В с. Кондакове Борисоглебского р-на находится источник во имя прп. Иринарха. В угличском Алексеевском мон-ре находится чудотворная икона Божией Матери «Неугасимая Свеча» («Вратарница»). В Преображенском кафедральном соборе Углича хранится список иконы «Покров Пресв. Богородицы» из затопленного Угличским водохранилищем Покровского мон-ря. Ежегодно в праздник Покрова Пресв. Богородицы с этой иконой совершается Покровский Паисиев крестный ход (11 км) до поклонного креста на берегу Угличского водохранилища близ затопленной Покровской обители. В угличской ц. в честь Корсунской иконы Божией Матери находится одноименный особо почитаемый образ, а также глава и части одежды мч. Иоанна Чеполосова. В угличском Богоявленском мон-ре хранится Феодоровская икона Божией Матери - подарок матери царевича св. Димитрия, царицы Марии Нагой. Икона спасала город от пожара и чумы. В каждом храме Угличского благочиния находится частица мощей блгв. кн. Романа Угличского. В храме во имя царевича св. Димитрия на Крови есть частица мощей царевича, переданная из посвященной ему ц. при московской 1-й Градской больнице. В угличском в честь Воскресения Христова мужском монастыре почивают мощи местночтимого святого схимон. Иоакима. В с. Котове Угличского р-на близ недействующей Успенской ц. находится могила исп. Ираиды Тиховой . По преданию, при закрытии ц. во имя арх. Михаила в с. Архангельском Угличского р-на в пруду утопили священные сосуды, с тех пор он почитается как святой. В Угличском р-не особо почитаются св. источники: во имя свт. Николая Чудотворца и свт. Тихона Амафунтского у р. Улеймы в с. Нефедьеве, во имя Царственных мучеников близ с. Заозерья, во имя свт. Николая Чудотворца близ с. Никольского. На территории ныне не существующего с. М. Богородского Мышкинского р-на, на погосте полуразрушенной ц. во имя прп. Паисия Угличского, покоятся родители прп. Паисия и существует источник во имя преподобного. В с. Архангельском Мышкинского р-на находится могила почитаемой старицы Ксении Красавиной (сер.

http://pravenc.ru/text/2580008.html

Наиболее ранний достоверный образ М. сохранился в житийном цикле святого на иконной раме XVII в. (ЯХМ). Он представлен безбородым юношей с короткими волосами, в золотом пластинчатом доспехе, синем плаще, красной рубахе и высоких красных сапогах. В руках у него большой меч, к-рым он побивает вражеских воинов. Житийный цикл М. расположен на нижнем поле рамы и состоит из 7 клейм. Композиции сопровождаются надписями на полях, все фрагменты текста пронумерованы, и соответствующие цифры проставлены на фоне в клеймах: 1) Видение пономарю Божией Матери, повелевшей призвать М. на защиту Смоленска от войск Батыя. 2) М. приходит на Долгий мост и посекает врагов мечом. 3) Гибель войска Батыя. 4) Усекновение главы М. 5) М., держа отсеченную голову в руках, приходит к воротам города. 6) Погребение М. в Успенском соборе. 7) Явление во сне пономарю М., повелевшего повесить над гробом его оружие. Состав др. клейм рамы, среди к-рых есть композиции, не имеющие прямого отношения к Житию М. («О Тебе радуется», «Достойно есть», «Покров Пресв. Богородицы» и «Похвала Пресв. Богородицы», а также «Ветхозаветная Троица» и «Собор двенадцати апостолов»), позволяет предположить, что рама окружала почитаемую Богородичную икону. Помимо житийных сцен на раме представлены иллюстрации к Повести о нашествии Батыя и к Сказанию о мученичестве блгв. кн. Михаила и исп. Феодора Черниговских, текстов, входящих в качестве предисловия в минейную редакцию Повести о Меркурии Смоленском. Надписи, сопровождающие клейма, также соответствуют тексту минейной редакции. Повесть читается за богослужением в день памяти М. (24 нояб.), а также в день празднования Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия» (28 июля) как свидетельство одного из чудес иконы. Т. о., состав клейм на раме позволяет предположить, что в среднике находился Смоленский образ Божией Матери. Возможно, изображение М. имеется в росписи кон. XVI в. Смоленского собора Новодевичьего мон-ря. На юго-вост. столпе изображен юный воин с пышной прической, в доспехе с белой перевязью, зеленом плаще и высоких сапогах ( Ретковская Л. С. Смоленский собор Новодевичьего мон-ря. М., 1954. С. 17-18). За спиной у него круглый щит, в правой руке - копье, левой он опирается на меч. Образ воина близок к образу М. на раме XVII в. из ЯХМ, но надпись «великомученик Меркурий» заставляет предположить, что в росписи изображен вмч. Меркурий Кесарийский, на день памяти к-рого (24 нояб.) в XVI в. было установлено празднование памяти М. ( Квливидзе Н. В. Фрески Смоленского собора: Иконогр. программа росписи//Московский Новодевичий мон-рь: к 500-летию основания/Сост.: А. Л. Баталов, Л. А. Беляев. М., 2012. С. 349. Примеч. 39). Однако облик святого в росписи Смоленского собора не соответствует традиц. визант. иконографии вмч. Меркурия, к-рый изображается с бородой и, как правило, в шлеме.

http://pravenc.ru/text/2563012.html

П. Л. написал 5 Похвальных слов: прп. Варлааму Хутынскому, на праздник в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Новгороде, свт. Алексию, на праздник Покрова Пресв. Богородицы, на перенесение мощей свт. Петра, а также, возможно, Похвальное слово свт. Петру. За исключением Похвального слова на Покров Пресв. Богородицы, остальные были созданы в рамках работы над циклами произведений, посвященных святым или праздникам, вместе с житиями (сказаниями) и со службами. При составлении Похвальных слов П. Л. обращался к гомилетическим сочинениям др. авторов, прибегая к разным способам цитирования: заимствовал крупные фрагменты практически дословно, иногда использовал микроцитаты, ориентировался на общую композиционную структуру. В Похвальных словах П. Л. отмечены общие места с др. сочинениями автора. Проблема источников Похвальных слов и самоцитирования остается пока недостаточно хорошо разработанной. Похвальное слово прп. Варлааму Хутынскому Старший известный список памятника содержится в пергаменной служебной Минее на нояб. (РНБ. Соф. 191, 1438 г.), где он является частью цикла: Похвальное слово помещено в Службе прп. Варлааму после седальна по полиелее (кроме того, в Службе между кафизмами читается 2-я (Первая Пахомиевская) редакция Жития прп. Варлаама). В этом списке Похвального слова имени П. Л. в надписании нет (как и в остальных произведениях цикла в рукописи). На этом основании, а также следуя за предшественниками в атрибуции 2-й редакции Жития др. книжнику, Э. А. Гордиенко высказывает сомнение в том, что Похвальное слово было написано П. Л. ( Гордиенко. 2010. С. 133, 151-152). Однако в более поздних списках, в т. ч. в списке-автографе РНБ. Соф. 429. Л. 49-63, датирующемся сер.- 3-й четв. XV в., появляется имя П. Л. как автора. Будучи частью цикла, Похвальное слово имеет параллели со Службой и с Житием, а также с другими сочинениями П. Л., прежде всего с Первой Пахомиевской редакцией Жития прп. Сергия Радонежского. Тем самым произведение надежно атрибутируется П. Л. ( Карбасова. Цикл текстов. 2016. С. 29-41).

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Каково бы ни было нравственно-религиозное состояния русского общества в до-Петровской Руси, но очевидно и не подлежит сомнению, что постоянно, изо-дня в день напоминая об одном и том же – об одной из священнейших обязанностей человека христианина, – наша церковь ставила своей прямой задачей постоянно пробуждать, поддерживать и воспитывать в обществе верующих те высшие и благороднейшие чувства любвеобильной христианской общественности, истинной представительницей которой являлась сама церковь , принимавшая под свой покров всех страждущих и обремененных. С другой стороны, не случайно также самое большее число указанных чтений в Прологе отнесено на декабрь, январь, февраль и март. Бог любы есть ( 1Иоан. 4, 8 ), и в любви Божией, не пощадившей Сына Своего Единородного нас ради человек и нашего ради спасения, Пролог указывает высшее основание и побуждение и для нашей любви к ближнему, а в лице Искупителя мира, снисшедшего к нашей немощи – «обнищавшего нас ради» (Прол. 14 окт,, л. 151 об.) и подъявшего на себя грехи мира, видит Верховного Божественного «нищелюбца» (см. в Прол. поучения на зачатие пресв. Богородицы (9 дек.), на Рождество Христово, на Богоявление, на Благовещение), и потому как нельзя более соответственно было в дни торжественных воспоминаний безмерного милосердия Божие к миру, явленного рождением Христа Спасителя и Богоявлением, – в такие дни предпочтительно сосредоточить мысль и чувство верующих на сознании спасительности дел милосердие и призывать их к нищелюбию (ср. Поучения на зачатие пресв. Богородицы, 9 дек.). Кроме того, в дни поста и покаяния, назначенные церковью на эти именно месяцы (рождественский и великий пост), учения о любви к ближнему и настоятельный призыв к делам милости и милосердия, которыми, – как постоянно внушают проложные поучения, – «очищаются грехи», – представлялось наиболее нужным и своевременным 30 . «Потщимся, – говорится в поучении на Благовещение, – потщимся добрые детели творити, паче же в сии дни. Сии суть дни Богом уставлени на очищения душам и телесем: да не подобает их леностью и злыми делы проводити» 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Поскольку же известно, что св. Борис был послан в Ростов в 1010 г. на место князя Ярослава, поступившего в Новгород; то прибытие св. Феодора в Ростов вместе с кн. Борисом было также не прежде 1010 г. 67 . В этот раз он пробыл в Ростове вероятно до 1014 г., пока не вызван был кн. Борис больным отцом в Киев. Страдальческая кончина св. Бориса и последовавшая за нею кровавая борьба Ярослава с братоубийцей Святополком благоприятны были только для фанатиков язычества, и блаженному епископу трудно было в такое время удержаться в Ростове. – В помянутом житии св. Леонтия сказано, что блаж. Феодор, прибыв с князем Борисом в Ростов, хотя усердно трудился над просвещением народа св. верой, но неверие глубоко пустило корни в народе, и проповедник «изгнан бысть». – По спискам Ростовских епископов после удаления Феодора из Ростова сюда прислан был Иларион; но и тот, как видно по другим источникам, от ненависти язычников скоро удалился из Ростова 68 . – По летописям не показан год кончины св. Феодора. По рассказу их об избиении женщин волхвами в Суздале в 1024 г. не видно, чтобы тогда был жив ревностный проповедник св. истины; но во всяком случае несомненно, что это свирепое восстание проповедников язычества было делом злости их, раздражённой успехами проповеди св. Феодора 69 . Таким образом блаженную кончину ревностного пастыря надобно отнести к 1023 г. Над гробницей святителя, почившего в Суздале, в ΧVΙ в. возложен дорогой покров с такой, шитой, надписью: «л. 7089 (1581), – молясь Пресв. Богородице и великому чудотворцу, епископу Феодору, Суздальскому, положила сей покров на великого чудотворца епископа Феодора князя Владимира Андреевича княгиня Евпраксия» 70 . – В 1633 г. Суздальский архиепископ писал в Суздальский девичий монастырь: «молитвы великих святителей и чудотворцев Суздальских Иоанна и Феодора да будут с вами» 71 . Святого мученика Феофана Молодой и неопытный, увлечённый Турками в ислам , Феофан скоро однако же сознал своё гибельное заблуждение и, скрывшись от обманувших его, поступил в иночество, чтобы строгим подвижничеством искупить своё временное отступление от родной веры Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

364 – По летописям не показан год кончины св. Феодора. По рассказу их об избиении женщин волхвами в Суздале в 1024 г. не видно, чтобы тогда был жив ревностный проповедник св. истины; но во всяком случае несомненно, что это свирепое восстание проповедников язычества было делом злости их раздраженной успехами проповеди св. Феодора. 365 Таким образом блаженную кончину ревностного пастыря надобно отнести к 1023 г. Над гробницею святителя, почившего в Суздале, в 16 в. возложен дорогой покров с такою, шитою, надписью: «л. 7089 (1581). – молясь пресв. Богородице и великому чудотворцу, епископу Феодору, суздальскому, положила сей покров на великого чудотворца епископа Феодора князя Владимира Андреевича княгиня Евпраксия». 366 – В 1633 г. суздальский архиепископ писал в суздальский девичий монастырь: «молитвы великих святителей и чудотворцев суздальских Иоанна и Феодора да будут с вами». 367 Преп. Кирилл белозерский Преп. Кирилл, в мире Козма, родился в Москве от благородных родителей 368 и в детстве получил приличное воспитание. Оставшись в юных летах сиротою, он, по поручению родителей, жил у родственника своего боярина Тимофея Васильевича Вельяминова, окольничего при дворе в. к. Димитрия Донского. 369 За тихий нрав и добрую жизнь боярин любил Козму и поручил ему надзор за слугами своего дома. 370 Но Козма не чувствовал расположения к светской жизни; напротив рвался душою служить единому Господу. Он не открывал расположения своего благодетельному родственнику, потому что уверен был в несогласии Тимофея с его желаниями. Козма тайно молился Господу. И вот пришел в дом боярина блаж. Стефан, известный основатель махрицкой обители. Козма открыл ему душу свою и преп. Стефан успел довести боярина до того, что он согласился с желаниями Козмы. Стефан привел Козму в симоновскую обитель к архим. Феодору. Тот, облекши его в иночество с именем Кирилла, поручил его подвижнику Михаилу, в последствии епископу смоленскому. Под руководством старца юный инок со всею ревностью вступил в подвиги иночества.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Помимо сохранившихся лицевых покровов и пелен в Успенском соборе по опубликованным письменным источникам известны др. произведения царских мастерских с образом И. В книгах «верхнего относа» (выдача материалов для дворцовых мастерских) под 15 дек. 1616 г. указан «покров Ионы митр., камка куфтерь багрова, около шит тропарь: «ото юности своея» серебром, образ его назнаменан белилы, подкладка холст бел» ( Забелин. 2003. С. 634). Вероятно, работа над этим покровом была начата еще до Смуты. Поскольку покров был передан в хоромы царицы-инокини Марфы Ивановны, можно предположить, что окружение молодого царя Михаила Феодоровича по завершении шитья фигуры И. в среднике надеялось на покровительство святого. В 1642 г. мастер Марк знаменил 6 дней на убрусе «по тафте жолтой» деисусную композицию с изображением святителей Петра, Алексия и И., а также свт. Феогноста. Этот шитый приклад предназначался, возможно, для одной из икон дворцовой ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы «что на сенях» (Там же. С. 726). Обретение мощей свт. Ионы, митр. Киевского и всея Руси. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70 е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 34) Обретение мощей свт. Ионы, митр. Киевского и всея Руси. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70 е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 34) Появление образа «нового чудотворца» И. в произведениях 2-й пол. XVI в. прославляло благодатность Русской Церкви, давшей многочисленных святых и подвижников. В росписях Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551) фигура И. в молении включена в композицию «Поклонение Жертве» в нижнем ярусе центральной алтарной апсиды. Со святителями Филиппом, Петром и Алексием И. изображен в алтарной части Троицкого собора Ипатиевского мон-ря (1685, артель Гурия Никитина). В стенописи собора Успенского мон-ря в Свияжске (сер.- 2-я пол. XVI в.; по датировке А. С. Преображенского, кон. XVI - нач. XVII в.) И. помещен в центральном регистре на сев. стороне сев. столпа, располагающегося в алтарной части здания. Святитель представлен в полном облачении, с поднятой высоко вверх благословляющей рукой.

http://pravenc.ru/text/578250.html

62 М. Иоанн предписывал делать увещания суеверам (в 19 прав.). Неизвестный писал: «Как Илия Фесвитянин заклал студных иереев и ревнуя поревновал по Господе Бозе Вседержителе: так и сей (ревнитель – увещатель) не может терпеть христиан двуеверных; они христиане, но веруют в Перуна, Хорса, Мокошь, Сима, Регла, Вилы, которых числом несчастные невежды полагают тридесять. Все это считают они богами и богинями, и кладут им жертвы, ломают короваи, режут кур; они молятся огню, и зовут его Сворожицем; и чеснок считают за бога, и когда у кого бывает пир, кладут его в ведра, в чаши, и так пьют. Не одни невежи, но и вежи это делают, попы и книжники; если и не творят того книжники и вежи, то пьют и едят сие моленное брашно; если же не пьют и не едят, то видят деяния их злые, если же не видят, то слышат и не хотят поучать...» Ревнитель и далее обличает в том же тоне суеверия одних и холодность других в вере. Сие поучение, известное Востокову по ркп. 15 в. (Опис. Муз. стр. 228), находится в Лаврской «златой чепи» 14-го века. 63 Воскрес. Летоп. 1, 145. говорит, что в 1160 г. сгорела в Ростове «дубовая церковь , дивная и великая», построенная первым ростовским епископом при св. Владимире, в коей в продолжение 168 лет служили семь Епископов: Феодор, Иларион, Леонтий, Исаия, Ефрем, Нестор, Леон. След. по сей летописи церковь построена в 992 году, при св. Владимире. Феодор и Иларион, по другим известиям, удалились из Ростова от гонения язычников. Мощи св. Феодора почивают в Суздальском соборе. Надпись на стене 1635 г. говорит: «в л. 6498 (997) первый благов. и вел. Князь Владимир просвети Суждальскую землю святым крещением и паству вручи Епископу Феодору». То самое, что Феодор, изгнанный из Ростова, нашел себе убежище в поселении, сделавшемся после городом Суздалем, показывает, что проповедь св. Феодора не была бесплодна в краю суздальском; но просвещение суздальской земли при св. Владимире надобно принимать с ограничением. Шитье на покров 1681 г. говорит: «Моля Пресв. Богородице и вел. чудотворцу Епископу Феодору Суждальскому, положила сей покров на вел. Чудотворца Епископа Феодора, Князь Владимира Андреевича княгиня Евпраксия». Степен. кн. и Никон. Лет. также говорят о просвещении Суздальской страны при Св. Владимире. Первая относит это событие к 990 г., последняя к 992 г. Показание последней вероятнее, как согласное с известием о времени построения Ростовского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

К этому же времени и типу относится ростовая икона И.: 5 сюжетов из Жития святого написаны на фоне горок, расположенных по сторонам от его фигуры (одесский реставратор и иконописец А. Рудый, Троицкий собор монастыря). Здесь показаны: видение небесных обителей И. в младенчестве; пребывание И. в Саровской пустыни (благословение прп. Серафимом Саровским); явление И. Пресв. Богородицы (на фоне «яко огнь палящий»); преставление И. В среднике житийной иконы 2008 г. из Преображенского скита в с. Нещеров (иконописец А. А. Микловда, дипломная работа иконописной школы МДА, см.: Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА/Авт.-сост: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 114-115) И. изображен по пояс, в мантии и схимнической шапочке, со свитком в руке. В 13 клеймах проиллюстрированы основные события Жития преподобного: рождение, странствие в небесные обители, благословение прп. Серафимом Саровским на вступление в брянскую Белобережскую пуст., пострижение в монашество, рукоположение во иерея, явление Господа Вседержителя, Явление Божией Матери, чудо о вразумлении болящего диак. Флавиана, возведение Троицкого собора, явление прп. Сергия Радонежского, преставление, погребение, прославление И. в Киеве. В большинстве композиций святой написан в том же одеянии, что и в среднике. Отдельную группу составляют иконы, представляющие И. ктитором, т. е. с Троицким собором в руке, как, напр., поясной образ нач. XXI в. работы Н. Е. Волобуевой (находился в склепе над мощами святого, в наст. время в ризнице мон-ря), поясная икона в академической манере (выносится из алтаря Троицкого собора для поклонения по праздникам). Шитый покров, на котором И. облачен в серебристую рясу и золотую мантию, на ладони он держит храм, выполнен в 2003 г. в московском Сретенском мон-ре. На иконе Господа Вседержителя на престоле, с ангелами и предстоящими прп. Серафимом Саровским и И. (с частицами их св. мощей), последний держит храм Пресв. Троицы (90-е гг. XX в., иконописец Репетовский, образ помещен в притворе Троицкого собора).

http://pravenc.ru/text/578266.html

эпитетах Богородицы, такие, как «Неувядаемый Цвет», «Блаженное Чрево», «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Неопалимая Купина», «Гора нерукосечная», «Непроходимая Дверь» и др. Богатейшим источником богородичной иконографии являются литургические тексты, прежде всего гимнографические. Расцвет этого вида иконографии приходится на кон. XIII-XVI в. Иллюстрируются пространные поэтические циклы, посвященные Богородице, как Акафист Богородицы, так и отдельные песнопения, центральным образом к-рых является Божия Матерь, напр. стихира «Что Ти принесем, Христе» ( «Собор Богоматери» - фреска ц. Спасителя мон-ря Жича (Сербия), XIII в.; фреска ц. Богородицы Перивлепты в Охриде, 1295; икона кон. XIV - нач. XV в., ГТГ); задостойник литургии свт. Василия Великого «О Тебе радуется» (икона кон. XV в., ГТГ); фреска Рождественского собора Ферапонтова мон-ря, 1502); стих «Достойно есть» (икона сер. XVI в., Успенский собор Московского Кремля); богородичен 1-го часа «Что Тя наречем» (икона XVII в., ЦМиАР). К числу литургических образов относится также «Похвала Богородицы» , основанная на песнопении «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» (икона XIV в. и фреска XV в. из Успенского собора Московского Кремля; икона XVI в., ГРМ). Темой икон становятся события, празднуемые Церковью, связанные с почитанием Богородицы и святынь,- «Покров Пресв. Богородицы» (клеймо зап. врат собора Рождества Богородицы в Суздале, XII в.; икона XIV в., НГОМЗ; икона XIV в., ГТГ), «Положение ризы Пресв. Богородицы» (XV в., ЦМиАР). Помимо богослужебных текстов в основе богородичных икон могут лежать исторические повествования. Напр., на чудотворной Псково-Покровской иконе Божией Матери запечатлены события осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 г. (происходит из ц. Покрова от Пролома, похищена во время Великой Отечественной войны, с 7.09.2001 в Троицком соборе г. Пскова. В тесной связи с формированием иконографии богородичных праздников стоит развитие житийного цикла Богородицы, в основе его изображений лежат апокрифическое Протоевангелие Иакова, Слово ап.

http://pravenc.ru/text/149527.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010