Посвятительные эпиграммы проливают свет на особенности убранства к-польских мон-рей в эпоху Комнинов. Особенно показательна в этом плане поэма на образ Спасителя, к-рый был обретен имп. Иоанном II Комнином во время одного из походов в М. Азию, украшен золотом и драгоценными камнями и подарен мон-рю Пантократора (между 1134 и 1143; известна в 2 редакциях: Nicola Callicle. 1980. P. 78-80; Vassis. 2013. P. 221-223). Среди посвятительных стихотворений - эпиграмма на покров, преподнесенный севастом Иоанном Арвантеном мон-рю Пресв. Богородицы Одигитрии ( Drpi . 2016. P. 85-87); 2 четверостишия на мраморное скульптурное изображение вмч. Георгия; эпиграммы на образ Христа, украшенный драгоценными камнями Исааком Комнином, на изображение Христа с участниками семи Вселенских Соборов, на образ Пресв. Богородицы, украшенный императором (вероятно, Иоанном II), на изображение Страшного Суда в Большом дворце в К-поле (поэма написана от лица Алексея I). Сами произведения искусства, для к-рых были созданы эти эпиграммы, не сохранились. При этом Н. К. могут принадлежать поэма, размещенная на ставротеке из сокровищницы собора св. Марка в Венеции, созданной по заказу имп. Ирины Дукены, и краткие эпиграммы, размещенные на 3 др. реликвариях ( Paul. 2007. S. 250, 264). В рукописи Marc. gr. XI 31. Fol. 80r-v (кон. XIII в.) именем Н. К. подписаны стихотворные монологи 12 месяцев с рекомендациями относительно рациона, наилучшим образом подходящего для каждого из них. В др. рукописях это сочинение приписано Феодору Продрому. По мнению издателя, атрибуция Продрому более достоверна ( Nicola Callicle. 1980. P. 31-32). На слав. почве календарный цикл известен в списках 2 редакций - южнославянской (старшей), в к-рой он назван сочинением Птохопродрома, и русской (младшей). Первоначально перевод был выполнен сербами на Афоне не позднее рубежа XIV и XV вв. ( Турилов. 2000). Существует предположение, что Н. К. был также автором «Тимариона» - сатирического диалога в духе Лукиана о путешествии в загробный мир (Византийская сатира. 1953. С. 364; Romano. 1973; Pseudo-Luciano. 1974. P. 25-31). Основаниями для отождествления 2 авторов послужило то, что, во-первых, автор диалога демонстрирует глубокие познания в медицинской науке, к-рыми мог обладать только профессиональный медик, а во-вторых, то, что он восхваляет представителей семейства Палеолог, с которым был близок Н. К. (сохранились 5 стихотворных эпитафий членам этого семейства, написанных Н. К.). Эта гипотеза подверглась обоснованной критике ( Baldwin. 1984), и в наст. время диалог считается анонимным.

http://pravenc.ru/text/2566112.html

Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси, благословляет Зачатьевский мон-рь. Икона. 2010 г. (собор Рождества Пресв. Богородицы в московском Зачатьевском мон-ре) Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси, благословляет Зачатьевский мон-рь. Икона. 2010 г. (собор Рождества Пресв. Богородицы в московском Зачатьевском мон-ре) Уникальным свидетельством местного почитания И. и Е. в кон. XIX - нач. XX в. является маленькая икона этого времени, выполненная в технике масляной живописи, вероятно, в Зачатьевском монастыре. На ней благословляющий свт. Алексий, митр. Московский, предстоит гробнице преподобных в повороте вправо, левая рука покрыта омофором. И. и Е. изображены на гробнице в черных монашеских одеждах, со скрещенными на груди руками, без нимбов; ноги святых закрывает серо-коричневый покров. Мелкие надписи над их головами, сделанные белилами, прочитываются с трудом. В правом верхнем углу в облаках изображен Спаситель. Эта икона, по свидетельству насельниц, была сохранена во время разорения обители большевиками и ныне находится в Зачатьевском мон-ре (Там же. С. 33). К канонизации святых в 2001 г. был написан образ (иконописец М. В. Цех), на к-ром И. и Е. представлены в молении Иисусу Христу в небесном сегменте, благословляющему обеими руками. Преподобные изображены в охристых рясах, темно-синих схимах и куколях, мантия И. темно-зеленая, мантия Е. коричневая. И. правой рукой опирается на игуменский посох. Святые стоят на разных берегах реки Москвы, между ними на золотом фоне - Зачатьевский мон-рь в виде каменного храма, окруженного деревянными стенами и постройками. 16 мая 2001 г. в день прославления И. и Е. Патриарх Алексий II этой иконой благословлял молящихся; ныне она находится на сев. стене притвора монастырской ц. Сошествия Св. Духа. На основании составленного к прославлению святых Жития и Сказания о чудесах, записывавшихся еще в XIX в., была создана икона И. и Е. с 16 клеймами (2007). Она помещена в Рождественском соборе обители справа от главного входа и почитается как чудотворная, о чем свидетельствуют пожертвованные дары-привесы.

http://pravenc.ru/text/1237863.html

В 1851 г. по благословению еп. Тамбовского Николая (Доброхотова) и по инициативе игум. Антонины начался разбор обветшавшего Тихвинского храма (1826). Но из-за обрушения (22 мая 1852) сев.зап. стороны колокольни работы по возведению новой церкви были приостановлены. Тамбовская строительная комиссия предложила план нового храма. 22 сент. 1857 г. холодный 5-главый Тихвинский собор с колокольней был освящен еп. Тамбовским и Шацким Макарием (Булгаковым) , но в 1866 г. началась перестройка храма. В новой каменной трапезной 27 нояб. 1867 г. архим. Виктор освятил придел в честь Рождества Христова, 27 (24?) сент. 1870 г. еп. Тамбовский Феодосий (Шаповаленко) - др. придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; 26 сент. 1861 г. в подвальном этаже, под трапезной, была освящена ц. во имя преподобных Онуфрия и Петра Афонских. Храм впоследствии ремонтировался. На пожертвования кадомского купца М. Ф. Рожнова был построен и 29 июля 1897 г. лебедянским игум. Митрофаном освящен 3-ярусный резной позолоченный иконостас. В 1908 г. в Тихвинской ц. на средства почетного гражданина С. И. Москалёва установили 4 голл. печи. 24 сент. 1889 г. еп. Тамбовский Виталий (Иосифов) освятил домовую ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в 2-этажном деревянном на каменном фундаменте больничном корпусе для престарелых насельниц. Иконы из местного ряда этого храма, с правой стороны «Нерукотворный образ Спасителя», с левой - «Покров Пресв. Богородицы», в серебряных позолоченных ризах, украшенных драгоценными камнями, пожертвованы новой настоятельницей К. м. игум. Серафимой (Насоновой). В надписях, выполненных на обратной стороне этих икон, содержалось родительское благословение игумении. К 1867 г. на территории мон-ря находились каменный корпус, деревянный игуменский корпус, 7 сестринских флигелей (Справочная книжка. 1876. С. 30-31); каменная ограда, на вост. стороне граничившая с домами местных жителей и р. Пурсовкой, ок. 17 корпусов, где размещались мастерские и кельи. В 1900 г. на монастырском дворе, напротив юж.

http://pravenc.ru/text/1841119.html

кнг. Елисаветы Феодоровны, должна была служить местом проведения общественных и просветительских мероприятий. С запада расположен притвор с 2 звонницами, их формы и щипцовые завершения напоминают ц. Спаса Преображения на Бору (не сохр.) Московского Кремля. Фасады церкви украшены белокаменными рельефами в стиле модерн, но напоминающими древнерус. резьбу (выполнены Н. Я. Тамонькиным). Мозаичные иконы Божией Матери «Одигитрия» и Нерукотворного образа Спасителя, размещенные на центральной апсиде и над зап. порталом, изготовлены в с.-петербургской мастерской А. Н. Фролова по эскизам Нестерова. В интерьере собора было найдено нестандартное художественное решение: стилизованный под древнюю псковскую живопись темный басменный иконостас (иконы написаны Нестеровым, резьба по дереву выполнена М. В. Ружейниковым, басма - М. Мишуковым) контрастирует с выбеленными стенами храма, на которых свободно расположены живописные композиции, созданные Нестеровым (1910-1911): «Покров Пресв. Богородицы» и «Литургии ангелов» - в апсиде, «Благовещение Пресв. Богородицы» - на предалтарных столбах, «Христос у Марфы и Марии» и «Воскресение Христово» - в основном пространстве храма. В трапезной собора размещена композиция «Путь ко Христу», сюжет которой, спасение через милосердие Господне, близок к сюжету картины Нестерова «Святая Русь»; среди изображенных - сестры М.-М. о. В 1914 г. были выполнены роспись купола (композиция «Отечество») и орнаменты на стенах, арках и сводах. В Покровском соборе был устроен подземный храм-усыпальница во имя Сил Бесплотных и Всех святых, предназначенный для захоронения сестер (на 60 захоронений). В духовном завещании от 20 февр. 1914 г., утвержденном имп. Николаем II 25 апр. того же года, великая княгиня просила похоронить ее в этой усыпальнице на месте, ею указанном. Роспись ведущей в усыпальницу галереи на сюжет «Путь праведников ко Господу» выполнена П. Д. Кориным в 1914 г. Храм был освящен 26 авг. 1917 г. Домовая ц. праведных Марфы и Марии была устроена в больничном корпусе и 9 сент.

http://pravenc.ru/text/2562518.html

Воскресенский (мужской, ныне с. Воскресенское Грязовецкого р-на Вологодской обл.; основан ок. 1371 прп. Димитрием Прилуцким и его учеником Пахомием, вскоре оставлен ими), Николаевский Святолуцкий (мужской, ныне с. Погост Лука Усть-Кубинского р-на Вологодской обл.; основан прп. Дионисием Глушицким и его учеником Пахомием в 1393, в 1479 приписан к Спасо-Каменному мон-рю), Глушицкий Леонтиев (женский, близ совр. дер. Покровское Сокольского р-на Вологодской обл.; основан в 1-й пол. XV в. прп. Дионисием Глушицким, дальнейшая история неизв.), Коптево-Сретенская Николаевская пуст. (мужская, на р. Великуша, ныне незаселенная местность близ дер. Анохино Грязовецкого р-на Вологодской обл.; основана не позднее 1481, с 1547 под упр. Корнилиево-Комельского мон-ря, официально приписана к нему в 1596), Николаевский Озадский (мужской, на Азатском оз., близ дер. Ватаманово Белозерского р-на Вологодской обл.; основан не позднее нач. XVI в.). Прекратившие существование в XVII в. (за исключением возрожденных впоследствии) Николаевская пуст. (мужская, в Судбищах на р. Шексне, ныне Череповецкий р-н Вологодской обл.; упом. со 2-й трети XV в., последнее упоминание под 1682, обращена в приходскую церковь), Николаевский с Клинска (Тёсовский) (мужской, близ. совр. пос. Тёсово-4 Лужского р-на Ленинградской обл.; упом. с кон. XV в., последнее упоминание под 1626), Успенский Тёсовский (мужской, ныне дер. Ям-Тёсово Лужского р-на Ленинградской обл.; впервые упом. в 1500, в 20-30-х гг. XVII в. упом. как пустой), Петропавловский особный (мужской, позднее женский, в совр. г. Белозерске Вологодской обл.; упом. с 1572, разорен в Смутное время, в 1620 обращен в приходскую церковь), Преображенский (мужской, на р. Пчевжа, в совр. Тихвинском р-не Ленинградской обл. (точное местоположение неизв.); упом. в 1577-1589), Середокоротный Стефановский (мужской, на р. Пчевжа, близ совр. дер. Белой Киришского р-на Ленинградской обл.; существовал в кон. XVI в.), Покрова Пресв. Богородицы Шухтовский (мужской, ныне с. Покров Череповецкого р-на Вологодской обл.; основан в 1603 прп. Сергием Шухтомским, после его смерти в 1609 запустел и был разорен), Благовещения Пресв. Богородицы (первоначально, вероятно, мужской, затем женский, в г. Устюжне Вологодской обл.; дата основания неизв., последнее упоминание под 1624). Прекратившие существование в 1764 г. (за исключением возрожденных впоследствии)

http://pravenc.ru/text/2577765.html

XVII в., ГТГ). Одновременно с этими произведениями появляются композиции, в к-рых М. представлен как один из столичных святых. Таков известный складень с изображением Божией Матери «Молебной» и припадающих Московских чудотворцев, написанный по заказу М. Я. Строганова Истомой Савиным и отличающийся расширенным подбором Московских святителей и юродивых (нач. XVII в., ГТГ; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. Кат. 786; Рыбаков. 1995. Табл. 288). М. изображен на средней створке вместе со свт. митрополитами Петром и Фотием и блж. Иоанном Большим Колпаком (блж. Василий изображен на 3-й створке). Сходную по смыслу композицию имеет икона Божией Матери «Моление о народе» (1-я треть XVII в., ГТГ, собр. П. Д. Корина; Антонова. 1966. Кат. 99. Табл. 115): фигуры юродивых включены в большую группу предстоящих и припадающих святых (как Вселенских, так и Русских). Особенно многочисленны произведения, где преобладают образы московских святых, в числе к-рых присутствуют М., блаженные Василий и Иоанн Большой Колпак. Ранним примером такой иконы является 3-частный образ из собрания Г. А. Покровского (1-я треть XVII в., ЦМиАР), принадлежащий к «строгановской» традиции. В ее нижнем регистре помещены фронтальные фигуры Московских чудотворцев (святителей Петра, Алексия и Ионы, кн. Михаила Черниговского и боярина Феодора) с нек-рыми др. святыми; московские юродивые написаны фронтально. В верхней части иконы представлены «Положение ризы Богоматери» (согласно поздней надписи - «Сретение Владимирской иконы Божией Матери») и «Покров Пресв. Богородицы» - сцены, к-рые могут быть связаны с идеей покровительства Пресв. Богородицы Москве, но в то же время напоминают о посвящении Покровского собора на Рву, окруженного гробницами московских юродивых. Блж. Максим Московский. Фрагмент киотной рамы Владимирской иконы Божией Матери. Сер. XVII в. (ГВСМЗ) Блж. Максим Московский. Фрагмент киотной рамы Владимирской иконы Божией Матери. Сер. XVII в. (ГВСМЗ) Связи между образом Богоматери, как покровительницы столицы, и почитанием Московских чудотворцев отражены в памятниках, имеющих отношение к Владимирской иконе Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/2561588.html

В веденская пустынь находится вблизи г. Покрова, Владимирской губернии, на острове озера Вятское. Основание этой пустыни относится к 1708 г., когда иноки Сергий и Тимофей, вышедшие из упраздненной Антоньевой пустыни (ныне г. Покров), поселившись на острове Вятского озера, испросили у местоблюстителя патриаршего престола митрополита Стефана Яворского разрешение устроить здесь церковь . Церковь была устроена и освящена с благословения того же митрополита в начале 1710 г. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Первым настоятелем пустыни был учредитель ее Иеромонах Сергий. Новоустроенная пустынь не имела никаких земельных и других владений, которые обеспечивали бы ее существование; все средства на ее содержание получались исключительно от мирского подаяния. Из-за этой своей бедности и необеспеченности, через 15 лет по основании, Введенская пустынь прекратила было свое самостоятельное существование. Строитель ее Иеромонах Нектарий, ссылаясь на крайне затруднительное материальное положение пустыни и на указ Императора Петра Великого, приказывавший подобные необеспеченные монастыри приписывать к другим более обеспеченным обителям, в 1724 г. стал ходатайствовать перед Св. Синодом о приписке Введенской пустыни к более обеспеченной Иоанно-Богословской пустыни в Московском уезде. 4 Ходатайство Нектария было уважено, монашествующим разрешено было переселиться в Богословскую пустынь, перевезти туда церковную утварь и ризницу, а церковь пустыни была продана в с. Покров. Но часть братии была огорчена такой судьбой своей обители, не хотела переселяться на новое место и через два года возбудила ходатайство о восстановлении пустыни. Ходатайство первоначально было направлено в Московскую Духовную Дикастерию, в ведении которой находилась тогда Введенская пустынь, но Дикастерия почему-то медлила ответом. Тогда просители обратились непосредственно в Св. Синод. Имея в виду новый императором указ 1726 г., разрешавший восстановлять подобные малые и бедные монастыри, Св. Синод нашел возможным удовлетворить желанье просителей и 10 марта 1729 г. разрешил Введенской пустыни самостоятельное существование, приказам возвратить взятые из нее церковь и имущество. Строителем восстановленной пустыни назначен был Иеромонах Александр, бывший дотоле в Любецком монастыре 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

икона XVIII в. «Коронование Богородицы» ( Iorga N. Les arts mineurs en Roumanie. Bucur., 1934. Т. 1. Il. 39). Под зап. влиянием трактован сюжет «Покров Пресв. Богородицы», который в каушанской стенописи занимает одно из центральных мест в росписи притвора: в верхней части стены, отделяющей притвор от нефа, над композициями из Акафистного цикла («Бегство в Египет» - иллюстрация к 6-му икосу и «Сретение Господне» - иллюстрация к 7-му кондаку). Композиция отличается размерами, формой и манерой представления покрова, изображенного в виде кулис, из-за к-рых появляется Богородица Оранта и коленопреклоненные апостолы. В сравнении со средневек. новгородской редакцией отсутствуют фигуры ангелов, поддерживающих покров, изображение Влахернского храма, образы св. Андрея Юродивого и его ученика Епифания. Фон между фигурами Божией Матери, апостолов и развернутым покровом заполнен орнаментами в виде листьев, цветов и стеблей. Подобный цветочный орнамент, характерный для украшения зап. розариев (сборники молитв, обращенных к Божией Матери) и нашедший оригинальное воплощение в композициях, аналогичных «Покрову» (см. картину «La Vierge au manteau» («Мадонна с мантией»), или «La Vierge de Miséricorde» («Мадонна Милосердия»), А. Картона (Шаронтона), 1452, Музей Конде, Шантийи), свидетельствует о влиянии западноевроп. иконографии на роспись Каушанской ц. Стилистические особенности росписи нигде не находят аналогов, в т. ч. и в искусстве запрутской Молдавии. В Мунтении и Олтении количество подобных памятников значительно, но изучение их иконографии и стиля существенно отстает от исследования их архитектурно-типологического характера. К. Чобану и Драгнев на основе ранее опубликованных работ, в т. ч. румын. историков и искусствоведов (Йорга, Балш, Н. Гика-Будешти, В. Дрэгуц, T. Войнеску, А. Палеолог, Т. Синигалия, К. Попа), пришли к заключению, что Станчул, Раду и Войкул работали в стилистической манере, характерной для стенописи постбрынковянской эпохи, и принадлежали к 3-му поколению живописцев Валашского княжества, продолжавших традиции хурезской школы монументальной живописи.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

В связи с разделением Камчатской и Благовещенской епархии 24 дек. 1898 г. был высочайше утвержден доклад Святейшего Синода о назначении И. епископом Приамурским и Благовещенским. Хиротонию И., состоявшуюся 9 февр. 1899 г. в домовой архиерейской церкви Томска, возглавил Томский и Барнаульский еп. св. Макарий (Невский ; впосл. митрополит). 11 мая того же года И. прибыл в Благовещенск. 16 авг. открыл епархиальный съезд духовенства. В марте 1900 г. утвердил устав и стал покровителем созданного при Благовещенской ДС Иоанно-Богословского братства для помощи малоимущим учащимся семинарии и ДУ. Как правящий архиерей содействовал основанию в Благовещенской епархии муж. мон-ря в честь Успения Пресв. Богородицы. Когда в июле 1900 г., во время восстания ихэтуаней в Китае, Благовещенск подвергался артиллерийскому обстрелу с кит. стороны, И. при участии духовенства и множества жителей служил молебны с акафистами перед Албазинской «Слово плоть бысть» иконой Божией Матери . Благовещенский кафедральный собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы остался невредимым, что было воспринято жителями Благовещенска как заступничество Божией Матери и «новый покров» над их городом. В авг. того же года И. организовал сбор пожертвований в помощь нуждающимся участникам военных действий на кит. границе. 24 сент. 1900 г. уволен на покой. Жил в Алатырском во имя Святой Троицы мужском монастыре . В 1902 г. назначен управляющим Херсонесским во имя святого равноапостольного князя Владимира мужским монастырем . Устроил в нижнем храме Владимирского собора обители на свои средства придел во имя св. Мартиниана над могилой Таврического архиеп. Мартиниана (Муратовского), бывшего начальником И. в Забайкальской миссии. С 30 янв. 1906 г. управляющий свияжским в честь Успения Пресвятой Богородицы мужским монастырем . 28 апр. 1909 г. вновь перемещен управляющим Херсонесским Владимирским мон-рем. 2 мая 1915 г. освобожден, согласно прошению, от управления Херсонесским Владимирским мон-рем, определен на жительство в московский в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Позднее вернулся в Крым. Скончался в Херсонесском Владимирском мон-ре. Похоронен в зап. части устроенного им придела во имя св. Мартиниана во Владимирском соборе.

http://pravenc.ru/text/468759.html

половины X века, а не во время вторжения сарацын в. греч. империю в 909 году, как, без достаточных оснований, догадываются некоторые из наших писателей. Праздник Покрова Богородицы установлен в России, а в не Греции, как говорили доселе некоторые (Протоиерей Дебольский и другие). В греческих памятниках агиологии нет и намека на сей праздник в Греции. В России он установлен не позднее 12 века. В прологе славянском так говорится об установлении праздника: «се убо егда слышах (от житии св. Андрея о видении Богоматери), помышлях, како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего бысть без празднества восхотех, да не без праздника останет св. покров твой, Преблагая.» Сие слово о покрове пресв. Богородицы находится в самых древнейших прологах славянских в первой редакции месяцеслова Василия, которая переведена на славянский язык же позднее 12 века. Оно есть в софийском прологе, писанном до 1250 года; оно было несомненно и в лобковском прологе 1197 года; хотя первое октября в нем вырвано, но 3 и 4 числа есть в нем сказания о св. Андрее юродивом, которые внесены по случаю праздника покрова Богородицы. Слово о Покрове пресв. Богородицы 1 октября находится во всех древнейших пергаменных прологах; не сказания об Андрее 3 и 4 октября не во всех (наприм. нет в лавр. 33) экземплярах прологов. Так как редакция месяцеслова Василия переведена в России (см. выше Т. 1 о прологах) и в нее внесены только русские и в России установленные праздники: 9 мая принесение мощей святителя Николая, 24 июля Бориса и Глеба; то и праздник Покрова, внесенный в него, установлен в России каким-либо князем или митрополитом, а не в южных землях и внесен, вероятно, при самом переводе пролога. Есть и другие сведения о существовании сего праздника в 12 веке в России. Так предание приписывает построение обители Покрова Богоматери в Боголюбове св. кн. Андрею Боголюбскому (Доброхотова. Древний Боголюбов: 22. 23. 105). В 1 и 2 новгородских летописях 1148 года говорится о новгородском Покровском Зверинском монастыре: в лето 6656 бысть дъжг (дождь) с градом июня в 27 в неделю и зажьже гром церковь святой Богородицы в Зверинци монастырь».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010