Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Церковь Сергия Радонежского. Входные врата с юга. Над ними церковь Преп. Сергия Радонежского. Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома " Район Волги " » http://andcvet.narod.ru/H_R.html и http://and110.ucoz.ru/XR/05/PG.html Т. ?? Карта и ближайшие объекты Один из немногочисленных фактов, имеющих отношение к датировке создания южной надвратной церкви Сергия Радонежского, заслуживает внимания. В 1897 году в газете " Новое время " появилось сообщение архимандрита Борисоглебского монастыря о том, что в монастырских клировых ведомостях указана дата постройки надвратной церкви Сергия - 1680 год. Эта же дата была выбита и на кресте под престолом в храме, причем надпись на нем указывала, что церковь построена при царе Федоре Алексеевиче (1676-1682). По сведениям монастырских архивов, освящение Сергиевского храма состоялось 7 сентября 1680 года. Сергиевская церковь обладает множеством черт, характерных для ростовской архитектуры XVII века - например, широкими окнами с килевидными наличниками из полувала и декоративными розетками из белого камня на северном фасаде. Строгую гладь стен слегка оживляет скромный пояс антаблемента под закомарами. В конце XVIII века церковь была перекрыта четырехскатной кровлей, в 90-х годах ХХ века было восстановлено первоначальное позакомарное покрытие. Пышное пятиглавие получило широкое распространение в культовом зодчестве во второй половине XVII столетия. Центральный световой и глухие угловые барабаны Сергиевской церкви украшены поясами из поребрика, городков и небольших арок на колонках с бусинами. Подобный аркатурный поясок появляется и на других монастырских зданиях XVII века. Пять мощных глав храма в старину были обиты деревянной чешуей, а в 1775 году, как видно из " Описи имущества " монастыря, опаяны белой жестью. Кровля тесовая, кресты на церкви железные, средний крест позолочен - отмечено в " Описи " . За исключение покрытия, церковь почти не подвергалась переделкам.

http://sobory.ru/article/?object=05675

Знаменский храм (Росхмель) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Знаменский храм (Росхмель) Каменный храм, внешне повторяющий в бетоне архитектуру древних четырёхстолпных храмов с позакомарным покрытием сводов, с трёхъярусной колокольней в связи. Кресты и купола установлены 13 апреля 2018 г. Содержание История [ править править код ] Место Калистово (Василево) известно ещё с XIII в. и освящена памятью о преподобном Сергии Радонежском. Название происходит от фамилии владельца, Калистова. Впервые упоминается в начале XVI в. как починок Калистов, владение Троице-Сергиева монастыря. В 1704 г. сельцо Калистово – вотчина стольника Я.А.Сытина, в 1723 г. – К.К. Сытникова, в 1748 г. — советника князя А.Я. Львова, в 1762 г. – его дочери, княгини А.А. Львовой, затем — полковника князя С.И. Одоевского, который устроил здесь свою усадьбу с домовой церковью Знамения. С 1810 г. сельцо – собственность действительного статского советника А.А.Прокопович-Антонского. В последней четверти XIX в. его приобретает московский купец П.Г. Фирсанов. Он перестраивает усадьбу согласно веяниям символизма: серебристые тополя, акации, туя, березовая аллея к открывшейся в 1886 г. железнодорожной станции. Деревянная домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в сельце Калистове была построена в 1773 г. Владелец сельца, князь Сергей Иванович Одоевский построил ее для своего брата Алексея Ивановича, инвалида, проживающего круглый год в усадьбе. С усадебным домом она соединялась переходом. Большая часть утвари была перенесена из домовой церкви князей Одоевских в Москве. В 1848 г. церковь была приписана к Вознесенскому храму села Рахманово. В последней четверти XIX в. на средства П.Г. Фирсанова по проекту архитектора Шесткова Знаменский храм был перестроен, возможно, с использованием сруба церкви 1773 г. Позднее по проекту архитектора Н.А. Шохина к храму была пристроена звонница. Храм стоял до 1930-х годов, после чего был разрушен. Храмовая икона Божией Матери «Знамение» хранится в Вознесенском храме с. Рахманово. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Знаменский_хра...

Москва. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Богородском-Воронине. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Было на территории Москвы село Богородское-Воронино, на речке Очаковке. Избы стояли на левом берегу, там, где теперь корпуса дома 123, числящегося по Ленинскому проспекту. А на правом берегу были церковь, усадьба и парк с прудом. Сохранились лишь остатки парка. На месте усадьбы и церкви - Российский государственный медицинский университет. Там, где был храм, теперь электроподстанция РГМУ. Главной достопримечательностью усадьбы Богородское-Воронино была Казанская церковь, сооруженная в 1677 г. боярином князем Иваном Андреевичем Голицыным - родоначальником второй линии этого знаменитого рода. Возведенный на средства князя храм являлся самой ранней культовой постройкой в этой части Подмосковья. Проектированием церкви занимался архитектор, хорошо знавший псковское зодчество, в чем убеждает ее композиция, а в соответствии с московскими вкусами храм получил редкий по красоте и изяществу декор наличников и традиционное пятиглавие. У церкви был придел Бориса и Глеба, примыкавший к ней с севера, но уже к середине XYIII в. он настолько обветшал, что в 1773 г. Синодальная контора разрешила его разобрать. При ремонтных работах в середине 1860-х гг. облик храма был искажен: некоторые окна были растесаны, из пяти глав сохранили лишь центральную, позакомарное покрытие уцелело лишь частично. С 1921 г. Богородское арендовала коммуна последователей Л.Н.Толстого “Жизнь и труд”. Из-за отсутствия средств толстовцы начали разбирать постройки усадьбы на дрова и возить их в Москву, меняя на продукты. С 1930-х гг. усадебная церковь использовалась как зернохранилище колонии Психиатрической больницы им. Кащенко, однако после постройки для него нового помещения в храме разместился клуб колонии. Первый этаж колокольни превратился в жилое однокомнатное помещение. К 1936 г. капитально перестроенная церковь была превращена в трехэтажный дом для двух отделений больницы. При этом было уничтожено кладбище. В начале 1970-х гг. все постройки на территории Богородского были снесены.

http://sobory.ru/article/?object=34872

Николо-Урюпино. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь [Кавелин Лев Александрович] Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении с 5-ю литографическими изображениями замечательнейших церквей. Архимандрита Леонида. Москва. В Синодальной Типографии. 1878 Лобготт Пипзам ?? Карта и ближайшие объекты Николо-Урюпино, Никольская церковь. Построена в 1667 (колокольня - 1840). Усадебная близ имения кн. Одоевских. В 1991 возвращена Церкви. Действует, отреставрирована. Кирпичная церковь построена в 1664-1665гг. крепостным зодчим Одоевских Павлом Потехиным. По композиции и конструкции напоминает другие церкви того же времени в других усадьбах Одоевских. Здание состоит из двустолпного одноглавого четверика и четырех приделов о углам, повторяющих форму храма. Западные приделы расположены над галереями и имеют поэтому пониженное внутреннее пространство. Между ними первоначально помещалась настенная звонница, замененная в 1840г. малоинтересной колокольней, сооруженной по проекту архитектора М.Д.Быковского. Фасады церкви украшены муравлеными изразцами, дополняющими архитектурное убранство из лекального кирпича. Храм и приделы завершались тремя ярусами кокошников, закрытыми в XVIII-XIXbb. четырехскатной кровлей и вновь восстановленными при недавней реставрации. Главы первоначально покрывала поливная черепица. На главах приделов черепичное покрытие восстановлено при реставрации. При недавней реставрации восстановлено также позакомарное покрытые основного объема и приделов. Село Урюпино некогда было приселком дворцового села Павшина Московского уезда, Горетова стана; потом оно находилось во владении дьяка Богдана Кашкина. В 1621 г. пожаловано в поместье боярину князю Ивану Никитичу Одоевскому; в 1623 г. в селе Урюпине находились двор помещиков с деловыми людьми, 3 двора крестьянских. В 1635 г. это поместье продано поместным приказом князю Никите Ивановичу Одоевскому в вотчину. Около 1638 г. в селе Урюпине построена вновь деревянная церковь во имя Николая Чудотворца с приделом св. Федора Тирона. Время построения существовавшего ранее храма в селе Урюпине точно определить невозможно, потому что документов Патриаршего казенного приказа за 1636-38 гг. не сохранилось.

http://sobory.ru/article/?object=01181

Новая Ладога. Собор Николая Чудотворца быв. Николо-Медведского монастыря. Киот с иконой Николая Чудотворца. К иконе вела система чугунных лестниц, построенная в XIX в. На фото видны последние ступени чугунной лестницы, сооружённой к киоту. Фотография С.М. Прокудина-Горского «Чудотворная икона Пр. Николая Чудотворца. Никольский собор», 1909 г. Елена Григорьева 1 июня 1909 Карта и ближайшие объекты Собор быв. Никольского Медведского монастыря (упразднен в 1704 г.). Приделы: Успения, прор. Осии, прп. Андрея Критского, прав. Лазаря. Железная лестница пристроена в нач. ХХ в. для подъема паломников на второй этаж, где хранились святыни быв. монастыря. Никольский собор бывшего Медведовского (Никольского Медвецкого монастыря) в Новой Ладоге Никольский собор представляет собой простую плитную постройку, сохранившую, несмотря на позднейшие ремонты («починки») и переделки, черты, свойственные древнерусскому культовому зодчеству. Можно предположить, что описываемый собор был возведен новгородскими мастерами в XV—XVI вв., а типично московское крыльцо со всходом пристроено в XVII столетии. Традиционная схема положена в основание собора — четырехугольник с одним апсидным выступом с востока. Высота белокаменного здания составляет 21 м, ширина вместе с пристроенным в 1711 г. с севера приделом 20 м. В древности стены собора не были гладко оштукатурены, а представляли собой живописную неровную поверхность, обмазанную глиной и будто вылепленную народным скульптором. Суровую их простоту подчеркивали узкие бойницеобразные окна-щели, расширенные позднее. Внешний облик Никольского собора был сильно искажен в 1812 г., когда изящное позакомарное покрытие с полукружиями было заменено грубым четырехскатным, устроен придел у западного фасада и растесаны окна, ведущие в подвал-подклет. Тогда же в просторном интерьере, разделенном оштукатуренными столбами, был установлен резной трехъярусный иконостас. Несмотря на то, что многочисленные витые колонки, виноградные лозы и пальметки несколько перегружают иконостас, они являются образцом мастерства резчиков по дереву.

http://sobory.ru/article/?object=03541

Ярославль. Спасо-Преображенский монастырь. Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома " Район Волги " » http://andcvet.narod.ru/pg/04/sam.html и http://andcvet.narod.ru/pg/04/asd19.html , http://andcvet.narod.ru/pg/04/cb/353.jpg Т. ?? Карта и ближайшие объекты Один из древнейших монастырей Северо-Западной Руси, документально известен с 1186. В 1213 в монастыре основано первое на Руси учебное заведение - Григорьевский притвор (позднее переведен в Ростов). С тех пор здесь складывается великолепная библиотека, подлинной жемчужиной которой был единственный сохранившийся экземпляр " Слова о полку Игореве " (обнаружен в 1788). В 13-16 веках Спасский монастырь был крупнейшим землевладельцем, а его настоятель носил высокий сан архимандрита. Надежно укрепленный, он выдержал в 1609 осаду польских интервентов. В 1612 от стен монастыря начало свой путь за освобождение Москвы ополчение Минина и Пожарского. В 1747 здесь была открыта одна из первых в России духовных семинарий. В 1787 монастырь закрыт и обращен в резиденцию ростовских и ярославских архиепископов (вместо обветшавшего Ростовского кремля). В советское время здесь разместился Ярославский историко-архитектурный музей заповедник. Древнейший из сохранившихся в городе храмов - Спасо-Преображенский собор, первоначально воздвигнутый в камне в 1216-24 годах. Существующий собор был построен в 1506-16 годах по образцу Благовещенского собора Московского кремля, предположительно итальянскими мастерами. Это четырехстолпный трехглавный храм с позакомарным покрытием, на высоком подклете, с открытыми двухъярусными галереями. В подклете - усыпальница ярославских удельных князей и их потомков. Хорошо сохранилась монументальная роспись храма, выполненная по заказу Ивана Грозного московскими и ярославскими мастерами в 1563-64 годах. В 1950-х гг. была проведена большая работа по реставрации памятника, включавшая восстановление боковых глав, шлемовидной формы центральной главы, замену четырехскатного покрытия на позакомарное и т.д.

http://sobory.ru/article/?object=00216

Борец. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В селе Борец Сараевского района каменная церковь с такой же колокольней в одной связи была построена стараниями и на средства прихожан в 1885 году. Вся покрыта железом, главный храм холодный, трапезный – теплый. Престолов было три: в честь Рождества Христова, Покрова Пресвятой Богородицы и Святителя Николая. В приход входили школы: в селе Борец двухклассная министерская и одноклассная земская; в деревне Николаевке одноклассная церковно-приходская школа. Церковная школа помещалась в собственном доме и на содержание ее отпускались средства от сельского общества деревни Николаевки. В 1914 году в церковной школе обучалось – 24 мальчика и 4 девочки. С 1905 года законоучителем и заведующим церковно-приходской школы был священник села Борец Дмитрий Федорович Процеров, предшественниками были священники – Мелиоранский Николай Васильевич и Харьков Дмитрий Алексеевич. В 1922 году для нужд голодающего Поволжья были изъяты церковные ценности из храма. Решением Рязанского облисполкома 563 от 01.04.1940 года церковь была закрыта для переоборудования ее под школу. http://www.ryazeparh.ru Автор и строитель храма неизвестны. Заказчиком являются прихожане с. Борец. Четырехстолпный, трехнефный, бескупольный храм с одной апсидой. На продольной оси скомпонованы: входное крыльцо, колокольня с двумя комнатами, квадраты общирной трапезной и основного храма и трехгранная апсида. Объемно-пространственная композиция памятника складывается из четверика трехъярусной колокольни с входным крыльцом, завершенной шатром с небольшой луковичной главкой низкого и обширного объема трапезной с центрально расположенной главкой на восьмигранном барабане, двухъярусного массива основного храма, увенчанного пятью луковичными главками и маловыступающей трехгранной апсиды. Стены неоштукатурены. Высокие спаренные арочные оконные проемы обрамлены штукатурными профилированными наличниками, двойной карниз несложного профиля опоясывает все объемы здания и разделяет основной храм на два яруса. Конфигурация окон повторяется в нишах на восточном и западном фасадах второго яруса основного храма. Луковичные главы основного храма возвышаются на четырехгранном постаменте с позакомарным завершением в центральной части. Спаренные оконные проемы объединены трехлопастной кривой. Второй ярус основного храма завершен декоративной аркатурой. Храм является Объектом культурного наследия регионального значения, Постановление Правительства Рязанской области от 06.02.2009 г. 20. Памятники архитектуры Рязанской области Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=17645

Золотково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы , Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1998 и 2001. Архитектор:А.Н. Трофимов Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, пос. Золотково Координаты: 55.529065, 41.104816 Проезд:С северной окраины райцентра Гусь-Хрустальный, со стороны Владимира, пересекаем объездную дорогу и выезжаем от неё на восток по указателю " Золотково " . 36 км асфальтовой дороги в посредственном состоянии. Вновь построенный собор находится возле одного из корпусов стеклозавода, при въезде в поселок никуда не сворачивать, дорога приведёт к нему. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Крашеная в нежно-розовый колер Богородице-Рождественская церковь в Золотково вновьпостроенная. Она чудесным образом выросла и украсила унылое однообразие серых промышленных корпусов стеклозавода, образующих ландшафт рабочего посёлка. Большие размеры безтрапезной двухъярусной церкви со встроено-пристроенной колокольней вполне позволяют соотнести её с соборными храмами. Заострённая форма комар и позакомарного покрытия внове для Владимирской земли. Прослеживается уклон в древневизантийские истоки православия. Тем не менее, барабан и шлемовидная глава, некоторая ассиметрия фасадов, достойно продолжают традиции, воплощенные древними зодчими в Успенском соборе стольного Владимира, а красивейший белокаменный поясок центрального барабана корреспондирует с аналогичным на древнем Троицком соборе Успенской Александровой слободы и московскими мотивами. По качеству исполнения, особенно в цокольном ярусе, кладка красным кирпичом вызывает некоторые нарекания. Элемент архитектурной недоделанности, стилистические упрощения «рука рубить устала» просматривается в завершении колокольни. Возможно эти вопросы будут решены в рабочем порядке по мере завершения строительных работ, т.к. часть фасадов пока не окрашена. В целом удачно выбранное место, приподнятые пропорции храма и хорошо продуманная высота объемов придают ему нарядный, праздничный характер, церковь смотрится монолитно, органично и естественно. Ред.2011г.   Церковь освящена 3 сентября 2011 года Комментарии и обсуждение " Служители. Выпуск от 12 июня 2013 " - программа посвящена отцу Ивану Позднееу, который построил храм Рождества Богородицы (п.Золотково) (Видеосюжет на телеканале СОЮЗ http://tv-soyuz.ru/programms/tv/culture/at37251 ) --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=04022

Памятник преподобному Сергию Радонежскому восстановлен в Свияжском монастыре в Татарстане 16 августа 2019 г. 15:43 14 августа 2019 года в Свияжском Богородице-Успенском мужском монастыре Казанской епархии установили памятник преподобному Сергию Радонежскому. Скульптура, созданная в конце 1990-х по благословению тогдашнего настоятеля обители игумена Кирилла (Коровина), считалась утраченной, но недавно ее обнаружили закопанной в землю рядом с алтарной частью Успенского собора. Храмовое здание и монастырские постройки долгое время находились в запустении, но в начале 2000-х было принято решение восстановить святыню. Реставраторы укрепили фундамент и выполнили гидроизоляцию, отреставрировали стены, своды, позакомарное покрытие, кровлю четверика и трапезной. Главы были покрыты медью, изготовлены новые окна, двери и ставни, устроена дискретная отмостка. 18 июля 2018 года, в день празднования обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан возглавил чин великого освящения отреставрированной Сергиевской церкви в бывшем Иоанно-Предтеченском монастыре и совершил Божественную литургию в новоосвященном храме. По завершении реставрационных работ в Свияжском монастыре по благословению митрополита Феофана начались работы по восстановлению памятника. Неподалеку от Успенского собора была подготовлена площадка с основанием для монумента. При помощи специальной техники памятник установили на постамент. Затем духовенство и братия монастыря во главе с настоятелем игуменом Симеоном (Кулагиным) совершили славление преподобному Сергию. Основатель Троице-Сергиевой лавры считается одним из покровителей Свияжска, в его честь 7 октября 1604 года была освящена церковь в Свияжском Иоанно-Предтеченском монастыре. «Мы очень рады, что памятник преподобному Сергию Радонежскому вновь занял свое историческое место на территории Свияжской обители. Скульптура является важной деталью архитектурного ансамбля, и в ближайшее время реставраторы приведут ее в надлежащий вид — очистят от мха и загрязнений. В этом уютном месте паломники и туристы смогут помолиться великому святому, духовному собирателю русского народа», — отметил игумен Симеон (Кулагин). Татарстанская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Псковский храм XII века вновь обрел колокола 6 апреля 2009 г. 13:40 3 апреля в Пскове были освящены и подняты на звонницу собора Рождества Иоанна Предтечи 6 колоколов. Чин освящения совершил митрополит Псковский и Великолукский Евсевий , сообщает инормационнная служба Псковской епархии . На освящении присутствовали насельники и настоятель Крыпецкого монастыря иеромонах Савва, трудами которого появились колокола на храме Рождества. Владыка Евсевий, обращаясь  к собравшимся прихожанам, отметил, что поднятие колоколов на храмы — это особое событие.  Колокол — это голос, который с давних времен, собирает людей и в радости, и в печали, и своим голосом славит Бога. Колокола были отлиты на средства белорусских благотворителей в Воронеже. Общий вес 6 колоколов составляет около 500 килограммов. Храм Рождества Иоанна Предтечи относится к первой половине XII века. Это второй по древности храм Пскова (первый — Спасо-Преображенский Собор — находится на территории Мирожского монастыря). Церковь была соборным храмом Иоанно-Предтеченского женского монастыря, основанного в 1240 году княгиней Евфросинией Рогволдовной — теткой известного псковского князя Довмонта. Под именем Евпраксиньи она стала первой игуменьей монастыря; погребена здесь же, в Иоанновском соборе, который с того времени стал усыпальницей псковских княгинь, (а много позднее, в XIX в., и губернаторов города). В архитектурном отношении собор Рождества Иоанна Предтечи уникален: это единственный базиликальный, трехнефный, трехапсидный храм в Пскове, относящийся, как и мирожский, к древним, домонгольским временам. Позакомарное покрытие, три главы шлемовидной формы, шесть столпов в интерьере указывают на новгородскую домонгольскую школу (псковские — двухпролетная звонница и притвор — появились позднее). Храм был построен с небольшим отступом от берега реки Великой, против впадения в нее Псковы. В советское время храм был осквернен и долгое время находился в запустении. В 1991 году храм был передан Церкви и постепенно был восстановлен. С февраля 2007 года Собор Рождества Иоанна Предтечи и бывшая монастырская просфорня переданы митрополитом Псковским Евсевием Крыпецкому монастырю для организации подворья. За прошедшее после этого время собор Иоанна Предтечи преобразился: появился постоянный священник в храме, чаще стали совершаться службы, увеличилось число прихожан, сделан ремонт в храме и просфорне, оформлены документы на недвижимость, проведены тепло, газ и свет, издана полная история Иоанновского монастыря, а теперь — вновь появились колокола. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/608152.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010