Наш Покров. Поучение на день празднования Покрову Пресвятой Богородицы Радуйся Покрове миру, ширший облака В то время, братие, как народ еврейский из Египта держал путь в землю Ханаанскую, Господь, по любви своей к сему народу, как известно, повелел идти перед евреями ангелу своему в столпе облачном и показывать им путь, а с тем вместе ночью освещать для них этот путь, а днем застенять их от палящих лучей солнца. Можете, други мои, сами понять, как велика была эта милость Божия для евреев, шедших во множестве, целым народом, с малыми детьми на руках, с огромными стадами и со всеми пожитками. Но пред сим облаком сколько преимуществует тот покров, который дан от Господа нам христианам в лице Богоматери, сей путеводительницы верных к небесному Царствию, Заступницы нашей пред Богом, Защитницы от всевозможных невзгод житейских, душевных и телесных! Древний облак распростерт был только над тем местом, где находился народ еврейский в известное время. Наш же Покровпокров, ширший всякого облака, на всю вселенную распростерт он. Все племена и народы, чтущие Богоматерь, пользуются защитой сего покрова. Где бы кто ни жил, и кто бы то ни был, возопий о помощи к Царице небесной – и помощь готова: чего ни попроси, всякое прошение, конечно согласное с волею Божиею, приемлется Ею и бывает ко благу нашему исполняемо так или иначе. Так, молятся раз православные греки об избавлении их от нашествия иноплеменных, и се, во храме, где молились, во время всенощного бдения, блаженный Андрей, Христа ради юродивый, видит: стоит Царица Небесная вверху на воздухе и покрывает, осеняет народ честным своим омофором, – как бы покрывалом; видит тоже явление и ученик его Епифаний, – и в скором времени угрожавшая Грекам беда миновала сама собою, помощью Владычицы мира. Каковое чудо и воспоминается ныне Церковью. Неисчислимы, как знаете, чудеса милостей Царицы небесной и в нашем отечестве. Но увы! как во времена Моисея, хотя и находились евреи под благодетельным осенением чудодейственного облака, однако же далеко не всегда и все ценили эту милость, как следует, не всегда с благоговением и благодарности ее исповедывали, а еще почасту преогорчевали Господа ропотом на вождя своего Моисея: «куда ты ведешь нас? умереть, что ли, завел нас в пустыню и т.п.?» говорил народ неблагодарный; чрез что и довели себя до того, что никто из числа вышедших в совершенном возрасте из Египта не достиг земли обетованной, за исключением всего лишь двух лиц из целого народа: так и среди нас христиан многие ли ценят, как должно, богатство благостыни Царицы небесной? Многие и многие не ропщут ли, чуть не постоянно, на свою якобы беспомощность в сей жизни? От множества бед и напастей, скорбей и печалей для всех готово заступление Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Похвальное слово на Покров Пресвятой Богородицы было написано П. Л. по заказу свт. Ионы, архиеп. Новгородского,- об этом сообщается в послесловии: «Сие благодарное гранесловие Покрову написася повелением и благословением пресвященнаго архиепископа Великаго Новаграда и Пскова владыкы Ионы рукою грешнаго ермонаха Пах(омия), иже от Святиа горы сербина» (РНБ. ОЛДП. 3131. Л. 53; цит. по: Яблонский. 1908. С. 127. Примеч. 1). Имя П. Л. имеется также в надписании произведения (в старшем известном Яблонскому списке в составе Минеи-Четьей на окт. РНБ. Кир.-Бел. 19/1258, 2-я пол. XV в., помещено на нижнем поле 1-го листа текста: «смереннаго иермонаха Пахомия, иже от Святыа горы»). Вероятно, Слово было написано во 2-й период пребывания П. Л. в Новгороде, до преставления свт. Ионы, в 1459-1461 гг. Основу произведения составляет проложное Слово на Покров Пресв. Богородицы (1 окт.), встречающееся в Прологах уже с кон. XII в. Слово на Покров построено по обычной схеме: за риторическим введением следуют рассказ о событии и отвлеченные суждения о его историко-богословском смысле, завершающиеся хайретическими воззваниями и молитвой ко Пресв. Богородице ( Кириллин. Панегирическое наследие. 2012). Из всех панегирических сочинений в этом, по мнению Кириллина, П. Л. был наиболее самостоятелен; произведение отличается риторической сдержанностью, в нем слабо обозначен библейский фон. Слово известно в значительном числе списков (см.: Яблонский. 1908. Примеч. 3. С. 128-129). В ВМЧ Похвальное слово было включено с небольшой стилистической обработкой. Рукописная традиция текста не изучена. Сочинение П. Л.- одно из неск. панегирических сочинений, посвященных празднику Покрова. Еще одно Похвальное слово (нач.: «Сладчаиши убо во временех весна...»), встречающееся в рукописях XVI-XVIII вв. и не имеющее указания на авторство, без обоснования было приписано П. Л. ( Гребенетский А. Слова и поучения в Великих четиих-минеях митр. Макария//БТ. 1993. Вып. 31. С. 203), что не нашло поддержки у других исследователей. Было высказано мнение, что в этом сочинении у П. Л. заимствован общий план ( Фет. 1987), однако Кириллин доказал отсутствие связи между этими панегирическими произведениями ( Кириллин. «Слово похвально на святый Покров…». 2012. С. 66-132). Слово на перенесение мощей свт. Петра

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Пели всенощную службу в Константинополе во Влахернской церкви. Между другими молился за всенощной св. Христа ради Юродивый Андрей с учеником своим Епифанием. Молясь, св. Андрей поднял взор свой к верху и видит, Св. Матерь Божия, окруженная св. ангелами, пророками, и апостолами, стоя под сводами храма на воздухе, молится пред своим Сыном Господом и простерла над молящимся народом омофор. Видя это и как бы, не доверяя своим глазам, св. Андрей обращается к Епифанию и спрашивает его: «видишь ли, брате, ходатаицу мира?» «Вижу, св. отче, и ужасаюсь», отвечает Св. Епифаний. После сего без всякого затруднения арабы были побеждены греками. Это видение было 1-го октября. Видение молящейся Пресв. Богородицы за молящихся Ей греков и покрывающей их покровом, означает, что христиане, ученики возлюбленного Ее Сына, – под Ее покровом, т. е. покровительством, от того и название праздника «Покров Пресв. Богородицы». Потому, в воспоминание сего молитвенного предстательства Пресв. Богородицы пред Богом за христиан, 1-го октября установлен был праздник с названием Покрова Пресв. Богородицы. Какой тропарь сего праздника? Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом, и избави нас от всякого зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего, спасти души наша. Русский перевод Ныне мы, благоверные люди, осеняемые Твоим, Богородица, пришествием (к нам), радостно празднуем, и, взирая к Твоему пречистому образу, умильно взываем: защити нас честным Твоим покроввтельством и избавь нас от всякого зла, молясь Сыну Своему Христу Богу нашему о спасении душ наших. Евангелие см. 21-го мая. Что особенно поучительного в этом празднике? То, что Пресв. Богородица, как дщерь человеческая, испытавшая земные скорби и нужды, милостивая к людям и как Матерь Господа, есть скорая и многомощная молитвенница и заступница наша. 5-го, праздник четырех святителей Московских и всея России: Петра, Алексея, Ионы и Филиппа Подобно великим святителям вселенским: Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоусту , которым празднуется и всем троим вместе 30-го января, празднуется также вместе и четырем великим святителям Московским и всея России, митрополитам: Петру, Алексию, Ионе и Филиппу, 5-го октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Облик индивидуализирован: святой скорее средовек, чем старец, у него мелкие черты лица, высокий лоб (тип лика характерен для искусства круга Дионисия), волосы короткие светло-русые, такая же светлая борода разделяется от половины длины на вьющиеся пряди почти одинакового размера. Сходные черты внешности П., жест его рук воспроизводятся на покрове, созданном в 1616-1632 гг. и вложенном в Пафнутиев Боровский мон-рь кн. Б. М. Лыковым (КОМЗ; вывезен из Благовещенского собора в Боровске). Внешние уголки асимметрично изображенных глаз преподобного опущены, на лбу и щеках обозначены резкие морщины, короткая челка продолжается вокруг темени и напоминает гуменцо, мантия собрана узлом на груди, на схиме видны Голгофский крест и аналав; в надписи именуется игуменом боровским, чудотворцем. На покрове, исполненном в кон. XVII в. в мастерской А. П. Бутурлиной в Москве (из ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Высоково близ Боровска (где до 1764 существовал Высокий Покровский мон-рь), ЦМиАР), облачение П. вышито золотными и серебряными нитями, схима широкими полукружиями лежит на плечах, перстосложение правой руки святого именословное, в левой - свиток. У П. густая окладистая борода длиной ниже груди, внизу раздвоенная и по краю разделенная на «космы»; надпись: «прп(д)ный пафнтïй», на кайме шиты тропарь и кондак П. Упоминались покровы святого 1530 г. (вклад вел. кн. Василия III Иоанновича), 1575 г. (сделан «повелением царевича Ивана Ивановича и его царицы княгини Федосьи»), 1632 г. (изготовлен «по обещанию» боярина кн. Б. М. Лыкова и его супруги (покров из собрания КОМЗ)), 1700 г. (вклад стольника И. И. Бутурлина (очевидно, покров из ЦМиАР)) с тропарями на каймах. К рубежу XIX и XX вв. как «образа в деревянных рамах» эти покровы хранились в алтаре и у раки святого в монастырском соборе Рождества Пресв. Богородицы; еще один покров, на красном атласе,- в ц. Рождества Христова ( Леонид (Кавелин). 1907. С. 92-94). Кроме того, в Иосифовом Волоколамском мон-ре на св. мощах прп. Иосифа Волоцкого находился покров, на к-ром был вышит Голгофский крест, по сторонам от него «у подножия… Пафнотей да Иосиф чудотворцы» (Три описи Иосифо-Волоколамского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2579804.html

Вид на алтарную часть с мозаикой в конхе и иконостас собора Св. Софии в Киеве Вид на алтарную часть с мозаикой в конхе и иконостас собора Св. Софии в Киеве К чудотворному образу во 2-й пол. XIX в. прибегали с молитвой «во всех житейских случаях, а женщины, в особенности киевские, даже римско-католического вероисповедания… во время разрешения от бремени, и многия пред тем просят об отправлении пред сим ликом Богоматери молебна с акафистом» ( Сементовский. 1864. С. 102). По средам перед этим образом в Софийском соборе совершалось чтение Акафиста Покрову Пресв. Богородицы ( Титов. 1910. С. 125). Во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. получили распространение иконы Божией Матери «Н. С.», воспроизводящие иконографию мозаичного образа «Оранты» собора Св. Софии Киевской (икона в киоте в боковом нефе Владимирского собора в Киеве). Местночтимая икона «Н. С.» с поясным изображением Божией Матери «Оранты» (нач. ХХ в.) находится в ц. Рождества Пресв. Богородицы с. Никольского Енотаевского р-на Астраханской обл.; прославилась чудотворениями с 2001 г. Почитаемая икона «Н. С.» с фигурой Божией Матери в сиянии из диагонально расходящихся золотых лучей (XIX в.) в 60-х гг. XX в. появилась в московском храме во имя апостолов Петра и Павла в Лефортове. Во 2-й пол. ХХ в. открываются храмы, освященные в честь иконы Божией Матери «Н. С.»: на хуторе Садки Приморско-Ахтарского р-на Краснодарского края, в дер. Изотино Южского р-на Ивановской обл., в пос. Гаспра городского окр. Ялта. В честь этой иконы освящен жен. мон-рь, открытый в 2002 г. в г. Апшеронске Краснодарского края. Архиеп. Сергий (Спасский) привел «Н. С.» в числе икон Богоматери с неизвестными днями празднования ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 539). В своде чудотворных икон Божией Матери С. И. Снессоревой сообщается, что празднование иконе «Нерушимая Стена» установлено в Неделю всех святых ( Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. 1898. С. 410-411). Во 2-й пол. ХХ в. написан Акафист Пресв. Богородице пред иконой «Нерушимая Стена» (см. икос 7 - «девять столетий неврежден сохрани»). Тропарь иконе - «Яко нерушимую стену и всемощный покров…».

http://pravenc.ru/text/2565092.html

В Г. м. также проживали княгини И. И. Мстиславская (упом. в 1587), Е. Мосальская (упом. в 1619), А. Хилкова (1684-1685), мать царевича Касимовского Василия Ярославича царица Касимовская Фатьма Салтансейтовна (в 1658 освобождена), неск. сестер из рода Черкасских, в т. ч. дочь кн. Якова Куденетовича Черкасского мон. Досифея († 12 июня 1689). Помимо вкладов после старицы Досифеи в мон-ре остался синодик, включавший весь род князей Черкасских с указанием даты кончины каждого. По указу от 29 мая 1728 г. в Г. м. была сослана и пострижена с именем Варсонофия свояченица кн. А. Д. Меншикова В. М. Арсеньева. По указу имп. Елизаветы Петровны от 19 дек. 1741 г. инокиня Варсонофия (Арсеньева) была освобождена и отправлена в Москву. В XIX в. в Г. м. проживали дочь губернатора г. Костромы схим. Александра (Шипова Александра Алексеевна) и сестра губернатора г. Курска инокиня Ангелина (Кожухова Александра Степановна), к-рая вела аскетическую жизнь: не топила келью, не имела теплой одежды, носила медные параман на цепи, пояс и крест, поверх них надевала власяницу. Спала на узкой скамье с деревянным возглавием и рогожей, постилась весь год, за исключением Пасхи и дней от Рождества Христова до Богоявления. Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Фотография. 2005 г. Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Фотография. 2005 г. Интерьер ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2005 г. Иконы Г. м. были «замечательны по своему древнему происхождению и богатому убранству», многие являлись вкладами царей и князей, в т. ч. Старицких. Часть икон была украшена золотыми и серебряными окладами, жемчугом, яхонтом, финифтью. К 2006 г. сохранились иконы XVI в., среди них - Богородичные: «Владимирская», «Взыграние Младенца», «Покров Пресв. Богородицы» (ЧерМО), «Смоленская» «Неопалимая Купина» (КБМЗ), а также свт. Николая Чудотворца, вмч. Мины (ЧерМО), вмц. Екатерины с деяниями (КБМЗ), свт. Леонтия Ростовского (ГРМ). Местонахождение др. икон из Г. м. неизвестно. В Г. м. существовала золотошвейная мастерская, организованная еще инокиней Евдокией (Старицкой). Под ее рук. изготавливались произведения высочайшего мастерства. Известно ок. 30 предметов художественного шитья, внесенных вкладами в Троице-Сергиев, Иосифов Волоколамский и Кириллов Белозерский мон-ри. Часть их изготовлена в Г. м. К 2006 г. произведения хранятся в ГЭ, ГИМ, ГРМ, КБМЗ, СПГИАХМЗ, НГОМЗ. Шедевром древнерус. искусства считается плащаница 1561 г. из Успенского собора Московского Кремля, выполненная в мастерской Старицких. В 1812 г. она была вывезена из Москвы франц. войсками, но близ Смоленска отбита рус. казаками; ныне находится в кафедральном соборе г. Смоленска. В КБМЗ также хранятся выносная пелена «Спас Великий Архиерей», покровец «Распятие» и 6 фрагментов, сохранившихся на более поздних изделиях.

http://pravenc.ru/text/166215.html

В честь креста Господня римская Церковь празднует двукратно в год: 3 мая Обретение и 14 сентября Воздвижение Креста. В восточной Церкви установлены четыре праздника Креста: Обретение и Воздвижение креста (14 сент.), знамение креста (7 мая), крестопоклонная неделя (3 нед. вел. поста) и происхождение честных древ креста Господня (1 авг.). Есть еще у нас праздник положения Ризы Господней (10 июля) и нерукотворенного образа (16 авг.). Праздники Богородичные, общие западной Церкви с восточною, суть: Зачатие Пресв. Богородицы (у латинян 8, у православных 9 дек.), Рождество её (8 сент.), Введение во Храм (21 ноябр.), Благовещение (25 март.) и Успение (15 авг.). Особенные праздники Богородичные в римской Церкви: посещение пресв. Девою Елисаветы (2 июля), праздник семи скорбей Богородицы (в пяток на 6 седм. вел. поста и в 3 воскр. сент.), и многие празднования иконам Божией Матери под разными наименованиями. Особенные праздники Богородичные в нашей Церкви: Покров пресв. Богородицы (1 окт.), знамение её (27 ноябр.), Положение Ризы (2 июля) и Пояса её (31 авг.), и празднования иконам её под многоразличными наименованиями. В честь ангелов римская Церковь имеет следующие праздники: ангелам-хранителям (2 окт.), арханг. Михаилу (8 мая и 29 сент.), и некоторые другие местные. Наша Церковь празднует в честь ангелов четыре раза в год: св. архистратигу Михаилу (6 сент.), Собор его (8 ноябр.) и Собор архангела Гавриила (26 марта и 13 июля). Из праздников в честь св. человеков, общие западной Церкви с восточною, суть: рождество (24 июня) и усекновение главы (29 авг.) Иоанна Крестителя, день свв. апп. Петра и Павла (29 июня) и других апостолов, св. Анны, матери Девы Марии (у латинян 26, у нас 25 июля), св. Иоакима, отца её, (у лат. в авг., у нас 9 сент.), св. Иосифа, обручника её, (у лат. 19 март. у нас в неделю по Р. Хр.) и друг. Перенесение честных мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар Град (9 мая) на западе относится к праздникам местным. Из праздников, посвященных воспоминанию замечательных событий в Церкви общие у западных христиан с восточными суть: праздник Пятидесятницы или Сошествие Св. Духа на апостолов, день освящения (dedicatio) известного храма и храмовые праздники (patronus vel titulus ecclesiae). Особенные праздники сего рода у папистов – юбилей, совершаемый чрез каждые 25 лет, у православных – торжество Православия (в 1 нед. вел. поста) и память св. Вселенских Соборов: 1 (в 7 нед. по Пасхе), 7 (в нед. около 11 окт.) и всех шести вместе (в нед. около 16 июля). Сверх сего, у латинян в 1 неделю по Пятидесятнице совершается праздник Пресв. Троицы, а у православных в наутрие Пятидесятницы торжество в честь св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

«О Тебе радуется». Роспись ц. св. Иоанна Предтечи в Толчкове. 1694–1695 гг. «О Тебе радуется». Роспись ц. св. Иоанна Предтечи в Толчкове. 1694–1695 гг. Текст песнопения в иконографии рус. памятников XV-XVI вв. проиллюстрирован буквально. На вершине горы, символизирующей Голгофу - границу между земным миром и раем, на престоле восседает Пресв. Богородица с Младенцем Христом на руках, окруженная сферой, которую поддерживают стоящие или парящие над горой ангелы («Ангельский собор»). За ними высится храм («освященный храме»). Сфера, гора и храм окружены более обширной сферой, содержащей изображение райских кущ («раю Словесный»). Храм в окружении кущ символизирует Небесный Иерусалим. Наружная сфера может быть дополнительно замкнута полукольцом с изображением Небесных сил. У подножия горы - славящий Пресв. Богородицу «человеческий род», представленный как Собор всех святых, обычно показанный 2 группами, разделенными на неск. ярусов по чинам святости (пророки, апостолы, святители, мученики и мученицы, преподобные, св. жены; в московском изводе добавлены праотцы); композиционно могут быть выделены фигуры прп. Иоанна Дамаскина и св. Иоанна Предтечи. Иногда у подножия горы в центре изображаются младенцы - души праведных. Иконография воплощает музыкальную (образ хваления небесной Церкви, постоянно славящей Бога) и поэтическую (схема композиции, основанной на концентрических кругах,- зрительная метафора кольцевой структуры текста, начинающегося и завершающегося одной и той же фразой) составляющие гимна. Иконографическими источниками «О Т. р.» стали композиции: «Страшный Суд» (заимствованы изображения Богоматери в райских кущах и шествия праведных в рай, указывающее на их грядущее блаженство), «Премудрость созда себе дом» (Богоматерь с Младенцем на престоле, окруженная сферой-славой, и храм как образ Ее, вместившей в Себя Спасителя), «Собор Богоматери» (стоящий на горе престол Богоматери со святыми у подножия, славящими Ее) и «Покров Пресв. Богородицы» (архитектура, иллюстрирующая идею о Пресв. Богородице как о мирообъемлющем храме и защитнице и Заступнице человеческого рода).

http://pravenc.ru/text/ О Тебе радуется ...

Весьма часто при латинском Богослужении употребляются молитвы, известные под именем литаний. Это – такого рода молитвы, в которых священнослужащий возглашает содержание прошений или хваления И. Христа, Божией Матери и святых, равно как и причины, по которым Христиане уповают на услышание своих молитв, а народ отвечает на все это известными воззваниями, потом священник сам читает положенные молитвы. Литании, общеупотребительные на западе суть: а) Литания святых (litanise sanctorum). Она бывает большая (major) и малая (minor). Большая начинается троекратным воззванием: «Господи помилуй, Христе помилуй, Господи помилуй 25 , Христе услыши нас». За сим следует длинный ряд воззваний к Пресв. Троице, к Пресв. Деве, к св. ангелам и к разным чинам святых. К каждому лицу Пресв. Троицы прилагается припев: помилуй нас (miserere nobis), а к Богородице 26 и святым: молись за нас (ora pro nobis). Далее излагаются прошения об избавлении от разных духовных и вещественных зол, с приложением причин, на которых опирается надежда верующих на услышите их моления, и которые заключаются в главных событиях земной жизни И. Христа. На все сие прошения народ отвечает: избави нас, Господи (libéra nos, Domine). Потом воссылаются моления о Церкви и ее предстоятеле, о властях, о благодетелях и об усопших. После всякого моления предстоящие восклицают: просим Тебя, услыши нас (Те rogamus, audi nos). После сего в состав литании входят троекратное воззвание к Агнцу Божио, вземлющему грехи Мира, троекратное Господи помилуй, Христе помилуй, молитва Господня, псалом 69, малое славословие, разные респонсории, моления о папе, о благодетелях, об усопших, и десять кратких молитв, читаемых одним священником. Малая литания имеет тот же самый составь и порядок, только в сокращенном виде. б) Литания преблаженной Девы (litaniæ beatissimæ Virginis) или лоретская (Lauretana), названная так потому, что сперва она употреблялась в капелле Божией Матери в Лоретто 27 . В сей литании, за обычным началом, следуют разные хвалебные наименования Богоматери, из которых к каждому припеваются: молись за нас (ora pro nobis), и после воззвания к Агнцу Божию, вземлющему грехи мира, возглашаются молитва: под твой покров прибегаем (subtuum praesidium), весьма сходная с православною молитвою: под твое благоутробие прибегаем, воспеваемою на великом повечерии, молитва о благодати (Gratiam tuam etc., молитва Господня, ангельское приветствие Пресв. Деве, символ апостольский и гимн: радуйся Царице (Salve regina).

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Покровское на Письме, урочище. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Епархия неизвестна Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Покровская пог. Покровский на Письме каменная, с такою же колокольнею и оградою. Построена в 1792 г. прихожанами. Кладбище в церк. ограде. Престолов 3: а) в ч. Покрова Божией Матери, б) святителей Александрийских Афанасия и Кирилла, в) св. царевича Димитрия, Московского чудотворца Расстояние от Костромы 75 в., от г. Буя 23 в., от с. Молвитина 20 в. Ближайшие церкви: Воскресенская села Лужки, Николаевская села Павловского и Преображенская пог. Макарьевой Пустыни в 5 верстах. В XVI в. г.] погост упоминается в жалованной грамоте царя Ивана IV Васильевича игумену Троицкого Павлова Обнорского монастыря: " Се аз, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Росии, пожаловал есми живоначалные Троицы Павловы пустыни, что в Вологодцком уезде, игумена Макария з братьею, или кто по нем в том монастыре иныи игумен будет ... в Костромском уезде в вотчине Покров святеи Богородицы на Писме да деревня Морозова з деревнями, да к неи же отхожия наволоки на реке на Тебзе... " В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Костромской уезд. По церковно-административному делению приход относился к Плесской десятине. В 1620 г. упоминается церковь " Покров святой Богородицы на Письме " . В 1629 г. " Живоначальныя Троицы Павлова монастыря, что в Вологоцком уезде, вотчина село Покровское, на реке Письме, а в селе церковь Покров Пречистые Богородицы древяна клецки, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церк. строение монастырское вотчинное, да в селе двор монастырской, а в нем живет старец да служебники, да в келье старица проскурница Федора. Деревня что было пустом Завражье, а Попова тож на реке Талице, а в нем живет того погосту поп Тимофей Иванов, да дьячек Ивашко Тимофеев " . В 1678 г. " в селе Покровском двор монастырской, да монастырь Макарьева пустыня, а у монастыря двор скотский, дер. Завражье, а Попово тож, а в нем живут того погоста поп Павел Тимофеев с сыном попом Аврамом да с сыном Левкою, во дворе поп Василий Никифоров с братом попом Пименом, во дворе дьячек Афонка Павлов, во дворе пономарь Васка Фомин " . В 1695 г. - церковь " Покрова Преч. Богородицы в Шачебольском стану на реке на Письме " в Судиславльской десятине. В декабре 1703 г. " выдан антиминс по благословенной грамоте в новопостроенную церковь во имя Покрова Пресв. Богородицы в вотчину Павлова монастыря в село Покровское, тоя ж церкви поп Иаков антиминс взял и росписался " . http://old-churches.ru/bu_042.htm Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=59309

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010