Старообрядческие кресты Старообрядцы первых поколений, безусловно, носили те же кресты, что и остальные русские люди, то есть обычные нательные крестики XVII столетия, которые, как уже было сказано, имели огромное количество типов и разновидностей. До конца XVIII века эти формы воспроизводились (с неизбежным упрощением) в старообрядческих медницах, главным образом, в Выговских мастерских. Основной иконографический признак русских нательных крестов середины XVII века состоит в отсутствии Распятия — соответственно, и все кресты, отливавшиеся в старообрядческих медницах в XVIII и XIX веках, Распятия не имели. Старообрядцы признают единственную форму креста — восьмиконечную, в которой к обычному четвероконечному кресту добавляется перекладина, изображающая дощечку с «титлами Пилата», и косая перекладина — «подножие». Однако восьмиконечный нательный крест сложен в изготовлении и неудобен в ношении. Поэтому старообрядческие кресты в основном имеют четырехугольную основу, поверх которой изображается восьмиконечный крест. На рубеже XVIII–XIX столетий в старообрядчестве утверждаются по преимуществу два типа нательного креста: «прямой» — мужской и «листик» — женский. При этом тип «листик» является логическим завершением развития типа креста «процветшего». «Мужской» старообрядческий крест имеет очень простой вид. Это прямоугольный крест с прямыми углами в средокрестии. На лицевой стороне помещается изображение восьмиконечного креста с параллельными ему, то есть строго вертикальными, тростью и копием. Поверх восьмиконечного креста располагается надпись «Царь Славы», по бокам средней перекладины или над ней — инициалы IC ХС.Выше средней перекладины на больших мужских крестах размещается надпись КРСТ ХРАН, ниже ее — СН БЖIЙ и НИ КА, а внизу — буквы К[опие], Т[рость], Г[лава], А[дама] и иногда дополнительные буквы М[есто], Л[обное], Р[ай], Б[ысть]. Отсутствие аббревиатуры IHЦI показывает, что прототипом большинства старообрядческих крестов были кресты поморские, потому что именно старообрядцы поморского согласия отвергали как «Никоновы новины» «титла Пилата» вместе с изображением Святого Духа «в виде голубине». В подножии восьмиконечного креста размещалось схематическое изображение Голгофы; оно могло быть ступенчатым, треугольным, овальной формы и включало в себя столь же схематическое изображение черепа. На обратной стороне помещалась молитва «Да воскреснет Бог…», некоторые кресты XVIII века имеют гладкий оборот.

http://pravoslavie.ru/120340.html

Выше сказано было, что женатые в федосеевском и филипповском согласии, доколе пребывают в брачном состоянии, не могут быть допущены к исповеди. Холостые, если и падают, удобны к покаянию, могут, хотя и лицемерно, сказать пред отцом духовным, что оставляют грех; а женатому сказать того нельзя, ибо имеет обличительницу жену, с которой, по понятиям безбрачных, состоит в открытой и постоянной блудной связи. Исповедать его без расторжения брака значило бы признать брак справедливыми, а, не признавая брака справедливыми, допустить до исповеди, значило бы быть потаковником явного беззакония: то и другое тяжко, посему и доступ к исповеди для семейных людей почитается невозможным. Но богобоязливому человеку как быть без очищения совести покаянием? Это все равно, что лишиться надежды спасения. И чтобы спасти себя от такой страшной участи, ищет он выхода из погибельных безбрачных сект: либо в поморскую секту переходит, либо начинает рассматривать погрешность раскола и непорочность Церкви Православной. Это обстоятельство заставило и твердых проповедников безбрачия сделаться мягкосердыми, во многом снисходить женатым, особенно из людей богатых. Так и насчет исповеди мудрые федосеевские старцы, желая стадо свое соблюсти, придумали, что и брачных можно исповедовать, ради успокоения их совести, но так при этом поступать, чтоб и себя от согласия на брак их избавить. Придумали они исповедовать женатых не стоя, якоже обычно, но сидя вместе с исповедующимся совершать исповедь. Теперь, если какой ревнитель безбрачных преданий, как и случается, нападет на старика: зачем он исповедовал женатого? – у него готов ответ: «Я не исповедовал, мы только беседу имели, посоветовали вкупе, как ему от греха избыть». А если женатый спросит: для чего не по чину его исповедует, для чего оба сидят, а не стоят на исповеди? – тому скажет: «Нельзя друг! Я бы и рад иначе сделать, да меня самого отлучат, а ты довольствуйся и такой исповедью». Я спросил одного федосеевского настоятеля: «Почему, отче, когда женатых исповедуете, велите им сидеть, а не стоять?» Он отвечал: «Для того, чтоб исповедь эта не почлась за исповедь».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Но самое главное впечатления от владыки – это то, насколько он был светлый и молитвенный человек. Собственным глазами я видел, как он молится келейное правило, как воспринимал действительность, как реагировал на те или иные внешние обстоятельства. В чем-то, быть может, немного наивно, по-детски. Воистину он представлялся мне ангелом своей, небольшой числом, но сильной Духом Церкви — такой светлой была у него душа. А что давало Ирийской единоверческой общине то, что окормлял ее не простой священник, но архиерей ? Основное пастырское попечение о членах общины осталось на священниках, которых там теперь трое. Им помогает несколько диаконов. Но, когда большинство членов Ирийской поморской общины решило присоединиться к Русской Зарубежной Церкви, изначально был поставлен вопрос о ее определенной автономности. А если говорить строго канонически, община, или несколько общин, окормляемых епископом, имеет всю полноту церковности, абсолютную полноту Таинств . Это очень важно для входящих в иную церковно-богослужебную и организационно-каноническую среду старообрядцев, так как они озабочены сохранением собственной идентичности. Отче, очень многие за последние дни вспоминали о сложной позиции епископа Даниила по отношению к воссоединению Московского Патриархата и Зарубежной Церкви. Не могли бы Вы прокомментировать этот момент, дабы развеять недоумения? Важно отметить, что эти спорные моменты были связаны не столько с самим владыкой Даниилом, сколько с его немощным и во многом беспомощным состоянием последних лет. В Интернете была распространена масса лжи, согласно которой якобы отец Пимен чуть ли не держал владыку взаперти, не давая ему открыто выступить против воссоединения. С полным знанием дела я утверждаю, что это имела место откровенная ложь. Все последние годы своей жизни епископ Даниил был духовно и интеллектуально совершенно самостоятелен, хотя и, повторюсь, заметно немощен физически. Как мне кажется, накануне воссоединения рядом с владыкой постоянно находился келейник, принадлежавший к партии противников. И именно он приводил к епископу Даниилу людей, пытавшихся разыграть с ним вполне определенную антимосковскую политическую карту.

http://pravmir.ru/angel-irijskoj-cerkvi-...

И вот, поморские наставники, не признавая новоженство законным, тем не менее, в виду нравственных целей, довольно терпеливо относились к новоженам: налагая на них епитимьи, они однако не отлучали их от своего общества, приглашали на общую трапезу, хотя и сажали при этом за особый стол, оставляли их жить единодомовно, смотря на плоды этого сквозь пальцы, а у новоженов внемонастырских свободно даже крестили детей. Мало этого, поморцы нашли возможным снисходительно относиться к другого рода новоженам – вступившим в брачное сожительство без церковного благословения и венчания, по одному взаимному согласию жениха и невесты, – опять, очевидно, из практических расчетов, ибо и после этого поморцы оставались при убеждении, что истинным браком можно признавать только благословенный священником. 492 В настоящее время существуют так называемые «полубрачные даниловцы». Мысль о необходимости безбрачия они думают осуществить тем, что всем дают совет проводить безбрачное житие; если же кто женится без священнического венчания, тот сам за себя будет отвечать и... только пред Богом, общество же к такому лицу относится снисходительно. Полубрачные живут в губерниях: Архангельской, Олонецкой, Ярославской, Костромской, а также в Петербурге. Московское Преображенское кладбище основано в 1771 году по случаю свирепствовавшей тогда в Москве страшной чумы. Жители древней столицы, пораженные общим бедствием, кидали свои дома, имущества, и толпами бежали в соседние города и села. Хорошо было устроить карантины, ибо бежавшие легко могли разнести чуму по окрестностям. Этим обстоятельством воспользовалась федосеевцы, точнее: купец Ковылин. Вызвавшись устроить карантин на собственное иждивение, они выпросили у правительства для этого землю близ Преображенской заставы. 496 Поставили заставу, построили наскоро несколько шалашей и стали задерживать всех, кто выходил из Москвы. Все федосеевцы, жившие в Москве, были собраны сюда для служения больным. Последним доставляли хорошую пищу и уход; умирающих напутствовали исповедью; мертвых отпевали и хоронили на кладбище с честью.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Во главе беспоповщинских общин стоят наставники, «благословенные отцы»; они распоряжаются в собраниях при богослужении и отправляют церковные службы и требы, что допускается ими якобы «по нужде». По мнению беспоповцев, такие права имеет не всякий, а только тот, кто получил благословение преемственно от прежде бывших наставников. Благословение это имеет у них значение поставления на священную степень. Каждая служба у них начинается и оканчивается седмипоклонным началом; всё, что полагается произносить и совершать во время богослужения священнику, пропускается 85 . Из таинств миропомазание, священство и елеосвящение считаются «не нужно потребными» и не совершаются; брак одни из беспоповцев совершенно отрицают (даниловцы, федосеевцы и филипповцы), а у других он совершается наставником; крещение и исповедь хотя совершаются у всех беспоповцев, но незаконно: первое потому, что совершать крещение мирянину можно только в случае крайней нужды (например, ввиду скорой смерти), а случаи исключительные в обдержность не приемлются: «несть закон церкви скудное» (Матфей Правильник Властарь – сост.2, глава 3, лист 102): вторая потому, что не даёт разрешения грехов. Таинство причащения беспоповцы пытаются заменить причащением духовным, каким-то огнепальным желанием, причём говорят: «У нас причастия святых таин и нет, и есть: нет видимого, но есть невидимое, именно – желание причаститься святых таин». Но невозможно и представить, чтобы Тела и Крови Христовых – предметов вещественных – можно было причащаться как-то духовно, невидимо. Таким образом, у беспоповцев нет ни священства, ни таинств. К коренным беспоповщинским толкам относятся поморцы, или даниловцы, филипповцы федосеевцы, рябиновцы, бабушкины, странники, дырники, нетовцы, или Спасово согласие и другие. Вообще в беспоповщине существует множество толков, или сект, разделяющихся между собой из-за незначительных обрядов, почему все их и описать невозможно. I) Поморцы или даниловцы Поморский толк получил своё начало в конце XVII столетия в Поморье, пределах Олонецкой губернии. Основателем его был дьячок Данила Викулов, этим именем и называется толк его последователей. Особенности учения даниловцев, или поморцев, следующие: а) за отсутствием иерархии, законного брака не может быть, и все должны жить девственно: б) за царя молиться не должно: в) на кресте следует делать надпись: «Царь славы Исус Христос Сын Божий»; г) иноков и после перекрещивания нужно признавать иноками; д) пищу, покупаемую на рынке, не следует считать осквернённой, и е) нужно быть готовым к самосожжению.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Возведение сего в Номоканоне содержащегося правила на обвинение беспоповцам Денисов почёл «гневным и яростным» от Неофита «наношением»: «сие вашего учительства наношение на ны, говорит он, от гневного и яростного стремления, а не от правды разсмотрительного обыскания зрится»; и в оправдание своё и своего общества приводит следующее: «ино есть ложный священник, ино же простый, по нужде нужные случаи таин совершающий». «Ложный священник, продолжает он, иже не поставлен в попы сый, поставлен назовется, в ризы священническия одевается, литургию служит, молитвы, возгласы и вся священническия обряды действует… Простый же есть, иже нуждныя случаи таин действуя, не сущу священнику». И приводит случаи такового действования простых, не осуждённые церковию. Правда, каждый может различить, что иное есть ложный священник, и иное – при случае нужды совершающий таинство крещения простолюдин. Но необходимо знать, согласны ли действия беспоповцев, совершающих крещение и отправляющих церковные службы, с действиями простолюдинов в нуждных случаях, на которые указывает Денисов. Простолюдин, в случае нужды совершивший крещение, никакого стада словесного в управлении не имеет и им не начальствует; исправление всех потреб церковных там, где он жительствует, принадлежит поставленным на то от епископа священникам, имеющим здесь и паству; при явившейся внезапной нужде, из опасения, чтобы младенец не умер некрещённым, простолюдин совершает над ним крещение, не почитая себя к тому определённым, и совершить над ним таинство крещения может как он, так и другой простолюдин, кто случится или кому удобнее. Вот что совершение таинства в нуждных случаях. Но у беспоповцев не так: у них каждый старик или какая-либо старая дева в своей местности почитают себя определёнными на совершение таинств, и все идут с своими духовными требами к ним, а не к кому-либо другому, и никто не может идти к другому, никто другой не имеет права совершать у них таинства, разве опять кроме нужды. Также и на молитвенных собраниях у беспоповцев читающий вечерню или часы не говорит: «за молитв святых отец», а говорит сие стадоначальствующий; и на вечерни «свете тихий», на утрени «слава показавшему нам свет» сами чтецы и певцы не говорят же, но говорит начальствующее лицо, и отпуст не тот говорит, кто читал вечерню, утреню или часы, но всё один и тот же начальствующий в собрании, и иконы кадит он же или тот, кому он благословит.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

58 Ту же мысль высказывал еще в конце XIX века прот. И. И. Вознесенский ; ее приводит в своей книге Т.Ф. Владышевская: «...Вознесенский совершенно верно отметил, что наибольшая выразительность церковного чтения зависит от “разумения читающего”, от проникновения в содержание текста и от способности к разнообразной интонации. “Церковное чтение – пишет [в работе “О церковном пении православной греко-российской Церкви”] Вознесенский,– должно быть правильное, ясное, неторопливое, раздельное, важное по характеру, певучее, внятное, вразумительное и внушительное”» (Владышевская Т.Ф. Там же. С. 308). 60 «Церковные ведомости». Цит. по: Рахманова М.П. Вступительная статья в кн. «Русская духовная музыка...» Т. 3. С. 229. 61 Исследования Т.Ф. Владышевской («Ранние формы древнерусского певческого искусства». Дисс... канд. искусствоведения. М., 1975 и другие), а также Т.Г. Федоренко («К проблеме классификации устных образцов старообрядческого литургического чтения на материале сибирской региональной традиции». Дисс... канд. искусствоведения. Новосибирск, 1999), И.В. Полозовой («Традиции литургического пения старообрядцев поморского согласия Западной Сибири». Дисс... канд. искусствоведения. Новосибирск, 2000), Л.Р. Фаттаховой («Традиции духовного пения старообрядцев Кузбасса». Дисс... канд. искусствоведения. Новосибирск, 2000). 62 Полозова И.В. Традиции... С. 101, 103. Данная классификация погласиц принадлежит Т.Ф. Владышевской. 63 Григорьев Е. Пособие по изучению церковнаго пения и чтения. Рига, 2001; также: Владышевская Т.Ф. Ранние формы...; Федоренко Т.Г. К проблеме... . С. 242–254; Полозова И.В. Традиции... С. 100–106; Фаттахова Л.Р. Традиции... С. 61–64. 66 Примеры приводятся из работы архим. Геронтия (Кургановского) «Метод богослужебных возгласов, положенных на ноты, с уставным указанием – в пособие священнослужителям при богослужении»(М., 1897). Нотная запись дается без изменений, в соответствии с традиционным способом записи партии тенора: все примеры следует читать на октаву ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из отправной точки, установленной Алексеевым, его ученики пришли к более логическому выводу, – что венчание, не относящееся к существу брака и обставленное трудно приемлемыми условиями при совершении его в православных храмах (Алексеев требовал соблюдения старых чина и обрядов), и совсем не нужно. Так и стали поступать некоторые федосеевцы, заменяя постоянными подругами жизни часто сменявшихся до того «стряпух», или просто любовниц, и обходясь при этом без всякого церковного благословения или хотя бы участия посторонних лиц. He так далеко пошли московские поморцы во главе —498— с Вас. Емельяновым: они, отвергши православные храмы и священников, не могли обойтись совсем без чина. Убежденные в том, что «женивыйся не согрешает», что «брак честен и ложе не скверно», они установили в Москве, в своей Покровской часовне, венчание браков по составленному Емельяновым «брачному чину». Так как Емельянов рассуждал, что пресвитерское венчание – «токмо благолепное украшение, случайно устроенное», то он и заменил церковный чин браковенчания приличными случаю молитвами, которые в праве были читать и «мужи нерукоположенные 461 ». Дело совсем не в священнике и не в чине, а в выполнении других, более существенных условий для правильности брака: 1) в согласии жениха и невесты, 2) в родительском благословении, 3) в обручении, 4) в свидетелях и 5) в законных летах сочетающихся 462 . Как обставлялись поморские браки в Покровской часовне с формальной стороны, видно из текста обещания жениха и невесты, изданного И. Ф. Нильским 463 . —499— Несмотря на осуждение браков, венчанных в Покров- —500— ской часовне. «Выгорецкой лаврой», этой метрополией поморского согласия, брачники емельяновского толка распространились и в Петербурге, и в центральной России, и в среднем и нижнем Поволжье, и в Архангельской губернии, и, наконец, в Сибири. Оттуда стали ездить в Москву для заключения браков. Но не всем было удобно и по средствам являться в Москву за благословением и потому «многие сами собой, окроме Божия закона и молитв иерейских, без венчания, по согласию сходились». Наконец, у поморян стал осуществляться и средний способ вступления в супружескую жизнь – без поездки в Москву, но с благословением наставника на месте. Что то и другое бывало в действительности, было видно хотя бы из статьи А.А. Леопольдова «О расколе в Саратовской епархии». В с. Самодуровке Хвалынского уезда в 1830-х годах были поморцы «неженивыеся», молившиеся в одной часовне, и «женивыеся», собиравшиеся в другой. Браки у последних совершал наставник Поликарп Ермилов 464 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Евфимию не суждено было видеть дальнейших успехов своей пропаганды. Из деревни Малышево он в скором времени отправился в Ярославль посетить свою благодетельницу Пастухову и здесь же в Ярославле, а по другому сказанию 1927 – около г. Ярославля, 20 июля 1792 года скончался —395— и по странническому обряду погребен в Ямском лесу 1928 . Странники свято хранят этот день и ежегодно за упокой души Евфимия, по своим обрядам, служат панихиду 1929 . После Евфимия, кроме уже упомянутых нами выше сочинений, осталось еще несколько сочинений, а именно: 1) „Толкование на слово Ипполита, папы Римского, об антихристе, 2) О злополучнех последнех временех и о знамениях антихристовых, 3) Цветник, собранный на старообрядцев, из 10 глав, 4) Потребник духовных всех действий правили вси, что долженствуют к исправлению кающихся, 5) О всех преданиях Евфимьевых, как и от чего в сумление пришел и вси вины в ней при старообрядцах сущие и како он усилился исправить и все житие в ней Евфимьево описано и 6) Житие Корнилия Выгордцкого; в нем жития и кончины поморских первоначальников и учителей и некоторые др. мало распространенные“ 1930 . „После смерти Евфимия, замечает автор сказания о происхождении страннического согласия, долгое время не было к секте приращения“ 1931 . Продолжательницей дела основателя секты является главным образом бывшая его спутница Ирина Федорова. Усвоив себе право наставничества, она переселилась из Ярославля в с. Сопелки и здесь начала свою пропаганду. Она сама крестила „в странство“: крестьянина этого села Петра Семенова Крайнева, дав ему имя Севастьяна, крестьянина Якова Яковлева и крестьянку Пераскеву Кузьмину Курочкину. Затем она же крестила некоего Мокея Федоровича (из Ярославля, из Трупиной слободы 1932 , который немедленно и сам приступил к крещению других в странство. Вообще распространение секты пошло быстро 1933 . Все вновь крещенные, как домохозяева, —396— остались жить в своих домах, только „под скрытием“ как выражаются сами сектаторы 1934 . Это требовалось в видах обеспечения положения действительных странников 1935 , в видах доступа в секту людям состоятельным – вообще домохозяевам, для которых действительное странство было бы слишком большою жертвою, наконец – это было терпимо и самим Евфимием, дозволившим, как было сказано выше, одному из своих последователей (Петру Федоровку) и после крещения оставаться в своем доме 1936 . Тем не менее явились ревнители и строго – аскетического взгляда на странство, которые не захотели и слышать о жизни „в миру“. Таков был упомянутый выше Яков Яковлев, который, увидев только что указанную поблажку, не захотел больше оставаться в Сопелках, а удалился в Новгородскую губернию, где и посеял первые смена страннического ученья. Это было первое распространение страннической секты, основанной Евфимием, вне пределов Ярославской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1864 Историч. словарь Павла Любопытного при „Сборнике для истории старообрядчества“ Попова. т. II, вып. 5-й стр. 61. 1868 Сообщ. г. Алябыва Ярославскому губернатору от 11 апр. 1853 г. Арх. Канц. Ярослав. губернатора. Дело по описи за 874. 1878 По этому вопросу Евфимий написал целое сочинение под заглавием: „На согласие Федосиян и все их пороки и разнствия от поморских христиан“. Рукоп. Титова 838, стр. 462. В рукоп. Влад. Дух. сем. 36, стр. 5) говорится, что он опровергать учение Федосеевцев: о титле, Пилатом прибитой на кресте Христовом, 2) о браке и 3) брашних, продаваемых на торгу. 1881 Исслед. гр. Стенбока, т. VI. л. 2913. Этот факт почему-то опущен в раскольнич. рукописях: а) на основании которой составлена биография Евфимия в вест. Евр.1872 г. ІX и б) – помещенной в Отеч. Записк. 1876 г. VІІ кн. 1882 Ibid. Истор. рус. раск. преосвящ. Макария, стр. 289. Впрочем, одна раск. рукопись пострижение Евфимия относит к последующему времени, когда он находился в скиту Адрович. Отеч. Зап. 1876 г. VII, стр. 287. 1885 Здесь возникает вопрос, как это преображенское общество Федосеевцев распоряжается делами другого толка. Ответом на этот недоуменный вопрос может служить то обстоятельство, описываемые события совершались в период блестящего состояния Преображенского кладбища, когда еще жив был, И. А. Ковылин, при своих громадных материальных средствах и связях со властями стремившийся к объединению беспоповщины, для которой общей митрополией было бы Преображенское кладбище. Мелкие секты понимали силу и власть Ковылина и стремились снискать его покровительство. Преображенское кладбище сделалось средоточием Федосеевского толка. Даже Поморяне, со смертию Андрея Денисова, утратив свое влияние на толки беспоповщины, уступали ему свое первенство. Муравьев. Раскол, обличаемый своею историей, 303 стр. 1886 Исслед. гр. Стенбока, т. VII, т. 2913. Отеч. Зап. 1976 г. т. VII, стр. 187. Иначе называется Топь-озеро в Архангельск. губерн. 1894 Мы не согласны с объяснением этих событий г. Розовым (Вест. Евр.1872 г. т. XI), который доказывает, что Евфимий все вышеуказанное делал, добиваясь начальства у филипповцев. Все страннические рукописи говорят лишь о религиозных сомнениях Евфимия. Мало того, есть указание, что Евфимий, мучимый религиозными недоумениями, желал даже уединения где-либо в глухом месте. Рук. Влад. Дух, сем. 36, стр. 35.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010