Хутынь. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. Церковь Варлаама Хутынского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. К северо-западу от Спасо-Преображенского собора находится Варлаамиевская церковь. Впервые церковь во имя прп. Варлаама появилась в Хутынском монастыре в XIV веке, то есть еще до начала общецерковного почитания преподобного. Она была мала и не имела трапезной. В 1552 году, при игумене Гурии, вместо нее построили новый, более обширный храм с просторной трапезой. Предполагается, что такой храм потребовался при введении в монастыре общежительного устава, согласно которому иноки должны были обедать вместе в определенное время и воздерживаться от вкушения пищи в кельях. Трапезные палаты строились обыкновенно на подклетах, где располагалась кухня. Необходимой принадлежностью монастырской трапезной была церковь. В описи 1642 года о церкови прп. Варлаама говорится: «Церковь каменная во имя преподобного Варлаама чудотворца с трапезою... На церкви глава обита чешуею дубовою; крест на главе железной по краям призолочен. А церковь крыта тесом полатками». С архитектурной точки зрения храм представляет собой вытянутый вверх куб с тремя алтарными апсидами в толще стены и одной главкой. Внутри храм разделен на два этажа. Церковь — бесстолпная, и это важно отметить, потому что подобные трапезные церкви были вообще обычны для новгородских монастырей (достаточно вспомнить Никольскую церковь в Клопском монастыре и Сретенскую — в Антониевом). Покрытие храма первоначально было позакомарным, но закомары впоследствии скрыли под четырехскатной кровлей. Помещение трапезной примыкает к храму с запада. Оно обширнее, чем сама церковь. Своды трапезной палаты опираются на два восьмигранных столба (а не на один, как это бывало чаще всего). XX век не пощадил церковь преподобного Варлаама. К 1990-м годам, когда в монастыре вновь затеплилась монашеская жизнь, она подошла в полуразрушенном состоянии. На «реставрационной очереди» храм стоял не первым номером — сначала важно было привести в порядок Спасо-Преображенский собор и жилые постройки. Еще в 2002 году сложно было разглядеть очертания этой строгой и сдержанной церкви за строительными лесами. Сейчас и храм, и трапезная восстановлены полностью. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05336

Дзержинский. Николо-Угрешский монастырь. Собор Николая Чудотворца (воссозданный). Никольский собор Карта и ближайшие объекты Николо-Угрешский монастырь. Собор Николая Чудотворца (воссозданный) Известен с конца XIV века. Несколько раз перестраивался. В 1841-49 гг. проведена капитальная реставрация. Закрыт в 1925 году. Полностью разрушен в 1940 году. Восстанавливался с 2003-2006 гг. В 2006 г. был освящен новый собор, восстановленный в формах XVI века. Это небольшой одноглавый трехапсидный храм со шлемовидной главой, щелевидными окнами и позакомарным покрытием. Входы оформлены перспективными порталами. Действует. Никольский собор существовал в монастыре уже в конце XIV века. Каменный храм появился по всей вероятности в XVI веке после пожара 1521 года. В дальнейшем собор два раза капитально перестраивали: после Смутного времени и в середине XIX вв. В 1925 г. Никольский собор был закрыт, а в 1940 г. разобран. В начале 2000-х гг. его решили восстановить, и в 2006 г. был освящен новый собор, восстановленный в формах XVI века. Это небольшой (по сравнению с находящимся рядом Спасо-Преображенский собором) одноглавый трехапсидный храм со шлемовидной главой, щелевидными окнами и позакомарным покрытием. Входы оформлены перспективными порталами. http://ugresha.org/temples/hrams.html Храм во имя Собора Угрешских святых В деле восстановления архитектурного ансамбля монастыря одной из важнейших задач явилось воссоздание разрушенного Никольского собора, который на протяжении многих веков был главным храмом Угрешской обители. В ходе подготовительных работ, начавшихся в 2004 году, был найден фундамент Никольского собора, разобранного за ветхостью в 1930-е годы. При воссоздании храмового здания было решено сохранить найденный фундамент в подклете нового собора. В результате воссозданный Никольский собор оказался выше и несколько шире своего предшественника за счет того, что увеличенный подклет включил в себя найденный фундамент. Это в свое время подало мысль о создании нижнего храма в Никольском соборе, которого в прежние века не существовало. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла новый храм был посвящен Собору Угрешских святых, т.е. тем святым, которые на протяжении истории существования обители подвизались в монастыре, а также оказали существенное влияние на жизнь обители. Малое освящение храма во имя Собора Угрешских святых состоялось 7 сентября 2012 года. http://ugresha.org/putevodotel/temples Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=08095

Воскресенский собор (Волоколамск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] Собор построен князем Борисом Волоцким в кремле в 1480 г. Храм одноглавый, четырехстолпный, сложен из белого камня и поставлен на высоком подклете. В конце XVII в. позакомарное перекрытие было заменено четырехскатной кровлей. Между двумя ярусами окон проходит декоративный пояс с терракотовым фризом и балясинами. В конце XVIII — начале XIX вв. сооружены колокольня и переход к ней от храма.В ризнице собора хранились воздухи XV-XVI вв., грамота соборянам великого князя Василия Васильевича от 1515 г. Впервые собор был расписан в 1480—1490-х гг., затем — в XVII в. Основная часть стен в интерьере сегодня покрыта поздней штукатуркой и остатками росписи XIX в. Воскресенский собор является одним из лучших памятников XV в. в Подмосковье. Главный престол освящен в честь Воскресения Христова. Приделы — в честь Сретения Господня и во имя святителя Николая Чудотворца и преподобного Иосифа Волоцкого — не восстановлены. В годы гонений на Церковь клириком собора был священник Николай Иванович Цветков, прославленный в Соборе новомучеников и исповедников. В 1930 г. Воскресенский собор был закрыт; использовался под техникум, склад. С 1944 по 1947 гг. в нем и в рядом стоящем Никольском соборе кремля находился лагерь немецких военнопленных. До 1969 г. собор стоял в запустении, затем была проведена его частичная реставрация. С 1993 г. по договоренности с Волоколамской администрацией и приходом церкви Рождества Богородицы села Возмище в соборе начались богослужения. В 2000 г. был зарегистрирован православный приход. Современное состояние [ править править код ] Сейчас собор находится в стадии восстановления. Престольные праздники [ править править код ] Воскресение Христово (Пасха) - Переходящая дата Как добраться [ править править код ] Адрес: Московская область, г. Волоколамск, ул. Горвал. Волоколамский кремль. Телефон: +7 (496)362-37-73 Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Воскресенский храм Воскресенский храм г. Волоколамск Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

Городница. Георгиевский Городницкий монастырь. Собор Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты Архитектура Георгиевского собора ориентирована на Владимира равноапостольного князя собор в Киеве: это крестово-купольная постройка с 5-главием над наосом, центральный купол которого крупнее и выше других, размещенных над угловыми ячейками. С запада к храму примыкает прямоугольный в плане, вытянутый по поперечной оси притвор с возвышающейся над ним звонницей. Главы собора и звонницы оформлены арками, опирающимися на сдвоенные колонки. Фасады разделены развитым карнизом на 2 яруса, воспроизводят формы позакомарного покрытия, повышенного в центральных рукавах планового креста. Закомары и прясла стен в обоих ярусах прорезаны высокими арочными окнами (тройными в центральных пряслах, двойными в остальных); вход в храм обрамлен перспективным порталом. Источник: сайт Житомирской епархии Городница – городского округа, при реке Случи, местность низменная, болотистая, лесная. Каменный Георгиевский храм построен в 1912 г., величественный, вместительный, украшен благолепно: все стены расписаны художественной иконной живописью и орнаментами. Прихожан 3592 души. Причт: священник, псаломщик и просфорня. Причтовые помещения в 16 саж. от церкви, построены в 1883 г., ветхие и холодные; надворные постройки ремонтированы на местные средства. Есть фруктовый сад и огород. Земли 43 дес. 264 кв. саж., расположенной до 4 верст от дома: усадебной 3 дес. 728 кв. саж., пахотной 29 дес. 2370 кв. саж., сенокосной и мелкого соснового леса 10 дес. 294 кв. саж.; план земли есть. Приписные деревни: Лучицы, Дубники, Березники и хутора. В Городнице имеется двухклассное министерское училище, в деревнях Лучицах и Дубниках одноклассные министерские училища, а в деревне Березниках – школа грамоты, здание последней новое. Иноверцев: католиков, лютеран и евреев 703 души. «Справочная книга о приходах и монастырях Волынской епархии» К. В. Переверзев, Житомир. Электрическая типография М. Дененмана, 1914 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=18721

В 1970-1980-е годы в Николо-Дворищенском соборе проводились тщательные исследования, благодаря которым уже в новейшее время удалось восстановить его первоначальный облик. В 1980-е годы Никольский храм окончательно пришёл в аварийное состояние, и его закрыли для посещений. Увы, денег на полномасштабный ремонт и реконструкцию тогда у Новгородского музея не было. Ситуация изменилась в 1993 году, когда Новгород - первым среди российских городов - вступил в международную неправительственную организацию " Ганзейский союз Нового времени " . После работ, проведённых в 1994-1999 годах при финансовой поддержке " Новой Ганзы " , Николо-Дворищенский собор совершенно преобразился. Проект его реставрации основывался на научных результатах великого знатока архитектурной истории Никольского храма Г.М. Штендера. В результате были восстановлены древнее пятиглавие, позакомарное покрытие, оконные проёмы. Открытые фрески XII века подверглись консервации. Часть культурного слоя вокруг собора оказалась снята, что благоприятно сказалось на состоянии нижней части церковных стен, которые до того страдали от грунтовых вод. С 2007 года начались археологические исследования прилегающей к собору территории площадью около 80-ти квадратных метров. Ценнейшие археологические находки не заставили себя ждать. В полноценном музейном режиме Никольский собор действует с 2003 года. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2012 г. Собор Николая Чудотворца на Ярославовом дворище в некотором смысле противопоставлялся князем Мстиславом Владимировичем новгородской Софии. А так как собственно новгородской архитектурной традиции в XII веке ещё не существовало, то строителям Никольского храма волей-неволей приходилось ориентироваться на церкви, уже построенные к тому времени в Южной Руси, да - по большой части! - на ту же самую Софию, которая возвышалась у них буквально перед глазами, на другом берегу Волхова. На следование киевским образцам указывает многое. Это и три апсиды, поднимающиеся под самую крышу (в сложившейся чуть позже новгородской храмовой архитектуре число апсид сократилось до одной, причём она оказалась " приспущенной " вниз), и позакомарное покрытие, и расположение окон двумя поясами над ним и под " полатями " -хорами, и сочетание рядов окон с рядами декоративных ниш...

http://sobory.ru/article/?object=00317

До 19 века покрытие храма оставалось позакомарным (следы закомар и сейчас сохраняются на фасадах основного четверика). В результате " поновления " позакомарное покрытие ликвидировали, заменив характерной " утилитарной " четырехскатной крышей. После революции 1917 года старинный храм, возраст которого превысил тогда уже две сотни лет, осквернили и закрыли. Вскоре устроили в нем не склад, не клуб и не мастерскую, а жилые квартиры. Жильцы, правда заняли лишь первый этаж - по той простой причине, что он отапливался. Колокольня превратилась в форменный сеновал, где хранили сено для домашней скотины. В годы Великой Отечественной войны на территории бывшего монастыря разместилась воинская часть. По окончании войны ее отсюда вывели, вернув полезную " площадь " жильцам. В пору, когда заговорили о необходимости охранять памятники прошлого, Благовещенский храм реставрировали, исправив только ужасающий внешний вид здания, что не помешало ему в 1980-х гг. оказаться брошенным на произвол судьбы. Первый этаж был завален мусором, окна зияли провалами, а на втором этаже, в бывшем Симеоно-Анниннском приделе, крыши, по большому счету, не имелось. В таком состоянии Благовещенская церковь в 1990 году вернули верующим. В ныне действующем храме чудом сохранилась до наших дней единственная реликвия из дореволюционного убранства церкви - это скульптурное резное изображение " Распятие Иисуса Христа " в нижнем приделе Благовещенского храма. Все остальные - новейшего происхождения. Из современных образов отметим резные иконы в нижней церкви, которые неизменно привлекают внимание посетителей - своей хорошей безискусностью, художественной ненарочитотостью и религиозной трепетностью исполнения. Создал их прихожанин Благовещенского храма, бывший известный спортсмен. Этот же самодеятельный мастер так же расписал и верхний летний храм. В заключении обратимся к цитате известного знатока русской архитектуры Н.Н. Воронина из его книги " Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской " (М., 1967): " И в этом заброшенном в глуши здании проявилась удивительная чуткость древнерусских строителей к красоте ланшафта, умение выбрать для постройки " место красно и стройно " .

http://sobory.ru/article/?object=01891

По всей видимости, первоначально Казанский придел был ниже, его надстройка придала приделу большую стройность. Христорождественская церковь не дошла до наших дней в своем первозданном облике. Так, на раннем этапе существования она имела позакомарное покрытие. Возможно, что образцом для такого решения были Спасо-Преображенский или Успенский соборы Ярославля, построенные в XVI столетии. Там закомарные арки соответствовали расположению внутренних сводов. Но к XVII веку закомары утрачивают конструктивное значение и превращаются в декоративный элемент. Теперь закомарные полукружия поднимаются над сводами, оставляя чердачное пространство и поддерживая криволинейную кровлю, по форме повторяющую позакомарную. Подобное покрытие послужило переходной формой к четырехскатной кровле с рядом закомар под нею и явилось одной из отличительных черт ярославского зодчества XVII века. Этот переход был вызван стремлением к упрощению конструкции, желанием избежать распалубки, в которых зимой скапливался снег. О времени замены четырехскатной кровлей первоначального позакомарного покрытия сведений не удалось обнаружить. В основе композиции церкви Рождества Христова лежит ассиметричная планировка. Церковное здание имеет сложный ансамблевый образ. В этом храме строители впервые в Ярославле применили композиционный прием, так полюбившийся местным зодчим впоследствии: два симметрично расположенных придела на восточных концах галереи, окружающей церковь с трех сторон. Подобную композицию имеют знаменитые прекрасные храмовые ансамбли построенных позднее церквей Ярославля - Ильи Пророка, Николы Мокрого, Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи. Декор Рождественской церкви носит сдержанный характер, свойственный ярославской архитектурной школе на начальном этапе. Стены основного храма имеют традиционное трехчастное деление. На южном, западном, северном фасадах находятся узкие окна в глубоких нишах, по три с каждой стороны. Широкий карниз отсекает закомары, барабаны сохранившихся глав обработаны аркатурными поясами, по верху барабанов глав идет карниз из сухариков, такой же карниз обрамляет пологие закомарные арки. Мастера, строившие эту церковь, еще не пользовались лекалами, и закомарные арки, арки галерей выглядят нечеткими по рисунку. Строители церкви Рождества Христова ищут новые средства декорировки. Окна уже обрамлены наличниками, правда, очень скромными по рисунку. Интересны наличники алтарных окон, расположенных на разной высоте. Они представляют собой рамку с фронтоном из полувалика, которая членится перехватами. Широко применяются в декоре церкви ширинки - весьма распространенный декоративный элемент в древнерусском строительстве. Горизонтальные ряды ширинок украшают галереи основного храма и Казанского придела, внутри каждой ширинки вставлен квадратик с вогнутыми сторонами. Лопатки подклета южного фасада обработаны вертикальными ширинками с четырьмя вставками.

http://sobory.ru/article/?object=00578

XX в. Национальные истоки рус. зодчества проявились как в конструкции (церковь крестово-купольная, 5-главая, с позакомарным покрытием), так и в декоре. К. широко использовал элементы, свойственные др. стилям и эпохам: окно-«роза» (готика), пилястры коринфского ордера (классицизм), барельефы в тимпанах (барокко) и др. Благодаря резному иконостасу из кипариса интерьер напоминает византийские храмы. Собор был освящен 29 июня 1852 г., боковые престолы - во имя равноапостольных Константина и Елены и во имя св. Марии Магдалины. Церковь во имя вмч. Димитрия Солунского в С.-Петербурге. 1861–1866 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Церковь во имя вмч. Димитрия Солунского в С.-Петербурге. 1861–1866 гг. Фотография. Нач. ХХ в. К. спроектировал иконостасы для новой посольской церкви в К-поле (1844), для Спасского староярмарочного собора в Н. Новгороде (1845-1846), для посольской церкви в Афинах (1845-1846), для домовой церкви кнг. В. П. Бутера ди Радали в Палермо (1845-1846, в 1878 вывезенный с виллы иконостас был установлен в ц. вмц. Варвары в Веве, Швейцария). Почти все - заказы Мин-в имп. двора или иностранных дел. Также в 40-х гг. XIX в. К. создал проекты 2 церквей, постройку которых не удалось подтвердить документально, как и найти чертежи,- проект церкви в имении тайного советника Л. Г. Сенявина (1846-1847) и проект храма «в южный край Армении», созданный архитектором по просьбе католикоса Нерсеса I, приезжавшего в С.-Петербург в 1843 г. Неясна роль К. и в устройстве посольской церкви в Афинах. Наиболее вероятно, что, согласно поручению МИД, им был подготовлен проект церковного здания, но из-за нехватки средств было решено восстановить древнюю визант. ц. Св. Троицы (Сотира Ликодиму) (XI в.) в Афинах, к-рая была передана греч. правительством России в 1847 г. Тогда же К. создал проект ее реставрации и устройства в ней посольского храма. В 1852-1855 гг. К. расширил 2 приделами кронштадтский Андреевский собор и сделал для него проект 3 иконостасов. После разборки сев. и юж. портиков на их месте к зданию были пристроены боковые объемы, что сделало его крестообразным в плане и увеличило площадь.

http://pravenc.ru/text/2462205.html

В 1935 году с колокольни снимаются и отправляются на переплавку колокола, а затем закрывается церковь, а церковная община распускается. Церковнослужители подвергаются репрессиям. Например, в 1937 году арестован председатель церковного совета Крестовоздвиженской церкви до 1930 года, осуждён по ст. 58, расстрелян, позднее реабилитирован Жуков Леонтий Иванович. В последующие годы церковь подвергается целенаправленному разрушению и внутренней перестройке. В разные годы в ней устраиваются склад, городская баня, спортивный клуб, вытрезвитель, комбинат ритуальных услуг. В июне 2007 года здание старообрядческой Свято-Духовской Крестовоздвиженской единоверческой церкви передано епархии Московского патриархата, освящено и находится в юрисдикции Русской Православной Церкви Московского патриархата. Хочется верить, что в перспективе церковь будет реставрирована, благоустроена и займет достойное место среди храмов города Городца. В заключение вспомним слова А.С. Пушкина, прозвучавшие на заре XIX века, которые актуальные и сегодня: «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу…» Виталий Монахов Духовская церковь (бывшая единоверческая Крестовоздвиженская церковь) в г. Городец Нижегородской области была построена в 1859 году по проекту нижегородского архитектора Умужецкого-Грицевича. Храм построен в «русско-византийском» стиле, характерном для того времени. В архитектуре присутствуют элементы древнерусского зодчества XVII века (луковичные главы, позакомарное покрытие кровли, шатровая колокольня) в трактовке классицистических традиций. Объемная композиция имела пятиглавое завершение основного объема со световым центральным барабаном и трехъярусной шатровой колокольней. Стены четверика моленного зала завершались килевидными закомарами, над которыми была устроена четырехскатная кровля. Фасад основного объема имел двухъярусное построение композиции с членением пилястрами. Оконные проемы имели вытянутые пропорции и чередовались между собой глухими нишами в трапезной части и тройной компоновкой в моленном зале. Плоскости стен были усложнены многочисленными пилястрами, лопатками с арочными завершениями оконных проемов и выступающими карнизами. Декоративное убранство носило насыщенный характер и представляло собой архитектурные детали, выполненные из известковой штукатурки на открытой кирпичной кладке. Планировочное решение храма образовано по типу " корабль " с последовательным размещением на одной оси колокольни, трапезной и моленного зала, вписанные в прямоугольник 34х13м, с выступающим пятигранным алтарем и небольшим притвором. По бокам колокольни примыкали два боковых помещения, в одном из которых находилась лестница на верхний ярус. Трапезная перекрыта цилиндрическим сводом. Моленный зал имел двухсветное пространство, перекрытое сомкнутым сводом со световым барабаном.

http://sobory.ru/article/?object=10365

В 1960-80-х годах памятники архитектуры древней обители были отреставрированы. Отреставрирована была и Богоявленская трапезная церковь. В ней разместили экспозиции филиала Московского краеведческого музея. 15 мая 1989 года Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь возвращён РПЦ. С 2004 года церковь Богоявления вновь реставрировалась. В нижней части храма возможно скоро будет открыта картинная галерея с собраниями картин владыки Питирима - митрополита Волоколамского и Юрьевского, который возглавлял издательский отдел Московской Патриархии, много приложивший сил в восстановление и благоустройство этой святой обители. Богоявленская церковь с трапезной палатой сохранила свои древние стены, которые видел ещё прп. Иосиф Волоцкий. Из журнала " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2009 Богоявленская церковь с трапезным корпусом (1506–1510, 1682)была заложена 9 мая 1506 г. и построена к 1510 г. (РНБ. Погод. 504. Л. 28) на средства кн. С. И. Бельского и окольничего Б. В. Кутузова. Основные помещения - церковь, трапезный зал, келарская - располагались в верхнем ярусе, подклет занимали хозяйственные помещения. Безапсидный храм, расположенный в сев.-вост. углу здания, первоначально был ориентирован на север (с заметным смещением к востоку), имел позакомарное покрытие и главу. Древний трапезный зал представлял собой почти квадратную в плане одностолпную палату (13×14 м), перекрытую крестовыми сводами. Сохранились раздаточное окно и нижняя часть входа в келарскую, заложенного при расширении трапезной и переделке сводов. Фасадные окна имели перспективные обрамления в виде прямоугольных уступов, одно из них сохранилось на вост. фасаде; на сев. фасаде и вост. стене келарской такие окна восстановлены в 1968 г. Ок. сер. XVI в. трапезная была перестроена на средства архиеп. Новгородского Феодосия (в 1551-1563 он проживал на покое в И. В. м.). Она была расширена к западу и югу (ее новый размер - 22×20 м) и перекрыта вспарушенными крестовыми сводами, опирающимися на центральный столп. Окна с гладкими откосами были выложены на юж. и зап. фасадах. В подклете было устроено 6 дополнительных помещений. Вход в подклет храма - с северной стороны, в подклет трапезной - с южной и западной.

http://sobory.ru/article/?object=14091

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010