94 Следовательно, спасение имеет своею целью и содержанием вечную жизнь, почему эти выражение и являются в известным смысле тожественными и взаимно заменяемыми, причем «спасение» выражает более отрицательную сторону понятия, тогда как «вечная жизнь» прямее определяет его с положительной стороны. Ср. выражения – «спасение Божие послано язычникам» ( Деян.28:28 ) и «язычникам дал Бог покаяние в жизнь» ( Деян.11:18 ). 96 Оттенить его важно и в целях апологетических. Ведь и «буддизм, как и христианство, хочет быть по преимуществу религией спасения, к которому и призывает» (Проф. А. И. Введенский . Религиозное сознание язычества, стр. 538). Однако, с другой стороны, не менее бесспорным является и тот факт, что буддизм есть «проповедь спасения не от смерти к жизни, но от жизни к смерти, от бытия к небытию» (ibid). Поэтому в отношении к идее спасения буддизм, хотя он и сознает ее с ясностью большею, чем какая-либо из естественных религий, должен оставаться лишь при одном чисто отрицательном постулате» (ibid). 100 Он же. Толкование Пастыр. Посл., стр. 199 (на 1Тим.1:16 ). Объясняя 2 ст. I гл. Посл. Титу, почивший святитель говорит: «читающему послание св. Павла не трудно заметить, что в каждом послании многократно и разнообразно упоминает он о жизни вечной, – последнем конце домостроительства «спасение и последней цели взыскавших спасение в Господе». Е. Феофан. Соч. цит. 104 Cp., напр., Василия B. Homil. in illud, attende tibi ipsi. c. VII, T. XXXI. col. 215D –216A (человек называется μυκρος τις διακο’σμος). Ср. Нила C. Ep. lib. II, n. 119, col. 252BC; Григория H. In psalmos. T. I, c. III. T. XLIV, col. 441 C. 114 Григорий H. Contra Eunom. Lib. VIII, Т. XLV, col 797В: ατοζωη’ στι (Θες)... τ δ ’λλα πα’ντα οχ ζω στιν, λλα’ μεθεκτικ τς ζων γι’νεται. 115 Григорий Н. In psalmos. Tr. I. c. VII; col. 461C: τ ν σο μ ε’ναι, οδ ’στιν ’λως ε’ναι. 116 40Симеон Н. Б. Or. IV, col. 340C: «nec anima sola per seipsam vivere potest, nisi modo quodam inexplicabili, citraque confusionem cum Deo, qui vere vita aeterna est, consocietur et uniatur.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Апостол признает за Моисеевым законом его относительное значение: он полезен для обуздания грешников, которые только и могут сдерживаться внешним предписанием. Для «праведников же» ( 1Тим.1:9 ), т. е. для оправданных и уверовавших во Христа-Искупителя, он бесполезен, так как они руководствуются высшим велением: воспринятой ими благодатью Духа Святого и чистой совестью. Живущий во Христе и без принуждения закона живет по закону. Центром вероучительных наставлений пастыря должно быть раскрытие спасения грешников во Христе ( 1Тим.1:15 ). Суть этого спасения заключается в принятии верой искупительного подвига Христа, в признании Его своим Искупителем и Спасителем. Ап. Павел не стыдится привести в пример свое обращение от неверия к вере во Христа через чудесное призвание, чтобы тем убедительнее показать милосердие и долготерпение Божие ( 1Тим.1:16 ; Деян.9:1–8 ). Обращаясь лично к Тимофею, ап. Павел призывает его мужественно бороться с врагами спасения, «как добрый воин» Христов, воинствовать согласно с бывшими о нем пророчествами ( 1Тим.1:18 ). По изъяснению св. И. Златоуста, под «пророчествами» о Тимофее понимается само его призвание к вере и затем рукоположение ( 1Тим.4:14 ). Все это совершилось «по внушению Св. Духа. Ибо пророчество состоит не в том только, чтобы предсказывать будущее, но и в том, чтобы указывать настоящее» (свт. И. Златоуст, цит. по еп. Феофану, Толк. пастыр. посланий св. ап. Павла, М., 1894, стр. 224). Оружие «воина Христова» есть «вера и добрая совесть», уклонение от которых в сторону рационализма и погрешений против совести ведет к «кораблекрушению в вере» ( 1Тим.1:19 ). Так произошло с Именеем и Филитом, отрицавшим воскресение мертвых ( 2Тим.2:17 ) и Александром, противником Павловым в вероучении ( 2Тим.4:14–15 ), которых Апостол «предал сатане» ( 1Тим.1:20 ), т. е. отлучил от Церкви. «Кораблекрушение в вере» происходит и со всяким христианином, который пытается представить или интерпретировать истины веры в «разумном свете», осовременить их в согласии с «наукой». 2. Наставления Тимофею как предстоятелю Церкви (1Тим.2:1–3, 13)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

499 Протоиерей Богородице-Рождественского собора в г. Суздале Владимирск. губ. † 9 Сент. 1901 г.; см. о нём: Церков. Вест. 1901 г. 33. стр. 1260; Москов. Вед. за 1901 г., 298; Пастыр. Собесед. 1901 г. 39, стр. 561. 517 О. Алексий Андреевич, † 27 Мая 1892 г.; см. Листок для Харьк. епархии 1892 г. 12, стр. 286. 522 Об этом обстоятельстве напечатано в Домашней Беседе 1876 г. 12, стр. 324–327) резкая и укоризненная статья против Радена ( † в 1902 г.), принадлежащая свящ. В. Капустинскому ( † 10 Сент. 1897 г.), под псевдонимом: «Горемычный». 524 Феодора Максимовича, – присяжного поверенного и впоследствии управляющего Тверским подворьем в Москве на Кузнецк. мосту, † 4 сент. 1888 г. 526 Нравственное богословие. Общенародные Чтения по православно- нравственному Богословию. (В порядке десяти заповедей Божиих), в 2-х частях. Пермь. 1876. 540 Заместителем его избран преподаватель Харьковской Дух. Семинарии И. А. Татарский, вышеупоминаемый. 552 Алексея Васильевича † 27 Сентября 1876 г. Биографические сведения о нём см. в его книге: Круг поучений (110) на все воскресные и праздничные дни в году и на седмицы: пасхальную, первую поста и страстную, с биографией и приложением к ним особо семи слов и поучений, не относящихся к сему кругу. Издание 2-е. Владимир, 1879. 560 Подлинное письмо митрополита, в числе 60-ти других, к архиепископу Гавриилу, хранится у члена Тверской Консистории, Прот. Вас. Владиславлева. Оно напечатано в Душеп. Чт. 1869 г., ч. 3, стр. 72–73 (Известия и заметки), где имя архиепископа Гавриила прикрыто именем Миссионера. 565 Аретинскому, † 22 Апреля 1886 г. Имеются в виду его Слова и речи, с приложением рассуждения о том, что истинная философия может быть почерпнута только из Божественного откровения. Томы I–II. Спб. 1876. 573 Вступление свое па Ярославскую Кафедру преосвящ. Леонид красноречиво сам описал в письмах своих к родным (стр. 3–4), напечатанных в Москве в 1879 году. 577 См. о нём т. IV Хроники по указателю, а также Малицкого, Историю Владимирской Д. Семинарии, в. 2-й, стр. 284–286.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Св. Василий великий : «К каждому из верных приставлен ангел, достойный того, чтобы видеть Отца небесного... Что с каждым из верных есть ангел, который, как детоводитель и пастырь, управляет его жизнию, против сего никто не будет спорить, помня слова Господа, сказавшего: не презрите единаго от малых сих, яко ангели их выну видят лице Отца моего небеснаго ( Мф. 18:10 ): и Псалмопевец говорит: ополчится ангел Господень окрест боящихся Его» ( Пс. 33:8 ). Св. Ефрем сирин : «Блажен, кто стал многоплоден о Господе, и потому имеет хранителями святых ангелов, как и плодовитое древо имеет своим хранителем своего вертоградаря». Св. Златоуст: «Прежде ангелы были распределены по числу народов, а ныне уже не по числу народов, а по числу верных. Откуда это видно? Выслушай слова Христовы: блюдите, да не презрите единаго от малых сих, яко ангели их выну видят лице Отца моего, иже на небесех ( Мф. 18:10 ). Каждый верующий имеет ангела». Св. Амвросий медиоланский : «Господь посылает своих ангелов для охранения и вспомоществования тем, которым усвоено право на наследие обещанных благ в жизни небесной». Бл. Феодорит: «Каждому из ангелов поручено попечение о каждом из нас, оберегать, сохранять и избавлять нас от козней лукавого демона». Св. Анастасий синаит : «Тем, которые получили крещение и возлетают на высоту добродетелей, даны от Бога ангелы, пекущиеся о них и содействующие им в просвещении... В этом уверяет нас Господь, когда учит, что есть ангелы-хранители у всякого, верующего в Него». Ерм . Пастыр. кн. 3, стр. 293. Москва, 1860 г. Св. Григорий чудотв. Похвал. слов. Оригену : твор. стр. 181–182. Маинц, 1604 г. Ориген . Бесед. 20 на кн. Левит, чл. 3: твор. т. 2, стр. 350. Париж, 1733 г. Св. Васил. велик. Бесед. на псал. 48: твор. ч. 1, стр. 370. Москва, 1845 г. Опроверж. на Евномия: твор. ч. 3, стр. 130–132. Москва, 1846 г. Св. Ефрем. сирин. Прибавл. к изд. твор. св. отцев, ч. 8, стр. 93. Москва. 1849 г. Св. Златоуст. Бесед. 3 на послан. к колосс. стр. 52. Спб. 1858 г. Св. Амврос. медиол.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Сейчас была матушка Анастасия (Платонова) [lxxx] по вопросу о сборе в нашем храме на общину. Беседовали о Н.Ф.Платонове. Боится, что он будет сейчас проявлять себя крайне в нажиме на староцерковни­ков. Рисует его как увлекающегося и дов[ольно] малодушного, так что - в случае какого-либо удара - способного на катастрофу. Вечером Пакляр приглашает на заседание с Пр[еосвященным] Григорием и " другими приглашенными лицами " . 15/28 ноября Неделю назад было заседание Совета Пастыр[ского] училища с учас­тием Пр[еосвященного] Григория, Пр[еосвященного] Иннокентия, о.Богоявленского, о.Рудинского, о. Гурия [lxxxi] и проф. Алявдина. Мобилизованы были все правые силы для борьбы с В[ысшими] Б[огословскими] Курсами. Но моя записка, подан­ная Пр[еосвященному] Венедикту, и приезд прот. Страхова, очевидно, возымели свое действие, и собрание привело к совершенно неожиданным результатам [...]. Все это завершилось в конце концов " предложением " Пр[еосвященного] Григория рассматривать дело реорганизации Паст[ырского] училища " в контакте с В[ысшими] Б[огословскими] Курсами " (!) [...]. И из-за чего городили огород?! 20 декабря 1925 г./2 января 1926 г. Не писал полтора месяца. И как всегда материала было много, но писать было нельзя. О.Н.Ч[епурин] предупредил, что возможен обыск, время тревожное. Настроение было напряженное. 3атем произошел на­кануне Николина дня арест Пр[еосвященного] Венедикта и Пр[еосвященного] Иннокентия, а еще раньше Пр[еосвященного] Николая и о.Пакляра. В связи с этим распространи­лись слухи о возможности ареста многих священников, пот[ому] что и в Москве, по слухам, арестовано до 20 епископов (с Пр[еосвященным] Петром) и до 40 священников (почти все благочинные). В виду своей популярнос­ти, которая едва ли может нравиться обновленцам, и я ждал (и жду еще) своей участи. Думаю, что тут не без влияния и желания обнов­ленцев.... Недаром о.Платонов сделался епископом: он не останется пассивным. Относительно желания Запольского с Пр[еосвященным] Владимиром [lxxxii] и др[угих] присоединиться, узнал невероятные вещи. По моему совету о.Запольский посетил по этому поводу Пр[еосвященного] Венедикта. Беседовали 2 часа и в результате " жалко было смотреть на Пр[еосвященного] Венедикта " . Он так напуган, так затравлен нашими " правыми " , что в конце концов посове­товал Запольскому " оставаться так " , не присоединяться, чтобы не раз­жигать страстей и не возбуждать разных " вопросов " !.. Вот управители, епископы, исполнители воли Христа " да все едины будут " !.. Я написал письмо в Москву Страхову с просьбой сообщить, не лучше ли о. Заполь­скому лично поехать в Москву и там разрешать вопрос о присоединении.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Недаром псалмопевец Давид не однажды восклицает: «Господи! Возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоея» ( Пс.25:8 ); «Обилие радостей пред лицем Твоим (XV, 11), под кровом крил Твоих я покоен» (LX, 5). И верно! что может быть отраднее для сердца и спасительнее для души, как не усердная и частая молитва в храме Божием?! А потому, как неразумно поступают те, которые отделяются от православной церкви или редко ходят в храм Божией! Оставлять церковь – не желать себе счастья и спасения: «кроме церкви Божия, нигде же несть спасения... иже ныне в церкви святей не будут, тии в озеро оное огненное ввержены будут». (Бол. кат., л. 121 об. и 122). Отлучаться от церкви – значит отлучать себя от благословенного стада Христова, удаляться от Самого Христа. Возлюбленные читатели! Вы все присоединены к стаду Христову, помните же все свои обязанности. Любите и чтите Господа, посещайте чаще с усердием храм Божий, как училище духовное, как тихую пристань, дающую спасение всем верным, обуреваемым волнами житейского моря. Здесь вы найдете неизреченное богатство милостей Божиих. Уклоняйтесь от дурных поступков, омрачающих звание христианина. Помните всегда, для чего вы сочетались со Христом и соединились с Его св. церковью, – для того, чтобы, поживши целомудренно, и праведно, и благо честно в нынешнем веце, вы могли предстать чистыми и неповинными в день гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим.2:5 ). (См. Христ. бесед., прилож. к журн. «Пастыр. собес.», 1899 г., 1). 4. Против страха смерти Индийский царь Авенир, до принятия крещения злой гонитель христиан, однажды издал повеление, чтобы все жившие в его царстве иноки в продолжение трех дней непременно оставили его страну и искали себе убежище, где знают; тем же, которые не исполнят его повеления, угрожал смертью. Вскоре после этого, во время поездки на охоту Авениру пришлось встретиться с двумя иноками. Увидя их, царь пришел в сильное раздражение и с гневом сказал им; «что же? Разве вы не знаете, что в три дня вы все должны были оставить мою страну?» – Знаем, отвечали иноки, и вышли из твоей страны; а что ныне проходим ею, то это для того, чтобы доставить пищу оставшимся здесь братьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1 октября 1877 г. он был избран почетным членом московской дух. академии, а 20 янв. 1878 г. – киевской академии. 31 декаб. 1877 г. он назначен епископом на самостоятельную кафедру в Ригу, где после четырехлетнего пребывания и скончался (См. формуляр, список о службе преосв. Филарета, хранящийся при делах Правления киевской академии, некролог пр. Филарета в Руков. для сел. пастыр. 1882 г., 11, некролог пр. Филарета, изд. отдельно в Риге – в 1882 г., Киевск. Еп. Вед. 1882 г. 4). 2 Из имевшихся у нас дел Правления видно, что Михаил Прокопьевич занимал одно из первых мест в списках особенно по так называемым главными науками. Так в младшем курсе он занимал в списках первое место – по философии, т. е. метафизике, логике, психологии, истории философии (у арх Феофана Авсенева, С.С. Гоготского, Д. В. Поспехова), по св. Писанию (у арх. Феофана), по словесности (у г. Трейерова) и по немецкому языку (у К. И. Скворцова ), второе место – по греческому языку (у И. М. Бобровницкого), четвертое – по латинскому (у Д. А. Подгурского), пятое – по физике (у В. Ц. Чеховича и Д. А. Подгурского), также пятое – по русской гражданской истории (у А. Л. Мивервина) и наконец, седьмое – по общей гражданской истории (у А. Д. Граникова). В старшем курсе он почти всеми наставниками был призван выдающимся студентом; в списках он числился первым – по догматике (у с. арх. Димитрия), обличительному богословию (у о. Антонина), св. писанию (у о. Иоанникия), церковной словесности (у П. А. Фаворова), общей церковной истории (у Г. Н. Крамарова), русской церковной истории (у А. Л. Минервина), патрологии (П. И. Щеголева), вторым – по греческому языку (у И. М. Бобровницкого) и третьим – по еврейскому языку (у И. П. Максимовича). См. дела внутр. Правл. Киев. Акад. 1849 г. 1850 г. 8, 10, 1851 г., 4. 3 Митр. Филарет, говорят, не совсем благосклонно относился к науке – истории философии и на экзаменах с видимым неудовольствием выслушивал мнение разных философов, не согласный с откровенным учением 5 Нам известно одно из третных сочинений Михаила Прокопьевича, писанное им по предмету Св.Писания на тему «о способах толкования Св.Писания» (аллегорическом, историческом и др) и удостоившееся очень лестной похвалы читавшего его профессора. Рецензия на сочинения была сделана такая: «в сочинении автора обнаруживается богословствование широкое, глубокое и основательное». Ректор Антоний очень ценил это сочинение и давал его для руководства студентам последующих курсов. 6 Хотя в прежнее время, при определении окончивших курс студентов преподавателями академии, конференция принимала во внимание первоначальную их подготовку по тому или другому предмету, но бывали такие случаи, что молодым бакалаврам назначался для чтения предмет, не вполне гармонировавший с их симпатиями и занятиями. Это происходило главным образом тогда, когда конференция желала заместить свободную вакансию студентом, выдававшимся по умственному развитию и дарованиям из среды своих товарищей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

– Какая счастливая случайность, – сказал исправник, прочитав надпись. – Не случайность, а действие Промысла Божия, – ответил следователь. – Грех убийства настолько велик и мерзок в очах Божиих, – добавил он, что Господь никогда не оставляет преступление не отмщенным и нередко помогает правосудию земному в отыскании злодеев. Трифон Егоров, по прозванию Безродный, сознался в преступлении и понес заслуженное наказание («Пастыр. собесед.», 1895 г., 36–37). Август месяц. 30-й день. Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского Еванг. от Иоан., зач. 48, 46, 51, гл. XIV, 27; XIII, 34–35; XV, 9–11, 13–14, 16 ст. 1. Житие святого благоверного князя Александра Невского В тринадцатом веке Россия еще не занимала такого большого пространства, какое она занимает теперь. Часть Финляндии принадлежала шведам, а часть Ливонии – немцам; на юго-западе в дремучих лесах жили литовцы. Все эти соседи враждовали с Россией; шведы безпрестанно ссорились с новгородцами; ливонские немцы нападали на ближайшие области и особенно на Псков, с намерением ввести в этих областях латинскую веру; литовцы грабили соседние русские города. Кроме того, и внутри России не было спокойствия, ибо князья спорили между собою из-за уделов. В это время Бог испытал Россию тяжким бедствием. Татары, под предводительством Батыя, прошли всю русскую землю, жгли и грабили города и села, брали в плен тысячи жителей, их жен и детей, и опустошили всю землю до самого Новгорода. Этим несчастьем России воспользовались соседние враждебные народы и со всех сторон возобновили свои нападения. Русские князья должны были защищать свою родину. В числе этих князей был Александр, второй сын великого князя Ярослава II. Александр, родившийся в 1220 году, с ранней молодости отличался разумом, кротостью, мудростью и благочестием; умел свято исполнить свой долг и заслужить любовь народа. Бог помогал ему. Опустошив наше отечество, татары заняли степи по рекам Днепру, Волге и Уралу до морей Черного и Каспийского. Там Батый основал свое царство, или Золотую Орду, и построил город Сарай, недалеко от устьев Волги. Князья наши должны были ездить в Орду, чтобы получить от хана право на княжение; народ был обложен данью. Батый утвердил великим князем Владимирским Ярослава II Всеволодовича; Александр же правил областью новгородскою, которая еще оставалась свободною от татар.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Евангелие, но хоругви, крест, св. иконы и идут с ними не в притвор прямо, но предварительно обносят их с пением тропаря «Воскресение Твое Христе Спасе» кругом храма; на Пасху литургия совершается непосредственно после утрени, несмотря на то, что выражение «по рану» в Церковном Уставе применено к литургии в праздник Рождества Христова и Богоявления, когда литургию принято совершать в обычное время; на литургии читается Евангелие не только с разделением, но и на различных языках и т. д. и т. д. О каждом из этих обрядов в нашей современной богослужебной практике, Типиком не указанных, мы сказали свое слово в другом месте (см. «Рук. для сельск. пастыр.» за 1885 г., 1), а посему не считаем нужным повторять всего этого здесь, отсылая интересующихся к самим статьям. Мы лишь скажем в этом случае, что указанные нами примеры как нельзя более убедительно говорят нам за то, что богослужебную практику нельзя остановить в своем развитии, отлить в раз навсегда определенно выработанные формы, потому что практика церковная находится в полной зависимости относительно своего развития от развития и жизни самой Церкви или общества людей ее составляющих, потребностям которого эта практика служит. Отсюда желание со стороны представителей этой Церкви или нашего духовенства видеть обычаи, прочно укоренившиеся в церковной практике после последнего серьезного исправления и дополнения Типикона в 1695 г., на страницах самого Типикона и в согласии с тем, что говорится в нем по поводу некоторых из этих обрядов, – желание законное и вполне естественное. Отсутствием серьезного и тщательного пересмотра нашего Церковного Устава мы объясняем, между прочим, присутствие таких фраз и замечаний, которые утратили всякий смысл и значение и возбуждают лишь одно недоумение у внимательного читателя Типикона. Под первым октября в Типиконе читаем: «Преподобнаго отца нашего Саввы Вышерскаго чудотворца. Совершается собор его, по свидетельству архиерея сущаго тамо» (Тип. Моск. изд. 1844 г., л. 74), под 23 числом того же месяца: «В той же день перенесение честных мощей св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Но сколько крепка была его вера, когда он отправился к иноплеменникам на зов болящей, столько же велика была его любовь к отечеству, когда он скоро после того решился в другой раз отправиться в орду в качестве ходатая за Россию пред новым свирепым ханом, грозившим опустошением нашего отечества. Оба эти путешествия были весьма благотворны для нашего отечества: они не только предотвратили от него много бедствий, но еще доставили церкви и отечеству много льготы. До 86 лет св. Алексий был светильником церкви православной и скончался 12-го февраля 1378 года, прославленный от Бога нетлением мощей его, которые почивают в московском Чудове монастыре, основанном самим святителем. В заключение краткого очерка жизни святителя Алексия выслушаем его наставление о церковном общении, вышедшее некогда из богоглаголивых уст сего святителя. «Приходите к иерею, отцу духовному, говорит св. Алексий, с покаянием и слезами. Отвергните от себя всякие дела злыя и не возвращайтесь к ним. Истинное покаяние в том и состоит, чтобы возненавидеть свои прежние грехи; к церковной службе будьте поспешны: не говорите: отпоем себе дома. Такая молитва не может иметь никакого успеха без церковной молитвы. Как храмина без огня от одного дыма не может согреться: так и та молитва без церковной... Имейте знамение Христово в душах ваших. Григорий Богослов пишет: не легко украсть овцу, на которой положен знак. Знак же для овец стада Божия есть приобщение Тела и Крови Христовой. Вы, дети, как овцы словесного стада не пропускайте ни одного поста, не возобновив на себе сего знамения, но будьте причастниками Тела и Крови Христовой». (Пастыр. послан.). II. Приложим к себе душеспасительные уроки, которыми так богата жизнь святителя Алексия. а) Научимся из его жизни, во-первых, той истине, что никому нельзя быть учителем церкви, если на это нет изволения Божия и церковного благословения. Святитель Алексий в детстве таинственным голосом был призван в ловцы человеков, каким и был на самом деле. Между тем многие без всякого призвания Божия, как например расколоучители, делаются самозванными учителями, погубляя себя и тех, кто их слушает и признает.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010