Формирование древнерусского стиля в архитектуре отдельных земель. Совсем не объективные размышления о стилях в архитектуре (продолжение) < < Первая часть статьи < < Вторая часть статьи Четвертая часть статьи > > Автор: Сергей Попов . Византийская художественная система, появившаяся на Руси после принятия христианства, попала на благодатную почву. В период существования Киевской Руси началось строительство больших каменных храмов. Для этого сначала приглашались греческие мастера, но постепенно появились свои, русские мастера, которые и дали начало самобытной русской архитектуре. В результате возникла византийско-киевская художественная система. К середине XII в. в ней сформировался тип закомарного храма, как главного городского и монастырского собора. В строительстве стали использовать отличные от византийских прототипов решения: кроме " полосатой " кладки из плинфы, начали применять порядовую кладку из кирпича прямоугольной формы и кладку из тёсаного белого камня. Однако эпоха Киевской Руси заканчивалась. Это был первый этап развития русского зодчества. В нём ещё сильны византийские традиции, но уже просматриваются пути эволюции архитектурной мысли русских мастеров. В XII веке православие стало той верой, которая объединяла всю Русскую землю. Развитие Руси в виде отдельных княжеств, в составе единой Русской земли, не могло не отразиться на древнерусской архитектуре. Стремление князей к первенству находило зримое воплощение в формах и образах их дворцовых храмов. Строить огромные соборы времён Киевской Руси не было ни возможности, ни необходимости. В этот период развиваются новые типы храмов – городские, монастырские, дворцовые, посадские. В главных городских и монастырских соборах сохранялась византийская традиция, но уже в формах берущих начало в Великой Печерской церкви. К концу XII в. большие соборы с позакомарным покрытием, как художественная система, становятся традиционными. Поиск новых пластических форм идёт в небольших по размеру дворцовых и посадских храмах.

http://sobory.ru/lib/3_drevnerusskie.htm...

Белозерск. Собор Спаса Преображения. Преображенский собор Сортировка: Карта и ближайшие объекты Архитектурная доминанта кремля, главный храм города — Спасо-Преображенский собор. Строительство его началось в 1668 году и продолжалось почти десять лет. А строился он «казною великого государя и подаянием всяких людей». Несмотря на время постройки—конец XVII века, храм выдержан в традициях соборного храма XVI века: массивный куб четверика, скорее горизонтальной, чем вертикальной ориентации, очень скупо декорирован — традиционные плоские лопатки членят плоскости стен на три прясла. Выделяются на этом фоне перспективные порталы, декорированные также в стиле XVI века. Чтобы впечатление было более полным и верным, постарайтесь представить себе на фасадах не нынешние большие окна с барочными наличниками, растёсанные и декорированные в XVIII веке, а узкие, щелевидные окна-бойницы, и ощущение XVI века будет полным. Дополняют его строгие, полуциркульные закомары, опирающиеся на импосты — основания на лопатках. Традиционного карниза под закомарами нет — прясла стен органично переходят в закомары. Здесь мы опять-таки сталкиваемся с неясным пока моментом — каково было первоначальное покрытие храма? Некоторые исследователи считают, что оно было позакомарным и позднее переделано, причём пазухи между закомарами были заложены. Другие же (и их большинство) полагают, что покрытие собора изначально было более простым — четырёхскатным, что мы видим и сейчас. Здесь сходство с XVI веком кончается — стоит поднять взгляд на барабаны, и пышный декор выдаёт истинный возраст храма. Маленькие кокошники у основания, аркатурный пояс, пояса нишек, «пила» —это конечно же «узорочье», XVII век! Замечателен по форме центральный крест. Происхождение его неясно —точно известно только то, что он не «родной», привезён откуда-то в Белозерск (из Вологды?) и установлен уже в недавнее время. Известно также, что крест действительно старый, не «новодел». С западной стороны собор портит притвор XIX века в духе классицизма. Как все храмы города, да и вообще большинство храмов на Севере, Спасо -Преображенский собор поставлен на фундаменте из дикого камня. Как выяснилось в результате раскопок, фундамент уходит на очень большую глубину.

http://sobory.ru/article/?object=00364

Вологда. Церковь Георгия Победоносца, что на Наволоке. Георгиевская церковь, Георгия Великомученика церковь Карта и ближайшие объекты Комплекс Георгиевских церквей, выгодно расположенный у изгиба реки Вологды, в прошлом был одним из живописных архитектурных ансамблей города. Он состоял из двух храмов: холодной Георгиевской церкви – яркого образца вологодского зодчества второй половины XVII века, близкого к памятникам Ярославля, барочной колокольни и теплого храма во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, что на Наволоке. Наволоком на Русском Севере называли низменное место у берега, куда при разливах реки наносилось много ила. В Вологде Наволоком именовали значительную часть набережной Заречья. Сохранившиеся в архивах клировые храмовые ведомости не содержат точной даты основания Георгиевского храма. Г.К. Лукомский в своей книге «Вологда в ее старине» отмечает, что «есть предания, указывающие на то, что церковь якобы начата постройкою, " когда св. Дмитрий шел в Вологду " ». Нет сомнений, что территория Заречья, прилегающая к реке, была освоена вологжанами в конце XIV века. Весьма вероятно, что в это время здесь мог появиться деревянный храм во имя Георгия Победоносца. В каменном исполнении церковь Георгия возведена в середине XVII века. Вот как описывает Г.К. Лукомский архитектурные особенности каменной церкви: «Храм, представляющий собою куб, отличается однако от иных обработкою стен и галлереею, окружающею четверик. Галлерея ныне заложена; лишь некоторые арки сохранились (со стороны северо-восточной). Любопытными представляются лопатки, расчленяющие стены церкви на четыре части; эти лопатки не покрыты, как обыкновенно, сверху карнизом, а непосредственно завершаются полукружиями закомар. Таким образом получается обработка очень красивая, отдаленно напоминающая о Владимиро-Суздальских приемах зодчества. К сожалению, эти древние полукружия покрыты не позакомарно, а четырехскатною крышею. К более позднему же времени относится и возведение колокольни, некогда украшенной боевыми часами, остатки которых можно еще и теперь видеть в кладовых храма».

http://sobory.ru/article/?object=35516

Бутырки, урочище. Церковь Трех Святителей Московских. Трехсвятительская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Церковь Трех Святителей 1872-1876 гг.  Богородский район, Тумановское сельское поселение, деревня Бутырки (Шмаги). Один из самых отдаленных храмов в районе. Расположен в 7 км отд. Туманы в покинутой жителями деревне. Сложный ландшафт, изобилующий оврагами и складками рельефа, лес, вторгающийся в застройку деревни и вплотную подступающий к храму, создают поэтическую ауру запущенности места. Небольшая однопрестольная церковь в русско-византийском стиле со свойственными подобным храмам несколько тяжеловесными формами и характерным декором. Построена по образцовому «Проекту каменной церкви на 550 человъкъ» из альбома К. А. Тона. Приход, образованный из деревень, относившихся к Николаевской церкви села Лобань, открыт по постановлению Вятской духовной консистории от 23 декабря 1859 года, благословленному епископом Агафангелом 8 апреля 1860 года. Первая деревянная церковь с одним престолом в честь Московских Чудотворцев Петра, Алексия и Ионы построена на средства прихожан в 1861 году и в том же году освящена. В 1872 году вместо деревянной церкви заложили одноименную каменную, которая была окончена строительством в 1876 году и освящена 21 февраля 1880 года. В основе объемно-пространственной композиции памятника лежит двусветный «восьмерик от земли» со слегка укороченными диагональными сторонами. К его восточной грани примыкает крупная полукруглая апсида, карниз которой доходит до отметки основания килевидных закомар в завершении стен восьмерика. Покрыта апсида гуськовой кровлей. Над позакомарным покрытием возвышается увесистая глава на цилиндрическом барабане, облегченном двенадцатью проемами. Трехъярусную колокольню объединяет с церковью переход-трапезная в две оси проемов. Массивный прямоугольный в плане ярус-пьедестал колокольни повторяет декоративные формы восьмерика. Его покрытие в виде двух перекрещивающихся полуцилиндров прорезает легкий неравносторонний восьмигранный столп звонницы, увенчанный приплюснутой граненой главой.

http://sobory.ru/article/?object=12642

Введеньё. Николо-Шартомский мужской монастырь. Собор Николая Чудотворца. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Собор Никольский - основное и наиболее древнее сооружение монастыря. Великолепный образец культового зодчества сер. 17 в., самый ранний памятник архитектуры области, созданный под влиянием ярославской школы зодчества. Первоначальное завершение глав и кровли с позакомарным покрытием заменено в 18 в. Стены побелены по обмазке.  К массивному основному объему, увенчанному мощным пятиглавием, примыкают три пониженные апсиды алтаря. Архитектура здания еще во многом связана с образцами монументальных монастырских сооружений 16 в. Плоскости боковых фасадов разделены относительно узкими лопатками на три прясла, отвечающих внутреннему членению собора; их ширина убывает с запада на восток. Верхняя часть прясел с дугами закомар (в средних помещены киоты), опирающихся на профилированные завершения лопаток, отделена несколько пониженным и раскрепованным на лопатках пояском. В центре каждого прясла помещены узкие арочные окна верхнего света, заглубленные в такой же формы амбразуры. В отличие от них, нижние проемы восточных прясел и окна апсид обведены рамочными наличниками с треугольными и килевидными завершениями. Главный вход в центре западного фасада выделен массивным арочным притвором с крупными ширинками на пилонах и поясками-полуваликами по краю цоколя и в архивольте. Арочный перспективный портал входа отличается от аналогичных на боковых фасадах большей нарядностью: он декорирован терракотовыми резными дыньками и профилированной базой. Высокие барабаны глав с небольшими полукруглыми кокошниками в основаниях обработаны аркатурно-колончатыми поясками и прорезаны узкими щелевидными окнами по сторонам света. Интерьер крупного четырехстолпного храма производит впечатление двустолпного благодаря тому, что восточные столбы, как в ярославских храмах этого времени, слиты с алтарной преградой. Центральная глава опирается на продольные подпружные арки и дополнительные арочки, идущие в поперечном направлении. Для устройства малых глав в угловых ячейках также выложены маленькие арочки, примыкающие к стенам и основным подпружным аркам. Рукава креста перекрыты коробовыми и крестовым (западный) сводами. Апсиды алтарной части, сообщающиеся между собой, отделены от основного пространства невысокой стеной с тремя арочными проемами. В основании сводов проходит профилированный лепной карниз классицистического профиля, тянутые профили обрамляют проемы. Пол выстлан квадратными керамическими плитками.

http://sobory.ru/article/?object=20721

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВОЛОГОДСКИЙ СОФИЙСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вологодский Софийский собор Вологодский собор В 1740-х годах вместо позакомарного покрытия сделали четырехскатное. В 1765 году пол в соборе был выстлан плитами из болотного чугуна, отлитыми на Терменгском железоделательном заводе. В 1848 - 1851 годах проводился капитальный ремонт Софийского собора, в ходе которого ко всем входам в храм были построены каменные притворы, расширены оконные проемы, крыша покрашена в зеленый цвет. В 1860-х годах вокруг Софийского собора поставлена каменная ограда. В 1922 году Софийский собор захватили обновленцы . Через два года под предлогом невыплаты налогов собор был закрыт и передан краеведческому музею под размещение антирелигиозного музея. В соборе разместилась экспозиция по истории религии и атеизма, частью которой стал маятник Фуко, установленный в 1929 году. В этом же году был снят чугунный и настлан деревянный пол. В 1935 году Софийский собор взят под государственную охрану. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года 1327 и Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года 176 собор и весь архитектурный комплекс Вологодского Архиерейского подворья отнесен к категории объектов культурного наследия федерального значения. В 1950-1960-е годы специалистами Всесоюзных научно-реставрационных мастерских под руководством архитектора В.С. Баниге проведены реставрационные работы, в результате которых восстановлено позакомарное покрытие из оцинкованной стали, поновлены купола, восстановлены узкие окна в соборе. Тогда же были разобраны построенные в 1850 году каменные притворы у входов в собор, восстановлены порталы входов, сделан ремонт наружной штукатурки, побелены стены собора. Внутри храма под руководством художника-реставратора Н.В. Перцева проводились работы по расчистке поздних росписей, выполненных иконописцем Колчиным, и закреплению старинной фресковой живописи Плеханова.

http://drevo-info.ru/articles/13675682.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОЖАЙСКИЙ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Можайский Петропавловский храм Расположен рядом с Никольским собором . Первоначальный Петропавловский храм В период расцвета Можайска перед Смутным временем в городе действовал Петропавловский мужской монастырь (см. подробнее) с соборным храмом апостолов Петра и Павла. Старый Никольский (Ильинский) собор Современный Петропавловский храм Можайска - наследник первого храма города, старой соборной церкви воздвигнутой примерно в одно время с постройкой детинца на территории Можайского кремля в XIII веке. Вероятно храм был первоначально построен из дерева, но при удельном Можайском князе Андрее Димитриевиче в конце XIV -начале XV века взамен прежнего был выстроен белокаменный собор. Главный храм города был освящён во имя покровителя Можайска, святителя Николая Угодника . В 1450 - 1475 годах к южной стороне собора, справа от входа, была пристроена придельная церковь святого Георгия . Самое раннее сохранившееся письменное упоминание собора относится к 1536 году. Второе известное упоминание, которое относится к 1541 году, можно и по сей день прочесть на камне с северной стороны собора: " Лета 7049 делали паперть, да и город делали тогож лета " . Во время польско - литовского нашествия в годы смуты храм был разграблен, но здание уцелело. Строивший в 1624 - 1626 годах Можайскую крепость И. В. Измайлов сообщал патриарху Филарету о том, что ему было велено " поделать соборную церковь Николы Чудотворца " , и что он ту отделку сделал. В 1683 - 1685 годах был перестроен надвратный храм на Никольских воротах, получивший название Новый Никольский собор (верхний) , в связи с чем древний городской собор стал именоваться Старым Никольским (нижним) собором . К тому времени старый собор сильно обветшал и нуждался в ремонте. В 1688 году протопоп Терентий и казначей Андрей Владыкин отправили патриарху Иоакиму челобитную с просьбой выделить средства на ремонт собора, на что патриарх 22 сентября того года выдал 48 рублей 12 алтын и 3 деньги на покупку железа для обвязки стен. В следующем году работы по укреплению стены были завершены. По периметру собор был обвязан железным поясом, а на месте разобранного Георгиевского придела был поставлен контрфорс . В 1758 году крышу собора покрыли новым железом, о чём на металлическом подзоре кровли над южной алтарной апсидой была сделана надпись: " Былъ покрытъ 1758 " . В это время старая позакомарная кровля была заменена на четырёхскатную, а к куполу была приделана " шея " с дополнительной главкой.

http://drevo-info.ru/articles/4339.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ОРШИН ВОЗНЕСЕНСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вознесенский собор Оршина монастыря Первый деревянный храм в честь Вознесения Господня в Оршине монастыре был возведен в XV веке, во времени княжения великого Тверского князя Бориса Александровича. В середине XVI века при архимандрите Геннадии строится новый каменный величественный пятиглавый соборный храм Вознесения Господня, который был освящен 2 ноября 1567 года святителем Варсонофием Тверским . В 1603 году и 1611 году монастырь был разграблен польско-литовскими интервентами, в связи с чем собор дважды освящали в 1610 и 1613 годах. К концу XVIII века собор утратил четыре боковые главы, а позакомарное покрытие было заменено четырехскатным. В 1846 году в соборе кирпичный пол заменили деревянным и сделали новый иконостас. В 1854 - 1862 годах к собору с запада была пристроена трапезная с двумя приделами, освещенными в 1862 году, а также колокольня. В 1887 - 1893 годах собор внутри оштукатурили и расписали. В 1903 году барабан собора увенчали новой главой. В 1910 году архитектор А.П. Федоров выполнил проект четырех малых глав собора, однако он был отклонен Московским археологическим обществом " как искажающий древний храм " . В 1919 году монастырь был закрыт, а собор сделали зернохранилищем. В 1941 году во время войны монастырь занимал штаб советских войск, и поэтому его постоянно обстреливали немцы с противоположной стороны Волги, и собор сильно пострадали от снарядов. Собор к середине XX века дошёл с большими утратами. В 1968 году под руководством архитектора Б.Л. Альтшуллера начались исследовательские и реставрационные работы по собору. Сохранявшийся от первоначальных фресок собора фрагмент с изображением св. Онуфрия в орнаментальном обрамлении (располагался на стене центрального алтаря) в 1970-х годах был демонтирован и передан в ТОКГ. В 1992 году, после открытия монастыря, исследовательские и реставрационные работы продолжились под руководством архитектора Н.Г. Зачёсовой.

http://drevo-info.ru/articles/23560.html

Иванищи (Иваниши). Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Церковь Успения в селе Иваниши - соборный храм бывшего Иванишского мужского монастыря - возведена в 1534-1542 года на средства боярина Ивана Шигоны (Поджогина), которому и принадлежало село в XVI веке. Трехглавый монументальный храм сложен из кирпича, детали декора выполнены из белого камня. Расположенный на холме, он доминирует над окружающей местностью. Мощный прямоугольный в плане объем прорезан узкими окнами-бойницами, фасады членятся на три части и завершаются закомарами, массивные главы-луковицы венчают украшенные аркатурой барабаны. Центральная глава - световая, две другие - глухие, декоративные. С востока примыкает трехчастная апсида. Собор выполнен в традициях московского зодчества. Архитектура сооружения отличается ясностью форм, строгим и лаконичным силуэтом. Это один из лучших памятников древнерусской архитектуры на Тверской земле. В XVIII веке монастырь был упразднен. Храм перестраивается: появилась теплая трапезная с приделами Сергия Радонежского и Иоанна Богослова, колокольня с шатровым завершением; утрачиваются шлемовидные главы, кокошники, позакомарные покрытия, частично растесываются оконные проемы и порталы. Долгое время памятник стоял без кровли. В 1974 году была проведена консервация и исследовательские работы. Здание нуждается в тщательной реставрации и бережной охране. Внешность Успенского храма Иванишинского монастыря вполне соответствует русским архитектурным традициям второй четверти XVI века. В наши дни мы видим собор перестроенным, но его центральная древнейшая часть всё ещё хранит облик эпохи Поджогина-Шигоны. Храм является четырёхстолпным, он почти квадратный в плане, основание собора - мощный подклет, четверик завершается тремя главами. Кроме главного престола, между северной и центральной апсидами находится ещё один престол, освящённый в честь святителя Николая, чудотворца Мирликийского. Вход в глубокий подклет оформлен с южной стороны в виде дополнительного помещения с широким белокаменным лестничным маршем. В западной стене лестничного помещения располагается большой оконный проём с переломом в верхней части. Первоначальный облик собора лучше всего угадывается с северной и восточной сторон. С запада и юга он " оброс " поздними пристройками. Оконные проёмы имеют пирамидальное размещение на фасадах с резким понижением уровня окон в боковых пряслах. В эту композицию включается киот в центральном прясле. Такая композиция из окон с киотом в тверском зодчестве XVI века приобретает устойчивость и становится местной традицией. Трёхглавие собора создаёт ощущение зрительной ассиметрии, которая нечасто наблюдается в русских крестовокупольных храмах.

http://sobory.ru/article/?object=00009

Кострома. Церковь Вознесения Господня. Церковь Вознесения на Дебре Сортировка: Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о деревянном храме на этом месте содержится в костромской писцовой книге 1628 года: " В посаде на Дебре церковь с трапезою Вознесение Господне, а в ней два престола: Сретение Пречистыя Богородицы иконы Владимирския да чудотворца Николы " . Здесь же значится " место церковное " ранее существовавшего храма в честь Вознесения Господня. Каменный Вознесенский храм - пятиглавый, двухстолпный, трехабсидный - был возведен взамен прежнего деревянного около 1654 года. На рубеже XVII-XVIII веков к церкви с запада пристроена трапезная с теплым Никольским приделом, освященным в 1701 году. Видимо, тогда же близ храма была возведена отдельно стоящая шатровая колокольня. В первой половине XVIII века позакомарное покрытие церкви заменено на четырехскатное, южный портал превращен в окно. В 1835 году к храму с севера был пристроен притвор. Кирпичное здание храма принадлежит к характерному для местной архитектурной школы стилю, однако имеет некоторые особенности, среди которых - широкий карниз с уникальным для Костромы поясом из пятиугольных нишек, широко известных в архитектуре (особенно новгородской) XV-XVI веков. Маковицы глав церкви, выложенные из кирпича, были облицованы поливной зеленой черепицей. В начале ХХ века Вознесенский храм являлся одним из наиболее примечательных памятников церковного зодчества Костромы; его изучали выдающиеся церковные историки - Н.В. Покровский, А.Л. Голубцов. Церковный причт состоял из священника и псаломщика. В храме имелось много икон древнего письма (среди которых особенно почитался верующими образ священномученика Антипы, епископа Пергамского), древние оловянные сосуды и ковчег, Евангелие XVII века. Стены Вознесенской церкви в XIX столетии расписывались маслом, в начале ХХ века - были украшены клеевой живописью. В 1922 году после отделения от Русской Православной Церкви обновленческой группировки " живоцерковников " Вознесенский храм перешел в руки обновленцев, деятельность которых активно поддерживалась властями. Тем не менее в 1930 церковь подверглась закрытию. Первоначально здесь устроили общежитие портовых грузчиков и склад, затем - в 1932 году - здание храма передали находившемуся рядом мельничному заводу для устройства столовой; тогда же уничтожили венчавшее церковь пятиглавие и разрушили колокольню. Позднее, в начале пятидесятых годов ХХ века, церковное здание стало двухэтажным жилым домом. В 1986 году из Вознесенского храма выселили жильцов; в ходе последовавших реставрационных работ (по проекту архитектора Л.С. Васильева) удалось воссоздать трапезную и трехярусную колокольню, однако с 1991 года работы были прекращены. До сих пор один из немногих сохранившихся каменных костромских храмов XVII века пребывает в запустении…

http://sobory.ru/article/?object=03052

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010