Эксп. I, 94, стр. 73, 74); 3. Падрин погост у Холмогор (там же); 4. Ненокса погост на берегу Архангельского залива (Акт. Ист. II, 77, стр. 104); 5. Вознесенский на реке на Лодме (Андреянов стан) (Акт. Хол. и Уст. епар. II, 126); 6. Золотицкий погост (Ibid. II, 273–275); 7. Коровкин погост на верх. реки Лодьмы (Ibid. II, 38, 40); 8. Великий Никольский погост (Шенкурской четверти) (Ibid. II, 402); 9. Ромашевский погост (Кокшенской четверти) (Ibid. II, 605); 10. Спасский погост (Кокшенской четверти) (Ibid. II, 641); 11. Троицкий погост (Кокшенской четверти) (Ibid. II, 626); 12. Товойтов погост (Ibid. II, 62); 13. Кокшенский погост (Акт. Юрид. 429); 14. Шенкурский погост (Ibid. 269); 15. Яренский погост (Акт. Федотова-Чеховского, I, стр. 375); 16. Валдокурский погост (Ibid. II, 185). Казанский край. Погосты: Арбузовский, Баковский[?], Дмитрия Страстотерпца, Макарьевский и Троицкий (Кузмодемьянского уезда) (Акт. Федотова-Чеховского, т. I, стр. 320). Карелия (Корела). Погосты: Иломенский, Кирьятский и Пялвоозерский[?] (Акт. Эксп. I, 310, стр. 375; III, 127, стр. 181). Костромская земля. 1. Погост Старое Дворище с деревнями (Костромской уезд) (Акт. Ист. I, 220, стр. 416); 2. Воскресенский погост (Галического уезда) (Акт. Федотова-Чеховского, I, 320); 3. Семиловский-Троицкий погост на реке на Мезе (Костромской уезд) (Ibid., 260). Литва. Спасский погост (Невельский уезд) (Ibid. II, 183, стр. 810). Лопь (дикая). Семь Лопских погостов (Кольский уезд) (Акт. Ист. V, 125, стр. 213; Доп. к Акт. Ист. IV, 173, стр. 350, XI, 1–9). Московск. область. Спасский, на Тушине, погост под Москвой (Акт. Эксп. II, 96, стр. 186). Мурманский берег. Понойский погост Петра и Павла, над рекою Поноем (Акт. Эксп. I, 310, стр. 374). Нижегородский край. Троицкий погост (Нижегор. уезд) (Доп. к Акт. Ист. IX, 75). Пермская область. 1. Гаены, погост в 230 верстах от Соликамска (Акт. Эксп. II, 50; 116); 2. Зюздинский погост, в верховьях реки Камы, 200 верста от г. Кайгорода (Ibid. II, 69, стр. 161); 3. а) Ныробский погост Николая Чудотворца, на реке Роднике (Акт. |
Эксп. III, 53, стр. 95); 3. Кубенский и Середний погосты (Вологод. уезд) (Акт. Федотова-Чеховского, I, стр. 811 и 117); 4. Погосты расположенные в верховьях реки Ваги (Вельский уезд) (Акт. Эксп. IV, 188, стр. 242); 5. Никольский погост (Сольвычегод. уезд) (Акт. Холм. и Уст. еп. I, стр. 626, 627); 6. Николаевский погост Толшенской вол. (Тотемский уезд) (Акт. Хол. и Уст. еп. I, стр. 1371); 7. Лалский погост (Усть-Сысольский уезд) (Акт. Эксп. IV, 229, стр. 316; 304, стр. 453. Акт. Холм. и Уст. еп. I, стр. 589, 594, 1428; II, 1269); 8. В Устюжском уезде: а) Синегоцкий (Ярокур. стана) (Акт. Холм. и Уст. епар. I, стр. 271, 302, 304); б) Ивановский Богословский (Ивановская волость) (Ibid., I, 732, 733); в) Погост на реке Темтасе; погост Благовещенский (Сухонский стан) (Ibid., I, 579); г) Нововышлый погост (Ibid., I, 714, 1216; II, 1100, 1133); д) Николаевский погост (Верхопушемская волость) (Ibid., I, 744); е) Верхний погост (Уфтюжской волости) (Ibid. I, 1178); ж) Никольский на Кодласе (Ibid. I, 1329); з) Будринский-Ильинский (Ibid. ΙΙ, 1020); и) Иванов погост (Ibid. II, 812, 888, 892); к) Погост Ивана Предтечи (Толшемской волости) (Ibid. II, 887); л) Середний погост (Ерогоцкой волости) (Ibid. ΙΙ, 897); м) Погост св. и чуд. Николая (Утмановской волости) (Ibid. II, 915); н) Красноборский погост (Ibid. II, 1183); о) Липово-Шеломянь (Шеломян. волости в Юрьев. Наволоке) (Ibid. II,1193,1194); п) Петровский на р. Юге (Ibid. II, 931); р) Спасский Щекинский погост (Ibid. II, 1012); 9) Погост Лена (Яренский уезд) (Ibid. II, 913; Акт. Эксп. III, 204, стр. 290); 10. Пыелдынский Спасский погост (Яренского уезда) (Доп. к Акт. Ист. X, стр. 434); 11. Устькуломский погост (Яренского уезда) (Ibid. VI, 172); 12. Жешертский погост (Ярен.уез., Жемарн. вол.) (Акт. Холм. и Уст. еп. I, 985). Вятский край. Прокопьевский погост (Слободского уезда) (Акт. Ист. V, 264). Двинская область. 1. Терпилов погост при устье реки Пинеги, по соседству с Соломбалой (Акт. Ист. I, 17); 2. Емецкий погост на реке Емце (Акт. |
3.) Священник Василии Михайлов Тишинский, дьячковский сын, по окончании курса в семинарии уволен с аттестатом в 1811 году и посвящен в священники к Борисо-Глебовской церкви Прощаницкого погоста Псковского уезда, в 1814 году переведен к Псковоградской Никитской с поля церкви, в 1827 году определен к Псковоградской Климентовской церкви на пономарское место с запрещением служения, в 1829 году определен в Знахлицкий погост священником, в 1833 году определен благочинным. 4.) Священник Александр Васильев Молчановский, причетнический сын, окончивший курс семинарии по второму разряду в 1835 году, рукоположен в Знахлицкий погост священником. 5.) Священник Николай Иоаннов Спекинский, священнический сьн, окончивший курс семинарии по второму разряду, в 1837 году рукоположен Рижским епископом Иринархом во священники Знахлицкого погоста, в 1841 году перемещен в Горожанскии погост Великолуцкого уезда, в 1842 году В Котельницкий погост Островского уезда, в 1848 году в Залесский погост Псковского уезда и в 1852 году обратно в Знахлицкий погост. 6.) Священник Михаил Андреев Толстохнов, священнический сын, окончивший купе семинарии по второму разряду, в 1832 году рукоположи архиепископом Платоном Рижским Митавским в погост Корлы Псковского уезда священником, в 1855 году переведен для благоустройства Зпахлицкого прихода в погост того же имени, в 1859 году состоял учителем Мелеховского сельского училища и Всемилостивейше пожалован бронзовым крестом в память войны 1853—1856 годов, в 1866 году находился под началом в Никандровой пустыни четыре месяца за повенчание несовершеннолетних браком. 7.) Священник Петр Иоаннов Новодачин, диаконский сын, окончивший курс семинарии по второму разряду, в 1867 году рукоположен во священники погоста Гнилки Островского уезда, в 1870 году духовенством 2-го Благочиннического округа избран членом Попечительского совета и переведен в Знахлицкий погост, где находится и поныне, в 1872 году избран духовенством 2-го округа членом Благочиннического совета. 8.) Дьякон Василий Талавский (псаломщик-диакон) 28.02.1909 - 02.04.1912 |
Погост. Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Спаса Преображения. Гусевский погост Храмовый комплекс. Действует. Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, Рязанская область, Касимовский район, с. Погост Координаты: 55.009454, 41.160821 Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты В селе Гусевский Погост (ныне село Погост Касимовского района Рязанской области) издавна существовали две церкви: одна в честь Преображения Господня, другая в память св.Николая Чудотворца. Село это упоминается в списке с писцовых книг Василия Кропоткина: « Погост на реке на Гуси, а на погосте церковь Преображения Господня да другая церковь Николы Чудотворца древяны, а в церквах образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение мирское приходных людей, да на погосте двор попа Прокопия да сына его Бориса…».Гусевский погост одно время был значительным торговым пунктом, благодаря своему географическому положению. Торг появился стихийно и без ведома местных властей. К тому же его популярность быстро росла. Поэтому касимовский царевич Сеид-Бурхан Арсланович выражал своё недовольство, о чем «бил челом государю». Однако Гусевский Погост продолжал процветать. В 1777 году Преображенская церковь сгорела, и вместо неё решено было соорудить новую каменную с двумя приделами - в честь иконы Казанской Богоматери и Ильи Пророка. Строительство шло медленно, к началу XIX века возвели только половину храма. Стройка затянулось до 1829 года. Рядом с Преображенским храмом возвели и колокольню, на нижнем ярусе которой располагались восемь фигурок неизвестных святых.21 октября 1829 года состоялось долгожданное освящение новой Преображенской церкви. По этому случаю из Касимова был прислан соборный протопоп Поликарп, который и совершил обряд освящения. В 1883 году архитектор Войницкий начал некоторую перестройку в этой церкви. Были значительно расширены и благоустроены приделы. Казанский придел был вновь освящен 21 ноября 1884 года, а Ильинский придел – 13 октября 1885 года. В 1771 году одновременно построили и каменную Никольскую церковь на месте старой разрушенной деревянной. Таким образом, в деревне находилось сразу два храма, и на обе церкви была одна колокольня. Возможно, в то время построили и часовню, стоящую недалеко от церквей. Здания церквей, несмотря на архитектурную разноплановость, создают совершенно неповторимый образ этого замечательного места, а далекие горизонты вокруг вызывают странное чувство, как будто стоишь на краю земли... |
4 сентября 2018 года состоялось знаменательное событие - на Николо-Погостинском кладбище произошло освящение и установка креста на купол храма в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих радость " . После установки креста на кладбищенский храм села Николо-Погост оперативно продолжились ремонтные работы по восстановлению купола. В течение нескольких дней были изготовлены и установлены деревянные журавцы, после чего бригада специалистов приступила к обрешетке свода. В помощь приходят местные добровольцы из команды фонда «Возрождение христианских святынь земли Нижегородской». Они продолжают содействовать в деле воссоздания храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Благодаря их помощи были изготовлены и установлены новые окна на верхний барабан купола. Храм расположен в центре кладбища, которое находится к северу от ансамбля церквей села Николо-Погост. Кладбище обнесено кирпичной оградой с западными трехчастными, северными и южными воротами. В северо-западном углу ограды сохранился фрагмент основания круглой башни. В западной стене ограды справа и слева от трёхчастных ворот расположены арочные проемы. Кладбищенская церковь, ограда с воротами образуют единый архитектурный ансамбль в стиле классицизма. К большому сожалению, историко-архивные сведения по кладбищенской церкви очень скудны. Согласно архивной справки, выданной Центральным архивом Нижегородской области (ГКУ НАНО) от 21.06.2012 г. 1162/08-06: «В документах архивного фонда Нижегородской духовной консистории, в ведомости церквей села Погост (Николо-Погост) Балахнинского уезда за 1919 год значится: кладбищенская церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» построена в 1809 году. Здание каменное с каменной в одной связи с колокольней. Престолов в ней два – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и в честь Священномученика Власия». Там же в клировой ведомости церквей села церквей села Погост за 1815 год значится: церковь построена в 1814 году на средства прихожан. В документах архивного фонда Горьковского крайисполкома, Горьковского облисполкома за 1929-1991 г.г. сведений о закрытии кладбищенской церкви в с. Николо-Погост не обнаружено». Имеются схематические обмерные чертежи 1925 года - ГАНО, ф. 1679. оп. 2, д. (листы 1,2,3), на которых показаны планы, фасады и разрезы всех памятников архитектуры села Николо-Погост, включая и Кладбищенскую церковь. |
Название места, где стоит церковь святого мученика Никиты, в старину имело несколько вариантов: погост Лужки, погост Ложки, погост Лужок и погост Никитский. Исторически погост относился к ныне несуществующему Бронницкому уезду. Термин «погост» обозначал особый вид поселения в дореволюционной России наряду с деревней, селом, сельцом, пустошью. Отличительным признаком этих сходных сельских территориальных единиц было, прежде всего, наличие в них храма или барской усадьбы. Например, «селом» называли деревню с церковью, а «сельцом» – деревню с двором помещика. Погостом назывался населенный пункт, состоящий из церкви и нескольких дворов священников и церковнослужителей. Часто этот вид специализированного поселения духовенства называли также «поповкой». Однако погост, внешне напоминая небольшой монастырь или пустынь, принципиально отличался от монашеской обители. Дворы при церкви принадлежали только белому женатому духовенству, а церковь являлась приходской для крестьян нескольких соседних деревень. Так, еще в XVII веке к погосту Лужки относились близлежащие деревни Строкино и Перино. Этимология слова «погост» восходит к глаголу «гостить», напоминая о давних временах, когда так называли гостевые дворы на пути следования князей во время сбора дани. Со временем погосты преобразовались в поселения семей священников вокруг церкви, а позже стали синонимами кладбищ, поскольку могилы устраивали обычно у храма. Начало погоста Лужки и Никитского храма связано с явлением чудотворной иконы. Древнее предание говорит, что первый деревянный храм построили на месте можжевелового куста в болоте, где крестьяне нашли икону великомученика Никиты Готского. Сначала церковь хотели возвести не в болоте, а рядом на возвышенности, но чудотворный образ возвращался к кусту, указывая, что церковь нужно строить именно в этом месте. Сюжет подмосковной легенды напоминает историю знаменитой ростовской святыни – Годеновского креста. В XVbeke пастухи увидели в болотах яркий свет, парящий в воздухе крест и Николая Чудотворца, который велел построить церковь среди непроходимых топей. Узнав от пастухов о видении, ростовский епископ послал к болоту строителей, которые не могли поставить сруб в зыбком месте и поэтому сложили деревянный храм рядом на возвышенности. Однако на следующий день сруб церкви чудесным образом переместился в болотистое место, указанное в видении пастухам. |
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Се яз раб Божий пишу сию духовную грамоту, своим целым умом, государю преосвященному архнспископу Великаго Новагорода и Пскова владыке Макарью. Нынеча, государь, Божиим посещением в болезнь впадох, и чаях к Богу своего отшествия; и старцы, государь, святыя Живончалныя Троицы обители, видя мене приспевша к кънцу, и начата ми докучати о игумене: «Кого де ты нам прикажешь на свое место игумена». И аз, государь, положу ли упованье на Бога да на тобя; а есть, государь, у Живоначалные Троицы во обители, в нашей пустынке, 4 священники, и аз приказываю, государь, Богу да тебе, которого, государь, ты благословишь в тех 4 священниках – то им игумен. Да тебе и государю приказываю преосвященному архиепископу Владыке Макарью обители Живоначалные Троицы священноиноки и всю братью: Бога ради, государь, и Пречистей Его Матери, побереги и оборони от сильных людей после моего живота. А братье своей приказываю жити в любви о Христе, да пития бы пиянственнаго в нашей пустынке отнюдь не держали; а вражды бы не имели и не розчитали бы ся ни о чем, занеже Бог дал посяместа розчитатися не о чем, казны монастырьские нет, а что Бог послал при моем животе, христоюбец которой что дал или вклад в монастырь, ино то все пошло в дом Живоначалной Троицы и Боголепному Преображению на храм да в теплую церковь , да на иной монастырьской росход. А вкладчики которые приидут в монастырь к своим вкладом, аз тех братье приимати приказываю, как прежних вкладчиков, да и беречи; а всем нашим делом Бог сердцевидец. Мир тобе государю преосвященному архиепископу Великаго Новаграда и Пскова владыке Макарью о Христе. А меня, государь, грешнаго прости и благослови, а тебе государя, правителя истинному слову Отца и Сына и Святаго Духа и наставника эаблужьдшим еже ко спасению, Бог прощает (Акты исторические. СПб., 1841. Т. 1. С. 195–196. 135). 6. Грамота Новгородскиго архиепископа Макария в Вотскую пятину об искоренении языческих требищ и обрядов (1534, марта 25) От преосвященнаго архиепископа Великаго Новагорода и Пскова Владыки Макарья в Воцкую пятину, в Чудь, в Толдожский погост, и в Ижерский погост и в Дудровский погост, и в Замошский погост, и в Егорьевской погост, и в Ополецкий погост, и в Кипенский погост, и в Спаской погост в Зарецкой, и во все Чюцкие уезды и Ижерские, и в Вошки, да и во вся Копорскиа, и Ямские, и Иванегородсше, и в Корелскиа, и в Ореховские уезды, в волости и в села, по монастырем и по погостам, к старым церквам и к выставкам, игуменом, и священником, и диаконом, ко всем без смены. |
Прихожан по клир. ведомостям 1882 г. муж. пола 1,024, жен. – 1,101. Жители занимаются земледелием, заготовкой дров и «бурлачеством», т. е. работою на судах. Школа, открытая 29 ноября 1871 г., находится в версте от церкви, в доме, не совсем удобном, и не пользуется вспоможением ни от церкви, ни от причта. В ней учится 26 мальчиков и 14 дев. Из оканчивающих курс мальчиков, льготу по 4 разряду получают до 10 чел. ежегодно. Закону Божию в школе учит священник. Попечителем школы состоит местный землевладелец купец Александр Борышнев. Ученики усердно посещают церковь и участвуют в чтении и пении. Погост Кусяги Погост Кусяги находится в 200 вер. от Петербурга и в 50 вер. от Новой Ладоги, на дороге из Никольского-Сясьского и Масельского погостов к Воскресенскому-Сясьскому, находящемуся в Тихвинском уезде, Новгородской губернии. Погост возвышается над окружающими его мхами, речками и озерами. В полуверсте от него течет р. Кусяга, которая, начинаясь в 15 вер. от Погоста в «Сокольем» мху, впадает в Сясь у Воскресенского Сясьского погоста. По Кусяге сплавляется лес и дрова в р. Сясь. На северо-запад от Погоста, во мхах, находятся 2 озера: Надозерное и Студенское (с очень холодной водой), но они, по отдаленности от селений, по трудности доступа к ним и отсутствию рыбы, не приносят пользы. Почва земли в приходе суглинистая, мало плодородная, местность – холмистая. Полагают, что погост существует не менее 300 лет, и если уже в 1619 году явилась нужда иметь здесь храм, то, вероятно, было тогда здесь значительное население православных. Первое указание на погост Кусяги находится в следующей приписи к Евангелию (м. 1685): «Лета 7201 (1693), февраля в 7 день, преосв. Корнилий, митрополит великого Новаграда и великих Лук, пожаловал благословил в свою архиерейскую вотчину, Обонежския пятины, в Кусецкий погост, в церковь Преображения Господня в напрестольное Евангелие, на распятие и на Евангелисты, серебряные на приклаты». В планах и межевой книге 1785 года погост Кусяга называется «выставкою» Никольского Сясьского погоста. |
Старая Никола. Храмовый комплекс погоста Старая Никола. Храмовый комплекс. Действует. Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Владимирская область, Камешковский район, с. Погост Старая Никола Координаты: 56.4896, 40.9772 Проезд:От райцентра Камешково на север через с. Эдемское по указателю " пос. им. Горького " асфальтированная дорога 20 км. Далее из пос. Горького от ткацкой фабрики восточный выезд через д. Щекино на с. Погост Старая Никола. Указателей нет, спрашивать у местных жителей как проехать на кладбище. Дорога с щебеночным покрытием в плохом состоянии 2 км. Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты Погост Старая Никола находится в тихом и удалённом месте с живописной природой, на окраине Владимирской области, рядом с Ивановской областью. Парный ансамбль холодной Никольской и теплой Казанской иконы Божией Матери церквей сложился к началу XIXb. Никольская церковь ныне действующая, в удовлетворительном состоянии. Близрасположенная церковь Казанской иконы Божией Матери с колокольней значительной частью уже находится в руинированном состоянии. Основные разрушения коснулись основного объема, другие части имеют ветхую кладку. Погост Старая Никола находится в Камешковском районе, тихом и удалённом месте с живописной природой, на окраине Владимирской области, рядом с Ивановской областью. Входит в состав Вахромеевского муниципального образования. Погост расположен в 2 км на север от центра поселения посёлка Имени Горького и в 17 км на север от райцентра Камешково. «Староникольский погост, при колодцах, находится от уездного города (Ковровский уезд) в 23 верстах, а от губернского в 60 верстах». Численность населения: в 1859 г. – 32 чел.; в 1905 г. – 25 чел. В старинных письменных документах XVI, XVII и XVIII столетий этот погост значится вотчиной Суздальского Покровского женского монастыря, который имел «жалованныя царския грамоты» на право владения им от Иоанна Грозного, Василия Иоанновича Шуйского, от 1606 года, и Михаила Феодоровича Романова, от 1623 года. |
Царь Всея Руси Иван IV (Грозный) в 1550 году пожаловал Суздальский Покровский монастырь Торхальной грамотой (несудимой) на владение вотчиной. «Волость Талшинскую в Володимирском уезде, а в ней погост на Верети, а к нему, тому погосту, деревень: Ряхово, Денисово, Лужки на речке Возожма, Заозерье, Волково, Чертовик, Филяндино, Ивишенево и Микшино на речке Ивишенка, Сереброво, Луженица и Ступино на речке Ступинка, Парфеново, Тынцово, Скалозубово на речке Секше, Яковлево на реке Тальше, Объедово на реке Уводь, погост Ст. Никола на реке Тальше, река Уводь, а по оба берега той реки пошли озера: Овсяниково, Церковное, Шуремба, Старица, Соляное, что из него соль варят, а против того озера Слободка и живут в ней солевары... и мы, Великий государь и царь, Покрова девичьего монастыря игуменью Ульяну с сестрички пожаловали...». К началу XVII столетия погост уже именуется «старым». В конце XIX — начале XX века погост Староникольский входил в состав Филяндинской волости Ковровского уезда. В 1859 году в погосте числилось 7 дворов, в 1905 году — 9 дворов. С 1929 года погост входил в состав Вахромеевского сельсовета Ковровского района, с 1940 года — Камешковского района. С 2005 года погост в составе Вахромеевского муниципального образования. Церковь в погосте существовала в честь Святителя и Чудотворца Николая; эта церковь в окладных патриаршего казенного приказа книгах под 136 (1628) годах записана так: «церковь великаго чудотворца Николы Старого погоста в Талецкой волости в вотчине Покровскаго девичья монастыря дани рубль тринадцать алтын четыре денги». В переписной книге 1645-1647 гг. значится «за Покровским девичьем монастырем, что в Суздале, вотчины погост старой на речке на Тальше, а на погосте церковь Николы чюдотворца, да предел пророка Илии древяна вверх, а в церкви образы, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение приходских людей, а на церковной земле во дворе поп Родион Лукьянов, во дворе поп Дей Самойлов, да дети его Федка да Петрушка, во дворе диакон Григорий Петров, во дворе поп Герасимко Борисов, в келье просвирня Татьяна Ларионова дочь, да на монастырской же земле в келье нищий, да в двух кельях вдовы Марина Ивашкина жена и Авдотья Федкина жена с сыном, питаются от церкви Божии, пашни паханые церковные середние земли 11 чети без третника, да лесом поросло 5 чети с третником в поле, а в дву потому же, сена по речке по Тальше и меж поль 100 копен». |
| |