Позже И. Е. Евсеев посвятил ГБ доклад на XV Археологическом съезде в Новгороде (1914) и ряд страниц в «Очерках» (1916, с. 10–22), а в диссертации Герда Фрейдгофа (Freidhof 1972a) дана хорошая лингвистическая характеристика языковых черт тех частей ГБ, которые были заново переведены при подготовке издания Острожской библии. В 1915 г. при основании Комиссии по научному изданию славянской Библии И. Е. Евсеев начал подготовку к публикации рукописи ГБ. В революцию эта работа остановилась, набранные в Московской синодальной типографии листы были уничтожены. В 1992 г. Издательский отдел Московского патриархата и Музей Библии осуществили роскошное, богато иллюстрированное фототипическое издание Нового Завета из кодекса ГБ (в серии «Русская Библия», т. 7–8). Безвременная кончина весною 1994 г. архимандрита Иннокентия (Просвирнина) , руководившего этой работой, не оставляет надежды на то, что в скором будущем появятся тома, содержащие ВЗ, равно как задуманный научный комментарий к ГБ. ГБ принадлежит к числу тех немногих славянских рукописей, об истории создания которых имеются кое-какие сведения. В выходной записи (ГИМ, Син. 915, л. 1) сказано: в лето 7007 (1499) написана бысть книга сиа, глаголемая библия, рекше обеих заветов ветхаго и новаго, при благоверномъ великом князе иване васильевиче, всея руси самодерьжце, и при митрополите всеа руси симоне и при архиепископе новгороцком генадии, в великом нове городе, в дворе архиепископле, повелением архиепископля архидиакона инока герасима . а диаки, кои писали, се их суть имена василь ерусалимьскои, гридя исповедницкои, климент арханьгельскои. Архиепископ Геннадий Гонзов был весьма заметной церковной и литературной фигурой своего времени. Из названных непосредственных участников работы в истории русской письменности хорошо известен Герасим Поповка (см. Лурье 1988а). Некий гость (купец) Василий совершил хождение в св. Землю в 1465–1466 гг. и описал его в своих записках (Белоброва 1988), на старости лет он мог стать дьяком с прозвищем Иерусалимский. Рукопись конца XVI в. РНБ, Пог. 84 (л. 360 об.) содержит важные сведения о главном участнике работы над ГБ – Вениамине: «Макавейскыа с латинскаго языка лета 1-го по семи тысящых (­1493) повелением господина преосвященаго архиепископа Генадиа от некого мужа честна презвитера, паче же мниха обители святаго Домника именем Вениамина, родом словенина, известие ведуща латинъскы язык и граматику, ведуща же отчасти и греческаго языка и фрязска» (Ркп. Погодина, с. 70). Из наблюдений над языковыми особенностями переведенных Вениамином книг А. И. Соболевский (1903, с. 254–259) сделал вывод, что он был хорват, а церковнославянский язык знал по глаголическим богослужебным книгам. В Новгород он мог прибыть из славянского католического монастыря в Праге или Кракове, где с XIV в. с помощью хорватских клириков возобновилось славянское богослужение. Известно, что Вениамин выполнил в Новгороде некоторые другие литературные труды (Лурье 19886).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Высокопреосвященнейший митрополит Иннокентий, в мире Иван Евсеевич Вениаминов, родился в 1797 году 26 августа в селе Ангинском, Верхоленского уезда, Иркутской губернии, где отец его был пономарём. На шестом году от рождения он лишился отца, который, однако же ещё до смерти своей успел обучить его грамоте, но за то жену свою оставил с детьми в великой бедности и нужде. К счастью, брать покойного взял младенца Ивана на своё попечение и продолжил его обучение чтению, и письму научил, а когда ребёнок подрос, отдал его в Иркутскую духовную семинарию. Ещё до поступления в семинарию начали обнаруживаться замечательные способности сироты-отрока, а также и любовь его к храму Божию. Он уже тогда прекрасно читал в церкви апостол, так что мать, пользуясь этим, тогда же хотела определить его на отцовское пономарское место, а равно и после, когда он обучался в семинарии, неоднократно пыталась делать тоже самое, чтобы в нём иметь опору к существованию своему и своего сиротствующего семейства. Но Господь бодрствовал над своим избранником и, одарив его блестящими способностями, довёл до конца и развитие этих способностей путём образования в школе доброго старого времени и строя. Иван Вениаминович учился в семинарии с отличным успехом по всем предметам тогдашнего семинарского курса и кроме того уже в то время обнаружил замечательную практическую сметливость, изобретательность, склонность к производству таких работ, которые прямо требовали особого, специального умения и навыка, как, например, устройство часов, музыкальных инструментов и под. Своими успехами в прохождении семинарского курса Вениаминов так выделялся из среды товарищей, что его непременно послали бы в академию, если б не случайное событие в его жизни, обычное для того времени, но послужившее главным препятствием к отправлению его в академию. Разумеем женитьбу его и поступление во диакона к Иркутской градской Благовещенской церкви до окончания семинарского курса 6 , которое (окончание) последовало в 1818 году 7 . За тем в 1821 году студент диакон Иоанн Вениаминов рукоположен был и во священника к той же Благовещенской церкви и весьма достойно сего высокого звания начал было совершать своё служение, поучая прихожан во храме и введши не бывалые дотоле в Иркутске вне богослужебные воскресные собеседования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Студент-проповедник Выпуск Олонецкой духовной семинарии 1893 года составил 14 человек. Как один из лучших студентов семинарии, Василий Казанский был послан на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию (отношение правления Олонецкой духовной семинарии от 17 августа за 357) 86 . Однако его поступление прошло не совсем гладко: он получил по сочинению на вступительном экзамене 2 1 / 4 но все-таки был принят 87 . Справедливости ради следует отметить, что с сочинениями по литературе не ладилось у многих олонецких семинаристов. Теорию словесности и историю русской литературы им четверть века преподавал Владимир Фаддеевич Снитко (около 1851 – 25 июня 1911). «Мудреный он был человек, выражаясь деликатно, – вспоминал о нем выпускник той же семинарии 1889 года митрополит Григорий (Чуков). – И если мы научились потом писать сочинения, то уж во всяком случае не благодаря [...] Снитко» 88 . Василий Казанский был принят на полное содержание 89 . Он пожелал войти в число студентов, изучавших вторую (историческую) параллельную группу предметов и заниматься английским и латинским языками 90 . Ректором академии в 1892–1893 годах был магистр богословия архимандрит Борис (Плотников) – талантливый педагог и духовный писатель, апологетические труды которого даже переводились на французский язык. Он пользовался особым уважением студентов как человек на редкость открытый и мягкий. Однако 2 декабря 1893 года о. Бориса перевели настоятелем посольской церкви в Константинополе, и с 8 декабря его место занял викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Нарвский Никандр (Молчанов), «не блиставший ученостью, но державший себя со спокойным достоинством и полной благожелательностью в отношении студентов» 91 . В корпорации академии состояли такие светила науки, как доктор богословия И.Ф. Нильский , доктор церковной истории Н.В. Покровский , доктор философии М.И. Каринский . Один из курсов читал известный славист, профессор Санкт-Петербургского университета В.И. Ламанский. Магистр богословия священник (с Пасхи 1894 года – протоиерей) Сергий Соллертинский († 5 февраля 1920) совмещал педагогическую и научную деятельность с приходским служением. Во время обучения святителя Вениамина еще ряд наставников подготовил докторские диссертации. В 1895 году доктором богословия стал А.И. Садов , а в 1896 году доктором церковной истории – В.В. Болотов , ранее, 4 декабря 1893 года, избранный членом-корреспондентом Академии Наук; в 1897 году степень доктора богословия была присвоена Н.Н. Глубоковскому . Помощник библиотекаря И.Е. Евсеев защитил магистерскую диссертацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

З. Барсукова Глава шестая Путешествие преосвященного Иннокентия по Камчатской епархии. – Положение Камчатской паствы до прибытия к ней преосвященного Иннокентия. – Орлецы, подаренные алеутами преосвященному Иннокентию. – Плавание к о. Еловому. – Пребывание преосвященного Иннокентия в Петропавловском порте. – Отъезд Иннокентия из Петропавловского порта. Прожив на Ситхе более 7 месяцев, преосвященный Иннокентий отправился 4 мая 1842 обозревать свою епархию и не рассчитывал вернуться раньше, чем чрез шестнадцать месяцев. О том состоянии, в котором находилась в это время Камчатская паства, вот что рассказывает протоиерей Π. В. Громов: «В то время, когда о. Иоанн Вениаминов переселился в 1834 году в Ситху, и мне, школьному товарищу его и преемнику священства при Иркутской Благовещенской церкви, выпал жребий служения в Камчатке, это событие послужило новым звеном нашего сближения; – в Камчатку требовалось еще два священника. В числе их вызвался послужить в Камчатке родной брат епископа Иннокентия, Стефан Евсеевич Вениаминов. Оказавшись малоспособным продолжать науки в семинарии, он был взят о. Иоанном в Америку, в звании причетника. Прослужив там десять лет и женившись на природной алеутке, он уехал обратно в Иркутск, где преосвященным Мелетием был произведен во священники к Качерской церкви на реке Лене. Когда же последовал призыв в Камчатку, он первый изъявил желание туда ехать, так как его жена, привыкшая дышать морским воздухом, была больна и надеялась в Камчатке получить облегчение; но она умерла на дороге, оставив о. Стефану 4-х летнего сына. По прибытии в Камчатку, я поручил о. Стефану, назначенному к предположенной на севере полуострова церкви, при реке Лесной, найти удобное для храма место и возводить здание. И здесь-то он выказал свои разносторонние, практические сведения. Место для храма выбрал он на возвышении, при подножии которого протекает река Лесная, удобнее и красивее которого желать нельзя. Не имея в той глуши знакомых с плотничным делом, он приучил Камчадалов владеть топором и пилою, руководя к тому своим примером. Затрудняло его плохое знание туземцами русского языка, и он употреблял переводчиком своего малолетнего сына, который, среди игр с детьми Камчадалами, быстро перенял их говор. Благодаря о. Стефану, в течение, трех лет была выстроена церковь при реке Лесной и возникло целое новое селение, с чистенькими новенькими домиками, куда переселились Камчадалы из своих земляных юрт. Вместе с тем о. Стефан научил своих полудиких прихожан делать кирпич и класть печи. Мало того, он был и часовой мастер, и маляр, и отличный портной, и сапожник, и хлебник ».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Читинский Богородицкий жен. мон-рь//Правосл. Забайкалье. Чита, 2004. С. 222-224. Мон. Мелетия (Панкова) Рубрики: Ключевые слова: ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ГЕРАСИМ (Добросердов Егор [Георгий] Иванович; 1809-1880), еп. Астраханский и Енотаевский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИННОКЕНТИЙ (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682 - 1731), еп. Иркутский, свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых) ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ИУСТИН (Полянский Михаил; 1830-1903), еп. Уфимский и Мензелинский, свт. (пам. 26 сент., в Соборе Воронежских святых - 4 сент. и в Соборе Крымских святых - 15 дек.) МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/2562822.html

На полях Библии встречаются различные примечания и пометы, часть из них литургического характера. «В книге Притчей на поле нередко пишется «конец», то есть конец чтению паремии» 120 . То же самое можно сказать и о книге пророка Исаии. «На поле часто указывается время чтения паремий из пророчества. Против 25 гл. в вторник. 4. недели зачало; против 58 гл. в среду Цветной недели; против 62 гл. на Вознесение Господне. Также встречаются иногда краткие замечания, определяющие смысл известного места, например, против 27, 1. «диавол», против 50, 3. «страсти», 55,1. «о гробе», 59, 9. «о страсти Иисуса Христа», против 39. 2, где говорится о благовониях: «воня суть тоя земля» 121 . Имеются пояснительные примечания и в текстах новозаветных книг. «В тексте под одну строку киноварью пишутся времена чтений Евангельских, по порядку церковному, и показывается начало и конец сих чтений. На поле числительными буквами показаны... обширные отделения Евангелий, т. е. от Матфеа 68 и т. д., но при этом введено и нынешнее деление на главы ( Матф. 28 , Марк. 16 и т. д.). Каждая из сих глав подразделена еще (вместо нынешних стихов) на семь частей, означаемых также буквами а, в.; в приличных местах выставлены параллельные места из других Ветхозаветных и Новозаветных книг по главам» 122 . После Евангелия следует Месяцеслов с указанием Евангельских чтений. Далее идут указания требных чтений Евангелий, также и относительно Апостольских чтений. Кроме того, на полях книги имеется немало пометок пояснительного характера. «Замечательны на поле объяснения некоторых слов латинских и предметов. 1Пар. 9, 26 . против слов: И беаху стрегуще екседрас (exedras) – екседрас есть жилище окрест церкви где живут служебницы церковные» 123 . В Евангелии от Марка на слова: ...И дааху ему пити есмирнисмено вино... ( Мк. 15:23 ) имеется такое примечание: «По руски есмирь, а по латыни мерра, трава велми горка, пелыни и жолчи горчае, и коли смесят с вином ино и прикушати не мочи» 124 . В предисловии к Библии были указаны имена сотрудников архиепископа Геннадия: архидиакона Герасима 125 и «диаков» Василия, Гриди и Климента. Однако окружение новгородского владыки, нужно думать, было значительно больше. Некоторые новые имена мы узнаем также из приписок к книгам. Так, Маккавейские книги для Библии были переведены «повелением господина преосвященнаго архиепископа Генадиа от некоего мужа честнаго презвитера паче же мниха обители святаго Домника именем Вениамина родом словенина ведуша латинъскы язык и граматику ведуща же отчасти и греческаго языка и фряжска» 126 . И.Е. Евсеев и А. Соболевский полагают, что этот Вениамин был хорватом по национальности 127 , причем последний дает высокую оценку его переводческой деятельности. Его учеником был Тимофей, занимавшийся перепиской книг, изучением греческого языка и т. д. 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ Свт. Иннокентий (Вениаминов). Икона. 70-е гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение», Москва) Свт. Иннокентий (Вениаминов). Икона. 70-е гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение», Москва) (Вениаминов Иван Евсеевич; 26.08.1797, с. Анга Верхоленского у. Иркутской губ.- 31.03.1879, Москва), свт. (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых), митр. Московский и Коломенский, миссионер. Род. в семье пономаря церкви с. Анга Евсевия Попова. В 6-летнем возрасте лишился отца и был отдан на воспитание дяде, диак. Димитрию Попову. В 1806 г. переехал в Иркутск и через год поступил в семинарию, где учился до 1818 г. и был одним из лучших учеников. В 1814 г. ректор архим. Павел (Некрасов) присвоил юноше новую фамилию - Вениаминов в память о недавно скончавшемся Иркутском еп. Вениамине (Багрянском) . В 1817 г. Иван женился на дочери священника Е. И. Шариной. В семье было 7 детей, один из которых стал впосл. протоиереем (см. Г. И. Вениаминов ). 13 мая 1817 г. рукоположен во диакона для служения в Благовещенской ц. Иркутска, 18 мая 1821 г.- во иерея к той же церкви. В 1818 г. назначен учителем 1-го класса церковноприходской школы, снискал расположение прихожан. В 1823 г. Иркутский еп. Михаил (Бурдуков) получил предписание от Святейшего Синода отправить на Алеутские о-ва, входившие в состав владений России, миссионера для христ. просвещения местных жителей. Никто из местного духовенства не хотел ехать, предложение принял лишь свящ. Иоанн. 7 мая 1823 г. он вместе с семьей выехал из Иркутска. Путь пролегал по р. Лене, затем от Качуги до Якутска, на лошадях до Охотска, далее по Охотскому м. и Тихому океану до о-ва Баранова (Ситка). 29 июля 1824 г. свящ. Иоанн прибыл на о-в Уналашка. К моменту его приезда многие алеуты были крещены, но не имели наставника. Вениаминов возвел на о-ве Уналашка деревянную ц. в честь Вознесения Господня, соорудил престол, иконостас, который покрыл позолотой. Ему помогали алеуты, обученные им плотничеству, столярному и кузнечному делу, каменной кладке. 29 июня 1826 г. освятил церковь и совершил в ней 1-ю литургию. Насадил на безлесном острове рощу (сохр., охраняется местными властями). В 1826-1833 гг. инспектировал свой приход (острова Уналашка, Прибылова и Лисьи), проводил пастырские беседы, крещения. В 1829 г. совершил 2 плавания на Аляску в сел. Нушагак, где проповедовал среди лисьевских алеутов. Для местных жителей свящ. Иоанн открыл воскресные и церковноприходские школы, больницы, богадельни, сиротский дом, помогал строить удобные деревянные жилища.

http://pravenc.ru/text/389619.html

Рыбинская епархия провела первый Всероссийский фестиваль патриотической песни имени святого Феодора Ушакова 11 августа 2014 г. 16:07 5 августа 2014 года, в день памяти святого праведного воина Феодора Ушакова, в селе Хопылево Ярославской области прошел I Всероссийский фестиваль патриотической песни. Мероприятие, посвященное памяти святого воина, состоялось вблизи Богоявленского храма, где будущий адмирал принял Крещение. Организаторами фестиваля стали Рыбинская епархия , департамент культуры Ярославской области и администрация Рыбинского муниципального района. Перед началом фестиваля в Богоявленском храме была совершена Божественная литургия, которую возглавил митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон . Владыке сослужили епископ Рыбинский и Угличский Вениамин , духовенство Рыбинской епархии и участники фестиваля в священном сане. За богослужением молились губернатор Ярославской области С.Н. Ястребов, глава Рыбинского муниципального района А.Н. Китаев, а также многочисленные паломники, гости и участники фестиваля. «Ярославская область бережно хранит память о великих земляках, — сказал губернатор С.Н. Ястребов. — Славный полководец Федор Ушаков не потерпел ни одного поражения, не потерял за время боев ни одного корабля и блистательными победами на Черном море вписал свое имя в историю Русского флота. Я уверен, что адмирал Ушаков всегда будет примером для молодого поколения и нам удастся возродить и сохранить это святое место — Богоявленский собор в селе Хопылево, где он был крещен. Сейчас здесь проводятся реставрационные работы». На церемонии открытия собравшихся приветствовали правящий архиерей Рыбинской епархии, а также представители городской и областной администрации. В фестивале приняли участие исполнители народных, авторских и патриотических песен: Анатолий Батраков и Галина Лупандина (г. Рыбинск), гитарист Станислав Бартеньев (г. Москва), Ирина Леонова (г. Москва), протодиакон Михаил Спельник (г. Алма-Ата), вокальный ансамбль «Золотые погоны» управления Министерства внутренних дел РФ по Ярославской области, военный оркестр в/ч 77071 ФСО РФ (г. Рыбинск), священник Сергий Романов (г. Рыбинск), мужской квартет под управлением диакона Никиты Ведерникова (г. Рыбинск), фольклорно-этнографический ансамбль «Улейма», фольклорно-этнографический ансамбль «Русская тройка» (г. Рыбинск), Александр Мозгунов (г. Рыбинск), Иван Сырников (г. Кострома), Лилия Евсеева (г. Санкт-Петербург), Митя Кузнецов (г. Рыбинск), Марина Стрельцова, гусляры Максим Гавриленко и Роман Тюнякин. В следующем году планируется проведение II Всероссийского фестиваля имени святого праведного воина Феодора Ушакова, сообщает сайт  Рыбинской епархии . Патриархия. ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3702075.ht...

Ведь одно дело – витийствовать о реформах Церкви... И совсем другое – вербовать стукачей для службы в ГПУ. Но как, должно быть, сказал бы Григорий Евсеевич Зиновьев: «Надо, Саша, надо...» – и Введенский смирился. Сумел понять, что в ГПУ от него требуется конкретная работа, выражающаяся в определенном числе завербованных стукачей, сданных и изобличенных контрреволюционеров-священников. «Т. Коршунову. При первой поездке в ДПЗ договориться с Комарецким по существу резолюции тов. Мессинга». Тут, однако, вышла загвоздка. Оказалось, что хотя при встрече с Введенским отец Николай и кивал его словам о «Христе голодающем», но с работой в ГПУ этих слов не связывал. В материалах «Дела нет документов, подтверждающих, что т. Коршунову удалось договориться с Комарецким «по существу резолюции тов. Мессинга». Зато среди многочисленных протоколов допросов, ордеров на обыски и аресты, агентурных разработок, сохранилась бумажка с одной единственной просьбой отца Николая: «В виду наступающих дней Страстной недели прошу предоставить мне в камере право свободной молитвы (я обязуюсь тишины не нарушать) и разрешить мне выписать из дому: крест, Евангелие и, если можно, одну толстую восковую свечу». В просьбе Николаю Ананьевичу Комарецкому было, конечно, отказано. Не затеплилась и в Пасхальную ночь в камере ДПЗ свеча православного священника отца Николая... «А по благословению нашего отца, что нам приказали жити за один, так и я вам приказываю своей братии – жити за один... – писал перед смертью князь Симеон Иванович Гордый. – А лихих бы людей вы не слушали, кто станет вас сваживать. Слушали бы вы отца нашего, владыку Алексея, также и старых бояр, кто хотел добра отцу нашему и нам. А пишу вам это слово для того, чтобы не перестала память родителей наших и наша и свеча бы не угасла...» Никогда еще, может быть, так сильно и верно, не звучали слова Великого князя, как в Петрограде, в Страстную неделю 1922 года... Глава 8 В 1918 году, самом коротком в истории России, митрополит Вениамин сделал распоряжение, чтобы во всех церквах его епархии в канун Великого поста было совершено особое моление с всенародным прощением друг друга, по примеру первых христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕННАДИЕВСКАЯ БИБЛИЯ первый в истории слав. кириллической письменности полный свод библейских книг Ветхого и Нового Заветов, ставший основой печатных изданий Библии на восточнослав. землях. Составлен в 90-х гг. XV в. в Новгороде по инициативе архиеп. св. Геннадия (Гонзова) . Наиболее ранняя сохранившаяся полностью рукопись библейского кодекса датирована 1499 г. (ГИМ. Син. 915, на 1007 листах in folio, в кожаном на досках переплете). Рукопись написана мелким полууставом кон. XV в., писцы - Василий Иерусалимский, Гридя Исповедницкий, Климент Архангельский (на л. 1 об.- запись о времени создания рукописи и о писцах). На л. 1 новой пагинации, в начале кн. Бытия,- миниатюра в заставке: прор. Моисей. Наименование Г. Б. в узком смысле сохранилось именно за этим списком, в широком смысле под Г. Б. подразумевается новгородский вариант первой рус. рукописной Библии. Работой по созданию рукописи ГИМ. Син. 915 (как, очевидно, и составлением библейского кодекса) руководил Герасим Поповка . В создании Г. Б. принимали участие Д. Герасимов , Власий Игнатов, католич. мон. Вениамин, а также др. сотрудники Геннадиевского лит. кружка (см. в ст. Геннадий (Гонзов) ). Геннадиевская Библия. Запись с датой написания Библии (ГИМ. Син. 915. Л. 1 об.) Геннадиевская Библия. Запись с датой написания Библии (ГИМ. Син. 915. Л. 1 об.) Исследователи высказывали различные мнения о причинах создания в Новгороде полного библейского свода. Прот. А. В. Горский считал, что стимулом к этому послужила борьба архиеп. Геннадия с ересью жидовствующих . Этой же т. зр. придерживался Я. С. Лурье. И. Е. Евсеев полагал, что активное использование Вульгаты при создании Г. Б. знаменовало победу католич. пропаганды в области издания и толкования Свящ. Писания. Между тем очевидно, что тенденция к созданию свода библейских книг отчетливо проявляется в восточнослав. книжности с сер. XIV в., в XV в. библейские рукописи различного состава становятся весьма многочисленными. Появление в Европе печатных Библий стимулировало интерес к этому типу книги в слав. среде (немногим позже Г. Б. появляются печатные библейские «книжицы», изданные в Праге Ф. Скориной ).

http://pravenc.ru/text/Геннадиевская ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010