Федосеевцы считали такие продукты оскверненными и полагали в очищение их 100 поклонов со специальной молитвой. Выговцы утверждали, что «по нужде» покупать «брашно» на рынке можно и его не нужно очищать молитвой и поклонами. Родословное древо Андрея и Семена Денисовых. Настенный лист. Выг. 1-я пол. XIX в. Фрагмент (ГИМ) Родословное древо Андрея и Семена Денисовых. Настенный лист. Выг. 1-я пол. XIX в. Фрагмент (ГИМ) Разногласия между поморцами и федосеевцами выявлялись постепенно, в ходе обмена посланиями и встреч представителей согласий. В 1700 г. было написано 1-е послание выговца А. Денисова к федосеевцам в Польшу, ответ Васильева был направлен выговцам ок. 1701/02 г. (оба текста изданы: Смирнов. Из истории раскола. С. 50-96). В 1703 г. Васильев впервые посетил Выговское общежительство, где состоялись его беседы с поморскими наставниками. Ок. 1704 г. А. Денисов написал 2-е послание в Польшу (изд.: Смирнов. Споры и разделения. С. 023-031), в к-ром призывал федосеевцев к миру. Ок. 1705 г. Васильев отправил на Выг «Послание о «догматах» и титле» (изд.: Там же. С. 017-020). Письма становились все более резкими. В 1706 г. Васильев вторично отправился на Выг для беседы. А. и С. Денисовы в это время были в отъезде. В их отсутствие Васильев столкнулся с резким неприятием выговскими наставниками своей позиции по поводу титла, глава федосеевцев покинул Выговское общежительство, объявив о полном разрыве с поморцами. Семен Денисов. Настенный лист. Сер. XIX в. Фрагмент (ГИМ) Семен Денисов. Настенный лист. Сер. XIX в. Фрагмент (ГИМ) Дальнейшая история взаимоотношений 2 согласий представляет собой непрерывную полемику (главным предметом споров был вопрос о надписании на кресте), сопровождавшуюся, впрочем, неоднократными попытками достичь примирения (источники 2-й пол. XVIII в. сообщают, будто бы в 1708 г., во время поездки А. Денисова в Новгород, Васильев примирился с ним). В 1710 г. А. Денисов написал соч. «О федосеевцах» (изд.: Там же. С. 031-060), имеющее характер окружного послания к своим единоверцам; в нем подробно рассматривается суть разногласий между поморцами и федосеевцами.

http://pravenc.ru/text/78246.html

синод дал знать преосвященному секретным указом от 23 сентября того же года, что «приходские священники его епархии могут и должны убеждать раскольников, при удобных случаях, освящать таинство браков своих венчанием в единоверческих церквах и, в случае согласия их на то, совершать над ними браковенчание, не простирая к ним дальнейших требований» 118 . Дано было знать «секретным указом», вероятно, потому, что в Высочайшем повелении 28 ноября 1839 г. было сказано только о том, чтобы приглашать раскольников узаконить их браки венчанием в единоверческих церквах, а о том, требовать ли от них при этом присоединения к единоверию, или не требовать, не было сказано ни слова; да и после вопрос этот светская власть, видимо, обходила 119 , до самого 1847 г 120 . В том же 1840 г. разрешение венчать раскольников поморской секты в единоверческих церквах, без предварительного присоединения их к единоверию, дано было св. синодом преосвященным пермскому и оренбургскому 121 . А когда в 1841 г. преосвященный вятский, вследствие безуспешности сделанных им на основании указа св. синода от 23 сентября 1840 г. увещаний раскольникам о совершении ими браков в церквах единоверческих, испрашивал у св. синода разрешения на браковенчание раскольников в церквах православных, без отобрания от них узаконенных обязательств быть твердыми в правоверии и с раскольниками согласия не иметь, св. синод, в разрешение сего представления, дал знать преосвященному секретным приказом от 14 мая того же 1841 года, для собственного его руководства, что, в предотвращение самочинных и беззаконных сопряжений между раскольниками, он может допустить венчание, по их требованиям, в православных церквах, на тех основаниях, какие изъяснены в указе св. синода от 23 сентября 1840 года (т. е. без присоединения), не давая, однако же, гласности сему разрешению и обязав духовенство соблюдать, по возможности, все предбрачные предосторожности и вносить брачующихся в особенные для подобных браков метрические тетради 122 . И хотя представление вятского преосвященного св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

И стрелецкие бунты, наконец, были подавлены, и самые даже стрельцы были уничтожены. Но раскол остался живуче и силен, и сталь еще сильнее. В то время, когда в Москве совершалась над стрельцами страшная казнь в восьмидневных кровавых актах мучительнейших побоищ, от 10-го до 31-го октября 1698 года... в то время в Северном Поморье, в области древнего вольного Новгорода, собирается новое народное согласие раскола. Оно возводит в догмат: «не молиться за царя и быть всем равными». Это – согласие поморское, выгорецкое, даниловское. С тех пор на вопрос: «Кто вы?» последователи этого согласья дают ответ вопрошающим: «Мы христиане евангельского проповеданья... священства не имеем и беглых попов не приемлем... За царя Бога не молим... все равны и особенных наставников не имеем... единого же согласия Данилова поморского». Как живуч был в стрельцах, до последней капли крови, дух восстания, как в кустах обезглавленных тел стрелецких на кремлевской площади, – по словам очевидца Корба, – долго трепеталась жизнь в ужаснейшей агонии, так живуч был жизнью раскола стрелецкий дух демократического антагонизма. Он пережил самих стрельцов. Беглый стрелец Филипп основал новое религиозное и гражданское согласье, доселе живущее. Это согласье, гораздо спорнее, решительнее Даниловцев, возвестило догмат – не молиться за царя, отрицать все повеления и установления власти: лучше сожигаться, чем покоряться Антихристовой воле. Из-за этого собственно догмата стрелец Филипп и основал свое особое согласье. Таким образом, изумительно, загадочно и многознаменательно, какое «непостоянство большое», по выражению русских людей XVII века, совершилось в образе мыслей большей части массы народной, в Москве и по всем областям, после всенародного согласья на земском соборе 1613 года. Во второе десятилетие XVII века избран был царь по согласию всей земли, а с последнего десятилетия XVII века стали возникать и сильно распространяться в массе народной противоположные согласья, – началось непризнание, отрицание царя...

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

В 1706 г. беглый дьячек Феодосий Васильев отделился от выгорецкого поморского скита и составил в новгородской области толк феодосеевцев, который отличался особенною ненавистью к православию. Они доказывали: 1) титла, написанного Пилатом, И.Н.Ц.И., как титла евангельского, не следует отвергать; 2) пищу, покупаемую на торгах, должно очищать молитвами и поклонами; 3) поклонение иконам не своего толка – осквернение; 4) молитва за государя – нечистота; 5) брачное сожитие – тоже. Этот толк выделил феодосеевцев польских и рижских, с их особенностями. Из отрицания некоторыми брака появилась секта детоубийц, – людей, которые приняли за правило закапывать в землю живые плоды своей нечистой жизни. Беглый стрелец Филипп, надевший на себя монашеское платье, по смерти настоятеля Даниловского скита, надеялся быть полным правителем скита. Когда же избран был Семен Дентов, Филипп поднял смуту. Еще более возмутился он, когда даниловцы, в царствование имп. Анны, подчинились требованию молиться за царя. Филипп, объявив их еретиками, подобрав 50 сторонников, ушел за 15 верст от скита и завел Филиппово согласие. В нем проповедывалось самоубийство. В 1743 г., когда к ним прибыла комиссия Самарина, Филипп, с некоторыми своими последователями, предали себя самосожжению. Против самоубийства восстал пастух Денисов. Он составил свое – пастухово согласие. Он запрещал брать деньги и паспорта, – на них знак антихриста. Не следует ходить по каменной мостовой, как по произведению антихриста. Мужик Онисим завел согласие разиней. Они, собираясь на молитву в великий четверток, стояли разиня рот, ожидая, что причащать их будут ангелы. По наставлению другого мужика, образовались подрешетники, которые принимают за св. причастие изюм, который выносила девка из подполья в решете и раздавала им. Другой мужик завел потемщину, толкуя, что надо крестить в потьмах, по ночам, как крестился Христос, или при смерти. Жена стрельца, Акулина, основала акулимовщину – общество братьев и сестер; вступающие в это согласие меняются крестами, целуют иконы; попы и чернецы расстригаются; живут грязно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Смягчился взгляд на нечестие и перекрещивание стало оставляться. Вторичное крещение имеет в истории раскола важное символическое значение. Перекрещиванцы даже со своими детьми ни в чем не сообщались, как с нечистыми. Но когда прекращение гонений ослабило фанатизм раскола, между последователями его не раз должен был подняться вопрос: справедливо ли такого же человека, как они, за церковное разногласие считать нечистым и не сообщаться с ним, если он не перекрещен? Ладожане на Выгу отделились от прочих выговцев по вопросу о крещении. Они отвергли перекрещивание. Подобно им, отвергло перекрещивание и спасово согласие. Это был переход от секты самоперекрещеванцев, последователи которой, как видно из самого названия, перекрещивали сами себя. Спасово согласие, подобно пастухову, стояло за нерасторгаемость брака, где бы он заключен ни был. Это было так же естественно: оба главные отступления от поморского толка – пастухово и спасово согласия явились в этом случае выражением уже более гражданственной, более семейной жизни, развившейся в увеличившемся населении дотоле безлюдного севера, где утвердился первоначальный, безбрачный, иноческий раскол. Кузьминовщина стала называться нетовщиною от того, что, по учению этого согласия, «нет ныне в мире ни православного священства, ни таинств, ни благодати». Отвергая все это, нетовщина учит возлагать всю надежду на Спаса, «Который сам ведает как спасти нас, бедных». Отсюда другое название – спасово согласие. Последователи этого учения, не перекрещивая обращающихся к ним, не крестят иногда и собственных детей: – по их учению «Спас и без крещения может спасти». Они отвергают также исповедь. Учение о нерасторжимости брака служит одним из пояснений – почему спасово согласие могло распространиться в средней России – в губерниях ярославской, костромской и нижегородской. Вопрос о браке был причиной отпадения многих от поморского учения. Поморский раскол, распространенный иноками, долго слишком сильно шел в разрез с понятиями, установившимися в обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

3 . Копии с доставленных начальнику губернии из следственно-судной комиссии: разглагольствования старца Евфимия, писанные в 1784 году, с его послания, писанного в 1787 году, и с сочинения наставника Никиты Семенова: малый образ ересям раскольнической секты с переписки с начальниками тех губерний, куда проникло странническое учение, с показаний и постановлений о нравственности сектаторов и наставников страннического учения, с выписки из дополнительного показания наставника Дмитрия Егорова, копии с отношения начальника Олонецкой губернии за 154 о страннической секте и требованные от меня соображения и заключения. Акты ярославского секретного совещательного комитета заключаются предположениями о способах к уничтожению секты, так называемых, странников. Полагаю, что к разрешению сего вопроса должно клониться требуемое и от меня заключение. Для сего нужно рассмотреть происхождение сей секты, ее учение и дух, и дознанные доныне дела сектаторов. I. Секта странников ест дочь беспоповщинской секты, злое наследие своей матери, умножившая до крайности и нагло провозглашающая и приводящая в действие правила, которые та старается прикрывать. Доказательства сего находятся в показаниях сектаторов и в сочинениях начальника секты и его последователей. По показанию странника Ивана Васильева основателем страннического учения был Евфимий, последователь филипповского согласия. В сочинениях Евфимий упрекает филипповцев, федосеевцев и прочих, что хотя в душе не признают земной власти, почитая ее антихристовою, но ей повинуются, и тем обманывают Бога. То есть, он принимает их учение, но не хочет, чтобы власть государя не скрытно, а явно признавали антихристовою, и ей не повиновались. По показанию странника и наставника (следственно лучше других знающего) Мокея Евфимий по самовольной отлучке из Переславля в Москве скрывался у старцев филипповского согласия, в которую веру и крестился. Потом пойман, отдан в солдаты, бежал, скрывался, кажется, на преображенском кладбище, там пострижен, определен старцами в поморский скит. Взял с собою последовательницу филипповского толка Ирину Федорову, беглую. Поссорился с настоятелем Адрианом: сей сорвал с него монашеское одеяние. Евфимий огорчился, отправился с Ириною в Москву, но здесь у старцев не нашел защиты, вошел в споры с филипповцами. Из Ярославля обличал московских раскольников, в Малышеве в первую ночь окрестил себя в странствие, а в следующую ночь других из филипповского и федосеевского согласия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/doneseni...

В XIX веке Чистополь был не только важным экономическим центром губернии, но и местом концентрации важнейшего духовного феномена в истории России – старообрядчества. Движения, которое объединило многие миллионы верующих и оказало существенное влияние на развитие отечественной культуры и экономики. В Чистополе XIX века большинства населения старообрядцы не составляли, но их было немало: по официальной статистике в Чистополе XIX и начале XX вв. значилось от 700 до 2200 староверов. Подавляющее большинство состоятельных и влиятельных чистопольских купцов принадлежало к старообрядцам – это Челышевы, Шашины, Логутовы, Маланьичевы, Маклаковы, Вачуговы, Макеевы, Мясниковы. Сейчас роль старообрядцев в жизни города, разумеется, сильно упала. Однако до нас всё-таки дошли старообрядческие памятники дореволюционной эпохи. Их малочисленность объясняется еще и тем, что до 1905 г. староверы были лишены права иметь общественное имущество и строить храмы. Если староверы и открывали моленные, то снаружи они выглядели как жилые постройки, так как, следуя закону, староверы не могли украсить молитвенные дома ни крестом, ни иконой. Поэтому чистопольские купцы-старообрядцы не жалели средств для строительства красивых в архитектурном плане зданий под моленные.Один из известных благотворителей, миллионер, коммерции советник Василий Львович Челышев, в 1882 г. при личной встрече с императором Александром III добился разрешения на открытие в Чистополе молитвенного дома для поморского согласия. Это был первый молельный дом старообрядцев в г.Чистополе. Василий Львович в 1900 г строит для молельни новое помещение на территории той же усадьбы, а в 1906 г., после смерти мужа, его вдова Екатерина Васильевна Челышева рядом с молельней строит здание со службами и учреждает в нем женскую богадельню. Комплекс зданий сохранился до нынешнего времени. В статье использованы материалы: Е. Б. Долгов, иерей Алексий Колясев «Чистополь - Хлебный город» Из альманаха КДС «Православный Собеседник» ч.2, 2006 и сайта http://pruf.livejournal.com/112408.html

http://sobory.ru/article/?object=24333

Таинство причащения тела и крови Христовой есть одно из важнейших средств в деле спасения; не даром принятие его на нашем народном языке называется исполнением христианского долга, не даром каждый из нас старается, хотя однажды в год, удостоиться оного, не даром оно составляло и составляет напутствие при переходе из настоящей жизни в будущую. Такое убеждение в важности этого таинства основывается на непоколебимых и несомненных основаниях божественного Писания. Христос Спаситель называет его хлебом животным, сшедшим с небеси. Если Крещение возрождает человека, то причащение питает его; родившись, без хлеба жить нельзя. И какое чудное это питание! Через него, по выражению Святого Златоуста, мы становимся «едино тело с Христом и уды от костей тела Его, не токмо по любви, но и вещью самою в Его плоть обращаемся и соединяемся с Ним яко тело с главой. Кровь же Его душ наших избавление; тою омывается душа, тою украшается, тою распыляется» 1 . «Смешение странно, и выше слова бывает, замечает Феофилакт болгарский в благовестном евангелии, имже быти Богу в нас и нам в Бозе пребывати» 2 . Старообрядцы безпоповщинского согласия не решаются опровергать такое высокое значение таинство причащения. В сочинениях знаменитых беспоповщенских учителей важность его признается вполне. «Христос Спаситель наш пречистыми своими устами, читаем в «Поморских ответах», глаголет: едый мою Плоть и пияй мою кровь во Мне пребывает и Аз в нём. Ин. 6 зач 24. Сия словеса Христа Бога нашего елико всякого достоверства и благоговейного почитания достойна суть, толико и прилежного в тщании исполнения требовательна: во еже всякому всегда причастнику быти животворящей плоти и крови Господни, в освящение души и тела, в наследие живота вечного» 3 . Те же слова буквально повторяет и автор «Меча духовного», с присовокуплением ещё более решительных слов Христовых: аще не снести плоти Сына человеческого и не пьете кровь Его, живота не имате в себе 4 , а также выражения Большого катехизиса, что «крещение, покаяние и причащение сице нуждно потребни суть всякому во спасение, да спасётся якоже корабль в приплытие глубины морские, без них же не един спастися может» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Что такое лоции и как поморы умудрялись плавать по морям без навигатора Но, согласно этой теории, вольный поморский народ испытывал притеснения. Петр I запретил кочи и заставил поморов строить шняки по голландскому образцу. Несмотря на это, поморы и на кочах, и на шняках плавали в Европу, доходя до Англии, а с Норвегией торговали, как с заречной слободой. Благодаря этим контактам, по своему менталитету поморы ближе к жителям Скандинавии, чем к остальной России. И их следует считать отдельным этносом, а вовсе не частью русского народа. Понятно, что эти представления сильно гиперболизированы, остро полемичны, их носители практикуют избирательный подход к огромному массиву исторических данных, то есть обращают внимание лишь на то, что говорит в пользу их концепции. К тому же не отделяют твердо установленные факты от гипотез и догадок, тем самым превращая поморское прошлое в подобие фэнтези. Впрочем, не стоит стричь всех под одну гребенку: сторонники «поморского возрождения» бывают разными, не все они мыслят столь прямолинейно и категорично. Сколько всего поморов? По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, поморами назвали себя 6571 человек. По данным Всероссийской переписи 2010 года — 3113 человек. Перепись 2020 года перенесена на 2021 год. Существует и противоположная точка зрения, тоже пристрастная и упрощенная. Согласно ей, поморами, а на самом деле — поморцами, назывались только жители берега Белого моря, от города Кеми до города Онеги. В древних летописях поморы не упоминаются. Поморье никто не завоевывал, оно мирно вошло в состав большой России. Архангельск был изначально государевым городом, а не столицей самостоятельного княжества и не имел никаких вечевых прав. Когда заходит речь об отсутствии крепостного права, сторонники критического взгляда просят уточнить терминологию. На Севере отсутствовали помещичьи вотчины, но местные жители являлись государевыми или монастырскими тяглецами, а не вольными гражданами, которые могли гулять, где хотят. Например, Ломоносову, чтобы отправиться в Москву, пришлось получить паспорт, а когда он истек, будущий великий ученый некоторое время числился «беглым», как обычный крестьянин, сбежавший от барина.

http://sever.foma.ru/pomory-chto-nam-izv...

В 1925 г., когда Верхне-Моложская экспедиция обследовала эти деревни, в Васютине особо была отмечена существовавшая на тот момент «многолюдная и сознательная» комсомольская ячейка. Причём среди окрестных деревень комсомольская ячейка существовала только в селе Лощемля и в самом Васютино. И если в Лощемле «комосомол находился в совершенно зачаточном состоянии», то круг деятельности Васютинской ячейки был «шире, работа сложнее». Причём особую активность комсомольцы проявляли «и на фронте антирелигиозном». «В последнее время Васютинский комсомол был поставлен в исключительные по трудности и сложности условия, – писали участники экспедиции, – Дело в том, что в лесных карельских деревнях, Васютине и соседнем Заболотье, огромное количество населения старообрядцы, при чем разных толков. Издавна существовала «беспоповщина» (поморского согласия) называемая в районе просто старообрядчеством, а так же «брачное согласие». Традиционные «старообряцы» беспоповцы-федосеевцы описаны в работах экспедиции так: «У старообрядцев Васютина и Заболотья имеются «начетники». В избах Васютина и Заболотья в красных углах много старинных образков (особенно много литых). Под иконами висят лестовки, на лавках под образами лежат «подрушники». Между представителями различных вер происходят частые споры, и они вносят нередко большое оживление в быт старших поколений». «По нашим наблюдениям и рассказам местных жителей, большинство молодёжи даже в такой культурной деревне, как Васютино, всё ещё идет за стариками. По прежнему соблюдаются посты, обряды, предписания того или иного религиозного толка», – подводили итог исследователи. Что же это были за толки и течения? Экспедиция ссылалась на комсомольскую стенгазету от 15 апреля 1925 г., где писалось: «Граждане деревни Заболотье и Васютино веруют в 6 вер различного сословия; веры: православная, старообрядческая (т.е. беспоповщина), брашницкая (т.е. брачное согласие), рогожская, евангелистская и просто Ермиловская. Рогожскую и евангельстскую граждане приобрели уже при советской власти». При этом описан и случай появления «рогожской веры». «Уже в годы революции произошло очень большое событие, сильно взбудоражившее местных старообрядцев. Васютинский богач М.П. Цветов, от которого в прежнее время в экономическом отношении зависела вся беднота и вообще всё крестьянское население округа, один из ретивых сторонников беспоповщины, вдруг в Москве принял «поповщину» – «рогожскую веру». По возвращении на родину он увлек за собой очень многих односельчан, особенно из тех, которые привыкли жить и мыслить по его указке».

http://sobory.ru/article/?object=58457

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010