Сейчас была матушка Анастасия (Платонова) 80 по вопросу о сборе в нашем храме на общину. Беседовали о Н.Ф.Платонове. Боится, что он будет сейчас проявлять себя крайне в нажиме на староцерковников. Рисует его как увлекающегося и дов[ольно] малодушного, так что – в случае какого-либо удара – способного на катастрофу. Вечером Пакляр приглашает на заседание с Пр[еосвященным] Григорием и “другими приглашенными лицами”. 15/28 ноября Неделю назад было заседание Совета Пастыр[ского] училища с участием Пр[еосвященного] Григория, Пр[еосвященного] Иннокентия, о.Богоявленского, о.Рудинского, о. Гурия 81 и проф. Алявдина. Мобилизованы были все правые силы для борьбы с В[ысшими] Б[огословскими] Курсами. Но моя записка, поданная Пр[еосвященному] Венедикту, и приезд прот. Страхова, очевидно, возымели свое действие, и собрание привело к совершенно неожиданным результатам […]. Все это завершилось в конце концов “предложением” Пр[еосвященного] Григория рассматривать дело реорганизации Паст[ырского] училища “в контакте с В[ысшими] Б[огословскими] Курсами”(!) […]. И из-за чего городили огород?! 20 декабря 1925 г./2 января 1926 г. Не писал полтора месяца. И как всегда материала было много, но писать было нельзя. О.Н.Ч[епурин] предупредил, что возможен обыск, время тревожное. Настроение было напряженное. 3атем произошел накануне Николина дня арест Пр[еосвященного] Венедикта и Пр[еосвященного] Иннокентия, а еще раньше Пр[еосвященного] Николая и о.Пакляра. В связи с этим распространились слухи о возможности ареста многих священников, пот[ому] что и в Москве, по слухам, арестовано до 20 епископов (с Пр[еосвященным] Петром) и до 40 священников (почти все благочинные). В виду своей популярности, которая едва ли может нравиться обновленцам, и я ждал (и жду еще) своей участи. Думаю, что тут не без влияния и желания обновленцев.… Недаром о.Платонов сделался епископом: он не останется пассивным. Относительно желания Запольского с Пр[еосвященным] Владимиром 82 и др[угих] присоединиться, узнал невероятные вещи. По моему совету о.Запольский посетил по этому поводу Пр[еосвященного] Венедикта. Беседовали 2 часа и в результате “жалко было смотреть на Пр[еосвященного] Венедикта”. Он так напуган, так затравлен нашими “правыми”, что в конце концов посоветовал Запольскому “оставаться так”, не присоединяться, чтобы не разжигать страстей и не возбуждать разных “вопросов”!.. Вот управители, епископы, исполнители воли Христа “да все едины будут”!.. Я написал письмо в Москву Страхову с просьбой сообщить, не лучше ли о. Запольскому лично поехать в Москву и там разрешать вопрос о присоединении.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

посланиях слишком достаточно указаний на гностицизм, что бы игнорировать их и возводить всё на иудаизм. Без натяжек этого сделать нельзя. Никогда и нигде в полемике с иудаистами никому из апостолов не приходилось употреблять таких выражений, как μθοι γενεαλογαι, ντιθσεις τς ψευδωνμου γνσεως и т.π., или обличать их, что они учили о воскресении мертвых, как об осуществившемся факте. У еретиков пастыр. посланий чувствуется новый мир идей, при изобличении которого пришлось ввести новые понятия и выражения. Здесь не имеет особого значения вопрос – откуда впервые заимствованы эти слова и выражения. Допустим условно хоть такое решение вопроса, что данные выражения и понятия заимствованы гностиками из апостольских писаний. Однако важен факт извращения этих понятий кем-то, так что апостолу приходится раскрывать злоупотребление известными понятиями. А такими извратителями понятий о γνσις’е, о γενεαλογαι’х явились гностики.– Нам думается, в пастырских посланиях мы имеем дело с иудейско-христианским гносисом, впервые встретившимся на христианской почве с языческим гносисом 357 . 21. В течение апостольского века мало-азиатские-христианские общины, во главе с Ефесской, по-видимому, безпрерывно были волнуемы лжеучителями разного рода. Сюда были направлены послания ап. Павла – к Колоссянам и к Ефесянам; сюда же отосланы два пастырских послания. К общинам же малоазийских провинций обращались с своими обличительно-увещательными посланиями св. ап. Петр (2 Пет.; ср. 1 Пет., 1:1) и св. Иуда. Все эти послания относятся, как уже замечено, к 60-м или быть может началу 70-х годов (послание Иуды). После этого мы не имеем сведений о малоазийских общинах до конца 90-х годов, до появления писаний св. Иоанна Богослова. Его послания и апокалипсис свидетельствуют, что заблуждения в малоазийских церквах не исчезали; они здесь, по-видимому, свили себе прочное гнездо. Хотя послания св. Иоанна Богослова чужды прямой полемики, тем не менее предостережение против лжеучений в них, в особенности в 1-м, выражено довольно ясно (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

71 Литтф. Minist. templ. гл. De musica templi. Цитат у г. Олесницкого „Древне-еврейская музыка и пение“, стр. 124. 75 Подробности о еврейской музыке и муз. инструментах см. у г. Олесницкого: „Древне-еврейская музыка и пение“. Труд. Киев. Д. Ак. 1871 г. т. 4. 80 Имеем в виду особенно статьи в „Руков, для сельск. пастырей“, 1861 г. 36 и 1890 г. 27 (г. Ольховского). 81 О туманности и неопределенности идей в музыке не соединенной с словами см. Plat. Legg. 2, р. 669. 84 „Обзор песнопевцев“, стр. 202, примеч. 87; „Церк. пение в России“, прот. Д.В. Разумовского, стр.2528 и др. Разновременностью введения органа в церквах объясняется и то, что писатели относят начало его употребления на западе то к 7 веку (прот. Серединский): „О богослужении Запад. церкви“, стр. 58), то к 11 (Герман): „Минуты пастыр. досуга“, стр. 615616). 87 На основании исследований прот. Д.В. Разумовского, прот. Серединского, еп. Гермогена и др. См. „Руков. для сельск. пастырей“, 1890 г. 27, стр. 249. 89 Историю и употребление органа и других инструментов подробнее см. в „Истории музыки“, Доммера, перевод Желябужской, Москва, 1864, со стр. 233. 90 Подробности см. у проф. Олеспицкого „Древнееврейская музыка и пение“; Тр Киев Д. Ак. 1871 г., т. 4. 96 „Обзор песнопевцев“, преосв. Филарета Черниговского , стр. 161. Сн. архим. Порфирия „Первое путеш. в Афон. монастыри“, стр. 290, 339 и дал. А также „Руководство для сельск. пастырей“, 1889 г. 31, „Препод. Савва освященный и его духовное завещание“. 97 „История Афона“, архим. Порфирия, ч. 3, отд. 1, стр. 208, „Послание советное проту св. Горы“, патр. Николая (10841110 г.). 105 См. архим. Порфирия „Приложения“ ко 2-й части 2 отд. первого путешествия в Афон. монастыри, стр. 72 и 82. 107 Некоторые сведения о них имеются у Крумбахера: „ Geschichte der Byzantischer Literatur ...“ Мüпснеп. 1891 г. 108 Архим. Порфирий об анатолийских певцах из фамилии Юракчидов. „Первое путеш. в Афон. монастыри“, Ч. 2, отд. 1, стр. 415. 110 О домашнем пении у придунайских славян-болгар и сербов и в древней России см. „Церк. пение в России“, прот. Д.В. Разумовского, стр. 180–186.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Что же после этого остается сказать нам, когда вы слышали, что болезни, будучи наказанием за наши грехи, посылаются нам от Бога для нашего же собственного блага? Остается благодарить Господа, благодеющего нам Своими посещениями, как бы неким бальзамом на наши раны греховные; а с другой стороны, желать их и переносить благодушно без всякого ропота (Слова и беседы в прил. к «Пастыр. соб.», в. 10, стр. 158–159) Что делать в часы скорби Если в часы скорби хотите в уединении иметь занятие для души более питательное, то имейте под руками молитвенник. Прочтите в свое время молитвы утренние; прочтите вечерние на сон грядущим, присовокупите к сему, по расположению души, акафист Иисусу и Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии, и сему подобное. Также чаще размышляйте о страданиях Христовых, и для этого читайте с благоговейным вниманием повествования евангелистов о страждущем Спасителе. Приводите на память, как переносили скорби и трудности этой жизни праведники. Читайте 11 и 12 главы посланий апостола Павла к евреям: здесь открывается вам, как ветхозаветные праведники, силой веры в Бога и обетованного Спасителя, совершали великие дела и терпением преодолевали все трудности и искушения этой жизни. Читайте Деяния святых апостолов и жития святых, и опять будете видеть, как благодать Божия различными путями приводила к Царствию Небесному и на всех путях сопровождала благочестивых странников, ограждала и руководила ими. Читайте псалмы Давидовы. Между ними найдете многие, точно для вас написанные: многострунная псалтырь Давидова, верно, будет отзываться и под тон ваших душевных болезней. Пусть вы будете плакать, но плакать перед Богом; ваши слезы скоро сменятся внутренним миром и утешением в Господе, при содействии Духа Его. Если вы станете так ограждать свою душу от искушений и подкреплять ее молитвой и благоговейным размышлением о делах Божиих, то научитесь благодушно терпеть и уповать на Господа, ожидая от Него помощи и утешения, – и упование не посрамит вас (Евсевий, арх. Могил., «Утеш. в скорби и болезни», стр. 45, 46). «В скорби будьте терпеливы» (Римл. 12, 12)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Так, 80-е правило шестого вселенского собора, между прочим, говорит: «аще мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни не приидет в церковное собрание, то... да будет удален от общения.» II. Другие приличные дням праздничным занятия суть дела милосердия и любви христианской. Что подобные занятия благовременны в дни праздничные, ясно видно из примера Господа нашего Иисуса Христа, Который, сотворив благодеяние в субботу, заметил при этом, что «достоит в субботу добро творити» ( Мф.12:11–12 ). Святой Иоанн Златоуст говорит о дне воскресном, как дне особенных благотворений, и так объясняет особенное расположение в этот день к благотворениям: «это происходит от того, говорит святитель, что в этот день прекращается всякая работа, душа от успокоения становится веселее, а что всего важнее – в этот день мы получили бесчисленное множество благ: в этот день разрушена смерть, истреблено проклятие, уничтожен грех, сокрушены врата адовы, связан диавол, прекращена долговременная брань, совершилось примирение Бога с человеками, род наш вошел в прежнее или гораздо лучшее состояние, и солнце увидело удивительное и чудное зрелище человека, соделавшегося безсмертным» (Бесед. о милост.). О древних христианах также известно, что в дни праздничные они обыкновенно посещали больных и заключенных в темницах и старались различными средствами облегчить участь их, несмотря на то, что подобные посещения нередко были не безопасны. В дни праздничные христиане прежних времен оказывали милости должникам и рабам, первым прощая долги, последним давая свободу, устраивали в домах своих трапезы для нищих. Так, о преподобном Исаии есть известие, что он во дни субботные и воскресные устроял в своем доме три и даже четыре трапезы для бедных («Чет. Мин.»). Проводя таким образом дни праздничные, мы будем, по заповеди, святить их. Такое празднование будет достойно христианина и не останется без награждения, ибо, по словам Иоанна Лествичника , за благочестивое провождение праздничных дней «Бог ущедряет дарами рабов Своих» («Лествица», настав, к пастыр., гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Величкин Николай представил семестровые сочинения по Священному Писанию Нового Завета (отмеченное баллом 3½) и метафизике (4); Моисеев Николай представил кандидатское сочинение (4+), семестровое сочинение по общей церковной истории (3) и сдал устное испытание по патристике (5); Буркович Томо представил семестровые сочинения по теории словесности и истории иностранных литератур (4+), истории философии (4−), русской церковной истории (3) и нравственному богословию (3) и сдал устное испытание по русскому и церковно-славянскому языкам (с палеографией) и истории русской литературы (4); Иеромонах Игнатий (Абуррус) представил семестровые сочинения по Священному Писанию Нового Завета (3) и церковной археологии с литургикой (3); Иеродиакон Афанасий (Трифонов) представил семестровые сочинения по церковной археологии и литургике (3) и метафизике (3½); Попов Христо представил семестровые сочинения по психологии (3) и общей церковной истории (4−); Бунтовников Стефан представил кандидатское сочинение (4); Ващенко Григорий представил семестровое сочинение по Священному Писанию Нового Завета (3+); Нечаев Ксенофонт представил кандидатское сочинение (4); Смирнов Александр представил кандидатское сочинение (4½) и семестровое сочинение по метафизике (4); Троицкий Дмитрий представил кандидатское сочинение (5). Кроме того, – из трёх воспитанников Академии выпуска текущего 1903 года, которым вследствие болезни разрешено было, по определению Совета Академии от 5 июня сего года, сдать, для получения степени кандидата богословия, устные испытания по предметам IV курса после летних каникул, один – Линьков Александр удовлетворительно выдержал означенные испытания и получил следующие баллы: по догматическому, нравственному и пастыр- —296— скому богословию – 4, по церковной археологии и литургике – 4+. – Остальные же двое – Лепехин Николай и Успенский Михаил – по болезни к испытаниям не явились. б) Отзыв бывшего заслуженного экстраординарного профессора Академии Иерофея Татарского о кандидатском сочинении действительного студента Академии Моисеева Николая на тему: „Религиозные драмы Кальдерона“:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ап. Павел, указывая на откровение Св. Духа Божия, начертывает общую нравственную картину мира «последнего времени»: отступление от веры, «внимая духом обольстителям и учениям бесовским» ( 1Тим.4:1 ). «Последнее время» не есть только время второго пришествия Господа, как время заключительное в истории мира, – оно началось после первого пришествия Христа, уже в век апостольский. Уже тогда появились предвестники «последнего времени», ложные поборники духа (гностики), которые «чрез лицемерие» ( 1Тим.4:2 ), т. е. под видом благочестия возводили безбрачие в закон, в материи видели начало зла, некоторые виды пищи считали оскверняющими человека ( 1Тим.4:3 ) (блаж. Феофилакт говорит: «Мы тоже, кто не хочет вступать в брак, направляем к хранению девства, внушаем, что оно честнейше. Но отсюда не значит, что брак бесчестен – из того, что золото честнейше, не следует, что серебро не честно. Итак, могущий пусть берется за золото девства; а кто не может этого, пусть принимает серебро брака» (Цит. по еп. Феофану, Толков. пастыр. посл. св. ап. Павла, изд. 2-е, М., 1894). Доходя иногда до крайнего фанатизма в умерщвлении тела, они прибегали к оскоплению себя, желая таким путем достичь высших откровений. Апостол называет их «сожженными в своей совести» ( 1Тим.4:2 ), наподобие того как беглые рабы и преступники носят на себе выжженные места, знаки своих преступлений. Апостол же указывает, что все сотворенное Богом чисто и не предосудительно для употребления, лишь бы не было вредно для здоровья и принималось с благодарением и молитвою ( 1Тим.4:4–5 ). Конечно, если что-то соблазняет совесть брата, а также ради воздержания по уставу Церкви, христианин должен, по примеру Апостола, не есть того вовек ( 1Кор.8:13 ). Истинный пастырь должен «негодных бабьих басен» отвращаться, а упражнять себя в благочестии ( 1Тим.4:7 ) («упражнение» – от gumgaxw – упражнять, Тимофей должен упражнять себя, вырабатывать навыки «в благочестии», наподобие гимнастических упражнений, содействующих укреплению телесных сил), питаясь «словами веры и добрым учением» ( 1Тим.4:6 ). «Баснями» (басня – muJoz) Апостол называет различные языческие верования, облекшиеся в христианские термины. «Телесное упражнение», которое требует больших трудов, мало полезно, даже если понимать под ним упражнения подвижников: пост, безбрачие – полезны лишь в том случае, если способствует благочестию – истинному Богопочитанию; благочестие же полезно как для души, так и для тела, потому что «имеет обетование жизни настоящей и будущей» ( 1Тим.4:8 ). в) Пастырь как пример для верных; природа пастырства (1Тим.4:11–16)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Если православный приход не поддается формальному определению и может быть рассматриваем только как живое церковно-общественное тело, духом исполненное и лишь вспомоществуемое теми или иными правовыми нормами и организационными формами, то и душа прихода, приходской батюшка, должен быть воспринимаем, по самой своей природе, преимущественно как бытовое явление, никак не определяемое «правами» и «полномочиями», священнику присвоенными, или средствами и возможностями, ему законом обеспеченными. Даже и моральная авторитетность еще не определяет сама по себе силу русского батюшки. Это живое воплощение пастыр-ства, естественно вырастающее и расцветающее в атмосфере церковной благодати. Поразительно, однако, одно наблюдение. В составе русских святых нет батюшек! Из всех кругов общества есть а священников нет. Больше всего из монахов и военных. А священников нет. О чем свидетельствует это? Прежде всего, конечно, об огромной, ни с чем не сравнимой, трудности, ответственности, опасности для дела спасения пути священства. Вспомним, как говорил св. Иоанн Златоуст о немногих спасающихся среди священников! Обильно благодать изливается чрез них, но как чист должен быть сосуд! Но не говорит ли указанное обстоятельство еще об одном? Священник идет, при всей его близости к Богу, путем общим не тем, особо узким путем идет он, который предназначен для готовых от всего отказаться, лишь бы быть «совершенными». А вместе с тем строй русской жизни избавлял его от удела мученического. Вековое течение народно-государственной жизни России не требовало от священника подвигов исповедничества и мученичества. Оно лишь делало его участником-руководителем духовно высококачественной, но общей жизни, которая позволила России, не превращаясь в невозможное в земной жизни сообщество «святых», войти в историю с оправданным эпитетом Святой Руси. Пребывать на этом высоком уровне, достойно удерживаться на нем и держать на нем свою паству вот благодатная задача русского священника. Для осуществления ее надо было русскому батюшке принадлежать к своей пастве, входя бессменно, неустанно в круг ее жизни выявляя каждодневно во всех сторонах жизни присущую ее святость, но и неся бремя условностей житейских, всей относительности, всей бренности нашей земной жизни, а нередко, в том или ином направлении обнаруживая и слабости человеческие, так легко приражающиеся к человеку в священническом звании.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Будем учить детей добру с ранних лет, а худое искоренять. Вековой опыт да научит нас той непререкаемой истине, что сын не наказанный студ отцу своему ( Сир.22:3 ), наказуяй же сына своего насладится о нем и посреди знаемых похвалится ( Сир.30:2 ). Баловство детей весьма вредно, разумная же строгость необходима и спасительна для них. Ласкай чадо, и устрашит тя, говорит премудрый, играй с ним, и опечалит тя. Не смейся с ним, да не поболиши о нем и напоследок стиснеши зубы твои. Сляцы выю его в юности, дóндеже млад есть, да не когда ожестев не покорится ( Сир.30:9–12 ). Станем же учить детей добру с ранних лет не только словом, но и примером. Видя добрые наши дела, они научатся сами собою славить Бога и радовать нас честным поведением и доброю жизнью. Ты же, Предтече и Крестителю Спасов, Иоанне! Призри милостиво на народ христианский, благоговейно чтущий память твою, и моли Господа, да умножит Он между нами родителей таких добродетельных, каковы были твои, таких и детей, которые бы уподоблялись тебе по чистоте сердца и святости жизни (См. Христ. бес. 1899 г., прил. к журн. «Пастыр. собес.»). 3. Горний град иудов Ближе других важнейших священных мест к Иерусалиму находятся горний град иудов и пустыня Иоаннова. Град иудов отстоит от Иерусалима к юго-востоку на час с четвертью езды. Дорога к нему, выходя из Вифлеемских ворот, идет мимо греческого Крестного монастыря, который основан, по преданию, на том месте, где росло дерево, промыслительно употребленное на крест, на коем был распят Господь наш Иисус Христос, и поныне здесь, под престолом соборного храма, указывают место, где был корень сего дерева. Отсюда вскоре достигаем плодоносной долины горнего града иудова. На месте сего града ныне находится арабское селение. Здесь жили родители св. Иоанна Предтечи – священник Захария и жена его Елисавета. Здесь родился тот ангел Божий ( Мал.3:1 ), который должен был приготовить путь Спасителю мира. Селение св. Иоанна и теперь красивое и веселое. Оно находится в горной лощине, посреди садов и обработанных полей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Опомнившись, он увидал себя на кровати в больнице. Когда он выздоровел, то по случаю заключения мира с Турциею получил увольнение и возвратился на родину по-прежнему язычником: но он был уверен, что выздоровел только потому, что дал клятвенное обещание принять св. крещение, и потому совесть мучила его еще больше прежнего. Он стал часто ходить к своему приходскому священнику села Шиньшей, о. Гавриилу Яковлеву, который и сообщил обо всем этом епархиальному начальству. О. Яковлев вел с ним беседы, разсказывал ему много житий святых, также давал ему на дом разные назидательные книги. Он читал, как сам разсказывает, эти книги только тогда, когда оставался один, при входе же соседей стеснялся, закрывал их и прятал. Однажды утром он лежал и не спал, вдруг слышит, что кто-то через окно говорит ему тихо вполголоса: «Ямбай!.. зачем не читаешь книги и молитвы при людях? Я для того и учил тебя, чтобы ты читал при людях». Самого говорящего не было видно. Это видение он сообщил о. Яковлеву, который соответственно этому разсказал ему явление Ангела св. Поликарпу в гостинице и другим свв. угодникам. В настоящем (1891) году в июне месяце умерли все члены его семьи: жена и двое детей. Он остался совершенно одиноким и, не стесняемый языческими членами семьи, принял тотчас же крещение с полным сознанием его святости и наречен Иаковом. Разсказы о подобных проявлениях чудодейственной силы Божией, сообщаемые самими лицами, которые удостоились этого, не могут остаться безследными и производят несомненно среди инородцев благое влияние на пользу распространения среди них православной веры (см. Каз. Еп. Вед. 3, 1891 г., сн. «Пастыр. собеседн.» 1892 г.). 8. Мысли отцов церкви о таинстве крещения 1 . «Когда ты будешь сходить в воду, – говорит св. Кирилл Александрийский , – то не одну воду представляй себе, но ожидай спасения от действия Св. Духа; потому что без того и другого невозможно тебе достигнуть совершенства. Не я говорю это, но Господь Иисус Христос, имеющий над сим власть. Он говорит: «аще кто не родится свыше», и присовокупляет к сему: «водою и Духом, не может внити в царствие Божие» ( Ин. 3:3, 5 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010