В музейных собраниях сохранились древнерус. К. с открытым верхом XVI - нач. XVII в. ( Игошев. 2002. С. 285. Ил. 1; Он же. 2003. С. 107-115). Т. к. в результате каждения в открытой чаше существовала опасность выпадения частиц раскаленного угля и возникновения пожара, открытые К. часто переделывались или к ним добавлялась кровля. Одним из самых ранних сохранившихся переносных рус. К. с кровлею является серебряное К. 1405 г. в виде одноглавого кубического храма с позакомарным покрытием и прорезными оконцами, повторяющее формы раннемосковских храмов. На каждой из 4 стенок предмета имеется по 3 рельефных изображения Деисуса. К. изготовлено для Троице-Сергиева монастыря «замышлением игумена Никона» ( Николаева. 1976. С. 245-246; Ильин. 1971. С. 10-11). Подобный тип московского золотого и серебряного К. в виде одноглавого кубического храма, увенчанного 8-конечным крестом, встречался на протяжении XV-XVII вв. ( Бобровницкая. 1987. С. 35. Ил. 1; Постникова-Лосева. 1954. С. 202; Трофимова. 1982. С. 70). Древнерус. серебряные К. нередко воспроизводили формы шатровых храмов. Среди памятников «шатрового» типа выделяются два аналогичных серебряных К., повторяющие формы 9-гранного шатрового храма с 2-скатными кровлями. Это К. 1469 г., сделанное по заказу удельного дмитровского князя Юрия Васильевича для Николо-Песношского монастыря, хранящееся в ГММК, и К. 1597 г. из ГИМ ( Бобровницкая. 1987. С. 41-47; Лосева. 1925. С. 113-117; Ильин. 1980. С. 109. Ил. 8, 9). На крышках древнерусских литых бронзовых К. XIV-XV вв. крепились «процветшие» кресты ( Игошев. 2007. С. 171-175; он же. 2012). К., выполненные мастерами в различных художественных центрах России в XVI-XVII вв., имеют отличия в типологии. Выделяются предметы, изготовленные в Москве, Вел. Новгороде, Пскове, Ярославле, Костроме ( Он же. 2009. С. 416-446). Для серебряных К., произведенных новгородскими мастерами, характерна форма корпуса в виде луковицы с округлой или луковичной главкой, увенчанной четырехконечным крестом. Такие К. напоминают очертаниями деревянные или каменные шатровые храмы. На крышке новгородских К. делались сердцевидные прорези для выхода кадильного дыма. На всех известных нам новгородских серебряных К. XVII - нач. XVIII в. отсутствует такая деталь, как яблоко (крепящееся между поддоном и корпусом изделия), встречающееся на К., сделанных в других крупных художественных центрах.

http://pravenc.ru/text/1319774.html

Прямоугольная в плане, площадь располагалась между Вятской улицей и набережной реки Камы, на нее были ориентированы главные фасады застройки южной границы и северной границы, а также стеновая застройка улицы Раскольникова (Вятской). Оба комплекса в плане имели форму вытянутых прямоугольников, застроенных по периметру деревянными одноэтажными зданиями. Северный периметр был изначально застроен домами городских обывателей и купцов. Основной кубический объем собора с традиционным позакомарным покрытием увенчан крупной световой главой (в центре) с цилиндрическим барабаном. Крупный одноапсидный закругленный алтарь с высокой купольной кровлей понижен и слегка сужен по отношению к основному объему. За основу взято традиционное пятиглавие. Общую компактную композицию несколько нарушает широкая прямоугольная трапезная с многоскатной кровлей. Апсида понижена до уровня первого света четверика и объединена одной горизонталью, опоясывающего их карниза. Трехосевые боковые фасады четверика (с входным проемом в центре) разделены карнизом на два яруса. Фланкируют оси рустованные лопатки. Карниз четверика по лопаткам раскрепован. Убранство фасадов четверика выдержано в формах XVII в.: цокольный пояс с поребриком, карниз с пилой и по четыре круглых кокошника на каждой из сторон. Наиболее нарядны наличники окон четверика и алтаря, обрамленные полуколонками с бусинами и двойными щипцами, завершенными волнистыми архивольтами. В традиционном декоре прослеживается стилистика позднего Вятского барокко характерного для артели семьи Горынцевых. На месте снесенной до основания старой трапезы 14 марта 1802г. заложена новая трапезная по проекту Ф.М. Рослякова, престолы которой освящены в 20 сентября 1802г. Прямоугольный в плане объем под многоскатной кровлей возведен на один уровень с апсидой. Семь осей каждого фасада трапезной обрамлены сплошными рамочными профильными наличниками. Оси поддержаны подоконными досками и плоскими выступами над поемами. Фланкирующие оси выделены лопатками. Завершает фасады трапезной широкий пояс между карнизами.

http://sobory.ru/article/?object=24785

Описание. Крестово-купольный пятинефный пятиглавый трехапсидный собор из тёсанного белого камня соединяет в себе два строительных периода. Первоначальное, трехнефное, трехапсидное шестистолпное его ядро 1158-1160 годов было в 1185-1189 годах обстроено двухъярусными галереями, открытыми внутрь собора и образовавшими два дополнительных нефа. Планировочная структура стала представлять квадрат, образованный галереями всеволодовой обстройки, вобравший в себя древнее прямоугольное ядро, причём площадь древнего храма и новой обстройки приблизительно равны друг другу. Объемно-пространственное решение собора – высокий двухсветный четверик с хорами в западной части, имеющий позакомарное покрытие и завершенный пятью цилиндрическими световыми барабанами со шлемовидными главами. Высота главной центральной главы - 32,3 м. Полукруглые апсиды почти одной высоты с четвериком. Внутреннее пространство четверика заполнено шестнадцатью столпами с перекинутыми от них подпружными арками системой разновысоких коробовых сводов. Членение фасадов полуколонками на прясла, каждое из которых имеет позакомарное завершение, соответствует внутренней пятинефной структуре. Щелевидные окна и порталы имеют профилированные проемы. Легкий аркатурно-колончатый фриз делит фасады на два яруса на уровне хор и поднимается на апсидах в карнизную зону. Умеренные украшения фасада включают в себя белокаменные рельефами, украшение барабанов более насыщенной зубчиками и поребриком. Собор сохраняет разновременную настенную живопись XII–XVII веков, среди которых уникальные фрески преподобного Андрея Рублева . Кресты на главах металлические, кованые ажурные. Собор, вид сверху Кровля собора выложена из листов меди. Полы металлические, из чугунных плит с рисунком, повторяющим орнамент металлических полов XIX века. Двери деревянные, двойные, двустворчатые, с накладными резными декоративными деталями, с застекленными фрамугами. В северо-западном углу собора устроена винтовая металлическая лестница, ведущая на хоры и в северо-западный барабан с выходом на кровлю. Иконостас резной, золоченый, выполненный во второй половине XVIII века, в стиле " елизаветинского барокко " . Над царскими и патриаршими местами поставлены резные золоченые сени, выполненные в том же стиле. Внутри собора, в пятах подпружных арок столбов помещены горельефные изображения львов, высеченные из белого камня.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_собо...

Появление новой церковной архитектуры в классическом стиле сопровождалось практически повсеместной перестройкой – в угоду идеям классицизма – уже существовавших храмов. В истории русского храмостроительства подобное в столь широком масштабе происходило впервые. В первую очередь переделка повсюду затронула позакомарное покрытие храмов, которое заменяли простой четырехскатной кровлей, что, естественно, кардинально меняло все архитектурное звучание сооружений. Растесывались старые и прорубались новые окна, удалялся архитектурный убор наличников, достраивались дополнительные портики с колоннами, фасады декорировались монументальной живописью, выполненной в масляной технике на холстах. Подобных примеров десятки; из исторически значимых памятников, которые подверглись перестройке, назовем Успенский собор Владимира, а также Троицкий собор, храм Сошествия Святого Духа и храм преподобного Никона Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре . Как указывает историк Е.Е. Голубинский, во времена Екатерины II также были перестроены на западный манер все крепостные башни монастыря, что почти до неузнаваемости изменило весь вид древней обители. Подобные новшества не обогатили общий ее облик, это был яркий пример неорганичного дополнения сооружений одного времени значительными архитектурными элементами другого. Успенский собор Владимира Искусственные «приживления» идей классицизма затронули так или иначе почти все древние русские памятники. Повальная перестройка храмов стала демонстрацией неразборчивого и нецелесообразного поглощения национальных архитектурных идей и образов европейской традицией: свое чуть ли не растворялось в небытии, однако и новое не выглядело сколько-нибудь органично и даже эстетично на древних постройках. Внутреннее пространство традиционного русского храма с его полумраком и фресками создавало условия для молитвенного покаяния и сакрального предстояния перед Богом. А растесывание старых и прорубание новых окон создавали в интерьерах древних храмов иное, разреженное воздушное пространство. В таком пространстве переставали должным образом восприниматься фресковые росписи, состоявшие из больших цветовых пятен и воспроизводившие символы , прочтение которых не требовало рассматривания и любования, но призывало к молитвенному углублению и духовному покою . Сама древняя практика фресковой росписи стала неуместной при новом прочтении сакрального пространства. Ранее фрески заполняли весь храм, последовательно повествуя о евангельских событиях или о событиях из жизни Церкви. Идеи же классицистического убранства храма подразумевали принципиально иную исходную задачу. Общее пространство внутренних стен максимально освобождалось от изображений. Сюжеты на различные библейские темы представлялись в виде композиций, не связанных в единое повествование, они «развешивались как отдельные полотна на стены», а каждое изображение оправлялось в декоративную живописную раму .

http://pravoslavie.ru/103364.html

Собор в честь Зачатия Пресв. Богородицы. Сер. XVI в., кон. XVII — нач. XVIII в. Фотография. 2004 г. Собор в честь Зачатия Пресв. Богородицы. Сер. XVI в., кон. XVII — нач. XVIII в. Фотография. 2004 г. В 1763 г. в В. м. проживали архим. Иннокентий, ок. 70 насельников, 57 чел. приказных и разных служителей, 22 инвалида, в т. ч. штаб-, обер- и унтер-офицеры. С 1764 г. В. м. управляли игумены, с 1799 г.- архимандриты, среди к-рых - буд. еп. Феофан (Чарнуцкий) , Архангельский еп. Неофит (Докучаев-Платонов), Олонецкий архиеп. Дамаскин (Россов). В 1738 г. в В. м. был сослан лишенный сана архим. тульского Предтеченского мон-ря Дионисий, в окт. 1823 г. мон. Авель Прорицатель . В нач. XX в. в В. м. проживали архимандрит, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 3 монаха и 12 послушников. В В. м. существовала б-ка, ризница, в к-рой хранились 2 ризы, по преданию принадлежавшие прп. Сергию, покровцы и пелена XVII в., более 20 напрестольных серебряных и кипарисовых крестов, церковная утварь, митры. В мон-ре имелась школа для мальчиков, при Покровской ц.- больница. Интерьер ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2004 г. Интерьер ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2004 г. Постройки В. м. К нач. ХХ в. в мон-ре было 7 каменных храмов. Зачатиевский собор XIV в. пострадал при нашествии Девлет-Гирея и, как подтвердили раскопки 1974, 1976-1978 гг., был разобран. К сер. XVI в. на его месте возвели кирпичный собор. 2-светный четверик 5-главого крестово-купольного 4-столпного храма поставлен на высокий подклет, в кладку к-рого вошло основание прежнего храма. С 3 сторон собор окружен крытой 2-ярусной обходной галереей, на к-рую первоначально вели 3 лестницы. Разновеликие арки галереи опираются на квадратные столбы, украшенные филенками. Уникальной особенностью является 3-частная граненая апсида с узкими щелевидными окнами. Фасады расчленены лопатками на 3 прясла и завершены рядом закомар, отрезанных карнизом от поля стены. В кон. XVII - нач. XVIII в. на средства Нарышкиных была перестроена верхняя часть собора: переложены своды и барабаны с главами, позакомарное покрытие заменено 4-скатной кровлей, переделаны окна. В откосе окна центральной апсиды сохранились фрагменты росписи 1-й пол. XVIII в. В 1880 г. собор вновь был расписан, в 1899 г. росписи были поновлены.

http://pravenc.ru/text/161091.html

Средний храм. 1-я пол.— сер. X в. Фотография. 2017 г. Средний храм. 1-я пол.— сер. X в. Фотография. 2017 г. Храм сложен из квадров песчаника грубой обработки, на извести, в технике порядовой панцирной кладки с буто-бетонным заполнением, без выраженного цоколя. Коробовые своды выложены из камня, лишь в арках применяется плинфа (размеры 42-43×25-28×4,5-6 см), как и в большинстве аланских купольных храмов. Снаружи храм был покрыт тонким слоем затирки-обмазки, а внутри оштукатурен и через нек-рое время расписан. Храм изначально имел позакомарное покрытие, замененное еще в древности на скатное с черепицей, а позднее - с лещадью. Пол в храме был изготовлен из прочного цемяночного раствора. Из литургических устройств были зафиксированы не сохранившиеся ныне престол, обмазанный цемянкой синтрон и проходившая по линии вост. подкупольных устоев ступень в виме. Вся декорация фасадов сведена к поясу «бегунца» на барабане. Судя по нек-рым элементам (обрывающиеся архивольты в торцах рукавов, форма ступенчато повышающихся подпружных арок), можно предположить, что храм был достроен мастерами из Центр. Анатолии. Интерьер Среднего храма. Фотография. 2017 г. Интерьер Среднего храма. Фотография. 2017 г. В наст. время храм сохранился практически полностью, несмотря на ряд перестроек в кон. XIX-XX в. После присвоения ему статуса соборного храма Александро-Афонского мон-ря в 1896-1897 гг. к основному объему были пристроены сев.-зап. и юго-зап. компартименты, узкие боковые проемы (возможно, двери) в зап. рукаве полностью растесаны, частично перестроены зап. стена (сделана лучковая арка над дверью и пробит над ней высокий проем) и притвор, местами починены арки и своды, перелицованы откосы юж. дверного проема и переделан северный. Стены храма изнутри покрыли штукатуркой и побелили. В вост. травее зап. ветви креста, у сев. стены, был пробит широкий арочный проем, чтобы из поздней сев. пристройки можно было по лестнице подняться на деревянные хоры в зап. части храма. В 70-х и 90-х гг. XX в. была проведена не очень удачная реставрация.

http://pravenc.ru/text/2565218.html

Троицкий храм построен в русско-визант. стиле (длина с папертью 10 саж., ширина 5,5 саж., высота до карниза 6 саж.). Кубовидный объем храма с несохранившимся позакомарным покрытием венчают 5 главок. Центральная - световой барабан с 4 узкими окнами (ок. 6 вершков шириной), остальные главки глухие. Фасады собора членятся пилястрами на 3 равных прясла. С вост. стороны собора 3 полукруглые апсиды, выступающие до половины высоты стен, отделены друг от друга полуколоннами и соответствуют 3 нефам 4-столпного храма. В правой апсиде размещалась ризница, в левой - жертвенник. В описании собора 80-х гг. XIX в., сделанном для метрики Императорской археологической комиссии, указаны размеры: длина с запада на восток до иконостаса - 22 аршина, ширина - 13 аршин, высота до крыши - 18 аршин, высота всей церкви - 35 аршин. Одновременно со строительством собора началось сооружение храмовой части Ильинской надвратной ц., а после 1659 г.- трапезной и каменной монастырской стены. В 1678 г. Ильинская ц. и монастырские стены упомянуты в писцовых и отказных книгах. Храм во имя св. прор. Илии над св. воротами в новопостроенной каменной стене освящен в 1679 г. После пожара 1764 г. в сводах ворот под Ильинской ц. появились трещины, ворота были заложены, одновременно трапезную расширили с западной стороны. Особенность первых каменных строений: Троицкий собор и Ильинская ц. ориентированы с отклонением продольной оси на юг от линии «восток-запад». Церковь Успения Пресв. Богородицы. 1621 г. Фотография. 2008 г. Церковь Успения Пресв. Богородицы. 1621 г. Фотография. 2008 г. В 3-й четв. XVII в. к северу от Троицкого собора была построена каменная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. Впервые храм упоминается в переписных и отказных книгах 1678 г., в жалованной и меновой грамоте 1680 г.- как храм с трапезой, в описании 1710 г.- как теплый. Длина его с алтарем - 31,25 аршина, ширина - 8 аршин, высота - 7,75 аршина. К кубовидному объему храма с востока примыкает полукружие апсиды, перекрытой конхой. Храмовая часть изначально отделялась от алтаря капитальной стеной с 3 проемами, позднее растесанными и замененными одной аркой. Трапезная храма, значительно расширенная на север и перекрытая высоким коробовым сводом, имеет ширину 20 аршин. Высота храма от основания до подкрестного яблока на фонаре - 19 аршин. С севера к храмовой части примыкают ризница и апсида придела в честь Покрова Пресв. Богородицы, с запада - трапезная и колокольня. Примыкающий к трапезной придельный алтарь, освященный в честь иконы Покрова Пресв. Богородицы, пристроен в 1839 г., при настоятеле (1835-1840) игум. Никоне.

http://pravenc.ru/text/2463211.html

Пережитками деревянного зодчества в этом памятнике считаются шатровые покрытия крылец, и сами эти крыльца. Искони храм снабжен был колокольней. Однако, она была разрушена в 1802 году при построении рядом теплого храма аналогичного посвящения и тоже с колокольней. Это сооружение еще в 19-м столетии было объявлено «безобразным», однако сегодня, будучи в плачевном состоянии, выглядит даже как-то романтично, и не портит своим соседством всемирно известный храм. Ограда вокруг церквей сооружена в 1878 году, правда, с западной и северной стороны еще есть следы более старого варианта, времени создания которого мы не знаем. Первый, тогда деревянный, храм Воскресения, был построен по преданию еще в 13 веке костромским князем Василием Ярославичем " мизинным " (младшим) сыном великого владимиро-суздальского князя Ярослава Всеволодовича. Название церкви - " на Дебре " – связано с тем, что в древности здесь рос дремучий лес. Заказчиком каменного храма был купец Кирилл Григорьевич Исаков - " бобыл лутчей человек Кирилко Григорьев сын Исаков " ,- с прихожанами. Существует легенда, по которой деньги на постройку церкви были получены нежданным образом: Исаков вел обширную торговлю с Англией. И однажды один из бочонков вместо краски для тканей оказался заполненным золотом. Поставщик посоветовал использовать золото на богоугодное дело. Главный престол посвящен Воскресению Христову, а приделы освящены в честь великомученицы Екатерины (южный в дьяконике) и трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Выбор именования приделов связан, скорее всего, с волей заказчика, поскольку его мать звали Екатериной, а отца – Григорий. Храм пятиглавый. Кубический объем на подклете имел первоначально позакомарное покрытие. Трехсвятительский придел был увенчан пирамидой мелких кокшников. Храм с трех сторон окружала галерея с открытыми арками. В сороковые годы XVIII века оконные проемы четверика были растесаны, позакомарное покрытие заменено на четырехскатное, арки галереи закрыли кирпичами. Трехчастное деление храма акцентировано пучками полуколонок на углах здания и сдвоенными полуколонками на фасадах. Своды паперти поддерживают столбы кувшинообразной формы.

http://sobory.ru/article/?object=00153

Храм теплый, с одним престолом, стены, выложенные из известкового камня с кирпичной кладкой, оштукатурены с двух сторон. Архитектура Иоанно-предтеческой церкви не совсем типична для исконно православного зодчества: по своей объемно-планировочной структуре храм двухчастный, базиликального типа, состоящий из основного объема и алтаря, с надстроенным восьмериком колокольни. Выбор проекта с отсутствующими трапезной, притвором и папертью объясняется, вероятно, немногочисленным приходом, на который был рассчитан храм. Боковые фасады разделены пилястрами на 5 прясел, завершающиеся закомарами. В каждом прясле расположено окно с полуциркульной фрамугой, украшенное килевидным архивольтом. Объем храма перекрыт цилиндрическим кирпичным сводом с позакомарным покрытием из фальцевой кровли. Восьмерик колокольни перекрыт плоским луковичным куполом, на вершине которого на подкрестном яблоке установлен восьмиконечный крест с терновым венцом. На восточной стороне основного объема на восьмеричном барабане установлен плоский луковичный купол большего размера, так же завершенный крестом. Отмечу, что символика двухкупольного храма не столь распространенна для православной храмовой архитектуры, хоть и имеет свое семантическое трактование, как единство человеческого и божественного. Алтарная часть расположена в трехгранной апсиде, традиционно пристроенном с восточной стороны храма, которая так же, как и основной объем храма, перекрыта позакомарным покрытием кровли. Храм был построен по идентичному проекту храма Спаса Преображения, возведенного в г. Венден, ныне город Цессис. Строительный комитет по постройке храма в Вендене возглавлял Граф Фридрих Мориц Менгден — основатель православной ветви в роду Менгден, потомственный дворянин, владелец имений в Вальмарском уезде. За алтарной частью храма располагается фамильный некрополь семьи Менгден. 4 могильных камня с выгравированными именами главы семейства — барона Ивана Александровича, его жены — Натальи Егоровны, и двух их дочерей. Примечателен тот факт, что обе дочери лифляндского барона ушли из жизни в возрасте 18 лет, хоть и в разные года. Страшнейшая участь для любого родителя — пережить своих детей, увы, выпала барону Менгдену.

http://sobory.ru/article/?object=07829

Воскресенский собор – замечательный памятник храмового зодчества Твери, выполненный в неорусском стиле и ориентированный на формы новгородской и псковской архитектуры. Он имеет форму куба с тремя апсидами и массивным барабаном со шлемовидной главой. С запада примыкает притвор с хорами, завершённый на фасаде щипцом; более низкие северный и южный притворы-тамбуры укреплены мощными контрфорсами, создавая впечатление крепости. Кирпичные стены собора покрыты слоем цемента. Просторная внутренность бесстолпного храма не расписана. Собор Воскресенский построен к 300-летию дома Романовых в 1912-13 гг. на средства монастыря и вклад царской семьи по проекту архит. Н.П. Омелюстого. Кирпичные стены покрыты тонким слоем цементной обмазки. Замечательный памятник культового зодчества в неорусском стиле. Квадратный в плане четверик с тремя пониженными апсидами (средняя - более крупная) и сложной позакомарной кровлей несет массивный, сужающийся кверху барабан, увенчанный шлемовидной главой. С запада к основному объему на всю его ширину примыкает пониженный притвор с хорами, завершенный на фасаде щипцом с килевидной средней частью. Совсем низкие северный и южный притворы-тамбуры фланкированы мощными контрфорсами. Декоративное убранство фасадов, выполненное в духе стилизации форм новгородской и псковской архитектуры, достаточно лаконично. Индивидуальность и выразительность облика достигаются, главным образом, живописным сочетанием объемов и отдельных форм, а также ярусностью их композиционного построения, благодаря чему храм отличается особым единством и цельностью. Основным мотивом немногочисленного декора являются различные сочетания формы арки и полукружий. Это и одиночные арочные перемычки оконных проемов с полуциркульными архивольтами и килевидными подвышениями; и двойные-тройные арочные окна, также с архивольтами; и мощные полукружия закомар; и, наконец, бегущие арочные пояски в завершении апсид и барабана. Особый интерес представляет трактовка фасадов апсид: их стены декорированы двумя поставленными друг на друга ярусами уплощенной аркатуры (нижняя - с укрупненным шагом).

http://sobory.ru/article/?object=04506

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010