподалеку поселка Головино, называют храм погоста «красной церковью» - вероятно, по цвету кирпичей, из которых сложено здание. Но у тех, кто более пристально осмотрел храм, возникают и другие ассоциации: стены «красной церкви» напоминают… кремлевские! Причем не столько цветом, сколько наличием в них досок - надгробий. Тяжелые белокаменные плиты намертво вмурованы в стены как с внутренней, так и с наружной стороны. По форме эти камни напоминают типичные надгробия прошлых веков. Большая часть плит имеет хорошо читаемые надписи, которые относятся к XVIII столетию. На могильных плитах в стенах храма значатся фамилии коренного владимирского дворянства: Рагозины, Языковы, Хоненевы, Колышкины, Коптевы. Почему плиты с их именами вделаны в стены храма сельского погоста? Для чего понадобилось прибегать к столь экстравагантному даже и для прошлых веков обозначению мест погребения? Отчего это не обычные памятники в церковной ограде? И где находятся сами могилы? Пока можно строить лишь догадки - здание церкви сильно разорено, местами своды обрушились, и завалы преграждают путь. Не исключено, что часть каменных гробниц может находиться прямо в толстых церковных стенах в специально устроенных и заложенных кирпичом нишах, как, скажем, это сделано во владимирском Успенском соборе. Еще вероятнее - склепы обозначенных на плитах лиц находятся в подземелье - в глубоких и пока недоступных для исследования подвалах Воскресенского храма.

http://sobory.ru/article/?object=03586

24) Вотчина Живоначальные Троицы Сергиева монастыря, что пожаловал блаженные памяти Государь Царь и Великий Князь Федор Иванович всея Руссии Живоначальные Троицы Сергиева монастыря архимандрита Митрофана с братьею..., а дал в 7090 (1582) году по отце своем по Царе и Великом Князе Иван Васильевиче всея Русии и село Кляпово на реке на Сетуне 65 , а в нем церковь Никола Чудотворец, а в церкви образы и свечи и книги и колокола и всякое церковное строение монастырское. 25) Живоначальные Троицы Сергиева монастыря село Андреевское погост 66 , а в церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола и все церковное строение и клепало монастырское. Села ж Андреевского погост, а на погосте место церковное Бориса и Глеба 67 . Стан Угожской 26) За дьяком за Макарком Ивановым сыном Поздеевым в поместьи по отдельной выписи 132 (1624) году, что было преж сего в вотчине за боярином за Стенаном Васильевичем Годуновым, а преж боярина было за Григорьем, да за Гаврилом, да за Кузмою, да за Иваном Рукиным, пустошь, что было село Марьино, а в нем место церковное Николы Чудотворца 68 . 27) В Угожском же стану пустошь, что были погост Живоначальные Троицы на реке на Торусе 69 . 28) Пустошь, что был погост Успение Пречистые Богородицы на реке на Москве 70 . 29) Пафнутьева монастыря вотчина село Куриково на речке на Торусе 71 , да на речке на Мосуровке, а в селе церковь Преображение Господа нашего Иисуса Христа древяна клетцки, стоит пуста. 30) Того ж Пафнутьева монастыря вотчина, пустошь, что было село Городище 72 , а в нем церковь Николы Чудотворца. 31) Вотчина Андроньева монастыря, что на Москве, по приправочным книгам, что было в поместьи за Гришею за Бикейковым, да за Кирилом Дичковым, и Государь Царь отдал то поместье по дяде своем князе Юрье Ивановиче в Андроньев монастырь архимандриту с братьею по духовной грамоте, деревня Ладыгино, на реке на Москве 73 . 32) Вотчина Новодевичья монастыря село Починки, а Кубенское тож, на речке на Сетуне 74 ; в государевой жалованной грамоте 7079 (1571) году написано: «дал то село князь Иван Иванович Кубенской», а в селе был храм Леонтей Чудотворец Ростовской, запустел от литовского разорения.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Половина же Ивана Васильевича Одоевского перешла его дочери, Варваре Ивановне, вышедшей замуж за знаменского вотчинника князя Дмитрия Юрьевича Трубецкого, от чего эта половина перешла к селу Знаменскому. В Ивановском были сады, оранжереи, усадьба с тремя прудами, мельница на речке Варварке, конные и скотные дворы и шляпочная фабрика. В половине, принадлежавшей князьям Трубецким находились, помимо полсела Ивановского, деревни Язва, Гавриково, Щиборово и Высокая. К 1895 году Ивановское превратилось в погост со старой, выстроенной ещё при Одоевских каменной церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом во имя Николая Чудотворца, в котором оставался скотный двор. Ивановский погост продолжал существовать и в 1920-е годы. К этому моменту в Ивановском существовал некий хутор Сарычевой с аллеей. От Ивановского шли ныне не существующие дорожки в Столбово, Губкино и Потапово. Ивановское находилось в поле к югу от речки Варварки, к северу, за речкой, начинался лес, тянувшийся до Столбово и перераставший далее в Битцевский лес. К востоку находился небольшой ныне не существующий перелесок посреди поля, за полем и перелеском — почти полностью вырубленный в 2000-е Белкин лес. К западу также находился небольшой лес, ныне почти полностью застроенный КП Президент, к югу — поля вокруг деревни Потапово с перелесками между Потапово и Губкино, сохранившимися до сих пор. В конце 19 века Ивановский погост был в составе Десёнской волости Подольского уезда. К 1940-м годам Ивановский погост был окончательно покинут жителями и был закрыт. Церковь и кладбище при ней находились в заброшенном состоянии. Перелесок к востоку от Ивановского и небольшая часть леса к северу от речки Варварки были снесены; на их месте появились поля, использовавшиеся совхозом «Коммунарка». Для орошения этих полей около 1975 года у заброшенного погоста был вырыт Ивановский пруд, прозванный местными старожилами «Дамбой» (старые пруды сельца Ивановского к тому времени исчезли). В 1960-е годы на одном из полей вблизи Ивановского были основаны садовые участки «Юннат», существующие и до сих пор.

http://azbyka.ru/palomnik/Ивановское_кла...

Лявозерский погост, урочище. Часовня Рождества Христова. Рождественская часовня /// Объект утрачен Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты В ведомости о церквях и церковнослужителях Кольского благочиния за 1828 год, составленных протопопом Воскресенского собора Колы Иоанном Дьяконовым имеется следующая запись: «От Понойского прихода по зимнему тракту в 500 верстах при Семиостровском погосте часовня во имя Рождества Иисус Христова, маленькая. А от города Колы в 200 верстах. По фундаменту, стенами и крышей еще прочна. Жители при часовне из собираемых кошельковых доходов по части иногда доставляют в местную церковь. Построена при заведенных частными людьми рыбных промыслах». Это – самое раннее упоминание о Контозерской часовне. В ту пору она была приписана к Понойскому приходу, в 50-е годы XIX столетия перешла в ведение Кольского соборного прихода, а позже относилась к Ловозерскому лопарскому приходу. Внимательные читатели наверняка обратили внимание и на то, что вместо Лявозерского саамского погоста в ведомости упоминается Семиостровский. Дело в том, что в прежние времена Лявозерский погост частенько именовался одним из Семиостровских (всего их было 4). Так в рапорте от 19 февраля 1834 года Дьяконов сообщал епископу Архангельскому и Холмогорскому Георгию (Ящуржинскому): «Семиостровской же [погост] называемой Лявозерской, при коем часовня во имя Рождества Христова». В ведомостях того времени не раз подчеркивается бедность часовни, непритязательность ее убранства. В 1831 году Понойский священник Дамиан Андрианов сообщает, что от часовни «прибыли в церковный кошелек никакой не получается, содержание же имеет скудное от подаяния в кошелек». «Утварью скудна», - пишет в 1850 году кольский протоиерей Матфий Поликин. «Утварью скудна, - вторит ему в 1853-м кольский священник Алексей Алексеевский. - Кошелькового сбора от сей часовни поступило 1 руб., а свечного не поступило». http://www.murmansk.kp.ru/daily/26180.3/3067934/ Далеко в Ловозерской тундре, возле озера Контозеро обнаружена часовня 17 века. Неравнодушные к истории родного края жители Ловозера и Ревды решили сохранить памятник деревянного зодчества. Чтобы спасти постройку от разрушений, они возвели над ней 12-метровый купол.

http://sobory.ru/article/?object=60829

Далее. Погосты иногда были так велики, что невольно, смотря на расстояние некоторых деревень от центра – погоста задаешься вопросом: неужели не испытывали наши предки неудобств и при отправлении повинностей гражданских, и в исполнении обязанностей религиозных? Вероятно, что эти неудобства давали себя чувствовать очень и не они ли вызвали к жизни деление погостов на села, в иных случаях с отдельными даже церквами. Напр. погост Никольский Передольский – имел свою погостскую церковь за Лугой в Шелонской пятине; но в погосте мы находим «село Мъскорици, на реке на Лузе; а в нем церковь Рождество Христово» III, 157, – «деревень к селу» 13. Полагаем, что эти 13 деревень своим центром считали Мъскорици, туда доставляли доходы. Но вместе с этим эти 13 деревень невольно и религиозным своим центром должны были считать не Передольский погост, а село Мъскорици, в котором им приходилось часто бывать по делам общественным. В том же погосте другое село Творошковичи (III, 166) притягивало к себе жизнь и гражданскую, и церковную еще 14 деревень. Таким образом погост – единица оказался раздробленным на части: собственно погост, село Мъскорици и село Творошковичи. Однако полагаем, что подчиненное отношение сел к погосту сохранялось в этих случаях. Весьма заметно такое дробление погоста на более мелкие единицы в Будковском погосте. В нем мы находим село Белое с церковью (III, 278–279), «а деревень к селу» 32; село Будково (III, 299; церковь его – церковь погостская), – «а деревень к селу» 19; село Хабалина Гора с церковью (III, 306), «а деревень к селу» 18; село Передчицы с церковью (III, 312), «а деревень к селу» 12. Слишком ясно, что в Будковском погосте выделились четыре меньшие единицы – села, объединявшие около себя каждое известное количество деревень, прежде всего, конечно, для отправления гражданских повинностей. Характерна в этом отношении отметка писца о волости села Белого: «а великого князя оброк в той волости всех боярщин крестьяном, деньги и хлеб разметовати меж собя по пашне» (III, 291). На волость села Белого оброк наложен и писцом обозначен; но сколько с каждого крестьянина следует взимать оброка, – это предоставляется сельчанам определять на месте, применительно к размеру пашни, а, следовательно, и дохода, крестьянина. – Но для отправления гражданских повинностей тянущие к селу, напр. Передчицам, непременно и в церковь пойдут Передчицкую; да и странно было бы крестьянину напр. из деревни Желцы идти к обедне в Будково, верст за 30, когда у него есть Передчицы верстах в 10–12.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Ильинский погост, урочище. Церковь Илии Пророка на Ильинском погосте. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичный одноглавый храм в псевдорусском стиле, сооруженный в 1859 г. при помощи купца П.Г.Цурикова. Трапезная с Покровским и Сергиевским приделами и колокольня в стиле классицизма остались от прежнего здания 1813-1820 гг. В ноябре 1934 г. постановлением президиума Мособлисполкома Ильинская церковь была закрыта. В качестве оснований приводилось, что «здание церкви так называемого Ильи находится на участке, который передан строительству дома отдыха областного союза печатников, и культовое здание необходимо использовать под Дом отдыха». По одним планам, новые власти хотели переоборудовать здание храма под детский санаторий, по другим – построить вокруг него П-образный корпус Дома отдыха, однако ни один из этих проектов так и не был реализован. Церковь местные жители разобрали " по кирпичику " (хотя есть мнение, что её сначала в 1938 г. взорвали). Сейчас на месте утраченного храма находится поляна, на ней разрушенный памятник Максиму Горькому, а рядом – два заброшенных двухэтажных корпуса бывшего пансионата «Березка». Неподалеку сохранился и двухэтажный дом, который в народе прозвали «поповским». Судя по всему, до революции это был дом настоятеля Ильинского храма, позже приспособленный под нужды д/o. Издавна рядом с городищем существовал погост с церковью пророка Илии, первое упоминание о которой относится к 1584 году: «древяна клецки, а в ней образы и свечи и на колокольнице колокола все было мирское строенье». В приходных книгах Патриаршего казенного приказа за 1628 год записано: «Церковь Пророка Илии на Городище, дани три алтыни 3 деньги генваря в 30 день на нынешний год взято». Причт составляли тогда два священника, пономарь и просвирница, дома которых располагались рядом с храмом, поэтому погост в документах порой называли селом Ильинское на Городище. В 1811 году деревянная Ильинская церковь сгорела, но сразу же началось строительство новой, каменной. К 1813 году возвели трапезную, в которой освятили придел пророка Илии, чуть позже была построена колокольня, а в 1820 году прихожане подали в Консисторию прошение о дальнейшем строительстве настоящей церкви, которую планировалось освятить в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Тогда же церковному старосте Харитону Ларионову, который в 1817 году «со вступлением его в должность строительную выстроил колокольню, и придел привел в надлежащий порядок», была выдана книга для сбора доброхотных подаяний. Стоит заметить, что разрешение Консистории на выдачу такой книги скорее исключение, потому как множество подобных прошений в то время отклонялось.

http://sobory.ru/article/?object=34540

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010