15) Савы Сторожевского монастыря село Шерапово, а в нем церковь Никола Чудотворец 17 . 16) Савы Сторожевского монастыря село Софьино, а в нем церковь Егорий Страстотерпец 18 . 17) Савы Сторожевского монастыря село Дюдково, а в нем церковь Рожество Пречистые 19 . 18) Савы Сторожевского монастыря село Покровское, а в нем церковь Покров Святые Богородицы 20 . 19) Савы Сторожевского монастыря село Коринское, на реке на Москве, а в нем церковь Рожество Христово 21 . 20) Савы Сторожевского монастыря село Дубацыно, а в нем церковь Илья Пророк 22 . 21) …(Ивана) Морозова село Павловское, а в нем церковь Благовещение Пречистые Богородицы 23 . 22) Владимира Игнатьевича Салтыкова село Дядинково, а в нем церковь Мина Великий 24 . 23) Здвиженского монастыря, что в Звенигороде, село Кузмино, а в нем церковь Козьма и Дамьян 25 . 24) Троицы Сергиева монастыря село Дмитровское-Гузеево на реке Истре, а в нем церковь Дмитрей Селунской 26 . 25) Боярина князя Дмитрия Федоровича Палецкого село Михайловское на Озерне, а в нем церковь Михаил Архангел, да придел Царь Константин 27 . 26) Ивана Борисова сына Голохвастова, да Афонасья Игнатьева сына Голохвастова село Будково, а в нем церковь Иван Предтечи 28 . 27) Лобана Федорова сына Болотникова, да Васюка Андреева сына Болотникова сельцо Александровское – Савельево – погост, а в нем церковь Воскресение Христово 29 . 28) Онофреевского монастыря, что на Тростенском озере, село Воздвиженское-Степановское, а в нем церковь Воздвижение Честного Креста 30 . 29) В Тростне на Цареве и Великого Князя земле погост на реке Негуче, а на погосте церковь Рожество Пречистые 31 . 30) Пафнутьева монастыря село Городище, а в нем церковь Никола Чудотворец 32 . 31) Пафнутьева монастыря село Куриково, а в нем церковь Преображение Спасово 33 . 32) Погост на Царя и Великого Князя земле на Москве реке, а в нем церковь Успение Пречистые 34 . 33) Погост на Царя и Великого Князя земле на Торусице, а в нем церковь Троица Живоначальная 35 . 34) Погост на Государеве Цареве и Великого Князя земле, а в нем церковь Дмитрей Селунской 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

6. Борковской___________________60. Стан Щедковской: 7. Березовской__________________170. 8. Листовской ___________________80. 9. Тухолской ____________________50. 10. Ложинской __________________40. 11. Буховской___________________100. 12. Семеновской в Устрицах_______120. 13. Новолотской __________________20. 14. Понеделской __________________25. 15. Сытинской ___________________30. 16. Холынской ___________________15. 17. Город Деманской и погост Деманской___120. 18. Погост Полоновской___________150. 19. Курской ____________________100. 20. Черенчицкой __________________70. 21. Устьянской____________________50. 22. Рамышевской__________________70. 23. Налюдской ____________________80. 24. Вельевской____________________150. 25. Городенской_________________180. 26. Коротцкой___________________140. Ям Валдай, Ям Хотилов. 27. Погост Коломенской__________200. 28. Бологовской_________________180. Ям Едров. 29. Погост Михайловской_________160. 30. Нерецкой____________________130. 31. Ужинской___________________130. 32. Туренской___________________140. 33. Млевской____________________230. 34. Рютинской___________________150. 35. Великопорожский_____________180. 36.Березайской__________________180. 37. Боровицкой__________________170. 38. Сеглинской__________________220. 39. Пиросской___________________150. 40. Ситенской___________________120. В том же Погосте монастырь Никольский Боровно. 41. Налеской____________________115. Ям Яжолбицы. 42. Яжолбицкой__________________120. 43. Еглинской____________________125. 44. Локоцкой____________________120. 45. Островской___________________90. 46. Черенчивицкой________________95. 47. Теребуновской________________100. 48. Шегринской__________________140. 49. Полишской___________________120. 50. Ксоцкой_____________________100. 51. Устьволомской________________80. 52. Ручьевской___________________100. 53. Кременицкой_________________100. Ям Крестца. 54. Погост Крестецкой______________90. 55. Язвишской____________________100. 56. Бельской______________________120.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Усадебно-храмовый ансамбль в Макаровке по праву признан интереснейшей архитектурной приметой Мордовии. Сама постановка памятника на учет и его регистрация вылилась в непростую историю. Вплоть до конца 1940-х годов на погост никто не обращал особого внимания. В первых реестрах, например, в Постановлении Совета Министров РСФСР от 22 мая 1947 года «Об охране памятников архитектуры», ни слова не говорилось о Мордовии, будто на нашей земле никогда не водилось замечательных зданий и сооружений. Ровно через год в «Дополнительном списке памятников архитектуры, подлежащих государственной охране» появились три наших объекта – Иоанно-Богословская церковь в Саранске, Санаксарский монастырь и Макаровский погост. Таковым был результат первоначального обследования старинных зданий в республике; немаловажным являлся и тот факт, что два памятника из трех, Макаровка и церковь в Саранске оказались в руках верующих. С тех пор изучение местного зодческого наследия продвинулось достаточно далеко, а Макаровка всегда привлекала особо пристальное внимание общественности, потому что из пригорода Саранска она практически превратилась в окраину и потому еще, что архитектурно-эстетические достоинства ансамбля необычайно высоки. Значение погоста как памятника архитектуры не оспаривалось даже самыми яростными атеистами, ибо глупо отрицать очевидное для всех. Полянские не были совершенно оригинальны, обогащая облик имения группой церковных зданий. Помещики той поры строительство приходских храмов считали почетной обязанностью, но в массе своей крупные землевладельцы ограничивались типичными сельскими деревянными святилищами, отделенными от усадеб. Иногда поместные дворяне обзаводились домовыми церквями, но широкого распространения подобная традиция в провинции не получила. Однако в Макаровке все обстояло иначе. Полянские не стали копировать московские образцы, они создали свой, глубоко оригинальный ансамбль. Типовым было только одно - помещик отделил усадьбу от села, отведя крестьянским улицам место на низком левом берегу Каменки, а свой дом и погост поставил на высоком правом берегу. Широкий вид на Саранск Полянский не позволил загородить, и вплоть до середины 1980-х годов погост сохранял прекрасный обзор с западной стороны, пока все поле не было застроено особняками. Пространство за домом до большого пруда на Каменке у Полянских занимал парк, отличавшийся некогда репрезентативностью и ухоженностью, севернее его располагались хозяйственные постройки, южнее – погост. Как итог двухсотлетней работы над ландшафтом, в Макаровке возникло нечто совершенно неповторимое, чему в Мордовии трудно подыскать достойные аналоги.

http://sobory.ru/article/?object=04079

Закрыть Не стать Иванами, не помнящими родства… Прошёл вечер памяти Ю.А.Карякина «Память о прошлом – ради будущего» 05.10.2022 401 Время на чтение 17 минут 3 октября 2022 года в школьном классе и одновременно музее Ильинской средней школы Подмосковья собрались неравнодушные люди, лично знавшие Юрия Александровича Карякина (1952-2020 гг.), чтобы почтить его память. Собравшиеся делились своими воспоминаниями об этом выдающемся, удивительном, уникальном человеке – директоре школы, краеведе, почётном работнике общего образования РФ, создателе школьного Музея, посвящённого Гуслицкому краю. Нам посчастливилось лично пообщаться с Юрием Александровичем – прихожане и дети Воскресной школы нашего храма свт. Николы на Берсеневке дважды (в 2017 и 2018 гг.) приезжали в Гуслицы на экскурсии. От этих встреч благодаря Юрию Александровичу остались яркие и очень теплые незабываемые воспоминания, которыми мы хотели бы поделиться. А рабу Божию Георгию – вечная память и Царствие Небесное! Небольшая речушка с музыкальным названием Гуслица подарила свое имя селу, расположившемуся на ее берегах – Погост на Гуслице, позднее – Гуслицы. Село станет центром древней волости, самобытного старообрядческого региона, который долгое время также будет именоваться этим благозвучным названием – Гуслица.  С конца XIX века Гуслицкую волость упразднят, а село получит свое новое название –  Ильинский Погост, которое и носит по настоящий день. Пытаясь сохранить память о славном и интересном прошлом гусляков, о культуре этого края, его традициях, неравнодушные местные энтузиасты создают самородные музеи. Уже несколько десятков лет при сельской школе существует замечательный музей как раз-таки бывшего исторического центра Гуслиц – села Ильинский Погост. Сюда и держим мы свой путь. Ильинский Погост виден с дороги по высокой колокольне Воскресенской церкви. В середине 19-го века на отведенной церкви земле располагались крупные базары, сдавали в аренду мельницу. На вырученные деньги церковь и возвели, освящена она была в 1840-м году. Воскресенская церковь села Ильинский Погост строилась для борьбы со старообрядчеством. Велась летопись, гордились, когда старообрядцы переходили в лоно РПЦ – такие случаи были - 2-3 человека за год. Есть исповедальные книги, которые характерно отражают соотношение новообрядцев и старообрядцев: «Были на исповеди» – перечислено 10 семей, а потом пошли «записные раскольники» - и фамилии 100-150-ти человек. Церковь большая - на 2 тысячи прихожан; служили в ней 3 священника. Величественный, красивый храм с колокольней. Сейчас, правда, можно только дофантазировать, какой он был раньше, если убрать с крыши поросль кустарников, побелить, покрасить и т.п. Хотя есть подвижки – купол сделан не так давно, из Волгодонска был привезен материал под золото, смотрится очень красиво.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/05/ne...

Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Впервые деревянный Никольский храм в «в Задеберьи» упоминается при Свято-Николаевской мужской обители в 1522 г. Устроители и содержатели монастыря - князья Ромодановские. С 1540 г. принадлежал государю, после Смуты возвращён Ромодановским. В 1628 упоминается лишь Никольский храм без монастыря. Каменный храм заложен в 1812 году. Строился на средства прихожан. Главные жертвователи - крестьянин д. Крестниково Яков Строганов и крестьянин д. Мосеево Иван Михайлов. Возведение закончено в 1825 году. Главный престол Никольский, придельный в трапезе - в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь была обнесена каменной оградой со Святыми вратами на севере. Закрыта в 1930-е гг. 28 декабря 1934 г. президиум Ивановского облисполкома утверждает постановление Вязниковского райисполкома о прекращении колокольного звона в с. Николо-Дебри Осинковского сельсовета. (ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 592. Л. 4)//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. С. 80. Дебрский приход Погост Дебри при озере того же имени находится в 36 верстах от уездного города и в 90 от губернского. Существует местное предание, что церковь первоначально существовала в нынешней приходской деревне Мицине и перенесена на настоящее место тогда, когда икона Николая Чудотворца чудесным образом неоднократно переносима была из церкви в лес на то место, где теперь находится погост Дебри. Икона эта будто бы взята была в Московский Успенский собор, а вместо нее была написана была копия на доске, сделанной из березы, на которую переносима была эта икона. В 1688 году , преданию, и построен был во имя Николая Чудотворца храм на месте явления иконы среди дремучего леса, где основался и Дебрский погост. Но такое предание никакими документами не подтверждается. Напротив , из патриарших окладных книг видно, что церковь Николая Чудотворца на Дебри в вотчине князя Ивана Ромодановского существовала уже в 136 (1628) году. В 1672 г. церковь перешла из патриаршей области в Суздальскую епархию. В 1678 г., как свидетельствуют переписные книги того года, погост Николая Чудотворца, что в Дерби, был в вотчине боярина князя Гр. Гр. Куракина, на погосте за попом записано 4 двора бобыльских.

http://sobory.ru/article/?object=03752

Николо-Погост. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Кладбищенская церковь Карта и ближайшие объекты Памятник градостроительства и архитектуры федерального значения – комплекс церквей: Преображенская церковь (1760 год), Никольская церковь (1788 год), колокольня (конец XVIII век). Документы о принятии на госохрану 1327, 176. Памятник градостроительства и архитектуры – Кладбищенская церковь (ансамбль Скорбященской церкви): Скорбященская церковь, ограда с воротами. Датировка объекта – 1814 год. Документ о принятии на госохрану 559. http://www.gttp.ru/map_NN/gorodec.htm На окраине села Николо-Погост, в самом центре кладбища, стоит храм во имя иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Строительство храма было начато в начале Отечественной войны 1812 года и закончилось в 1814 году. Левый придел был освящен в честь Священномученика Власия. Власий считается покровителем семьи и скота, поэтому в былые времена его почитали особо. В округе было 60 поселений, и в каждом подворье – не менее десятка голов скота. Как и многие храмы, кладбищенский выполнял функцию не только духовного очага, но и оборонную. По преданию, в Скорбященской церкви есть подземный ход, ранее связывавший её с близлежащими соборами. В советское время, когда церковь закрыли, все ходы замуровали, чтобы избежать массового травматизма. В настоящее время церковь сильно разрушена. Сейчас вместо грязи и мусора внутри храма хранится лес, заготовленный для дальнейших строительных работ. Деньги на богоугодное дело выделяют частные инвесторы. И хотя во времена кризиса меценатов стало меньше, люди, у которых открыты духовные очи, продолжают помогать, кто сколько может.  5 октября 2017 года местные добровольцы в очередной раз оказали посильную помощь в деле благоустройства ансамбля кладбищенской церкви села Николо-Погост. В храме в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих радость " была проделана работа по пропитке огнебиозащитным составом деревянных конструкций кровли пристроя, вдоль ограды выпилены опасные сухостойные деревья, а отрубленные ветви были собраны в кучи. Инициатором являлся Благотворительный фонд «Возрождение христианских святынь земли Нижегородской " . Главной задачей создания фонда является восстановление ансамбля кладбищенской церкви села Николо-Погост Городецкого района Нижегородской области, включающего в себя церковь в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих радость " , ограду и ворота действующего кладбища.

http://sobory.ru/article/?object=17932

Шунга. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Покровская с. Шунги построена в 1788 г. Костромскими купцами Ильею и Алексеем Савиными, при помощи приходских людей. Данные по Покровской церкви с. Шунги взяты из перечня церквей Костромской губернии начала 20-го века. Священником с 1917 года по 1929 год в этой церкви был Парийский Леонид Александрович, Костромской краевед. Одним из его исследований была беседа с сыном охотника, с которым охотился поэт Некрасов в с. Шода. vit2101@yandex.ru Александр Село Шунга - одно из наиболее интересных исторических сёл Костромского района с незаурядным храмовым комплексом в стиле классицизма и ценной жилой застройкой. Это бывший Мерский стан, а позже здесь была Шунгская волость, в которой стояли погосты Шунга, Самин, Вежи и Куниково. Шунга известна с 13 века, здесь был погост, принадлежавший Владимирскому княжеству. Погост с соседними деревнями в 1459 г. был дан Галичским князем Дмитрием Шемякой в вотчину боярину М.Ф. Сабурову, потомку мурзы Чета, по прозвищу Сабур. Сабуровы и Годуновы считались покровителями Ипатьевского монастыря. М.Ф. Сабуров завещал монастырю Яковлевское и двор в Шунге, а рядом два озера. В дальнейшем " погост Шунга " упоминается в 1581 г., когда царь Иван Грозный пожаловал погост Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Шунга оставалась до 1764 года. В 1606 г. погост Шунга и ряд других владений Чудова монастыря были разорены отрядом польско-шляхетских интервентов. Было уничтожено 32 крестьянских двора, а " крестьян убили литовские люди с жёнами и детьми, а остальные люди сошли безвестно " . Храм же в Шунге впервые упоминается в 1616 г., когда на погосте стояли " деревяны клетцки " церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы (летняя) и во имя свв. апп. Петра и Павла (зимняя), в приходе которых в 1653 г. было 133 крестьянских двора. Близ церквей располагались дворы церковнослужителей, монастырский двор и двор иконника Любима Агеева, видного мастера, одного из основоположников Костромской школы стенного писания 17 в. Известны имена и других шунгенских иконописцев 17 века: Якима Зажарского, Оксена Попова, Андрея и Ивана Елепенковых. Талантливым иконописцем 18 века был и крестьянин с. Шунги - Василий Никитич Вощин. В Чудовской вотчине было также немало и мастеров-каменщиков, строивших каменные церкви. Так, в 1688 г. крестьянин села Шунги Данил Тихонов вместе с Спиридоном Хрящевым построили Троицкую церковь в Москве на Мясницкой улице. В Шунгенской волости было также развито картофелеводство и картофель поступал не только в Кострому, но и использовался на приготовление крахмала. В 1909 г. здесь был построен первый в России картофелетёрочный завод. Из подсобных промыслов в волости было развито изготовление из лозы корзин, плетёнок, циновок и др., которые с успехом расходились по всей округе.

http://sobory.ru/article/?object=03086

Бриллиантов Александр,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Александр Яковлев, священник; Москва, Николаевская единоверческая в Преображенском богадельном доме церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 10 об., 11). Булгаков Петр,родился около 1850 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Василий Васильев, священник; Московская губерния, Коломенский уезд, село Малино, Успенская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 2 об., 3). Введенский Александр,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Димитрий Феодоров, диакон; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Волочаново, Воскресенская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 5 об., 6; Д. 1668. Л. 51). Введенский Алексей,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Сергей Введенский, заштатный пономарь; Московская губерния, Московский уезд, село Кайнарджи, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 5 об., 6). Величкин Александр,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Василий Иосифов, священник; Московская губерния, Бронницкий уезд, погост Лужки, Никитская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 6 об., 7). Величкин Аркадий,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Василий Иосифов, священник; Московская губерния, Бронницкий уезд, погост Лужки, Никитская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 282; Оп. 3. Д. 20. Л. 11 об., 12). Величкин Иван,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Василий Иосифов священник; Московская губерния, Бронницкий уезд, погост Лужки, Никитская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 10). Величкин Иван; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Иоанн Иоаннов, заштатный диакон; Московская губерния, Серпуховский уезд, погост Бобровки, Скорбященская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 7 об., 8). Вениаминов Иван,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1858–1866 гг.). Отец: Николай Васильев († до 1866 г.), диакон; Московская губерния, Богородский уезд, село Глинки, Иоанно-Богословская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 3. Д. 20. Л. 9 об., 10; Оп. 1. Д. 1492. Л. 268).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

Погост Сиглинский. Церковь Алексия, человека Божия. Алексеевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Алексия, человека Божия Год постройки:не ранее 1911. Год утраты:Не установлен. Архитектор:А.Д. Донченко Адрес: Ленинградская область, Волховский район, Вындиноостровское сельское поселение, погост Сиглинский. Координаты: 59.758936, 32.292325 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Сиглинка, погост [нежилая местность к западу от дер. Болотово] 837. Церковь Св. прп. Алекси человека Божия, на кладбище. Закрыта в 1938 г., здание передано черепичному заводу. Земля Невская Православная. Краткий церковно-исторический справочник ...протоиерей Алексий Колоколов, останки которого неоднократно выносились из земли. Захороненные 31 января 1902 г. в Успенской церкви Успенского острова, останки о.Алексия в 1935 году были вынесены за пределы острова новыми его хозяевами, и тогда-то, без огласки, были перезахоронены верующими в церковке св. Алексия Божиего человека. За годы богоборчества и военных разрух место захоронения о.Алексия была утрачено и лишь в прошлом году, благодаря помощи верующих людей, было обретено вновь в руинах церкви св. Алексия Божиего человека на Сиглинке. Но, учитывая поруганное состояние захоронения, его отдаленность и беззащитность на малопосещаемом погосте " Сиглинка " , с благословения владыки Владимира останки протоиерея Алексия Колоколова были перезахоронены по церковным канонам на родине о.Алексия, на сельском кладбище д.Прусына Горка, возле родительской могилы. Осуществил перезахоронение настоятель Волховского храма Архангела Михаила  о.Андрей Яхимец. pravpiter.ru/pspb/n123/ta009.htm Донченко Александр Дмитриевич 12.03.1863 — ?.1917 (≈54 года). Русский архитектор, военный инженер, начальник Санкт-Петербургской 2-й инженерной дистанции. На Олешенской лесной даче по левому берегу Волхова в 2 км от Успенского острова существовало кладбище Алексеевского общества дел милосердия (ныне г. Волхов). В 1911 г. по его проекту при кладбище была заложена церковь Святого Преподобного Алексия, человека Божия.

http://sobory.ru/article/?object=55956

Борисов, 18516, с. 186; ВГВ, 1879, 27, с. 2; Соловьев Н., 1881-1884; Березин, Добронравов, 1898,с.58-59. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 603-605 Ильинский (Телешовский) погост располагался в 5 верстах от уездного города Шуи, 110 верстах от губернского Владимира на р.Теза. Богатая событиями история Ильинско-Телешовского погоста связана с различными страницами российской истории – опричниной Ивана Грозного, польско-литовским разорением, произволом местных помещиков, просветительской деятельностью местного духовенства. Документальные упоминания о погосте появляются только в начале 17 в., но на основе неподтвержденных данных (устных преданий, косвенных источников) возникновение населенного пункта на месте погоста может относиться к более раннему периоду русской истории – 13-14 вв. Возможно, Ильинско-Телешовский погост вместе с соседними - Михаило-Архангельским, Якиманским, Всехсвятским был основан как пункт сбора налогов с местных сел и деревень, куда регулярно приезжали княжеские отряды для кратковременного отдыха и сбора податей. Подтверждениями тому служат выгодное стратегическое расположение и составляющие названия погоста. Шуйский историк В. Борисов относительно прошлого Телешова приводит неподтвержденные версии (предания) - в древности село было черной волостью, платившей черный побор государям; в Телешове был конный завод, чему способствовали обширные пойменные луга вдоль равнинных берегов реки Тезы у погоста. Как территориально-административная единица, Телешово связано не только с отдельным населенным пунктом (село, погост), но и с названием крупной территорией, сопоставимой с уровнем современного района. Рядом с Шуей в 16 в. выделялись две волости – Борисоглебская (на левом берегу Тезы) и Телешовская (на правом). Начало Телешовского погоста (либо новый значимый этап его жизни) связано с неудачной женитьбой Ивана Грозного на дочери новгородского купца Василия Степановича Собакина Марфе. Тогда (около 1571 г.) волей царя Телешовская волость стала вотчиной дворян Собакиных, на погосте были построены и оснащены деревянные храмы, погосту были дарованы значительные земельные наделы.  Первые документальные упоминания о погосте относятся к Смутному времени. Телешовский погост, как и окружающие Шую селения, неоднократно подвергался польско-литовскому разорению, о чем свидетельствуют допросные речи Шуйского земского старосты Ивана Оломпеева 1615 г. о набеге пана Александра Лисовского на окрестности Шуи. Храмы погоста описаны в писцовых книгах Афанасия Векова (1629 г.) и Александра Теприцкого с Иваном Небогатовым (1685-1686 гг.). Погосту отводится глава в классическом труде Шуйского историка В. Борисова “Описание города Шуи и его окрестностей” (1851 г.). В 1874 г. во Владимирских епархиальных ведомостях публикуется подробная “Летопись Ильинского погоста”(автор - предположительно священник погоста Николай Михайлович Соловьев).

http://sobory.ru/article/?object=06286

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010