Я[вленная] К[азанская] и[кона] помещалась в киоте в 2 рамах с серебряными позолоченными окладами. На внутренней раме, видимо рубежа XVI и XVII вв., размещалось 11 клейм с изображениями праздников ( " Зачатие Пресв[ятой] Богородицы " ( " Встреча Иоакима и Анны " ), " Рождество Пресв[ятой] Богородицы " , " Введение во храм Пресв[ятой] Богородицы " , " Благовещение " , " Рождество Христово " , " Собор Пресв[ятой] Богородицы " , " Сретение Господне " , " Успение Пресв[ятой] Богородицы " , " О Тебе радуется " , " Похвала Пресв[ятой] Богородицы " , " Покров Пресв[ятой] Богородицы " ), в последнем, 12-м клейме было представлено обретение Я[вленной] К[азанской] и[коны], на полях рамы изображены святые. Оклад внутренней рамы сделан в 1806 г. на средства настоятельницы монастыря игум[еньи] Софии (Болховской) и жертвователей к завершению строительства в монастыре нового каменного Казанского собора (1798 - 1808). Внешняя рама, очевидно XVII или XVIII в., с клеймами чудес имела оклад 1739 г. с овальными и фигурными обрамлениями клейм барочных форм, выполненный на средства полковника А.И. Змеева с супругой, о чём свидетельствовали надписи в картуше внизу оклада (Там же. С. 29 - 31). Внутренняя рама вынималась из внешней и имела внизу ручки для несения чудотворного образа в крестных ходах. В новом соборе Казанского девичьего мон[асты]ря чудотворный образ в рамах стоял в иконостасе слева от царских врат, он был помещён в большой деревянный киот в виде портика, к которому с боковых сторон вели лестницы из ильмового дерева (из вяза). Во 2-й пол[овине] XIX в. Я[вленная] К[азанская] и[кона] воспроизводилась на литографиях со стилизованными декоративными мотивами праздничной ризы (Булгаковский [Д.Г.]. [Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшия от неё чудеса. Санкт-Петербург]. 1896. Ил. на с. 5) и особенно часто - будничной ризы, с изображением двойной нитки крупного жемчуга и 2 бриллиантовых подвесок (Малов. [Е.А.]. [Казанский Богородицкий девичь монастырь: История и современное его состояние. Казань]. 1879. Ил. между с. 28 и 29). Надо учитывать, что литографии не передавали первоначальный характер ликов иконы. Известны списки Я[вленной] К[азанской] и[коны] рубежа XIX и XX вв. с надписью внизу: " Мра и подобе вленной иконы Kaзahcki Пре(с)ты Бцы " , выполненные под влиянием стилистики академической живописи и литографий 2-й пол[овины] XIX в. (частные собрания)».(165)

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Щипачево, урочище. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. /// Епархия неизвестна Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Покровская с. Щипачево каменная, с такою же колокольней и оградой; построена в 1822 г. усердием майора Василия Ашиткова и прихожан. Приходское кладбище в церковной ограде. Престолов 5: а) в холодной средний во имя Покрова Божией Матери, б) правый во имя святителя Николая Чудотворца и мч. Иоанна Воина, в) левый во имя Трех Святителей; в зимней г) правый во имя прор. Илии, д) левый в честь вмч. Георгия. Местный образ Покрова Пресвятой Богородицы составляет особо чтимую в окрестности святыню. Расстояние от Костромы 52 в. Ближайшие церкви: Богословская с. Барана в 2 в., Воскресенская с. Залужья и Покровская с. Бородатова в 6 в. В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Костромской уезд в Андомский стан. В 1628 г. упоминается церковь " Никола чуд. в селе Щипачеве " . В 1615 г. упоминается села Щипачева поп Данило Андреев. В 1629 " за Иваном Богдановым сыном Килениным старое отца его поместье село Якушево, а Щипочево тож на речке Якушовке, а в селе церковь Покров Пресв. Богородицы древяна клетцки, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церк. строение помещиково и приходных людей, а у церкви церковнаго причету во дворах поп Яков Ондреев, дьячек Ивашко Данилов, пономарь Ивашко Григорьев, да в селе двор помещиков " . В 1646 г. " Ивана Иванова Киленина поместье село Щипочево, а в нем церковь Покров святей Богородицы, да в селе во дворе поп Ияков Андреев, а помещиков двор пуст, Иван и мать его Иванова сидят в тюрьме, ... а того села Щипочева Покровской поп Яков и окольные люди сказали, что Иванова поместья крестьяне разбежалися от язычной молки [язычная молка - показание, донос, наговор, поклеп при допросе] " . В августе 1650 г. " В Андомском стану и в Сидоровской волости разбойничье поместье Ивана Иванова сына Киленина разделено и отделено жильцом Ивану Иванову Рожнову, да Леонтью Борисову Шетневу село Якушово, а Щипацево тож на речке Якушовке, в селе церковь Покров Пресв. Богородицы клетцки, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церк. строение что указано было старому помещику им Ивану да Леонтью по полам вместе с приходными людьми, а у церкви во дворах церковнаго причету поп Яков Андреев с детьми, двор пуст дьячка Ивашка Данилова, двор пуст пономаря Ивашка Григорьева " . В декабре 1694 г. " дан антиминс к освящению церкви Покров Пресв. Богородицы в село Щипачево, тояж церкви поп Гаврило взял [антиминс] и росписался " . http://old-churches.ru/ko_128.htm Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=56493

Вскоре после 1505 г. в мастерской вел. кнг. Московской Соломонии Юрьевны (см. ст. София , прп. Суздальская) был изготовлен покров на раку прп. Пафнутия. Можно предположить, что изображение на нем имеет портретные черты, т. к. знаменщик, делавший рисунок, вполне мог знать облик святого. Возможно, в создании рисунка участвовал сын иконописца Дионисия - Феодосий ( Лихачёва. 1977. С. 272-273). Покров можно считать самым ранним сохранившимся изображением прп. Пафнутия. В наст. время он находится в ГРМ (Инв. ДРТ-297). В 1632 г. был изготовлен еще один покров на раку прп. Пафнутия - по заказу кн. Б. М. Лыкова и его жены Анастасии (ныне хранится в КОМЗ; описание см.: Хлебникова. 1976. С. 234). Покров начали изготавливать не позднее 1616 г., однако работа над ним прерывалась из-за тяжелого экономического положения после Смутного времени. Его рисунок повторяет изображение покрова нач. XVI в. ( Катасонова. 2018. С. 32). В 1700 г. ген.-майор И. И. Бутурлин пожертвовал П. Б. м. покров с изображением прп. Пафнутия. Покров был изготовлен в мастерской его супруги А. П. Бутурлиной и вышит на холсте золотыми, серебряными и шелковыми нитями (Русские святые. 2011. С. 8-9). Этот покров поступил в ЦМиАР из церкви Покрова Пресв. Богородицы на Высоком - бывш. монастырского храма приписной к П. Б. м. обители. В 1533 г. архиеп. Новгородский свт. Макарий заказал и передал в П. Б. м. богослужебное Евангелие «на память своеи души и по своих родителех в вчнои поминок» ( Осипов. 2018. С. 23; Усачёв. 2018. Т. 2. 229. С. 132). Оклад Евангелия был исполнен с необычными для Новгорода великолепием и пышностью, при его создании использованы скань, эмаль, литье, чеканка, гравировка, драгоценные камни, жемчужная обнизь. Мастера сумели создать глубоко индивидуальное, торжественно декоративное, яркое, драгоценное изделие, рассчитанное на специальный вклад и по общей схеме узорочья отличающееся от др. известных нам произведений XVI в. ( Бочаров, Горина. 1977. С. 294). В 1925 г. Евангелие было передано в ГИМ (Муз. 3878). Кроме того, в сер. XVI в. свт. Макарий, уже став митрополитом Московским, пожертвовал в мон-рь богослужебный Апостол (ГИМ. Чуд. 48).

http://pravenc.ru/text/2579798.html

Христа ради Юродивый Андрей с учеником своим Епифанием. Молясь, св. Андрей поднял взор свой к верху и видит: Св. Матерь Божья, окруженная св. ангелами, пророками и апостолами, стоя под сводами храма на воздухе, молится пред своим Сыном Господом и простерла над молящимся народом омофор. Видя это и как бы недоверяя своим глазам, св Андрей обращается к Епифанию и спрашивает его: «видишь ли, брате, ходатаицу мира?» «Вижу, св. отче, и ужасаюсь», – отвечает Св. Епифаний. После сего без всякого затруднения арабы были побеждены греками. Это видение было 1-го октября. Видение молящейся Пресв. Богородицы за молящихся Ей греков и покрывающей их покровом, означает, что христиане, ученики возлюбленного Ее Сына, – под Ее покровом, т.е. покровительством, от того и название праздника «Покров Пресв. Богородицы.» Потому, в воспоминание сего молитвенного предстательства Пресв. Богородицы пред Богом за христиан, 1-го октября установлен был праздник с названием Покрова Пресв. Богородицы. Какой тропарь сего праздника? Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом, и избави нас от всякого зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего, спасти души наша. (Русский перевод) Ныне мы, благоверные люди,осеняемые Твоим, Богородица, пришествием (к нам), радостно празднуем, и, взирая к Твоему пречистому образу, умильно взываем: защити нас честным Твоим покровительством и избавь нас от всякого зла, молясь Сыну Своему Христу Богу нашему о спасении душ наших. Евангелие см. 21-го мая. Что особенно поучительного в этом празднике? То, что Пресв. Богородица, как дщерь человеческая, испытавншая земные скорби и нужды, милостивая к людям и как Матерь Господа, есть многомощная молитвенница и заступница наша. 22 окт. праздник Казанской иконы пресв. Богородицы Расскажите о празднике Казанской иконы Пресв. Богородицы 22 октября. Праздник этот установлен в память избавления Москвы и всей России от поляков в 17 стол.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Равноапостольные Константин и Елена. Роспись ц. в честь Сошествия Св. Духа мон-ря Добровэц. 1527–1531 гг. Наиболее необычной при сопоставлении с предыдущими и последующими памятниками является иконографическая программа нартекса. Изображение в куполе не сохранилось, и долгое время с учетом традиции и надписи вокруг купола считали, что там была изображена Пресв. Богородица. Исследования показали, что надпись является поздним добавлением, а непосредственный иконографический контекст следующий: в малых парусах - фигуры тетраморфа, в центре свода каждой из косых арок в медальонах - композиции «Ветхий денми», «Спас Еммануил», «Престол уготованный» и «Агнец Божий», к-рые скорее указывают на то, что в куполе был один из иконографических типов Христа. Тем не менее переход к Богородичной тематике совершается благодаря изображениям пророков с соответствующими атрибутами, фланкирующих медальоны, а также св. гимнографов в больших парусах. Акцент сделан на сценах в малых тимпанах, к-рые иллюстрируют Богородичные гимны: «Акафист Пресв. Богородице» (кондак «Взбранной Воеводе»), «Канон Пресв. Богородице», обрамляющий «Акафист Пресв. Богородице» («Все народы земные»), «О Тебе радуется...» и сцене «Покров Пресв. Богородицы» (?). В тимпанах стен изображены сцены «Побиение камнями первомч. Стефана» (юг), «Семь отроков Ефесских» (запад), «Крещение ап. Павла ап. Ананией» (север) и «Покаяние прор. Давида» (восток). Их обрамляют композиции на сводах вост. и зап. арок «Встреча Захарии и Елисаветы» («Зачатие св. Иоанна Предтечи»), «Встреча Пресв. Богородицы и прав. Елисаветы» (восток), «Встреча праведных Иоакима и Анны» («Зачатие Пресв. Богородицы»), «Благословение Елканы и Анны, родителей прор. Самуила». Под сценами в тимпанах изображены Вселенские Соборы, а ниже расположен регистр с полным циклом мученичества апостолов (известен ранний аналог в капелле (приделе) над диаконником собора Св. Софии в Охриде, фрески кон. XI - нач. XII в.). В завершении цикла, развернутого на юж., зап. и сев. стенах, находится сцена «Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою » (Мф 16. 18), к-рая встречается в росписях церквей XIII-XIV вв. Македонии и Сербии: свт. Климента в Охриде, мон-рей Жича и Грачаница , однако ее контекст в Добровэце значительно расширен. Ап. Петр поднимает на свои плечи церковь, стоящую на каменной плите, на которую опирается лестница; слева перед ним Христос на престоле в окружении святителей и св. Иоанна Предтечи, справа св. строители во время работы. Также в данный регистр на зап. стене включена сцена «Небесная литургия» (известная своим местоположением в барабане главы нефа или в алтаре, но не встречавшаяся прежде в нартексе). Особенностью данной композиции является включение в ее состав святителей.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Спасо-Преображенской) Интерьер ц. Всех святых, на Валааме просиявших (бывш. Спасо-Преображенской) Перед иконостасом слева расположена икона преподобных Сергия и Германа Валаамских и чудотворная Валаамская икона Божией Матери (в икону чуть ниже стоп Богоматери вставлена капсула с частицей Ее ризы), написанная в 1878 г. иконописцем Алексеем Константиновым (впосл. иером. Алипий). На аналое рядом с Валаамской иконой находится чудотворная икона Божией Матери «Сладкое Лобзание», принадлежавшая прп. Антипе Валаамскому, представляющая собой список иконы, хранящейся в афонском Филофея преподобного монастыре , предположительно созданный в кон. XVIII в. Прп. Антипа Валаамский принес ее с собой на Валаам в сер. XIX в. На Валааме делались записи о чудесах, исходивших от этого образа. Напротив нее (справа от иконостаса) находится мощевик с частицами мощей Киево-Печерских преподобных. Рядом в позолоченной раме - чудотворная Коневская икона Божией Матери , наиболее древний иконописный образ в ФПЦ и самая чтимая ее святыня. По преданию, основатель Коневского мон-ря прп. Арсений Коневский принес ее с Афона в XIV в. Икона 2-сторонняя, на оборотной стороне написан образ Спаса Нерукотворного работы русских иконописцев XVI в. Серебряная чаша под иконой содержит частицу ризы Пресв. Богородицы. За ней находится икона прп. Арсения Коневского в серебряной ризе (к нимбу прп. Арсения на шелковой ленте подвешен крест-мощевик с частицей его мощей). На стене верхнего клироса, расположенного над главным входом, размещены иконы, созданные на рубеже XVIII и XIX вв. (очевидно, праздничный ряд иконостаса кафоликона ладожского Валаамского мон-ря; слева направо): «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Рождество Пресв. Богородицы», «Воздвижение Креста Господня», «Покров Пресв. Богородицы», «Успение Пресв. Богородицы», «Благовещение Пресв. Богородицы», «Рождество Христово», «Крещение Господне», «Сретение Господне», «Вход Господень в Иерусалим» и 2-частная икона «Распятие Господне и Снятие с Креста». На верхнем клиросе находится чтимая икона прп.

http://pravenc.ru/text/2577805.html

В рус. храмах XIV в. литургическое осмысление протоевангельских циклов, как и в XII в., получает яркое воплощение. В росписи собора Рождества Пресв. Богородицы псковского Снетогорского мон-ря (1313) 2 большие праздничные композиции («Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы») расположены справа от алтарного проема и занимают весь средний регистр вост. стены юж. рукава подкупольного креста. Остальные 10 сцен цикла представлены небольшими композициями в 3 ярусах на зап. стене сев. рукава креста: «Отвержение даров», «Благовестие Иоакиму», «Благовестие прав. Анне», «Встреча Иоакима и Анны», «Первые шаги Марии», «Благословение Марии иереями», «Моление Захарии о жезлах», «Обручение Марии с Иосифом», «Сомнения Иосифа», «Испытание водой обличения». Вслед за иллюстрациями И. П. идет праздничная композиция «Покров Богоматери». Завершается этот ряд плохо сохранившейся композицией, к-рую можно интерпретировать как иллюстрацию 12-го икоса «Поюще Твое Рождество» Акафиста Пресв. Богородице (см.: Лифшиц Л. И. Программа росписи собора Снетогорского мон-ря//Вопросы рус. и сов. искусства: Мат-лы науч. конф./ГТГ. М., 1974. Вып. 3: 1972/1973 гг. С. 38-39; Он же. Очерки истории живописи древнего Пскова: Сер. XIII - нач. XV в. М., 2004. С. 205). О том, что все названные сцены имеют литургическое значение, т. е. могут быть прочитаны в богослужебном контексте, свидетельствует изображение праздничных композиций «Преполовение» и «Пятидесятница - Сошествие Св. Духа на апостолов» напротив на вост. стене сев. рукава подкупольного креста. В новгородской ц. Успения на Волотовом поле (60-е гг. XIV в.) сцены протоевангельского цикла расположены на сводах и стенах всех рукавов креста и стенах вимы, как бы опоясывая все пространство храма. Фигуры творцов канонов, Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского, авторов служб и песнопений в честь Богоматери, на предалтарных столпах подтверждают литургическое значение истории Девы Марии в системе храмовой декорации. В новгородской ц. Феодора Стратилата на Ручью (80-е гг. XIV в.) протоевангельский цикл украшает зап. стену хоров, обрамляя центральную композицию «Покров Богоматери», соответствующую посвящению находившегося на хорах придела. С утратами сохранились композиции: «Благовестие Анне», «Встреча у Золотых ворот», «Рождество Пресв. Богородицы», «Ласкание Марии». Выделение композиции «Введение во храм Пресв. Богородицы», к-рая расположена не на хорах, а в наосе на вост. стене юж. рукава ( Лифшиц. 1987),- особенность программы росписи этого храма.

http://pravenc.ru/text/200365.html

Помимо обращения к галицким мастерам, в XVII в. господари Мирон Барновский и Василе Лупу приглашали на работу царских изографов. С нач. XVIII в. подобные обращения стали более частыми, некоторые памятники сохранились. Так, от старого иконостаса Никольской ц. в с. Рэдэуци (демонтирован в 80-х гг. XIX в., ныне в мон-ре Сучевица), сохранились 4 иконы местного ряда, выполненные царскими изографами из Москвы. Надпись на иконе «Спас Вседержитель» указывает, что в 1707 г. лик писал Кирилл Уланов (см. в ст. Улановы ), а ризы - Алексей Квашнин. Подобная же надпись есть на иконе «Пресв. Богородицы с Младенцем» («Что тя наречем»): «1707 года, писан сей образ на Москве, труды иконописца Кирилла Уланова». Избранный в данном случае иконографический извод с изображением коронованных Младенца и Пресв. Богородицы, стоящей на серпе луны в облаках, не известен по др. работам Кирилла Уланова. Икона «Иоанн Предтеча - Ангел пустыни» датирована 1706 г. и подписана: «Пет(р)». На иконе свт. Николая Чудотворца надписей не сохранилось. Близкими по времени создания этих икон являются 3 иконы из местного ряда, которые были вложены боярином Василием Ганей из Ясс в Ильинскую ц. близ Сучавы в 1753-1754 гг. и вмонтированы в барочный иконостас этой церкви. Иконы были написаны в 1708 г. в Москве, 2 из них: «Пресв. Богородица» (близка к иконографическому типу «Никопея») и «Спас Вседержитель» - Кириллом Улановым, 3-я, «Троица Ветхозаветная» - Василием Улановым ( Sabados. 2011. P. 139-148). Пресв. Богородица с Младенцем на престоле. Икона. 1708 г. Иконописец Кирилл Уланов (ц. прор. Илии близ Сучавы) Пресв. Богородица с Младенцем на престоле. Икона. 1708 г. Иконописец Кирилл Уланов (ц. прор. Илии близ Сучавы) На рубеже XVII и XVIII вв. существенное влияние на иконопись М. к. оказал брынковянский стиль соседнего Валашского княжества. Связи с брынковянским искусством осуществлялись не только вслед. закупки в Валахии икон, но и через непосредственные контакты молдавских и валашских иконописцев. В нач. XVIII в. иконописец Урсул, ученик Митрофана, игум. мон-ря Бисерикани, сопровождая своего наставника в Валахию, ознакомился там с работой местных мастеров. Значительное количество икон, написанных Урсулом по возвращении, свидетельствуют о заимствовании им основных характеристик брынковянского стиля. Так, иконы из местного ряда Успенской ц. в с. Вершешти (жудец Нямц), заказанные господарем Михаем Раковицэ, выделяются не только иконографическими, но и специфическими для брынковянского искусства стилистическими элементами. Ок. 1714 г. Урсул написал иконы для иконостаса ц. Покровского скита Нямецкого мон-ря, выдержанные в том же стиле; в др. работах этого иконописца заметно влияние рус. иконописи, как, напр., в иконах «Собор великих отцов пустынников» и «Покров Пресв. Богородицы». Рус. влияние связано, по-видимому, с именем их заказчика, еп. Пахомия, который, путешествуя по России, долгое время находился в Киево-Печерской лавре, откуда, вероятно, привез прориси или лицевой подлинник.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУЖИ Лужи, жен. мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской и Приморской епархии Сербской Православной Церкви. Находится близ г. Требине, на берегу р. Требишницы. Впервые упоминается в XVI-XVII вв. как находившаяся на землях мон-ря Тврдош крохотная, без сводов ц. св. Пантелеимона с покрытыми соломой неск. кельями, в к-рых проживал монах. После разорения турками Тврдоша (1694) часть братии во главе с митр. Герцеговинским Нектарием (Зотовичем) в 1695 г. обновила этот храм в честь Покрова Пресв. Богородицы, а устроенный при нем муж. мон-рь освятила в честь Успения Пресв. Богородицы, чтобы сохранить с Тврдошем преемственность праздника. После возобновления в 1992 г. Тврдоша престольным праздником в Д. стал Покров Пресв. Богородицы. С кон. XVII в. в Д. находилась кафедра Герцеговинских митрополитов (см. в ст. Захумско-Герцеговинская епархия ), поэтому, а также за то, что братию Д. «уважали за смирение, братскую любовь и умение читать славянские книги», из ее числа часто избирались кандидаты на кафедру. В 1748 г. тур. власти разрешили братии построить новые кельи и поменять кровлю на старых. Дужский воспитанник митр. Герцеговинский Авксентий II (Йованович-Паликуча ; 1751-1760) перенес кафедру из Д. в Мостар. Но его преемник и собрат по мон-рю митр. Стефан (Милутинович) вернул кафедру в Д. и впосл. был здесь же похоронен. Грек митр. Анфим перенес кафедру в Мостар. В кон. XIX в. к управлению Герцеговинской митрополией вновь вернулись дужские монахи: Леонтий (Радулович ; 1888), Серафим (Перович ; 1889-1903). Дужские монахи руководили приходами в Дубровнике, Мостаре, Сараеве, Триесте и др. поселениях. В нач. XVIII в. дипломат Савва Владиславич-Рагузинский, серб из рода боснийских князей, послал из России в дар Д. неск. богослужебных книг, к-рые использовались еще в сер. XIX в. С 4 апр. по 4 нояб. 1855 г., при игум. Евстафии (Дучиче; управлял Д. в 1849-1864) была возведена из белого камня новая ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (по данным рус. консула в Боснии А. Ф. Гильфердинга , Покрова Пресв. Богородицы). Это 3-нефный храм с полуциркульной апсидой и звонницей. Как сообщает надпись на фасаде церкви, главным мастером был Джура Сушич. В Д. снаружи храма висел колокол, к-рый считался самым большим в Герцеговине. Но, по описанию Гильфердинга, колокол был весьма скромных размеров: «Он нижнею наружностью немного шире обыкновенной фуражки; но такого большого колокола нет в Герцеговине, и нет другого, который посмел бы явиться на чистом воздухе». С 1856 г. с перерывами до второй мировой войны при Д. действовала школа, открытая выпускниками Белградской семинарии иноками Серафимом (Перовичем) и Никифором (Дучичем).

http://pravenc.ru/text/180548.html

по проекту инженера Ф. Ф. Тарасенко бывш. жилой дом по Звериной ул. С 2005 г. приходом выпускается газ. «Покровские врата», действует Гуманитарная школа-студия. В 2008 г. к западу от собора сооружена надкладезная деревянная звонница-часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». К 2009 г. городской и областной военные комиссариаты занимали значительную часть территории мон-ря, включая настоятельский корпус. Святыни и достопримечательности Покров Пресв. Богородицы. Икона. XIV в. (НГОМЗ) Покров Пресв. Богородицы. Икона. XIV в. (НГОМЗ) Храмовая икона Покрова Пресв. Богородицы представляет собой самое раннее на Новгородской земле изображение этого праздника (ок. 1399, менее вероятно - ок. 1335; с 1927 в Центральных гос. реставрационных мастерских (реставрация П. И. Юкина), с 1930 в НГОМЗ). Этот иконографический тип получил распространение в Вел. Новгороде и Пскове: ангелы простирают покров над Богоматерью Орантой, вверху - поясное изображение благословляющего Спасителя. Внизу в центральной части - царские врата, по сторонам слева - святые Иоанн Креститель и апостолы, справа - блж. Андрей, прп. Епифаний и мученики. В среднем ярусе - изображения 3 святителей и 3 ангелов. Композиция вписана в тройную аркаду, завершенную 5 главами на барабанах. Исследователи отмечают тонкую проработку ликов иконы, близкую к визант. традиции (ср. фрески ц. Рождества Богородицы на кладбище, поздний XIV в.) ( Смирнова, Лаурина, Гордиенко. 1982. С. 101). Рака с мощами прп. Саввы Вишерского (Покровский собор). Фотография. 2008 г. Рака с мощами прп. Саввы Вишерского (Покровский собор). Фотография. 2008 г. Святынями З. м. были также: явленная икона св. Симеона Богоприимца с Младенцем Христом, к-рая прославилась избавлением новгородских и псковских жителей от мора в 1467 г. (находилась в приделе свт. Ионы в серебряном позолоченном окладе); храмовые иконы церкви Лазарева мон-ря (прав. Лазаря «в чудесах» и, вероятно, праведных Иоакима и Анны из деревянной церкви); иконы местного ряда «Прор.

http://pravenc.ru/text/199663.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010