Каждый период имел свои формы, каноны — тем сложней и одновременно насущней задача понять эти периоды русского песнотворчества в прославлении Богоматери на протяжении различных стадий развития русской истории. Служба празднику Покрова Божией Матери Самой древней богородичной службой на Руси является последование на день Покрова Божией Матери. Согласно мнению А. Доброклонского, установление праздника относится к концу домонгольского периода. Он считает, что в этой службе русские “возносили Божией Матери благодарность за все благодеяния, оказанные Ею России”. Отсюда, по Доброклонскому, расширялось содержание и значение праздника и ему придавался “рус­ский колорит” 4 . Действительно, событие, имевшее место в Греции, приобретает на Руси подлинно русское звучание, и не случайно в современном каноне русским святым уже в богородичне первой песни канона говорится о прославлении праздника Покрова в российской земле 5 . Имеются более точные указания современных исследователей, что праздник Покрова Божией Матери установлен святым князем Андреем Боголюбским в 1164 году, а в 1165 им сооружен “всемирно известный” храм Покрова на Нерли 6 . Тогда же и позднее появляются на Руси многочисленные храмы в честь Покрова Божией Матери. Служба на этот праздник составлена подробно по образцу тех последований русских песнотворцев, которые достоверно относятся к XI–XII векам, за тем лишь исключением, что канон составлен только один. В службе имеются те же детали, которые указывались как подлинно древние в русских службах в нашем разборе трудов песнотворцев Киевской Руси 7 . Так, в 3-й стихире на Господи, воззвах малой вечерни читаем: “Тобою хвалящиися присно, победы на поганыя носят” 8 . В первом тропаре 9-й песни канона свидетельствуется “даждь на поганыя победы” 9 . Подобное именование врагов Руси погаными имело место только в домонгольский период. Ф. Г. Спасский допускает, что в таком древнем произведении русской церковно-богослужебной письменности, как служба Покрову Божией Матери, могли быть и позднейшие добавления, относящиеся, возможно, к творчеству Пахомия Логофета. В целом и Ф. Г. Спасский придерживается мнения о раннем составлении данной службы 10 .

http://pravmir.ru/russkoe-pesnotvorchest...

Омофор равно может быть понимаем, как плат, как простыня 14 , возлагаемая на рамена, которая, смотря по надобности, удобно бывает распростираема. И в этом смысле омофор, простираемый молящеюся Богородицею над предстоящими и молящимися в Церкви, означает тоже молитвенное предстательство Ее о верных пред Сыном и Богом Своим. Вознося молитвенные руце Свои к Престолу Вседержителя, этим священным возношением, как обширным, небоподобным приосенением Она покрывает люди и низводит на нашу немощь, греховность, на нашу неверность своему долгу и званию, милующую благость и долготерпение Божие. И после безпредельнаго покрова ходатайственных заслуг Сына Божия, чей молитвенный – охранительный и защитительный покров так обширно может простираться во спасение наше, как не покров Матери Божией, и во Христе Матери рода Христианскаго? 2. Как мы можем быть достойны покрова Божией Матери? Как же мы можем быть достойны покрова Божия и благосердаго покрова Матери Божией? Если будем ходить сколько возможно, в чувствовании близости к нам Господа, так как бы мы умом нашим видели Его пред собою, слухом сердца слышали и стремлениями воли нашей осязали, подобно тому, как зрел и ощущал пред собою Господа Св. Пророк Давид ( Пс.15:8 ), который непрестанно видел мысленно пред собою Господа: зрел Его и на Небе зрел Его и в преисподних земли, зрел Его и за пределами морей, на самых крайних пределах мира (138, 7–9); а потому и жил под кровом и сенью Вышнего. Если и мы будем взиматься немощью нашею за силу Божию, нашею скудостию за богатство благости Божией, нашею греховностию повергаться к стопам всеочищающей Святости Божией; если будем просвещать нашу веру, очищать любовь, укреплять надежду: тогда и нас будет приосенять помощь Вышнего, мы не убоимся страха нощнаго, будем безопасны от губительныя язвы во дни, от тлетворных ветров, от душепагубных искушений и бед. Если в таком же расположении будем прибегать под кров Божией Матери, и обращаясь с молитвою к Ее предстательству, будем тщиться блюсти себя в возможной чистоте, кротости и смирении пред Богом и человеками: тогда приближаясь к Пречистой свойствами, сиявшими в Ней подобно лучам солнечным, приблизим к себе и благодатный кров Ее; и – Благословенная с благодерзновением будет ходатайствовать о нас пред благостью Божиею, когда с нашей стороны не будет полагаемо препятствия благодатному Ее на нас действию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

В настоящее время храм Покрова Пресвятой Богородицы действует, в нем совершаются регулярные богослужения, храм является духовным центром и украшением небольшого села. Описание [ править править код ] Храм расположен на небольшой возвышенности, композиция его построена очень четко. Храм обладает пластически сложным многоплановым силуэтом. Архитектурные формы громоздятся, пересекаются, как бы движутся, устремляясь к главному, завершающему шатру. В этих нарядных формах, создалось чувство народного ликования и всеобщего торжества. По своему архитектурному замыслу храм Покрова Пресвятой Богородицы очень схож с описанием монастырских храмов, построенных по храмозаданной грамоте епископа Феодосия в 1768–1775 годов. Прочная и очень красивая постройка срублена из соснового леса «в лапу». Стены на деревянной клетке, установленной на высоком кирпичном фундаменте. К храму примыкает рублённый шестиугольный алтарь и трапеза одинаковой ширины с основным храмом. Над центральной частью храма расположен рубленный восьмигранник с куполом в виде восьмискатного шатра. Глухой фонарь над куполом завершается луковичной главой. Висячие арки расположены над крыльцами входов. Четырёхярусная колокольня завершается длинным шпилем с шестиконечным крестом. Над главным куполом четырёхконечный крест из тонких железных полос, вершина его увенчана короной с крестом. На боковых куполах маленькие кресты. Летом у подножия храма ковер из душистых цветущих луговых трав и пушистых крон деревьев, приютившихся рядом с момента его возникновения. Здесь найдено удивительное единение, согласие архитектурного облика храма с окружающим пейзажем, его поэзией и красотой. По мере приближения храм словно вырастает из земли, устремляясь ввысь, в небо. Его объем легок и изящен. И вытянутые, удлиненные пропорции храма, и характер его форм, их поверхности, и все детали служат этому впечатлению. Этот ритм подхватывается и усиливается удлиненными окнами. Стены церкви Покрова Пресвятой Богородицы членятся не только вертикальными тягами, но делятся почти на равные части горизонталью арочного пояса, расположенного в нижнем ярусе. Благодаря этому устанавливается зрительная равновеликость ярусов, спокойная гармония горизонтальных и вертикальных ритмов, придающая удивительную ясность и чистоту архитектурным формам. В живописной пирамидальности композиции храма, в ярком узоре его архитектурных форм выразился народный дух селян и их вкус. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Покрова_Б...

Вместе с тем последование Смоленской иконе Божией Матери имеет свое лицо, в песнопениях широко представлены мотивы различных богородичных праздников. Так, в стихирах на стиховне взяты идеи Покрова Божией Матери, причем 1-я стихира не заимствована из службы Покрова. В литийных стихирах звучат идеи Благовещения; в тех и других употребляются выражения из акафиста с частым упоминанием обращения к Божией Матери “радуйся”. Это последнее обстоятельство дало Ф. Г. Спасскому основание предполагать, что стихиры, напоминающие структуру канона Одигитрии, могли принадлежать также творчеству монаха Игнатия 94 . Несомненно оригинальными представляются строки седальнов, когда в первом из них предлагается “христоименитым соборам” приступить “припадающе Божия Матери образу” 95 , а во втором говорится о радости верных, которые должны “ликов­ствовать”… “видяще многоименно сияющия праздники Божия Матери” 96 . Это очень образное, почти живописное изображение того, что имело место на Руси — многоименные храмы и отсюда — многоименные праздники Божией Матери — по всему необъятному пространству земли русской. Стихиры на Господи, воззвах отличаются краткостью и выразительностью. “Златая кадильнице”, поется в первой из них, “ручко и жезле, и светильниче светозарный: свитче божественный, в немже перстом Божиим написася Слово, спаси нас Тебе величающих” 97 . Пустынные иноки, разлучаясь со своей обителью, где имелся престол Одигитрии, со слезами вспоминали пение этой стихиры. Златая кадильнице было для них выражением всех их иноческих упований, утешения и радости 98 . Канон Одигитрии творения монаха Игнатия сообщает всей службе Смоленской Богоматери состояние крепкого и верного празднования, которое не убывает от первой до последней песни. “Радостно, Чистая, ныне наставшее хваление приношаю радуяся”, восклицает творец канона в первой песни. “И тихим гласом, Одигитрие, вопию Ти: радуйся, и исполни мя разума пети начинающа” 99 . Эта радость будет содержаться на протяжении всего канона и закончится в 9-й песни следующим восклицанием: “Радуйся, тайных цветов прекрасный сущий раю радуйся, Отроковице, радуйся Одигитрие, всемирное чудо и слышание” 100 .

http://pravmir.ru/russkoe-pesnotvorchest...

В каждый воскресный день после вечернего Богослужения совершается у нас пение в честь и славу Покрова Божией Матери. Как воскресение Христово празднуется у нас в каждый воскресный день в течение года; так в каждый воскресный день совершается у нас прославление Божией Матери. Веруем, что такая похвала, такая честь приятна для Нея, и что молитвы наши Она слышит и принимает, потому что Она всемогуща и называется Скоропослушницею; – особенно, если кто из нас со смирением и со слезами призывает Ее на помощь. Как земная царица принимает на свое попечение всех сирот, вдов, больных и несчастных; так и небесная Царица имеет попечение о несчастных грешниках, страждущих и особенно о кающихся. Кто читает жития святых, тот много случаев начитывает, в которых Матерь Господа спасала людей от несчастия, а города и веси – от нашествия врагов, страждущих – от бед. Правда, что мы тяжкие грешники, что между нами есть не кающиеся; однако, если мы не отступим от Царицы небесной, если друг за друга будем молиться Ей, то Она не допустит нас до края пропасти, самых отчаянных избавит от погибели. Это множество христиан, прибегающих к Ея чудотворному образу, страждущих разными болезнями и получающих исцеление, не показывает ли, что Она – сердобольная – врачует и исцеляет всякий недуг и всякую болезнь, особенно, когда кто к Ней прибегает с верою, любовью и со смирением? Сколько в отечестве нашем чудотворных икон Божией Матери, сколько совершается при них чудотворений, – того никакой разум исчислить не может! Если бы мы записывали, сколько их совершается только в сем храме – пред образом Царицы Небесной – Скоронослушницы, – то и это могло бы привести в величайшее удивление даже неверующих. Но мы веруем и не сомневаемся в Ея скорой помощи; молимся Ей, припадаем и песнопения совершаем для всех верующих и для ищущих спасения и исцеления православных христиан. Станем же, христиане, прибегать к Ней и по воскресным дням, и всегда будем молиться Ей – благовременно и безвременно – и во храме Божием и в домашних церквах, и днем и ночью, и на суше и на море; будем призывать Ее на помощь во всякой нужде: пожар ли, болезнь ли какая, нападет ли от врагов, нужда ли какая семейная встретится в жизни – всегда к Матери Господа станем прибегать. Честнейшая Херувимов и славнейшая Серафимов не посрамит, не уничижит нашу надежду на Нея. Ея возлюбленный Сын есть всемогущий Бог; Он с любовью исполняет всякое прошение и ходатайство своей Матери. Он пострадал на кресте за грешников: а Она стояла при кресте, и тоже не менее страдала Своею душою. Господь и теперь печется о нашем вечном спасении, и теперь приносится за нас бескровная жертва, и теперь Матерь Господа невидимо пребывает на земле в святых храмах, а видимо – в святых иконах и спасает нас от вечной погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Сколько страждущих на земле, сколько несчастных, заключенных в темнице, бедствующих на море, на суше, в ранах, в гладе и нужде; сколько таких, у которых тяжело на душе, многоболезненно в сердце! – Все несчастные на попечении у Божией Матери. Сколько грешников, утопающих в бездне греха и разврата, сколько боримых страстями и мучимых диаволом, за всеми сими надзирает Мати Господа Вышняго. – Сказано: живет на земле для спасения грешников и всех несчастных. Сколь виновен и неправ тот, кто предается отчаянию и не хочет поручить себя попечению Матери Божией – Скоропослушницы. Если она имеет власть и силу из ада исторгать грешников, то что же ты отчаиваешься в своем спасении? – Чего тебе нужно, чего бы не дала тебе Царица небесная? – Ведь Сын Ея есть Бог, а для Бога – есть ли что невозможное? – А Сын может ли в чем отказать своей возлюбленной Матери? – Тяжело тебе на душе, – помолись Ей, и камень спадет с твоего сердца. – Бедность ли одолела, – Мати Господа знает бедность, знает и бедняков; – попроси у Нея помощи со смирением. Долги отягощают, – умоли Ея со слезами послать тебе помощь – какого-либо доброго человека. Грехи и страсти мучают, – но не Сын ли Ея пострадал за грехи всего Мира? – Семейное несчастие – Она все приведет в порядок. – Да молился ли ты Ей когда-либо с усердием – плакал ли ты пред Нею? Знаешь ли ты, что для тебя полезно и спасительно? – Кто тебя сотворил, Тот лучше знает, как врачевать тебя. У тебя в хозяйстве несчастие случилось, – обращался ли ты с молитвою к Божией Матери? – Зачем ты грешишь и не думаешь исправиться? – Чем тебя вразумить? – Бедою и горем. – Жена тебя бросила, дети в беспутство пустились, смиренно неси крест, перестань грешить, перестань оскорблять Бога и Матерь Божию: Зачем ты отчаиваешься, зачем говоришь: «Не хочу жить на свете». – Не хочешь жить на сем свете, – будешь жить за гробом, от Бога не скроешься. Тяжело тебе на свете жить, а Христу не тяжело было на кресте страдать, а Матери Божией не горько ли было на страждущего и пригвожденного ко кресту Сына Своего смотреть? Страдал Господь, страдала и Матерь Господа, состраждет Господь и теперь, состраждет и Матерь Божия, видя грехи наши: наше пьянство, наши развратные дела. Чем же врачевать нас, – ленивых, нерадивых и беспечных? Необходимо прижигание при лечении грехов наших: и бедность нужна, и скорби нужны, и болезни нужны, и несчастия. Приди в чувство, покайся, молись, постись, плачь, простирай руки к сердобольной Матери Господа, к Скоропослушнице; Она простирает к тебе руки день и ночь; Она покаяния твоего ожидает и смирения от тебя желает. Покайся, смирись, брось грехи и страсти, – и возлюбит тебя, грешника, Матерь Божия более, нежели 99-ть праведников, не требующих покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Касательно тропарей и кондаков западным святым С.С. Кульпинов сообщил следующее: они, как, впрочем, и вся униатская гимнография, написаны с расчетом на широкий круг верующих, многие из которых вообще не имеют никаких богословских знаний. Главными признаками рассматриваемых произведений являются их образная чувственность и ориентация – преобладающая или исключительная – на разговорные языки (русский, украинский и белорусский и т.д.). Между тем церковнославянский язык до сих пор сохраняет статус торжественного языка у греко-католиков. Наблюдениями практико-редактурного характера поделилась старший преподаватель ПСТГУ, кандидат филологических наук Т.А. Левшенко (Москва). Условно разделив проблемы издания на внешние и содержательные, к первым она отнесла сложности с ударениями (их вариативность и церковнославянско-русское соотнесение), титлованием, прежде всего зависящим от семантики, употреблением дублетных, прописных букв и расстановкой знаков препинания. Содержательная редактура также ставит целый ряд серьезных вопросов, причем не только лингвистического, но и литургического свойства. Публикаторам необходимо сосредоточиться на уставных замечаниях и контроле за композицией служб, на грамматической правильности и корректности лексических употреблений. Безусловно, решить многие проблемы поможет полный словарь церковнославянского языка. Помимо этого, по общему мнению участников конференции, назрела острая необходимость в создании рабочей инструкции по редактуре и корректуре богослужебных текстов, при публикации которых не следует забывать о том, что они не только читаются, но и поются. В сообщении И.Е. Юсова, кандидата филологических наук (ГОУ СОШ «Школа надомного обучения 371», Москва), «“Радуйся, Радосте наша”: история богослужебного чинопоследования Покрову Пресвятой Богородицы» проанализированы существующие в научной литературе гипотезы о возникновении праздника Покрова. Условно их можно назвать «владимирской», утвердившейся в качестве основной, «киевской» и «новгородской». Несмотря на разногласия, касающиеся конкретного времени, места появления и авторства праздника, все исследователи единодушны в том, что греческого протографа Покрова никогда не существовало, но сам праздник установлен на Руси по аналогии с византийскими церковными торжествами и почитанием Богородичных влахернских реликвий ризы и пояса. Несомненно, почитание Покрова Божией Матери, возникнув на Руси как рецепция византийских градозащитных культов, вскоре после своего появления получило необычайно широкое распространение, поскольку опиралось на прочную архетипическую базу в народном сознании.

http://pravoslavie.ru/33020.html

Пресвятая Владычице! Научи всех нас любви Христовой и не отыми от нас покрова Твоего за множество грехов наших: ибо, хотя мы и грешны, и прегрешны, но все с верой и упованием под кров Твой прибегаем, и разве Тебе иного предстательства не вемы. Аминь. Поучение в день Казанской Божией Матери Заступнице усердная... за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим (Троп. Каз. Бож. Матери). Все ли вы, возлюбленные братия, всегда усердно молитесь Богоматери? Если кто-нибудь из вас не молится Ей, или молится не от всего сердца, тех умоляю с нынешнего же дня начать молиться Ей со всем усердием, ибо Владычица есть скорая Заступница для всех христиан, прибегающих с верой к Ее покрову и предстательству, – никого Она не чуждается, ни кем не пренебрегает; чтобы сподобиться Ее заступления, нужны только вера твердая в силу молитвы Ее и – смиренная искренняя молитва . Напасть какая тебя постигла, или скорбь душевная: спеши скорее на молитву к Владычице, а не ищи себе отрады в каких-нибудь земных утешениях – в театрах, цирках, вечерах, тем менее – не прибегай, для облегчения своей скорби, для забвения напасти – к вину, как это делают многие. Театры, цирки, увеселения вином или другим чем – новые напасти, только неприметные с первого раза, потому что обольстительны. Грехи или страсти мучают тебя, или привычки недобрые владеют тобой – прибегай к благосерднейшей Матери всех – Царице Богородице; молись Ей так: Всеблагомощная, Госпоже Богородице, вот мною владеют такие и такие страсти и грехи, Ты вся можеши, Твоя молитва всесильна у Сына Твоего и Бога, покрой, заступи меня от меня самого, от моих греховных страстей и привычек; – всем сердцем желаю себе исправления и спасения, – но без вышней помощи, без заступления свыше ничего не могу сделать: сделаю шаг вперед, да потом целых десять назад отступлю, так и отталкивает меня от Господа сила вражия. Окаянен я, беден, и нищ, и слеп, и наг духовно; помоги мне окаянному и бедному и слепому, – всею душою молю Тебя. Верую, что Ты слышишь каждый вздох моего сердца, каждое слово, от сердца выходящее и милостиво заступаешь всех, кто ищет усердно Твоей помощи и кого не в конец обольстила лесть греховная. Заступи же, спаси и помилуй меня грешного. Так будем молиться премилосердой Царице Богородице – и непременно сподобимся Ее покрова и заступления. Аминь. Поучение в день Казанской Божией Матери

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Другая наша ошибка: «надеясь на сверхъестественные благодеяния, перестают пользоваться естественными средствами» . Не надо надеяться на чудо; ни Богородица, ни кто бы то ни было нам не поможет, если мы себе сами не помогаем; молитва увенчивает наши усилия, а не заменяет их, поэтому формула «мы христиане молимся, в дела мирские не лезем» — абсолютно не верно, таких молитв Богородица не слышит: «один тот имеет право на Ее всемогущее ходатайство пред Богом, кто прежде прошения к Ней употребил, и после прошения не престает употреблять для достижения своей цели все, что для него возможно, разумея под возможным одно позволительное и законное» . И еще наша ошибка: молимся «о благах временных, об избавлении от различных болезней, от врагов, от клевет и гонений, об успехе в торговле, в путешествиях, в бракосочетании, и тому подобное» . Мы взываем к Небесам о чем-то земном, а следует о небесном: «разве у нас одно тело, а души и совести нет? Разве душа и совесть наши не имеют своего рода болезней и нужд? Разве Матерь Божия может подавать одно временное и тленное? Или мы любим одно тело наше, а душу ставим ни во что?» По-хорошему, считает святитель, мы вообще не знаем, что нам по настоящему нужно. Лучше всего просто предать себя в волю Божьей Матери. Святитель Иннокентий в другой своей проведи говорит о том, что Богородица может отнять Свой Покров, если мы не изменимся: «страшный и вместе поучительный пример представляет та же Греция, в коей последовало чудесное явление Покрова Матери Божией, ныне нами воспоминаемое. Каких знаков особенного покровительства не являла Она над сим народом? Сколько раз под стенами Константинополя поражаемы были Взбранною Воеводою и скифы и агаряне? Но когда Матерь Божия увидела, что покровительство Ее не делает лучше покровительствуемых, что для них нужна не милость, а наказание вразумляющее, то отняла Покров Свой; и трехвекового рабства магометан, соединенного со всеми видами уничижения, едва достаточно было Греции для возвращения Покрова Матери Божией, который теперь опять видимо начинает простираться над народом Греческим» .

http://blog.predanie.ru/article/svyatye-...

Мы не даем себе труда попытаться чуть-чуть заглянуть за горизонт, где открывается иная перспектива, счастливейшая, блаженнейшая. Мы не видим дальше своего носа. А надо всматриваться, стараться думать духовным умом. Может быть, Христос нам Свою волю не навязывает, а пытается уберечь нас от бесконечной череды ошибок? Видя, как мы разбегаемся, чтобы врезаться лбом в стену, Он говорит нам: «Ты подожди разбегаться, сейчас будет стена». А мы говорим: «Нет никакой стены, мы знаем, куда бежать». Дело хозяйское, конечно. Но тогда не надо Господа обвинять в разрушении наших лбов. Мы праздник Покрова празднуем как воспоминание о Той, Которая слово Божие слышала и хранила его. Для Нее хранение заповедей Божиих и следование им было не чем-то внешним и мучительным, а внутренней потребностью, как дыхание. Человек говорит: «Я забыл помолиться». Звучит нонсенсом для христианина, как если бы: «Я забыл подышать». Это же естественно должно быть. И мы празднуем день Покрова как день Той, Кто учит нас защитить собственную жизнь, жизнь близких не через бесконечное стремление к внешней безопасности: обезопасить жилище, активы, обезопасить неясным способом родных, — а самой высшей безопасностью, Покровом Небесным. В этот день, я думаю, как в линзе собираются и дни памяти различных икон Божией Матери, в которых Она Себя являет, чтобы нас уберечь. Все будет упираться в одно. Ты веришь в то, что они — Царица Небесная и святые угодники — могут тебя защитить? Или ты на всякий случай поставишь еще две железные двери, сигнализацию, договоришься с полицией? Тот, кто верит, что Покров Божией Матери его убережет, может жить в доме, стены которого сделаны из газеты, и ничего не случится. Из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/pokrov-nebesnyiy-samay...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010