Вознесение Господне. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 20 об.) Очевидно, под влиянием западноевроп. образцов эпохи Проторенессанса в московской художественной среде появляется М. в виде миндалевидного сегмента в композиции сидящего на престоле Христа-Судии. К древнейшим относятся миниатюра Переславского Евангелия (кон. XIV - нач. XV в., РНБ. F.n.I.21) и 2 центральные иконы самых древних рус. деисусных чинов - из иконостаса московского Благовещенского собора (посл. четв. XIV в., мастер круга Феофана Грека) и владимирского Успенского собора (1408, мастера прп. Даниил Чёрный, прп. Андрей Рублёв). По мнению В. Г. Пуцко, иконография «Спас в силах» происходит от композиций европ. алтарей с тронным образом Христа. И. А. Кочетков считает, что визант. извод Христа-Судии на престоле с иконографическими деталями зап. происхождения, в т. ч. миндалевидной М., мог появиться после распространения в Русской Церкви Иерусалимского богослужебного устава, т. е. с эпохи митр. Киприана. Появление формы «славы» в виде миндалевидной М. Кочетков связывает с упрощением формы овала и не спешит возводить к лат. образцам. Мастер Переславского Евангелия использовал также сложные цветовые эффекты для характеристики М. как части теофанического видения. М.- пурпурно-лилового цвета, но при пересечении с контурами предметов или др. «слав» отсвечивает тем цветом, к-рый пересекает. Композиция «Спас в силах» стала характерной для центральной иконы Христа Вседержителя на престоле в деисусном чине высокого рус. иконостаса, однако форма М. здесь, как правило, тяготеет к простым геометрическим фигурам (кругу и квадрату). Близкие к миндалевидной по характеру М. славы встречаются и в др. теофанических композициях, напр. в иллюстрации 9-го кондака Акафиста Пресв. Богородице («Всякое естество ангельское удивися») с образом сидящего на престоле в горнем мире Христа Еммануила или Христа средовека,- на рус. иконах «Похвала Пресв. Богородицы, с клеймами Акафиста» (начиная с 3-й четв. XIV в. и позднее), «Покров Пресв. Богородицы» (новгородская икона 2-й пол. XVI в., из собрания Н. П. Лихачёва, ГРМ).

http://pravenc.ru/text/2561826.html

Царь и патриарх поручили освидетельствовать чудо Ростовскому митр. Варлааму, а тот в свою очередь - настоятелю Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря игум. Филиппу. Все свидетельские показания были посланы в Ростов, затем в Москву. По-видимому, из Москвы пришло разрешение на установление почитания К.: в 1631 г. царь Михаил Феодорович дал вклад в монастырь - покров на гробницу святого. С нач. 30-х гг. XVII в. списками Жития и иконами святого стали благословлять монастырских вкладчиков, в это же время память К. была включена в месяцесловы Кириллова Белозерского мон-ря. Вероятно, служба К. была внесена в кирилловские обиходники при келаре Матфее (Никифорове): в принадлежавшем ему списке Устава 4 февр. указана полиелейная служба: «Поем Кирилу, чюдотворцу Новозерскому, без литии» (РНБ. Соф. 1162. Л. 166, сер. XVII в.). В 1646 г. служба и память К. вошли в изданные московским Печатным двором Служебную Минею и святцы. Исцеления прп. Кирилла Новоезерского. Клейма иконы «Прп. Кирилл Новоезерский, в житии». Сер. XVII в. (ЧерМО) Исцеления прп. Кирилла Новоезерского. Клейма иконы «Прп. Кирилл Новоезерский, в житии». Сер. XVII в. (ЧерМО) В нояб. 1649 г. в ходе строительства в Новоезерском мон-ре на средства боярина Б. И. Морозова нового каменного храма состоялось обретение мощей К. Этому событию предшествовало редактирование его Жития (создание позднего варианта Основной редакции) и службы (создание бденной редакции). Мощи были освидетельствованы Вологодским архиеп. св. Маркеллом , к-рый положил на гробницу покров и икону с изображением преподобного (ЧерМО. 9-65. 361/374. Л. 14). 20 окт. 1652 г. кн. И. Д. Милославский пожертвовал на гробницу святого лицевой покров (Арх. СПб ИИ РАН. Кол. 115. Д. 663. Л. 233 об.- 234). В 1652 г. мощи были перенесены во вновь отстроенный Воскресенский храм. В 1661 г. на средства Морозова изготовили деревянную раку с позолотой. Этому событию, вероятно, предшествовало создание Слова на обретение мощей К., в к-ром прославлялся не только преподобный, но и Морозов.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

На жертвеннике одеяние крашенинное лазоревое, сосуды оловянныя, на звезде круг Жив. Троицы, лжица медная, копие железное. В приделе образ Ангела Господни написаны на красках гладкие на золоте». Теплая Казанская церковь описана так: «Да в том же селе другая церковь деревянная низменная мшеная об одной главе крытая тесом во имя Казанской Пресв. Богородицы, а в той церкви царския двери, сень и столицы писаны на красках и на золоте гладкия, по правую сторону царских дверей образа: Вседержителя седящ на престоле убрус полотняной; Николая чудотв. в житии, Пр. Богородицы Одигитрии, образы писаны на красках и на золоте, по левую сторону: Казанския в киоте семи листовой поля и около поль оплечья оклад серебряной чеканной венец и цата серебряныя ж резныя и вызолочены; Николая чудотв. в житии писан на красках и на золоте, на северных дверях Св. Пророка Даниила, над местными иконами деисусов 15 икон на Спасителе образе и на Богородице и на Предтечи венцы и цата серебряныя басемныя и вызолочены и пред Апостолы подсвечники деревянные небольшие росписаны красками; в трапезе образ Страшного суда писан на красках и на золоте, в олтаре на престоле индития крашенинная лазоревая, на престоле ж евангелие обложено крашениною цветною, Распятие и евангелисты медные чеканные, крест благословящий древян ветх, на престоле ж покров крашенинной цветной опушен крашениною лазорею, за престолом крест выносной писан на красках, образ Одигитрии Пресв. Богородицы, а по другую сторону Николая чуд. нисаны на красках и на золоте, херугов на ней образ Нерукотвореннаго Спаса, по другую сторону Георгия Страстотерпца на красках на жертвеннике одеяние крашенинное лазоревое ветхо на жертвеннике ж сосуды оловянные, звезда, лжица и копие медные да на тех же сосудах покров полотняной опушен крашениною лазоревою ветхи, налой деревянной покрыт крашениною лазоревою». «В этом же селе Плесце третья церковь деревянная шатровая ветха и в ней службы не бывает во имя Николая чудотв., а в той церкви царския двери писаны красками ветхи, а иной утвари никакой нет.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Николай Чудотворец и ап. Филипп» из дер. Телятниково близ погоста Кижи в Республике Карелия (ГТГ), «Свт. Николай Чудотворец» из дер. Перёдки Боровичского р-на Новгородской обл. (1-я пол. XIV в., ГЭ), икона Божией Матери «Одигитрия» из погоста Любони Боровичского р-на (кон. XIV в., ГРМ), «Сошествие во ад» из Тихвина (кон. XIV в., ГРМ), «Отечество, с избранными святыми» (из собрания М. П. Боткина, кон. XIV в., ГТГ)). Написанные для Софийского собора большие иконы «Похвала Богоматери» и «Предста Царица» («Христос Великий Архиерей») (обе 80-90-е гг. XIV в., ГММК) имеют прямые аналогии в балканской живописи кон. XIV в. и связываются с работой приезжих мастеров. Однако внушительный масштаб иконных досок наводит на мысль о том, что иконы могли быть созданы в самом Новгороде. К работе балканских художников относят также икону «Покров Пресв. Богородицы» из Зверина мон-ря (ок. 1399, НГОМЗ), близкую по стилю к росписям в ц. Рождества Христова на Красном поле - ранний пример особого варианта этой сцены с иконографической особенностью: покров-плат держат ангелы, а не Пресв. Богородица, как на иконах из др. областей Др. Руси. В иконописи сильнее, чем во фресковой живописи проявлялись местные особенности. В иконах архаизирующего направления сохранилась приверженность к художественному наследию XIII в. В клеймах житийной иконы свт. Николая Чудотворца из погоста Любони (1-я четв. XIV в., ГРМ) фигуры напоминают святителей на вставной миниатюре Уваровской Кормчей (ГИМ. Увар. 124, 2-я пол. XIII в.), а на иконе из дер. Телятниково - миниатюры Соловецкого Служебника (РНБ. Солов. 1017. Л. 20 об., XIII в.). В иллюстрациях Хлудовской Псалтири можно найти параллели из круга архаизирующих икон (ГИМ. Хлуд. 3). Местная традиция проявляла себя в замкнутых, внутренне неподвижных образах, в упрощенном рисунке, декоративно-локальном цвете, плоскостной композиции и обилии надписей: иконы «Чудо Георгия о змие» (нач. XIV в., ГРМ), «Свт. Николай Чудотворец в житии» из с. Озерёва Бокситогорского р-на Ленинградской обл.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

В нашем отечестве почти все города посвящены Богоматери через свои главные храмы, кои большею частью воздвигнуты во имя Матери Божией. На Афоне в лавре Богоматерь есть Икономисса, и там не поставляются экономы; в Хиландаре Она есть Проигумения и занимает место игумена, который там не поставляется; в Иверской обители Она есть Вратарница 376 , и проч. В молитвенных храмах, в монастырях, городах и жилищах христиане издревле имеют священные изображения Небесной Царицы и всегдашней своей Заступницы и с благоговением хранят священные Ее одежды 377 и проч. Все места, ознаменованные действиями и присутствием Богоматери, издревле и доселе священны для христиан. В Палестине издревле и доселе благочестивые христиане с благоговением останавливаются и молятся на всех местах, исполненных воспоминаниями о Пресв. Деве; например, при камне, на котором, no древнему преданию, отдыхала Пресв. Дева, идя из Назарета в Вифлеем пред Рождеством Спасителя, и проч. 378 . Даже неверующие во Христа Спасителя называют Ее избранной Богом и поклоняются Ей 379 . К славе Богоматери много служили самые заблуждения лжеучителей: Керинфа и его последователей, возникших в I веке в Малой Азии 380 ; в III веке Павла Самосатского, епископа Антиохийского; евномиан – отрасль ариан, возникших в ІV веке и получивших свое наименование от Евномия, епископа Кизикского; несториан в V веке 381 и других, между прочими заблуждениями утверждавших, что Христос родился простым человеком 382 ; в ІV – аравийских антидикомарианитов, утверждавших, что Богородица Дева Мария по рождении Христа имела общение с Иосифом, и коллиридиан, кои приписывали Богородице Божество и в честь Ее приносили особенный круглый хлеб (χολλορδα) 383 . Сии грубые заблуждения часто вызывали отцов Церкви к выражению того глубокого благоговения, какое она всегда имела к Сыну Божию и Пресв. Его Матери, – того православного учения, которое она на основании Писания и Предания всегда сохраняла о Сыне Божием и Богоматери, и к обличению заблуждений. «Если рожденный от Девы есть Царь, Господь и Бог, – говорит Афанасий Великий против ариан, – то и родившая Его должна именоваться в собственном н преимущественном смысле Царицею, Госпожою и Богородицею» 384 . «Почитать Матерь Божию, – говорит бл. Иероним, – значит верить, что Сын Божий есть истинный Бог» 385 . «Радуйся, Мария, Матерь Божия! – произнесено было, между прочим, в торжественном слове после Ефесского Третьего Вселенского Собора, который низложил Нестория, – Ты – покров всего мира, Ты – неугасимая свеща, Ты – венец девства, скипетр Православия, вместилище Невместимого, Матерь и Дева!» 386 и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В наст. время известны 30 О. в рукописях и нотных изданиях с XII по XX в., в певч. книгах Стихирарь месячный, Праздники и Обиход, а также не включенных в певч. книги. По литургической принадлежности это песнопения будничного и воскресного богослужений: «Верую», «Свете тихий», тропарь «Воскресение Христово видевше» , богородичны «Преблагословенна еси» и «Достойно есть» , песнопения чина заздравной чаши «Днесь возгреме» и чина «мефимон» (т. е. великого повечерия (см. ст. Повечерие )) «Бесплотное естество херувимское», а также стихиры на «Слава, и ныне:» и на целование иконы в двунадесятые, великие и средние праздники: Сретение Господне, Успение и Покров Пресв. Богородицы, явление Ее икон Колочской и Владимирской, на памяти вост. святых (Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, вмч. Пантелеимона, мучеников Маккавеев, вмч. Артемия) и рус. святых (св. блж. Прокопия Устюжского, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, блгв. князей Феодора Ростиславича, Давида и Константина Ярославских). Известны и внебогослужебные песнопения: «Трудолюбивый о Бозе песнорачителю…» на текст Тихона Макариевского под заголовком «Поучение учителево ученикам на виршу», а также покаянный стих «Милая моя братия». О. были заимствованы из Византии. В рукописях XII-XIII вв. содержится 3 О.: Успению Пресв. Богородицы «Богоначальным мановением», Усекновению главы св. Иоанна Предтечи «Днесь беззаконообразная мати», вмч. Пантелеимону «Всемилостивыи Господе». К сер. XVII в. их число достигает 17, а затем уменьшается. Наибольшее число О.- в 4-м томе Стихираря «Дьячее око» (РГБ. Ф. 379. 63-66). Одни О. присутствуют практически в каждой певч. книге Стихирарь или Праздники (напр., песнопения двунадесятым праздникам - Успению Богородицы и Сретению Господню), другие известны только по одному списку (О. сщмч. Ипатию, еп. Гангрскому - РНБ. ППК. С. 40. Л. 492 об.). Вместе с др. песнопениями знаменного распева О. пережили смену редакций в 3-й четв. XV в. и в 1669 г. На протяжении 3 веков постепенно происходило становление формы О. Первоначально О. не отличались от многогласников: терминология еще отсутствовала, гласовые обозначения проставлялись мелко, черными чернилами в крюковой строке. Чередование гласов может быть как регулярным, так и нерегулярным, притом что муз. текст имеет не больше разночтений, чем любые списки песнопений этого периода.

http://pravenc.ru/text/2581629.html

В ризнице хранится, как предмет древности, старинный надгробный покров на раку преподобнаго Григория, из голубаго атласа с изображением этого угодника, шитым разноцветными шелками. В библиотеке монастыря разных книг церковнослужебных и духовнонравственнаго содержания до 140 наименований. Из древних письменных документов и актов в архиве обители ничего не сохранилось. Монастырю принадлежит в разных местах четыре часовни. Из деревянных часовен одна близь монастыря, за р. Пельшмою; местное предание относит начало этой часовни и при ней колодца ко времени самаго основания обители. Степановский И.К. Лопотов монастырь/И.К. Степановский//Вологодская старина: ист.-археол. сб. – Вологда, 1890. С. 249-251. Григориев Пельшемский Лопотов в честь Собора Пресвятой Богородицы мужской мрнстырь находился в Кадниковском у. Вологодской губ., на р. Пельшме, в 7 верстах к северо-востоку от г. Кадникова. Сведения о ранней истории Г. м. содержатся в Житии прп. Григория Пельшемского, к-рое известно в 3 редакциях - Первоначальной (Троицкий список, вероятно, наиболее достоверной), Минейной и Редакции сборников. Г. м. основан прп. Григорием на р. Пельшме (по Минейной редакции и Редакции сборников, святой пришел на Пельшму из Глушицкого Сосновецкого монастыря в 1422 в поисках места для пустынножительства). Здесь прп. Григорий поставил деревянный крест и келью. Когда собралась братия, были построены др. деревянные кельи и храм в честь Собора Пресв. Богородицы. На устройство Г. м. прп. Григорию предоставили земли «тамо сущи житилие христолюбци... мужие блгонарочитии» (РГБ. Ф. 302/I. 693. Л. 156 об.). В менее достоверных Минейной редакции и Редакции сборников сообщается о приходе на Пельшму свящ. Алексия, принявшего постриг с именем Александр и ставшего впосл. 2-м игуменом Г. м. В Минейной редакции благотворителем обители назван «благонарочитый муж» Мартын. Согласно Минейной редакции и Редакции сборников, в 1426 г. прп. Григорий получил благословение на устройство общежительного мон-ря у Ростовского еп. Ефрема (вступил на кафедру 13 апр. 1427, как архиепископ упом. в дек. 1448). На пожертвования «христолюбцев» были возведены деревянные церковь, трапезная, кельи «по чину», службы. В новом мон-ре «съдружебника своего» посетил прп. Дионисий Глушицкий, к-рый освятил храм в честь Собора Пресв. Богородицы и подарил новой обители иконы праздников Господских и книги, в т. ч. Пролог (источником этого рассказа, отсутствующего в Первоначальной редакции Жития прп. Григория, является Житие прп. Дионисия Глушицкого). В Г. м. было заведено обширное хозяйство. Однажды ночью разбойники украли из мон-ря хозяйственные орудия. Прп. Григорий уверял братию, что все похищенное вернется в обитель. Вскоре грабители были пойманы окрестными жителями, а монастырский инвентарь возвращен.

http://sobory.ru/article/?object=44520

Празднование образу Пресв. Богородицы «Млекопитателиницы» совершается при Карейской келлии 12 января. Царица Небесная благоволила кроме сей иконы прославить еще и копию с Неё. Копия сия находится в русском скиту св. пророка Илии, находящемся также на св. Афонской Горе. – Время и место написания св. иконы неизвестно. Все сведения об её происхождении сводятся к тому, что она принадлежала одному неизвестному по имени подвижнику, который благословил ею другого подвижника Афона – Онисима, подвизавшегося на месте называемом Юхтадика; а сей последний благословил ею своего спостника и сотаинника по духовной жизни, схимонаха Ильинского скита Игнатия, присовокупив, что благословивший его самого неизвестный по имени подвижник говорил об этой иконе, что она весьма замечательна. Сей схимонах Игнатий был послан в 1848 году в Россию для сбора пожертвований в пользу обители, при чем настоятель Ильинского скита, отец Паисий, благословил его в путь именно сею иконою. В Харькове от сей иконы последовало первое чудо – поражение обеих рук поправлявшего без должного благоговения киоту её столяра и чудесное иецеление его после совершения молебного пения перед сею иконою. За сим чудом последовало множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве и других городах. Икона сия усердием богомольцев украшена сребро-позлащенною ризою и дорогими разноцветными камнями. На задней стороне иконы, на серебряной доске, вырезаны описания чудес, бывших от сей иконы. (См. Русский общежительный скит св. пророка Илии на Афонской Горе. Одесса 1883 г.). Есть служба. Празднование в скиту совершается 26 декабря. Скит св. пророка Илий в последние годы издал снимки с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Млекопитательницы (на холсте) и раздает их в благословение посетителям св. горы. Внизу сей иконы, справа (от иконы) овальное изображение святителя Николая Чудотворца, а слева такое же изображение св. Иоанна Предтечи; а вверху иконы коленопреклоненные ангелы поддерживают корону на главе Пресв. Богородицы Девы. Снимки сделаны очень внимательно и художественно. В конце 1896 года, в Одессе, при подворье Ильинского скита, воздвигнут прекрасный храм во имя иконы Богоматери Млекопитательницы. VIII. Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Акафистная, находящейся в монастыре Хиландарском

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyshnij-...

И было в то поветрие Архиепископ Иона Великого Новаграда в скорби великой и в сетовании от смертоносной язвы, и молился Богу и Пречистой его Матери о помощи Божьей и спасении града; и был в ужасе великом и слышал глас глаголющий так: иди с крестами со Вселенским собором в Неревской конец за город в Зверинец к Покрову Пресв. Богородицы на скудельню, явился у той церкви на скудельне образ святого и Праведного Симеона Богоприимца; и поставь единым днём храм, народом же престанет мор. И по сем видении Архиепископ Иона восстав пошёл со всем Вселенским собором и с ним народ многий, и пришёл Архиепископ Иона пред икону святого и праведного Симеона Богоприимца и преклонив колена, молитву глаголя: о великий угодниче Христов святой праведный Симеон Богоприимец! помолись о нас грешных ко Господу Богу и Пречистой Его Матери; ты еси упование наше и надежда и заступник граду нашему, стена и покров и прибежище всем Христианам, на тебя бо надеемся и тобою хвалимся мы грешные, услышь наш плач людей сих, прими молитву раб своих, избави нас грешных от смертоносной язвы и от всякого зла; и начал петь молебен на скудельне, поставил церковь деревянную во имя святого и праведного Симеона Богоприимца единым днём; брёвна люди принесли на своих плечах из леса, Октября в а (1) день на Покров Пресвятой Богородицы и освящает сам Архиепископ Иона того же дни и Литургию совершив, аминь». В настоящее время здания в монастыре сем следующие: 1) ЦЕРКОВЬ каменная во имя Покрова Божьей Матери с приделами: а) во имя Благовещения и б) Св. Ионы, Архиепископа Новгородского; 2) ЦЕРКОВЬ во имя Симеона Богоприимца каменная же; 3) ЦЕРКОВЬ Николая Чудотворца, приписного Бело-Николаевского монастыря. См. Бело-Николаевский Новгородский монастырь, с приделом Св. Апостола Петра и Павла; 4) КОЛОКОЛЬНЯ над святыми воротами каменными деревянная, в 1799 году построенная из Материала Белоникольской колокольни; 5) ОГРАДА кругом монастыря деревянная же; 6) КЕЛЬИ и при них службы также все деревянные. В 1780 году пожаловано было из государственной казны на возобновление монастыря сего 500 рублей; в 1809 году Граф Николай Петрович Шереметев дал вкладу 2.000 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Покров Божией Матери над Россией и Русская Зарубежная Церковь. «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омо- фором».  (Из акафиста Покрову Пресв. Богородицы). Приближается великий и радостный, столь утешительный для каждого верующего сердца, праздник Покрова Пресвятой Богородицы – 1-го октября по нашему православному календарю (14-го октября по новому стилю). «Великим» этот праздник стал только у нас в России. Почему? Да потому, что ни одна страна в мире не ощущала над собой так явственно Покрова Божией Матери, как наша Россия, хотя еще раньше и древняя Византия считала Божию Матерь своей покровительницей, что нашло себе отражение во многих, употребляющихся у нас доныне церковных чтениях и песнопениях. «Дом Пресвятыя Богородицы»  – так дерзала именовать себя наша Родина – Святая Русь. И это наименование не было лишено самого глубокого смысла. Все важнейшие события исторической жизни нашего народа были так тесно связаны с почитанием Пресвятой Богородицы, Которая не раз спасала его от гибели, что Россия наша действительно была как бы домом Ее, в коем Она постоянно обитала, защищая его от нападений врагов. – «Господь, пособивший кроткому Давиду победить Голиафа, помог и благоверному князю нашему постоять за веру православную, за «Дом Пресвятыя Богородицы» – таким радостным восклицанием встречал народ св. князя Александра Невского при возвращении его домой после блистательной победы над ливонскими рыцарями. – «Православные люди! похотим помочь Московскому Государству – не пожалеем животов наших. Встанем все, как один, за Русскую Землю, за «Дом Пресвятыя Богородицы!» – так взывал Косьма Минин-Сухорук к русским людям, убеждая их подняться на защиту и спасение Отечества. Невозможно исчислить все отдельные случаи чудесной помощи Божией Матери русским людям, и всему русскому народу в целом. Но стыдно не знать нам хотя бы о самых главных и поразительных случаях. Таковы, например, спасение России от нашествия страшного азиатского завоевателя Тамерлана в 1395 году, по слезным всенародным молитвам русских людей перед великой исторической святыней русского народа – чудотворной иконой Божией Матери Владимирской, а также – избавление России от ужасов Смутного Времени в 1612 году по молитвам перед другой великой святыней – чудотворной иконой Божией Матери Казанской.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010