Москва. Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове. Карта и ближайшие объекты Первый деревянный собор на этом месте был построен в начале 17 века в вотчине бояр Романовых. Строительство каменного собора было начато по указу царя Алексея Михайловича в 1671 г. В 1679 г. собор был освящен. В его облике обращают на себя громадные купола и уникальный керамический изразцовый декор, выполненный Степаном Полубесом. В 1812 г. собор был разграблен и долгое время находился в запустении. В 1839 г. по указу импертора Николая I, при храме была создана богадельня для престарелых воинов. Тогда же по проекту архитектора К.Тона с юга, севера и востока к храму были пристроены жилые корпуса. Собор заново отремонтировали и освятили в 1847 г. В 1927 г. собор закрыли, потом разграбили. Удалось сохранить несколько икон. Одна из них - Иерусалимской Божией Матери, чудотворная, исцелявшая людей во время чумы 1771 г., находится сейчас в храме Рождества Христова в Измайлово. В 1979-1980 гг. собор реставрировали. Богослужения начались в 1991 г. Главный престол храма освящен в честь Покрова Божией Матери. Построен в имении бояр Романовых Измайлове, на месте шатровой деревянной Покровской церкви, известной с начала XVII века. В XVII веке старинное село Измайлово стало одной из главных царских загородных резиденций. Здесь находился большой каменный дворец, обнесенный оградой, было вырыто 20 прудов, процветали огородничество, садоводство, пчеловодство, произрастал лен, хмель, был устроен стеклянный завод. Строительство каменного храма в усадьбе Измайлово было начато в 1671 г. зодчим Иваном Кузнечиком. Собор, который является одним из самых грандиозных сооружений XVII века, построен из большемерного кирпича на белокаменном цоколе. Это четырехстолпный пятиглавый храм с позакомарным покрытием. При неглубоком фундаменте он имеет толщину стен около 2,5 метра. Снаружи здание было украшено резными белокаменными и кирпичными деталями и керамическим изразцовым декором голубого, желтого и зеленого цветов. Изразцы изготовили мастера Степан Иванов по прозвищу Полубес и Игнат Максимов.

http://sobory.ru/article/?object=03366

Нижегородский храм Рождества Иоанна Предтечи на Нижепосадском торгу 4 ноября 2005 г. 13:07 Церковь Иоанна Предтечи на Нижепосадском торгу — одна из древнейших в Нижнем Новгороде. Именем ее престола еще в начале XVI столетия была названа рядом стоящая башня каменного кремля — Ивановская. Сначала церковь была деревянной. Именно с ней связаны страницы истории сбора народного войска в эпоху смутного времени. У стен храма Козьма Минин взывал о спасении Отечества, отсюда в 1612 году уходило Нижегородское ополчение на освобождение Москвы. Строительство каменной Иоанно-Предтечинской церкви связано с личностью нижегородца-промышленника Г. С. Дранишникова, а также с крупными событиями, происходившими в XVII веке в стране: с крестьянской войной под предводительством С. Разина и старообрядческим движением. В 1676 году Г. С. Дранишников, жена которого, приняв староверчество и сочувствуя восстанию Разина, бежала вместе с сыном в скиты Завольжья, исспросил благословения митрополита своей казной возвести каменную Иоанно-Предтечинскую церковь на Нижнепосадском торгу, вложить накопленные капиталы в богоугодное дело и тем самым доказать свою приверженность православию. Но до конца строительство храма довести ему не удалось — 24 августа 1679 года Гаврила Дранишников скоропостижно скончался. Начатое дело возведения храма довершил его брат Лаврентий в 1683 году. Храм был освящен во имя Иоанна предтечи, но с южной стороны к нему был пристроен придел в честь великомученицы Анны, освященный по духовному наказу ктитора в память " ушедшей в раскол " жены. Современный вид церкви не соответствует изначальному. Она строилась по проекту распространенного тогда архитектурного храмового типа под названием " корабль " , но так как здание возводилось на склоне горы, под него был подведен кирпичный " подиум " , внутри которого размещались лавки, сдаваемые причтом в наем купечеству. Главный объем храма имел позакомарное покрытие, над которым возвышалось мощное пятиглавие, крытое зеленой поливной черепицей и увенчанное железными просеченными золочеными крестами. Колокольня поднималась ввысь четвериком от основания и лишь в ярусе звона переходила в восьмерик с шатром, главка которого была также покрыта муравленой черепицей.

http://patriarchia.ru/db/text/55751.html

Пинск. Собор Феодора Тирона. Федоровский собор Собор. Действует.   Престолы: Феодора Тирона Год постройки:Между 1990 и 2001. Архитектор:Л.В. Макаревич Адрес: Беларусь, Брестская обл., г.Пинск, ул.Парковая, 145 Координаты: 52.128002, 26.069537 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В конце 80-х годов XX века было принято решение возвести новый православный собор в честь святого покровителя города Феодора Тирона. Проект храма в ретроспективно-русском стиле разработал архитектор из г. Барановичи Л.В. Макаревич. Пинский Свято-Феодоровский собор трехнефный, трехапсидный с тремя притворами. Кубовидный объем храма завершается пятью куполами, традиционными для православного зодчества. Главы имеют световые барабаны. Купола, позакомарное и посводчатое покрытие кровли выполнено из меди. Окислившаяся медь и имеет такой глубокий темный цвет. Высота храма под яблоко креста 33 метра. Высота колокольни 55 метров. Храм стоит на подклете-крипте. Храм возводился методом народного строительства на пожертвования горожан, организаций и предприятий. Русско-византийский стиль никогда не встречался в чистом виде в пинском культовом зодчестве предшествующих веков. Поэтому он является нетипичным для Пинска, в то же время открывает новую страницу в развитии будущей православной храмовой архитектуры города. Храм освящен 25 июня 2001 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Патриарх совершил чин освящения престола и подписал антиминс, который теперь находится на главном престоле. Второй антиминс подписан епископом Пинским и Лунинецким Стефаном (Корзун) и находится на приставном престоле. Некоторые сведения о древнем деревянном храме святого великомученика Феодора Тирона дает описание закрытия его униатским епископом в 1631 г. К 1839 г. обветшавшая Федоровская церковь вновь была закрыта, а в 1865 г. возобновлена в бывшем костеле доминиканцев, перестроенном под собор на средства прихожан. В 1939 г. собор был разрушен и на его месте построен кинотеатр «Дружба». С 1991 г. ведется реконструкция здания, на данный момент - это собор Воскресения Словущего Пинского Свято-Варваринского женского монастыря. В 2001 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II совершено освящение нового храма святого великомученика Феодора Тирона г. Пинска на новом месте.

http://sobory.ru/article/?object=19341

Псков. Церковь Жён-мироносиц на Завеличье. Мироносицкая церковь со скудельниц Карта и ближайшие объекты Церковь Жен-Мироносиц со скудельниц. 1546 г. — 19 в. ул. Коммунальная, 11 Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем, на котором есть несколько каменных крестов 14-16 вв. Ныне это известный городской некрополь, где много захоронений выдающихся псковичей. Так, в северной части кладбища — могила знаменитого архитектора–реставратора, знатока псковских древностей, Юрия Павловича Спегальского, почетного гражданина Пскова. Территория кладбища ограждена каменной оградой с надвратной колокольней (1881 г.). Мироносицкая церковь 1546 г. поставлена в центре некрополя, на месте более древней, деревянной на скудельницах (т.е. на кладбище с общими могилами убитых и умерших во время мора). Возведена она была на средства известного Московского (прежде — Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи читаем также о других заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых жен–Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша…» С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной («слоужбу вседневноую учиниша»). Главный монастырский храм — довольно крупный для Пскова, поставленный на обширный подклет; одноглавый, трехапсидный, с северным (Ильинским — 1848 г.) и южным (Рождества Христова) приделами. С запада к храму примыкает притвор и крыльцо (19 в.). В древности церковь имела красивое позакомарное покрытие по очертаниям сводов, а над южным приделом — характерную двухпролетную псковскую звонницу. Интерьер сохранил высоту четырех столпов и имеет явственный крестово-купольный характер. Рукава креста перекрыты коробовыми сводами с невыявленными подпружными арками, так называемыми «слитными сводами», — образуют более связанное, как бы «зальное» пространство. Эти «московские новости» характерны и для сложной формы подклета, включающего галерею.

http://sobory.ru/article/?object=01929

Рославль. Спасо-Преображенский мужской монастырь. Церковь Александра Невского. Карта и ближайшие объекты Церковь Александра Невского - кирпичное оштукатуренное нарядное здание в русско-византийском стиле. Два крещатых яруса увенчаны глухим четвериком и сквозным восьмериком с шатровой кровлей и главкой. Невысокий нижний ярус с прямоугольным алтарем отделен широким антаблементом от верхнего объема, украшенного большими арками с архивольтами и " позакомарным " покрытием над ними. Внутри арок расположены узкие парные окна, а над ними - круги с квадрифолиями. Особенно эффективен четверик с филенчатыми пилястрами по краям, лепным аккуратным фризом и высоким парапетом, украшенным аркадой. Интерьер храма крестообразный, с полуциркульным сводом над короткими рукавами креста и парусным сводом над центральной частью. В аспиде коробовый свод с конхой. От внутреннего убранства сохранились фрагменты орнаментальной росписи маслом кон. 19 в. Трофимовский, с. 327-329; СЕВ, 1874, с. 113-114, 1897, с. 749-753, 866-873, 966-972, 1028-1031; Ракочевский, с. 25-29, 149-150, 213-214, 247 -250, 253; Зверинский, 455, с. 241; Денисов, с. 776-777; Архитектурные памятники.., с. 538 – 543; Рославль, с. 103. Другой монастырский храм посвящен святому князю Александру Невскому. Этот храм устроен из часовни, построенной А.А. Вонлярлярским в 1857 году. Находится он вправо от входных святых ворот монастырской ограды в юго-западном углу. Храм этот каменный, длиной 15 аршин, а шириной 7,5 аршин; на нем 5 вызолоченных железных крестов: один на куполе самой церкви, а остальные четыре на четырех кирпичных тумбах, поставленных на 4-х углах вокруг купола. Вход в этот храм со стороны Московско-Варшавской шоссейной дороги. Перед входной дверью в этот храм устроено деревянное крыльцо с окнами, покрытое железом. В этом храме по правую сторону царских врат на месте южных врат алтаря помещена икона храмового праздника святого благоверного князя Александра Невского, писанная на полотне, художественной академической работы.

http://sobory.ru/article/?object=07521

Сербилово. Спасо-Кукоцкий монастырь. Собор Спаса Преображения. Собор. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1673. Адрес: Россия, Ивановская область, Гаврилово-Посадский район, село Сербилово Координаты: 56.519918, 40.082245 Проезд:Южный выезд из Гаврилово-Посада (в сторону Непотягово, Лобово) на развилке - направо. Изменить описание объекта На территории Спасо-Кукоцкого монастыря Карта и ближайшие объекты Яркий образец крупного монастырского собора, традиционного по структуре и характерного для владимиро-суздальской архитектуры 17 столетия. В результате позднейших переделок изменена форма глав, утрачено позакомарное покрытие, южный вход заменен окном, а крыльцо и паперть перед ним разобраны; у западного фасада устроен широкий и низкий притвор. Прямоугольный в плане,несколько вытянутый по продольной оси двусветный собор с тремя полукруглыми пониженными апсидами завершен крупным пятиглавием на крутой четырехскатной кровле. Своеобразие внутренней структуры - сдвинутое к восточной стене четырехстолпие - придает некоторую асимметрию его объемной композиции и членениям фасадов. Широкие лопатки делят стены на три неравных прясла, завершенных раковинами закомар. Наиболее интересна обработка южного дворового фасада, отличающегося богатством пластики и свободой композиции. В центральном прясле расположен смещенный к востоку от оси килевидный портал с дыньками и поясками в нижней части. Верхние арочные окна,помещенные под самым основанием закомар, отличаются меньшими размерами и иным обрамлением. Центральное выделено наборным наличником без завершения; восточное(уменьшенных размеров) и западное - ленточным обрамлением, различным по очертанию и деталировке, с килевидными кокошниками. Нижнее окно восточного прясла завершено короной (единственная, не повторяющаяся деталь). Проемы северного фасада не имеют наличников, что придает его композиции некую суровую сдержанность. Убранство собора дополняют ленты поребрика (архивольты закомар,завершение лопаток, карниз апсиды, цоколь), узкие в верхней части лопаток,аркатура на барабанах глав.

http://sobory.ru/article/?object=30587

Сергеево. Воскресенский Федоровский мужской монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. На территории Воскресенского Федоровского мужского монастыря Карта и ближайшие объекты Собор Успенский - крупное величественное сооружение, выстроенное в формах русско-византийского стиля. Кирпичные стены покрыты цементной штукатуркой. Ступени и площадки паперти - из белого ковровского камня. В подвале первоначально размещалось калориферное отопление. Типологически собор принадлежит к четырехстолпным пятиглавым крестово-купольным храмам с позакомарным покрытием и тремя крупными апсидами алтаря. Барабаны глав (центральный - световой) поставлены на восьмериковые основания и украшены аркатурно-колончатыми поясками, консольными арочками и мелкими кокошниками в основании луковичных куполов. Фасады расчленены мощными пилястрами на прясла, завершенные глубокими полукружиями закомар. Широкий фриз с аркатурно-колончатыми поясом и лентой мелких нишек разделяет два яруса света с высокими проемами арочных окон. Более широкие средние прясла отмечены массивными притворами с трехлопастными фронтонами, над которыми помещены три высоких арочных окна второго света. Поверхность стен оформлена плоским штукатурным рустом, имитирующим белокаменную кладку. Обрамление нижних окон выполнено в виде широких профилированных лент с мелкими нишками, охватывающих верхнюю часть проемов и продолжающихся на уровне импостов. Верхние окна декорированы колонками и строгими архивольтами. Фасады притворов завершает карниз из консольных арочек и язычков. Высокий и светлый интерьер храма перекрыт системой крестовых сводов с центральным световым куполом, опирающихся на подпружные арки и мощные крещатые столбы. Алтарные апсиды, перекрытые конхами, полностью раскрыты в храм. В западной части сохранились хоры с ведущей к ним чугунной винтовой лестницей и кованым ограждением в стиле модерн. Пол настлан метлахской плиткой. Подклет перекрыт кирпичными сводами по стальным балкам. Стены в интерьере окрашены в голубой цвет с включением небольших орнаментальных композиций. В куполе центральной главы изображен Св. Дух в виде голубя, в конхе центральной апсиды - живописная композиция " Новозаветная Троица " , в правой конхе - " Слово плоть есть " , в левой - " Всевидящее око " .

http://sobory.ru/article/?object=06683

Сергиев Посад. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на Подоле. Введенская на Подоле церковь Карта и ближайшие объекты Построенная в 1547 году на средства боярина Ивана Хабарова, церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм (Введенская) изначально была наделена несколько иным обликом, отличительным от сегодняшнего, представляя собой стройное сооружение, поднятое на высокий подклетный этаж с галереями и лестницами и увенчанное крупной главой. Она имеет много общего с церковью Святого Духа, что находится на территории Троице-Сергиевой Лавры: планы этих храмов совершенно одинаковы, схожи профили и размеры лопаток, а также общий характер декора и даже - рисунок отдельных элементов. Однако этой церкви пришлось пережить не только осаду Троице-Сергиева монастыря, в результате которой она была очень сильно изувечена, но и перестройку в более поздние года, когда у нее были разобраны два западных столба, переложен свод, позакомарное покрытие заменено четырехскатной кровлей и почти до верха четверика были надложены апсиды,что и привело к существенной утрате ее первоначального облика. На 1969 год приходится проведение работ по реставрации Введенской церкви; ее поздний барабан и купол были сохранены, но четырехскатная кровля уступила место позакомарному покрытию, храм стал выглядеть значительно красивее и наряднее. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была построена в 1547 г. на средства боярина Ивана Хабарова, на месте деревянной приходской Нижней Служной слободы. До 1679 г. была собором Нижнего, или Подольного женского Пятницкого монастыря. Здание сооружено по плану Духовской церкви Троице-Сергиева монастыря с воспроизведением ее основных художественных форм. Верх неоднократно перестраивался. Пострадавшие во время военных действий начала XVII в. своды, закомары и часть стен в 1621 г. были заново переложены. В 1740 г. разобраны западные столбы храма и и устроен существующий сомкнутый свод, несущий барочный барабан с главой. В 1822 г. пристроена западная паперть. В 1896-1897 гг. храм был приписан к Троице-Сергиевой лавре.

http://sobory.ru/article/?object=03959

Вологда. Церковь Георгия Победоносца, что на Наволоке. Георгиевская церковь, Георгия Великомученика церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Комплекс Георгиевских церквей, выгодно расположенный у изгиба реки Вологды, в прошлом был одним из живописных архитектурных ансамблей города. Он состоял из двух храмов: холодной Георгиевской церкви – яркого образца вологодского зодчества второй половины XVII века, близкого к памятникам Ярославля, барочной колокольни и теплого храма во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, что на Наволоке. Наволоком на Русском Севере называли низменное место у берега, куда при разливах реки наносилось много ила. В Вологде Наволоком именовали значительную часть набережной Заречья. Сохранившиеся в архивах клировые храмовые ведомости не содержат точной даты основания Георгиевского храма. Г.К. Лукомский в своей книге «Вологда в ее старине» отмечает, что «есть предания, указывающие на то, что церковь якобы начата постройкою, " когда св. Дмитрий шел в Вологду " ». Нет сомнений, что территория Заречья, прилегающая к реке, была освоена вологжанами в конце XIV века. Весьма вероятно, что в это время здесь мог появиться деревянный храм во имя Георгия Победоносца. В каменном исполнении церковь Георгия возведена в середине XVII века. Вот как описывает Г.К. Лукомский архитектурные особенности каменной церкви: «Храм, представляющий собою куб, отличается однако от иных обработкою стен и галлереею, окружающею четверик. Галлерея ныне заложена; лишь некоторые арки сохранились (со стороны северо-восточной). Любопытными представляются лопатки, расчленяющие стены церкви на четыре части; эти лопатки не покрыты, как обыкновенно, сверху карнизом, а непосредственно завершаются полукружиями закомар. Таким образом получается обработка очень красивая, отдаленно напоминающая о Владимиро-Суздальских приемах зодчества. К сожалению, эти древние полукружия покрыты не позакомарно, а четырехскатною крышею. К более позднему же времени относится и возведение колокольни, некогда украшенной боевыми часами, остатки которых можно еще и теперь видеть в кладовых храма».

http://sobory.ru/article/?object=35516

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь (Псков) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иоанно-Предтеченский монастырь (Ивановский) — православный мужской монастырь в Пскове. Находится на Завеличье, на Комсомольской пл. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан в 1243 г. княгиней Ефросиньей Рогволдовной, в иночестве св. Евпраксией, убитой своим мужем псковским князем Ярославом Владимировичем, известным в истории своим предательством города в 1240 году. В монастырском храме Иоанна Предтечи также погребены: княгиня Наталия (по преданию, приходится невесткой св. Князю Тимофею, и супругой его сыну Давиду), Марфа Псковская, инокиня Васса, Голендуха, инокиня Иулия, Анна, Иулиана, Мария, Александра, Ефросиния, София и Елена. В 1510 г., после присоединения Пскова к Москве, Василием III обители была дана жалованная грамота, освобождавшая монастырских людей (включая и крестьян из приписных деревень) от местного суда, от податей и подчиняла чинному суду самого князя. Осенью 1615 г. шведский король Густав осадил Псков, обосновавшись с войском на Снятной горе и на Завеличье, расположился и в стенах Ивановского монастыря. Три дня отсюда били вражеские пушки по крепостным стенам, выпущено было, если верить источникам, «700 огненных ядер, а чугунных — без счета». В 1764 году к обители приписали Ильинскую и Стефановскую церкви на Завеличье, и перевели насельниц из нескольких закрытых монастырей. В 1915 г. монастырь населяли 135 сестер. С приходом к власти большевиков монастырь был закрыт, храм закрыли в 1925 г. В июле 1944 г. во время боев за освобождение Пскова от немецко-фашистских захватчиков часть собора была разрушена снарядами и пожаром. В 1949—1959 гг. проходила реставрация храма по проекту П. М. Максимова. Восстановлено древнее позакомарное покрытие, шлемовидные главы, прежние оконные и дверные проемы, древние формы надкупольных деревянных крестов. В 1957—1958 гг. разобраны колокольня и ограда. В 1962 г. окончательно срыто кладбище, площадь у собора заасфальтирована.

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Предтеч...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010