Того ради Святейший Синод, сожалея о оных невеждах, так заблуждающих и до толикой погибели приходящих, и желая таковый вред от сердец церкве российския сынов истребить, увещевает всех православия нелицемерных любителей и именем Господним повелевает им прилежно по вся дни (между обычными своими молитвами) и о сем молитися всещедрому Богу, да выше помянутых жестокосердных человеков умягчить и обратить Духом своим Святым к доброхотному слышанию, светлому уразумению и благосердному приятию здравого учения, да отымет от них сердце каменно и даст им сердце плотяно, по милостивому обещанию Своему у пророка ( Иез. 11:19 ). Незлобивым же и истину любящим, но предприятому мнению своему порабощенным сие внушити Святейший Синод желает, что глаголет святой Апостол Иаков: немнози учители бывайте, брати моя, ведяще, яко большее осуждение приимем ( Иак. 3:1 ); такожде и сие Божие неискусным наставление: вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе ( Втор. 32:7 ). И дабы сие увещание лучше произошло в дело ко исправлению сынов святыя церкве, мнением своим немоществующих и о наставлении, от Синода предаемом, сумнящихся, а сумнения своего духовным пастырем не объявляющих и здравого рассуждения не требующих, молит Святейший Синод всех нелицемерно истины желающих, да прилежно рассудят, коль неисцельный душепагубный вред есть человеку, не учену сущу, не требуя от искусных наставления, самоволием своим избирати мнения, и не ведая, суть ли истинная, за истинная себе утверждати, что есть самое истое всех ересей семя и в бедство вечной погибели вводит, как от случаев прежних всем ведомо. Ибо в мимошедших летех, как при благополучной державе славныя и достойныя памяти благочестивейшего государя нашего царя и великого князя Алексиа Михайловича, самодержца всероссийского, и прочая, и прочая, и прочая, началося лучшее в книгах церковных погрешенным исправление, всем уже известно, коликой тогда от непокоривых невежд, которые грубого своего мнения духовным пастырям не объявляли и рассуждения не требовали, но, сами о себе суемненно согласившеся, дерзнули не точию словесно, но и письменно суемудрствовать, рассеялся разврат и размножился от времени до времени вредный зело простонародных раскол; всем знать возможно, что толь люто расплодился и так многих повредил, что и доныне, в толь долгое время и чрез разнообразное церковных пастырей врачевание не пресечен и не уврачеван пребывает, и не точию так болезнует, но и прочих, яко гангрена, люто повреждает, которое повреждение свое всякому, хотя и мало богословским учениям навыкшему, известное и явное, толь крепко многие слепые и окаянные содержат, что в том и до смерти стояти готовы и, не помня слова апостольского: аще и постраждет (кто), не венчается, аще не законно мучен будет ( 2Тим. 2:5 ), страдать за ложное свое мнение в мученичество себе вменяют…

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Ведению Посольского приказа подлежали не только дипломатические, но и торговые сношения Московского государства с иноземными государствами. Приезжавшие в Россию иностранные купцы согласно данным н в XVI веке жалованным грамотам, кроме освобождения от пошлин, имели еще привилегию: по всем своим торговым делам, по взысканиям им с русских людей долговых денег, равно как и наоборот, с них русскими людьми и пр. т. п., – судиться только в одном Посольском приказе (это подтверждаемо было несколько раз в XVII в.; в уложении 1649 г. «О тех торговых иноземцах по прежнему ль их ведать в Посольском приказе – ничего не написано», потому право это было подтверждено в ноябре 1651 г. вследствие внесенной в Боярскую думу докладной выписки 40 . Этим не ограничивался круг ведомства Посольского приказа. По разделении учрежденного во второй половине XVI в. особого Четвертного приказа, целью коего было собирание податей, на четверти, одна из них приписана была к Посольскому приказу, от которого и получила, как говорит бывший в Москве в 1588–1589 гг. послом англичанин Флетчер, свое название – Посольской. Судя по тому, что в XVII в. довольно рано в ведении Посольского приказа состоит Новгородская (Нижегородская) четверть, а с другой потому, что об одном из городов. ее, Вологде, имеются документальные известия, что он подчинен был Посольскому приказу («в приказе у Посольского дьяка Вас. Щелкалова» 1599 г.), – можно думать, что эта именно четверть и называлась Посольскою, что ее именно разумеет Флетчер, говоря о зависимости одной из четвертей от Посольского приказа 41 . К этой Посольской – Новгородской четверти, имевшей весьма обширные территориальные размеры, кроме Новгорода Великого принадлежало еще значительное число городов, находившихся на севере и северо-западе от Москвы, и «поморские и пограничные городы с Свескою границею». Тяглое население всех этих городов, главным образом, и ведала четверть, собирая с него подати (от 100 000 – до 60 000 рублей в год), шедшие на жалованье боярам по их окладам. – Посольский приказ в XVI в. ведал далее дела, касающиеся всех вообще приезжих иностранцев (кроме поступавших на военную службу, кои находились в зависимости от другого приказа – Иноземского), Донских казаков и татар, испомещенных в Московском государстве. Сведения, сообщаемые в XVII веке подьячим Посольского приказа Котопихивым о круге ведомства сего приказа, вполне приложима и к XVI веку. «В Посольском приказе, говорит он, ведомы московские и приезжие иноземцы всех государств торговые и всяких чинов люди; и судят торговых иноземцев и расправу им чинят с русскими людьми в одном том приказе». «Да в том же приказе ведомы Донские казаки, татаровя крещеные и некрещеные, которые в прошлых годах взяты в полон из Казанского, Астраханского, Сибирского и Касимовского царств, и даны им вотчины и поместъя в Подмосковных ближних городах; греческие власти и греченя, как приезжают для милостыни и торговли, ведомы в том же приказе».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Старовер-«никонианин» (Конкурс) Ум требовал выбрать веру предков старообрядцев, истовых хранителей чистой веры (не у продавшихся же миру «никониан» ее искать), а сердце выбрало веру врагов. Его свидетельство было для меня настолько убедительно, что никогда после не возникало сомнений в выборе. Позже я узнал о таком в жизни моей Церкви, что можно было бы назвать греховным, но поверх всего этого было нечто иное, настолько великое и светлое, что ропотный дух умолкал. 31 августа, 2013 Ум требовал выбрать веру предков старообрядцев, истовых хранителей чистой веры (не у продавшихся же миру «никониан» ее искать), а сердце выбрало веру врагов. Его свидетельство было для меня настолько убедительно, что никогда после не возникало сомнений в выборе. Позже я узнал о таком в жизни моей Церкви, что можно было бы назвать греховным, но поверх всего этого было нечто иное, настолько великое и светлое, что ропотный дух умолкал. В рамках конкурса « История о вере, о настоящем человеке и о мужестве! » своей историей делится иерей Олег Курзаков, штатный священник Свято-Троицкого собора г. Шарыпово. Мои предки были староверами-беспоповцами, бежавшими когда-то в глухие леса Вятки, а оттуда переселившиеся в еще более далекую Сибирь,  я же стал священником Православной Церкви, «никонианином». Помню свою бабушку, бережно достающую кожаные книги, и изображение Страшного Суда на бумажной репродукции над кухонным столом. Она водила по нему заскорузлым от многой работы пальцем, и показывала, где будут мучиться пьяницы, блудники, воры, убийцы и отступники от правой веры. У бабушки было 8 детей, никто не стал верующим. И умирала она в своей вере, не разделенной детьми, вере Поморского согласия, по словам ее — самой истинной и чистой… Тогда я был ребенком, и для меня скорее это все казалось сказкой. Но вот пришла юность с ее мятежами, и неведомо как наследие предков полыхнуло во мне. Не веря в Бога и не зная Его, я метался в мире. Надо было жить. Как? Как все живут — отучишься, женишься, на работу устроишься, состаришься и умрешь. Как все. И это – все!

http://pravmir.ru/starover-nikonianin-ko...

Выставка «Образы и символы старой веры» открывается в Русском музее 24 декабря 2008 г. 11:52 Исключительная по полноте выставка старообрядческого прикладного искусства «Образы и символы старой веры» открывается 24 декабря в корпусе Бенуа Государственного Русского музея, сообщает пресс-служба музея. В состав экспозиции включены произведения, сохраненные и созданные представителями разных старообрядческих толков и согласий (беспоповцев — поморцы, федосеевцы, филипповцы, поповцев: беглопоповцы, австрийское согласие и других). Этим объясняется широкий временной диапазон представленных на выставке памятников: от икон XVI века, бережно сохраненных в старообрядческих моленных и скитах, и до произведений начала XX века. Наряду с иконами, в залах выставлены деревянные резные и меднолитые кресты, складни, рукописи, произведения народного искусства (прялки, лестовки — старообрядческие четки, штампы для печатания книг и прочее), настенные рисованные листы. Экспозиция организована по географическому принципу, объединяя в разных залах памятники с Севера: из Выговского старообрядческого общежительства и с Северной Двины; из скитов и моленных Поволжья и Заволжья; из районов Ветки и Урала. Значительный раздел посвящен старообрядческим моленным и церквам Петербурга. В течение 10 лет выставку готовили научные сотрудники Отдела древнерусского искусства и реставраторы Отдела реставрации темперной живописи Русского музея. От записей и потемневшей олифы было раскрыто свыше 30 икон. Реставрационные работы позволили впервые представить в экспозиции целые комплексы икон, например, из поморской часовни в Ярославле и из поповской часовни в Хвалынске. Старообрядчество — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650 — 1660 годах Патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была объявлена унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Константинопольской Церковью.

http://patriarchia.ru/db/text/514578.htm...

Безпоповцы не составляют одного целого общества, но телятсь на множество мелких обществ, так называемых толков или согласий. Из числа последних существуют следующие: поморский, федосеевский, филипповский, приемлющих браки, странников и нетовцев. Поморцы или даниловцы – раскольники-безпоповцы, обосновавшиеся в конце 17 и начале 18 столетия в Поморье (Олонфцк. г.). Даниловцами называются по имени одного из основателей этого толка, шунгского дьячка Данилы Викулова. Особенности их учения следующие: а) за отсутствием иерархии, брака не может быть, и все должны жить девственно; б) за Царя молиться не следует; в) на кресте следует делать надпись: «Царь славы Ис. Хр. Сын Божий»; г) иноков и после перекрещивания нужно признать иноками; д) пищу, покупаемую на рынке, не следует считать оскверненною и е) нужно быть готовым к самосожжению. Поморцы-тропарьщики – те поморцы, которые молятся за Царя и поют тропарь «Спаси Господи, люди Твоя» так, как он напечатан в патриарших книгах. Адамантовы – безпоповщинский толк, выделившийся из поморского. Учение этого толка в общих чертах сходно с поморским, но отличается от него большей последовательностью выводов. Проповедуя наступление царства антихристова, адамантовы отвергают все нововведения и все, что носит на себе печать антихриста. Так они учат не брать в руки денег, паспортов и других предметов, на которых изображен государственный герб (по их мнению, печать антихриста), запрещают ходить по каменным мостовым, как изобретению антихристова времени, и жить в городах и селениях, чтобы не осквернить себя общением со слугами антихриста. Во избежание разврата адамантовы признают брак, где бы и когда бы он ни был совершен. Основателем этого толка был пастух Степанов, почему и самый толк называется еще пастуховым; но сами последователи называют себя не иначе как адамантовыми, т. е. твердыми последователями старой веры. Поморцы-брачники, или приемлющие браки – безпоповщинский толк, выделившийся из поморского. Последователи его полагают, что брак может быть совершен не только священником, но и мирянином, потому что сила брака заключается не в священническом венчании, а во взаимном согласии жениха и невесты, объявленном при свидетелях. Такой брак, говорят они, совсем не то же, что «гражданский», а таинство, только в нем священническое венчание заменено венчанием мирянина. Чин совершения этого брака неодинаков: одни поют особый канон, нарочито составленный Скачковым (один из распространителей толка брачников), другие поют молебен, положенный на первое августа, а третьи совершают браки в молельне при посредстве своих наставников, с пением избранных из чина венчания псалмов, чтением апостола и евангелия, причем наставник говорит: «Бог благословит, а по окончании церемонии, читает положенное в требнике в чине венчания поучение. Кроме учения о бессвященнословном браке, безпоповцы-брачники содержат учение о молении за Царя.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Это обеспечивает книге широкий междисциплинарный формат: автор опирается на солидный базис старой и новейшей исторической, научно-справочной и энциклопедической литературы. Она охватывает внушительный круг работ – археологических, историко-этнографических, историко-краеведческих, историко-географических, историко-экологических, картографических (включая рукописные поморские лоции XVIII–XIX вв.), экономических, лингвистических (в том числе по диалектологии с вниманием к «руссенорску» – русско-норвежскому суржику (с. 56, примеч. 269) и русско-датскому двуязычию ряда документов). Учтены также многочисленные статьи и документальные публикации самого автора (с. 454–455, 457), наглядно показывающие, как монография постепенно и неуклонно вырастала, рождалась из целого ряда последовательных статей и документальных публикаций. Свободно разбирается С. А. Никонов и в сугубо специальных исследованиях – по судостроению, промысловому рыболовству, ихтиологии, морским биоресурсам, экосистемам, природопользованию и проч. Несогласие у нас вызывает лишь утверждение автора о том, что М. М. Богословский в своей работе «Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в.» опирался по преимуществу на материалы Устюжского уезда (с. 13, примеч. 20). Несомненно, территориальный масштаб классической двухтомной монографии академика Богословского был значительно шире. Познавательная ценность монографии С. А. Никонова усиливается и терминологическим указателем, правда, в нем, как нам представляется, была бы уместной расстановка ударений в некоторых практически неизвестных широкому читателю словах. К сожалению, в словаре не поясняется отличие некоторых близких по смыслу понятий: кутила от носка и спицы, елуя от палтухи, погреба от потешения и почести, копорулей от червениц (с. 430–436), а также различных типов морских и речных судов. Здесь же рискнем не согласиться с некоторым словоупотреблением и написанием в авторском тексте, например, «вёшняя» артель (с. 244, 294, 295). Полагаем, что подобное написание не вполне соответствует нормам современного русского языка.

http://sedmitza.ru/lib/text/10098628/

Об этом-то столь важном различии определения Стоглавого собора от старообрядческого учения о двуперстии Денисов и умолчал, понимая, что это соборное определение совершенно разрушает все его доказательства. По этой же причине и издатели Псалтырей, печатая статью о крестном знамении, не привели в ней свидетельства от Стоглавого собора, также и теперешние старообрядцы ни за что не согласятся полагать на себе крестное знамение с таковым толкованием о трёх перстах, какое дано Стоглавым собором. А когда они не соглашаются с таковым толкованием полагать на себя крестное знамение, то не следует им и приводить определение Стоглавого собора в оправдание своего перстосложения. И сам Денисов привёл его только в отрывочном виде, пропустив главное и существенное в нём. Но не в этом только состоит опущенное Денисовым различие между определением Стоглава о перстосложении и учением старообрядцев о двуперстии. Определение Стоглава и о двух перстах не согласует с употребляемым старообрядцами перстосложением. Старообрядцы, по наставлению, изложенному в Псалтырях, мало преклоняют перст великосредний, а определение Стоглава повелевает преклонять перст не великосредний, но указательный: «верхний (указательный) перст с средним совокупив, простер и мало нагнув». Такое несогласие в наставлениях о перстосложении разрушает мнение старообрядцев, что будто в перстосложении самые персты составляют догмат веры, и показывает, что они только усты ссылаются на Стоглавый собор, а в сущности ему не последуют. И ссылка Денисова на этот собор оказывается также не имеющею значения. Наконец во свидетельство неизменяемости двуперстия, как догмата веры, Денисов ссылается здесь на «Ответ папину посланнику Антонию Поссевину». Но в «Ответе» этом идёт речь не о сложении перстов для крестного знамения, а о том, на какое плечо должно полагать руку в крестном знамении – на правое или на левое, как это показывает и самое заглавие статьи, на которую делается ссылка: «О том, что христиане крестом знаменуют, первое на правое плече рукою кладут, потом на левое; а по Антониеву первое на левую, потом на правую, и христианам подобает крестится крестообразно» (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

«Приезд Ломоносова с обозом в Москву». Картина А.И. Васильева, 1957 г. Также критике подвергаются и, к примеру, сведения о всеобщей грамотности: ведь жители Русского Севера старались запоминать наизусть былины и сказы, потому что не могли их записать. Преувеличены, по мнению сторонников критической теории, и уникальные свойства поморских кораблей. Кочи и шняки, согласно их доводам, были тяжелы, неуклюжи, под парусом могли ходить только при попутном ветре. Нельзя и утверждать, будто поморы были замечательными рыбаками: они не могли обеспечить выловленной рыбой свое побережье и выменивали треску у норвежцев за ржаную муку. Понятно, что и к этим аргументам следует отнестись с осторожностью. Ведь каждый заостренный полемический взгляд — заведомо неполон и несправедлив. Действительно, никакого «поморского государства» или «покорения поморов» летописи не упоминают. Но и сказать, будто жители берегов Белого моря в своей повседневной жизни ничем не отличались от остальной России, невозможно. 2 Поморские промыслы Главной особенностью поморов был не диалект или семейные обычаи, а их хозяйственные занятия. Разнообразие поморских промыслов поражает. От солеварения, рыболовства, охоты на морского зверя — до добычи жемчуга! Как прокормиться морем? — 10 главных промыслов поморов из славного прошлого 3 Куда плавали поморы История поморского мореходства содержит немало славных достижений и мифов. Определенно можно сказать одно: поморы ходили в полярных морях и посещали острова задолго до голландских и английских мореплавателей. Но отсутствие в допетровской России картографии европейского образца и связей с европейским научным миром привело к тому, что море, которое поморы называли Студеным, носит имя Виллема Баренца, а острова, которые поморы называли Грумантом, являются архипелагом Шпицберген. Хотя Баренц дал название Шпицбергену в 1596 году, а поморы высадились там за несколько веков до этого. Моряки корвета «La Recherche» у поморского креста на Шпицбергене. Литография Огюста Maueparufr (1838)

http://sever.foma.ru/pomory-chto-nam-izv...

Окружники выявили лояльное отношение к Православной Церкви. В 1864 г. было написано окружное послание Илларионом Кабановым и подписано частью старообрядцев-архиреев. Это послание утверждало лояльное отношение к Православной Церкви. Противоокружники это послание не поддержали. Среди них возникло несколько толков. 1. Поморяне (даниловцы). Это был беглый дьячок Данила Вакулин, который устроил скит на берегу реки Вычи. Сюда пришли знаменитые писатели братья Денисовы, которые развили учение поморян и дали им внешнее устройство. Сами Денисовы были потомками из рода князей Мышицких. Главные положения поморян: 1) С времен Никона в Церкви воцарился Антихрист. 2) Приходящих от этой Церкви нужно перекрещивать заново, а венчаных разводить. 3) За власти молиться не следует. (Позднее они изменили этот пункт и за царя заблудшего молились.) 4) На крестах писать: «Царь Славы Иисус Христос Сын Божий», а не «IHЦI», 5) Быть готовым к самосожжению. 2. Филипповцы. По смерти Андрея Денисова, который руководил поморским скитом, некто царский стрелец Филипп возмечтал возглавить этот скит. Однако на роль руководителя и наставника был избран староверами-поморцами Семен Денисов (брат Андрея Денисова). Тогда в знак протеста и с обидой на такую «несправедливость» Филипп в 15-ти верстах устроил свой скит, и постепенно к нему стали приходить и оседать люди. Учение филипповцев сходно с поморянами по всем пунктам, кроме молитвы за государя. 3. Федосеевцы. Мещанин Феодосии из древнего боярского рода бояр Урусовых во второй половине XVII века основал на польской границе свои общины, которые именовались «Федосеевским согласием». Позже они утвердились в Москве на Преображенском раскольничьем кладбище. Это кладбище было устроено раскольниками-старообрядцами в 1671 г. во время эпидемии чумы купцом Кавылиным. Федосеевцы приобретают пищу на торгах, но очищают ее молитвой. На крестах признают надпись «IHЦI». 4. Странники (бегуны или сопелочники). Проповедуют, что Антихрист не только царствует на земле, но уже и наложил печати на все церкви и гражданские порядки. Эти печати таковы: ревизия, подати, система паспортов, рекрутчина. Поэтому никаким законам подчиняться нельзя. Единственная возможность спастись – это странствовать из города в город, жить в лесах и пустынях. Большое крыло этих раскольников называется странноприимцами, которые дают приют бегунам. Странноприимцы считают себя ниже бегунов и под конец жизни сами становятся бегунами.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Мысль не подвластна даже красным кхмерам..... Главное, Вы не думайте.Не о чем, больше? 63. Ответ на 61., Влад.Атласов: Небось при красных кхмерах люди о стрингах не думали ) Хороший вопрос. Надеюсь, Лукиа безотносительно кхмеров никогда о стрингах не думала. 62. 59.Владу.Атласову. Уажаемый Влад.Атласов. " Трудолюбивые и предприимчивые " русские капиталисты будучи сами крепостными умудрялись при этом сами владеть крепостными,вот и выкупали себ за свой счет и если мы коснемся вопроса вероисповедания,так православных среди них почти не было-СПОШЬ РАСКОЛ И СЕКТАНТЫ. Мало того,законодательство Российской Империи было таким,что ставило ПРАВОСЛАВНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В НЕРАВНЫЕ УСЛОВИЯ. Раскол это воспринимал как должное и толковал по своему: " Наш Бог сильнее,раз делает успешным в делах " . В каких? В делах нещадной эксплуатации своих единоверцев. Имя им-легион. Рогожинское,филипповское,поморское,австрийское согласия,СКОПЦЫ... Дело доходило до того,что православные не могли в Воскресение бывать на службе,поелику намеренно ставили в работы. Кстати,одним из пунктов петиции,с которой народ шел к Зимнему,было прошение не ставить в работы в Воскресение,дабы рабочие могли посещать Храм Божий. Чем ответила буржазия православным? Свинцом. Не удивительно. " Кто ты есть никониан? Гной еси,кал еси,пес еси смрадный. ...и кукишем крестишься " . 61. Ответ на 60., Lucia: при капитализме слишком хорошо люди живут, с жиру бесятся Вот именно.Не могут себя ограничить,пусть за комунистов голосуют. Впрочем что-то подобное там есть таки. Англия.Две партии.Одна правых.При них экономика растет.Люди ,через некоторое время,бесятся.Голосуют за левых.Те,даром что не комунисты,тоже ничего не могут кроме распределения.(По-справедливому.)Начинается застой.Где-то целые отрасли становятся убыточными.Растет недовольство.Голосуют за правых.Те разруливают.Начинается рост... Ну,может не только или не столько Англия,а вообще так. Небось при красных кхмерах люди о стрингах не думали.В С.Корее опять таки.Ну...не только там...,конечно.Плюсы,они во всём есть.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/03/po...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010