41 Доказательством этого, помимо арабских подписей на греческих изображениях, являются самые погрешности в начертании греческих слов. Замена вокала « ι» вокалом « η» (как в подписях на 4, 5, 11 и 12 изображениях, см. предыдущее примеч.) и вокала « ω» вокалом » ο» (3, 7 и 8 изображ.) составляет характерную особенность копииста араба, как это удачно подмечено и проверено знатоком греческой палеографии проф. о. прот. М. И. Орловым в его превосходном экскурсе о т. н. Порфирьевском Евхологии; см. издание: «Литургия святого Василия Великого ». СПб. 1909 г., с. LXXVI и LXXXXII-LXXXIII. Волна арабского влияния на Грузию во второй половине XVII в. не должна ли находить объяснение себе в двукратном посещении Грузии патр. Макарием Антиохийским, при проезде в Россию на Собор 1666–1667 гг. и обратно? См. Пл. Иосселиани – «Краткая история Грузинской Церкви». СПб. 1843 г. с. 107–108. Н. Гиббенета – «Историческое исследование дела патриарха Никона », ч. 2. СПб. 1884 г., с. 273 и дал. и с. 417. Дневник патр. Макария, писанный его сыном архидиаконом Павлом Алеппским, как известно, издан в переводе проф. Г. А. Муркоса. Но недавно блаж. патриарх Антиохийский Григорий извещал преосв. Арсения, архиеп. Новгородского, что им отыскана новая и неизвестная еще в науке часть дневника того же патр. Макария, которую он вел сам после того, как скончался в Грузии сын его архидиак. Павел, ведавший письменной частью отца-патриарха. В найденной части дневника патр. Макария заключается много интересных сведений о России и Грузии, как сообщает патр. Григорий архиеп. Арсению («Новгор. епарх. вед.» за т. г. 7 и нашу заметку в 13–14 «Рук. для сельск. пастыр.» за т. г. с. 456–457). 42 Эта одинаковость в начертании букв и подала повод митр. Евгению признать надписи на грузинском омофоре за персидские. Д. Аладов уже исправляет ошибку митр. Евгения. 44 Благодаря любезному содействию тифлисского кафедрального протоирея о. М. Ткемаладзе, нам удалось добыть снимок с другого замечательного грузинского омофора, подобного по исполнению Киево-Софиевскому омофору и хранящегося ныне в ризнице тифлисского Сионского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

309 Письмо 84, II ч. 227 стр. «Чествование образа восходит к первообразу; это справедливо по отношению и к естественному образу, и к художественному; ибо восхождение означает не что иное, как то, что одинаковая честь принадлежит первообразу и художественным образам с различием по существу, а естественным одинаковая и по существу». 310 Письмо 65, II ч. 185 стр. ср. п. 199. – «Содержание образа и первообраза по личности не разделяется, но по сущности они различны». 512 стр. 311 Письмо 84, II ч., 227 стр. ср. Epist. ad. Platonem de cultu sacrarum imaginum. Migne t. 99. c 497 col. 312 Письмо 161, II ч. 409 стр. «Образ и первообраз – два предмета, и различие между ними не по лицу, а по сущности» (п. 212, II ч., 547–548 стр.). 317 Письмо 166, II ч. 434 стр. Что иконам должно поклонятся, это для преп. Феодора ясно из их отношения к первообразам. Образ не делится с первообразом ни в державе, ни в славе, а след. и в поклонении. Где слава, там и честь, где честь, там и поклонение. ( ντιρρτικος β. Migne t. 99. 369–377 col.). 319 Письмо 212, II ч. 547 стр. ср. и. 151. «Если в иконе богопочитается Христос, то, так как богопочитание относится к Троице, в иконе воздается богопочитание и Отцу и Духу. И что следует отсюда? То, что и Отец и Дух воплотились; а этого может ли быть что нибудь нечестивее? Если ты еще говоришь, что должна быть богопочитаема и икона Христова, то следует, что ты оказываешься ничем иным, как тетрадитом, богопочитающим вместе с Троицею и икону Христову» (376 стр.). 324 Письмо 21, II ч. 75–76 стр. К Никомидийскому епископу Феофилакту, изгнанному за почитание икон, преп. Феодор писал: «Подлинно не принадлежит ли тебе венец мученичества? Ибо ты за Христа изгнан, удален из отечества и терпишь много страданий... У нас обстоятельства горьки и прискорбны. Ересь все расстраивает и гонит Христа с Его Матерью и служителями? Подлинно не они ли гонятся, когда ниспровергаются их святые иконы?» (Письмо 4, 10 стр.). Читать далее Источник: Преподобный Феодор Студит и его время (759-826 гг.) : (Перепеч. из еженед. духов. журн. " Пастыр. собеседник " за 1895 г.)/Свящ. Василий Преображенский. - М. : Типо-литогр. Ермакова, 1896. - IV, 356 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

461 См. хроник. Сигебер. Телесфор 7-й папа после Ап. Петра устан. Berno. Augiens. de illustr. Ml. de Eccl. obsurd. 469 Бес. на гимн Сераф. Смот. житие Корнил. Сотн. 13 сент. полн. месяц. восток. т. 2. Арх. Сергия. 475 6-й всел. соб. см. канон. прав. Иоанна т. 2-й ст. 482. Ник. Каллист, ист. церкви кн. 18, гл. 51. 478 Libellus synod ар. an. 465. Прав. 81. 6-го всел. соб. смот. в книге правил и кормч. ч. 1 л. 202. 483 Он исчисл. их так: 104, 105, 106, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 118, 134, 146, 147, 148, 149, 150. 523 Источники о пении: «Исследование о русском церковном пении», помещенное в журнале Министерства Народного Просвещения за 1849 г. Сахарова. «Церковное пение в России» Разумовского Д. В. «Руководство к практическому изучению древнего Богослужебного пения», Потулова. «Разные заметки о церковной музыке и пении», Князя Одоевского; «Замечания для истории церковного пения в России», Ундольского; о пении в минутах пастырского досуга Гермогена, Еписк. Таврич. т. 2. 1882, стр. 654, – там же о крюковой ноте, стр. 714. 526 У греков издревле знание музыки почиталось принадлежностью каждого образованного человека и от поэзии она никогда не была отделяема. Они находили поэзию скучною без музыки, а музыку без поэзии немою. Диод. Сицил. в кн. de structura orat. 532 См. Амбергера Past. theolog. t. 12, стр. 222. замечательн. ученого по своему сочинению «Пастыр. Богословие». 534 В Сирии и Армении еретики привлекали к себе православных громким и стройным сочинением тона (Созом. ист. кн. 8, Никиф. Калл. кн. 13 гл. 8) и содержание пения излагали в гармонич. стихах. 535 С. 1. Послание 90. Касательно этого предмета писано у Add. Herb. Sript. Eccl. de musica t. 1. p. 5. 553 Сведение о древней греческой музыке можно заимствовать у древних авторов, писавших о музыке, сочинения которых собраны в издании antiquae musicae avctoris [auctores] septem: Aristoteni – Elementa harmonica, Evclidis – introductio musicae, Gavdentis – harmonica introductio, Bacohii Senjoris – introductio artis musicae, Aristidis Quintiliani – de musica libritres, Martiani – capelae de nuptus philologiae et Meravris lib IX. Ed. M. Meibonius Amsterdami 1652 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Скажем слова два о последних. Богослужебные соборы древности представляют, бр., одно из отраднейших явлений тогдашней церковно-общественной жизни. Вот, например, по случаю эпидимии, или ее прекращения, по случаю вселенских поминовений, нарочитых праздников и т.п., устрояется в известной местности соборное молебствие (вещь обычная у некоторых славянских племен и поныне). – В нем, во-первых, должны были принимать участие непременно все причты и приходы известной местности, (а древние города, известно, как богаты были храмами и в то же время многолюдны) и, во-вторых, так как тогда приходы делились на десятки и староства, с десятскими священниками и старостами во главе, то каждый десяток приходов сперва должен был собираться, малыми крестными ходами из своих церквей, в свой окружный соборный храм, каковым обыкновенно считался тот храм, где священником был староста или десятский священник, и при котором, вследствие этого, вообще бывали собрания пастыр.-совещательные. За тем эти десяти-приходные соборы тем же порядком, с разных концов города, стекались в главный соборный храм – кафедральный в тех городах, где был епископ, – и здесь же отправлялось торжественное Богослужение, в храме, или же на стогнах городских. Таких соборных молебствий бывало в иных городах от 20 до 30 в год. – Излишне, кажется, пояснять, как благотворно без сомнения должны были влиять подобные соборные молебствия на религиозное чувство масс народных. Ныне обо всех этих торжественных молебствиях соборных, и соборах духовенства вообще, сохранилась почти одна память – в остатках крестных ходов из храма в храм по некоторым местам, и соборне совершаемых молебствиях по городам в высокоторжественные дни. Соборные храмы есть у нас; по соборное начало – в самом почти мертвенном состоянии. Не от того ли ныне в среде христиан и замечается повсюду дух какого-то совсем не христианского обособления? Значение соборных молебствий утратило цену в глазах народа. Забыты – слово евангельское, пример Спасителя и заповедь апостольская относительно соборной молитвы, ее превосходства пред единоличной. – Между приходами тоже почти никакой общности. – И даже духовенство не может похвалиться, что в нем прочно начало союзности!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

– Над младенцами, перед выносом их в церковь , поется только краткая лития. – Накануне заупокойной обедни, по случаю чьей-либо памяти, да и кроме заказа об обедне, иногда служится в доме «заупокойная всенощная», т.е. панихида в более точном смысле этого слова 98 . Для священника, который готовится служить литургию, эта служба в доме может заменять и утреню в церкви, но в таком лишь случае, если священник служил или слушал перед тем обыкновенную вечерню; потому что заупокойная всенощная начинается полунощницей, а иногда прямо утреней, а не вечерней, как обыкновенно служатся всенощные бдения. Краткая сугубая ектения, положенная на утрени, бывает на той службе уже заупокой. А затем после шестопсалмия следует вся служба заупокойная по Октоиху, в том самом составе, как служатся утрени в субботы троицкую или мясопустную, но с той разницей, что канон Октоиха усопших поется по гласу субботы случившейся недели и поется об одном лице, которое поминают, например, о недавно умершем в этом самом доме. Ко всенощне заупокойной присоединяется или может быть присоединяем, – и первый час, но также в тоне заупокойном. На столе тогда полагается кутия. – Ризница требуется темная (Письм. по пастыр. богосл. протоиер. Евг. Попов, ч. II, стр. 106). – Во время вселенских и родительских поминовений, когда церковь полна народа, следует служить именно панихиду, а не краткую литию (притом – с отверстием бы царских врат). Иначе много ли составится текста молитвенного, и внимание предстоящих не будет ли утомлено продолжительным слушанием одних имен поминаемых? Сотни же поминальников при этом может священник и разделить для чтения с диаконом. Разделив, тот и другой выполняют чтение их всего раз, распространив их на все заупокойные ектении, а священник – на тайные свои молитвы перед ектениями: только никак не следует при этом поручать чтение поминальников, хоть бы и вполголоса, псаломщикам; и диакон должен читать их не совместно со священником, а в свое лишь время. Когда панихида служится не более как от одного лица или дома, а поминальник весь исписан именами заупокой, да и самое поминовение совершается не только после нескольких треб, но и ввиду новых: тогда можно ограничиться чтением поминальника только за первой и последней ектениями, или же за средней (перед «святыми упокой»), на прочих же произносить вообще: «зде присно поминаемых», или же тогда можно поминать каждый раз имя того одного, в день памяти которого или по случаю недавней смерти, совершается заупокойная молитва (Пис. по паст. богосл. прот. Евг. Попов, ч. II, 106–107, 95, 96 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

К этому вероопределению все отцы собора приложили руки и единогласно провозгласили: «все мы так веруем, все так думаем, все мы в этом согласны и подписались. Это вера православная. С любовью принимаем честные иконы. Поступающие иначе да будут анафема! Кто не допускает евангельских повествований, представленных живописью, тому анафема! Кто не лобызает икон, как сделанных во имя Господа и святых Его, тому анафема!» Вероопределение это было выводом из свидетельств Свящ. Писания св. отцов и соображений разума. Явилось оно голосом вселенской церкви, а потому и получило силу обязательного для всех верных чад Церкви правила и руководства на все времена. Положен был конец сомнениям и колебаниям. С такими мыслями и покинули отцы Седьмого вселенского Собора приветливый и мирный город Никею. Но полного успокоения умов пришлось еще ожидать долгое время. Много было недовольных соборным вероопределением. Конечно, более всех вооружились против него иконоборцы. Но до времени они должны были хранить молчание 53 . По окончании соборных заседаний игумен Платон возвратился в свою Саккудионскую обитель. Тихо, мирно, по заведенным порядкам потекла жизнь иноков. Не ожидалось пока ни откуда бед и напастей. Церковь , казалось, умиротворилась. Государством правит пока счастливо императрица Ирина с сыном, Константином. Так недавно полководец ее Ставракий окончил походы на славян. Некоторые князья славянские приведены были в столицу пленниками, а другие обязались платить дань (783 г.). Но беда шла с той стороны, откуда многие ее и не ожидали. 34 Братья Феодора: Иосиф, впоследствии Архиепископ Фессалоникский, и Евфимий, умерший иноком в сравнительно молодых годах. 40 Огласительные поучения пр. Феодора Ст. в русском переводе, издание Козельской Введенской Оптиной пустыни 125 – 26 стран. 49 В другой биографии преп. Феодора, известной по изданию Сирмонда с именем монаха Михаила, или Феодора Дафнопата или даже монаха Иоанна, вместо Антония называется Евфимий, вероятно, брат Феодора (и. 12 по Migne t. 99, 129 col.) 51 Подробности см. в «Jgnaii diaconi Vita Tarasii Archiepiscopy Constantinopolitani ed. J. Heikel Helsingforsiae 1889 an.» 53 Подробные сведения о седьмом вселенском Соборе можно читать в нашей книге: «Св. Тарасий патриарх Цареградский и Седьмой вселенский Собор». СПБ. 1893 г. Читать далее Источник: Преподобный Феодор Студит и его время (759-826 гг.) : (Перепеч. из еженед. духов. журн. " Пастыр. собеседник " за 1895 г.)/Свящ. Василий Преображенский. - М. : Типо-литогр. Ермакова, 1896. - IV, 356 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Промежутки между столбами загораживались рамами из слюды, на подобие окон, расписанными по золоту и серебру разными цветами Одна из рам делалась створчатой и заменяла дверь, а все они могли задергиваться суконным или тафтяным занавесом. Патриаршее место устроялось точно так же, как «к действу летопровождения», с небольшим только балдахином вверху, на котором утверждался высеребренный крест. Оба места, между которыми к востоку вырубалась во льду крестообразная прорубь, помещались под «ерданскою сенью», поддерживаемою четырьмя колоннами с тумбами и карнизом, расписанным золотом. Снаружи сень украшалась шелковыми и жестяными раскрашенными цветами, зелеными листьями и птицами, вырезанными из дерева и медных листов. По углам с внешней стороны делались изображения четырех Евангелистов, а с внутренней – изображения святых и Богоявления. На небольшом расстоянии от сени ставилась точеная решетка, а пространство между нею и сенью устилалось красным ковром (С. Гр-ский, Праздник Богоявления в России в XVI и XVII ст. в «Руковод. для сельских пастыр.» 1864 г., I т., стр. 44 – 45; архиеп. Димитрий, Месяцеслов святых, 5-ый вып., стр. 73 – 74 по изд. 1896 г.). Подобный вид Иордань имела в тех случаях, когда водоосвящение совершалось патриархом в присутствии государя. Обычно же она устраивалась гораздо проще. Так, по описанию – спутника антиохийского патриарха Макария – алеппского диакона Павла для водоосвящения «на реке Москве была пробита большая яма вроде бассейна, вокруг нее наложили помост из бревен и досок, поверх льда сделали кругом загородку, из предосторожности, чтобы от народной тесноты на льду он не провалился. Поперек ямы положили бревно вроде ступеньки, прочно укрепив его, дабы, когда наш владыка патриарх сойдет к воде для ее освящения, он мог опереться о него коленями... Для нашего владыки патриарха постлали ковер и на ковре поставили кресло» (Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в., описанное его сыном архидиаконом Павлом алеппским; перевод с арабского проф.

http://azbyka.ru/palomnik/Список_иордане...

Не оставьте, пожалуйста, без внимания моей просьбы. Посмотрите близ себя и вдали; узнаете, где есть порядочная коллекция портретов, и мне сообщите, а я войду в сношение с лицами подлежащими. Один господин уверял меня, будто в Почаевской лавре есть портрет Анны Гулевичевой. Как бы я был рад этой находке. Без нее вся моя галерея не имеет под собой грунта. Поищите Константина Острожского. Мне нужны все, поименованные в списке, напечатанном при «Киеве с его древнейшим училищем академиею» Аскоченского, и многие другие, которых г. Аскоченский пропустил в своем сочинении. В случае, если обретутся искомые мною, уведомьте меня тотчас же. Тогда будем рассуждать о способах приобретения, которые могут быть весьма многоразличны». Труды киевск.акад. 1882 г., стр. 62–63. 165 На собирание портретов и вообще на украшение залы, где они помещаются, преосвященный употребил немало своих средств. Но справедливость требует заметить, что далеко не вся коллекция портретов приобретена им на свои личные средства, как это приписывается в некрологах пр. Филарета (некролог его изд. в Риге, стр. 17; поминки по преосв. Филарете в кишин. семин., стр. 22, Руков. для сел. пастыр., 1882 г., стр.269). На приобретение всех ста портретов потребовалась (полагая от 50–100 р. портрет) такая сумма денег (от 5–10 тысяч), какою и не располагал пр. Филарет, не отличавшийся, как известно, любовью к бережливости. По собранным нами достоверным сведениям, деньги за портреты были постепенно выплачиваемы из остаточных экономических сумм академии. Сколько же преосвященным употреблено на этот предмет своих денег, – с точностью определить мы не можем. 166 В зале находятся портреты следующих лиц (в хронологическом порядке): 1) патриарха Иеремии, 2) Петра Конашевича Сагайдачного, 3) Елисея Плетенецкого, 4) патр. Феофана, 5) царя Михаила Феодоровича, 6) Петра Могилы , 7) Иосифа Тризны, 8) Богдана Хмельницкого, 9) Дионисия Балабана, 10) ц. Алексея Михайловича, 11) Иосифа Нелюбовича–Тукальского, 12) Симеона Полоцкого , 13) Иннокентия Гизеля, 14) Иоанникия Голятовского, 15) Гедеона Святополка Четвертинского, 16) патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

Примечания к тексту издаваемых чтений из Пролога (январь – апрель) I. К житийным чтениям Пролога. Январь Надписание (по Прол. XII–XIII в.): мсць генварь рком просинец. Имат днии ла. днь имат чса и днощь дι. Месяца генваря в а обрезание Господа нашего Иссχса: память преподобнаго отца нашего Василия (я). Тпре глса а. В всю землю изиде глас твои, яко приимши слово твое, имже боголепно научил еси, иестьство сущих оуяснил еси и человецьскыи обычаи оукрасил еси, царскыя срете оума, моли Христа Бога, да спасет душа наша. Прокимен: Оуста моя възглаголют; стих.: оуслышите вси; апостол: братие, блюдитеся, егда кто в вас; другой: братие, тако нам подобает, – аллил.: праведник, другой: оуста пр.; еоуангелие: в онво взвратишася пастыр, – другой: рече Господь, аз есмь дврь; кан из уст младенец. Эти уставные церковно-богослужебные указания вполне согласны с тем, что на этот день назначается по Типикону великой Константинопольской церкви, относящемуся к IX и X вв. В последнем читаем: «Μν αννουριος μερς χει λ, μρα χει ρας , νξ ρας ιδ. α. Το Κυρου μν ησο Χριστου κταμερος τς κατ νμον περιτομς ατο. Τ ατ μρ το εν γοις πατρς μν Βασιλεου. Οτος μγας ρχιερες и пр., – сообщается несколько житийных сведений о св. Василии В., затем: Ες τυ εσοδον κα ες τν Ν» τροπριον κος α». Ες πασαν τν γν ξηλθεν φθγγος. Прокимен, апостол и евангелие, что ныне. Αλληλοιχος βαρς. Στμα δικαου λαλσει σοφαν. Κοινωνικν. Λτρωσιν πα στειλε Κριος. (Дмитриевский, Описание литург. рук., т. I, стр. 39). 1. Память Обрезанию Святому Господа нашего Иисуса Христа и празднование Нового Года. – Праздник обрезания Господня установлен не раньше IV в. Соединяя этот праздник с празднованием Нового Года (с IV–V в.), церковь имела в виду новолетие – дни январских календ, с которыми соединялись у язычников веселые и весьма неприличные празднества в честь Януса и Странии, – освятить священными воспоминаниями из жизни Христа Спасителя, а чтобы возвысить важность этих воспоминаний, – в противовес языческой распущенности, царившей на языческих пиршествах январских календ, – предписывала пост в день Нового года, что и соблюдалось в церкви до 9-го века. На этот день, кроме службы на праздник обрезания, полагалась и особая служба ad progibendum de idolis (моления об истреблении идолослужения). В календарях IV и V в., и преимущественно западных, значится уже праздник Обрезания Господня под 1 января. В древнейших славяно-русских месяцесловах, при Евангелиях Остромировом и Мстиславовом (XI–XII вв.), под 1 января значится: «Обрезание Га нашего. Иса Ха и пам. прпднаго. оца нашего Василия» (Изв. 2 отд. Акад. Н. т. 10, стр. 126). (См. Martigny. Diction, d. Antiqu. Chret., ed. 3 p. 315; F. X. Kraus, Real-Encyclopädie d. christl. Althert. 1881 г. стр. 491; ср. преосвящ. Димитрия, Месяцеслов Святых, 1896 г., вып. V, январь, стр. 8–13).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

О сочинениях Киреевского (там же, 1864). Петр Великий в своих отношениях к католичеству и протестантству (Труд. киев. Акад. 1864). Лохвицкий и его жизнь в Киеве (Киевлян. 1866, декабрь). Русское вольнодумство при Екатерине II и эпоха реакции (Труды киев. Акад. 1868, март и июль). Русская проповедь по византийским образцам (Руков. для сельск. пастыр. 1869). Южно-русское проповедничество в ΧVΙ и XVII в. (там же). Проповедь при Петре Великом (там же, 1870). Очерк исторического движения русской религиозно-церковной жизни. Из лекций, читанных в университете св. Владимира (Прав. Обозр. 1870, январь). Участие древних русских архиереев в делах общественных (Труд. киев. Акад. 1870). Разбор русской церковной истории Знаменского (Киев. епарх. ведой. 1872). Религиозный характер русских государей XVIII века (Труд. киев. Акад. 1874). Откуда ведет свое начало обычай вешать княжеские одежды в храмах, о существовании которого упоминается в летописях (Труды 3-го археологич. съезда). Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение в древней Руси. Киев. 1877 (Сочинение на степень доктора). Каринский Михаил Иванович, магистр того же курса. По окончании курса служил наставником в вифанской и с 1860 года в московской Семинариях. В 1869 году поступил в доценты петербургской Академии по кафедре метафизики, потом перемещен на кафедру истории философии. В 1873 году получил звание экстраординарного профессора и в том же году командирован за границу с ученой целью. Печатные его сочинения: Египетские иудеи (Христ. Чт. 1870). Критический разбор последнего периода германской философии (Христ. Чт. 1873). Вышло и отдельное издание. Спб. 1873. К вопросу о позитивизме (Прав. Обозр. 1875, октябрь). Подложные стихи в сочинении иудейского философа Аристовуда (Журн. м. н. пр. 1876, январь). Аполлоний Тианский (там же, октябрь). Явление и действительность (Прав. Обозр. 1878, апрель). Гренков Александр Иванович , магистр того же курса. Поступил по окончании курса в казанскую духовную Академию бакалавром по кафедре нравственного и пастырского богословия. В 1867 г. получил звание экстраординарного профессора. В 1868 году перемещен на кафедру педагогики. По преобразовании Академии в 1870 году занял кафедру нравственного богословия и педагогики. Из сочинений его напечатаны в Православном Собеседнике:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010