В 1960 г. была произведена расчистка терракотового фриза, поздняя четырехскатная кровля заменена позакомарным покрытием, раскрыта звонница. В Духовской церкви находится надгробие митрополита Московского Платона (Левшина; † 1812 г.). Возле южной стены покоятся святые мощи преподобного Антония (Медведева; † 1877 г.), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, у северной стены почивают святые мощи преподобного Максима Грека († 1556). С южной стороны храма были похоронены святители Московские Филарет (Дроздов; † 1867 г.; мощи обретены в 1994 г.; перенесены в храм Христа Спасителя в Москве в 2004 г.) и Иннокентий (Вениаминов; † 1879 г.; мощи обретены в 1994 г.; почивают в Успенском соборе). В 2013-2015 г.г. проведены работы по реставрации фасадов, кирпичной кладки, белокаменных элементов, терракотового пояса, воссозданию оконных заполнений, реставрации главки с крестом, крылец, устройству белокаменных полов, реставрации настенной живописи и живописи фасадов. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru В 1476 году напротив Троицкого собора псковские мастера возвели Свято-Духовскую церковь " иже по колоколы " . Псковичи были приглашены в Москву для строительства Успенского собора в Московском кремле, они тогда считались наиболее опытными мастерами в возведении больших храмов. Духовская церковь повторяет формы и пропорции монастырского Троицкого собора, но ниже его на 1 метр. Очевидно, таково было условие монастыря - соблюдать субординацию. Но благодаря стройным пропорциям и расположению ближе к вершине холма, Духовская церковь выглядит всё-таки выше своего мощного соседа. Троицкий собор сложили из блоков белого камня, прошло 50 лет - поменялась строительная практика, и Духовскую церковь возводят уже из кирпича. Правда, псковичи, привычные к известняку, использовали формы, привычные им по работе с мягкой псковской плитой. Круглые столбы и арки звонницы кажутся вырезанными из камня, хотя сложены из кирпича. Орнаментальный пояс, стягивающий стены Духовской церкви, выполнены из терракотовых балясин, окаймлённых поливных изразцов.

http://sobory.ru/article/?object=06565

Выстроенный в неорусском стиле собор стал самым необычным строением женского монастыря. К его кубическому кирпичному, покрытому слоем цемента объёму с восточной стороны примкнула трёхчастная апсида, с западной, северной и южной сторон – невысокие притворы, причём северный и южный отмечены массивными контрфорсами, а западный – хорами и щипцовым завершением фасада в его средней части. Собор покрыт сложной позакомарной кровлей и увенчан массивным световым барабаном со шлемовидной главой и крестом на яблочке. В декоративном убранстве фасадов ясно прослеживается влияние псковской и новгородской школ зодчества с обилием всевозможных арочек, полукружий, полуциркульных архивольтов и арочных поясков. Внутреннее пространство также довольно необычно. В большой квадратный зал храма встроен арочный восьмигранник, пилоны арок которого являются несущей конструкцией для купола с распалубками и светового барабана. В западной части собора устроены опирающиеся на два пилона хоры, лестница на которые расположена в юго-западном углу его четверика. Многообразие сводов – сомкнутого в угловых ячейках четверика, цилиндрического в апсидах, крестового в притворах – ещё одна отличительная черта внутреннего пространства Воскресенского собора. К сожалению, больше никаких сведений об убранстве интерьера храма не сохранилось. Недолгий период расцвета собора сменился его полным забвением. В 1936 г. он был закрыт, а в его здании разместились склады, находившиеся там продолжительный период. Только в 1988 г. здание Воскресенского собора было передано РПЦ и в нём начались ремонтно-реставрационные работы. В 1992 г. епископом Тверским и Кашинским Виктором (Олейником) был совершён чин Малого освящения собора, спустя время храм получил статус кафедрального собора Тверской епархии, а по завершению всех восстановительных работ в 2010 г. архиепископ Виктор (Олейник) совершил чин Великого освящения Воскресенского кафедрального собора. Среди святынь собора наиболее почитаемые верующими иконы Пресвятой Богородицы («Державная», «Почаевская», «Иверская», «Грузинская», «Выдропужская», «Отрада и утешение»), образы святых: великомученика Пантелеймона, благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, благоверной княгини Анны Кашинской, святой Матроны Московской, святой великомученицы княгини Елизаветы Фёдоровны и мощи местночтимого святого Тверской епархии преподобноисповедника Сергия (Сребрянского), покоящиеся в раке под резной деревянной сенью в левом приделе собора.

http://sobory.ru/article/?object=04506

Галактион, 3 белых священника, диакон, пономарь. В 1700 г. во владениях В. м. к востоку и юго-востоку от Волоколамска находилось 59 дворов, в 1754 г.- 70 дворов, где жили 502 крестьянина. В 1724-1728 гг. к В. м. был приписан верейский в честь Входа Господня во Иерусалим мон-рь. К 1764 г. мон-рю принадлежали вотчины, занимавшие 3803 дес.: Возминская подмонастырская слобода, с. Никольское, деревни Горки, Жданова, Муромцова. В слободке на р. Городне находились принадлежавшие мон-рю мельница и кирпичный завод. «Доходов денежных, так и хлебных со оных крестьян не сбиралось, а сбирались за столовые припасы». В 1764 г. В. м. был упразднен, насельники переведены в Иосифов Волоцкий мон-рь. Здания В. м. До сер. XVI в. в мон-ре существовали деревянные церковь и кельи. Согласно утраченной к нач. XIX в. закладной каменной доске, в 1537 г. в В. м. «по словеси архимандрита Луки» был заложен каменный собор в честь Рождества Богородицы, к-рый представлял собой крестово-купольный 4-столпный храм с системой повышенных подпружных арок, с 3 апсидами и 3 главами (центральной и 2 располагавшимися над приделами в юж. и зап. апсидах), позакомарным покрытием с круглыми киотами в средних закомарах. С сев., вост. и зап. сторон храм украшали перспективные порталы с килевидными архивольтами, керамическими сноповидными капителями и «дыньками». Церковь имела сложный профилированный цоколь, повторяющий форму баз колонок порталов; ее стены снаружи были украшены лопатками, разделявшими каждую из них на 3 прясла, и тонким карнизом посередине высоты храма, переходившим в карниз апсид. Исследователи относят собор к кругу дмитровско-тверских памятников 30-х гг. XVI в., включавшему собор во имя Св. Троицы («Белая Троица») в Твери, соборы в Дмитрове, в Оршине , в Мефодиевом Пешношском мон-ре и др. Пророки Наум, Аввакум и Софония. Роспись свода арки в ц. Рождества Пресв. Богородицы. Сер. XVI в. Пророки Наум, Аввакум и Софония. Роспись свода арки в ц. Рождества Пресв. Богородицы. Сер. XVI в. В 1792 г. храм подвергся перестройке: были разобраны малые главки над приделами, переложены центральный барабан в старых габаритах и все закомары, церковь получила 4-скатную кровлю.

http://pravenc.ru/text/155102.html

Декоративное " ожерелье " выглядит как фасадный орнамент, состоящий из равно отстоящих друг от друга треугольников и впадинок. Относительная скупость декоративного оформления фасадов храма на Горке и их монохромное колористическое решение - черты, широко присущие средневековой архитектуре Пскова. При этом образ громоздкой и тяжеловесной старины во многом скрашивают окна фасадов, своими крупными размерами придающие всей композиции внутренний простор и даже добавляя некоторую лёгкость. Первоначальное покрытие церкви действительно было позакомарным, перекрытым по трём полукружиям с каждого фасада. Это предположение подтвердилось при позднейшей расчистке юго-западного кармана покрытия четверика. Его западная закомара повторяла наружные контуры соответствующего свода, зато закомара южной стены четверика была ложной, поскольку не повторяла абрис свода. Другое название ложной закомары более известно в архитектуре как кокошник. Тип первичного покрытия подтверждали и хорошо сохранившиеся между закомарами следы бывших водостоков с крыши. По мнению знатока северного русского зодчества Ю.П. Спегальского, установка здания на подклет - типологически и конструктивно псковская черта. Церковь Василия на Горке строилась на основательном подклете, поэтому из-за нижнего этажа, обычно не используемого в храмах для богослужений, церковный пол располагался высоко над уровнем земли. Для входа в помещение, расположенного с северной стороны храма, предназначается крыльцо, примыкающее к притвору. Маленькая, уютная и притягивающая взор, а внутри просторная и объёмная - таков наружный и внутренний облик этого храма. Между тем великие мастера, возводившие храмы в России, всегда ставили перед собой две наиглавнейшие задачи. Во время богослужения внутри помещения церкви всё должно быть видно и слышно, независимо от времени дня, солнечной либо пасмурной погоды и количества людей, находящихся в храме. В ходе постройки церкви Святителя Василия внутренние задачи нередко решались снаружи. Так, часть окон была устроена в узких, практически щелевидных проёмах, у которых прорезали очень большие откосы внутри.

http://sobory.ru/article/?object=00261

До середины XVIII века храм числился по дворцовому ведомству, но при императрице Елизавете Петровне отошёл к епархии. Своего прихода у него не имелось - как следствие, финансовое положение было незавидным. К XIX столетию собор находился в плачевном состоянии. А потом деньги нашлись. До самой революции Николо-Дворищенский храм почти полностью реконструировался, ремонтировался и перестраивался. Впрочем, нужно сразу оговориться - свой вид он менял и до этого. Как правило, все перестройки были связаны с пожарами, а горел храм с 1152 по 1709 год 13 раз! Горел по-настоящему, с трагическими последствиями; мелкие пожары в расчёт не берутся. В процессе послепожарных, да и просто плановых ремонтов что-нибудь обычно переделывалось. Сильно изменился облик собора дважды. В конце XVII века он потерял своё древнее пятиглавие и получил четырёхскатную крышу вместо позакомарного покрытия. А в начале XIX столетия пополнился новыми помещениями: с запада появилась большая пристройка вместо паперти, а с севера - ещё одна, исполненная в популярном тогда стиле классицизма - разумеется, совершенно не соответствующем древней постройки. После революции Николо-Дворищенский собор довольно долго оставался действующим, но в 1930-е годы его решили сделать музеем. Великую Отечественную войну он пережил не без потерь - от артиллерийских снарядов пострадали кровля и верхняя часть здания, в кладке пошли трещины. В 1945 году, на волне потепления отношений между государством и верующими, храм передали Церкви. По ходатайству Патриарха Адексия I удалось восстановить западную пристройку и обустроить в ней тёплый храм. Но новые гонения не заставили себя ждать - при Н.С. Хрущёве, в 1962 году, Николо-Дворищенский собор отобрали у верующих и передали Новгородскому музею-заповеднику, в ведении которого он и находится по сей день. Уже пятьдесят лет Никольский собор является музейным объектом. Конечно, жаль, что молитва покинула его стены, но музейным работникам нужно отдать должное - за полвека они многое сделали для того, чтобы вернуть древнему новгородскому храму его первоначальный облик.

http://sobory.ru/article/?object=00317

Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2016 г. Собор Михаила Архангела в Микулино был построен в конце 1550-х гг. в центре древнего городища тверских князей, окруженного земляными валами высотой около 5,5 метров и 600 метров в окружности. Крепость, хорошо укрепленная и окруженная высокими валами с острогом (стеной из бревен), служила форпостом Тверского княжества во время его соперничества с Москвой. Здесь же пролегала дорога из Москвы в Тверь, с бродом на реке Шоше. Наивысшего расцвета город Микулин достиг в XV веке, когда микулинские князья даже чеканили свою монету. Впервые этот город упоминается в летописях под 1363 годом. На месте нынешнего стоял более древний собор 1398 года. Настоящий храм изначально строился как усыпальница князя С.Н. Микулинского, унаследовавшего вотчину от своих предков, удельных князей. Под собором был сделан подвал, в котором и разместилась усыпальница. Когда в конце XVIII века собор потребовалось укреплять, склеп засыпали. Огромный четырехстолпный храм был изначально пятиглавым, с позакомарным покрытием, сложен он был из кирпича полубутовой кладкой, то есть, наружная и внутренняя части стены были выложены из кирпича, а пространство между ними заполнялось битым камнем и заливалось раствором. Такая кладка применялась в строительстве крепостных стен. Оправдала она себя и здесь: почти 500 лет стоит собор, и не могут его разрушить ни природные, ни политические перемены. Фасады собора разделены лопатками на три части (прясла), оканчивающиеся широкими закомарами. В середине трех фасадов – огромные перспективные порталы, издалека кажущиеся совсем небольшими дверцами. Но достаточно приблизиться, чтобы понять, насколько они велики. Фасады просты и за исключением порталов и непышных наличников лишены декора. Все украшения собора были сосредоточены зодчими на широких мощных световых барабанах. Снизу и сверху каждый барабан окружен несколькими рядами карнизов и аркатурными поясками. Узкие высокие окна, похожие на крепостные бойницы, создают впечатление еще большей высоты барабанов.

http://sobory.ru/article/?object=00391

Известный историк архитектуры Владимир Седов пришёл к выводу, что ростовское зодчество эпохи Ионы Сысоевича оказало сильнейшее влияние на тогдашнюю новгородскую архитектуру, и, в частости, на формирование каменного ансамбля Зеленецкого монастыря, эстетическим и духовным центром которого является Троицкий храм. Троицкий собор имеет традиционное пятиглавие, которе Патриарх Никон считал наиболее приемлемым для православных храмов. Центральный барабан - световой, боковые - глухие (сказывается ростовское влияние); все барабаны, помимо декоративного фриза, украшены керамическим поясом, причём на центральном барабане последний гораздо богаче, он состоит из трёх частей, из коих наиболее выразительна центральная часть, с круглыми вставками. Храм имеет позакомарное покрытие, восстановленное в новейшее время. В ходе ремонта, производившегося в первой половине XIX века, его, по тогдашнему обыкновению, заменили более функциональной четырёхскатной крышей. Вообще говоря, классическая закомара должна иметь полукруглое или килевидное завершение, здесь же оно - " треугольное " , но традиционнная форма (именно килевидная) " звучит " в углублениях с профилированными краями. Карниз подчёркнут керамическим валиком, украшенным орнаментом. Оригинальные окна Троицкого собора в первой половине XIX века были растёсаны, приобрели арочное завершение и лишились " затейливых наличников " , отсылающих нас к московскому " узорочью " . Но не все - на апсидах и на северном фасаде такие наличники с характерными сандриками мы можем видеть. Первоначальная галерея собора не сохранилась, напоминанием о ней остались фрагменты аркады, подчёркнутые белым цветом. Вообще же современную галерею собственно галереей можно назвать лишь условно - это скорее пристройка к храму. Отметим, что лишь на её стене визуально выделена межэтажная граница; фасады собора, имеющие вертикальное членение (обозначено лопатками), эту границу не выявляют. Алтарная часть понижена относительно высоты основного четверика и обозначена тремя апсидами, из которых центральная крупнее боковых. В верхней части апсид, под карнизом, имеется декоративный фриз, состоящий из пояса бегунца и обрамляющих его поясов поребрика. Эта декоративная деталь нам хорошо известна по памятникам псковско-новгородской школы периода её расцвета.

http://sobory.ru/article/?object=05245

Изначально Успенский собор представлял собой четырёхстолпный крестово-купольный храм с пятью главами и позакомарным покрытием. По сторонам его обвивали двухъярусные галереи. Изначальную форму глав собора установить не удалось, однако известно, что барабаны были каменными. Храм стоял на высоком подклете, а под ним располагались довольно большие погреба. Несомненно, уже при постройке главный храм города должен был иметь и собственную звонницу. С. А. Гаврилов определяет её место восточнее северной апсиды и полагает, что она могла стоять на особом выступе соборного фундамента. Просуществовала она недолго - спустя примерно столетие её разобрали, с тем чтобы поставить новую, " на левой стороне паперти " . Очевидно, это произошло в последние предсмутные годы. Ныне существующую колокольню возвели в конце XVIII века по проекту архитектора М.Я. Агафонова, крепостного И.Ф. Голицына. В 1820-е годы на колокольне установили часы, несколько изменив при этом её завершение. Одновременно с постройкой колокольни видоизменилась кровля собора - она утратила позакомарное покрытие и стала четырёхскатной. Первоначальные каменные барабаны разобрали и заменили их деревянными (вероятно для того, чтобы снизить нагрузку на древние стены собора). В первой половине 1820-х годов на месте северной галереи собора, был возведён по проекту Ф. М. Шестакова каменный придел в модном тогда псевдоготическом стиле. В 1840-х годах с южной стороны выстроили такой же (для симметрии). А вскоре по углам приделов появились четыре деревянных барабана с куполами, визуально приземлившие и расширившие собор. ХХ век начался с очередного ремонта. Идя навстречу желанию прихожан, Императорская археологическая комиссия позволила привести в порядок обветшавшие деревянные барабаны под куполами и перекрыть крышу храма. Кроме того, стены собора оштукатурили и покрасили. В 1912 году провели ещё один цикл работ - по возобновлению тёплой Дмитриевской церкви: здесь поновили штукатурку и живопись, покрасили стены. Также предполагалось " в приделе великомученика Дмитрия исправить иконостас и возобновить его позолоту, вызолотить киоты у трёх икон " . Было это реализовано или нет, неизвестно, документов на сей счёт не существует.

http://sobory.ru/article/?object=00398

Иконописная мастерская и школа для братии (с 1901 г.). Монастырь владеет 246 десятинами земли и получает от казны 1249 руб. 7 коп. Архимандрит, монахов 17, послушников 40. Леонид Иванович Денисов «Православные монастыри Российской империи». Москва. Издание А. Д. Ступина. 1908 г. Реставрация монастырского комплекса, новейшее время. В 1990-2002 годах реставрационные работы на объектах Борисоглебского монастыря проводились специалистами “Научно-производственной реставрационной мастерской “Яблоко” – бывшим филиалом Государственных Ярославских специальных научно-реставрационных производственных мастерских. Бессменный руководитель “Яблока” – Александр Станиславович Рыбников, председатель Ярославской региональной организации Союза Реставраторов России, Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Работы начались с восстановления древней кельи преподобного Иринарха-затворника, от которой к моменту реставрации сохранились лишь небольшие фрагменты кладки (сооружение-скит примерно 2,8 на 1,4 метра в плане было построено у восточной стены монастыря в 1580-х годах), при этом был снят слой грунта, под которым обнаружились остатки очень старой крепостной стены, подтвердившей версию о том, что во времена Ивана Грозного монастырь уже был обнесен каменным периметром. Сам Александр Станиславович говорил, что восстановление архитектурного ансамбля древнего Борисоглебского монастыря было его давней мечтой – на осуществление которой он потратил 12 лет жизни. За годы Советской власти древние здания, используемые под склады, муниципальные конторы, колбасные цеха, гаражи, общежития, пришли в весьма плачевное состояние – руины келейного корпуса мы видели только что, южная Сергиевская церковь и великолепная галерея покрылись громадными опасными трещинами, восточная крепостная стена накренилась наружу, буквально надвисая над трассой Ростов-Углич, причем процесс неудержимо прогрессировал - стена требовала проведения неотложных работ по укреплению. Именно выпрямление восточной стены, 100 м в длину, 12 м в высоту и в 2,5 м толщиной, стало вторым мероприятием “Яблока”. Рассеченную на 30-метровые участки стену раскачивали с помощью рычага, ставили на место и укрепляли – работали впятером, уложились в два года. После всестороннего исследования огромная работа была проведена в настоятельских покоях – практически полностью потерявших свой исторический облик за пять веков эксплуатации, сопровождавшихся перестройками. В трапезной Благовещенской церкви укрепили и загерметизировали своды, много лет страдавшие от протечек кровли и плесени, были начаты работы по расчистке масляной живописи 1892 года. Сергиевскому храму в 1990-х годах реставраторы вернули позакомарное покрытие, исследовали и по мере возможности расчистили фрески в арках. На звонницу вновь в те же годы вернулись часы. В 1989 году, после возвращения Борисоглебского собора РПЦ, в нём началось укрепление обнаруженных фрагментов настенных росписей.

http://sobory.ru/article/?object=00223

Исследователи называют Успенский собор Тихвинского монастыря одним из самых значительных памятников русского зодчества начала XVI века. Впрочем, в последующие века он претерпел существенные переустройства. Например, позакомарное покрытие было заменено четырёхскатной кровлей, а шлемовидные главы - луковичными. Успенский собор сооружался " под икону " - и это определило особенности его устроения. Перед западными столпами оставили довольно много свободного пространства - чтобы люди, пришедшие помолиться перед чудотворным образом Богородицы, могли не толпясь осуществить своё благочестивое намерение. Интересно был решён вопрос и с освящением - западные барабаны сделали " световыми " , таким образом, в пространстве храма выделилось то место, где находилась Тихвинская икона Богородицы. В советскую эпоху Успенский собор оставался действующим до 1931 года. В 1936-38 годах в нём находился продовольственный склад, в январе-феврале 1941 года - военный госпиталь, а в 1946-47 годах - цеха Всесоюзного общества слепых. После возвращения Тихвинского монастыря Православной Церкви (в 1995 году) в соборе была проведена масштабная реставрация. В частности, отреставрировали уникальный иконостас начала XVII века - один из старейших на территории России. Из журнала " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2009 Находящаяся в Успенском соборе Успенского Богородичного Тихвинского мужского монастыря Тихвинская икона Божией Матери прославилась многими чудесами, о чём свидетельствовали записи в монастырской книге. Поток паломников к ней был нескончаемым. На поклонение святыне шли люди всех сословий, в том числе и царственные особы. Во второй половине XVIII века во время капитальной перестройки Успенского собора почитаемая чудотворная икона находилась в монастырском соборе Рождества Пресвятой Богородицы (переименованном в 1876 году в собор во имя Покрова Богоматери после того, как он был кардинально перестроен в 1871-1876 годах). Император Павел I повелел торжественно и с почётом перенести святыню во вновь отстроенный храм. 9 июня 1798 года состоялось перенесение Тихвинской иконы Божией Матери государем императором Павлом Петровичем с наследником цесаревичем Александром Павловичем в сопровождении государыни императрицы Марии Фёдоровны и великого князя Константина Павловича, а также свиты и духовенства, из церкви Рождества Богородицы в Успенский собор. И снова икона заняла своё место на правом столпе храма. Это событие было запечатлено в 1801 году художником Василием Истоминым. Его картина впоследствии помещалась в золоченой раме на паперти Успенского собора в левом углу от входных дверей.

http://sobory.ru/article/?object=05268

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010