Гора Почаевская, стр. 9 – 10. Житие блажен. Иова, по печатному изданию, стр. 10 на обор. Нельзя при этом не заметить, что по повествованию «Горы Почаевской», равно как и Przeslawney gory (стр. 22 – 24), во время збаражской войны являлась одна только Пресвятая Богородица; но это объясняется тем, что униаты не имели формального позволения от высших властей признавать преподобного Иова святым, а потому не могли говорить оффициально и о его чудотворениях, особенно в печати. Впрочем есть другие документы, где базилиане почаевские так же как и православные признают явление преподобного Иова наравне с явлением Божией Матери. Так они признают сие в Xiegie Cudow: «Когда же начата акафист пети, кондак первый: Взбранной Воеводе... тогда Пречистая Дева Богородица с небесными ангелы, имеющими обнажении мечи в воинских одеждах, и со блаженным Иовом, край ея предстоящим, в светлой одежде верху церкви великия является». (В Истории Чудотворн. Иконы Почаевской, стр. 10). И в другом месте: «инии луки напрягоша, хотя язвити воинов небесных и черноризца (иже бяше Иов Железо) стрелы, пущении на них вспяте возвращахуся» (там же, стр. 10 на обор.). Сравн. также в Xiegie Cudow, в житии пр. Иова стр. 9 – 10. Кроме сего в начале XVIII века в Почаеве была издана униатами в большой лист печатная картина, представляющая изображение войны збаражской; на этой картине не только изображен преподобный Иов, молящийся вверху троицкой церкви, пред ликом Божией Матери, но и приложена подпись, объясняющая это явление, следующего содержания: «Ти lliumen Zelezo do swei monarchini «Spieszi za viktoryia, uklon nizky czyni». (Здесь Игумен Железо спешит к своей Монархине за победою, творя ей низкий поклон). В народной памяти это событие увековечено особою песнею, которую и доселе распевают в Почаеве и по всей Волыни калеки бандуристы. Замечательно также, что эта песнь целиком отпечатана в Przeslawn. gorze (См. последние страницы в оной без означения счета листов). Подобную же песнь можно читать также в сборнике малороссийских песен Г. Лысенка 1868 г. (Лейпциг – Петербург), которая начинается словами: Ой зийшла зоря вечировая, Над Почаевом стала... только в песне этой не совсем правильно записано, будто Отец Зализо з келп выйшло, Слизаки умливае: «Ой рятуй, рятуй Божая Матирь, «Мнастырь загибае...“ Мы тоже слышали эту песнь на Волыни, но там вместо: Отец Зализо з келии вийшло .. поется: Отец Зализо из неба выйшов, и т. д. Кроме этого в Почаеве и доселе живут мещане, по фамилии Турченюки, по преданию, именно потомки тех турок, которые в 1675 году приняли православную веру, пораженные явлением Богоматери и преп Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Ермогена, 27) преп. Стефана новаго, 28) преп. Сергия Радонежского 29) преп. Симеона чудотворца Печерского, 30) преп. Илии Муромского, 31) преп. Артемия Веркольского, 32) св. Стефана Пермского; 33) св. муч. Иустина ?? 34) Моисея Угрина, 35) Павла Печерского, 36) Исаакия, Григория, Онуфрия, Димитрия Печерских; 37) муч. Евстратия, Ореста, 38) Варлаама Хутынского 39) Иоанна архиеп. Новгородского, 40) Михаила князя Тверского, 41) Аврамия, Леонтия, Игнатия, Исаии еписк. Ростовских; 42) Никандра Пустынника, 43) Ярославских князей: Романа, Феодора, Константина, Давида, 44) Марка ?? бокопателя, Арсения трудолюбивого, Анатолия, Пимена, Акакия диакона и нескольких неизвестных святых. Кроме того в ковчег вложены: камни с гроба Господня и горы Елеонской; песок с горы Голгофы и от св. вертепа. Устроен ковчег игуменьей Дионисией в 1860 году, в память рабы Божией Магдалины, урожденной баронессы фон-Раден, проживавшей на богомолье в Успенском монастыре. d) Образ иконописный Успения Божией Матери, в миру чудотворн?? киевского, в сребропозлащенной ризе, новейшей изящной чеканки, 84 проб?? хитон на Спасителе, одежда души и Божией Матери без позолоты весьма тонкой сквозной резьбы; венцы из мелких страз, весу в ризе 1 фунт 72 зол.; пожертвован образ в 1854 году, высокопреосвященным Никанором митрополитом новгородским и с.-петербургским. e) Образ Успения Божией Матери старинной иконописи, мерой 1 аршин длины и 15 вершк. ширины; по краям его сребропозлащенный оклад весом 2 фунта 18 зол. f) Иконописный образ Коневской Божией Матери в сребропозлащенной ризе 84 пробы, новой изящной чеканки, весом 1 фунт. 60 зол.; риза украшена каменьями; из них: 1) тринадцать бриллиантов и несколько ро??: 2) один изумруд; 3) один сердолик; 4) восемнадцать гранат; 5) тридцать шесть страз. Пожертвован в 1854 году послушницей сего монастыря Анной Булатовой. По показанию пожертвовавшей ценность ризы простиравшейся до тысячи рублей серебром. g) Живописный образ Казанской Божией Матери, в миру чудотворная в серебряной ризе 84 пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Всех спокойнее был благочестивый царь, надеявшийся на заступление Царицы небесной, пред Донским образом Которой он молился день и ночь. «Будь покоен, завтра не будет хана», сказал благочестивый государь одному боярину, который высказывал опасение за исход битвы. И на следующее утро, 5-го июля, действительно хана уже не было под стенами Москвы. Обманутые какою-то ложною вестью, будто к москвичам прибыло сильное войско и будто русские на утро собираются сделать сильное нападение, татары ночью бежали и так поспешно, что побросали и обозы и оружие. Благочестивый государь и православный народ справедливо приписали свое спасение единственно заступлению Царицы небесной, явленному чрез Ея чудотворн. Донскую икону. В благодарную память о спасении, в том же году государь велел положить основание монастырю на том месте, на котором в его походном храме стоял Донской образ Божией Матери, и велел наименовать этот монастырь Донским. В монастыре был устроен каменный храм и в него была перенесена Донская икона Богоматери. Собором святителей русских установлено было и ежегодное празднование 19-го августа в честь Донския иконы Божией Матери, «бывшего ради милосердия от святыя Ея иконы». Это празднование совершается в Москве и доныне очень торжественно и обыкновенно сопровождается крестным ходом из Успенского собора в Донской монастырь. II. Чему поучает нас нынешний праздник в честь Донской иконы Божией Матери? а) Тому, во-первых, чтобы никогда не терять веры ко спасению отечества, каким бы искушениям и бедствиям судьбам Всевышняго ни угодно было подвергнуть его. Премудрость Божия любит народы, ей угодные, равно как и людей, ей любезных, искушать бедствиями, дабы тем более очистить, укрепить и возвысить их. Народ российский, как показывает история его, есть один из таковых народов. Сколько раз приближался он, по-видимому, к концу своего существования, и всегда воскресал со славою! И всегда, при сем воскресении, являлись с своим заступлением, как ангелы Божии, святые чудотворцы российские; являлась – Сама Матерь Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И после старца Герасима тот черный поп сшел; и тогда же призвал в тот м-рь вкладчик дьяк Ив. Ломякин Михаилова города вдового попа Спасского». В 1669 г. в него переведены иноки Высоцкого м-ря. При упразднении братия переведена в Рязан. Троицкий м-рь. “Ист. Росс. Иер.», V, 346; Воздвиженский, “Ист. обозр. Рязан. епар.», 84, 135, 332; “Рязан. губ. в.», 1855 г., 10 (игумен Мефодий), 43 (быв. м-ри); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 439, 24; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 148 (в 1744 г. имел 83 душ. крест.). 1019. Новоспасский или Спас на Новом, а также Новинский – Спасо – Преображенский, мужской, ставропигиальный, 1-го класса (с 1764 г.), в Москве, на Таганке, на левом берегу р. Москвы. Основан Вел. кн. Иваном Васильевичем, который перевел сюда иноков монастыря Спасского на Бору. Под 1491 г. сказано: «Тое же весны, повелением Вел. князя, архим. Спаскый Афанасий заложил церк. кам. на Новом Преображения», а в 1497 г. «священа бысть цер. кам. Преобр. в м-ри на Новом, при архим. Афанасии Щедрого». Здесь находится чудотворн. Нерукотворенный Образ Христа Спасителя, принесенный из Вятки в Москву в 1647 г. и поставленный первоначально в Успенском соборе, но потом перенесенный сюда. При встрече иконы воспоследовал указ, которым Флоровские ворота в Кремле именовать Спасскими и все проходящие через эти ворота обязаны снимать шапки. “Краткое истор. опис. Москов. ставропиг. 1-классного Новоспасс. мон. из разных истор., церковн. и граждан., печатных и рукописн. книг и документов, по время правления оным монаст. архим. Иакинфа Карпинского», Москва, 1802 г; “Опис. состоящего в Москов. ставропиг. Новоспасс. мон. храма Знамения Пресв. Богородицы, тщанием и иждивением Двора Его И. В. обер-камергера, сенатора и кавалера Н. П. Шереметева, на гробах знаменитых особ, предков и родителей его воздвигнутого, с сообщением надгробных надписей», Москва, 1803 г.; “Краткое опис. ставропиг. Новоспасского мон., почерпнутое из истор. опис. сего монастыря, напечатанного в Москве 1807, 1810, 1811 и 1813 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

31 Надобно заметять, что прежний иконостас в этом храме, по преданию, пожертвованный бывшим обер прокурором Свят. Синода, Кн. А. Н. Голицыным, был устроен из одного сияния, или золотых лучей, исходящих от иконы Воскресения Христова, помещавшейся в верхней чати иконостаса. Очень жаль, что этот иконостас, производивший сильное впечатление на молящихся, изменен в своем рисунке. 33 Когда подлинныя иконы оберутся в крестные ходы, тогда эти списки вставляются в места, где стоят чудотворныя иконы. 34 Когда подлинныя иконы оберутся в крестные ходы, тогда эти списки вставляются в места, где стоят чудотворныя иконы. 36 Цировать – значит на металле, камне, дереве и проч. резцем начертывать какия нибудь фигуры для изображения. 39 См. копия главной описи 1853 г. стр. 5–9. С вероятностию можно предположить, что в числе упомянутых сокровищ не мало таких, кои были присланы для Казанской чудотворной иконы Божией матери царем Феодором Иоановичем. 40 Во Временнике 1853 г. кн. 17. в Нов. Летописце, гл. 158 и 163, прямо сказано об иконе, бывшей у Пожарского: списанная с той, яже тамо явися. 41 Дни Богослужения прав. каф. церкви, протоиер. Гр. Дебольского, кн. 1, стр. 153. Спб. 1858 г. Древн Вивлиоф. VIII, стр. 148 ид. Акты археогр. эkcneдuц.IV, 61. 42 Рыбушкин, Краткая История г. Казани ч. 1, стр. 99; Заволжский Муравей 1832 г. 16 стр. 904–905. 53 См. Правосл. Собеседник 1858 г. III. стр. 391–412. Краткое историч. сказание о чудотворн. иконах Казанской, Седмиозерной (Смоленской), (Грузинской) Ранеской и Мироносицкой. Москва 1849 г. стр. 3–15. 55 Сравн. Настольный Словарь Толля 1863 г. т. II. стр. 334. Журнал «Нива» 1877 г. 44. «Казанский Собор в С.-Петербурге» и за 1878 г. 40. «Город Казань». 56 Капитан Джон Перри, составитель соченения о состоянии России при Петре I, поступил на русскую службу в 1688 г. 58 Чтения в Имп. 06. ист. и древностей российоких при Моск. Унив. 1871 г. апрель-июнь кн. Москва, стр. 113–114. 59 Прав. Собес. 1866 г. ч. I, стр. 233–235. Казанск. история, соч. Баженова, Казань, 1847 г. ч. II стр. 30.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

О Пречистая Богомати, Всецарице! Услыши многоболезненное воздыхание наше пред чудотворною иконою Твоею, из удела Афонского в Россию пренесенною, призри на чад Твоих, неисцельными недуги страждущих, ко святому образу Твоему с верою припадающих! Якоже птица крилома покрывает птенцы своя, тако и Ты ныне, присно жива сущи, покрый нас Веру,Александра, Наталью, Ольгу, Анну,Иоанна, Константина многоцелебным Твоим омофором.Простри руце Твои, исполненныя исцеления и врачбы, Радосте скорбящих, в печалех Утешение, да чудотворную помощь скоро получивше, прославляем Живоначальную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. Наталья 2015/10/24, 20:01:25 Пресвятая Богородица, спаси нас!!! Не оставь нас, грех наших ради. Прости нас!!! Моли Бога о нас!!! р.Б. Валентина 2015/10/24, 19:38:15 Пресвятая Владычица моя Богородица и Приснодева Мария, во Святом чудотворном образе Твоём “ Всецарица " именуемая! Помилуй, прости, Спаси, сохрани, помоги и благослови Своим Небесным и земным благословением меня, раба Твоего Александра. Александр 2015/10/24, 13:25:25 Пресвятая Богородице!Благослови мне исцелиться!!! Виталий 2015/10/23, 20:54:25 Благословит, дорогие отцы Святой горы Афон.Прошу ваших молитв пред св.чудотворн.иконой Божией Матери "/Всецарица " о помиловании, прощении, оставлении грехов и о скорой перемене жизни к лучшему р.Б.Александра.Спаси Господи Александр 2015/10/23, 18:50:21 Пресвятая Богородица, помолись о прощении моих грехов перед Господом Богом, помоги мне исцелиться от черной порчи и беснования, от родовых черномагических способностей, изгнать из моего дома и жизни дьявола и колдунов, востановить защиту мою и дома, открыть дороги на хорошую работу, оплату долгов, ремонт в доме и удачное замужество, помоги найти смысл жизни и начать новую жизнь оставив прошлое позади. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. 2015/10/23, 17:19:03 Матушка наша,Царица Преблагая! Приими Благодарность за все твое попечение о душах наших и наших мирских делах! Мы просим у тебя прощения за свое нерадение, за пересуды, ленность, гордость.

http://isihazm.ru/?id=365&c_pid=22

139 У Строева пропущен, см. стр. 641, показан же он архимандритом Миропольского монастыря с 1759 по 1760 и очевидно, не верно. В 1753 г. мы находим Матфея Млодзинского иеромонахом, кафедральным наместником: такова подпись его под указом консист. Никол. Белогр. мон. архим. Рафаилу Мокренскому 16 июня за 1410. Под указом от 31 янв. 1854 г. – также подпись: «кафедральный наместник иером. Матфей Млодзинский». Но под указом 22 марта 1754 г. подпись: «кафедральный наместник Миропольского мон. Игумен Матфей Млодзинский». В 1756 году 11 марта под указом 418 подписано: наместник Игумен Матфей Млодзинский. В 1758 г. под указом месяца ноября 2449 подписался архимандрит Матфей; того же года 9 июня под указом 2079 подписался наместник арх. Матфей. 142 Указ из консист. преосвящ. Иоасафа еп. Белогр. и Обоянск. Обоянскому Знаменск. наместнику иеромонаху Иустину Гостерминскому с брат., от 2 ноября 1759 г. за 3466. 143 Из указа преосв. еп. Иоасафа Миткевича архим. Обоянск. монаст. Венедикту 1762 г. февр. 20 д. 617. 144 В октябре 1764 г. он заключил контракт с Белгородским жителем Брызгаловым на должность стряпчего для хождения по делам Никол. монастыря. В 1765 г. он подавал преосв. еп. Порфирию прошение о возвращении Николаевскому монастырю чудотворн. иконы Св. Николая Ратного 21 мая. 150 В 1759 и 1760 гг. мы видим его из подписей под указами 9 июня 1759 г. 306 и 14 декабря 1760 г. 337, в сане иеромонаха экономом архиерейского дома; в декабре 1760 г. игуменом: так он подписывался под указами: наместник игумен Владимир. По удалении его от настоятельства в Обоянском монастыре он еще и в 1763 году виден с подписью под указами консистории: архимандрит наместник Владимир. Таковы указы: 23 янв. 876, 17 ноября 2304. 158 Так по ведомости Белоградск. Никол. монаст. за 1768 г., также и в опис. Харьковск. епарх. отд. 1, стр. 71. Строев опущает его бытие в Устюге, стр. 400, – «назначен был, но не послан, а переведен в Обоянский монастырь 1762 г.». Это, очевидно, не верно. 159 Указы на его имя в Обоянск. монастырь адресуются с сего времени, а в 1762 и 63 гг. мы здесь видели еще Венедикта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7       См. Древн. Летопись часть II стр. 259, 424. Татищ. m.IV, стр.468. Елецкий князь Феодор Юрьевич был потомок князей Карачевских (Истор. Карамз. m.V, стр.166 и примеч. 133. 9       См. Степен. Книг. Стр.554–555. Карамз. Истор. Гос. Росс. т.4, стр. 83. Празднество Чудотворн. Иконы Владимирской Пресв. Богородицы установлено повелением Великого князя Василия Дмитриевича, по благословению митрополита Моск. Киприана, в память избавления России, с помощью и заступлением Богоматери от нашествия в 1395 г. Темир-Аксака или Тамерлана. – Мая 21; Июня 23 и Августа 26. 11       См. Памятн. Книжка Воронежск. Губ. За 1863 и 1864 гг. Памятн. Книжка Орл. Губ. За 1885 г. сост. Я. И. Горожанским 12       «Украинские степи», по свидетельству местного исследователя нашей стороны, «по берегам больших и малых рек были покрыты дремучими, непроходимыми лесами; а потому и неудивительно, что св. церкви, и самые украинские города и прочие, казённые постройки в XVI-XVII столетиях, по большей части строились из дерева и крылись тёсом. См. «Воронежс. Беседы» за 1861 г. стр. 276–277. 23       Четверть земли имела тогда 40 саж. Длины и 30 саж. Ширины, что соответствует половине нашей десятины (десятина – мера длины порядка 110 соток – примеч. редакции) 24       В древней Руси существовала трёхполосная система земледелия. При наделе крестьян землёй она отводилась в трёх полях, но, для сокращения, отмечалось в писцовых книгах количество земли в одном поле с добавкой: «В дву потому ж». – примеч. Редакции. 25       переложная система земледелия – примитивная система земледелия; после снятия нескольких урожаев поле (перелог) оставляли без обработки на 8–15 лет для восстановления плодородия почвы. – прим. Редакции. 26       См. Памятн. Книж. Вор. Губ. За 1892 г. о святителе Митрофане Воронежском , статья Зверева. Почти в это же время св. Митрофан предписывал игумену Межегорского монаст. (в Донской области) Исайи с братиею – следующее – «А житяб вам между собою в любви, и в церкви Божией всяк Божественная служба служити по правилам св. Апостол и св. Отец и по уставу, и пети единогласно и не мятежно; а забывателей Закона Божия и богохульников и раскольников Св. Церкве отнюдь вам не слушать. Милость Божия и нашего смирения благословение с вами да есть и будет ныне и вовеки». (См. Истор. Очерк Усть-Медведичкого Спасо-Преображенского девичьего монастыря, стр. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

В лето 6000 и семсотное 96. Окладована бысть ся икона благоверным великим князем Романом Михайловичем черниговским и благоверною княгинею Настасиею Месяца сентября в 26 на память святого апостола Иоанна Богослова. Той же благоверный князь великий Роман Михайлович живуще ему в то время в своей одчине в граде Брянске. По Божию изволению отемнеша очима и слышашу ж ему чудеса бываем... исцеление от чудотворного образа Пречистые Печерскые и великих чудотворцев Онтоние и Феодосие печерских. Иже есть в Киеве в Печерском монастыре. И нача князь великий помы шляти послати в Печерскои монастырь посла своего по чюдотворный образ и милостину архимандриту з братиею тако и сътвори. И приде посланный же в монастырь и вдасть от князя архимандриту и братии милостину и проси-ша Пречистые чудатворнаго образа князю Роману Михайловичю на исцеление. Архимандрит же сотвориша съвет з братиею и не оставише прошение княже. И отпусти чудотворн... образ и послаша священника своего с посланным и поплы в ладиях рекою Десною к горе ко граду Брянску. С радостию великою и приплыша противо реки Свини. И сташа ладия на едином месте среди реки Десны. Гребцы не могуща згрести ни вгоре ни вниз. Посланный же рече: обляжемо ношь сию в Свине реце, ладия же поидоша с место и присташа ко брегу на десной стране. И прибыша ношь ту на утрие же восташе и поидоша на ладию восхоте помолитеся Пречистой чудотворной итти в путь съвои. И не обретоша образа Пречистой на ладии. Посланные же со дружиною начаша скорбети и слезы излияти: искати по горам и по дебрям и по пустыни. И преехав за Десну реку Свини реки и поидоша по горам. И обретоша чудотворной образ стояша на дубе высоце между ветвии. Они же не смеша коснутися снятию. И послаша вестника к великому князю Роману Михаиловичу исповедати чудо Пречистые Богородици чюдотворные. Вестник же пришед возвести великому князю все по реду. Князь великий же услышав от вестника таковое чюдо скоро вспрянул с одра своего с радостию великою. И пролияша слезы и повеле вскоре звонити по всем Божиим церквам, по всему граду и собратися собору всему, епископуии, архимандритом и игуменом и священником и диаконом и всему народу града того, от мала до велика, и окрест его всем людям живущим.

http://sobory.ru/article/?object=00662

3 . Две книги Златоустовых в десть. 4 . Книга Ефрема Сирина в десть. (Ныне 3). 5 . Книга Дорофея в полдесть. (Ныне 5). 6 . Книга Евангелие вседневное в десть. (Ныне 1). 8 . Книга Исаака Сирина в полдесть ветха. 9 . Книга Устав в десть ветха. 10 . Три книги минеи в десть ветхи. 11 . Двенатцать минеи месячных в полдесть. 12 . Книга Трефолой в полдесть. Упоминается также в описи 1681 г. – Книга уложебная, другая – вкладная (1649 года ?). Приложение III Сказание о зачатии Пречистые Печерскые и великых чудотворцов Онтоние и Феодосие печерских Свинского монастыря в граде Брянске пять поприщь от града до низ Десны рекы Первое знамение послед(ств)ует сему бывшему чюдеси. Написано бысть на чудотворном образе у Пречистои в свитке. В лето 6000 и семсотное 96. Окладывана бысть ся икона благоверным великим князем Романом Михаиловичем черниговскым и благоверною великою княгинею Настасиею. Месяца сентября в 26 на память святого апостола Иоанна Богослова. Тои же благоверныи князь великии Роман Михаилович живуще ему в то время в своей одчине в граде Брянске. По Божию изволению отемнеша очима и слышашу ж ему чудеса ываем... исцеление. От чудотворного образа Пречистые Печерскые и великих чюдотворцов Онтоние и Феодосия печерских . Иже есть в Киеве в Печерском монастыре. И нача князь великии помышляти послати в Печерской манастырь посла своего по чюдотворныи образ (л. 2) и милостину архимандриту з братиею тако и сътвори. И приде посланный же в манастырь. и вдасть от князя архимандриту и братии милостину. и просиша Пречистые чудотворного образа князю Роману Михаиловичю на исцеление. Архимандрит ж сотвориша свет з братиею. и не оставиша прошение княже. И отпусти чудотворн.. образ и послаша священника своего с посланным и поплыв ладиях рекою Десною к горе ко граду Брянску. С радостию великою и приплыша противу реки Свини. И сташа ладия на едином месте среди реки Десны. гребци не могуща згрести ни вгоре ни вниз. Посланный же рече: обляжемо нощь сию зде в Свини реце, ладия же пойди, ша с место и присташа ко брегу на десной стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010