монастыря Рышка , часовни монастыря Новая Бистрица во имя мч. Иоанна Нового, а также фрески в нартексе, притворе и на большой входной арке Вознесенской ц. Нямецкого монастыря. В последней под позднейшими записями обнаружен единственный в М. к. развернутый цикл Повести о Варлааме и об Иоасафе. В правление Александру III Лэпушняну, ок. 1561 г., была расписана епископская кафедральная ц. св. Параскевы в Романе. Фрески в алтаре и нефе полностью покрыты более поздней росписью XVIII в. Первоначальные фрески видны только в нартексе и в притворе, среди них выделяются обширные житийные циклы св. Иоанна Нового и св. Параскевы. Сведения о дальнейших росписях молдав. храмов отсутствуют вплоть до 80-х гг. XVI в., когда была расписана Вознесенская ц. мон-ря Галата близ Ясс ктитором Петру VI Хромым, однако от них сохранились лишь незначительные следы на парусах нефа. Христос Пантократор. Роспись ц. в честь Сошествия Св. Духа мон-ря Драгомирна близ Сучавы. Ок. 1608–1609 г. Христос Пантократор. Роспись ц. в честь Сошествия Св. Духа мон-ря Драгомирна близ Сучавы. Ок. 1608–1609 г. Произведения монументальной живописи не создавались почти до кон. XVI в., пока ок. 1596 г. не была расписана основанная братьями Мовилэ Воскресенская ц. мон-ря Сучевица. Росписи принадлежат, по всей видимости, мастерам впервые упомянутого в документах в 1570 г. цеха иконописцев Сучавы. Влияние иконного стиля особенно заметно в этих фресках. В интерьере пространство стен раздроблено на множество сцен, в связи с чем Сучевицу можно назвать своеобразной энциклопедией правосл. иконописи. Усиливавшееся со 2-й пол. XVI в. влияние русской иконописной школы привело к тому, что в росписях Сучевицы встречается значительное число сцен рус. происхождения: в частности, в фасадных росписях есть сцены «Покров Пресв. Богородицы», «Явление Пресв. Богородицы прп. Сергию Радонежскому», в интерьере в росписях боковых апсид нефа - «Единородный Сыне» и иллюстрация гимна «Что Ти наречем, о Благодатная», в нижнем регистре нефа - фресковое изображение иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», сцена «Аз есмь Лоза истинная», в алтарной апсиде помещены изображения Софии Премудрости Божией (в ангельском обличье) и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (зап.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

В числе древностей можно считать книгу – «Церковный круг», изд. в 1773 году. Попечительство существует с 1873 года, председатель его – священник. Накопившиеся в кассе 400 рублей пошли на обновление храма. Копия с приходорасходной книги: 1780 года августа 1 дня, опись, учиненная по силе Ее Императорского Величества, присланного из Новгородской духовной консистории в духовное правление, а из оного, Шелонской Пятины, Залесской половины, благочинному, села Ктин священнику, Кириллу Иоакимову, указа: Ляцкого погоста, выставки Боброва, церкви Живоначальной Троицы, образам, алтарной одежды и протчему, о том значит ниже сего. Вышеозначенная церковь деревянная, во имя Живоначальной Троицы. В ней святых образов литых. Царские двери резные золоченые; на них (живописные) образа Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех Евангелистов. По правую сторону образа: Господа Вседержителя (на нем прибито три креста серебряных) и Димитрия Ростовского ; по левую сторону – Пресв. Богородицы, Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого; пред ним (ними?) четыре лампады медных на северных дверях (?) образ Тайной Вечери; над тем местным образом вверх, в первом деисусе – двунадесятых праздников, во втором деисусе, посреди, Воскресение Христово, по сторонам – дванадесять Апостолов; в третьем деисусе, посреди, коронование Пресв. Богородицы (по сторонам) – двенадцать пророков. Над тем образом, вверху, Распятие Господне, с предстоящими Богоматерию, Иоанном Богословом и страстьми. В алтаре престол, уготованный по правилам св. Отец. На нем одежд: срачица белого полотна, индития – камки жаркой (?); антиминс святой на атласе желтом; хитон тавтяной. Евангелие в десть, обложено; обе дщи медные. Крестов: серебряный; верхняя сторона с позолоченной, чеканной работы, весом в 75 золотников; медной чеканной же; медной – литой. Покров камки желтой... Оловянной... Над престолом... столярной работы; на ней образ Духа Святаго. На жертвеннике одежда камки желтой, хитон тавтяной, сосуды серебряные, копие железное, губа. Запрестольные выносные образа; два креста; две Божьих Матери, Знамение; против престола – образ Господа Саваофа, пред ним лампада медная; у царских дверей – завеса тавты красной.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ (50-е гг. XIV в., г. Галич Мерский, совр. г. Галич Костромской обл.- 30 сент. после 1449/50, Григориев Пельшемский мон-рь), прп. (пам. 30 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых), Пельшемский, Вологодский, основатель Григориева Пельшемского в честь Собора Пресв. Богородицы мужского монастыря . Прп. Григорий Пельшемский. Покров. Сер. XVI в. (ВГИХМЗ) Прп. Григорий Пельшемский. Покров. Сер. XVI в. (ВГИХМЗ) Житие Г., являющееся основным источником информации о святом, известно в 3 полных и 2 (как минимум) проложных редакциях; сообщаемые в них сведения зачастую противоречат друг другу. Глава, посвященная Г.,- «О Григории Лопоте» содержится в Житии прп. Дионисия Глушицкого , написанном мон. Иринархом в 1495 г. С большой долей уверенности можно предположить, что первоначальный текст Жития Г., составление к-рого относится, по-видимому, ко 2-й пол. XV в. (описание кончины преподобного изложено в Житии со слов Тихона, к-рый прежде служил Г., затем принял постриг в Пельшемском мон-ре, скончался ранее времени составления Жития), отразился в Первоначальной редакции, известной в единственном списке (Троицком) - РГБ. Ф. 304/I. 693. Л. 153-170 об., 2-я пол. XVI в. (при создании данного списка первоначальный текст, возможно, подвергся незначительному редактированию, в частности были сделаны изъятия). Автор первоначального текста Жития неизвестен (попытка архиеп. Филарета (Гумилевского) приписать его мон. Иринарху, автору Жития прп. Дионисия Глушицкого ( Филарет (Гумилевский) . Обзор. Кн. 1. С. 154), безосновательна). Источником для Жития Г. послужили не только предания о святом, существовавшие в Пельшемском мон-ре, но и Житие прп. Димитрия Прилуцкого . Первоначальная редакция отличается от др. полных редакций Жития Г. краткостью и отсутствием датировок (искусственных и противоречивых в др. редакциях). Первоначальный текст Жития Г.

http://pravenc.ru/text/166551.html

В описи угличского Покровского мон-ря 1702 г. упоминаются неск. изображений П.: в местном ряду иконостаса Покровского собора находился образ Божией Матери «с Превечным Младенцем, явления преп. игумена Паисия чуд. во облацех», в пядничном («штилистовом») ряду - 2 единоличных образа («на красках» и в басменном окладе), двусторонняя икона в алтаре за престолом: образ Божией Матери «Одигитрия», на обороте - прп. Сергий (Радонежский?), свт. Николай Чудотворец, прп. Макарий Калязинский и П., предстоящие Св. Троице. В ризнице хранился покров с образом П., шитый «золотом и серебром и розными шелками». Согласно описи, в приделе сщмч. Антипы Пергамского на гробнице П. помещался иконописный образ мч. Иерона с богатым прикладом, «возглавие у образа чуд. Паисия ветхо». В приделе прп. Сергия Радонежского ц. Богоявления в трапезной числились ветхий образ П. и его изображение «в молении» (Углич: Мат-лы для истории города XVII и XVIII ст. М., 1887. С. 168-170, 172, 174, 175). В описи 1763 г. в Покровской ц. уже значится образ П. «с чудесами» и в алтаре покров П., шитый «сребром и золотом и шелком по зеленой камке», хоругвь с иконой Покрова Пресв. Богородицы с молящимися Ростовскими и Угличскими чудотворцами, на гробнице преподобного - «обр[аз] преп. Паисия, венец сребряной чеканной вызолочен», перед ней - образ Божией Матери с Младенцем и прп. Паисия «со ангелом» в басменном окладе (вероятно, иллюстрация явления Богородицы преподобному) и др. (Там же. С. 308-312, 315). Иконы святого имелись также в приписных к обители церквах, в частности в ц. Входа Господня в Иерусалим, в др. мон-рях Углича - напр., в местном ряду иконостаса ц. свт. Николая Чудотворца Улейминского мон-ря (образ Угличских святых: св. царевича Димитрия, блгв. кн. Романа, П., преподобных Кассиана Учемского, Игнатия Прилуцкого и Макария Калязинского, предстоящих Спасу Нерукотворному). В ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи Алексиевского мон-ря справа от царских врат стоял образ Господа Вседержителя с припадающими Угличскими чудотворцами (в т. ч. П.), четверо Угличских святых были изображены также на одной из хоругвей; в ц. свт. Алексия Московского той же обители - над сев. диаконской дверью, причем на самой двери был помещен образ П. (опись 1763 г. - Там же. С. 177, 220, 270, 271, 345). Судя по этим сведениям, к XVIII в. иконография П. была достаточно разработана и включала большинство распространенных изводов.

http://pravenc.ru/text/2578653.html

И вот видит на воздухе Пресв. Богородицу, окружённую пророками, Апостолами и ангелами и покрывающую омофором народ. – «Видишь ли, говорит он ученику, Царицу-Богородицу, молящуюся за мир?» – Вижу и ужасаюсь, отвечал Епифаний. Вслед за тем святой скончался 41 . Писали, что по видению св. Андрея Греческая Церковь скоро стала праздновать Покрову Богоматери 42 . Но в Греческой Церкви не знали и не знают сего праздника 43 . Празднование Покрову Богородицы – праздник Славянский, как Славянин – св. Андрей, видевший Богоматерь молящуюся. В Славянском прологе читаем: «се убо егда слышах, помышлях, како страшное и милосердное видение (заступления за нас) бысть без празднества. Тем восхотех, да не без праздника останет святый покров Твой, Преблагая». Кто говорит это? Конечно один из тех, кто имел право установлять праздник в Церкви – митрополит Русский, или архиепископ Сербский, или первопрестольник Болгарский, или князь благочестивый. Кто же именно из них? Кн. Андрей Боголюбский в 1164 г. устроил обитель в честь Покрова Богоматери 44 . Праздник Покрова показан в Русском месяцеслове XIII в. 45 . В минее Макария видим кроме сказания два слова на Покров Богоматери 46 . По одному памятнику, в Константинопольском предместье существовал Болгарский храм Покрова Богоматери; но Болгарские и Сербские памятники пока ещё не столько известны, чтобы составлять решительное заключение о существовании праздника между Болгарами и Сербами 47 . Св. священномученика Киприана и св. мученицы Иустины девицы Оказание о свв. мучениках Киприане и Иустине существует с глубокой древности; отечеством Киприана предполагается Антиохия, в северной части Сирии. Жили Киприан и Иустина в конце III века. – Из сказания известно, что Киприан обучался «философии и волхвованию», которые изучал между прочим и в Египте, – и удивлял всех своими познаниями в «тайных науках», когда путешествовал по разным странам и проявлял перед народом различные чудеса своего знания. В то время, когда этот «мудрец» прибыл в свой отечественный город Антиохию, где также поражал всех, действуя неизвестной силой, в этом городе жила со своими родителями дочь языческого жреца – Иустина.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Рипсимия и Гаиания . По месяцеслову Василия и стишному прологу вскоре после кончины их замучены 70 мужей и 32 девы; 32 девы есть и в славянском прологе, по Метафрасту же пострадали 37 день, со включением Рипсимии и Гаиании, тоже и в славянской минее. Октябрь 1 Покров пресв. Богородицы . В житии св. Андрея так говорится о видении им пресв. Богородицы: «некогда во время совершения всенощного славословия в храме во Влахернах (где хранилась риза Богоматери с омофором и частию пояса, см. 2 июля), пришел туда блаженный Андрей. Был там и Епифаний и один из его слуг с ним. По обычаю своему он стоял, как доставало сил, иногда до полуночи, иногда до утра. В четвертый час ночи блаженный Андрей видит своими очами величественную жену, идущую от царских врат со страшною свитою, из коей честный Предтеча и сын грома поддерживали ее своими руками, а многие святые в белых одеждах предшествовали ей, иные последовали, поя гимны и духовные песни. Когда она приблизилась к амвону преподобный, пришед к Епифанию, сказал: «видишь ли Госпожу и царицу мира.» Вижу, отец мой духовный, отвечал тот. И когда смотрели, она, преклонив свои колена, молилась на долгий час, обливая слезами свое боговидное и пречистое лице. Окончив здесь молитву, подошла в престолу ( π τ θυσιασττιον), молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы сняла с себя наподобие молнии блиставшее великое и страшное покрывало ( μαφριον), которое носила на пречистой главе своей и, держа его с виликою торжественностию своими пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи (свв. Андрей и Епифаний) довольное время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую на подобие молнии славу Господню; и доволе была там пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии желея, сделалось и оно невидимо. По, взяв его с собою, она оставила благодать бывшим там.» (См. греческий текст в Деян. св. Мая VI. стр. 94 в конце). В житие св. Андрея неопределенно точно времени, когда ему было видение; но видно, что оно было под конец его жизни, следовательно ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Блаженные Ксения Петербургская и Любовь Рязанская. Роспись на юж. фасаде часовни блж. Любови Рязанской на Скорбященском кладбище г. Рязани. 1998 г. Фотография. 2012 г. Блаженные Ксения Петербургская и Любовь Рязанская. Роспись на юж. фасаде часовни блж. Любови Рязанской на Скорбященском кладбище г. Рязани. 1998 г. Фотография. 2012 г. В 1992 г. по инициативе архим. Авеля (Македонова) на Скорбященском кладбище в Рязани на могиле Л. была возведена небольшая кирпичная одноглавая часовня (архит. К. Е. Камышанов, в наст. время священник). В 1998 г. часовня была расписана худож. Дилем. Снаружи, на зап. стене по сторонам от входа, помещены ростовые образы свт. Николая Чудотворца (слева) и Л. Еще раз связь святой со свт. Николаем подчеркнута в житийном сюжете: в росписи медальона в трифолии на сев. фасаде помещена сцена явления свт. Николая Чудотворца расслабленной отроковице Л., лежащей на ложе. На юж. фасаде - парное фронтальное поколенное изображение Л. (справа) и блж. Ксении Петербургской, на восточном - Нерукотворный образ Спасителя, на западном - «Покров Пресв. Богородицы». В интерьере часовни на юж. стене Л. изображена в рост рядом со сщмч. Иувеналием (Масловским), архиеп. Рязанским. Явление свт. Николая отроковице Любови. Роспись на сев. фасаде чпсовни блж. любови Рязанской на Скорбященском кладбище г. Рязани. 1998 г. Худож. К. К. Диль. Фотография. 2014 г. Явление свт. Николая отроковице Любови. Роспись на сев. фасаде чпсовни блж. любови Рязанской на Скорбященском кладбище г. Рязани. 1998 г. Худож. К. К. Диль. Фотография. 2014 г. В часовне на надгробной плите с могилы святой находится поясное изображение Л., выполненное также худож. Дилем. Рядом с надгробием - ростовая икона (написана до 2002), на к-рой Л. изображена в платке, кофте, юбке, правая рука поднята, ладонь развернута вовне, в левой руке - крест (Там же. Ил. на с. 50, 63). До 2006 г. рака с мощами Л. пребывала в Николо-Ямском храме, слева от иконостаса. Тогда с вост. стороны раки была помещена ее надгробная икона, на к-рой святая представлена фронтально, в рост, на фоне этого храма, в кофте поверх длинной юбки, на голове платок; в верхних углах (по сторонам от фигуры Л.) - поясные образы Пресв. Богородицы и Иисуса Христа в облачных сегментах (Там же. Ил. на с. 52). В наст. время икона находится в ризнице Николо-Ямского храма. В 2006 г. рака с мощами святой была перенесена на левый клирос вновь освященного Введенского придела Николо-Ямского храма, на сев. стене над ракой помещена картина худож. В. Ефанова, изображающая Л. с народом на Соборной пл. Рязанского кремля (Там же. Ил. на с. 31).

http://pravenc.ru/text/2561050.html

Все двунадесятые Б. п. и Покров имеют особые величания и избранные псалмы; особое величание Божией Матери есть и в службе Всех святых, в земле Российской просиявших. Библейские чтения на Б. п. На вечерне в Б. п., при совершении полиелейной или бденной службы, есть 3 паремии: Быт 28. 10-17 (где говорится о прообразе Божией Матери - лестнице на Небо, к-рую видел ап. Иаков во сне), Иез 43. 27 - 44. 4 (описание затворенных врат, к-рые остались закрытыми и после прохождения Бога, указывает на Приснодевство Богоматери), Притч 9. 1-11 (чтение начинается с указания на Боговоплощение). Иные паремии употребляются на праздник Введения; Благовещение кроме указанных 3 имеет еще 2 особые паремии для чтения на праздничных вечерне и литургии. На утрене Б. п. (кроме Благовещения) читается Евангелие от Луки (1. 39-49, 56), содержащее песнь Пресв. Богородицы; часть стихов (50-55) пропускается, потому что, во-первых, речь в них идет о Мессии, а не о Богородице (в отличие от остальных стихов), а во-вторых, эта песнь постоянно звучит за богослужением и необязательно ее повторение целиком в составе утреннего Евангелия. На литургии Б. п. обычно читаются: Флп 2. 5-11 (где повествуется о воплощении Бога Слова; по мнению большинства совр. исследователей НЗ, этот фрагмент является богослужебным песнопением апостольских времен) или Евр 9. 1-7 (где говорится о Скинии Завета - вероятно потому, что в Богородицу, как в скинию, вселился Господь), Лк 10. 38-42, 11. 27-28 (Пресв. Дева сопоставляется с Марией, сестрой Лазаря, «избравшей благую часть»; в 11-й гл. приводится свидетельство о блаженстве Матери Христа, а также верующих); прокимнами служат Лк 1. 40 (стих: Лк 1. 41) или Пс 44. 18a (стих: Пс 44. 2); стихи аллилуиария, как правило, берутся из Пс 44, причастен - из Пс 115. 4. В системе Октоиха особенное воспоминание Божией Матери присутствует в службах среды и пятницы. Согласно Никифору Каллисту, имп. Пульхерия учредила совершать бдение и литийную процессию в честь Девы Марии каждую среду, а Патриарх Тимофей I (511-518) - шествие каждую пятницу из Влахерны в Халкопратию; в Октоихе на эти дни положены стихиры и каноны Богородице вместе с песнопениями Кресту.

http://pravenc.ru/text/149547.html

Прп. Арсений Коневский. Литография. Сер.— 3-я четв. XIX в. (ЦАК МДА) Прп. Арсений Коневский. Литография. Сер.— 3-я четв. XIX в. (ЦАК МДА) Пимен, архим. коневский и валаамский († 22 дек. 1910), автор описания мон-ря, сообщает, что мощи А. К. были обретены в XVI в., но во время Ливонской войны (1558-1583) их снова погребли близ зап. стены Рождественского храма, с левой стороны от дверей, где мощи оставались до возобновления обители в 1718 г. (С. 22). В 1577 г., после захвата Коневского мон-ря шведами, братия вместе с игум. Леонтием перешла в Деревяницкий мон-рь, взяв с собой чудотворный Коневский образ Пресв. Богородицы, покров на раку святого 1551 г., деревянный ковш, оправленный в серебро, к-рый, по преданию, принадлежал преподобному. В 1595 г., после заключения мира со Швецией, иноки вернулись в мон-рь. Однако вслед за подписанием в 1610 г. русско-швед. договора, по к-рому Россия уступила шведам г. Корелу и всю Корельскую землю, коневские иноки вновь были вынуждены уйти в Деревяницкий мон-рь. Шведы разрушили Рождественский собор Коневского мон-ря, кирпичи были использованы на постройку крепости в Кореле. В 1672-1673 гг. Россия вела переговоры со Швецией о передаче мощей А. К. в Деревяницкий мон-рь. Патриарх Московский и Всея Руси Питирим в грамоте от 14 дек. 1672 г. велел игум. Деревяницкого мон-ря Иоасафу ехать «для приему тех святых мощей... где те святые мощи ныне лежат» и принять их с подобающей честью (ЛЗАК. Т. 1. С. 28-29). Неизвестно, чем завершились эти переговоры и состоялось ли перенесение мощей. Архиеп. Филарет (Гумилевский) упоминает о переносе мощей А. К. 9 сент.; это упоминание заслуживает внимания, поскольку в месяцесловах XVII в. кроме дня преставления встречается еще сентябрьская память святого. В 1760 г. Коневская обитель, бывшая до этого приписной к Деревяницкому мон-рю, была признана самостоятельной, коневский строитель Игнатий вернул вывезенные ранее в Деревяницкий мон-рь святыни; Коневская икона Пресв. Богородицы была возвращена в мон-рь 3 сент.

http://pravenc.ru/text/76296.html

Это должно было остановить деятельность фальшивомонетчиков и дать средства для пополнения гос. казны. Правительство стремилось ограничить рост церковного землевладения. Сохранилась грамота, посланная в 1535 г. в Глушицкий в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь , в к-рой братии запрещалось покупать или получать в качестве вкладов земли детей боярских; перечень земель, приобретенных обителью за последние 2 года, следовало выслать в Москву. Права и привилегии, к-рыми епископские кафедры и мон-ри обладали при вел. кн. Василии III, подтверждались, но к.-л. новых прав правительство Е. В. церковным корпорациям не давало. В годы регентства Е. В. велось активное городское строительство: в Москве, Вел. Новгороде и др. городах были сооружены новые укрепления, чтобы защитить разросшуюся городскую территорию. Средства на проведение работ взимались наряду с др. группами населения и с «церковного чина», не исключая митр. Даниила и Новгородского архиеп. св. Макария . Известно правительственное распоряжение, посланное в Вел. Новгород весной 1536 г., отписать у мон-рей и церквей «пожни» в городе и его округе, условием возвращения владений была уплата оброка. В годы правления Е. В. во главе Русской Церкви стояли выходцы из Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря (см. Иосифляне ). На освободившуюся Смоленскую кафедру 20 февр. 1536 г. митр. Даниил поставил Савву (Слепушкина) , старца Иосифова Волоколамского монастыря. Грамоты со щедрыми податными и с широкими судебными привилегиями, предоставленными Волоколамской обители покойным вел. кн. Василием III, были подтверждены в янв. 1534 г. Было освобождено от даней и повинностей с. Турово - заупокойный вклад в мон-рь по вел. кн. Василию III (май 1534). Неск. раз Е. В. ездила с детьми на богомолье в Троице-Сергиев монастырь (известен один ее вклад в эту обитель - покров с изображением креста и схимы с херувимами), в Можайск для молитвы перед чудотворным образом свт. Николая. По инициативе Е. В. ц. Св. Троицы была поставлена в Себеже после удачного отражения нападения литов.

http://pravenc.ru/text/189751.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010