Илия (Салим Насиф Карам, 08.05.1903–11.04.1969), епископ Антиохийской Церкви, с 1935 года – митрополит Гор Ливанских. С возрождением Русской Церкви связывал судьбу Вселенского Православия, неоднократно называя в своих проповедях русский народ «любимым народом Господа», а Россию – «домом Пресвятой Богородицы». С его именем связано предание о чудесном заступничестве Богородицы за Россию в годы войны с фашизмом. Иннокентий (Попов-Вениаминов Иван Евсеевич , 1797–1879), митрополит Московский и Коломенский, просветитель. В 1823 году отправился в путешествие, которое продолжалось 14 месяцев, почтовым трактом по реке Лене, потом 1000 верст верхом, а затем по морю. Поселился на алеутском острове Уналашке, где жили 400 алеутов. Всего же в округе насчитывалось около 2 тысяч охотников и рыбаков. В своем апостольском служении проявил неутомимую энергию: построил на острове церковь , объезжал окрестные острова, проповедовал Слово Божие. Изучил местный язык и обычаи, стремился понять жизнь и психологию алеутов. Его трудами составлены алеутский букварь и грамматика, открыта школа для детей. Переведенное им Евангелие от Матфея напечатано не было, и миссионер распространял его, переписывая от руки. Составил для новообращенных книгу на алеутском языке «Указание пути в Царствие Небесное». По его инициативе были сделаны переводы Евангелия от Матфея на языки северных народов. С 1841 года епископ Американский и Камчатский. Современники называли его «просветителем Сибири». Написал множество работ по культуре и языкам народов Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки. В 1974 году Православная Американская Церковь подняла вопрос о канонизации митрополита Иннокентия. Провозгласить его почитание было предложено Русской Православной Церкви. 7 октября 1977 года Священный Синод принял следующее определение: «Приснопамятного митрополита Иннокентия, святителя Московского и апостола Америки и Сибири, признать в лике святых, благодатию Божиею прославляемых, и совершать его память дважды в год – 31 марта, в день блаженной кончины, и 23 сентября (старого стиля) – в день его прославления».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

833 Имеется в виду просветитель алеутов свт. Иннокентий (Иоанн Евсеевич Попов-Вениаминов; 1797–1879), с 1868 г. до своей кончины занимавший Московскую и Коломенскую кафедру. 834 Свящ. Иоанн Николаевич Александровский (1824–1886), один из ближайших друзей Гилярова с семинарской скамьи, был переведен к церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Старой Конюшенной слободе (Староконюшенный пер., д. 19), известной с 1546 г. Храм снесли в 1933 г. и на его месте построили жилой дом. 836 Цитата не точна: выпущены отдельные словосочетания и целые предложения, изменен ряд словоформ. Заключительная фраза являлась перепевом традиционных акафистных песнопений: «Ненавистники духовенства, враги церковного просвещения, посягатели на церковную собственность, радуйтесь!» После этого еще следовали слова сожаления: «А как хотелось бы нам сказать: «Нет, что-нибудь не так! Тут какая-нибудь ошибка! " » (СИ. 1870. 4 янв. 3. С. 2). 838 < Гиляров-Платонов Н. П.> . Москва, 10 января//СИ. 1870. 11 янв. 10. С. 2. Здесь Гиляров писал в связи с кончиной Герцена: «Пожалеем о несомненном таланте, погибшем для России и вместо громадной пользы, которую способен был принести, доставившем вред, вред существенный, ощущаемый доселе». 839 < Гиляров-Платонов Н. П.> . Москва, 11 января//СИ. 1870. 12 янв. 11. С. 2. Вступаясь за «Московские ведомости», собрата по лагерю консервативной журналистики, получившего первое предостережение, Гиляров словно бы заранее писал апологию себе – спустя два месяца, 14 марта 1870 г., он тоже получит первое предостережение, причем за вполне благонамеренную за передовицу, в которой обсуждались некоторые морально устаревшие церковные обряды и в этой связи критиковалась система духовного руководства 60 от 2 марта 1870 г.) (см. подробнее наст. изд., с. 120–121, 286–288). Гиляров писал: « " Московские ведомости» – серьезный орган и искренний, вот что важно. Предостережение – мера сильная: это также немаловажно. Кто же, неужели какой-нибудь лакейственный орган, мнение которого притом может быть куплено всяким с улицы, может чем-нибудь сослужить службу государству? А служба печати не лишняя и ею можно дорожить» (СИ. 1870. 12 янв. 11. С. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

На Иркутской же кафедре продолжал святительствовать до 5-го августа 1830 г. владыка Михаил Бурдуков. Ему Бог судил видеть в жизни сибирских православных людей несколько светлых лет во время генерал-гу6ернаторства М. М. Сперанского. Просвященный Михаил служил Сперанскому опытным советником и успел через него довести до сведения правительства о всех бедах и напастях, мешавших распространению православного просвещения. Следствием этих представлений владыки Михаила было издание указа об отобрании зловредных книг (П. С. 3. т. XI. 30191), вызвавшего и прекращение английской религиозной пропаганды в Сибири, а также наступил поворот внимания правительства в сторону миссионерского дела среди инородцев, выразившийся в издании указа об отправлении монахов-миссионеров и об отпуске им казенного пособия (П. С. 3. т. XI, 30343). Однако, достигнутые владыкою Михаилом незначительные мероприятия в пользу Православия не имели тогда и по могли иметь существенного значенья для жизни обширной Иркутской епархии, потому что как раз в то время, по благосклонности сибирских чиновников, сильно оживилась проповедь ламаизма, которая очень приходилось по грешным вкусам не только бурят, но и других инородцев и даже русских. Поэтому и настойчивое распоряжение Св. Синода в 1828 г. о посылке в область Иркутской епархии способных миссионеров и об устройстве при Тобольской семинарии курсов местных инородческих языков являлось недостаточным противовесом успехам языческой пропаганды. По указу Св. Синода. 1823 г. учреждена миссия в Уналашке на Алеутских островах, куда владыкою Михаилом был отправлен молодой 25-ти летний священник Иркутской Благовещенской церкви Иоанн Евсеевич ПоповВениаминов, просветивший алеутов и Камчатский край, прославившийся в науке исследованием об естественных богатствах края и дальневосточных островов и бывший впоследствии под именем Иннокентия митрополитом Московским. Преемник Михаила архиепископ Ириней Нестерович оставался на Иркутской кафедре всего около года с 26 июля 1830 г. по 28 июня 1831 г. и был оклеветан генерал-губернатором Лавинским «в бунте против светских властей». Хотя владыка Ириней впоследствии доказал, против каких именно злоупотреблений чиновничества он протестовал, хотя и было им доказано, что сам его обвинитель Лавинский, помимо разных самочинств, требовал для себя в соборе возвышенного места на подобие царского, но тем не менее владыка да самой своей смерти не получил кафедры и скончался в 1864 г. в должности настоятеля Толгского монастыря близ г. Ярославля. Сведения об его процессе и о несправедливостях к нему подрано изложены в 35–37 том. «Рус. Старины» и в «Восточном Обозрении» за 1882 г., 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

6 октября — прославление святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского 6 октября 2008 г. 00:00 Святитель Иннокентий, митрополит Московский и апостол Америки и Сибири (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов), родился 26 августа 1797 г. в селе Агинском Иркутской епархии, в семье бедного пономаря. Мальчик рано усвоил грамоту и с 7 лет уже читал Апостол в церкви. В 1806 г. его отдали в Иркутскую семинарию. Здесь, как лучшему воспитаннику, юноше дали фамилию Вениаминов, в честь почившего Иркутского архиепископа Вениамина (+ 8 июля 1814 г.). После окончания Иркутской духовной семинарии в 1817 г. Иоанн начал свое церковное служение в сане диакона, а затем священника в Благовещенском храме Иркутска, проявив себя ревностным и усердным пастырем. В 1824 г. вместе с другими священнослужителями он получил от епархиального начальства приглашение на миссионерское служение на Алеутских островах. Вначале он отказался, но затем, вняв призыву Божьему потрудиться на ниве духовного просвещения, дал свое согласие. 45 лет отдал святитель Иннокентий делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края. Неутомимый миссионер, Иннокентий сумел овладеть алеутским языком и различными наречиями северных племен. Переплывая с острова на остров, часто подвергаясь смертельной опасности, претерпевая нужду и лишения, он крестил тысячи людей и строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни. Его трудами были переведены на алеутский язык Святое Евангелие, катехизис и некоторые богослужебные книги. Редкие часы отдыха будущий святитель посвящал метеорологическим наблюдениям, вел этнографические записи, описывал быт и нравы местных жителей. В 1833 г. святитель Иннокентий написал на алеутском языке одно из лучших творений православного миссионерства — «Указание пути в Царствие Небесное». В 1840 г. священник Иоанн Вениаминов прибыл в Петербург, чтобы напечатать осуществленные им научные труды и переводы Священных книг на алеутский язык. К этому времени он овдовел. По решению Священного Синода он, после пострижения в монашество, принял рукоположение во епископа Камчатского и Алеутского.

http://patriarchia.ru/db/text/51628.html

Святитель Иннокентий Святитель Иннокентий (Вениаминов) Святитель Иннокентий, митрополит Московский (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов), родился 26 августа 1797 г. в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря. Мальчик рано усвоил грамоту и с 7 лет уже читал Апостол в церкви. В 1806 г. его отдали в Иркутскую семинарию. Здесь, как лучшему воспитаннику, юноше дали фамилию Вениаминов, в честь почившего Иркутского архиепископа Вениамина (+ 8 июля 1814 г.). 13 мая 1817 г. он был рукоположен в диакона к Благовещенской церкви Иркутска, а 18 мая 1821 г. - во священника. С 1823 г. началось миссионерское служение будущего Апостола Америки и Сибири. 45 лет отдал Святитель Иннокентий делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края, совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни. Святитель Иннокентий крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни. Много помогало ему в трудах знание различных ремесел и искусств. Святитель Иннокентий был замечательным проповедником. Совершая литургии, молебны и всенощные бдения, он неизменно наставлял паству. Во время многочисленных поездок святитель Иннокентий изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. Одно из лучших его произведений " Указание пути в Царство Небесное " (1833 г.) переведено на разные языки малых народов Сибири и выдержало более 40 изданий. Благодаря трудам святителя Иннокентия в 1859 г. впервые услышали Слово Божие и богослужение на своем родном языке якуты. 29 ноября 1840 г. митрополит Московский Филарет совершил пострижение отца Иоанна в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского. 15 декабря архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. 21 апреля 1850 г. епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа.

http://pravoslavie.ru/39887.html

За время работы группы отца Иоасафа существенно увеличилось число церквей, храмы появились практически во всех крупных острогах. Крещение приняло абсолютное большинство камчадалов. Пытались активно сопротивляться христианизации только отдельные группы коряков и чукчей. Вскоре правительство перестает субсидировать школы и присылать учителей. Число учебных заведений начинает сокращаться. К 1783 году на Камчатке не было ни одной школы. Настоящим апостолом Камчатки и «русской Америки» стал архиепископ Иннокентий (Вениаминов). Будущий святитель (в миру Иван Евсеевич Попов) родился в 1797 г. в с. Анга Верхнеленского уезда Иркутской губернии. В 1818 г. окончил Иркутскую духовную семинарию. В 1821 г. рукоположен в сан священника. В 1823-м выехал с семьей на Аляску. Собственноручно выстроил в Уналашке церковь и школу, 10 лет вел миссионерскую работу среди алеутов. С 1834 г. переезжает на о. Ситху и обращает в православных христиан индейцев и эскимосов. В 1839 г. возводится в сан протоиерея. В 1840 г. принимает монашеский постриг с именем Иннокентий. В этом же году возведен в сан архимандрита и в связи с созданием Камчатской, Алеутской и Курильской епархии хиротонисан во епископа. В 1842-1843 гг. епископ Камчатский, Алеутский и Курильский Иннокентий совершает объезд камчатских приходов и осмотр церквей по маршруту: Петропавловский порт — Мильково — Ключи — Нижне-Камчатск — Большерецк — Тигиль — Лесной острог — Дранкинский острог — Олюторка — Гижига — Охотск. В 1845 г. Преосвященный вновь посетил Камчатку с целью перевоза в Новоархангельск, к месту нахождения его кафедры, Камчатского духовного училища, чтобы, объединив его с духовным училищем столицы Русской Америки, создать там духовную семинарию. В 1850 г. с обозрением епархии прибывает на Камчатку. Здесь узнает о том, что он возведен в сан архиепископа. В состав Камчатской епархии тогда же водится Удский край. В 1852-м к ней присоединяются якутские приходы. В этом же году для удобства управления гигантской епархией владыка переселяется в порт Аян.

http://patriarchia.ru/db/text/52576.html

Была у преподобного Варлаама и другая святыня – икона Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия – благословение игумении Елпидифоры. С этой иконой она отправила письмо, в котором писала: «...сей образ из той обители с их мощей. Изливаю вам душевное мое желание, чтобы с помощью Божией и молитвами сих угодников ваше сие место прославилось, как лавра и обитель Соловецких чудотворцев. Наверное, вы помните, как сих угодников Божиих начальное было устроение обители, с трудом и ходатайством ко Господу. Так и вам желаю, чтобы ваша обитель так же устроилась. Просите сих угодников. Они вам будут помогатели. Но всего более да будет с вами воля Божия, и да возрадуется сердце ваше о Господе Бозе, воеже наладитися вам благодатию Христа Спасителя и совершенным здравием преуспевать в духе спасения». Вплоть до водворения в стране безбожной власти большевиков память старца Варлаама почиталась открыто. Благочестивые паломники, бывая в Чикойской обители и поклоняясь подвигу пустынножителя Варлаама, воочию могли видеть железную кольчугу, которую он надевал на себя во время молитвенного подвига, могли побывать у келии старца, которую он устроил собственными руками, напиться воды из источника, протекающего рядом с нею, – напитаться из источника святости преподобного Варлаама. Кто бывал у его кельи, подобной пещере древних подвижников, тот наполнялся благодатию Божией и уезжал из тех мест, устремляясь за единым на потребу. Святитель Иннокентий Московский Святитель Иннокентий, Московский митрополит (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов), родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря. Мальчик рано усвоил грамоту. В 1806 году его отдали в иркутскую семинарию. Здесь как лучшему воспитаннику юноше дали фамилию Вениаминов, в честь почившего Иркутского архиепископа Вениамина. 13 мая 1817 года он был рукоположен в диакона Благовещенской церкви Иркутска, а 18 мая 1821 года – в священника. С 1823 года началось миссионерское служение будущего апостола Америки и Сибири. 45 лет отдал святитель Иннокентий делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края, совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни. Святитель Иннокентий крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни. Много помогало ему в трудах знание различных ремесел и искусств.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В той же день Прославление святителя Иннокентия, митрополита Московскаго Службу зри 31 марта. Святитель Иннокентий, митрополит Московский (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов) родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря. Мальчик рано усвоил грамоту и с семи лет уже читал Апостол в церкви. В 1806 году его отдали в Иркутскую семинарию. Здесь ему, как лучшему воспитаннику, дали фамилию Вениаминов – в честь почившего Иркутского архиепископа Вениамина (18 июля 1814). В 1817 году юноша был рукоположен во диакона к Благовещенской церкви Иркутска, а в 1821 году – во священника. С 1823 года началось полувековое служение будущего апостола Америки и Сибири в благовестии Евангелия, которое он пронес «даже до края земли» и был просветителем обитателей Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края. С большими опасностями для жизни, в нужде и лишениях совершал свой апостольский подвиг миссионер-труженик. Он крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них христианской науке жизни. Замечательный проповедник, отец Иоанн говорил: «Чтобы действовать на сердце, надо говорить от сердца». Проводя большую часть жизни в миссионерских путешествиях, будущий святитель глубоко изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Он перевел на несколько языков Слово Божие и богослужение; в 1833 году написал одно из лучших пастырских миссионерских произведений – «Указание пути в Царство Небесное», переведенное на все языки малых народов Сибири и выдержавшее более 40 изданий; его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность. В 1840 году митрополит Московский Филарет совершил пострижение его в монашество с именем Иннокентий – в честь святителя Иннокентия Иркутского. Вскоре архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Высокий сан не ослабил апостольской деятельности преосвященного Иннокентия, но сообщил ей еще больший размах. В 1850 году епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На Иркутской же кафедре продолжал святительствовать до 5 августа 1830 года Владыка Михаил (Бурдуков). Ему Бог судил видеть в жизни сибирских православных людей несколько светлых лет во время генерал-губернаторства М. М. Сперанского. Преосвященный Михаил служил Сперанскому опытным советником и успел через него довести до сведения правительства о всех бедах и напастях, мешавших распространению православного просвещения. Следствием этих представлений Владыки Михаила было издание указа об отобрании зловредных книг (ПСЗ, т. XI, 30191), вызвавшего прекращение английской религиозной пропаганды в Сибири, а также наступил поворот внимания правительства в сторону миссионерского дела среди инородцев, выразившийся в издании указа об отправлении монахов-миссионеров и об отпуске им казенного пособия (ПСЗ, т. XI, 30343). Однако достигнутые Владыкой Михаилом незначительные мероприятия в пользу Православия не имели тогда и не могли иметь существенного значения для жизни обширной Иркутской епархии, потому что как раз в то время, по благосклонности сибирских чиновников, сильно оживилась проповедь ламаизма, которая очень приходилась по грешным вкусам не только бурят, но и других инородцев и даже русских. Поэтому и настойчивое распоряжение Святейшего Синода в 1828 году о посылке в область Иркутской епархии способных миссионеров и об устройстве при Тобольской семинарии курсов местных инородческих языков являлось недостаточным противовесом успехам языческой пропаганды. По указу Святейшего Синода 1823 года учреждена миссия в Уналашке на Алеутских островах, куда Владыкою Михаилом был отправлен молодой двадцатипятилетний священник Иркутской Благовещенской церкви Иоанн Евсеевич Попов-Вениаминов, просветивший алеутов и Камчатский край, прославившийся в науке исследованием об естественных богатствах края и дальневосточных островов 312 и бывший впоследствии под именем Иннокентия митрополитом Московским. Преемник Михаила архиепископ Ириней (Нестерович) оставался на Иркутской кафедре всего около года, с 26 июля 1830 года по 28 июня 1831 года, и был оклеветан генерал-губернатором Лавинским «в бунте против светских властей». Хотя Владыка Ириней впоследствии доказал, против каких именно злоупотреблений чиновничества он протестовая, хотя и было им доказано, что сам его обвинитель Лавинский, помимо разных самочинств, требовал для себя в соборе возвышенного места, наподобие царского, но тем не менее Владыка до самой своей смерти не получил кафедры и скончался в 1864 году на должности настоятеля Толгского монастыря близ г. Ярославля. Сведения об его процессе и о несправедливостях к нему подробно изложены в 35–37 томах «Русской старины» и в «Восточном обозрении» за 1882 год,

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Еще одно: у нас нет ученого духовного Общества, нет высшей цензуры. И потому, мне кажется, необходимо учредить таковое Общество из ученых, трудолюбивых, любознательных и, главное, благочестивых монашествующих лиц, которых вся и единственная обязанность, кроме молитвы, должна состоять только в занятиях ученых: в рассматривании таких книг и сочинений, которые ныне рассматриваются Святейшим Синодом. Общество это должно находиться здесь, или не далее как в Новгородском, например, Юрьевском монастыре, от которого члены Общества могут получать и часть окладов. Службу их можно считать наравне с ректорами даже академий, и потому они могут служить даже до самого поступления в сан архиерейский. При существовании такового Общества не будет вопроса и затруднения, кому дать сочинение на рассмотрение, и можно надеяться, что не проскользнет никаких двусмысленных или сомнительных мнений и мыслей, потому что всякое, сколько-нибудь важное, сочинение Общество будет читать в полном присутствии. И для этого не надобно их обременять рассматриванием тех сочинений, которые предоставлены ныне Цензурным Комитетом. Конец и Богу слава! Аминь. Иннокентий, митрополит Московский, в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов (1797—1879), великий миссионер, просветитель алеутов. Самоучкой овладев грамотой, он семи лет прекрасно читал Апостол за Литургией прихожанам, которые и уговорили мать отдать его в учение. Вскоре он был принят в Иркутскую семинарию на казенный счет, которую и кончил с отличием. В 1823 г. отправился на Аляску, где с истинно христианским рвением проповедовал Христово учение между дикими племенами. Спустя несколько лет прибыл в Петербург, принял монашество. Потом был возведен в сан Камчатского епископа, а в 1868 г. его назначили Московским митрополитом. Владыка Иннокентий известен своею широкою деятельностью на пользу Православной Церкви. Прославлен в лике святых. Печатается по: «Литературная учеба», 1993, 5-6. С. 161-176. Профессор П. И. Ковалевский. Национальное воспитание (Педагогические размышления)

http://azbyka.ru/deti/shkola-pravoslavno...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010