Она избегала ссор, и на все обиды его отвечала спокойно, а когда нужно молчала. Другие женщины, часто ссорившиеся со своими мужьями и получавшие от них нередко побои, не могли довольно надивиться, как это такой буйный муж никогда пальцем не тронул своей жены, и спрашивали у Моники разъяснения такой загадки. Она отвечала им: «вы сами виноваты, что терпите от мужей своих; вы на каждое досадное слово мужа отвечаете еще с большей досадой, и тем больше их раздражаете. А я, когда вижу, что муж мой сердит, молчу, и только прошу в душе Бога, чтобы он успокоился. Вспыльчивость его проходит, и я всегда спокойна. Делайте и вы также, и будете всегда спокойны“. Те, которые последовали совету Моники, не жаловались на неудачу; а не послушавшиеся вели жизнь по-прежнему, среди семейных неприятностей. Даже свекровь Моники, по наговорам служанок, прежде ненавидевшая ее, видя ее неистощимое терпение и нежную о себе заботливость, полюбила ее самою теплой материнскою любовью (Из поуч. прилож. к журн. Пастыр. Соб. 1888 г., стр. 111). Братие христиане! Мужи и жены! Научайтесь у кроткой и благоразумной Моники устроять семейный мир, спокойствие и счастье. Будьте кротки и терпеливы, во время молчаливы и уступчивы друг пред другом. Господь примет и оценит ваше терпение. А если мы будем подражать кротости, смирению, и благочестию Пресвятой Девы Марии и обручнику Ее, праведному Иосифу, то не только мир и спокойствие будут в наших семьях, но и великая Господня благодать и св. Ангел-хранитель будут покрывать и соблюдать нас от всякого зла. И если есть у нас такие благочестивые семьи, то я, как служитель Божий, предстоящий здесь – у св. престола сего, возвещаю им от Господа: радуйтесь благочестивые души, Господь с вами! Вы приобрели у Бога великую благодать, и милость. Аминь. Читать далее Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи/[Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

(14) Священника Владимира ЧЕРНЫШЕВА на тему: «Цер- ковная История Евсевия Памфила как источник сведений об Отцах и Учителях Церкви I–Г веков». 1965 г. 60 (15) ТОКАРЕВА Бориса на тему: «Святой митрополит Кип- риан каклитургист». 1965 г. 65 (16) МЕЛЕНЯКО Павла на тему: «Церковно-историческое значение преподобного Нестора Летописца ». 1965 г. 68 (17) Монаха ПАЛЛАДИЯ (Шимана) на тему: «Учение о Церкви христианских писателей доникейского периода». 1966 г. 74 (18) Иеромонаха ЕВЛОГИЯ (Смирнова) на тему: «Учение святого Иринея Лионского о Домостроительстве спасения». 1966 г. 80 (19) ТКАЧЕНКО Григория на тему: «Выдающиеся церков- ные деятели и духовное просвещение Византии периода Ма- кедонской династии». 1966 г. 87 (20) Священника Иоанна ЖИЛЮКА на тему: «Святые по- движники Киево-Печерского монастыря в XI–XII вв.». г. 91 (21) Григория КЕЛЕБЕРДЫ на тему: «Жизнь и пастыр- ская деятельность святителя Афанасия Александрийского ». г. 94 (22) Священника Феодора МУШИНСКОГО на тему: «Уче- ние о спасении в писаниях Мужей Апостольских и Аполо- гетов». 1968 г. 98 (23) Протоиерея Иоанна МАЗОВА на тему: «Миланский эдикт и его значение в истории христианской Церкви». г. 102 (24) ИеромонахаДАНИИЛА(Пацкана)натему: «Историче- ские причины образования Коптской, Эфиопской, Яковит- ской и Армянской церквей». 1968 г. 106 (25) Священника Николая ФИЛИППОВА на тему: «Сиро- Халдейская церковь (История и современное состояние)». 1968 г. 112 (26) Священника Димитрия МАРУХИНА на тему: «Святой Афанасий Великий – поборник Православия». 1968 г. 118 (27) Священника Димитрия МАРУХИНА на тему: «Святой Афанасий Великий – поборник Православия». (Вторичный отзыв) 1969 г. 121 (28) СвященникаНиколаяМАРКОВСКОГОнатему: «Путь к христианской истине, пройденный Блаженным Августи- ном. (По его творениям)». 1969 г. 125 (29) Священника Владимира КУЧЕРЯВОГО на тему: «Пре- подобный Антоний Великий , его жизнь, аскетические по- двиги и духовные наставления». 1969 г. 130 (30) СвященникаАнатолияЖУКОВАнатему: «СвятойКи- рилл Александрийский в борьбе с несторианством». 1969 г. 134

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Ц.В. 1894, 9; сн. Пастыр. Богосл., 146 §). Что же касается такого исповедника, который сам добровольно не соглашается отложить на некоторое время приобщение св. Таин, то, как мы видели, по мнению большинства, для недопущения такового исповедника до св. Таин, священник должен просить (не называя, при этом, лица исповедника) особое разрешение у местного Епископа, а своею властью священник не может указанного исповедника подвергнуть тайному отлучению от св. причащения и на короткий срок. 669 Относительно же отлучения от св. Таин на несколько лет должно иметь в виду, что ни в каком случае «священник без архиерейского повеления не может наложить определённую соборными правилами епитимию отлучения от причащения: семилетнюю – блуднице, 15 лет – прелюбодею, 20 лет – убийце и т.д.» 670 (см. разъясн. Самарской Дух. Консистории в Ц.Вед. 1896, 34; сн. 1895, 16). Епитимии Кроме «епитимии отрешения Таин святых», есть ещё другие «епитимии, во особливых каких добрых делах состоящие» (см. Дух. Регл., Прибавл. о прав. прич. цер., 14 п.; Кн. о долж., 106 §), которые на кающихся «налагает и определяет духовник, как-то: молитвы, милостыни, посты, путешествия ко святым местам, коленопреклонения и подобное, смотря по тому, что покажется приличнейшим по рассуждению духовника» (Прав. Исповедание, отв. на вопр. 113). Налагая в потребных случаях на кающихся эти епитимии, священник должен твёрдо помнить, что они суть не карательные, но исправительные средства, что они имеют своей целью не отмщение грешнику за грехи, не удовлетворение правде Божией, а духовное врачевание недугующего, искоренение в нём тех греховных привычек и склонностей, которые делают его недостойным сыном Церкви. Эту цель епитимий, этот характер их никогда не должен забывать православный священник, чтобы действовать правильно и целесообразно при наложении их на грешника (Кн. о долж., 106 §). Общие правила, какие можно установить в отношении к употреблению епитимий, суть следующие: 1) Кто не понимает своей болезни, открываемой только духовником (случается, иногда и о важнейших грехах не знают, что это грехи), на того нужно налагать епитимии для того, чтобы недугующий понял свой недуг и, по возможности, уврачевался.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Так как же смотреть на сообщение его? Преп. Феодор вместе с игуменом Платоном сам был на соборе и упорно высказался против восстановления в сане пресвитера Иосифа. Несмотря на это, последний был восстановлен. И это совершилось в угоду императору и под давлением его. Отцы собора, восстановив Иосифа, тем самым признали брак Константина VI с Феодотией законным. Таким образом, если делать выводы из определения, то их можно формулировать так, как формулировал преп. Феодор. Император требовал нарушить Божественный закон. Отцы в угоду ему нарушили. Выходит, что на императора законы не простираются, потому он их и свободно нарушает. Епископы, зная Божественные правила, сознательно нарушают их. Выходит, что они имеют власть над ними, как выражается преп. Феодор. Таким образом преп. Феодор из соборного определения сделал свои заключения, строго логические, и формулировал их в виде соборных постановлений. 167 Год смерти престарелого Платона не одинаково определяют. Сирмонд в своем введении к творениям преп. Феодора относит кончину Платона к 812 году. Но Преосвященный Сергий в своем «полном месяцеслове востока» пишет следующее: Платон из заточения возвращается в 811 году в Константинополь и умирает на 79 году жизни в 811 году в Лазарево воскресенье .. Болландисты кончину преп. Платона несправедливо полагают 813 года. По свидетельству Феодора Студита Платон, по возвращении из ссылки в 811 году, прожил еще три года; в 813 году Лазарево воскресение было 19 марта, что далеко от 4 и 5 го апреля (память Платона), а в 814 году оно было 8-го апреля и след. это день его кончины. (II. 98 стр. заметок). Но в более обширной редакции жития Феодора упоминается о смерти Платона и о погребении. События эти относятся ко времени царствования Михаила Рангабэ, след. только по 813-й год, ибо в этом году 10 июля воцарился Лев Армянин. Если верно показание автора жития, то кончина Платона последовала не позднее 813 года. Почему установлено праздновать память Платона 5-го апреля, сказать трудно. Читать далее Источник: Преподобный Феодор Студит и его время (759-826 гг.) : (Перепеч. из еженед. духов. журн. " Пастыр. собеседник " за 1895 г.)/Свящ. Василий Преображенский. - М. : Типо-литогр. Ермакова, 1896. - IV, 356 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

В наших рукописях памятник очень распространен, притом в разных редакциях. – О власти духовного отца над священником в древней греческой церкви см. у Суворова: К вопросу о тайной исповеди 2 , 71–72; Вопрос о Номоканоне Иоанна Постника , 95; Вероятный состав покаян. устава. Виз. Bp. 1902, 3–4, стр. 396–397 Ср. Павлов, Мнимые следы, 12. 391 Р. И. Б. VI, 1–15. «Глаголю же вы, чада Христовы, говорит священникам святитель, аще кому спакостить враг любодейством или утопил будет душу свою в мнозех гресех, и в пьяньстве, и в клятвах, да лишиться службы: недостоинство бо ереиско сводит гнев на люди. Мнози бо невегласи еврееви падшу повелевают служити, давше опитемью, строяще на ся муку бесконечную и сих слюще по дно адово. Различье бо паденью бывает; тем подобает великими вещми епископа докладывати, да разсудит по правилом апостольскым и отецкым: не мочио бо раздрешити, (еже) они связаша, ни связати, яже они связати не повелеша, но,после дующе сбором святым, вязати и раздрешати». 392 Р. И. Б. VI, 926. С этим совершенно согласна одна, по-видимому, русская статья не позднее XVI стол.: «Аще ли будет у тебя во сынех поп не достоин служити, и ты рцы ему: «останися, брате, служити» и запрети ему много. Аще ли не послушает тя, и ты постави на него свидетеля 1-го, ли 2, ли 3, да всяк глагол, станет истинен. Аще ли того не спослушает, и ты рцы к церкве (!), рекше, владыце Аще ли не поведаеши, то с ним осудишися». Цветник XVI в. Моск. Син. Б-ки 326 (687), л. 77 и об. 396 Котел. Номок., 295. Τος δ π χρας χα πλεις ερες μεταβαυτας, χ πλιυ ες πλιυ δριζομευ συστατιχ πολυτχια δειχυυται τυ πισχπωυ τυ χειροτουησυτωυ χα τυ πυευματιχυ ατρυ χα οτως δεχσϑωσαυ ες τυ ερυ χτς δ τοτου, πρσδεχτο εσιυ.В Соловец. Кормчей 1493 г., лл. 419 об.–420, статья читается так: «Иереи аще преидет от своего знаемства в иную землю или преидет в ин град или в весь, такового да не оставят служити, дóндеже слышать о нем, каковым житьем был в своем знаемстве, и киа ради вины бысть пришлец, и что сотворил есть, или да, принесет питак (т.е. письмо, послание) от епископа, освящшего и, или да исповесться отцу духовному, и тогда свидетельствует отец духовный о нем, аще достоин есть служити, и тако да служить». Ср. Заметки, § 40, б, 397 Р. И. Б. VI, 474. В юго-западной церкви кафедральный духовник исповедовал выходцев из польской Украйны, спасшихся от фанатизма латинского духовенства. Крыжановский, Очерки быта малор. духовенства. Руковод. для сел. пастыр., 1863, стр. 475.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

«Сочинение студента Ивана Орловского под заглавием: „Св. Григорий Богослов , как пастырь и учитель о пастырстве“ состоит из введения, написанного на 16 страницах, в котором он кратко характеризует св. Григория, как богослова, красноречивого проповедника, поэта; и затем переходит к характеристике его, как учителя о пастырстве, что составляет первую часть его труда, обнимающую 90 страниц. Эта часть состоит из двух глав; в первой он говорит словами Григория Богослова о необходимости пастырского служения в Церкви Христовой, Божественном его происхождении, о важности и высоком достоинстве, трудности его, ответственности сего служения пред Богом. Во второй главе рисуется автором идеал доброго пастыря: говорится о призвании к пастырскому служению, о внимательном приготовлении к принятию сего служения, о высоких умственных и нравственных качествах, о глубоком знании пастырем Свящ. Писания, об умении передавать людям Божественные истины и пр. Эту часть можно назвать кратким пастырским богословием, составленным по Григорию Богослову. Автор называет Григория Богослова первым пастырологом. Это не совсем справедливо: систематического изложения пастырских обязанностей в творениях св. Григория нет; изложение же пастырских обязанностей, добродетелей, которыми должен украшаться пастырь церкви, встречается не только в Новом Завете (пастырские послания св. Апостола Павла, учение о добром Пастыре в Св. Евангелии), но даже в Ветхом Завете. Вторая и последняя часть состоит из трёх глав: в 1 говорится о воспитании св. Григория в доме его родителей, о влиянии на него благочестивой его матери, о путешествии его для слушания лекций знаменитых учёных того времени в Каппадокии, Александрии, о пребывании его в Афинах, о дружбе его с Василием Великим . Во 2 главе говорится о подвижничестве св. Григория, любви к уединению; о самоотверженной любви его к Богу и ближнему, которая побудила его оставить пустыню и принять на себя высокий сан священства. В 3 главе описывается его пастыр- —158— ская деятельность в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но если пастыР. Х. чет делать дело Христово, если он служит не себе, не своему самолюбию или гщеславию, то все свое пастырское делание он должен отдать, как бы передать в руки Божии. И вот та молитва , с которою отец Иоанн заповедал мне начинать всякое дело, всякий разговор со страждущею, грешною душою: «Вопите, взывайте [со Господу, писал мне батюшка о. Иоанн: Господи, Сам действуй во мне, Сам говори, Сам просвещай ум мой, Сам воспламеняй сердце мое во вся дни и буди неотступен от меня» 624 . Протоиерею Михаилу Сибирцеву. Не позднее 20 октября 1907. Кронштадт Телеграмма Благодарю, маститый мой отец и учитель, за труд освящения подворского храма и здания 625 ; мир вашей святыне протопресвитерской. Сын и ученик ваш Протоиерей Иоанн Сергиев. Игумении Порфирии (Глинко). Не позднее 20 октября 1907. Кронштадт Телеграмма С радостию приветствую тебя и всех сестер с освящением храма и всего здания; радуйтесь и благодарите Бога за такое сокровище; по мне Бога молите 626 . Основатель подворья Протоиерей Иоанн Сергиев. Епископу Архангельскому и Холмогорскому Иоанникию (Казанскому). 9 ноября 1907. Кронштадт Телеграмма С вашего благословения пристрастного 627 начался иск с моего монастыря в три тысячи рублей в пользу получившего увечье сурского мальчика Мерзлого 628 . У меня его письмо. Он видит свою глупость и неосторожность и благодарит меня за высланные ему деньги в разное время 629 . Иск несправедливый. Ищет не изувеченный, а его отец – пьяница. Я судиться не хочу и следующие по иску деньги за исключением высланных калеке решаюсь добровольно жертвовать в пользу его и велю положить в банк для выдачи калеке процентов. Секретарю Никитину прикажите возвратить мне семьсот рублей, взятые им с Йгумении 630 . И Вы, Преосвященный, подайте в Окружной Суд заявление, что я без суда деньги плачу, хотя и не должен. Присяжный поверенный, раздувший дело, мой недоброжелатель 631 . Протоиерей Иоанн Сергиев. Епископу Архангельскому и Холмогорскому Иоанникию (Казанскому). 9 ноября 1907. Кронштадт

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Нимб окружен рельефным золотным шнуром. По контурам изображение обнизано жемчугом. По сторонам нимба серебряной пряденой нитью вышито имя: чю(до)творе(ц). На каймах той же голубой камки, обрамленных узкими полосами, шитыми серебром по «веревочке», так же рельефно серебром вязью шит тропарь святому: стлю и чюдотворцу тре(п) гас д т юности свое весь//самъ себе гви възложивъ в млтва(х) и тудх сти пост браз//бывъ добродтели гнюдкэе бгъ видвъ твое влгоизво//дение т и пастыр цркви устрпе(т) т(м) можа. Надпись (тропарь, глас 4) начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем левую и нижнюю. На первый двух каймах буквы направлены внутрь пелены, на других – наружу. Подкладка из красной тафты. Наверху к ней пришиты три петли из шнура. СОХРАННОСТЬ На кайме золотные нити секутся. Подкладка помята и загрязнена. ИКОНОГРАФИЯ Святитель представлен в традиционной позе служения, что связано с предназначением пелены. АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции пелены служат технологические особенности (отсутствие теневой разделки на лике при развитом золотом шитье); а также эпиграфические признаки: сравнительная немногочисленность титлов, ж с далеко отстоящими верхними и нижними разветвлениями, ч в виде чаши на высокой ножке, геометризация некоторых букв ( г, б, в ), утвердившаяся лигатура тс 445 . Черты лика несколько напоминают покров Анастасии Романовны (кат. 18), хотя здесь другие пропорции фигуры. ВЫСТАВКИ 1989–1990 Москва, 12; 1999 (2) Москва. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Описи Успенского собора 1876. Стб. 351, 454, 531, 724; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12258; Маясова 1985. С. 205; Маясова 1989 (2). С. 73. 21. ВОЗДУХ БОЛЬШОЙ (ПЛАЩАНИЦА) ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ Москва, мастерская княгини Евфросинии Старицкой, 1558. Кайма – литургическая надпись XIX в. Камка (XVI в., Италия), штоф, крашенина (XIX в., Россия), шелковые, пряденые серебряные и золотные нити; ткачество, шитье. 121х183. Вклад князя Владимира Андреевича и его матери Евфросинии Старицких в Иосифо-Волоколамский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Вот это-то учение, как говорят протестантские ученые, о «монархическом епископате» и служило в течение многих десятилетий поводом отрицать подлинность посланий, как будто затрагивающих церковное устройство уже конца II b. Нужно было выступить таким первоклассным ученым, как Функ, Гарнак, Лайтфут и Цан, чтобы защитить подлинность последних, относя их к царствованию Траяна (98-117 г.). Св. Поликарп Смирнский . Краткие, но достоверные сведения о св. Поликарпе дают св. Ириней и Евсевий Кесарийский. Ириней, бывши еще мальчиком, посещал в Малой Азии, в Смирне, проповеди престарелого епископа и слышал, как он рассказывал о своем общении с Иоанном (апостолом) и с другими, которые видели Господа, «как он приводил слова их и что он услышал от них о Господе, о Его чудесах и Его учении» ( Св. Ириней  — письмо к Флорину — у Евс. Ц. И. V, 20). В 155 г. престарелый Поликарп Смирнский посетил Рим, при папе Аниките (155-166 г.). Целью этого посещения было обличение гностиков, со всех сторон вселенной сошедшихся в Рим к середине II b., а также создание общей практики касательно праздника Пасхи и решение других вопросов. В первом деле Св. Поликарп значительно успел — воссоединил некоторых гностиков с «Церковью Божьей», по вопросу о праздновании Пасхи обе стороны остались при своем мнении; в общем, оба представителя Востока и Запада расстались в согласии и мире (Св. Ириней — против ерес. III, 3,4; Евс. V, 14, 20). Спустя какой-либо год по возвращении из Рима св. Поликарп закончил свой жизненный путь, будучи сожжен на костре/Мученичество Св. Поликарпа описано в послании Церкви Смирнской к Церкви Филиппийской или у Евсевия/, не позже 22 февр. 156 г. (Bardenhewer. Patrologie, s. 33). Послание к Филиппийцам . Св. Ириней приписывает св. Поликарпу отправление посланий к целым общинам, для укрепления их в вере, и отдельным лицам (у Евсевия V, 20). В другом месте св. Ириней замечает: «Но есть также одно назидательное (ικανωτατη) послание Поликарпа к Филиппийцам» (Ириней — против ерес. III, 3,4). Послание представляет собою ответ Филиппийцам, полный нравственных наставлений, с многочисленными цитатами из новозаветных писаний (Мф. Лк. Деян. Павл. послан, и пастыр., часто из I Петр. и др.). Поводом запроса послужила неверность одного пресвитера. В своем греческом оригинале послание сохранилось не все; полный текст его дает латинский перевод. Послание Поликарпа тесно связано с посланиями св. Игнатия и написано вскоре после них. Поэтому защита подлинности его неразрывно связана с ними.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Взять ли вопрос о значении проповеди, и этот вопрос у Златоуста решается совершенно иначе, чем как он решается у нас. Если для нас проповедь в ряду пастыр- —178— ских обязанностей занимает совершенно невидное место, то для Златоуста не так. По Златоусту, проповедь занимает первое место в ряду сложных пастырских обязанностей. По Златоусту проповедничество выше даже самого строения таин Божиих. Проповедь почти все в богослужении. Без проповеди не только богослужение, но и самые таинства утратят всякое значение для христианина. И разве мы не видим подобных примеров в настоящее время? Благодаря отсутствию умной и глубоко христианской проповеди, живого слова, в настоящее время для многих не только утратило значение богослужение, не только потеряли смысл величайшие и святейшие таинства, превратившись в какие-то как бы даже волшебства, но потеряло значение и самое даже христианство. Место Христа теперь заняли такие авторитеты и учителя, о которых «срамно есть и глаголати ». Не будем приводить других примеров, из которых было бы ясно, как мы должны перестроить и все прочие параграфы наших теперешних гомилетик. В качестве недостатков сочинения автора должно указать следующие. Не смотря на большие размеры свои, сочинение все-таки почти не касается обзора содержания проповедей св. Иоанна Златоуста . Увлекшись решением чисто теоретических вопросов гомилетики, автор почти не имел уже физической возможности заняться специально изучением содержания бесед св. отца. А между тем обзор этой стороны бессмертных творений Златоуста должен был бы занимать самое главное место в труде автора. Хотя автор и пользовался некоторыми иностранными пособиями (Пюш, Поль и др.), но в общем все-таки замечается отсутствие чисто научной постановки дела. А в серьезном сочинении, каким должно быть кандидатское сочинение это – большой пробел. Встречается у автора много лишних новоизобретенных гипотез, не только ничего не объясняющих, но еще и затрудняющих понимание различных сторон жизни и деятельности св. Златоуста.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010