918 . Поселянин Е. [Погожев Е. Н.] Праведник нашего времени оптинский старец Амвросий. СПб. 1907. 919 . Поселянин Е. [Погожев Е. Н.] Детская вера и оптинский старец Амвросий. СПб. 1913. 920 . Просвирнин Анатолий, свящ. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) //ЖМП 1971. 11. 61–77. 921 . Dunlop J. B. Staretz Amvrosy: Model for Dostoevsky’s Staretz Zossima. Belmont, MA 1972. пер.: Le starets Ambroise d’Optino. Bellefontaine 1982. (Spiritualité orientale. 34). пер.: Amvrosij di Optina. Bose 2002. 208. 922 . Lossky V. Le starets Ambroise//Contacts. 1962. 14(38–39). 219–236. Схиархимандрит Варсонофий Павел Иванович Плиханков, 5.07.1845–1.04.1913, пам. 1 апр. 923 . Житие Оптинского старца Варсонофия. Оптина Пустынь 1995. 464. 924 . [ Варсонофий Оптинский , преп.] Беседы схиархимандрита Оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми. СТСЛ; СПб. 1991. 75. 925 . Варсонофий (Плиханков) , схиархим. Келейные записки 1892–1896 гг./Сост., предисл. Багдасаров Р. В. М. 1991. 61, ил. 926 . Варсонофий Оптинский . Беседы с духовными детьми. М.; Рига 1995. 89. 927 . Варсонофий, старец Оптинский. Духовные стихотворения. М. 1997. 48. 928 . Варсонофий Оптинский , преп. Духовное наследие. СТСЛ 1998. 368. 929 . Марченков А., свящ. Оптинский старец Варсонофий (Плеханков)//ЖМП 1991. 6. 24–28. Иеросхимонах Анатолий Алексей Моисеевич Зерцалов, 24.03.1824–25.01.1894, пам. 25 янв. 930 . Житие и поучения оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Оптина Пустынь 1994. 352. 931 . Анатолий (Зерцалов) , иеросхим. Собрание писем к монахиням/Предисл. протопресв. Сергия Четверикова . Сергиев Посад 1910. Собрание писем. Оптина Пустынь 1998. 312. пер.: Anatoly (Zertsalov) of Optina. A collection of letters to nuns. Jordanville 1993. 308. 932 . [ Анатолий (Зерцалов) , иеросхим.] Письма оптинского старца иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова) . Оптина Пустынь 1998. 306. 933 . Воспоминания о старце иеросхимонахе Анатолии, житоначальнике Оптиной пустыни. М. 1908. 934 . На службе Богу – на службе ближним: Какую пользу приносят народу православные монастыри? (По письмам оптинских старцев Амвросия и Анатолия). М. 1909. М. 1996. 32.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Высокий деревянный крест и тихо теплящаяся на нем неугасимая лампада еще издали указывают инокам и паломникам Оптиной Пустыни могилу Старца, напоминая каждому о его последнем, в отношении к почившему, долге христианском – благоговейно и молитвенно воззвать к Богу: упокой, Господи, душу усопшего!.. Вечная тебе память, батюшка Варсонофий! Памяти старца Варсонофия Шумный блеск и праздник жизни светской Променял на крестный подвиг ты, Перенес с доверчивостью детской На него все чувства и мечты. Все, чем был ты одарен от Бога, Богу в жертву чистую принес... Жил недаром: возлюбил ты много, Осушил ты много горьких слез. Духоносный воин Божьей рати, Над юдолью скорби ты взлетел, Как орел небесной благодати, И скорбящих ласкою пригрел. Всех, людьми обиженных, всех павших На пути под тяжестью креста, От греха и немощи страдавших, Ты привел к святым стопам Христа. Пред тобою души раскрывались, Как цветы пред солнечным лучом; Язвы сердца быстро исцелялись Богоданным немощных врачом. Ты почил от дел своих отныне! В Боге жил – и в Боге ты почил... Потеряли мы кивот святыни, Что сиял нам в жизни и целил. Умер ты – и мы осиротели, Холодно в пустыне мира нам. Как бы нас враги не одолели, Вопреки желаньям и мольбам! Умер ты – и мы в недоуменьи На распутье трепетно стоим: Кто теперь поймет наши мученья Сердцем чутким благостным своим? Кто осветит путь нам мыслью ясной? Кто поддержит твердою рукой? К Богу приведет стезей прекрасной, Трудною сраженного борьбой?.. С нами нет тебя теперь, но с нами Жив твой дух и твой завет живет: Мы любили сердцем, не устами... Верим: нас любовь твоя спасет! Ты ушел от нас к желаний краю – Подвигоположнику Христу. Общую надежду всех вверяю Я тебе: молись за нас Ему! И Господь, любви животворящей Светоч водрузив в душе твоей, Снизойдет к мольбе твоей, скорбящей О спасенье нас, твоих детей. И[еромонах] Арсений [Денисов]. Кремль. 6 мая 1913 года. Хронология жизни преподобного Варсонофия Оптинского 5 июля 1845 г. – родился в г. Самаре. 1854 – зачислен в Полоцкую военную гимназию. Окончил в начале 1860-х годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ Прп. Варсонофий (Плиханков). Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ЦАК МДА) Прп. Варсонофий (Плиханков). Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ЦАК МДА) (Плиханков Павел Иванович; 5.07.1845, с. Сакмара Оренбургского у. и губ.- 1.04.1913, г. Коломна Московской губ.), прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев). Отец В. был из казаков, занимался торговлей. Мать В. скончалась при родах, отец женился вторично, благочестивая мачеха привила В. с раннего детства любовь к церковной службе, шестилетнему мальчику чудесным образом было предсказано буд. духовное служение. После окончания школы в 1854 г. П. Плиханков поступил в гимназию в Полоцке, при к-рой жил в пансионе, в 70-х гг. XIX в. окончил Оренбургское казачье военное уч-ще, затем штабные офицерские курсы в С.-Петербурге. С 1884 г. служил начальником мобилизационного отд-ния в штабе Казанского военного окр., жил в Казани, к кон. 80-х гг. получил чин полковника. Ведя строгую молитвенную жизнь, Плиханков избегал светских приемов, ежедневно бывал в храме, посещал казанские мон-ри, общался с блж. старицами Евфросинией и Аннушкой, последняя сокровенным образом предсказала ему монашество и схиму. Познакомился с проф. КазДА архим. Антонием (Вадковским) , к-рый подарил ему кн. «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу» . Плиханков начал практиковать Иисусову молитву, но вскоре оставил ее из-за отсутствия духовного наставника. Однажды в кон. 80-х гг. он молился в московском храме Кадетского корпуса на литургии, к-рую совершал св. Иоанн Кронштадтский . К концу службы Плиханков прошел в алтарь. В это время прот. Иоанн переносил Дары с престола на жертвенник; поставив чашу, Кронштадтский пастырь вдруг приблизился к офицеру, поцеловал ему руку и быстро отошел. Стремясь узнать волю Божию о себе, Плиханков посетил мн. мон-ри и храмы на Волге; ради встречи с прп. Амвросием (Гренковым) в авг. 1889 г. побывал в Оптиной пуст., прп. Амвросий посоветовал ему через 2 года поселиться в пустыни. Летом 1891 г. Плиханков съездил в Оренбург и взял благословение у мачехи на иночество. Побывав в ТСЛ, в Черниговском скиту и у прп. Варнавы (Меркулова) , Плиханков вернулся в Казань, 17 дек. 1891 г. выехал в Оптину пуст.

http://pravenc.ru/text/154329.html

преподобный Варсонофий Оптинский (Плиханков) (17 июля 1845–14 апреля 1913) Нравственно-аскетические труды Аудиокниги преподобный Варсонофий Оптинский (Плиханков) Схиархимандрит, Оптинский старец, духовный писатель, настоятель Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. Преподобный Варсонофий был одним из великих Оптинских старцев. По отзыву преподобного Нектария, «из блестящего военного, в одну ночь, по соизволению Божию, он стал великим старцем». Отец Варсонофий носил в миру имя Павла, и это чудо, с ним бывшее, напоминает чудесное призвание его небесного покровителя апостола Павла, который волею Божией за ночь превратился из гонителя христиан Савла в апостола Павла. Старец Варсонофий обладал всей полнотой даров, присущих Оптинским старцам: прозорливостью, чудотворением, способностью изгонять нечистых духов, исцелять болезни. Он сподобился истинных пророчеств о рае. Его видели на молитве озарённым неземным светом. По смерти своей он несколько раз являлся Оптинским инокам. Яркую характеристику дал ему игумен Иннокентий (Павлов), духовное чадо старца: «Это был гигант духа. Без его совета и благословения и сам настоятель монастыря отец Ксенофонт ничего не делал, а о его духовных качествах и великом обаянии, которое он имел на всех своих духовных чад, можно судить по краткому выражению из надгробного слова: «гиганта малыми деревцами не заменишь». Путь в Оптину старца Варсонофия оказался длиннее всех остальных Оптинских старцев: он пришёл сюда по благословению преподобного Амвросия на сорок седьмом году жизни, когда уже сильная седина пробилась в его волосах. Каким же был этот путь? Почти совсем не сохранилось документов и свидетельств о жизни старца до поступления его в число братии Оптиной Пустыни, а это сорок шесть лет, – многое здесь остаётся неизвестным. Но отец Варсонофий сам нередко рассказывал о себе в беседах с духовными чадами – их записи и донесли до нас сведения о его жизни до Оптиной. Преподобный Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, родился в 1845 году в Самаре в день памяти преподобного Сергия Радонежского, которого он всегда считал своим покровителем. Мать его Наталия скончалась при родах, а сам ребёнок остался жив благодаря таинству Крещения, которое немедленно совершил над ним священник. Отец его происходил из казаков, занимался торговлей.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) Приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. Он не знал покоя – двери келии его были открыты для братства и убогих. В пище, и в одежде, и в убранстве келии соблюдал полную простоту древних подвижников. Кончина (день памяти): 22 августа/4 сент. 1894 г. Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) Ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Преп. Иосиф был человек глубокого внутреннего делания, всегда хранивший сердечное безмолвие и непрестанную молитву. Кончина (день памяти): 9/22 мая 1911 г. Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) Скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние. Кончина (день памяти): 1/14 апреля 1913 г. Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855—1922) Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855—1922) Прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.

http://pravoslavie.ru/56920.html

Преподобне отче наш Иосифе, моли Бога о нас! Преподобный схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) День рождения — 5/18 июля 1845 Мирские именины — 29 июня/12 июля Постриг в мантию — декабрь 1900 День тезоименитства — 11/24 апреля Иерейская хиротония — 1/14 января 1903 Постриг в схиму — 11/24 июля 1910 Кончина (день памяти) — 1/14 апреля 1913 Обретение мощей — 27 июня/10 июля 1998 Павел Иванович Плиханков, будущий старец Оптинский Варсонофий, родился 5 июля 1845 года в Самаре и происходил из Оренбургского казачества. Мать его умерла сразу же после родов, поэтому отец вынужден был жениться вторично. О себе старец Варсонофий рассказывал так: " Моя мачеха была глубоко верующей и необычайно доброй женщиной, так что вполне заменила мне мать… Вставала она очень рано, и каждый день бывала со мной у утрени… Любила она и дома молиться. Читает, бывало, акафист, а я распеваю тоненьким голоском на всю квартиру: " Пресвятая Богородице, спаси нас! " . Однажды, когда мне было шесть лет, был такой случай. Мы жили на даче в своем имении под Оренбургом. Наш дом стоял в огромном саду-парке и был охраняем сторожами и собаками, так что проникнуть в парк незаметным постороннему лицу было невозможно. Однажды мы гуляли с отцом по парку, и вдруг откуда ни возьмись перед нами появился какой-то старец. Подойдя к моему отцу, он сказал: — Помни, отец, что это дитя в свое время будет таскать души из ада. Сказав это, он повернулся и исчез. Напрасно потом его везде разыскивали, никто из сторожей не видел его… Десяти лет я был отдан в гимназию… Потом поступил на службу и поселился в Казани под покров Царицы Небесной… Когда мне было 35 лет, матушка обратилась ко мне: — Что же ты, Павлуша, все сторонишься женщин, скоро и лета твои выйдут, никто за тебя не пойдет? За послушание я исполнил желание матери… В этот день у одних знакомых давался званый обед. " Ну, — думаю, — с кем мне придется рядом сидеть, с тем и вступлю в пространный разговор " . И вдруг рядом со мной на обеде поместился священник, отличавшийся высокой духовной жизнью, и завел со мной беседу о молитве Иисусовой…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Варсонофий Оптинский, прп. - житие Житие преподобного оптинского старца Варсонофия (1845-1913) Преподобный отец наш Варсонофий, в миру — Павел Иванович Плиханков, родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелегок, в миру прошло 46 лет — большая часть его жизни. Кадетский корпус, военная служба, блестящая карьера. Прямая возможность к стяжанию всех мирских благ. И... отказ от всего. Сослуживцы и знакомые никак не могли понять: что же за «изъян» в стройном, красивом полковнике, весь облик которого так и дышал каким-то удивительным внутренним благородством? Жениться не женится, балов и званых обедов, равно как и прочих светских развлечений избегает. В театр, бывало, ходил, да и тот бросил. За спиной у Павла Ивановича даже поговаривали порой: «С ума сошел, а какой был человек!..» А между тем то были лишь вехи на пути Павла Ивановича к оставлению дольнего и восхождению горняя. Как-то ноги «сами собой» привели его в небольшой, бедный монастырь, посвященный Св. Иоанну Предтече. Там полюбилось ему молиться у мощей святителя Варсонофия Казанского, долгие часы простаивал он в монастырском храме у раки святого. Мысль о монашестве поначалу страшила, уход в монастырь казался делом невозможным. Но постепенно созревала решимость оставить мир. Оставалось лишь сделать выбор: в какой обители положить начало иноческому подвигу? В период этих раздумий попался в руки Павлу Ивановичу один духовный журнал, а в нем — статья об Оптиной Пустыни и преподобном старце Амвросии. ...Когда он только подходил к Оптинскому скиту, находившаяся в «хибарке» старца Амвросия одна блаженная неожиданно с радостью произнесла: — Павел Иванович приехали. — Вот и слава Богу, — спокойно отозвался преподобный Амвросий... Здесь же, в «хибарке», и услышал Павел Иванович поразившие его слова преподобного: «Через два года приезжайте, я вас приму». По прошествии двух лет полковник Плиханков подал прошение об отставке. В Оптину он прибыл в последний день отпущенного ему преподобным срока, но старца в живых уже не застал.

http://pravicon.com/info-1919

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАРСОНОФИЙ ОПТИНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Варсонофий Оптинский, схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) ( 1845 - 1913 ), схиархимандрит , Оптинский старец , преподобный Память 1 апреля , в Соборах Оптинских старцев и Самарских святых В миру Павел Иванович Плиханков, родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелегок, в миру прошло 46 лет — большая часть его жизни. Кадетский корпус, военная служба, блестящая карьера. Прямая возможность к стяжанию всех мирских благ. И... отказ от всего. Сослуживцы и знакомые никак не могли понять: что же за «изъян» в стройном, красивом полковнике, весь облик которого так дышал каким-то удивительным внутренним благородством? Жениться не женится, балов и званых обедов, равно как и прочих светских развлечений, избегает. В театр, бывало, ходил, да и тот бросил. За спиной у Павла Ивановича даже поговаривали порой: «С ума сошел, а какой был человек!..» А между тем то были лишь вехи на пути Павла Ивановича к оставлению дольнего и восхождению горняя, Как-то ноги сами собой привели его в небольшой бедный монастырь, посвященный святому Иоанну Предтече. Там полюбилось ему молиться у мощей святителя Варсонофия Казанского , долгие часы простаивал он в монастырском храме у раки святого. Мысль о монашестве поначалу страшила, уход в монастырь казался делом невозможным, постепенно созревала решимость оставить мир. Оставалось лишь сделать выбор: в какой обители положить начало иноческому подвигу? В период этих раздумий попался в руки Павлу Ивановичу один духовный журнал, а в нем — статья об Оптиной пустыни и преподобном старце Амвросии . ...Когда он только подходил к Оптинскому скиту, находившаяся в «хибарке» старца Амвросия одна блаженная неожиданно с радостью произнесла: — Павел Иванович приехали. — Вот и слава Богу, — спокойно отозвался преподобный Амвросий...

http://drevo-info.ru/articles/6362.html

Уже на девятый день после кончины на могиле произошло первое чудо — исцеление бесноватой. Преподобный Оптинский старец Варсонофий июля 1845 – †1/14 апреля 1913 Путь преподобного отца нашего Варсонофия (в миру Павел Иванович Плиханков) в монастырь был долог и нелегок, в миру прошло 46 лет — большая часть его жизни. Кадетский корпус, военная служба, блестящая карьера, чин полковника и… отказ от всего. Как-то ноги “сами собой” привели его в небольшой бедный монастырь, посвященный святому Иоанну Предтече. Там полюбилось ему молиться у мощей святителя Варсонофия Казанского. Постепенно созревала решимость оставить мир. В какой обители положить начало иноческому подвигу?.. Когда он только подходил к Оптинскому скиту, находившаяся у старца Амвросия блаженная неожиданно с радостью произнесла: — Павел Иванович приехал. — Вот и слава Богу, — спокойно отозвался преподобный Амвросий… Здесь же и услышал Павел Иванович слова преподобного: “Через два года приезжайте, я вас приму”. По прошествии двух лет полковник Плиханков подал прошение об отставке. В Оптину он прибыл в последний день отпущенного ему преподобным срока, но старца в живых уже не застал. 10 февраля 1892 г. Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Через год, 26 марта 1893 г., Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, а в декабре 1900 г. по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофия, 29 декабря 1902 г. рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 г. был рукоположен в сан иеромонаха… В 1903 г. преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией, когда преподобный Варсонофий отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. После окончания войны преподобный Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 г. он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником. Оптину за все время своей монашеской жизни преподобный Варсонофий покидал лишь несколько раз — только по послушанию. В 1910 г., также за послушание, ездил на станцию Астапово для напутствия умиравшего Л. Н. Толстого. Впоследствии он с глубокой грустью вспоминал: “Не допустили меня к Толстому… Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана”. В 1912 г. преподобного Варсонофия назначают настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. Нашлись и недовольные его деятельностью: путем жалоб и доносов он был удален из Оптиной. Смиренно просил он оставить его в скиту для жительства на покое, просил позволить ему остаться хотя бы и в качестве простого послушника. Меньше года управлял старец обителью. Страдания его во время предсмертной болезни были поистине мученическими. Отказавшийся от помощи врача и какой бы то ни было пищи, он лишь повторял: “Оставьте меня, я уже на кресте”… Причащался старец ежедневно. 1/14 апреля 1913 года предал он свою чистую душу Господу.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Париж, 1936. С. 14—16. 417. Косви нцев Ε. Η. Черный бунт (странички из истории «афонской смуты»). — Исторический Вестник. Т. 139, январь 1915. С. 137— 160; Т. 140, февраль 1915. С. 470—487. 418. Котля ревский С. Судьба Афона. — Русская молва, 10.02.1913 61). 419. Краве цкий А. Г. К истории спора о почитании Имени Божия. — Богословские труды 33. М., 1997. С. 155—164. 420. Кринд ач Φ. Ε. Русский кавалерист в Абиссинии. Из Джибути в Харар. СПб., 1898. 421. Крупе нский Г. Открытое письмо члену Г. Думы епископу Анатолию. — Новое время, 3.05.1914 13 699). 422. Крупе нский Г. Письма в редакцию. — Новое время, 1.09.1913 423. Кто причастен к разгрому афонских обителей. — Русские ведомости, 26.07.1913 172). 424. Куббе ль Л. Е. Материалы по социально–экономическим отношениям у народов Эфиопии в трудах А. К. Булатовича (экспедиции 1896—1899 гг.). — Советская этнография. Сб. 3. М., 1967. С. 109—112. 425. Кузне цов Н. Каноническая сторона дела имяславцев. — Итоги жизни 14—15, 1914. 426. Кузне цов Н. Окончание дела имяславцев. — Итоги жизни 19,1914. 427. Л. Т. Архиепископ Никон, член Святейшего Синода. Великое искушение около святейшего Имени Божия. СПб., 1913. — Московские ведомости, 8.06.1913 131). 428. Ла Сор У. С. С., Хаббард Д. А., Буш Ф. У. Обзор Ветхого Завета. Откровение, литературная форма и исторический контекст Ветхого Завета. Пер. с английского. Одесса, 1998. 429. Лебед ев Виталий, протоиерей. Библейские собственные имена в их религиозно–историческом значении. Пг., 1916. 430. Лески нД. Ю. Философия имени в России в контексте афонских имяславских споров 1910–х годов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. МГУ, 2001. 431. Летопись Серафимо–Дивеевского монастыря. Составил архимандрит Серафим (Чичагов). СПб., 1903. 432. Летопись Скита Оптиной пустыни. Избранные страницы. 1845— 1882. По плану монаха Варсонофия (Плиханкова). Публикация и комментарии Р. В. Багдасарова. — Православие и русская народная культура. Научный сборник (выпуск 1). М., 1994.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010