В Вербное воскресение угасающий святитель совершил в последний раз божественную службу, преподал всем присутствующим задушевное наставление и, обращаясь к ученикам своим, сказал: «дети мои, поберегите меня до третьего дня». Этими словами он ясно и точно определил время своей кончины. Настал вторник страстной седмицы, а вместе с тем настали и последние минуты драгоценной, многоплодной жизни святителя. Воздев ослабевшие руки свои, он благоговейно и умиленно произнес: «Господи, в руце Твои предаю дух мой!» – и скончался. Это было 6 октября, 885 года. Проникнутые чувствами глубочайшей любви и высокого благоговения к великому учителю своему, священнослужители – из учеников св. Мефодия – устроили ему необычайно торжественное погребение; они пели над его гробом на трех языках: греческом, латинском и славянском, и тем самым показали, что закатившееся солнце светило не одному только миру славянскому, но также и греческому, и латинскому, – что св. Мефодий был учитель общемировой. Народ с глубокою скорбью, с рыданиями отдавал своему наставнику и отцу последнее целование. Тело св. Мефодия было погребено по левую сторону алтаря соборного храма Пресв. Богородицы в моравской столице, Велеграде. (Извлеч. в сокращ. из книги «Пастырское назидание» изд. журн. «Пастыр. собеседн.»). 2. Значение церковно-славянского языка Церковно славянский язык, как язык первичный, имеет высокие преимущества и неоспоримые достоинства, которые одни достаточны, чтобы оставить у нас исключительно за ним значение языка богослужебного. Изобретенный св. богомудрыми Кириллом и Мефодием, церковнославянский язык наш отличается особенною силою и выразительностью, благозвучием и торжественностью, и в этом отношении он вполне гармонирует с выражаемыми на нем святыми, высокими истинами нашего православия и св. веры Христовой. И в то же время этот родной наш язык вполне понятен всякому истинному сыну св. православной нашей веры и церкви. Не даром обороты славянской речи приятны нашему слуху, а благоразумное, в меру и к месту, употребление их считается у нас одним из признаков возвышенного слога. Не даром народ наш, верующий в простоте своего доброго сердца и тем же сердцем иногда угадывающий, где истина, так любит церковно-славянский язык наш и даже самые буквы славянские.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В 30 день того же октовриа по изволению государыни царицы тло святаго Димитриа из домовой той Спасовой церкви с подобающею церемониею пренесено в соборную церковь . И по повелнию ея отправлена вторично по нём панихида. Посем вскор благочестивйшая государыня царица с благоврными царевнами и с протчими, при ней бывшими, изволи л. 23 об. обратный путь восприяти из Ростова в царствующий град Москву. Егда же Духовная сего святителя, писанная собственною его рукою, послана из Ростова в Москву в Монастырский приказ, тогда по написанному в оной его завщанию, или паче рещи, по его прошению, еже бы по преставлении погрести тло его в монастыр святаго Иакова епископа, ростовскаго чудотворца, во угл церковном, идже сам назнаменова, прислан из Монастырскаго приказа в Ростов указ, которым повелно точно, якоже в Духовной той написано, в Иаковлевском монастыр, в соборной Зачатия Пресвятая Богородицы церкви, на правой стране во угл, выкопав могилу, выслать оную камнем, и гробницу сдлать каменную же, и погребению предати. Однако по тому указу, неизвстно чего ради, не исполнено: могила камнем не выслана, и гробница каменная не сдлана, а сдлан только обруб деревянный, который от сырости скоро изгни, якоже о том пространне в представленном Святйшему Правительствующему Синоду доношении о обртении мощей сего святителя извствуется. Егда же прииде в Ростов ради погребения святаго Димитриа в месяц ноемврии преосвященный Стефан, митрополит рязанский и муромский, прямо вшед в соборную церковь , много над тлом сего угодника плакал и приказал казначею иеромонаху Филарету л. 24 приуготовляти все к погребению принадлежащее в Иаковлевском монастыр. Тогда якоже власти монастырей ростовских, тако и соборныя священники и многие из граждан, пришедше к преосвященному Стефану, просиша его, дабы благоволил погребению предати тло сего святителя в соборной ростовской церкви близ покойнаго Иоасафа митрополита, идже вси прежде бывший ростовские архиереи погребены: точию преосвященный Стефан по тому их прошению учинити не соизволи и просителям сказа: «Понеже при самом ещё на ростовский престол вступлении быв перве преосвященный Димитрий в Иаковлевском монастыр, сам избра к погребению себ мсто, како же мн сие премнити?» И тако в назначенный к погребению день, собравшымся духовным властем и всм священно и церковнослужителям в соборную церковь , соверши преосвященный Стефан божественную литургию. По окончании же оныя отправлено им же со всм освященным собором над тлом святаго Димитриа надгробное пние, на котором сам преосвященный говорил к народу приличное сему печальному дйствию надгробное слово. Таже по завщанию сего угодника оное святое его тло из собора с подобающим благочинием, с кандилы и псалмопнием, предшествующу всему священному клиру, сопровождающу же множеству народа и горестная стенания о пастыр и учител

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Итак, необходимость пастырей, как учителей веры, столь ощутительна, что без них невозможно было бы ни распространение, ни сохранение веры, по порядку, Самим Богом установленному. Но поскольку Церковь воинствующая должна, по предсказанию Спасителя, существовать до конца непоколебимою со стороны врагов; то пастырское учительство должно сохраниться до сего последнего предела. Если бы случилось, что это учительство совсем оскудело или бы прекратилось на несколько времени, то такая утрата повлекла бы за собою самые пагубные последствия и была бы ясным знаком гнева или мщения небесного. Пророк Азария, некогда угрожая несчастьем дому Иудову и Вениаминову, сказал только, что «многи дни будут во Израили без Бога истиннаго, и без священника учащаго, и без закона». Ключ к уразумению этих слов заключается в книге Притчей, где (29:18) говорится, что когда прекращается видение (prophetia, publicum verbi ministerium), тогда народ обнажается. Т.е. когда бывает недостаток в пастырях Церкви, тогда познание о Боге затмевается, неповиновение Богу и закону усиливается повсюду, всякое добро бывает далеко от человеческого сердца, и общество церковное рассыпается подобно «овцам, неимущим пастыря». Иначе и быть не может, когда вспомним, что Сам Бог так устроил, чтобы «устне иереа сохраняли разум и все взыскали закона от уст его». Но напрасно думают лже- —535— умствующие, что в этом отношении может заменить пастыря каждый член общества верующих. Они указывают на пример церкви первенствующей, где право проповедания и назидания других предоставляемо было даже и женщинам. Но подобные опыты, изъясняясь исторически, отнюдь не исключают необходимости преемственного пастыр. проповедничества. Во времена Апостольские не каждый без разбору мог учить, но тот, кто имел, по апостолу, или поучение, или язык, или откровение, или истолкование (14, 26). Явление Духа тогда обильно преподавалось, но не всем всякое, а одному – одно, другому – иное; потому апостол и спрашивает: «еда вси апостоли, еда вси пророцы, еда вси учители, еда вси силы?» Тогда Дух Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При всем этом важно отметить, что отвергнутая русским правительством грамота патриарха Дионисия содержала все ту же старую византийскую идею о сохранении единства Русской Церкви безотносительно текущей политической ситуации: «А имели бы есте одну Церков а одного митрополита, а про тож ся есте приложили к нему в едность, аж бы была одна Церков, а в ней один пастыр… Про тож годность, только бы тот один был митрополит истинный правый на всей Русской земли подлуг старого обычая и звычая русского. Не подобно бо есть, абы старый обычай и звычай изламан был старый». Из текста грамоты свт. Дионисия ясно следует, что Константинопольская Церковь не предполагала, что с принятием Григория Болгарина в церковное общение бывшая Русская митрополия будет разделена на Киевскую и Московскую части — наоборот, она продолжала настаивать на сохранении «старого обычая и звычая» в том, что касается единства и неделимости митрополии всея Руси. Подчинение Русской Церкви Григорию Болгарину в грамоте аргументировалось якобы нелегитимностью митрополитов в Москве: «…тых всих великая зборная наша святая церков не имает, а ни дръжит, а ни именует за митрополитов», но отсюда неминуемо следует вывод, что с признанием статуса Московского митрополита (или патриарха) именно он и должен был бы восприниматься Константинополем как «один… митрополит истинный правый на всей Русской земли». Поэтому последовавшее в XVI веке бесспорное признание легитимности митрополитов Московских и всея Руси со стороны Константинопольского Патриархата имплицитно предполагало и признание их власти над Церковью всей Русской земли, а не только лишь над епархиями, находящимися на территории, политически контролируемой русским правительством. События 1430-х — 1460-х годов: выводы. В результате одновременного отпадения в унию византийского императора, Константинопольского патриарха и присланного из Константинополя митрополита всея Руси Исидора, ставшего католическим кардиналом, в Русской Церкви образовался беспрецедентный церковно-канонический вакуум.

http://pravoslavie.ru/116071.html

Апостол заклинает не вступать в словопрения с еретиками, потому что «слово их, как рак, будет распространяться» ( 2Тим.2:14–17 ; в слав. переводе «как гангрена»). Как избавиться от раковой опухоли можно только одним способом – отрезать больную часть от здорового организма, так и от еретиков надо удаляться. Таковы Именей и Филит, отрицавшие воскресение мертвых и загробную жизнь. Воскресение мертвых они понимали только в духовном смысле, как возрождение в крещении ( 2Тим.2:17–18 ) (таковы все разновидности гностиков). Тимофей должен знать, что Церковь в земных своих условиях не свободна от неверных членов. Сравнивая Церковь с большим домом, Апостол говорит, что в нем есть сосуды разного достоинства: золотые, серебряные и деревянные ( 2Тим.2:20 ). В зависимости от достоинства они и поставляются в ту или иную честь. Но от самого человека зависит, какое достоинство он себе уготовляет, ибо оно зависит от чистоты его сердца и верности пред Богом ( 2Тим.2:21 ). Апостол предостерегает Тимофея, как еще молодого епископа, удаляться увлечений, свойственных юношам, а, наоборот, стремиться к вере, правде, любви и миру, быть со всеми приветливым, учительным, незлобивым, кротко полагаясь на Бога, не обратит ли Он к покаянию наставляемых ( 2Тим.2:23–26 ). 3. О последних тяжких временах (2Тим.3:1–4, 5) а) Испорченность нравов последнего времени ( 2Тим.3:1–9 ) Апостол изображает Тимофею картину духовно-нравственного разложения мира в будущем, «в последние дни» ( 2Тим.3:1 ), т. е. не столько перед вторым пришествием Христовым, сколько вообще в последующее время, чтобы этим дать ему возможность уже теперь знать, к чему ведут появившиеся среди его паствы пороки. «Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны» ( 2Тим.3:2 ). На первом месте среди зол будущего Апостол поставил самолюбие. Действительно «корень и источник всех зол, от которого все они происходят, – чрезмерное самолюбие» (св. И. Златоуст) (по еп. Феофану, Толков. пастыр. посл. св. ап. Павла, стр. 580), а главнейший отросток от этого худого корня есть сребролюбие, т. е. такое стяжание богатства, которое преобладает над милосердием и состраданием к другим людям и делает человека скупым, жадным, скрягой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

13). Но если таково было действие ветхозаветного помазания, то может ли быть сомнение в том, что в христианском таинстве миропомазания, совершаемом над Боговенчанным Государем, подается сугубая благодать, умудряющая и укрепляющая Его на предлежащий Ему подвиг царского служения? Нет и быть не может сомнения, что именно здесь, чрез это таинственное помазание, наследственно-законный Государь наш становится помазанником Божиим; Особа Его становится священною и неприкосновенною; власть – безусловною, неограниченною, самодержавною. Легко понять, сколько светлых мыслей и отрадных чувств способно возбудить в душе православного человека это священное действие, внушающее ему, что судьбы отечества вверяются промыслом Божиим не слабым силам человеческим, а всесильным благодатным дарованиям Духа Святаго, источника и подателя всех благ. Понятно само собою и то, какие обязанности налагает на нас это священнодействие, как относительно Особы Государя, так и относителъно власти Его. Если Государь помазанник Божий, то мы обязаны благоговеть пред священной Особой Его, как пред орудием и посредником божественного мироправления. «Не прикасайтеся к помазанным Моим», говорить Господь; «касаяйся Царя, касается зеницы ока Господня», говорит пророк ( Захар. 11, 8 ). Если деятельность Государя совершается под водительством благодати Духа Святаго, то мы обязаны повиноваться воле Государя безусловно, помня, что «противляяйся власти» Его, «Божию повелению противляется» ( Римл. 13, 2 ). III. Таково, братие, значение воспоминаемого ныне священного торжества! Так много возвышеннаго, светлаго, отраднаго, трогательного и назидательного внушает оно чувству православнаго, русского человека. Принесем же от всего сердца благодарение Господу за то, что Он призвал нас к бытию в лоне православной церкви, благоволил нам быть членами великого народа русского и удостоил быть верноподданными Благочестивейшего Государя нашего. – А за тем, направим все внимание, все усилия нашей воли на то, чтобы, по слову апостола, «ходити достойно» нашего «звания» (Ефес. гл. 4, ст. 1-й). (Извл. из журн. «Пастыр. Собесед.»). Читать далее Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т./Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897./Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

625) Чин и последование литургии иаковитов (ап. Иакова) в брошюре «Современный быт иаковитов, христиан инославных», и их литургия, соч. еписк. Софонии. Одесса, 1866, 8 , 136 стр. Из Странн. 1863, июль и август (рец. в Книжн. Вест. 1866, книги 1183). 626) Восточные христианские общества. Краткий очерки их минувшей судьбы и нынешнего состояния. Опыт историко-статистический. Армяно-грегориане. Несториане. Яковиты. Копты. Абиссинцы. Римские униаты. Соч. свящ. Л. Петрова. Спб. 1869, 8 , 5 и 97 стр. и 1 карта (Христ. Чт. 1869, стр. 140–143; Церк. Летоп. 1869, стр. 87–95). 627) О несогласии церкви армянской с вселенскою православною, пер. с греч. Софонии, еписк. новомиргор., Одесса 1867, 8 , 122. Из Херс. Епарх. Вед. 1867. 628) Историческое обозрение литургии армянской церкви, Руков. для сельск. пастырей, 1866, т. III, 296, 400, 449. 629) Абиссинцы, их церковь и религиозные обряды, Воскр. Чтен. XXVII, Труды К. Д. Акад. 1866, 4, 5, 7 и 8, еписк. Порфирия, стр. 305–345, 556–605, 2–33, 142–168, 384–415. 630) Копты и церковь их, Воскр. Чт. XXVII, кн. 1, стр. 500 (о них же см. книгу архим. Порфирия «Вероучение, богослужение, чиноположение и правила богослужения египетских христиан», Спб. 1856. Рец. в Отеч. Зап. 1857, т. CXIII, отд. 2, стр. 127–130. 631) Коптские монастыри. Из путешествия Роба Курзона по Востоку (около 1837 г.), Сев. Обозр. 1849, дек. Смесь, стр. 885–904 (см. здесь же 632) Вести с Востока (миссионеры протестантские и римско-католические), Руков. для сельск. пастыр. 1865, II, 316. 633) Миссионерские заметки из св. земли: а) иерусалимский патриархат; б) латино-католический приход; в) латинская семинария; г) новые миссионерские станции; д) учебные и благотворительные заведения; е) воспитательный дом для бедных мальчиков; ж) римско-католические общества в Иерусалиме; з) австрийский поклоннический дом; и) Церковь св. Анны; к) римско-католические греки и армяне; л) греческая православная церковь ; м) несоединенные армяне; н) копты, сирияне и абиссинцы в Иерусалиме; о) Россия при Гробе Искупителя; п) протестанты в Иерусалиме. Перевод брошюры д-ра Германа Цшокке и Альберта фон-Германна, Дух. Бес. 1867, т. I, стр. 33, 68 и 87, статья архим. Антонина. Есть отд. оттиски, 8 , 42 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

422 Учит. еванг. нед. 2, слово 23, л. 131. Под именем учительного или воскресного толкового евангелия разумеется древнейший сборник поучений на все воскресные дни года, а также на важнейшие праздники и дни святых. Объяснения составлены, главным образом, на основании св. Златоуста, а отчасти и Феофилакта Болгарского (см. в послесловии). Собрание этих поучений принадлежит константинопольскому патриарху Филофею (см. в опис. рук. Синод. библ. на славянский язык переведено в 1407 г. (в опис. рук. Син. библ. II, 2, стр. 667); напечатано в первый раз в Заблудове в 1569 г. в Москве имело три до–никоновских издания – в 1629, 1637 и 1652 гг. (см. у Каратаева, Роспись слав. книг). 425 Толков, блаж. Феодорита на прор. Даниила гл. 7 и 12, Толков. апостол, л. 659. Кирилл. кн. л. 48 об. и 52 об. Толковый апокал. Андрея Кесарийского сл. 11, стр. 55, сл. 12, стр. 59 по киевскому изданию 1625 г. Больш. катех. л. 102. 430 Великим Соборником именуется книга, заключающая собрание слов и поучений разных церковных учителей на дни триодные, начиная с недели мытаря и фарисея и кончая пятидесятницею. Соборник напечатан при патр. Иосифе, в 1647 году. 434 6-го всел. соб. прав. 19–е. «Жилы и источники и сосуды церковные, толкуют безпоповцы, писание именует епископы и учители, а подручники их священники и диаконы» (о скрыт. свящ. пастыр. л. 3). Но где писание именует, они указать не могут. Но если бы и нашлось где-нибудь подобное уподобительное выражение; то переносить оное с одного места на другое, как мы уже показывали, не следует. Кир. кн. л. 401 об. 437 Это Феодоритово толкование находится в древней рукописи Соловецкой библиотеки 694, заключающей сводное толкование на пророков. По кат. Акад. библ. 802, л. 108 об. Также см. в Patrol. cursus compl. t. LXXXI, 223. 440 Толкование блаж. Феофилакта на пророков в русском переводе еще нет, см. в Patrol, cursus compl. т. CXXVI, стр. 802. 442 Оно было издано во французском город Реймсе ученым Марквардом Гудием и издано в Париже на одном греческом языке в 1660 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Совсем другое дело «Слово похвальное». Автор этого текста очень любит использовать пятеричные конструкции, причем реализует их по-разному – в виде чередования или цепочек (строго упорядоченный параллелизм), либо однотипных синтаксических членов, либо лексем-эпитетов, либо лексико-синтаксических повторов: « Радости бо есть день и веселиа,/1/егда мужь праведен и преподоби конець жития въсприметь,/2/егда покой трудов своих узрит,/3/егда, печал оставя, на веселие грядеть,/4/егда, землю оставив и земная вся, и на небеса идет,/5/егда, человекы оставль, и с аггелы водворяется и Бога зрети сподобляется. В сий убо день отец и учитель нашь, пастыр же и наставник, преставися в вечный живот,/1/дивный в святителех,/2/священнейший Петр,/3/прежний святильник,/4/трудоположник же и/5/чудотворець земли Русьстей:/1/Петр добля благочестиа ветвь,/2/Петр Апостольский ревнитьль,/3/Петр церковное утвръждение,/4/Петр еретический обличитель,/5/Петр благоверия проповедник». 396 «/1/О прехвалная връсто!/2/О добраа супруга!/3/О блаженое съчьтание!/4/О святое порождение!/5/О честнаго корене святая отрасль! Блажени есте и преблажени сподобльшеися быти таковому отроку родителие». 397 «Съй же блаженый Петр ни единого, ни двою понесе тяготу, но всея братии службу приимаше./1/Видели тръпения стлъп,/2/видели скровище духовное,/3/видели трудоположнику велика,/4/видели твердаго адаманта,/5/видели пустынное въспитание въистинну убо Богу прославляющу своего угодника и крепость толику подавающу!». 398 «Се нам/1/апостол и проповедник, се нам/2/пастырь и учитель, се нам/3/вождь и правитель, се нам/4/стена и ограждение,/5/похвала наша великаа и дръзновение наше к Богу». 399 Для небольшого произведения, каким является «Слово похвальное», указанные пятеричные конструкции – слишком часто и заметно повторяющийся литературный прием. Очевидно, он не только сознательно использовался, но и с каким-то смыслом, прагматично. И право, смысл этот определяется символическим значением числа 5 – его сопряженностью с верой в свершившееся через посредство Сына Божия воссоединение человечества и Творца и в таинственно совершающееся во Святой Евхаристии и Причастии через посредство священнослужителей единение лично каждого христианина со Спасителем Иисусом Христом. 400 Размышляя о лучшем в Русской Церкви священнослужителе и первоиерархе, предызбранном Слуге Божии, митрополит Киприан в тех пассажах, которые абстрактно выражали присущую жизни святителя Петра идею служения и посредничества во имя Святого Единения, естественно, опирался на пятеричные структуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец, после 17 лет тяжкой борьбы и чрезвычайных подвигов покаяния, настал вожделенный покой: в душе ее водворился благодатный мир, прежняя греховная жизнь была искуплена, и в течение 30 лет в уединении и безмолвии, в постоянных . молитвах, посте и богомыслии совершается ее восхождение на высоту добродетели, ведется ангелоподобная жизнь. За год до ее преставления, с нею, по воле Божией, встретился в пустыне подвижник старец Зосима. По просьбе ее чрез год он снова пришел в пустыню, чтобы напутствовать святую в жизнь загробную причащением св. тайн. Из жизни и примера препод. Марии египетской убедимся в крайнем милосердии Божием к грешнику кающемуся, а также и в неосновательности и ложности всех наших рассуждений о закоренелости и непобедимости страстей и привычек, постоянно приводимых нами в оправдание своих грехов! Нет! «Не уклони, Господи, сердца наши в словеса лукавствия не пщевати вины о гресех» на лукавые слова приискивать извинения грехам своим! Без борьбы, без труда, без лишений, конечно, не одержать победы... Напротив, при них и пламенной молитве к Богу о помощи и милости, всякий закоренелый грех, всякая дурная привычка могут быть искоренены, всякая сильная и бурная страсть может быть побеждена. Только каждый постоянно и тщательно наблюдай за собою, во время останавливай себя от всего худого и порочного, всегда мужественно борись со страстями и искушениями и усердно молись, и пойдешь по пути добродетели и благочестия, чего, молитвами преподобной Марии египтяныни, да сподобит всех нас Милосердый Господь и Спаситель наш Иисус Христос! (Из «Христ. бес.», прилож. к «Пастыр. собесед.»). Неделя ваий или цветоносная (6-я великого поста) Еванг. от Ин. зач. 41-е, гл. XII, 1 – 18 ст. 1. Евангельское повествование о торжественном входе Господа в Иерусалим, с изъяснением значения ваий и свеч при богослужении в этот день Прежде шести дней Пасхи, говорит евангелист, прииде Иисус в Вифанию. Вифания – селение, отстоявшее от Иерусалима на полчаса пути. Там жило благочестивое семейство Марфы, Марии и брата их Лазаря, которого Иисус незадолго пред тем воскресил из мертвых, уже четыре дня лежавшего во гробе. Поэтому евангелист и присовокупляет: идеже бе Лазарь умерый, его же воскреси от мертвых. Там приготовили Ему ужин. И Марфа служаше. Лазарь же един бе от возлежащих. Он был теперь предметом общего внимания, как гость этой жизни, недавно всесильным словом Господа Иисуса возвращенный из области мертвых. По этому вниманию к Лазарю и евангелист о нем упоминает, как о возлежавшем с Иисусом, не упомянув ни о ком другом из возлежащих (Евсевий еписк. могилевский).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010