Когда произошло переосвящение, не известно. До революции Воскресенский храм вёл обычную жизнь приходской церкви. Время от времени менялся лишь внешний вид церкви. Во второй половине XVIII века первоначальное позакомарное покрытие здания заменили четырёхскатной кровлей, несколько надстроив храм. Тогда же переделали в барочном духе барабаны глав, сами главы, алтарную часть и упростили декор основного четверика. Прежней оставалась только шатровая колокольня, генеалогически восходящая к ярославским шатрам XVII века и во многом их повторяющая. Впрочем, в середине XIX века и она изменила свой лик - верхнюю её часть (вероятно, тогда начавшую ветшать) обили жестью. Работы эти производились в рамках большого ремонта, предпринятого в 1855-1857 годах. Он сопровождался полной перестройкой трапезной - с её существенным расширением. Последнее можно назвать решением своевременным, потому что к 1850-м годам храм совершенно перестал удовлетворять нуждам растущего села. Трудно сказать, почему в многолюдном Молвитине не строили новых храмов, но это факт - Воскресенская церковь долго оставалась единственной в селе. Имелся, правда, деревянный единоверческий Покровский храм (в 1876 году перестроенный в камне), но его приход насчитывал менее ста человек, в то время как в Воскресенском приходе числилось несколько тысяч прихожан, а сама церковь принадлежала ко второму, весьма высокому, классу (всего таких классов было семь). После ремонта 1850-х годов и до самой революции 1917 года Воскресенский храм практически не менялся. По крайней мере снаружи. Внутри кое-какие изменения произошли - в 1881 году он был раписан. До этого росписи в нём выполнялись в 1838 году - мы не знаем, впервые или по уже существовавшим росписям, переставшим удовлетворять церковное начальство. В советские годы в Молвитине, переименованном в 1939 году в Сусанино, всё было, как везде по стране. В 1922 году Воскресенский храм лишился всего, в чём советские контролёры узрели наличие драгоценных металлов; в середине 1930-х годов с колокольни сбросили колокола; летом 1938 года церковь закрыли, приспособив её здание под зернохранилище.

http://sobory.ru/article/?object=04254

Крест этот сребропозлащенный с 8-ю винтами, на которых по одной крупной жемчужине; весу в нем 1 фунт и 16 золотников. На исподней стороне написано, что в нем есть части: " каменя гроба Господня, ризы Пресвятую Богородицы, каменя Cuhaйckiя горы, креста великомученика Дuмumpiя Селунскаго, мощей священномученика Антипа, креста великомуч. Феодора, омофора св. Николая Чудотворца, посоха епископа Никиты и каменя Ahmohiя Римлянина " . Напрестольное Евангелие в богатом окладе. На исподней доске оного в средине вычеканена следующая надпись: " Cie святое Евангелие начато строиться 1709 года въ Февралъ mщahieмъ болярыни княгини Феклы Симеоновны Урусовой въ Huжeropoдckiй уъздъ въ вотчину стольника князя Бориса Ивановича Куракина, въ нарицаемую весъ Палецъ въ домъ Пресвятыя Богородицы Oдurumpiu Страстныя, а совершися въ 1710 году Ноября въ 8-й день, жудожествомъ мастера Фирса Максимова " . Мерою Евангелие в длину 3, а в ширину 2 четверти; веса в нем 32 1/2 фунта. Оно сребропозлащенное и по местам чеканной работы. Серебряное кадило 1649 года фигурночеканной работы и по местам вызолоченное. Весу в нем 2 1/2 фунта. Надпись на кадиле следующая: " Лъта 7158 (1649) Декабря дълано cie кадило Пречистые Богородицы Oдurumpiu Страстные ввотчину князя Симеона Андръевича Урусова село Палецъ " . Древняя священническая фелонь, замечательная по своему покрою. Она сшита из вишневого бархата, длиной одинакова со всех сторон, без выреза спереди; оплечье и оподольник обложены серебряной сеткой. Архимандрит Макарий " Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния " , 1857 г. Церковь построена пятиглавой в соответствии со старой традицией. Только барабан центральной главы имеет окна для освещения внутреннего помещения. Влияние новых художественных вкусов вызвало замену древнего позакомарного покрытия четырехскатным, с горизонтальными карнизами, под которыми проходят ряды небольших арочных ниш. С запада пристроена длинная трапезная. Вход в церковь был устроен через широкую арку, прорезавшую кубическое основание восьмигранной башни колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=06493

Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/24 Деревянный храм Чуда архангела Михаила, бывшего в Хонех, давший название и начало Чудову монастырю, был заложен в сентябре 1358 г. святителем Алексием, митрополитом Московским. В 1365 г. на месте деревянного святитель Алексий построил каменный храм, завещав похоронить себя подле него. Завещание святителя, из благочестия, не было выполнено, и он был похоронен внутри собора Чуда архангела Михаила, в Благовещенском приделе. Когда храм обветшал, и во время службы в 1431 г. рухнули потолок и стены, старую одноглавую церковь заменили новой, меньшей по размеру. В 1435 г. мощи святителя во время разборки обветшавшего собора были обретены нетленными. Но и новый храм был разобран в 1501 г. Через два года итальянские мастера возвели большой пятиглавый четырехстолпный собор, который был освящен 6 сентября 1503 г. Этот храм, очень красивый, стройный и пропорциональный, украшенный изящными декоративными элементами, не только достойно гармонировал с крупными зданиями храмов и дворцов Кремля, но и стал примером для подражания, так как в нем в полной мере выразились черты новой московской архитектуры. Большой купол собора был украшен вызолоченными главой и крестом. В 1518–1519 гг. собор был расписан, а в середине XVI века после пожара расписан вновь. Древний иконостас после пожара 1626 г. заменили новым. В 1780 г. вместо пятиглавия поставили одну главу. Позакомарное покрытие заменили четырехскатным, снесли окружавшую собор галерею. В 1839–1849 гг. архитектор М.Д. Быковский проводил реставрацию храма Чуда архангела Михаила. Современники отзывались о ней восторженно, с чувством гордости за просвещенное время, научившееся ценить свое прошлое. Историк и москвовед Н.М. Снегирев писал: «Возобновление это может служить образцом тому, как надо реставрировать древние памятники церковного зодчества, не искажая их первобытного типа». В 1913 г. в подклете собора освятили церковь во имя священномученика Ермогена. В 1929 г. собор уничтожили вместе со всеми храмами и постройками Чудова монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=45847

На фасадах храма, выложенного особой фигурной кладкой из красного кирпича, декор почти отсутствует, за исключением плоских лопаток на западных углах четверика, гранёных полуколонок между полукружьями алтарей, фигурного цоколя и карниза, а также плоских наличников боковых апсид, кокошников в верхней части приделов, горизонтального пояска с вырастающими над ним короткими лопатками – основания для позакомарного покрытия основного объёма храма. Самым изысканным украшением храма стал большой (ширина 5 метров, высота 8 метров) фигурный изразцовый наличник его центральной апсиды, до сих пор являющийся шедевром изразцового искусства Ярославля. Украшение таким наличником апсиды было неслучайным – обращённый восточным фасадом к Волге храм очень хорошо просматривался именно со стороны реки, поэтому акцентированная многоцветным, переливающимся на солнце изразцовым великолепием культовая постройка должна была не только привлекать внимание ещё издали, но и показывать богатство храмоздателей и их любовь к своему детищу. Не менее пышен и наряден храм был и внутри. Живописный фресковый ковёр полностью покрыл все стены, своды, подоконники, простенки, столбы, подпружные арки, паруса и световой барабан Златоустовской церкви. Более 500 сюжетных композиций, включивших в себя подробные картины из жития Иоанна Златоуста, деяний апостолов, иллюстрации из Нового Завета, Богородичный цикл, изображения ветхозаветных пророков, трёх святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), а также изображения знаменитых чудотворных икон Пресвятой Богородицы (Владимирской, Донской, Иерусалимской, Знамения, Казанской, Корсунской, Смоленской, Тихвинской, Троеручицы, Толгской, Фёдоровской и Ярославской) и ростовских святителей стали основным элементом внутреннего убранства церкви. К сожалению, кроме старинного иконостаса и уникальной фресковой живописи до наших дней ничего не сохранилось, но самое главное – Златоустовская церковь не была разрушена временем и людьми, в настоящее время являясь уникальным памятником ярославского зодчества XVII столетия и наглядным пособием для нынешних архитекторов и мастеров будущего.

http://sobory.ru/article/?object=10886

Образом Успенского собора Московского Кремля навеяны строй могучего пятиглавия, а также общие пропорции здания, создающие впечатление спокойного, но вместе с тем громадного массива. Стены же, филёнки, горизонтальные тяги напоминают московский Архангельский собор. Вместе с тем в ростовском памятнике окон, согласно владимирской традиции в аркатурном поясе нет, они расположены над ним. Разная ширина вертикальных членений южного и северного фасадов отсылает нас к владимирскому Успенскому собору. Южное крыльцо на столбах с двойными арками и висячими гирьками относится к концу XVII века. Фресковые росписи паперти выполнены в 1697 году. Западный вход в Успенский собор оформлен перспективным порталом. В 1671 году он был расписан орнаментом, от которого сохранились лишь фрагменты. Портал содержит черты как владимиро-суздальского зодчества XII - XIII веков (арочная дуга без килевидного завершения), так и раннемосковского зодчества XIV - первой половины XV столетий ( " дыньки " на полуколонках обрамления). По периметру храма, между верхним и нижним рядами окон, тянется узорчатый аркатурно-колончатый пояс. Он восходит к аркатурно-колончатому фризу московского Успенского собора, который, в свою очередь, был создан на основе фриза Успенского собора во Владимире. Позакомарная кровля собора восстановлена во время реставрационных работ, проводившихся в Ростове с осени 1953 года, после мощнейшего смерча, который повредил соборный храм и другие ростовские церкви. Разрушения открывали небывалые возможности для натурного исследования памятников и, следовательно, для научной реставрации всего Ростовского кремля. Было решено воссоздать первоначальный облик кремля, а Успенский собор - в формах, близких первоначальным, но при этом не выбивающихся из общей стилистики кремлёвского ансамбля. В ходе реставрации позакомарные и многоскатные покрытия на Успенском соборе вернулись к формам XVI века, луковичные же главы соответствуют эпохе митрополита Ионы Сысоевича (1652-1690). Внутри храм поражает своей высотой.

http://sobory.ru/article/?object=00224

П. П. Зыков 1-й, иконы написаны в Троице-Сергиевой лавре. В 1885 г. были освящены главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери и 2 придела: во имя апостолов Петра и Павла (архим. Иустином (Татариновым)) и во имя мч. Василия Анкирского. Собор имеет план в форме лат. креста, зап. часть к-рого - протяженная трапезная с притвором - соответствует типу 3-нефной базилики. С востока к основному объему примыкают 3 сильно вынесенные граненые апсиды, центральная из к-рых достигает высоты храма. Над средокрестием приподняты стены четверика, увенчанного пятиглавием со шлемовидными куполами (4 малые главки утрачены, центральная глава - на световом 8-гранном барабане). В отделке преобладают романские и визант. элементы, полуциркульные завершения. Фасады воспроизводят формы позакомарного покрытия; центральная часть зап. рукава перекрыта 2-скатной базиликальной кровлей. Прясла и угловые части фасадов оформлены полуколонками с кубоватыми капителями. Богато профилированный карниз делит фасады на 2 яруса. В верхнем помещены большие полуциркульные окна; на фасадах зап., сев., юж. рукавов креста - композиции из 3 окон, среднее из к-рых выше 2 боковых, обведенных единым архивольтом. В пряслах нижнего яруса - малые двойные, разделенные полуколонками полуциркульные окна. Широко применен лекальный кирпич, из к-рого, в частности, выложены разнообразные кресты на фасадах, применены также сухарики, валики, поребрик. В интерьере выделяется решение трапезной: центральный неф в 2 раза шире боковых и отделен от них 2 рядами колонн, между к-рыми переброшены высокие арки. Отделку 6 колонн белого итал. мрамора с «византийскими» резными капителями по рис. Г. выполнил петербургский мастер Баринов, росписи в 1884 г.- худож. Соколова. Цокольный этаж церкви соединен с пещерами. Собор закрыт в 1929 г., в наст. время восстанавливается, является самым большим из сохранившихся в Волгоградской епархии. Известны работы Г. в области монументальной и мемориальной скульптуры: проект памятника 1000-летию России в Новгороде (1860, 2-я премия), надгробия М.

http://pravenc.ru/text/166235.html

По материалам сайта http://arhiv.smoleparh.ru/Monastiri/View/837 На месте нынешнего Троицкого собора стояла первая деревянная Троицкая церковь с приделом преподобного Сергия Радонежского, освящение которой состоялось 9 мая 1530 года. Спустя десять лет, как следует из завещания преподобного Герасима, её сменил новый храм ( " просторнее того " ) - у южной стены его Сергиева придела и был в 1554 году погребён основатель Болдинской обители. Наконец, в 1590-е годы, при игумене Феоктисте, в монастыре поднялся величественный Троицкий собор, работами по возведению которого, вероятнее всего, руководил " государев мастер " Фёдор Конь. На протяжении веков соборный храм подвергался незначительным переделкам, в основе своей сохраняя первоначальный облик. В 1943 году он был превращён в руины. Их расчистка началась в 1969 году. Значительно активизировалась она после возобновления монашеской жизни в Болдинской обители в 1991 году. В 2005-2010 годах Троицкий собор заново возвели в оригинальных формах, с оглядкой на более ранние " варианты " . Так, например, оказалось восстановлено позакомарное покрытие. 6 июня 2010 года возрождённый Троицкий собор был освящён Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Собор представляет собой четырёхстолпный трёхапсидный крестово-купольный храм с двумя приделами по бокам. Изначально их освятили во имя апостола Иоанна Богослова (южный) и святых благоверных князей Бориса и Глеба (северный). В 1879 году, при игумене Андрее (Васильеве), приделы были расширены за счёт упразднения галереи и вскоре после этого переосвящены в честь Казанской иконы Божией Матери (северный) и во имя Двенадцати апостолов (южный). Приделы, подобно основному объёму храма, снабжены полукруглыми апсидами. Пять барабанов основного объёма с узорами килевидных кокошников в основании завершаются шлемовидными главками. Такие же, но меньших размеров и с тремя поясами кокошников, барабаны с главками венчают придельные храмы. Ещё один пояс стрельчатых кокошников украшает четверик здания. Собор имеет три входа - главный и два боковых (в приделах). С левой стороны от главного входа в прежнем Троицком соборном храме стоял памятник над могилами князей Долгоруковых. В сентябре 2002 года это захоронение было обнаружено и приведено в порядок.

http://sobory.ru/article/?object=11062

С восстановлением в начале XX в. монашеской жизни к Ферапонтову монастырю было привлечено внимание Императорской Археологической комиссии, после чего начались реставрационные работы под руководством академика архитектуры П.П.Покрышкина. Церковная старина в монастыре была полностью сохранена. Впервые в стране проводились широкомасштабные работы по всему комплексу зданий. Под все церкви и палаты были подведены новые фундаменты, восстановлены своды, позакомарные покрытия собора Рождества Богородицы и церкви Благовещения. Архитектура монастыря уникальна по своей древности. Пожалуй, это единственный в стране комплекс древних построек дониконовского времени. При этом, среди построек – самый древний каменный храм Русского Севера – собор Рождества Богородицы 1490 г., вся внутренняя поверхность которого имеет столь же древние фрески Дионисия 1502 г. Полная композиционная сохранность росписей составляет непревзойденную ценность этого памятника. Архитектурный ансамбль состоит из 4 церквей (6 престолов), колокольни, Казенной и Трапезной палат. Келейные постройки не сохранились ни от мужской обители, ни от возобновленной женской. Последние были деревянными 2-этажными. Небольшая территория обнесена невысокой оградой с двумя угловыми башенками и тремя воротами. Собор Рождества Богородицы 1490 г. составляет главную достопримечательность Ферапонтова монастыря, поскольку в нем сохранились уникальные фрески 1502 г., созданные прославленным древнерусским иконописцем Дионисием. Его же кисти принадлежат древние иконы из собора. Однако в 1930-е гг. иконостас был изъят “за низкой художественной ценностью”. Иконы находятся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, в Третьяковской галерее и Русском музее. Кроме главного престола, собор имел южный придел, над которым возвышалась малая главка. Придел был освящен во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского. С северной стороны была пристроена небольшая звонница, остатки которой стали частью паперти. Фрески Дионисия сделали Ферапонтов монастырь в XX в. всемирно известным. В 2000 г. памятник вошел в список особо охраняемых ЮНЕСКО.

http://sobory.ru/article/?object=00501

Сохранившаяся Успенская церковь являлась соборным монастырским храмом. Она возведена в 1534-1542 гг., вероятно на средства Ивана Юрьевича, позже Поджогин перед смертью принял постриг в Иванишинском Успенском монастыре и прожил тут под именем старца Ионы. Монастырь попал под упразднение в ходе секуляризационной реформы Екатерины II в 1764 году. Храм перестраивался: появилась теплая трапезная с приделами Сергия Радонежского и Иоанна Богослова, колокольня с шатровым завершением; утрачиваются шлемовидные главы, кокошники, позакомарные покрытия, частично растесываются оконные проемы и порталы. Последний советский большой ремонт еще не закрытого храма был произведен в 1928 году, о чем свидетельствуют две надписи, сделанные масляной краской на откосах арксолия над гробницей Ивана Юрьевича Поджогина. Одна из них гласит: «Церковь возобновлена 1928 году старанием старосты Василия Григорьевича», другая, на противоположном откосе, называет имя художника, расписавшего трапезную: «Жив. Ксенофонтъ Ермаковъ Микулино Городище, д. Царева». После ремонта службы в Иванишах длились одиннадцать лет, а в 1939 году церковь была закрыта и разграблена, здание передано под склад зерна. Последний сельский иерей Василий Петрович Верзин, потомственный священник, был отослан в Старицу, откуда его в начале войны отправили по этапу как неблагонадежного. В войну церковь служила местным жителям надежным укрытием при обстрелах села и бомбежках. Разорение храма продолжили оккупировавшие село фашисты: выломав полы и остатки иконостасов, они использовали их на дрова. Во время оккупации большинство домов в Иванишах и в окрестных деревнях было разрушено или сожжено. Поэтому с освобождением села от немцев местные жители первым делом начали разбирать на кирпич церковную ограду и башни. Строительный материал отсутствовал, и ограда с башнями оказались наиболее удобными для разборки их на кирпич, из которого по домам складывали печки. Успенская церковь в Иванишах вновь превратилась в зернохранилище. С юга и запада к ней пристроили просторные деревянные сараи, где молотили зерно, однако никаких ремонтов в самой церкви не делали. Здание оставалось открытым и постепенно ветшало: протекали кровли, трескались своды, рушились купола.

http://sobory.ru/article/?object=00009

Храм Михаила Архангела долгое время, лишённый утвари, крестов и колоколов, осквернённый и обезображенный, служил складом, а потом и вовсе оказался брошен на произвол судьбы. Ни о каком ремонте, конечно же, речи не шло. Смотрелась она руиной - с выломанными дверями, с прохудившейся крышей, без пола. Земля внутри церкви была изрыта " кладоискателями " , всюду царила мерзость запустения. Ситуация стала меняться лишь в 1980-х годах. В плане проведения реставрационных работ храм Михаила Архангела официально записали на 1980 год, однако реставраторы пришли сюда лишь в 1987 году. Частичная реставрация помогла спасти церковное здание от окончательного разрушения. Но возрождение храма произошло позже, с его передачей Церкви. В 1990 году микулинский храм Михаила Архангела был освящён. Главной святыней храма Михаила Архангела в Микулине сейчас является ковчег с частицами мощей двенадцати святых. Среди них - два новомученика: священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской, и преподобный исповедник Сергий (Сребрянский). Удивительно. Микулинский храм на протяжении веков немало перестраивался, менял свой облик, но в конце концов, после реконструкций и реставраций 1880-х и 1980-х годов вернул себе тот вид, который имел по завершении его строительства. Да, исчезли приделы (впрочем, существовали ли они в конце 1550-х годов - большой вопрос), изменился материал покрытия и окон, появились контрфорсы на центральной апсиде, храм после подсыпки цоколя в 1880-х годов, немного огрузнел и как бы осел на землю, оказались заделаны окна в центральных пряслах, но в основных своих чертах он выглядит почти " первоначально " . Те же шлемовидные главы на развитых световых барабанах, тот же вход (а точнее, три входа, оформленные мощными порталами с завершением в виде полуциркульных арок) в храм прямо с улицы, то же позакомарное покрытие... Храм представляет собой в плане квадрат. Внутренние и внешние стены его выложены из кирпича, пространство между ними заполнено битым камнем и строительным мусором и залито раствором. Центральная глава больше боковых. С восточной стороны к храму примыкают три апсиды с полусферическими сводами. Высказывалось мнение, что в древности апсида была лишь одна, но в противоречие с этим утверждением вступает тот факт, что храм имел два боковых придела, с которыми наверняка соотносились боковые апсиды. Перестройка же апсиды в первые годы существования церкви маловероятна. Декорирована постройка весьма скупо, основная часть декора сосредоточена на барабанах и имеет аналоги в храмах тогдашней эпохи - например, в Троицком соборе Твери ( " Белая Троица " ). В сущности, перед нами почти классический образец московской архитектуры XVI столетия, наследующей владимиро-суздальскому зодчеству.

http://sobory.ru/article/?object=00391

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010