Наиболее ранние документальные свидетельства о Поддубье относятся к концу XV века. В этот период Поддубье связано с Новгородской землёй, точнее с её Бежецкой пятиной. Правда, из писцовой книги 1498-99 гг. следует, что Поддубье - это многосоставная структура, включающая в себя несколько населенных пунктов. В конце XV века существует деревня Поддубье, где живут со своими семьями несколько хлебопашцев, и два поддубских погоста: Никольский и Покровский. Эти же два погоста связаны с Поддубьем в 1-й половине XVIII века. Документы 1-й половины XVIII века фиксируют Никольский погост «в пустоше что была деревня Поддубье на реке Мегличе» и село Поддубье «на озере Молдине». Здесь же говорится о Покровском погосте в Поддубье. Все эти данные позволяют предполагать существование двух населённых пунктов, носящих наименование «Поддубье». При этом оба они находились, по всей видимости, достаточно близко друг от друга, поскольку речка Меглич впадает в озеро Молдино рядом с тем местом, где располагается современное Поддубье с остатками Покровской церкви. Наличие храма позволяет предварительно локализовать Покровский погост в составе села Поддубье «на озере Молдине». Следовательно, Никольский погост более логичен в контексте пустоши, «что была деревня Поддубье на реке Мегличе». В средневековье (может быть даже в раннем средневековье) на реке Мегличе, недалеко от того места, где она впадает в озеро Молдино, находилось село, которое называлось Поддубье. В селе существовал храм во имя Николая Чудотворца, а недалеко от села, в районе современного Поддубья, было кладбище с церковью Покрова Богоматери, где могли хоронить как жителей Поддубья, так и окрестных деревень. В писцовой книге конца XV века зафиксирован «Большой погост у Николы святого». В тексте он расположен перед описанием Покровского погоста в Поддубье. Если наша идентификация верна, то речь идёт о Никольском Поддубском погосте. На рубеже XV - XVI вв. здесь находились «двор волостелин, двор тивун», а также несколько церковных дворов, т.е., по всей видимости, «Большой погост у Николы святого» являлся тогда административным центром волости, где располагались дворы управителя волости («волостелина») и его заместителя («тиуна»). В таком случае понятно, почему в последующем село Поддубье на озере Молдино становится «базовым» имением дворян Милюковых.

http://sobory.ru/article/?object=21180

Местность Петергофского уезда издавна заселена была новгородцами Вотской пятины, и, по земскому распределению Новгородских владений, входила в состав Дудоровского погоста, Новгородского уезда. Когда именно и кем насаждена здесь православная христианская вера, положительно неизвестно. Но то несомненно, что с XIII века она здесь уже существовала и распространялась. Еще в 1237 году русские построили здесь город (ныне село) Копорье. Во второй половине XIV века Копорье имело уже своих православных князей. Предполагают, что первоначальная Копорская Рождественская церковь существовала здесь с 1256 года, когда, по местному преданию, великий князь Александр Невский отправлялся из Копорья в подвластную шведам Емь, сопровождаемый митрополитом Кириллом. Копорский Спасопреображенский собор существует, по всей вероятности, с 1296 года, когда новгородцы, только что пред тем срывшие Копорскую крепость до основания, сами же снова восстановили ее на защиту от набегов шведов, немцев и литовцев. С уничтожением новгородской независимости в 1478 году, весь здешний край вместе с Новгородом присоединен был к Московскому Государству, причем Дудоровский погост, вместе со смежными Ижорским и Ярвосольским погостами, отошел, в 1501 году, к Орешковскому уезду. К этому именно времени можно с уверенностью относить значительное распространение православной веры в пределах Петергофского уезда. Построению св. храмов способствовали духовные и светские власти, коим земли были пожалованы во владение. По переписным и окладным книгам пятин Новгородской области, в пределах нынешнего Петергофского уезда в конце XV и в XVI веке, значатся следующие погосты и церкви: 1) в городе Копорье Спасская церковь соборная и Рождественская на посаде: последняя по писцовым книгам 1500 года называется даже Рождественским монастырем из города из Копорья; 2) погост Ильинский Замоский с церковью св. Илии Пророка в селении Бегуницах; 3) в том же погосте церковь Спаса Преображения в сельце Роскулицах; 4) погост Покровский-Дятлицкий с церковью Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Дятлицах; 5) в сельце Горка, того же погоста (в нынешнем Медушском приходе), церковь Великий Илья; 6) погост Димитриевский-Кипенский (ныне деревня Кипень) с церковью св. Великомученика Димитрия; 7) погост Егорьевский-Вздылицкий (ныне село Дылицы).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

23 июля 1870 года Пазрецкий погост посетил великий князь Алексей Александрович; он выделил деньги на ремонт сильно обветшавшего здания старой церкви, а затем инициировал строительство нового здания храма. Автором проекта стал инженер Д.В. Васильев. Строительство, курировавшееся особым комитетом при архангельском губернаторе, велось в 1872-1874 годах. 25 августа 1874 года состоялось освящение храма. 23 июня 1873 года Пазрецкий погост посетили король Швеции и Норвегии Оскар II и принц Оскар Адольф. В 1920-х-1940-х годах территория бывшего Пазрецкого погоста вместе со всем Печенгским районом находилась в составе Финляндии. В 1944 году во время военных действий новая церковь Бориса и Глеба сильно пострадала, а более старый деревянный храм сгорел до основания. Храм был восстановлен в 1982-1992 годах, в 1992 году состоялось освящение. Богослужения в Борисоглебском храме проводятся два раза в год, 15 мая и 6 августа. Храм труднодоступен для посещения в связи с тем, что находится на приграничной режимной территории. Историческое местоположение: Александровский, Кольский уезд, Архангельская губерния. Приход состоял из двух лопарских погостов: Пазрецкого и Нявдемского. Погост Пазрецкий располагался при реке Пазе, служившей с 1826 г. границей с Норвегией, а погост Нявдемский находился в 50 верстах от Пазрецкого, уже за норвежской границей. Лопари, будучи кочевым народом, весной и летом жили в разных морских становищах, осенью при озерах, отдельно друг от друга, на расстоянии 100 верст и более от приходских храмов, зимой - в 35 верстах от Пазрецкого погоста. В связи с этим пазрецкий причт был вынужден также переселяться с место на место, что заметно усложняло служебную и семейную жизнь клира. Хотя церковь в Пазрецком приходе существовала с середины XVI в., лопари этого прихода и других лопарских погостов внутренней Лапландии относились к Печенгскому монастырю, основанному в середине XVI в. просветителем лопарей преп. Трифоном Печенгским. После упразднения монастыря в 1764 г. и до 1856 г. погосты Пазрецкого прихода входили в состав Кольского соборного прихода, в 1856 г. были включены в состав открытого тогда Печенгского прихода и, наконец, 25 августа 1894 г. был образован самостоятельный приход.

http://sobory.ru/article/?object=37053

Дьякон Павел Павлович Панов (1876-?) родился в погосте Котельно Островского уезда в семье псаломщика. После окончания Псковской духовной семинарии вначале исполнял обязанности надзирателя при Псковском духовном училище. Затем был утвержден в этой должности. 27 июля 1897 г. назначен дьяконом в здешний погост. Павел Петрович безвозмездно преподавал в Каменской церковно-приходской школе. С 26 января 1903 г. до 1 сентября 1905 г. дьяконом служил Александр Светлов. До этого он служил псаломщиком в погосте Славковичи Псковского уезда. Он переведен священником в погост Бардово Новоржевского уезда. Дьякон Вячеслав Васильевич Дворицкий (1884 - 21 октября 1937) родился в погосте Дегжо Порховского уезда, закончил Псковскую духовную семинарию. До назначения в погост Камено служил учителем в Ашевской церковно-приходской школе. С 8 октября 1905 г. по 16 ноября 1907 г. служил здесь дьяконом, переведен священником в погост Ясно Порховского уезда. После 1917 г. служил в селе Подоклинье Порховского уезда. 30 сентября 1937 г. о. Вячеслав был арестован, его обвинили в контрреволюционной деятельности. 21 октября 1937 г. расстрелян. Реабилитирован священник 26 июля 1989 г. Дьякон Александр Алмазов был псаломщиком Псковского Старо-Вознесенского монастыря, 4 марта 1908 г. переведен в погост Камено, служил до 22 июня 1909 г. Псаломщик Николаевской церкви г. Опочка Николай Ильменинов 7 ноября 1909 г. назначен дьяконом в здешнюю церковь. Когда и куда переведен дьякон Ильменинов – неизвестно. Дьякон Василий Павлович Лавров (20 января 1885 - ?) родился в семье протоиерея в погосте Утретки Опочецкого уезда, обучался в Псковской духовной семинарии. Служил псаломщиком Успенской и Лукинской церквей и в Спасо-Преображенском соборе в Опочке, затем в Сенненском соборе Могилёвской епархии. За неявку к месту службы он отчислен от должности псаломщика Сенненского собора. С 1912 г. служил дьяконом в здешнем погосте. Василий Павлович был членом благочиннического совета, благочинным церковного округа, заведующим и законоучителем церковно-приходской школы, преподавал Закон Божий в земских школах.

http://sobory.ru/article/?object=09371

Церковное (Бархатиха). Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь в Церковном /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1908 и 1912. Год утраты:1920 (сгорела при артобстреле в Гражданскую войну 3.01.1920) Адрес: Архангельская область, Плесецкий район, Тарасовское МО, село Церковное, деревня Бархатиха. На месте церкви находится бывшая сельская школа. Координаты: 62.750424, 41.334253 Проезд:От п. Плесецк до села Церковного около 85 км, первые 20 км по асфальту, остальное по грунтовке. Проехать по селу Церковному до автомобильной остановки, откуда пешком до школы (50 м). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Деревня Церковное (Бархатиха). Свято-Никольский храм с колокольней (1790 г.) и храм в честь Живоначальной Троицы (1796 г.). «В той ж волости погост, - сообщается в «Платежнице Якова Сабурова и Ивана Кутузова со товарищи» 1556 года, - а к погосту деревня церковная Николская…». Это значит, что уже в середине XVI века Церковное было крупным погостом. Погост - это не только место сбора налога, но и культурно-духовный центр волости, в котором обычно была церковь. Но почему же погост тогда назывался Никольским? А причина этого описана в «Сотной каргопольских книг письма Никиты Григорьевича Яхонтова с товарищи» 1562 года, из которой мы узнаем, что «в Мехренском же стану волостка в Николском погосте на речке на Шорде. А в ней погост. А на погосте церковь Никола чудотворец да в пределе на палатех Егоре страстотерпец (от ред. - придел во имя Георгия Победоносца), да теплая церковь Флор и Лавер». Погост назывался Никольским из-за церкви Николая Чудотворца. Да и церковь была не одна, а две. Причем церковь Николы холодная (летняя), а Флора и Лавра теплая (зимняя), то есть отапливаемая. Из этой же «Сотной» мы знаем и имя, возможно, первого приходского священника – Григория. В 1651 году в Мехреньге по грамоте митрополита Новгородского и Великолуцкого Никона на имя церковного старосты Ларьки Козмина и местного попа Бориса Афанасьева был построен храм Святой Троицы с приделом Флора и Лавра в деревне Весинская. Из этой грамоты видно, что в то время «на… погосте была церковь Божия во имя св. мученик Флора и Лавра поставения дед и прадедов и та церковь и трапеза при ней ветшаны и утлы и гнилы… и служить в том храме божественныя литургии нельзя». По устному преданию полагают, что эта церковь в деревне Весинской была первой не только в приходе, но среди окрестных деревень, вследствие чего и сама местность, и приход стали называться Церковническим, или, как в грамотах митрополитов Никона и Корнилия (1693 г.), Церковным погостом, принадлежавшим Господину Великому Новгороду и входившим в Мехреньгский стан Каргопольского уезда. Отсюда и название села - Церковное

http://sobory.ru/article/?object=37858

В 17 в. Погост имел два деревянных храма и свой обширный рынок, составляющий конкуренцию самому г. Касимову тем, что давал возможность купцам сбывать товар в селе без пошлины. Именно поэтому касимовский царевич Сент-Бурхан Арсланович “бил челом” Царю Алексею Михайловичу Романову “Тишайшему” о запрещении Погостинского торга. Несмотря на это, торг в Погосте продолжал существовать вплоть до Октябрьской революции, во многом благодаря своему географическому положению: село Погост расположено при слиянии реки Гусь со значительной торговой артерией того времени, «Божьей дорогой», рекой Окой. Этот географический фактор наложил отпечаток на судьбу и характер местного, плотницкого в своей массе (так как земля в тех краях особым плодородием не отличалась), населения. Даже название своего села, жители связывают не с позднейшей интерпретацией слова «погост» («кладбище с церковью и домом священника»), а с корнем слова «погостить». И ведь на славу гостили! Особенно на Преображенскую ярмарку - главную в году. Так молитвами небесного заступничества предков, прибылью и пожертвованиями потомков, были возведены в с. Погост два больших белокаменных храма: зимний, в честь Преображения Господня (с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и Святого Пророка Илии), и летний, в память Святителя Николая, епископа Мир Ликийских. Неподалеку была возведена краснокирпичная часовня. Посвящение храмов, конечно же, не случайно: помощник и покровитель всех путешественников постепенно вёл гостей сего временного пристанища к жаждаемому ими Преображению… Первой в этом архитектурном ансамбле притягивает взгляд колокольня Преображенского храма. Построенная в 1829 г. по канонам классицизма, со сложным рисунком колонн, арок, постаментов, она украшена четырнадцатью статуями пророков и преподобных. По своей самобытности она достойна гения, и, действительно, бытует легенда , что колокольня была построена по проекту Растрелли (что весьма сомнительно). Преображенский храм, начатый в 1734г. и законченный около 1830 г. являет в себе уникальное сочетание классического убранства с композицией нарышкинского барокко. Храм удивительно пропорционален: два восьмерика на четверике не устремляются с силой вверх, а как бы парят в пространстве, не взлетая и не принижаясь.

http://sobory.ru/article/?object=01070

Успенский Погост. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:приблизительно 1740 - 1799. Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, с. Успенский Погост Координаты: 56.102247, 42.169758 Проезд:Южный выезд из райцентра Вязники от южной объездной дороги, 13км. Асфальтированная дорога Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первые документальные сведения о церкви Успенского погоста имеются в патриарших окладных книгах; в них под 1628 г. отмечено: «церковь Успения Пречистые Богородицы в вотчине боярина кн. Ф.И. Мстиславского (XVI век — 1622) княгини Ирины в Ярополчи на р. Суворщи». По писцовым книгам 1653 г., при церкви Успенского погоста было 7 священников, дьякон, пономарь и просвирня, церковных бобылей 5 дворов, в приходе 776 дв. крестьянских, пашни церковной «худые земли» 130 чети, сена 10 копен. В приход входило 36 населённых пунктов с общим количеством жителей – 6700 человек. В Успенском Погосте находился центр Ждановской волости (одной из пятнадцати вязниковских волостей). Из дела за 1751 г. 506 видно, что Христофор, митрополит Грузинский, в 1729 г. посвятил во священника в приход Яропольской десятни Успенский погост к церкви Живоначальной Троицы. Успенскою церковь именуется в патриарших окладных книгах до 1746 г., только в одном документе 1730 года названа Троицкая церковь Успенского погоста. Но из надписи на сохранившемся в церкви напрестольном Евангелии видно, что уже в 1664 году на погосте была другая церковь Пресвятой Троицы. Была ли это отдельная церковь или придел при Успенской церкви, из надписи не видно. В действительности на погосте с глубокой древности существовала каменная церковь Пресв. Троицы с приделом во имя Успения Божией Матери. Когда и кем построена была эта церковь, сведений о том не сохранилось. С достаточною вероятностью можно предполагать так: первоначально на погосте была построена церковь в честь Успения Божией Матери, отчего погост назван Успенским и так церковь записана в патриарших книгах; затем построена каменная церковь во имя Св. Троицы, но в окладных книгах церковь писалась по-прежнему, как это бывало во многих других случаях. В Троицкой церкви первоначально было два престола рядом во имя Св. Троицы и Успения Божией Матери. Около 1742 г. Успенский придел был упразднен и к северной стороне трапезы была приложена небольшая теплая церковь, которая была освящена в честь Успения Божией Матери. В половине XIX столетия эта церковь была разобрана и вместо нее приложена к Троицкому храму обширная трапеза с двумя в ней приделами. Таким образом Троицкий храм утратил свою первоначальную форму и внутренние его украшения принадлежат уже позднейшему времени.

http://sobory.ru/article/?object=04194

Упоминаются еще озера Боровское, Лешое, Колодна. Погост Никольский Будковский по занятой территории – самый большой из погостов Новгородского уезда. Лежал он в юго-западном углу уезда, где тянулся по р. Оредежи от сц. Надбелья до р. Луги, и по р. Луге, от границы Городенского погоста вниз по течению до границы погостов Ястребинского и Орлинского – Копорского уезда. С северо-востока Будковский погост граничил с Спасским на Оредежи. – На такой громадной территории трудно было бы себе представить один центр – погост, для отбывания повинностей гражданских, и для удовлетворения нужд религиозных: и это тем более, что погост и его церковь в погосте Будковском не занимали срединного положения. И мы действительно в Будковском погосте видим не только погост и его церковь , но и села с их церквами. – Так: «на погосте церковь Велики Никола. На погосте ж дв. поп Иван, дв. дьяк церковной Исай, дв. сторож Гридка» (III, 278); кроме этой погостьской церкви, описаны следующие церкви в селах: «Село Белое над озером над Белым, да в нем церковь Рождество Христово, а нетяглых людей в том селе: дв. Емельян поп, дв. Дмитр дьяк, дв. сторож Мартыш» (III, 278–9. «Село Хабалина Гора над озером над Хвойном; а в нем церковь Покров Пречистые... дв. поп Степан» (III, 306). «Село Передчицы на реце на Оредежы, а в нем церковь Великий Егорей.... А нетяглых людей в том селе: дв. поп Борис, дв. дьяк церковной Исидор, дв. пономарь Ивашко» (III, 312). – Кроме этих церквей мог удовлетворять религиозным потребностям народа и бывший в Будковском погосте монастырь: «да в том же погосте манастырек Троица Живоначальная, над озером над Верхутном» (III, 358). В погосте пахатной земли числилось 653 обжи; население погоста – 830 человек в 610 дворах. Земли видим а) оброчные, б) поместные, в) своеземцевы, г) монастырские и д) попов. – Помещиками погоста были: Еремей Трусов Воробин (18 дв., 29 чел., 15 об.), Иван Иванов Аксаков (45 дв., 45 чел., 50 1/2 об.), Князь Иван Михайлов Гагарин (44 дв., 60 чел., 43 об.), Митя Иванов Волков (33 дв., 42 чел., 28 об.), Копоть Григорьев Бутурлин (7 дв., 9 чел., 7 об.), Федор Матюшкин Одоевцов (27 дв..

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Тимошкино, Благовещенский Погост. Благовещенский мужской монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы , Троицы Живоначальной , Сергия Радонежского Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:приблизительно 1530 - 1540. Колокольня - 1851. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Кольчугинский район, историческая местность Благовещенский Погост (окрестности деревни Тимошкино) Координаты: 56.317538, 39.129865 Проезд: На дороге между райцентрами Кольчугино-Киржач следует повернуть у села и одноименной ж/д станции Желдыбино на север, через 2км на въезде в с. Афанасово повернуть направо. Асфальтированная дорога переходит в щебеночную. Миновать Савельево. Далее щебеночная дорога переходит в грунтовую с сезонным прое ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда На дороге между райцентрами Кольчугино-Киржач следует повернуть у села и одноименной ж/д станции Желдыбино на север, через 2км на въезде в с. Афанасово повернуть направо. Асфальтированная дорога переходит в щебеночную. Миновать Савельево. Далее щебеночная дорога переходит в грунтовую с сезонным проездом. Перед д. Ясная Поляна стоит знак, запрещающий въезд на территорию охотхозяйства любых видов транспорта. Двигаясь на север пересекаем ж/б мост через р. Шорна, въезжаем в с. Скоморохово. Сразу за Никольской церковью в центре Скоморохово поворачиваем направо и двигаемся до конца села. В этом месте в лесу, на горизонте, в восточном направлении заметен купол и шпиль колокольни ансамбля Благовещенского Погоста. От Скоморохово к Погосту пешком, по заболоченной местности и труднопроходимому лесу, придерживаясь выбранного направления и пешеходной тропы. Погост находится в 500 м не доходя до д. Тимошкино. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты " Благовещенская церковь в с. Благовещенский Погост редчайший тип крещатого храма, являющийся прототипом церкви Вознесения в Коломенском. Восходит к образцам московского зодчества кон. XV - нач. XVI в.в. Участие в его строительстве принимали, видимо, западноевропейские мастера. Памятник близок по стилю к первым постройкам Александровской слободы времен Василия III. Особенно поражает своей необычностью и скульптурностью архитектурных форм уникальная конструкция перекрытия внутри основного объема с двумя столпами в четверике " .

http://sobory.ru/article/?object=02774

Но к несчастию остаются и еще некоторые деревни с такими же упорствующими домохозяевами, как и вышеупомянутые и в одной из них как говорят проявился будто бы " пашковец " или " толстовец " , пропагандирующий это учение между " православно верующими " . Но с Божьей помощью и эти упорствующие, в не далеком будущем войдут в ограду Христову. 1913 год. На Псаломнищицкое в погост Верхний Мост Псковского уезда запрещенный в священнослужении священник погоста Лакновато Великолуцкого уезда Николай Вардовский (20 сентября) 1914 год. Награжден набедренником священник погоста Верхнего Моста Псковского уезда Василий Горностаев 1917 год. Определен на священническое место в погост Верхний Мост Псковского уезда окончивший курс духов. семинарии Михаил Боголюбов. 12 февраля Архипастырь рукоположил во диакона бывшего псаломщика Успенской церкви г. Великие Луки Михаила Боголюбова назначенного священником погоста Верхнего Моста Псковского уезда. Определен псаломщиком в погост Верхний Мост Псковского уезда окончивший курс псаломщицкой школы Александр Железняков(14 апреля) Перемещен на священническое место в погост Знахлицы Псковского уезда священник погоста Верхнего Моста того же уезда Василий Назаретский (3 мая) В Пск.Е.В. в разделе за 1911г. упомянут Василий Семёнович Назаретский уроженец погоста Чирски. Батюшка о.Василий служил в погосте Верхний Мост до 3 мая 1917г. Затем он начал своё служение в д.Болотово, погост Знахлицы. В 1924г. был арестован за иконы (дело об обновлении икон). В тюрьме г.Пскова подвергался издевательствам и пыткам (выводили как бы на растрел, закапывали живым в землю, только голова над землёй оставалась, сажали вместе с уголовниками в камеру, а те плевали ему в еду. Матушка о.Василия посещая его в тюрьме тоже подвергалась унижению и оскорбительному обращению со стороны охранников. После освобождения о.Василий продолжил служение в погосте Знахлицы до его назначения в приход Никольской церкви дер. Белая гора Новгородской епархии. 17 января 2013. Огромная просьба к оставившему комментарий 17 января 2013 года откликнуться на мой адрес. Очень интересует род Назаретских есть много информации из ГАПО. к сожалению не видно от кого сообщение.

http://sobory.ru/article/?object=00270

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010