Кострома. Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Кафедральный собор Богоявления Господня и Анастасии Римляныни. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Главным сооружением ансамбля является Богоявленский собор 26 Е), состоящий из “старой” и “новой” частей. В 1982 г. в соборе произошел пожар, практически полностью уничтоживший сохранявшуюся в нем стенопись. В 1985-1991 гг. здание реставрировано КСНРПМ (арх. А.П. Чернов). “Старый” собор — прекрасный образец монастырского строительства середины XVI в., созданный руками ростовских мастеров и отличающийся монументальностью и внушительностью своих форм. Это характерное для того времени крестовокупольное здание, четырехстолпное, пятиглавое и трехапсидное, поставленное на высокий подклет. Его крупный двусветный четверик, первоначально с позакомарным покрытием, венчают луковичные главы на больших цилиндрических световых барабанах. Мощь форм собора особенно наглядно ощущается с востока, где выступают могучие полукружия апсид, разделенные прямоугольными колонками. Широкие лопатки членят фасады собора на три прясла, видимые из-за пристроек лишь в своей верхней части и завершенные килевидными закомарами. Антаблемент, раскрепованный на лопатках, отделяет закомары от стен. В их средних пряслах, внутри пристроек с юга и севера, сохранились перспективные порталы с белокаменными деталями; прежние окна заложены или растесаны. Барабаны глав украшены аркатурой на колонках и поясом городков под карнизом. В интерьере собора мощные крестообразные столбы широко расставлены и поддерживают при помощи подпружных арок между ними и стенами коробовые своды рукавов креста. Паруса обеспечивают переход к барабанам над средней и угловыми ячейками с восемью окнами у среднего и четырьмя — у боковых; основные подпружные арки повышены по отношению к сводам. Полностью открытые в храм апсиды, в южной из которых помещался придел Успения, перекрыты коробовыми сводами с конхами. Внутристенная лестница в южной стене ведет на своды. В сводчатом подклете находилась усыпальница с надгробиями XVI-XVIII вв., в которой похоронены бояре Салтыковы, князь И. Хованский с семейством, боярин А. Кафтырев, игумены Исайя и Герасим и др.

http://sobory.ru/article/?object=05164

Кострома. Церковь Иоанна Богослова. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Иоанна Богослова. Комплекс XVII – вторая половина XIX вв. Своеобразный костромской храм, характеризующий особенности развития культовой архитектуры во второй половине 19 века и имеющий важное градостроительное значение. С начала 17 века здесь известна деревянная приходская церковь. Вместо нее по некоторым сведениям в 1686 г. сооружен каменный храм, двустолпный и одноглавый, с позакомарным покрытием, трапезной с южным приделом и шатровой колокольней, впервые упомянутый в архивных документах в 1715-1716 гг. Однако в 1874-1912 гг. храм ремонтировался. В конце 1940-х гг. разобраны колокольня и главы и переделан интерьер, на фасадах при сохранении их общей композиционной структуры были сбиты украшавшие окна треугольные разорванные фронтончики, а полуциркульные кокошники, декорированные антики боковых фасадов, заменены фризом из прямоугольных нишек, утрачены также арочные тяги, объединяющие окна в широких гранях восьмерика. Территория храма была обнесена оградой. Церковь. Кирпичное и оштукатуренное здание расположено на высоком холме - «Кадкиной горе» и хорошо видно в перспективе улицы. Его прямоугольные в плане объем в два света, сильно вытянутый по поперечной оси, увенчан в центре восьмериком с куполом. Три крупные полукруглые апсиды алтаря и короткая трапезная, над западной частью которой стояла колокольня, слегка понижены. Декор фасадов, появившийся в результате перестройки здания в 1940-е гг., подчеркнуто плоскостной. Простые пилястры – на углах и между арочных окон, в завершении стен – упрощенные антаблементы и карнизы. Более выразительны филенчатые прямоугольные обрамления окон, охватывающие на боковых фасадах проемы верхнего и нижнего света. В плане здания необычно расширение боковых стен к востоку. В центре четыре мощных пилона со срезанными углами несут при помощи подпружных арок и парусов круглый изнутри восьмерик с куполом. Широкие боковые части перекрыты крестовыми и коробовыми сводам, апсиды – коробовыми конхами. Ограда – ажурная металлическая решетка. Закрепленная в кирпичных оштукатуренных столбах, соединенная невысоким цоколем. Рисунок решетки образован пересечение крупных сердцевидных звеньев.

http://sobory.ru/article/?object=03645

Никольский храм (Николо-Урюпино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Никольский храм построен в 1665 году чаянием боярина князя И.И. Одоевского его крепостным зодчим Павлом Потехиным, в древнерусском стиле узорочье, на месте деревянной церкви начала XVII века. Содержание История [ править править код ] Первоначально Никольское-Урюпино на реке Липке было приселком дворцового села Павшина. В 1621 г. оно пожаловано в поместье боярину, князю Ивану Никитичу Одоевскому Меньшому. В 1638 г. в Никольском-Урюпине был поставлен деревянный храм, а в 1664—1665 гг. крепостным зодчим Павлом Потехиным выстроена нарядно украшенная кокошниками каменная церковь во имя святителя Николая. В 1840 г. настенная звонница церкви была заменена колокольней, обновлено убранство приделов, устроено «духовое» отопление. Храм имеет четыре придела: в честь Казанской иконы Божией Матери, во имя князя-мученика Михаила Черниговского и боярина Феодора, во имя преподобномученицы Евдокии и во имя мучеников Фотия и Аникиты. Последними владельцами усадьбы до 1917 г. были князья Голицыны. Храм закрыли в 1939 г. В нем размещались сельсовет, склад, мастерские. В 1970-х гг. храм попытались отреставрировать как памятник истории. С конца 1980-х гг. в здании располагался кооператив «Практика». В 1991 г. церковь вернули верующим и в ней начались богослужение и ремонтные работы. Архитектура [ править править код ] Никольский храм в подмосковном селе Николо-Урюпино - жемчужина русской храмовой архитектуры XVII века, свидетель посещения его царственными особами. Творение гениального крепостного зодчего бояр Одоевских-Черкасских Павла Сидоровича Потехина, сумевшего соединить ремесло и полёт творческой фантазии, Никольский храм явил миру не просто дом Божий, а будто соединил в одно целое земное и небесное. Символично, что вход в храм украшают два больших изображения ангелов, восстановленных во время реставрации, - сурового Архистратига Михаила с мечом и исполненного любви Ангела-хранителя. Здание состоит из двустолпного одноглавого четверика и четырех приделов о углам, повторяющих форму храма. Западные приделы расположены над галереями и имеют поэтому пониженное внутреннее пространство. Между ними первоначально помещалась настенная звонница, замененная в 1840г. малоинтересной колокольней, сооруженной по проекту архитектора М.Д.Быковского. Фасады церкви украшены муравлеными изразцами, дополняющими архитектурное убранство из лекального кирпича. Храм и приделы завершались тремя ярусами кокошников, закрытыми в XVIII-XIX вв. четырехскатной кровлей и вновь восстановленными при недавней реставрации. Главы первоначально покрывала поливная черепица. На главах приделов черепичное покрытие восстановлено при реставрации, восстановлено также позакомарное покрытые основного объема и приделов. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_хра...

Собор во имя Рождества Иоанна Предтечи (Псков) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор во имя Рождества Иоанна Предтечи — единственный в Пскове памятник архитектуры, сооруженный в традициях Новгородского зодчества XII века, один из первых каменных храмов средневекового Пскова; является подворьем Крыпецкого монастыря. Содержание История [ править править код ] Иоанно-Предтеченский девичий монастырь был основан в 1240 году княгиней Ефросиньей Рогволдовной — теткой известного псковского князя Довмонта. Под именем Евпраксиньи она стала первой игуменьей монастыря; погребена здесь же, в Иоанновском соборе, который с того времени стал усыпальницей псковских княгинь, (а много позднее, в XIX в., и губернаторов города). В 1921 г. монастырь был закрыт. Богослужения возобновились через 70 лет, в 1991 году. Реставрации: 1948-1949 гг. (архитектор П. Н. Максимов), 1978-1991 гг. (С. П. Михайлов, открывший фрагменты живописи 12 века). В архитектурном отношении собор уникален: это единственный базиликальный, трехнефный, трехапсидный храм в Пскове, относящийся, как и мирожский, к древним, домонгольским временам. Позакомарное покрытие, три главы шлемовидной формы, шесть столпов в интерьере указывают на новгородскую домонгольскую школу (псковские — двухпролетная звонница и притвор — появились позднее). В интерьере — также редкие для псковской традиции - 6 столпов и пониженные подпружные арки. В декоре используется аркатурный пояс на барабане; загадочны круглые (!) окна в восточной части четверика — таинственные иллюминаторы на этом древнем корабле веры. Он построен с небольшим отступом от берега реки Великой, против впадения в неё Псковы. По преданию монастырь основан около 1240 года местно - чтимою княгиней Ефросиньей, в иночестве Евпраксией. Благоверная княгиня, дочь полоцкого князя Рогволда Борисовича и тётка князя Довмонта, была в супружестве за князем — авантюристом Ярославом Владимировичем, который являлся сыном Псковского князя Владимира Мстиславовича. Ефросинья была отвергнута злым супругом, который то воевал против немцев, то дружил с ними, наконец ушёл к рыцарям и там женился на Лифляндке. Жизнь её была трагической, видимо не от большого счастья она постриглась в монахини, построив во Пскове Ивановскую обитель она стала и первой его настоятельницей.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_во_имя_Р...

Спасо-Преображенский собор (Чернигов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский собор — Спасо-Преображенский собор пятиглавый восьмистолпный храм в Чернигове. Старейший сохранившийся памятник древнерусского зодчества. О его бывшем богатом внутреннем убранстве свидетельствуют остатки фресок, резные плиты хоров, пола, колонны. На протяжении веков он неоднократно перестраивался. В Спасо-Преображенском соборе покоится прах князя Игоря Северского, воспетого в «Слове о Полку Игореве», Игоря Черниговского и других князей той эпохи. Спасо-Преображенский собор — уникальный архитектурный памятник начала 11 в., который является самым древним православным храмом, как на Украине, так и в России. Древнее только Константинопольская София, которая ныне находится в турецком Стамбуле. Киевская София моложе Черниговского Спаса на несколько лет, а Новгородская София — на два десятилетия. Содержание История [ править править код ] Заложен около 1031-1036 годов черниговским князем Мстиславом Владимировичем. После его смерти в 1036 г. (согласно Повести временных лет по Ипатьевскому списку) со стройки собора, имевшего высоту стен около 4 метров, мастера были сняты для постройки храма св.Софии Новгородской, а окончен черниговский собор был только в середине века. Стал главным храмом древнерусского города и Чернигово-Северского княжества. Спасо-Преображенский собор сохранился до наших дней почти целиком, но отчасти перестроенным: он подвергся переделкам после разрушительного пожара 1756 года. Все внутренние помещения выгорели. Сгоревшие деревянные хоры не были восстановлены. Была сломана крещальня в юго-западном углу храма, а вместо неё построена круглая башня, симметричная левой древней башне с лестницей на хоры. На обе башни были установлены шпили огромной величины, что исказило древний облик церкви. В довершение ко всему, перед порталами устроили тамбуры. Постепенное возвышение масс храма кверху было утрачено с западной стороны. Пирамидальный рост собора виден с востока. Древнее покрытие храма было позакомарным, что также работало на эффект пирамидальности верхней части постройки. Главы имели по-византийски параболическую форму. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Суздаль от «создание» Публикация подготовлена братией Сретенского монастыря на основании материала, собранного во время поездки в Суздаль в феврале 2005 года. Суздаль – город монастырей. C высоты птичьего полета видно, что третью часть старого города занимают церкви и монастыри. За всю историю в Суздале было пятнадцать монастырей, не считая приходских храмов. Не все из них сохранились. С начала XIII века Суздаль был резиденцией епископов. При каждом епископе основывались монастыри, а бывало, что и по два. Они сохранялись на протяжении веков, но некоторые были разорены татарами в XIII веке. Так, например, в 1238 году разрушен Введенский девичий монастырь. А некоторые были разрушены поляками, в смутное время с 1608 по 1610 год. Суздаль несколько раз разорялся польскими отрядами, литовцами и даже казацкой вольницей. По Васильевской улице можно пройти в Кидекшу. Улица названа в честь монастыря. Монастырь, храм которого освящен в честь свт. Василия Великого, был основан в XIII веке. Определенной даты основания нет, но основание монастыря связывают с именем удельного князя Василия Ростовского. Возможно, князь и основал этот монастырь на окраине Суздаля. Но есть неподтвержденные версии, что в X веке Владимир Креститель, приходя сюда, основал монастырь. Более достоверные версии свидетельствуют о существовании монастыря с XIII века. Археологи говорят, что культурный слой сохранился там с XIII века. Сам монастырь был действующим до времен Екатерины II. Но после секуляризации церковных земель, а почти все богатейшие земли в округе принадлежали монастырям и архиерейскому дому, многие монастыри потеряли свои крупные владения. Поэтому некоторые монастыри упраздняли, превращали в приходские храмы. Васильевский монастырь был приписан к Спасо-Евфимиеву монастырю. Таким образом, были совмещены два мужских монастыря. Храм в Васильевском монастыре был построен в XVII веке. В конце XVII века уже не использовали старые технологии построек, позакомарные покрытия, древние конструкции. А возводили более простые сомкнутые своды, плоские крыши. Над Васильевским собором сохранился световой барабан. Храм этот особенный для Суздаля – он двухстолпный. Что немного изменяет старую традицию строить четырехстолпные или шестистолпные храмы. Колокольня была построена уже позже, в XVIII веке. Сейчас монастырь действует. Братия живет в небольших домиках. Сретенская трапезная церковь тоже передана монастырю, но не вся территория монастыря передана братии. Там есть и дом коммунального хозяйства, это наследие старых времен.

http://pravoslavie.ru/1847.html

Храм Петра и Павла (Можайск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Петра и Павла (Петропавловский собор, в прошлом Старо-Никольский собор) — храм Московской областной епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Можайске Московской области на территории бывшего Можайского кремля. Был сооружён при Можайском князе Андрее Дмитриевиче (сын Дмитрия Донского). Находится рядом с Никольским собором . Содержание История [ править править код ] В период расцвета Можайска перед Смутным временем в городе действовал Петропавловский мужской монастырь (см. подробнее) с соборным храмом апостолов Петра и Павла. Современный Петропавловский храм Можайска - наследник первого храма города, старой соборной церкви воздвигнутой примерно в одно время с постройкой детинца на территории Можайского кремля в XIII веке. Вероятно храм был первоначально построен из дерева, но при удельном Можайском князе Андрее Димитриевиче в конце XIV-haчaлe XV века взамен прежнего был выстроен белокаменный собор. Главный храм города был освящён во имя покровителя Можайска, святителя Николая Угодника. В 1450-1475 годах к южной стороне собора, справа от входа, была пристроена придельная церковь святого Георгия. Самое раннее сохранившееся письменное упоминание собора относится к 1536 году. Второе известное упоминание, которое относится к 1541 году, можно и по сей день прочесть на камне с северной стороны собора: " Лета 7049 делали паперть, да и город делали тогож лета " . Во время польско-литовского нашествия в годы смуты храм был разграблен, но здание уцелело. Строивший в 1624-1626 годах Можайскую крепость И. В. Измайлов сообщал патриарху Филарету о том, что ему было велено " поделать соборную церковь Николы Чудотворца " , и что он ту отделку сделал. Надпись 1541 года в стене Петропавловского храма В 1683-1685 годах был перестроен надвратный храм на Никольских воротах, получивший название Новый Никольский собор (верхний), в связи с чем древний городской собор стал именоваться Старым Никольским (нижним) собором. К тому времени старый собор сильно обветшал и нуждался в ремонте. В 1688 году протопоп Терентий и казначей Андрей Владыкин отправили патриарху Иоакиму челобитную с просьбой выделить средства на ремонт собора, на что патриарх 22 сентября того года выдал 48 рублей 12 алтын и 3 деньги на покупку железа для обвязки стен. В следующем году работы по укреплению стены были завершены. По периметру собор был обвязан железным поясом, а на месте разобранного Георгиевского придела был поставлен контрфорс. В 1758 году крышу собора покрыли новым железом, о чём на металлическом подзоре кровли над южной алтарной апсидой была сделана надпись: " Былъ покрытъ 1758 " . В это время старая позакомарная кровля была заменена на четырёхскатную, а к куполу была приделана " шея " с дополнительной главкой.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Петра_и_П...

Церковь Жён-мироносиц (Псков) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Жён-мироносиц со скудельниц была построена в XVI веке; известна тем, что в ней служил священник Павел Адельгейм. Престольный праздник: день Жён-мироносиц (переходящий праздник). Содержание История [ править править код ] Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем, на котором есть несколько каменных крестов XIV-XVI вв. Ныне это известный городской некрополь, где много захоронений выдающихся псковичей. Так, в северной части кладбища — могила знаменитого архитектора-реставратора, знатока псковских древностей, Юрия Павловича Спегальского, почетного гражданина Пскова. Территория кладбища ограждена каменной оградой с надвратной колокольней (1881 г.). Мироносицкая церковь в 1546 г. поставлена в центре некрополя, на месте более древней, деревянной на скудельницах (т.е. на кладбище с общими могилами убитых и умерших во время мора). Возведена она была на средства известного Московского (прежде — Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи читаем также о других заказчиках храма: «...церковь поставиша на скудельницах святых жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша...» С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной («слоужбу вседневноую учиниша»). Главный монастырский храм — довольно крупный для Пскова, поставленный на обширный подклет; одноглавый, трехапсидный, с северным (Ильинским — 1848 г.) и южным (Рождества Христова) приделами. С запада к храму примыкает притвор и крыльцо (XIX в.). В древности церковь имела красивое позакомарное покрытие по очертаниям сводов, а над южным приделом — характерную двухпролетную псковскую звонницу. Интерьер сохранил высоту четырех столпов и имеет явственный крестово-купольный характер. Рукава креста перекрыты коробовыми сводами с невыявленными подпружными арками, так называемыми «слитными сводами», — образуют более связанное, как бы «зальное» пространство. Эти «московские новости» характерны и для сложной формы подклета, включающего галерею.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Жён-ми...

Волоколамск. Собор Воскресения Христова на Соборной горке. Воскресенский собор на Соборной горке Фрагмент росписи с изображением IV и V Вселенских соборов. Кон. XV в. Школа Дионисия. Находился на западной стороне северо-восточного столпа собора. В 2005 г. группой московских реставраторов под руководством Г.В. Попова фреска была снята и реставрирована. В настоящее время её можно увидеть в Волоколамском музее. Дмитрий Шевельков 17 декабря 2007 Карта и ближайшие объекты Собор в кремле построен во второй половине XVb. удельным князем Борисом Волоцким в формах московского зодчества XVb. Это один из лучших памятников этого времени в Подмосковье. Белокаменный одноглавый четырехстолпный храм поставлен на высокий подклет. Верхняя часть храма - кирпичные коробовые своды с подпружными арками и барабан - относится к концу XVIIb. Фасады собора украшены перспективными килевидными порталами с дыньками и сноповидными капителями. Стены храма опоясывает трехчастный декоративный пояс с терракотовым фризом и балясинами. При позднейших ремонтах позакомарное покрытие было заменено четырехскатной кровлей, часть окон расширена. В конце XVIII- начале XIXbb. сооружены колокольня и переход, соединяющий ее с храмом. Собор был частично отреставрирован в 1960-х гг. В интерьере на северо-восточном столбе сохранились фрагменты росписи 1480-1490гг. В XVIIb. стены собора были покрыты новой живописью, в XIXb. оштукатурены и вновь расписаны. Когда в точности был возведён этот храм, неизвестно. В большинстве современных исследований время строительства Воскресенского собора определяется " около 1480 года " . Воскресенский собор прожил без особенных бед до эпохи русской Смуты. В 1612 году Волоколамск захватили поляки. Кремлёвскую крепость интервенты взять так и не смогли. Вражеская артиллерия разбила главу собора, храм утратил кровлю, в нём частично обрушились своды. Спустя несколько десятков лет после тех событий Воскресенский собор ещё пребывал в аварийном состоянии, о чём свидетельствует челобитная, поданная царю Алексею Михайловичу в 1670 году. На масштабный ремонт средства нашлись лишь в 1693 году, уже при Петре I. Была произведена реконструкция храма, изменившая его внешний вид. Переложили часть сводов и барабан. Позакомарное покрытие заменили более простой и удобной четырёхскатной кровлей. Перестроили восточную часть храма. Видимо, к тому же времени относятся новые росписи - впервые собор был расписан мастерами школы Дионисия вскоре после постройки, в 1480-1490-х годах, но те фрески к концу XVII века пришли в негодность.

http://sobory.ru/article/?object=00395

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ БОРИСОВ рус. зодчий, родом из Ростовской земли, работал в 20-40-х гг. XVI в. совместно с артелью мастеров, из к-рых известны по именам Третьяк Борисов и Пахомий Горяинов. Собор святых Бориса и Глеба в Борисоглебском мон-ре в Ростове. 1522-1524 гг. Собор святых Бориса и Глеба в Борисоглебском мон-ре в Ростове. 1522-1524 гг. Участие Г. Б. в храмовом строительстве документально подтверждается в 2 случаях: в Борисоглебском на Устье ростовском муж. мон-ре , что близ Ростова, и Успенской трапезной ц. «иже под колоколы» в Спасо-Каменном мон-ре на о-ве Каменном оз. Кубенского. В др. случаях его авторство устанавливается путем сопоставления с этими памятниками. В 1522 г. по указу вел. кн. Василия III началось возведение каменных строений в Борисоглебском мон-ре. Соборный храм во имя св. равноапостольных князей Бориса и Глеба был воздвигнут Г. Б. в 1522-1524 гг. на месте деревянного, в к-ром были захоронены основатели обители преподобные Феодор и Павел. Кубовидный 1-главый храм с 3 пониженными гранеными апсидами, 4 крестообразными в плане столбами в интерьере, поддерживающими крестовые своды, первоначально имел паперть с зап. стороны, позакомарное покрытие и был увенчан невысоким барабаном со шлемовидной главой. Фасады собора разбиты на 3 неравных прясла плоскими лопатками. Асимметрия здания уравновешивается небольшим сужением основного объема и расширением лопаток кверху, легким завалом закомар внутрь, что зрительно делает собор стройнее и выше. В XVIII-XIX вв. облик храма был сильно изменен: в стенах взамен щелевидных окон, лишенных наличников, появились большие прямоугольные окна с наличниками над порталами (2-я пол. XVII в.), перестроены глава и барабан, позакомарное покрытие изменено на 4-скатное (70-80-е гг. XVIII в.), вместо паперти пристроен придел во имя прор. Илии (1810), надстроены 4 главки на углах (1836). В 20-х гг. ХХ в. памятник исследовал П. Д. Барановский , к-рый обнаружил скрытые под совр. кровлей 10 кокошников в основании барабана и разобрал 4 поздние главки.

http://pravenc.ru/text/166820.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010