Понадобилось мне как-то сделать к самовару трубу. Не смея с такой малостью беспокоить начальника, я пригласил к себе в келью слесаря, не брата монастырского, а мирского, и просил его за мой счет сделать мне эту поделку. Он обещал исполнить заказ к следующему дню. Прошло более двух недель; вижу я его в церкви и спрашиваю: — Что же вы мне трубу? — Простите, — отвечает он мне, — не знаю я, как вам об этом и объяснить: в то время, когда я от вас пошел, меня кликнул к себе отец казначей и спросил меня, у кого я был. Я сказал, что был у вас, и когда он узнал, зачем вы меня звали, то просил, и не только просил, но строго приказал трубы вам не делать. Пришлось приказание его исполнить, а ослушаться его, сами знаете, я не посмел. — Да сказал ли ты ему, — спросил я, — что я за работу заплачу? — Как же! — отвечал мне слесарь, — конечно, сказал. Только он к вам что-то заметно не благоволит. Не зная причины такого нерасположения, не чувствуя за собой никакой вины, да притом и не имея с казначеем никаких отношений и даже разговоров, я удивился и пошел к нему в келью объясняться. Отец казначей был дома. Без малейшей тени неудовольствия в голосе я спросил его: — Позвольте, батюшка, узнать, что за причина тому, что вы запретили слесарю делать мне трубу к самовару? Ведь вам известно, что я ее заказал на мой счет? Отец казначей сконфузился и что-то невнятно стал говорить в свое оправдание, но мне по его глазам ясно было видно, что в его сердце семя ненависти ко мне дало уже большие ростки. Трубу мне сделали, но я еще долго не мог дознаться причины злобы, которая против меня зрела в душе казначея. Очень я скорбел духом, видя такую недоброжелательность. Однажды во время Литургии приехал к нам в обитель известнейший в городе Лебедяни, благочестивый и ревностный к благолепию храмов и благороднейший из дворян некто Лука Алексеевич Федотов, более известный в городе по прозвищу Сибиряк. Пришел он прямо с приезду в храм и стал ставить налепки и свечи к святым иконам. Ставя свечу в Успенском приделе перед иконой Покрова Божией Матери, он заметил, что на паникадиле, висевшем перед иконой, одна из трех цепочек была связана мочальной веревочкой. Это его тронуло до слез. В это время к нему подошел отец игумен, случайно подошел и я ставить поданные богомольцами свечи. Разговаривая с отцом игуменом, Лука Алексеевич обратился вдруг ко мне и сказал:

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Как ни стремительно тянули бесы грешную душу в преисподнюю, как ни страшно ей было, но она опомнилась и в первый раз в жизни произнесла: «Господи, Создатель мой, в бездну Ты низвергаешь меня по грехам моим, да будет воля Твоя…» Вдруг что-то перевернулось, загрохотало, заревело, задрожало. Сверху резанул яркий луч света — и два ангела светлых подхватили душу. Демоны рассеялись во мраке бездны. Полет к высоте был стремительный. Душа, не помня себя, оказалась высоко-высоко в небе… Так Господь спасает души из самой пасти ада, души, надеющиеся на Его святую волю. Сама жизнь часто доказывает нам тщетность всякой человеческой земной помощи. Будем искать иного предстательства — небесного, Божественного. Особенно милосердного предстательства Матери Божией, снисходительной, сострадательной… Она все скорби Своей жизни вынесла только благодаря тому, что умела полагаться на волю Божию и в небесной помощи черпала силы и терпение. Будем взывать к Ней: «Не ввери мя человеческому предстательству Пресвятая Владычице… скорбь бо обдержит мя… покрова не имам, ниже где прибегну окаянный… и утешения не имам, разве Тебе…» 16 И Она не презрит нашего моления, но покроет нас от бед и напастей и утешит в скорби, подаст всё полезное для спасения души и Своим крепким предстательством исходатайствует нам жизнь вечную. Лествица Сколько приходится слышать жалоб на то, как трудно спасаться. Сколько у нас в жизни печалей и уныния оттого, что дело нашего спасения идет плохо. Иной всю жизнь стремится к спасению, ищет прямого пути к совершенству, и всё у него не очень хорошо получается, всё никак не приблизится он к своей цели. Иной все силы полагает на то, чтобы оторваться от греха, и это ему никак не удается — грехи тянут вниз, обременяют жизнь, сознание, душу… Подобное имеет место, дорогие мои, так и должно быть, потому что спасение — дело нелегкое, непростое. Сразу оно не дается, а тем более нам — слабым и грешным. Мы порой совсем падаем духом, унываем, не знаем, что делать, как спасаться. А ведь есть очень хороший и надежный путь, ведущий от земли на небо. Идя по нему, непременно спасешься, непременно придешь в райские, блаженные селения…

http://azbyka.ru/zastupnica-userdnaya

Уверенность в торжестве великих истин поэт связывает с явлением в мир Спасителя, с Рождеством Христовым: Родился в мире свет, и свет отвергнут тьмою, Но светит Он во тьме, где грань добра и зла. Не властью внешнею, а правдою самою Князь века осуждён и все его дела (95). «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» ( Ин. 1:5 ). Для Соловьёва великим знамением стало чудесное событие в Курске (1898 г.), когда во взрыве адской машины, подложенной террористом (единственный в истории террористический акт против иконы), сохранился неповреждённым чудотворный образ Божией Матери Знамение, хотя разрушения в храме тот взрыв повлёк немалые. И только знак один нетленного Завета Меж небом и землёй по-прежнему стоял. А с неба тот же свет и Деву Назарета, И змия тщетный яд пред Нею озарял (112). В эпоху обострения позитивистских заблуждений философ ясно сознал: наука не даёт полноты знания истины. Понимание этого он вынес из своего трёхлетнего увлечения естественными науками, когда, не без влияния идей Писарева, перешёл с историко-филологического факультета Московского университета на физико-математический. «…Наука не может быть последнею целью жизни. Высшая, истинная цель жизни другая — нравственная (или религиозная), для которой и наука служит одним из средств» (159). «…Наука не может основать разумных убеждений, потому что она знает только внешнюю действительность, одни факты и больше ничего; истинный смысл факта, разумное объяснение природы и человека — этого наука дать отказывается» (165-166). Природа с красоты своей Покрова снять не позволяет, И ты машинами не вынудишь у ней, Чего твой дух не угадает (18). Тютчевское «Не то, что мните вы, природа…» Соловьёву здесь созвучно. В Просвещении, в том состоянии, в какое оно выродилось к концу XIX столетия, Соловьёв видел начало безнравственное, губительное для жизни: «Народ имеет здравый смысл и сразу поймёт, в чём сущность современного просвещения; а сущность эта, как бы она ни прикрывалась, состоит в отрицании всякого духовного, нравственного начала и в утверждении одной животной природы.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

Радуйся, смиренное наше естество поднесшая: Радуйся, жестокость сердца нашего умилившая. Радуйся, отчаянных к Богу возводящая: Радуйся, сосуды смертныя, на нас уготованнии, сокрушившая. Радуйся, Радосте наша, цокрый нас от всякаго зла, честным Твоим омофором. Кондак 9 Все естество Ангельское похвальная приносит Тебе, истинней Божией Матери, и Заступнице всех, припадающих к Тебе: ведуще яко твердым и крепким покровом Твоим праведных возвеселявши, грешных заступавши и от бед избавлявши, и молишися о всех верных, зовущих: Аллилуиа. Икос 9 Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя, недоумевают восхвалити великаго покрова Твоего праздник: ибо вся о Тебе глаголанная от нас грешных, и от скверных устен наших приносимая Тебе похвала, несть довольна к похвалению Твоея благости: мы обаче Твоя неисчетная благодеяния видяще, душею же и сердцем радующеся, глаголем: Радуйся, хлебом жизни нас питающая: Радуйся, от губительства смертнаго нас соблюдающая. Радуйся, от труса начальником тишины нас сохраняющая: Радуйся, от потопа греховнаго рукою Твоею крепкою нас возводящая. Радуйся, от огня росою молитв Твоих нас восхищающая: Радуйся, от глада душевнаго же и телеснаго сильным Твоим предстательством всех верных снабдевающая. Радуйся, от меча смертнаго силою Твоею нас избавляющая: Радуйся, от нашествия иноплеменник одождением камык нас спасающая. Радуйся, от междоусобныя брани истинным миром ограждающая: Радуйся, от смертоносныя раны словом Твоим нас исцеляющая. Радуйся, от належащаго праведнаго прещения Божия Твоим молением нас свобождающая: Радуйся, от всяких нас бед Твоим честным покровом изымающая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором. Кондак 10 Спасти хотя род человеческий от прелести вражия, человеколюбец Господь Тебе, Матерь Свою, дарова земным в помощь, покров и защищение, яко да будеши печальным утешение, скорбящим радование, обидимым Заступница, и да всех из глубины греховныя воздвигнеши, поющих: Аллилуиа. Икос 10 Царю небесный, глаголаше в молитве на воздусе с Ангелы святыми стоящая всенепорочная Царица: приими всякаго человека, славящаго Тя, и призывающаго имя Твое на всяком месте и стране, и деже бывает память святаго имени Твоего, такожде прославляющих Мя имени Твоего ради, не отрини от лица Твоего: но благоволи о них, приемляй от них всякое моление и обет. Сию молитву слышавше, лики святых, праведных и преподобных, благодарно вси возопиша, зовуще: Радуйся, паче солнечных луч светлейшая: Радуйся, всем родом имя Твое ныне открывающая.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

О необходимости построения нового здания для общежития учеников Купянского духовного училища владыка, как мы видели, говорил еще при открытии сумского училища. С этою целью он исходатайствовал у Св. Синода 30 тысяч рублей; кроме того, на это дело ему пожертвовал И.Г. Харитоненко 10 тысяч рублей; остальную сумму составили пожертвования духовенства Купянского училищного округа. Освящение нового здания Купянского училища происходило 8-го сентября. После совершения Божественной литургии в Купянском соборе, преосвященный Амвросий, во главе 26-ти протоиереев и священников, торжественным крестным ходом, отправился во вновь устроенное здание духовного училища для его освящения. После окропления св. водою всех помещений в новом здании все присутствовавшие были приглашены в большой актовый зал. Когда вошел владыка, раздалось пение величественного благодарственного гимна «Тебе Бога хвалим». Смотритель училища приветствовал владыку речью и поднес ему от училища икону Покрова Божией Матери с молитвенным благожеланием, да охраняет она его и покрывает своим всемощным омофором от всех бед, огорчений, неприятностей и невзгод еще на многия и многия лета! Приняв св. икону и облобызав ее, преосвященный Амвросий поблагодарил училищную корпорацию, сказав, что этот образ Богоматери особенно им чтим и уважаем. Затем, он ответил училищной корпорации речью, дышавшею полною сердечностью и искренностью. Упомянув о своей всегдашней любви к детям, владыка перешел к воспоминанию о том времени, когда он сам обучался в подобном же училище, и живыми, яркими чертами охарактеризовал крайне грустную и жалкую внешнюю обстановку тогдашней школьной жизни. «Впрочем, сказал владыка, и та духовная школа давала много умных и честных людей, хотя, к сожалению, многих и губила». Затем, указав на то, что в настоящее время заботятся об улучшении внешних условий воспитания даже в начальных народных училищах, преосвященный Амвросий признал естественною а в данном случае и безусловно необходимою и заботу о благоустроении духовных училищ. В заключении своей речи он пожелал Купянскому духовному училищу в новом прекрасном здании, облегчающем чрез общежитие надзор и труды как преподавателей, так и воспитателей, нового процветания и улучшения не только относительно успехов и благонравия, но и физического здоровья детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Москва. Покровский женский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. На территории Покровского женского монастыря Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью По описи 1763 года храм Покрова Божией Матери был каменным, одноглавым, с приделом св. Иоанна Дамаскина. В 1806 году храм Покрова Божией Матери был разобран. Двухэтажная каменная, крестообразная одноглавая церковь, заложенная в 1806 г., совершена в 1810 году иждивением доброохотных дателей и старанием строителя Ионы. Здесь престолы: вверху Покрова Божией Матери, на правой стороне св. Апостолов Петра и Павла, на левой Святителя Николая, внизу Святителя Ионы, по сторонам приделы во имя преподобных Илариона великого и Нила Столобенского. Таким образом церкви этой обители вмещают в себе, по чину девяти чинов ангельских, девять престолов. В верхней Покровской церкви возобновленный и украшенный Ионою престол освящен был в 1825 году Московским архиепископом Филаретом. В 1929 г. вышло постановление о закрытии монастыря. В 1995 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II здесь возобновлен Покровский ставропигиальный женский монастырь с назначением настоятельницы обители монахини Феофании (Мискиной). 4 апреля 1998 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение 1-го этажа храма Покрова Божией Матери и крестов Воскресенского и Покровского храмов. 22 ноября 1999 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы. http://www.pokrov-monastir.ru/ Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском монастыре собор (Таганская улица, дом 58). Деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы на этом месте был построен при божедомском (скудельничьем) кладбище, где хоронили умерших без покаяния. Именно он стал первым храмом основанной в 1635 г. Покровской обители. В 1655 г. собор был перестроен в камне. Дошедший до наших дней храм выстроили в 1806–1810 гг., но освятили лишь в 1814 г., после того, как восстановили весь монастырь, сильно пострадавший во время французского нашествия 1812 г.

http://sobory.ru/article/?object=05181

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010