Можайск. Церковь Петра и Павла (Старо-Никольский собор). Старо-Никольский собор Карта и ближайшие объекты Одноглавый четырёхстолпный храм на подклете приблизительно повторяет формы предшествовавшего здания рубежа XIV-XV вв. - старого городского собора, выстроенного можайскими князьями и обрушившегося в 1844. До нач. XIX в. храм именовался Никольским, после 1812 - Ильинским, после восстановления в сер. XIX в. освящен как Петропавловский. Закрыт в 1930-х. С 1960-х занят городским историко-художественным музеем, отдан верующим в 2003. Храм строился из кирпича в 1849-1853 гг. на фундаментах рухнувшего в 1844 старого белокаменного Никольского собора конца 14-начала 15 вв. Чертежи собора подписаны архитетором А.М.Шестаковым, строителем был крестьянин села Борисовского Добрынинской волости Владимирской уезда и губернии Прокофий Михайлович Щеглов. Причем, он был восстановлен в том облике, который сложился к 19в. - с четырехскатной кровлей вмето прежнего позакомарного покрытия, с новой, " барочной " формой главы. В отличие от нового, храм освящен во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла. Тогда же пристроена западная паперть. В советское время церковь была закрыта и полностью утрачена внутренняя отделка, устроено междуэтажное перекрытие. В 1980-х б.храм использовался детской музыкальной школой, затем Можайским краеведческим музеем. В 2003 г. церковь была возвращена верующим. В дальнейшем была разобрана " барочная " глава и устроена новая " луковица " в традициях 17в. Ныне храм действует и вновь расписан. Кирилл Аминов 28 января 2015 г. Первый храм града Можайска был выстроен примерно в одно время с постройкой детинца на территории Можайского кремля в XIII веке. Был он построен тогда конечно же из дерева. При удельном Можайском князе Андрее, сыне великого князя Дмитрия Донского, собор в конце XIV- начале XV века перестраивается в камне. Освящён был во имя свт. Николая Чудотворца. По виду он напоминал Успенский собор на Звенигородском городке. Вероятно, их строила одна артель мастеров. В 1450-1475 гг. к южной стороне собора, справа от входа, была пристроена придельная церковь св. Георгия. С кон. XV столетия этот главный храм Можайской крепости, да и всего города, можайцы стали называть в честь покровителя города - свт. Николая Можайского.

http://sobory.ru/article/?object=02334

Москва. Симонов мужской монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Богородицкий собор, Успенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Успенский собор Симонова монастыря строился с 1379 г. Освящен 1 октября 1405 года. Взован 21 января 1930 года, на его месте построен ДК ЗиЛ. http://bellschool.ru/belltowers/simonov Успенский собор был заложен в 1379 г., когда был основан Симонов монастырь, и освящен 1 октября 1405 г. В 1476 г. в грозовую ночь молния ударила в крест главного купола собора, и купол загорелся. Занимаясь его ремонтом, стали перестраивать и весь собор, для чего великий князь Иван III разрешил пригласить ученика архитектора Аристотеля Фиорованти. Еще через семьдесят лет собор перестраивался вторично, а рядом с ним возвели шатровую колокольню. В результате переделок к XVII веку собор превратился в высокое крестово-купольное здание с входом в центре западной стены, с трех других сторон его окружала невысокая галерея. На галерею с востока вели две лестницы, и это особо подчеркивало симметричность и торжественность постройки. Почти квадратный в основании, собор стоял на высоком подклете из белого камня. Верх завершался крестовым сводом на четырех столбах. Торцы сводов образовывали закомары. В плане собор имел форму восьмиконечного креста. В световом барабане были устроены щелевидные оконные проемы, у его основания – небольшие килевидные кокошники. Когда переделывали сгоревшую главу, закомары закрыли, по углам поставили декоративные барабаны. Собор стал о пяти главах луковичной формы. Изменилась также форма портала главного входа. В 1832 г. к собору с левой стороны пристроили ризницу, а с правой – придел Казанской иконы Божией Матери. В приделе находилась икона Господа Вседержителя, принадлежавшая преподобному Сергию Радонежскому. По преданию, именно этим образом Игумен земли Русской благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его дружину перед Куликовской битвой. В ризнице находился трехстворчатый складень, которым преподобный Сергий благословил иноков Пересвета и Ослябю перед сражением. В соборе находился великолепный пятиярусный вызолоченный иконостас, в котором помещались Владимирская и Тихвинская иконы Божией Матери начала XVI века. В конце XIX века собор обновили снаружи и внутри по проекту архитектора К.А. Тона. Позакомарное покрытие переделали на четырехскатное, окна растесали, застеклили галерею. В 1891 г. храм обновляли.

http://sobory.ru/article/?object=39881

Муром. Спасский мужской монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Среди дошедших до нашего времени памятников архитектуры 16 века заслуживает внимания Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря. Несмотря на то, что архитектура собора в значительной мере пострадала после сделанной в 1839 году пристройки с западной стороны, замены шлемовидных куполов на луковичные, увеличения оконных проёмов, в своей основе собор сохранил первоначальные формы. Подобно Богородицкому, Спасо-Преображенский собор - четырёхстолпный, фасады почти кубического объёма расчленены плоскими пилястрами на три части, соответствующие организации внутреннего пространства. Полуциркульные закомары опираются на широкую ленту карниза из нескольких рядов кирпича, поставленного на ребро, собор завершается пятиглавием, барабаны которого опираются на килевидные кокошники. В барабанах прорезаны узкие окна, освещающие внутренне пространство храма. Источник: Беспалов Н.А. " Муром " . 1990 Ещё одна страница истории связана с царем Иваном Грозным. В 1552 г. царь Иван Грозный пошел на Казань. И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В июле того года Муром походил на военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, взад и вперед сновали ратники, а с берега Оки раздавался стук топоров: готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее. И в его рядах навстречу бою шла и муромская дружина. В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань - поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1565 г. в городе был воздвигнут Спасо-Преображенский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги. История собора, насчитывающая несколько строительных периодов, существенно отразилась на внешнем облике дошедшего до нас памятника. Изначально это был четырехстолпный храм с крестово-купольной системой сводов, позакомарным покрытием и пятью главами шлемовидной формы. Имел типичные для архитектуры XVI в. щелевидные оконные проемы, перспективные порталы с северного, южного и западного фасадов. Стены вертикально членились плоскими пилястрами на три части, отделялись от закомар карнизом, украшенным рядом поребрика. Карнизы барабанов также были орнаментированы двойным рядом зубчиков, а основание центрального барабана - восемью кокошниками. К одному из фасадов примыкала «каменная колокольница» (возможно плоская кирпичная звонница с арочными проемами для колоколов). Всего в местном ряду иконостаса Преображенского собора в 1636-37 гг. было десять икон.

http://sobory.ru/article/?object=04955

Переславль-Залесский. Феодоровский монастырь. Собор Феодора Стратилата. Карта и ближайшие объекты Федоровский монастырь был основан после 1304 года, на южной окраине Переславля-Залесского. Место основания выбрано было не случайно: здесь в 1304 году в день памяти великомученика Федора Стратилата произошла кровопролитная битва между войсками московского и тверского князей. В этой битве погибло множество людей, в том числе предводитель тверского войска боярин Акинф. В память о победе московский князь Юрий Данилович устроил здесь монастырь. Древнейшее здание монастыря - Федоровский собор, был построен в 1557 году неподалеку от того места, где супруга царя Иоанна Грозного родила ему сына, при крещении получившего имя Федор. Собор был целиком выстроен на средства царя. Он был возведен в центре монастырской территории. Это массивное четырехстолпное величественное сооружение было выстроено из кирпича. Его с трех сторон окружали паперти, а в северо-западном углу была пристроена небольшая колокольня. Пять глав его были поставлены на широкие мощные световые барабаны. Изначально покрытие четверика было позакомарным, о чем свидетельствуют рисунки заложенных закомар на фасадах. Позднее, как у многих древних зданий, кровля была заменена на более практичную четырехскатную. С востока к четверику собора примыкают три апсиды с узкими прорезями окон. Внутри сохранились росписи итальянского " богомаза " Николая Тончи, отца одной из послушниц монастыря Марии Тончи. В 1704 году в соборе проводилась реставрация: были заменены обветшавшие паперти, взамен сооружены обходные галереи , некоторые окна были заложены, а другие наоборот расширены, так же были уменьшены дверные проемы, была убрана колоколенка, находившаяся в северо-западном углу собора. В 1800 году деревянная обветшавшая кровля была заменена железной. В 1886 году собор вновь решили " обновить " . Обходные галерей 18 века снова перестраивают. К ним пристраивают одноглавые приделы во имя Серафима Саровского и в честь иконы Божией Матери Федоровская.

http://sobory.ru/article/?object=05688

Псков. Иоанно-Предтеченский монастырь с Завеличья (подворье Крыпецкого монастыря). Собор Рождества Иоанна Предтечи. Иоанновский собор Карта и ближайшие объекты Собор Рождества Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, 1-я пол. 12 в., ул. Горького, 1 Иоанно-Предтеченский девичий монастырь был основан в 1240 году княгиней Ефросиньей Рогволдовной — теткой известного псковского князя Довмонта. Под именем Евпраксиньи она стала первой игуменьей монастыря; погребена здесь же, в Иоанновском соборе, который с того времени стал усыпальницей псковских княгинь, (а много позднее, в 19 в., и губернаторов города). В 1921 г. монастырь был закрыт. Богослужения возобновились через 70 лет, в 1991 году. Реставрации: 1948-1949 гг. (архитектор П. Н. Максимов), 1978-1991 гг. (С. П. Михайлов, открывший фрагменты живописи 12 века). В архитектурном отношении собор уникален: это единственный базиликальный, трехнефный, трехапсидный храм в Пскове, относящийся, как и мирожский, к древним, домонгольским временам. Позакомарное покрытие, три главы шлемовидной формы, шесть столпов в интерьере указывают на новгородскую домонгольскую школу. (Псковские — двухпролетная звонница и притвор — появились позднее). В интерьере — также редкие для псковской традиции — 6 столпов и пониженные подпружные арки. В декоре используется аркатурный пояс на барабане; загадочны круглые (!) окна в восточной части четверика — таинственные иллюминаторы на этом древнем корабле веры. Он построен с небольшим отступом от берега реки Великой, против впадения в неё Псковы. По преданию, монастырь основан около 1240 года местночтимою княгиней Ефросиньей, в иночестве Евпраксией. Благоверная княгиня, дочь полоцкого князя Рогволда Борисовича и тётка князя Довмонта, была в супружестве за князем-авантюристом Ярославом Владимировичем, который являлся сыном Псковского князя Владимира Мстиславовича. Ефросинья была отвергнута злым супругом, который то воевал против немцев, то дружил с ними, наконец ушёл к рыцарям и там женился на Лифляндке. Жизнь её была трагической, видимо, не от большого счастья она постриглась в монахини, построив во Пскове Ивановскую обитель, она стала и первой его настоятельницей.

http://sobory.ru/article/?object=00257

Псков. Церковь Василия Великого на Горке. Церковь. Действует.   Престолы: Василия Великого , Иоанна Богослова Архитектурный стиль: Псковско-Новгородская школа ( подробнее > > ) s="" > Год постройки:1413. Ссылки:   Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, Октябрьский пр-т., д. 5 Координаты: 57.815241, 28.335733 Проезд: Ежедневно из Москвы в Псков отправляются два поезда.Пассажирский 663Р,отправляется с Рижского вокзала в 19:56.Фирменный поезд " Псков " 010 А,отправление в 20:23.В Пскове от железнодорожного вокзала на автобусах 11,14 и 17.Остановка " Детский парк " .На автомобиле.Расстояние от Москвы до Пскова ок ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Ежедневно из Москвы в Псков отправляются два поезда.Пассажирский 663Р,отправляется с Рижского вокзала в 19:56.Фирменный поезд " Псков " 010 А,отправление в 20:23.В Пскове от железнодорожного вокзала на автобусах 11,14 и 17.Остановка " Детский парк " .На автомобиле.Расстояние от Москвы до Пскова около 750 км.Один из возможных маршрутов-через Новгород.Сначала по трассе М 10,затем по Е 95.Альтернативный вариант- по трассе М 9 через Волоколамск и Великие Луки. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Василия на горке. 1413 г. – 18 в. Октябрьский пр., 5 Храм Василия Великого был поставлен близ стены Среднего города (ныне утраченной) еще в 14 веке; в летописи под 1377 г. говорится об украшении этого храма росписью. При нем был всполошный колокол, звонивший во время осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 г. В 1413 г. возводится новая церковь, претерпевшая немало переделок. «Чтобы судить о былом облике церкви Василия на Горке, нужны исследования, к которым до сих пор никто даже не пытался приступить», — писал Ю.П. Спегальский в 1963 г. С того времени изучение храма несколько продвинулось, но час реставрации красивейшего из псковских храмов все еще не пробил… Основной объем одноглавого храма, возможно, был покрыт позакомарно; нынешнее четырехскатное покрытие, безусловно, грубо искажает его завершение. Поставленный на подклет, храм имел двухъярусную галерею и придел с севера (Св. Алексея). Трудно допустить, чтобы храм… очень богатый по композиции, не имел второго придела… Западная часть совершенно искажена, к ней в 18 веке пристроена неуклюжая каменная колокольня, к которой примыкает еще более новая деревянная лестница» (Ю.П. Спегальский). Интерьер храма — четырехстолпный, с повышенными подпружными арками — ныне, к сожалению, недоступен. Великолепны пропорции церкви, чудом не утратили «псковское ожерелье» («поребрик — бегунок — поребрик»), барабан и апсиды; изумительна «вписанность» храма в пейзаж, — точно он вырос, как творение самой природы, на этом живописном холме.

http://sobory.ru/article/?object=00261

Псков. Церковь Михаила и Гавриила Архангелов с Городца. Церковь Георгия Победоносца при 94-ом пехотном Енисейском полку Карта и ближайшие объекты Церковь Михаила и Гавриила Архангелов. 14–17 вв., 19 в. Михайловская церковь — кончанский храм Городецкого района (конца), стоит в древнейшей части города, возможно, предшествующей Пскову. Эта первая каменная церковь в посаде имела важнейшее значение для города; к ней стекались все дороги: Великая (ул. Советская), Трупеховка (Октябрьский проспект), Петровская (Новгородская, ныне — К. Маркса), Званница (Леона Поземского) с Запсковья, Изборская (Рижский проспект) — от Завеличья. Рядом был знаменитый псковский Торг. Церковь доныне сохраняет это значение, хотя претерпела много изменений. Древний четверик (1339 г.) с одной главой и одной апсидой, четырьмя столпами, приделом, притвором, галереями, папертью, к сожалению, не сохранил позакомарного покрытия. Ю.П. Спегальский: «В его интерьере — высокие столпа и ступенчатые арки, переделанные по-видимому, во время ремонта в конце 17 века, из пониженных — в повышенные». Храм стал соборным с 1429 г. и особенно обустраивался в конце 18 века. двухъярусная надвратная шатровая колокольня с боковыми корпусами тяготела к московским вкусам, а древнейшие формы храма — к новгородско-псковским. Барабан храма декорирован полихромными печными изразцами, паперть — фреской с изображением Архангела Михаила (выполнена знаменитым современным иконописцем архимандритом Зиноном). В 20–30-х гг. прошлого века церковь Архангела Михаила являлась кафедральным собором, т.к. Троицкий собор был передан «обновленцам». В 1936 г. храм закрыли, а в 1948 г. здесь проводились реставрационные работы под руководством Ю.П. Спегальского, удалившего некоторые напластования 19 века. Ныне храм — действующий. Церковь 94-го пехотного Енисейского полка в честь Св. Великомученика Георгия Победоносца. Полковой праздник 23 апреля. Походная (при полку) церковь учреждена в 1864 году. Церковь эта сопутствовала полку в Турецкую войну 1877-1878 г.г.

http://sobory.ru/article/?object=01915

Псков. Часовня Ольги равноапостольной (новая). Часовня. Действует.   Освящена в честь: Ольги равноапостольной Год постройки:Между 1999 и 2000. Архитектор:А.А. Красильников Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, Ольгинская наб., д. 4А Координаты: 57.82001, 28.324883 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Часовня святой Ольги. 2000 г. Великая равноапостольная княгиня Ольга, первая христианка на Руси, особенно почиталась у себя на родине, в Пскове. Городские легенды связывают основание первого Троицкого собора с ее именем. На месте нынешней часовни княгине было светозарное видение трех солнечных лучей над Кремлем — символ Святой Троицы. Возведя собор, Ольга, по преданию, поставила в память об этом событии дубовый крест. В 19 веке, когда при участи царской фамилии в России стало действовать Ольгинское общество, здесь была установлена часовня неоклассических форм, утраченная в 20 веке. Ныне Ольгинское общество возобновило свою работу в Пскове и установило на месте разрушенной часовни сначала памятный металлический крест, а затем провело конкурс на лучший проект часовни, в котором победил архитектор А.А. Красильников. Часовня была освящена 23 июля 2000 года. Чин освящения совершил Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий. Самое удачное решение современного архитектора — постановка часовни на постамент над берегом Великой, градостроительная вписанность в панораму города белоснежного здания. Однако в отношении архитектурных форм автор эклектичен: изящество пропорций напоминает о владимирских домонгольских храмах, — но без их высотности; шлемообразная глава и позакомарное покрытие — тяготеют к новгородскому варианту, — но без его мощи; план говорит о равноконечном греческом кресте; …а собственно–псковская традиция, к сожалению, «ушла» в глубокий подтекст, чисто легендарно–исторический, но не художественный. Часовня Святой Равноапостольной Ольги Российской построена по инициативе общества Святой Ольги Российской, организованного при Псковском музее-заповеднике в мае 1991 г., деятельность которого направлена на возрождение национальных русских святынь на родине Ольги. По инициативе Ольгинского общества набережной р.Великой возвращено имя св.Ольги в 1992 г. Одной из главный задач Общества являлось возрождение часовни св.Ольги во Пскове.

http://sobory.ru/article/?object=01919

Успенская Слобода. Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Соборный храм древнего Галичского Успенского монастыря на протяжении веков был средоточием жизни обители: все здешние важнейшие события так или иначе происходили в нём или рядом с ним. Сама же обитель уже в XVI веке получила поистине всероссийскую известность - во многом благодаря подвигам преподобного Паисия Галичского, по кончине погребённого в Успенском соборе, и пребывавшей в стенах храма чудотворной Овиновской иконе Божией Матери. Строительная история Успенского собора не завершилась с освящением храма в 1646 году. Первоначальный четверик с устроенными с трёх сторон входами, которые украсили характерные для этой эпохи порталы, вскоре оброс пристройками: с запада появился притвор, с юга - паперть с ризницей, а в юго-западном углу выросла приземистая, не выше самого храма, колокольня. Вот что пишет о ней в своей книге " На земле древнего Галича " искусствовед А.А. Тиц: " Устойчивый прямоугольный объём звонницы спрятался за широкой спиной храма, и только небольшой конус каменного шатра возвышается рядом с цилиндром барабана. Есть все основания считать, что в Паисиевом монастыре сохранился один из древнейших образцов шатровой колокольни, возможно конца XVI века. Архаические формы этого сооружения легко ассоциируются с замечательной Успенской церковью-колокольней на Кубенском озере, чей силуэт дополнил в 1543-1549 годах красу водного простора " . Это наблюдение, за исключением неверной датировки, весьма любопытно. С окончанием и освящением в конце XVII века каменной Троицкой церкви два монастырских храма были соединены переходами. В монастырской описи 1702 года находим сообщение о том, что в Успенском соборе устроен пятиярусный тябловый иконостас, а царские врата придела святителя Леонтия представляют собой не что иное, как царские врата из иконостаса деревянного предшесвенника каменного храма. После секуляризации Паисиево-Галичский монастырь оставался средоточием духовной жизни Галича. Во второй половине XVIII века Успенский собор дважды ремонтировался: в 1776-1777 годах восстанавливали повреждённую ураганом его центральную главу и белили стены, а в 1795 году растёсывали окна и украшали лепниной интерьер. В конце 1830-х годов на месте сломанной южной паперти возвели придел преподобного Паисия Галичского - разумеется, в ампирных формах. Предполагается, что тогда же позакомарное покрытие было заменено более функциональной четырёхскатной крышей и в храме установили новый иконостас. Далее в истории монастыря произошёл трагический сюжет, хронологически приходящийся на советские годы.

http://sobory.ru/article/?object=05169

Чашниково. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Построенная в селе Чашниково Солнечногорского района Троицкая церковь упоминается в Писцовых книгах 1585 года. В конце 17 века владелец усадьбы Л.К. Нарышкин, брат царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I, обновил обветшавшую церковь, пристроил приделы, паперть и шатровую колокольню. Храм построен в 1 пол. 16 в. в вотчине Н.Р. Захарьина-Юрьева. В 1688 г. реконструировалась на средства Л.К. Нарышкина, выстроена колокольня. Вторая реконструкция проводилась в сер. 19 в. при А.М. Карелине. Отдельно стоящая надвратная колокольня построена в 1895 г. по проекту архитектора Троице-Сергиевой лавры А.А. Латкова. К.В. Аминов Церковь Живоначальной Троицы была построена в нач. XVI в., по стилистическим особенностям относится к храмам, возводившимся " фряжскими " (итальянскими) мастерами. Церковь четырехстолпная, пятиглавая, соборного крестово-купольного типа. Отличительная особенность - отсутствие алтарных апсид и терракотовый пояс на восточном фасаде. Документально известна с 1585 г. " каменной о пяти верхах " , когда Чашниковым владел боярин Никита Романович Захарьин-Юрьев, брат первой жены Ивана Грозного, Анастасии Романовны. В 1688-1690-х гг. храм реконструируется Л.К. Нарышкиным: надложены своды, устроено четырехскатное покрытие вместо позакомарного, пристроены паперти с приделами Алексия, Человека Божиего (южный, некоторые исследователи считают его изначальным) и Владимирской иконы Божией Матери (северный, устроен в 1688 г.), построена шатровая колокольня, закомары украшены " раковинами " , изменена форма глав из шлемовидных на шарообразные. При коллежском асессоре А.М. Карепине частично переделывались интерьеры, в частности, приделы объединены с главным помещением широкими арками. В 1895 г. церковь расписана бригадой палехских мастеров Н.М. Сафонова и написаны иконы " в древнем стиле " для главного иконостаса. В советское время храм не закрывался. Подлинных древностей в интерьерах, к сожалению, не сохранилось. Старейшим является иконостас Владимирского придела в традициях классицизма первой половины XIX в. Росписи палешан также практически записаны уже в 1970 г.

http://sobory.ru/article/?object=00106

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010