Оба слушатели стояли молча, наклонив свои головы на грудь; по лицу их было видно, что они предались глубоким думам. Разумная, задушевная речь иерея, проникнутая Евангельским духом, затронула сердца их. У Ивана даже слёзы показались на глазах. – Прости кормилец, заговорил он, и помолись за меня грешного. Я виноват. Это точно, что без жены я давно бы пропал. И с этими он повалился в ноги о. Григорию. – Бог простит тебя, друг мой, сказал добрый священник, только вперёд будь осторожнее и благоразумнее. Помни, что жена – человек, и не раба, а друг твой. Благословив обоих, о Григорий вышел из избы. – Так вот в каких понятиях о женщине живут мои прихожане, размышлял о. Григорий, идя домой. Я полагал доселе, что невежество и грубый произвол сильного над слабым служат главным источником зла, главной причиной чуть не рабского положения крестьянки; а на деле выходит, что народ наш в этом отношения действует сознательно. У него существует целое воззрение на женщину, отрицающее в ней всякую равноправность с мужчиной, даже самую способность её к нравственному развитию и усовершенствованию. Жена есть причина и пучина зла в мире? Вот они наши домострои... Благодарение ещё Богу, что искра истины, христианско-человеческих понятий о женщине, ещё не угасла в сознании нашего народа. Наш пастырский долг – возжечь её на столько, чтобы она могла попалить, с корнем уничтожить в душе его все самородные плевелы и вековые наросты. С тяжёлыми думами и болью в сердце возвратился о. Григорий уединился в свою комнату и стал начертывать план своих действий. Он решил произнести проповедь при возможно большем числе слушателей. Дабы достичь сего, он принял всевозможные, добрые меры. Последней из них было: оповестить через старосту, что в праздник Покрова Божией Матери, вместо антидора, будет священник раздавать по просфоре, читать будет народу нечто особенно важное и весьма полезное для каждого, обедня закончится молебном с акафистом. И достиг ревностный пастырь своей цели. В Покров народ всех возрастов и полов, густыми массами тянулся ко храму Божию; даже из чужеприходных деревень. Довольно просторный храм не мог вместить в себя всех молящихся. За литургией раздавалось стройное пение. О. Григорий служил благоговейно до восторженности, что не замедлило передаться и молящимся. После заамвонной молитвы о. Григорий предложил молящимся поучительную беседу на церковную песнь: «Владычице! прийми молитвы раб Твоих я избави нас от всякия нужды и печали».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pri...

И вот в один день (как я теперь знаю, 14 октября) наша учительница, Анна Ивановна, начала очередной урок примерно со следующих слов: «Дети, сегодня православные отмечают праздник Покров. Смысл этого праздника в том, что в этот день первый снег якобы покрывает землю (?! — А. Д.). На самом же деле, как вы видите, все это глупости. Посмотрите в окно, как ярко светит октябрьское солнышко, как ласково оно пригревает землю, и вы видите, как далеко в этом году до первого снега. Все это опровергает глупые суеверия наших предков и означает, что никакого Бога нет». Мы посмотрели в окно: стояла теплая и ясная осенняя погода, на голубом небе не было видно ни облачка, и аргумент нашей строгой пожилой учительницы показался нам чрезвычайно убедительным. Первый урок пошел своим чередом. Но представьте себе, что в ходе урока небо вдруг потемнело, подул сильный холодный ветер, солнце исчезло за серыми облаками и внезапно повалил густой-густой снег! Учительница изменилась в лице и, выдавив из себя кривую усмешку, сказала: «Что же, всякие бывают совпадения», а я впервые подумал… Нет, не помню, что я тогда подумал. Помню только чувство изумления, которое я испытал, глядя на густой, мохнатый, валящий плотной стеной снег. Собственно, и вспомнил я об этом эпизоде много лет спустя, когда стал православным христианином и уже давным-давно знал, что на самом деле праздник Покрова Божией Матери ни к какому снегу отношения не имеет. В храме Вернемся к моей хипповой юности. Да, я по-прежнему выискивал в любой литературе отрывки из недоступной мне Библии и по-прежнему любил заходить в храмы, если они попадались мне по пути, где удивлял старушек знанием иконописных сюжетов. Но все это было не более чем хобби, далекое от моей жизни, ее событий и моих поступков, часто подлых и гадких. В ответ на призывы мамы, деда, бабушки, которые указывали мне на это, я вполне логично говорил: «А в чем дело? Ведь Бога нет — соответственно, все позволено. С чего вы взяли, что нельзя то, нельзя это?» Пожалуй, единственное, что я, к нынешнему своему удивлению, признавал, — что нельзя предавать.

http://azbyka.ru/fiction/moya-amerika-al...

  Он здесь , теперь ,— средь суеты случайной, В потоке мутном жизненных тревог Владеешь ты всерадостною тайной: Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог! (68).   Уверенность в торжестве великих истин поэт связывает с явлением в мир Спасителя, с Рождеством Христовым:   Родился в мире свет, и свет отвергнут тьмою, Но светит Он во тьме, где грань добра и зла. Не властью внешнею, а правдою самою Князь века осуждён и все его дела (95).   «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). Для Соловьёва великим знамением стало чудесное событие в Курске (1898 г.), когда во взрыве адской машины, подложенной террористом (единственный в истории террористический акт против иконы), сохранился неповреждённым чудотворный образ Божией Матери Знамение, хотя разрушения в храме тот взрыв повлёк немалые.   И только знак один нетленного Завета Меж небом и землёй по-прежнему стоял. А с неба тот же свет и Деву Назарета, И змия тщетный яд пред Нею озарял (112).   В эпоху обострения позитивистских заблуждений философ ясно сознал: наука не даёт полноты знания истины. Понимание этого он вынес из своего трёхлетнего увлечения естественными науками, когда, не без влияния идей Писарева, перешёл с историко-филологического факультета Московского университета на физико-математический. «...Наука не может быть последнею целью жизни. Высшая, истинная цель жизни другая— нравственная (или религиозная), для которой и наука служит одним из средств» (159). «...Наука не может основать разумных убеждений, потому что она знает только внешнюю действительность, одни факты и больше ничего; истинный смысл факта, разумное объяснение природы и человека— этого наука дать отказывается» (165-166).   Природа с красоты своей Покрова снять не позволяет, И ты машинами не вынудишь у ней, Чего твой дух не угадает (18).   Тютчевское «Не то, что мните вы, природа...» Соловьёву здесь созвучно. В Просвещении, в том состоянии, в какое оно выродилось к концу XIX столетия, Соловьёв видел начало безнравственное, губительное для жизни: «Народ имеет здравый смысл и сразу поймёт, в чём сущность современного просвещения; а сущность эта, как бы она ни прикрывалась, состоит в отрицании всякого духовного, нравственного начала и в утверждении одной животной природы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Присутствующие в храме, раздвинувшись на обе стороны, начали поочередно подходить к Богоматери, целовали Ея десную руку и каждый получал от Нея приветствие, или потребное наставление. Я чувствовала, находясь вдали, какой-то особенный благоговейный страх. Наконец, когда и до меня дошел черед, я со слезами, полная умиления и с тою же (Богородичною) молитвою на устах, приблизилась к Царице небесной, наклоня пред Нею голову. Она, привстав с своего трона, благословила меня; скажу точнее, Она обеими руками сжала крестообразно мою голову – сначала лоб и затылок, а потом виски, как-бы врачуя больную голову, и с некоторым упреком произнесла: «зачем, твердя молитву Богородице, ты думаешь совсем не о том, и все скорбишь о муже? Не скорби более, Господь тебя утешит». При этих словах проснувшись, я ощутила вместо скорби тихую радость и мир в душе, смятенной мрачными помыслами»... Матрена Гр–на благополучно разрешилась от бремени 1 октября 1811 года, в день Покрова Божией Матери. Новорожденная дочь названа при крещении Ольгой – мирское имя Олимпиады. Через несколько дней после описанного видения, Ольга Ф–на, гуляя с няней в саду, занималась около цветов. Вдруг около нее сделался вихрь (сильное круговое движение воздуха), – ее завертело так, что она упала без чувств! Няня снесла ее домой; трое суток она спала без просыпа тяжелыми сном. С тех пор у нее сильно стала болеть голова, и в глазах чувствовалась жестокая боль, от которой постоянно точились слезы. Она не могла без повязки на глазах видеть дневного света; окна в ее комнате запирались днем ставнями. Между тем припадки с конвульсиями повторялись довольно часто, и когда она спала после этих припадков, страшно ей было помешать. Разумеется, она не могла учиться подобно своими сестрами: несчастная едва в несколько лет выучилась только читать и писать по-русски, да еще церковной грамоте. Но самая эта болезнь, попущенная с особенною целью, чтобы на ней явились дела Божии (Иоа. 9:3), невольно удаляла ее от шума и игр детских; ей полезнее были уединение и тишина, от этого только и успокаивались ее слабые нервы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Шла Первая мировая война; одним тогда казалось, что стоит Россия непоколебимо, а другие уже тогда видели, что дело идет к концу. Еще задолго до революции настоятель храма отец Прокопий Попов, показывая церковному попечителю царские деньги, сказал: — Вот, Василий Васильевич, придет скоро время, когда эти деньги, николаевские, на стены будут лепить, и никому они не будут нужны. Для благочестивого попечителя это прозвучало как призыв к революции. Разгневавшись, он едва удержался, чтобы не отчитать резко священника. Прошло время, пало правительство царское, мутной волной унесло правительство временное, и вся тысячелетняя история России стала крениться и перекраиваться, все радужные краски погасли, и будущее затмилось. Произошла революция, наступил 1918 год, большевики организовали карательные отряды, которые по всей стране истребляли священнослужителей и пользовавшихся авторитетом населения мирян. 13 октября, перед праздником Покрова Божией Матери, каратели явились в Шолгу и арестовали отца Прокопия. Посреди поля была вырыта яма. Уверенные в своей силе и безнаказанности, они решили расстреливать днем, не препятствуя народу присутствовать. Когда–то римские воины–язычники, видя бесчинные убийства христианских мучеников, исповедовали себя христианами. Ныне на глазах паствы убивали пастыря — и она беззвучно отдавала его на расправу . Новоявленные властители показывали, что предела жестокостям не будет, и эта безжалостная решимость действовала на население парализующе. Это было время наглого, торжествующего зла. Отец Прокопий встал перед могилой, помолился, попрощался с прихожанами, земно поклонился им и сказал: — Простите меня, грешного. Прихожане заплакали. Священник снял рясу, подал ее сыновьям, которые все это время стояли рядом, и остался в подряснике. Затем повернулся лицом к востоку, снова помолился и сказал: — Я готов. Раздался выстрел. Отец Прокопий упал. Вторым выстрелом он был убит. Поначалу священник был погребен здесь же, на поле, но сыновья стали просить разрешения перенести его тело на кладбище. Власти отказывали, но родственники не прекращали хлопот, и наконец им дано было разрешение похоронить священномученика на кладбище села Косково.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Рубрики Коллекции Чехов с собачкой 4 мин., 22.03.2010 Поделиться На ялтинской набережной вот уже шестой год гуляющих приветствует скульптурная композиция — Чехов и дама с собачкой. Эта живописная группа изображает не просто автора и его героев, а воспроизводит, как открыли исследователи, эпизод из биографии самого писателя. Но разговор сейчас не о жизни Чехова, а о его рассказе. Дмитрия Дмитрича Гурова писатель явно наделил автобиографическими чертами. Интеллигентный, обходительный, «во всей его натуре было что-то привлекательное, неуловимое, что располагало к нему женщин, манило их; он знал об этом, и самого его тоже какая-то сила влекла к ним». Как и Чехову в период создания рассказа, «ему не было еще сорока». Приключение, aventure, случившееся в Ялте, — из разряда обыкновенных курортных романов, каких миллионы, и не заслуживало бы оно особенного внимания, если бы не «собачка». Именно она позволяет напасть на след тайной мысли писателя. («Славный народ — собаки!» — говаривал иногда Чехов.) Благодаря белому шпицу состоялось знакомство Гурова с Анной Сергеевной, он незримо присутствует при развитии их отношений, а потом помогает Гурову найти в незнакомом городе С. свою даму. Даму, надо заметить, не с камелиями, а с собачкой. К неожиданной связи она отнеслась «очень серьезно, точно к своему падению» Здесь и далее все курсивные выделения сделаны автором статьи. — Ред.. У Чехова, как всегда, ни грамма скучной назидательности и ни следа нравственного дидактизма, но вся суть выражена в деталях и метко подобранных словах. И вот Анна Сергеевна «задумалась в унылой позе, точно грешница на старинной картине». Чехов ретуширует этот акцент через иронию главного героя, которого «раздражал наивный тон, это покаяние, такое неожиданное и неуместное». Однако слова «падение», «грешница», «покаяние» здесь отнюдь не случайны. Гуров со своей дамой, которой, как выясняется, чуть больше двадцати, дружат, гуляют, наслаждаются прекрасными видами Крыма. В Ореанде, рядом с церковью Покрова Божией Матери, они сидят на скамейке, которая сохранилась до наших дней, и созерцают Ялту в утреннем тумане, во всем ее великолепии. Именно здесь, около храма, происходит не сюжетная, но смысловая кульминация рассказа. Они смотрят на море. Они размышляют о вечности. «Гуров думал о том, как, в сущности, если вдуматься, все прекрасно на этом свете, все, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве».

http://foma.ru/chexov-s-sobachkoj.html

О. Борис считал, что женщине обязательно нужно выходить замуж, что ненормальное цепляние за духовника происходит от женского одиночества. Он мне часто говорил, что я должна думать о том, что у меня должна быть хорошая семья, дети, что я должна просить об этом Бога, и тогда Он обязательно мне пошлет какого-нибудь хорошего человека. Так и случилось. Когда я вышла замуж, у нас началась какая-то совсем другая жизнь. Мы с мужем стали гораздо реже к нему ездить. Как-то, когда я уже была беременна вторым ребенком, после службы батюшка ко мне подходит и говорит: «Что, Машенька, ты хотела со мной поговорить?» А я понимаю, что у меня нет никаких проблем. Мне не о чем его спрашивать. И он говорит: «Это потому, что у тебя хороший муж». Проблемы, которые нужно было обсудить со священником, у меня возникали примерно раз в год. Я понимала, что у меня нет необходимости непременно регулярно исповедоваться у о. Бориса. Он как бы отпустил меня в самостоятельное плавание. Раз в полгода мы старались приезжать к о. Борису, но почему-то оказывалось, что он отсутствует или у него нет времени с нами разговаривать. Я сначала из-за этого переживала, а потом поняла, что, наверное, так и надо: когда-то буквально спас меня от отчаяния, а сейчас нужен кому-то другому. В основном мы ходили в храм Ильи Обыденного на Кропоткинской, куда с пеленок был носим, а потом самостоятельно ходил мой супруг. Он всегда считал, что нормально, когда человек ходит в ближайший к дому храм и исповедуется тому, кто там есть. Он считает, и я с ним согласна, что не нужно обсуждать со священником пусть даже важные жизненные вопросы, если они не связаны с духовной жизнью, с нравственным выбором. У нас был период, когда мы перестали считать, что нам необходимо кого-то называть своим духовным отцом, но одновременно это был период мучений – в какой храм, к какому батюшке ходить? Он продолжался несколько лет. Потом кто-то из знакомых сказал, что недалеко от нашего дома есть храм Покрова Божией Матери, где настоятель – о. Валентин Асмус – тот священник, который меня крестил. Я пошла в тот храм и в результате осталась, и муж мой тоже стал туда ходить. Вместе мы сейчас ходим к о. Валентину. И по важным вопросам советуемся с ним. Но я боюсь называть о. Валентина этим высоким словом – «духовный отец». Я сейчас просто живу и радуюсь, что наша семья ходит в один храм, что мы имеем возможность исповедоваться у одного священника, который знает нашу семью и видит наших детей.

http://azbyka.ru/kak-ya-vstretil-duxovni...

Представители Винницкой епархии   посетили  восемь отделений Винницкой областной клинической психоневрологической больницы им. А. Ющенко. Пациентам переданы продукты питания, салаты, выпечка, подарки и сладости. Верующие Ровенской епархии   доставили  более восьми тонн картофеля в дом престарелых, который находится на линии разграничения в Донецкой области. Помощь собрана по просьбе протоиерея Романа Афонина, основателя и опекуна учреждения, где проживают 36 пожилых людей, в том числе 12 лежачих. Днепровское благочиние Киевской епархии   передало  продуктовые наборы для людей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями, которые состоят на учете Территориального центра социального обслуживания Днепровского района г. Киева. Социальная служба Пантелеимоновского храма г. Железное Горловской епархии   провела  благотворительную акцию «Согрей своим теплом» для 43 детей, проживающих в Торецком социально-реабилитационном центре «Солнышко». Для детей, которые временно остались без родительского попечения, приобретены теплые носки, сладкие подарки и памятные браслеты на руку. Молодежный актив храма Жен-мироносиц Одесской епархии , в рамках акции «Поделись своей добротой»,  посетил  детский приют с. Николаевка Ширяевского района Одесской области. Детям переданы новые вещи, подушки, кондитерские изделия, игрушки. Настоятель Серафимовского храма г. Голая Пристань протоиерей Геннадий Шкиль  доставил  партию одежды для нуждающихся в Гуманитарный центр обмена вещей Херсонской епархии . Первая партия, собранная прихожанами в осенний период, была передана в центр перед праздником Покрова Божией Матери. Прихожане Покровского храма с. Черевки Полтавской епархии   посетили  Полтавский учебно-реабилитационный центр Полтавского областного совета. Воспитанникам подарены одежда, обувь, игрушки, сладости и фрукты. Волонтеры Центра «Благо», действующего в Полтавской епархии,  посетили  заведения, где проживают дети-сироты и дети с особыми потребностями Полтавского учебно-реабилитационного центра Полтавского областного совета. Детям переданы фрукты и теплые носки.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Защищает нас Пресвятая Богородица от врагов наших, видимых и невидимых. От видимых, когда дарует благочестивым Царям победу над супостатами и когда матерински защищает каждого от наветов лукавых людей. От невидимых, когда сохраняет от их коварств и сетей вражеских. Защищает Она нас от стрел супостатов Своим материнским покровом и угашает в нас стрелы телесного воспламенения, как Мать Сеятеля чистоты и Сама едина Чистая и Благословенная. Укрощает ветры гордости, как возлюбившая смирения, утоляет любоимение, как Нищелюбица, защищает от гнева Божия, как Мать милосердия, сохраняет от злых напастей, как Защитница. Поэтому, не медля, прибегнем все под омофор Ее милосердия, всегда простираемый над нами. В книге пророчества Даниила, «мужа желаний» ( Дан. 9:23 ) повествуется, как царь Навуходоносор видел в ночном видении некое большое дерево посреди земли, вершиной своей доходившее до неба, а шириной до концов земли: листы его были прекрасны по виду, и обильные плоды произрастали на нем, достаточные для напитания всех. На ветвях его гнездилось бесчисленное множество разных птиц, под ним же обитали все звери и скоты, питавшиеся его плодами. Иносказательно дерево то обозначало самого царя Навуходоносора, как истолковал это «муж желаний», но по мысли значение его может быть отнесено к Пречистой Деве Марии, Которая есть древо, как жезл, проросший от корня Иесеева. Она есть безмерно великое древо, ибо высота Ее заслуг и чести превосходит небеса и все Небесные Силы, широта же Ее славы простирается во все концы земли, по речению Самой Матери Божией: «Отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк. 1:48 ). И листья Ее покровительства весьма красивы, достаточны для покрытия всех притекающих к Ней и могут защитить как от зноя греховного, так и от гнева Божия. Плод Ее превосходнейший, ибо о Нем сказано: «Благословен Плод чрева Твоего» ( Лк. 1:42 ). Но и само древо прославлено ради Плода сего словами: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» ( Лк. 11:27 ). Плод же – воплотившийся Бог – столь обилен, что для потребностей каждого достаточен и доброполезен.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Современный «Богословский вестник» стал классическим изданием, полезным не только для высокой чистой науки, но и в учебно-методических целях – как камертон для студентов, стремящихся к более глубокому и обстоятельному типу исследования. Вместе с тем он не лишен ряда недостатков: в нем отсутствуют заранее запланированные обзорные или проблемные статьи, ставящие своей задачей решение конкретных общецерковных вопросов. Переводы носят не такой систематический характер, как до революции. Редкая периодичность журнала не позволяет ему быть включенным в список периодики Высшей аттестационной комиссии. Принципы библиографической унификации последнего номера отличаются от предшествующих. Однако, несмотря на эти недочеты, журнал отличается оригинальностью и поиском новых, более совершенных решений, который отчасти объясняет и разные принципы оформления, и редкую периодичность, и многое другое, что, возможно, удастся наладить и исправить в обозримом будущем. Электронные версии периодических изданий академии В 2007, 2008 и 2009 годах силами редакции «Богословского вестника» совместно с порталом «Богослов. Ru» были подготовлены полные электронные версии журнала «Богословский вестник» (1892–2006) (первый диск), его предшественника журнала «Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе» (второй диск) и самих «Творений» (третий диск), из которых две первые сразу после издания на диске были размещены на портале. Выход первого диска, высоко оцененный Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II на празднике Покрова Божией Матери (14 октября 2007 года), стал добрым примером и для других учебных заведений РПЦ – в настоящее время выпустила диск с комплектом журнала «Христианское чтение», а Тобольская духовная семинария – «Тобольские епархиальные ведомости», в то время как в Киевской духовной академии планируется провести аналогичную публикацию «Трудов КДА». Полная электронная версия «Богословского вестника» включает как дореволюционные, так и современные материалы. Структура каждого диска такова. Все материалы размещаются на страницах развернутой книги, листая которые можно перейти к искомому тексту. На левой странице помещена краткая историческая статья, в конце которой приводятся статистические данные. Всего на первом диске размещено 4465 публикаций и статей (вместе с обложками и титульными листами) в формате djvu общим объемом 90506 страниц 11 . На втором диске размещено 1349 публикаций и статей объемом 38362 страницы, на третьем – 1330 публикаций (согласно нумерации в библиографическом указателе к ТСО) объемом около 25000 страниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010