Груздево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. /// Епархия неизвестна Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Груздево при пруде находится в 65 верстах от уездного города и в 120 от губернского. Первоначальное основание церкви в селе Груздеве нужно относить к глубокой древности. Из надписи на сохранившемся в церкви старопечатном Евангелии видно, что в 1578 году в слободе Груздеве существовала уже церковь Покрова Пресв. Богородицы и Николая Чудотворца; священником при ней тогда был некто Семен Тарасов. В писцовых книгах 1628–30 г.г. о Груздеве и его церкви отмечено следующее: «в вотчине за князь Федором да князь Юрьем детьми Борятинскаго село Груздева слобода, в селе церковь Покров Пресв. Богородицы да другая церковь Николая Чудотворца древяны клецки, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и сосуды церковные и на колокольнице колокола и всякое церковное строение вотчинниково и приходских людей; у церкви поп Лука Васильев, дьячек, пономарь и просвирница да две кельи, в них живут нищие, питаются от церкви Божией; в слободке двор вотчинников». Во всей вотчине село да 24 деревни да 6 починков, в них 192 двора крестьянских и 13 бобыльских с населением 346 душ муж. пола. По переписным книгам половины XVIII века в вотчине бригадира кн. Ив. Фед. Борятинского в селе Груздеве слободе показана деревянная церковь во имя Покрова Пресв. Богородицы да престол внизу Николая Чудотворца; при церкви действительный поп Петр Иванов, дьячек и пономарь и недействительный поп Ларион Иванов. – Из этой отметки видно, что в Груздеве была уже новая церковь, не та, которая упомянута в писцовых книгах XVII века. – Когда она построена, неизвестно. В семидесятых годах XVIII века церковь в Груздеве сгорела. После пожара построена была каменная церковь во имя Покрова Пресвят. Богородицы; церковь была покрыта тесом, имела деревянную главу. Она существовала до 1857 г., когда за ветхостью была разобрана. Из храмозданной грамоты 1810 г. видно, что в Груздеве была еще деревянная церковь во имя Рождества Пресвят. Богородицы. В это время она оказалась уже ветхой; построена она была, вероятно, одновременно с Покровской церковью.

http://sobory.ru/article/?object=57778

XVII в. из собрания К. В. Воронина, см.: Смирнова Э. С. Новооткрытая новгородская икона 2-й четв. XV в. в частном собрании и вопрос о ветхозаветных мотивах в иконографии Преображения//ИХМ. Вып. 10. С. 290-306). Иконография «Вознесение», сложившаяся в раннехрист. период (Евангелие Раввулы - Laurent. Plut. I.56. Fol. 1r, 586 г.), была востребована в декорации алтарного свода, как в каппадокийских храмах (Токалы-килисе (2) в Гёреме, кон. X в., «Большая голубятня» в Чавушине, между 963 и 969), а также в куполах некоторых купольных базилик и крестово-купольных храмов. Один из ранних сохранившихся памятников - мозаики купола Св. Софии в Фессалонике (ок. 885), где изображение И. З. следует за образами апостолов Филиппа и Симона. Подобная последовательность характерна также для рус. памятников XII в.: фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове (30-40-е гг. XII в.), Георгиевской ц. в Ст. Ладоге (60-70-е гг. XII в.), Спасо-Преображенского собора Евфросиниева мон-ря в Полоцке (60-е гг. XII в.). Мозаичная фигура И. З. находилась в простенке барабана Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в., на месте утраченной мозаики в наст. время поздняя масляная живопись). Как и на большинстве др. праздничных икон, в иконографии «Успение Пресв. Богородицы» апостолы изображались без нимбов и без надписания имен. И. З., как правило, находится в левой группе апостолов, вместе с ап. Петром, исключение составляют композиции т. н. облачного Успения, где летящие на облаках апостолы изображаются с нимбами и надписываются («Успение Пресв. Богородицы» из Десятинного мон-ря в Новгороде, нач. XIII в., ГТГ). С кон. XVI в. подписи имен апостолов встречаются стабильно: 2 иконы из собрания К. В. Воронина, одна - кон. XVI в., где И. З. изображен справа от ложа Богоматери, и др.- посл. трети XVIII в., где И. З. вместе с ап. Петром изображены на переднем плане (см.: Шесть веков рус. иконы: Новые открытия: Выст. из част. собр. к 60-летию ЦМиАР. М., 2007. Кат. 13, 18). Иногда И. З. в числе 12 апостолов присутствует на иконах «Покров Пресв.

http://pravenc.ru/text/200321.html

Первый день. Поучение 1-ое. Покров Пресвятыя Богородицы. (К чему должна побуждать нас та истина, что Пресв. Матерь Божия есть славная Заступница и Ходатайница наша пред Богом?) I. Ныне мы, братия, празднуем «Покров Пресвятыя Богородицы». Начало сего празднества, без сомнения, известно вам. Некогда сарацины, народ сильный и воинственный, вторглись в греческую империю и угрожали самой столице ея. Цареградские жители, устрашенные близкою опасностию и видевшие свое бессилие отразить супостатов, обратились к Богу с молитвами о помощи и – Господь явил им ее. Однажды, когда совершалось всенощное бдение во влахернском храме Пресвятыя Богородицы, блаженный Андрей и святый ученик его Епифаний удостоились чудного видения. Им представился свод храма отверстым и они увидели в воздухе, что Матерь Божия с сонмом пророков, апостолов и других святых, коленопреклонно молится Богу о христианском мире и осеняет его честным Своим омофором. Это видение исполнило цареградских жителей радостию, одушевило их воинов мужеством и сопровождалось победою над сарацинами. В память такого события и для всегдашняго напоминания христианам о покровительстве им Матери Божией, св. церковь установила ежегодно праздновать в настоящий день честный покров Ея. Впрочем, не одно описанное видение служит основанием нашему верованию, что Пресвятая Богородица ходатайствует пред Богом о христианах и оказывает им благопотребную помощь в их нуждах; на это есть много и других доказательств. Чудотворные иконы Ея, в разных местах чествуемыя, служат явными и неумолкающими свидетелями, что Матерь Божия воистину есть сильная заступница и ходатайница наша пред Богом. II. Какое же назидание из этого мы выведем для себя, братия, – к чему это должно побуждать нас? а) Во-первых, мы должны всемерно чтить, величать и усерднейше благодарить Пресвятую Богородицу за Ея великие нам благодеяния. Правда, Она не имеет нужды в наших похвалах, потому что Ее воспевают ангелы, славословят все силы небесныя; Она не потребует и благодарений наших, потому что благотворит нам единственно по любви и милосердию к роду человеческому. Но это не освобождает нас от всякой обязанности величать и благодарить Ее, великую заступницу нашу, ибо неблагодарность, тем паче пред Богом и Пречистою Материю Его, есть величайший грех . Когда из десяти прокаженных мужей, исцеленных I. Христом, один только пришел и благодарил Его, то Господь со скорбию сказал: «не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника» ( Лук. 17, 17–18 )? Такой упрек Он сделает и нам, если мы не будем благодарить Его за те благодеяния, какие Он оказывает нам чрез Пречистую Свою Матерь, и лишит нас Своего благоволения, как людей безчувственных, не умеющих ценить Его милости, а поэтому и недостойных Ея.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Земли при церкви: усадебной 3 десят., пахотной 22 десят.. сенокосной 8 десят., план на всю эту землю имеется. Приход состоит из села Вареева и деревень: Никитина (2 версты от церкви). Мясникова (2 вер.), Бокарей (8 вер.). Выставки (4 вер.), Панова (4 вер.), Больших Зимниц (5 вер.), Малых Зимниц (5 вер.), Марьинки (5 вер.), Погиблова (5 вер.), Курилихи (6 вер.), Бакланихи (8 вер.) и Гарей (10 верст); во всех этих поселениях по клировым ведомостям числится 654 души мужеского пола и 748 женского. В селе Варееве с 1869 года существует двухклассное министерское народное училище, устроено на средства И. М. Веселова; учащихся в 1897 году было 61. Груздевский приход Село Груздево при пруде находится в 65 верстах от уездного города и в 120 от губернского. Первоначальное основание церкви в селе Груздеве нужно относить к глубокой древности. Из надписи на сохранившемся в церкви старопечатном Евангелии видно, что в 1578 году в слободе Груздеве существовала уже церковь Покрова Пресв. Богородицы и Николая Чудотворца; священником при ней тогда был некто Семен Тарасов. В писцовых книгах 1628–30 г. г. о Груздеве и его церкви отмечено следующее: «в вотчине за князь Федором да князь Юрьем детьми Борятинскаго село Груздева слобода, в селе церковь Покров Пресв. Богородицы да другая церковь Николая Чудотворца древяны клецки, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и сосуды церковные и на колокольнице колокола и всякое церковное строение вотчинниково и приходских людей; у церкви поп Лука Васильев, дьячек, пономарь и просвирница да две кельи, в них живут нищие, питаются от церкви Божией; в слободке двор вотчинников». Во всей вотчине село да 24 деревни да 6 починков, в них 192 двора крестьянских и 13 бобыльских с населением 346 душ муж. пола. По переписным книгам половины XVIII века в вотчине бригадира кн. Ив. Фед. Борятинского в селе Груздеве слободе показана деревянная церковь во имя Покрова Пресв. Богородицы да престол внизу Николая Чудотворца; при церкви действительный поп Петр Иванов, дьячек и пономарь и недействительный поп Ларион Иванов. – Из этой отметки видно, что в Груздеве была уже новая церковь , не та, которая упомянута в писцовых книгах XVII века. – Когда она построена, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

1854). С почитанием Пресв. Богородицы связано и развитие почитания Ее родителей (см. Иоаким и Анна ). Праздник св. прав. Анны был установлен папой Урбаном VI в 1386 г., хотя праздник св. прав. Иоакима папа Римский Юлий II утвердил только в нач. XVI в. Объектами паломничеств становились места хранения богородичных реликвий - предметов Ее одежды (напр., покров Пресв. Богородицы в Шартре), а также дома Св. Семейства, чудесным образом перенесенного из земель неверных в одну из христ. стран: дом в Лорето (почитание оформилось в кон. XIII в.), его воспроизведение в Уолсингеме (графство Норфолк). С почитанием Страстей Христовых было тесно связано почитание Богоматери Скорбящей. Именно этот образ чаще всего воспроизводился в позднесредневек. живописи, скульптуре и позднее на гравюрах. Важной формой почитания Пресв. Богородицы было и распространение благочестивой практики молитв розария , т. е. цикла Ave, Maria , количество к-рых обычно подсчитывали при помощи четок. Сосредоточенность на Страстях Христовых была важной частью католич. практик мистического союза с Богом. При сохранении мистической традиции, подразумевавшей полное самоотрицание и принятие непознаваемости и неограниченности Бога, позднесредневек. мистики (особенно в сочинениях, адресованных мирянам) предпочитали аффективную традицию, предполагавшую эмоциональную вовлеченность и стремление к почти или полностью физическому ощущению сопричастности Страстям Христовым при помощи воображения и задействования всех органов чувств. Сочинения позднесреднев. мистиков - Иоанна Экхарта , Ричарда Ролле, Юлианы Нориджской, Екатерины Сиенской , Биргитты Шведской и др.- распространялись за пределами монашеских общин и оказывали большое влияние на благочестивые практики мирян. На рубеже XV и XVI вв. в Европе, как среди церковных служителей, так и среди мирян (чаще всего знатного происхождения или принадлежавших к состоятельным горожанам), появились группы людей, религ. жизнь к-рых определялась как благочестивыми практиками, сосредоточенными на почитании Христа и Его Страстей, так и стремлением к покаянию, глубокому осознанию собственной греховности и значения Жертвы Христа, а также знакомством с основами католич.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОДОВОЙ НЕПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ в правосл. Церкви цикл праздников и памятей святых, приуроченных к тем или иным дням года по юлианскому календарю. В связи с тем что в Церкви издавна прославляются святые, происходят знаменательные и исторические события, к-рые запечатлеваются в церковных последованиях, уже в доиконоборческую эпоху каждый день Г. н. б. к. соответствовал тому или иному празднику или памяти святого. Эти праздники и памяти прославляются в гимнографических песнопениях, исполняемых на службах суточного круга . Из-за того что каждый день поются новые песнопения, соответствующие новому дню Г. н. б. к., эти части суточных служб получили название изменяемых в отличие от псалмов и молитв, всегда входящих в состав суточных служб и потому названных неизменяемыми частями служб. Гимнографические последования, посвященные праздникам и святым Г. н. б. к., содержатся в Минее (от греч. μηναον). Формальным началом годового неподвижного круга является 1 сент., в этот день поется последование Индикта , в песнопениях праздника возносится молитва о благополучном прохождении наступающего года. Покров Пресв. Богородицы. Икона. Кон. XIV — нач. XV в. (ГТГ) Покров Пресв. Богородицы. Икона. Кон. XIV — нач. XV в. (ГТГ) Дни Г. н. б. к. различаются по степени праздничности, что выражается в количестве песнопений, посвященных празднику, в изменении чинопоследований служб суточного круга (в частности, в замене рядовой вечерней кафизмы пением 1-й «Славы» 1-й кафизмы «Блажен муж» ; во вставке полиелея и сопровождающих его песнопений, чтений и молитв; в окончании утрени по праздничному чину; в объединении вечерни и утрени в последование всенощного бдения ). В Типиконе на степень праздничности дня указывает праздничный знак (подробнее см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). Общий устав о видах праздников и праздничных знаков помещается в 47-й гл. Типикона, принятого в РПЦ ([Т. 1.] С. 109-110).

http://pravenc.ru/text/годового ...

Икона. 1-я пол. XVIII в. (ц. свт. Николая на Козинке, Калуга) К этому периоду можно отнести икону «Благовещение Пресв. Богородицы» из ц. свт. Николая Чудотворца («Николы на Козинке»), куда она была перенесена из Благовещенской ц. Калуги. В. Г. Пуцко считает, что икона была создана в 1717-1720 гг. и приписывает ее Семену Фалееву ( Пуцко. 2001. С. 36). Характерной особенностью художественного решения иконы является изящный цветочный орнамент, нанесенный твореным золотом на одежды ангела,- излюбленный прием в работах калужских иконописцев этого периода. Икону отличает особый колорит с преобладанием холодных цветов (розового, малинового в сочетании с синим, серым и бирюзовым), к-рый впосл. станет определяющим для калужской иконописи Нового времени. Подобное цветовое решение применено в иконах 3-й четв. XVIII в. из ц. вмч. Георгия «за верхом»: «Благовещение», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Св. Троица», «Собор арх. Михаила». Близки к ним по стилистике и колориту иконы «Арх. Михаил» (ц. вмч. Георгия «за верхом») и «Воскресение Христово, с клеймами праздников» из Троицкого собора. На калужское происхождение небольшой аналойной иконы «Святые Татиана и Афанасий» (посл. треть XVIII в., КОХМ) указывают помимо характерного холодного колорита особенности детально написанного пейзажа с узнаваемыми среднерусскими элементами. Пейзаж лишен графической сухости и линейной четкости, его детали объединены легкой серовато-голубоватой дымкой. К этой иконе близка икона прп. Тихона Калужского (посл. треть XVIII в., КОХМ). Присущее живописи местных мастеров сочетание звучного синего и насыщенного малинового цветов в колорите встречается в ряде икон посл. четв. XVIII в. («Господь Вседержитель на престоле» из ц. свт. Николая Чудотворца («Николы на Козинке»), «Покров Пресв. Богородицы с избранными святыми» (1779) и «Богоматерь Всех скорбящих Радость» (посл. четв. XVIII в., собрание М. Е. Де Буара (Елизаветина) - Русские иконы в собр. М. Де Буара (Елизаветина)/Авт.-сост.: Н. И. Комашко, А.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Сохранился большой деревянный, обложенный серебром киот для К. К. и. (КОКМ). На его внутренней задней стенке имеется роспись в виде растительного орнамента с массивными стеблями, крупными цветками и бутонами, к-рую можно датировать 1-й четв. XVIII в. Аналогичные мотивы встречаются в росписях деревянных сундуков-теремков XVII в. ( Просвиркина С. К., Жегалова С. К. Расписные сундуки XVII-XVIII вв.//Сокровища рус. народного искусства: Резьба и роспись по дереву/Авт.-сост.: С. К. Жегалова и др.; ГИМ. М., 1967. С. 14-15. Ил. 9, 10). Видимо, киот был создан к освящению в 1717 г. каменной Преображенской ц. и к перенесению К. К. и. в Казанский придел. В 1855 г. проводились работы по реставрации киота, при этом старые обкладки серебра были заменены новыми калужским мастером И. А. Кудрявцевым, о чем имеется чеканная надпись на задней стенке киота ( Постникова-Лосева М. М. Серебряных дел мастера: (Из истории серебряного дела в Калуге в XVII-XIX вв.). Калуга, 1961. С. 12). Ювелир золотого и серебряного дела Кудрявцев, имевший в Калуге мастерскую, относится к одним из лучших калужских мастеров XIX в. (Там же; Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1983. С. 163). Чеканные рельефные изображения почти полностью закрывают живописные композиции стен киота. На лицевой стороне основания центральной главы изображен главный храмовый праздник - Преображение Господне, на венчающих частях основного объема - деисусный и пророческий чины, в основании глав - праздники и святые. На левой створе - София Премудрость Божия, «Воздвижение Креста», «Зачатие Пресв. Богородицы» («Встреча Иоакима и Анны»), «Рождество Пресв. Богородицы», внизу - распространившаяся в XVII-XVIII вв. аллегорическая композиция «Душа чистая» в виде Девицы в царских одеждах (на окладе около нимба - монограмма Божией Матери), стоящей на полумесяце рядом с солнцем и держащей сосуд. На правой створе - «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Благовещение», «Покров», «Успение», внизу - образ Всех святых ( Чугреева. 2009. С. 179-180. Ил. 4). Т. о., киот являлся образом храма с иконостасом, вместилищем святыни. В нач. XX в. К. К. и. стояла в киоте под высокой деревянной резной сенью на витых колонках ( Смирнов. 1912. Ил. на с. 462; Пуцко. 2009. Ил. 1). Чудотворный образ часто носили по домам, а в киот ставился другой. В наст. время в него помещена шитая К. К. и. кон. XVIII в. с живописными изображениями ликов, происходящая из Преображенской ц. (КОКМ).

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Народные картинки. С. 493, 503-505, 1226, 1250-1252); прообразами этих композиций, очевидно, были произведения 2-й пол. XVII - нач. XVIII в., такие как наружная роспись собора Покрова на Рву. Особое место среди подобных изображений занимает гравюра 1-й пол. XVIII в. с видом московского Успенского собора и с образами Московских святых, представляющая собой своего рода путеводитель по столичным святыням (Там же. С. 289-293, 602); И. с Василием и Максимом показан в правой группе. Необычный образ И. с небольшим колпаком в левой руке и с 2 жезлами в правой помещен на иконе Московских святых 1-й пол. (?) XIX в. из частного собрания ( Бенчев. 2007. С. 229). Покров Пресв. Богородицы с пред-стоящими блаженными Василием и Иоанном Большим Колпаком. Икона. 80-е гг. XVIII в. (ГИМ, музей «Покровский собор») Покров Пресв. Богородицы с пред-стоящими блаженными Василием и Иоанном Большим Колпаком. Икона. 80-е гг. XVIII в. (ГИМ, музей «Покровский собор») Распространение во 2-й пол. XIX - нач. XX в. икон Московских святых, символизирующих древнюю историю Русской Церкви, привело и к распространению изображений И., к-рые включены в разные варианты подобных композиций, различающиеся расположением персонажей и местом, отведенным смысловому центру изображения - Владимирской иконе Божией Матери. Это, напр., 2 однотипных пядничных образа Московских святых нач. XX в., где Богородичная икона помещена в верхней части средника (обе в ЦМиАР), а также произведения, в к-рых Владимирскую икону Божией Матери поддерживают представленные в центре святители Петр и Алексий (иконы 2-й пол. XIX в. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры и 1908 г. в Васильевском приделе собора Покрова на Рву). Известен случай изображения Московских чудотворцев на полях Владимирской иконы - к этому варианту относилась икона с фигурами святых Москвы и Подмосковья, поднесенная московским дворянством наследнику цесаревичу Алексею Николаевичу в 1912 г. в память 1-го посещения «царствующего града Москвы» (Московский Патерик/Сост.: Е.

http://pravenc.ru/text/469402.html

По сказанию св. Амвросия Медиоланского , основанному на словах Дионисия Ареопагита и Игнатия Богоносца – апостолов из 70, Пресв. Богородица, живя на земле, «была Дева не только плотию, но и духом, в сердце смиренна, в словах богомудренна, в глаголании не скора; в чтении Писаний неутомима, в трудах бодра, всем желала добра, не гнушалась убогого. никому не посмеялась, вид Ее был образом внутреннего Ее совершенства. Все дни Свои Она обратила в пост, сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дому выходила только в церковь , и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама» 453 . А св. Епифаний Кипрский и за ним Никифор Ксанфопул, жившие первый в IV, a второй в XIV веке, упоминают на основании преданий, до них дошедших, даже о внешнем виде Девы Марии. «Вид лица Ея был, яко вид зерна пшенична, власа желтаго, очес острых, в них же зеницы подобны бяху масличнаго плода виду; брови Ея наклонены и изрядно черны; нос не краток; уста, аки цвет розы; лице ни кругло, ни остро, но мало продолжено; руце и персты продолговаты; одежды Ея бяху просты, якоже и ныне святый покров пресвятыя главы Ея являет» 454 . Ко времени Своего блаженного успения Пресв. Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Богоматери распространилась уже по земле и вооружила против Нее многих завистливых и гордых иудеев, которые даже покушались на Ее жизнь; но Бог хранил Ее от врагов. Живя у св. Иоанна Богослова в Иерусалиме, Пресв. Дева пребывала в непрестанной молитве, постоянно имела Божественное желание созерцать Сына Своего, сидящего одесную Бога. Часто посещала места, которые Сын Ее и Бог освятил стопами пречистых ног Своих 455 . Горя непрестанно любовию к Богу, Св. Дева часто молилась и воздыхала о Своем переселении в блаженные обители Сына Своего и Бога нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010