Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) , 1845-1913. Дни памяти: 1/14 апреля (преставление); 27 июня/10 июля (обретение мощей) «Не давайте сердцу привязываться к тленным благам мира сего, гоните из него всякое пристрастие, так как только в сердце, свободном от всех пристрастий, может сотворить Себе Обитель Господь». Скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий. Преподобный был направлен Синодом к отлученному от Церкви, находящемуся на смертном одре Л.Н. Толстому, однако родственники писателя не допустили старца к умирающему. Иеросхимонах Анатолий (Потапов), 1855-1922. Дни памяти: 30 июля/12 августа (преставление); 27 июня/10 июля (обретение мощей) «Весь живот наш Христу Богу предадим в единении со св. Церковью Православной, ея же врата адова не одолеют, стараясь ходить непорочно в заповедях Его, немощи смирением, самоукорением и покаянием исправляя в светлом уповании и благой надежде на помощь Вездесущаго и Всевидящаго Господа отчаяния и нечаяния устраняясь, все с молитвой и извещением от Него творя и благоуправится житие наше во спасение». Прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере. Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) , 1853-1928. Дни памяти: 29 апреля/12 мая (преставление); 3/16 июля (обретение мощей) «Спрашиваешь, как обращаться с неверующими — отвечать с благоразумием. А пробуждать людей и вести к Богу — это не твое дело. Слово Божие всем проповедано и проповедуется. В [беседах] с сослуживцами неверующими обходись так же как и с верующими, но не входи с ними в религиозные споры — это безполезно. Спасайся, и да поможет тебе Царица Небесная».

http://azbyka.ru/shemy/optinskie-startsy...

Преподобный Исаакий был истинный последователь той традиции старчества, которая отличала уклад Оптиной пустыни от других монастырей России, строгого послушания всей братии старцам-духовникам, независимо от сана и иерархического звания. Вся его жизнь стала достойным продолжением духовного подвига, начатого еще его предшественником, преподобным Моисеем, и другими великими Оптинскими старцами. Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) Прп. Анатолий (Зерцалов) Скитоначальник и старец, преподобный Анатолий (старший) наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения. О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал сам преподобный старец Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». С особой любовью говорил преподобный Анатолий о молитве Иисусовой, говорил о том, что истинная молитва должна рождаться не под впечатлением хорошего чтения и пения, а быть плодом великого труда, дерзновения и любви к Богу. Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) Прп. Иосиф (Литовкин) Ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, преподобный Иосиф не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Он стяжал от Господа полноту духовных даров, и многие испытали на себе его дар прозорливости и исцелений. Он ни с кем не вел длинных бесед, умея в нескольких словах выразить самое главное, наставить и утешить. Сила его благодатной молитвы была выше и драгоценнее любых слов. Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) Прп. Варсонофий Оптинский Об этом скитоначальнике Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Преподобный Варсонофий обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нём покаяние.

http://pravmir.ru/prepodobnye-starcy-opt...

Но главные интересы его по-прежнему сосредоточивались на религиозно-философских и национальных вопросах: старокатолическом движении в Германии, движении в пользу балканских славян. Бурачок выступал в печати с резкой критикой католицизма и протестантства. В совет Общества духовного просвещения им были предоставлены книги: «Слово к западным христианам», «Папство, протестантизм, кальвинизм и православие», «Римский истукан». – 117. Варсонофий – Оптинский старец, схиархимандрит, скитоначальник. 5 июля 1845 † 1 апреля 1913. В мире Павел Иванович Плиханков. Родился в Самаре, в купеческой семье, род его происходил из оренбургских казаков. Учился в Оренбургском военном училище и на офицерских курсах в Петербурге. В чине полковника служил при штабе Казанского военного округа. В миру жил по-монашески, проходил Иисусову молитву. В 1889 г. впервые был в Оптиной; по благословению старца Амвросия, после чудесного исцеления от смертельной болезни, поступил 25 декабря 1891 г. в Иоанно-Предтеченский скит. 24 марта 1892 г. пострижен в рясофор, десять лет провел в затворе под руководством старцев оо. Анатолия и Иосифа. В 1900 г. по болезни келейно пострижен в мантию, назначен письмоводителем скита и участвовал в подготовке к изданию рукописей духовных книг. 13 декабря 1902 г. мантия была открыта, 29 числа того же месяца о. Варсонофий рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 г. – в иеромонаха. В этом же году он назначен помощником скитоначальника и старца и духовником Предтеченского скита, Шамордина и богомольцев. В 1904–1906 гг. служил военным священником в действующей армии в Манчжурии. По возвращении в Оптину 14 мая 1907 г. назначен скитоначальником и старцем с возведением в сан игумена. В его управление Предтеченский скит упрочился материально и процвел духовно. 11 июля 1910 г. о. Варсонофий в тяжелой болезни был пострижен в тайную схиму. В апреле 1912 г. вследствие нестроений в монастыре и несправедливых обвинений был переведен настоятелем в Старо-Голутвин Богоявленский монастырь под Москвой с возведением в сан архимандрита. Скончался там ровно через год по предсказанию блаженной Паши Саровской. Погребен у южной стены Введенского собора Оптиной Пустыни. О. Варсонофий находился в духовном общении со св.прав. Иоанном Кронштадтским , старцем Варнавой Гефсиманским , митрополитом Петербургским Антонием, митрополитом Московским Трифоном. Господь сподобил его даров прозорливости, способности изгонять бесов и исцелять телесные и душевные болезни. О. Варсонофий зрел наяву бесов, его видели озаренным светом на молитве, многим он являлся по своей смерти. Его «Беседы с духовными детьми» представляют замечательный духовный и литературный памятник эпохи. – 67.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

( < < back) < >< back) > < >< back) > Преподобный Варсонофий Оптинский (Плиханков; 1845–1913) — великий Оптинский старец, схиархимандрит. В миру был полковником и вел строго благочестивый образ жизни. Благословение на монашество получил от прп. Амвросия Оптинского, мантийный постриг принял в 55 лет. Во время русско-японской войны был отправлен фронтовым священником на передовую, где неоднократно подвергался смертельной опасности. С 1907 г. — скитоначальник в Оптиной пустыни. В 1912 г. назначен настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. Обладал великими духовными дарованиями. Опытный делатель Иисусовой молитвы и прозорливец. Изгонял бесов, исцелял телесные и душевные недуги. Находился в духовном общении с прав. Иоанном Кронштадтским, прп. Варнавой Гефсиманским, митрополитом Трифоном (Туркестановым) и другими выдающимися подвижниками. Перед кончиной (1/14.04.13), во время предсмертной болезни, страдания старца были поистине мученическими. Отказавшись от помощи врача и какой бы то ни было пищи, он лишь повторял: «Оставьте меня, я уже на кресте». Житие прп. Варсонофия.//Прославление в лике святых… Оптина пуст., 1996. ( < < back) < >< back) > Епископ Варнава (Беляев; 1887–1963) — архиерей-исповедник, понесший подвиг юродства, строгий аскет и духовный писатель. Пострижен в мантию в 1911 г. епископом Феодором (Поздеевским), в 1913 г. рукоположен в иеромонаха. Окончил МДА в 1915 г. со степенью кандидата богословия. Хиротонисан во епископа в 1920 г. На подвиг юродства владыка получил благословение от своего духовного отца — прп. Алексия Зосимовского Затворника (Соловьева). Несколько раз подвергался арестам, три года провел в лагере. Написал фундаментальную работу «Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики». Скончался в Киеве (6.05.63). За Христа пострадавшие. Св.-Тихоновский Богословский институт. М., 1997. ( < < back) < >< back) > Схимонах Иларион Кавказский (1846–1916) — кавказский отшельник, автор известной книги «На горах Кавказа», запечатлевшей опыт многих отцов-исихастов. Отец Иларион более 20-ти лет провел на Афоне в Пантелеймоновом монастыре. Вместе со своим старцем о. Дисидерием переселился на Кавказ в Ново-Афонский монастырь. Вскоре с благословения старцев о. Дисидерий и его ученик удалились в горы для безмолвия, где о. Иларион записывал беседы своего наставника о молитве. Эти записи и легли в основу знаменитой книги, впервые изданной в 1907 г. После кончины старца о. Иларион еще четверть века странствовал по Кавказу и вел суровую отшельническую жизнь, имея при себе лишь мешок с сухарями, чайник и топорик. В 1899 г. им основана Покровская община в местечке Темные Буки между Анапой и Новороссийском, которая в 1904 г. была преобразована в монастырь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

60 Иннокентий, Игумен. Последнее путешествие Толстого в Оптину пустынь и в Шаморднно. – Владимирский вестник. 1956. Сентябрь. 62 Эти донесения Савицкого включены в официальный документ-рапорт начальника Московско-Камышинского жандармского управления железной дороги генерала Львова, опубликованный в “Красном архиве” (Т. 4. С. 346–356). 63 Толстой Андрей Львович (1877–1916) – шестой сын Л.Н. Толстого. Участник русско-японской войны 1904 г. Чиновник особых поручений при тульском губернаторе. 64 Маклаков Василий Александрович (1869–1957) – один из лидеров партии кадетов, член II–IV Государственной думы. В 1917 г. посол во Франции, эмигрант. 65 Старец Варсонофий (в миру Павел Иванович Плиханков, 1845–1913) – подвижник благочестия, духовный вождь России в наиболее тяжелый для нее предреволюционный период. 66 Священник Василий Шустин – духовный писатель, автор “Записи воспоминаний об отце Иоанне Кронштадтском и об оптинских старцах” (Сербия, г.Белая Церковь , 1929; книга переиздана в 1991 г. в Москве). Касаясь толстовства, старец Варсонофий в беседе с Василием Шустиным, в частности, заметил: “Великое зло, это толстовское учение, сколько оно губит молодых душ. Раньше Толстой действительно был светочем в литературе и светил во тьме. Но впоследствии его фонарь погас и он очутился во тьме, и, как слепой, он забрел в болото, где завяз и погиб” (Василий Шустин, священник. Запись об о. Иоанне Кронштадтском и об оптинских старцах. Из личных воспоминаний. М., 1991. С.22). 68 Толстой Сергей Львович (1863–1947) – старший сын Л.Н. Толстого, мемуарист; автор книги воспоминаний о своем отце «Очерки былого”. 69 Победоносцев Константин Петрович (1827–1907) – правовед, обер-прокурор Святейшего Синода (1880–1905), учредитель церковно–приходских школ. В статье “Народное просвещение” (Московский сборник. М., 1896) К.П.Победоносцев , в частности, высказал следующую мысль: “Понятие народное о школе есть истинное понятие, но, к несчастью, его перемудрили повсюду в устройстве новой школы. По народному понятию, школа учит читать, писать и считать, но в нераздельной связи с этим учит знать Бога и любить Его и бояться, любить Отечество, почитать родителей. Вот сумма знаний, умений и ощущений, которые в совокупности своей образуют в человеке совесть и дают ему нравственную силу, необходимую для того, чтобы сохранить равновесие в жизни и выдерживать борьбу с дурными побуждениями природы, с дурными внушениями и соблазнами мысли”.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/duhovnaj...

Во многом повлияли на будущего еп. Варнаву и старцы Зосимовой пустыни, которую Николай Беляев впервые посетил перед поступлением в МДА, где и познакомился с ними: о. Германом (Гомзиным) (1844–1923), о. Митрофаном (Тихоновым) (ок. 1860-не ранее 1943) и о. Алексеем (Соловьевым) (1846–1928), духовным сыном которого и стал впоследствии 151 . Отец, а потом епископ Варнава часто обращался к ним за наставлениями, которые записывал в отдельную тетрадь и старался исполнить 152 . Некоторое духовное окормление он получал и в Оптиной пустыни у старца Варсонофия (Плиханкова) (1845–1913), но, видимо, гораздо меньшее, чем в Зосимовой 153 . Это можно утверждать на основании сравнения количества записей в книжке о. Варнавы советов архим. Варсонофия с поучениями духовников Зосимовой пустыни 154 . К тому же меньше, чем через три года после знакомства с о. Варсонофием Николая Беляева , старец отошел ко Господу. Позже о влиянии этого монастыря еп. Варнава писал: «Я тоже воспитанник Оптиной пустыни – свою младенческую колыбель я имел в ней, вернее, наездами окормлялся у знаменитого старца скита» 155 . § 4. Отношение еп. Варнавы к философам и писателям Среди философов и писателей можно выделить следующие две группы, к сочинениям которых владыка обращается достаточно часто: славянофилов и тех, кого можно было бы назвать либералами. Литературные и философские труды иных авторов епископ цитирует значительно реже. Отношение еп. Варнавы к славянофилам Идеи славянофилов были известны и в определенных кругах пользовались популярностью при жизни еп. Варнава. С ними был знаком и владыка. Характеризуя этих философов 156 , он приводит следующие слова одного исследователя, с которыми, по всей видимости, и сам был согласен: «Это была блестящая плеяда безупречных по своему благородству и редких по своим способностям деятелей слова и мысли, в лице которых «западники» встретили действительно опасных и сильных противников» 157 . Вообще, отзывы епископа о них только положительные, критики в их адрес не видно. Владыка Варнава видит в них лишь защитников православия 158 . Правильна или нет была такая точка зрения, но в то время аналогичных взглядов придерживались многие авторитетные люди 159 . Хотя, надо заметить, о их взглядах высказывались и отрицательные мнения. Например, один из профессоров МДА вспоминает, что ректор Академии прот. А. В. Горский на лекциях по догматике «победоносно опровергал учение о Церкви мнимого русского богослова Хомякова». Также сей ученый протоиерей написал обширные критические замечания в отношении учения последнего 160 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Преподобный Варсонофий Варсонофий (в миру – Плиханков Павел Иванович. 1845–1913) – оптинский старец, преподобный. Родился в семье выходца из оренбургских казаков купца Ивана Плиханкова. Окончил Полоцкую военную гимназию, Оренбургское военное училище. В 46 лет, уже будучи полковником, приехал в Оптину к старцу Амвросию. В Великий пост 1893 года стал послушником Павлом. В 1900-м пострижен в мантию с именем Варсонофий; в 1902-м рукоположен в иеродиакона; в 1903-м рукоположен в сан иеромонаха, назначен помощником старца и духовником Шамординской женской пустыни; в 1904-м – священник фронтового лазарета имени преподобного Серафима Саровского ; в 1907-м возведен в сан игумена и назначен скитоначальником; в 1912-м назначен настоятелем Старо-Голутвинской обители и возведен в сан архимандрита. Погребен в Оптиной пустыни. Но мало кто знал, что стихи, появлявшиеся все эти годы в печати под псевдонимом «Странник», принадлежали старцу Варсонофию. Сборник его стихов был впервые собран и издан уже посмертно монахинями Шамординского монастыря, среди которых была единственная сестра Льва Толстого Марья Николаевна, а старец Варсонофий приезжал к умирающему Толстому на станцию Астапово. Его, бывшего полковника, не допустили к бывшему поручику... Молитва Иисусова 125 Ее начало – тесный путь. Душе тревожной негде отдохнуть. Болезни и труды, великие страданья, Смущений вихрь, презренье, порицанье Подвижника встречают; видит он, Как скорби восстают со всех сторон. И он стоит исполненный сомнений, Тревожных, тяжких дум, недоумений, Томлением объятый и тоской. Неведомы ему ни радость, ни покой, И помощи не ждет он ниоткуда, Как только от Спасителя Христа. А злобные враги кричат ему отвсюду: «Уа! Да снидет со креста!» Мой друг о Господе! Дерзай! Не прекращай великой, тяжкой битвы И поле бранное отнюдь не покидай – Не оставляй божественной молитвы! Пребуди в подвиге до смерти, до конца: Победа ждет тебя, духовного борца. Души твоей да не смятутся кости, Да не колеблются ее твердыни и столпы, Когда приступят к ней злокозненные гости –

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

" Было дело, когда одна гражданка Италии попыталась доказать неправомерность нахождения в школах страны распятий. Вначале Европейский суд по правам человека принял решение в пользу этой женщины, предписав властям страны убрать все религиозные символы из государственных школ. Но затем тот же суд пересмотрел свое решение и вынес другой вердикт. Присутствие распятия в школах как знака христианской культуры и идентичности было защищено " . Скачать аудио файл Правда, пересмотр дела о том же распятии стал возможен лишь благодаря возмущениям, которые выразили ЕСПЧ многие страны, в том числе и Россия. Кстати, Московский Патриархат много раз выражал резкое осуждение любых проявлений христианофобии и обращался к международному европейскому сообществу с просьбой о защите христиан. В 2011 году на заседании Священного синода был принят специальный документ, в котором русские архиереи призвали политические власти, общественных и научных деятелей, международные организации приложить максимум усилий в борьбе с гонениями на христиан. скрыть способы оплаты Комментарии Антон 20 декабря 2013, 18:05 Мне приходится слышать жалобы на то, что мы переживаем теперь трудные времена, что теперь дана полная свобода всяким еретическим и безбожным учениям, что Церковь со всех сторон подвергается нападкам врагов и страшно за нее становится, что одолеют ее эти мутные волны неверия и ересей. Я всегда отвечаю: «Не беспокойтесь! За Церковь не бойтесь! Она не погибнет: врата адовы не одолеют ее до самого Страшного суда. За нее не бойтесь, а вот за себя бояться надо, и правда, что наше время очень трудное. Отчего? Да оттого, что теперь особенно легко отпасть от Христа, а тогда – гибель». Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) Выстоим с Божьей помощью. Так уже было. Выстоим. Мы не одни, Бог с нами. Алла 19 декабря 2013, 21:27 Украину тянут за шкирку в эту богоборческую Европу, и никто людей не спрашивает, хотят они туда или нет. Если Господь помилует, не получится это у них. А если нет... По грехам нашим получаем...

http://pravoslavie.ru/66814.html

Преподобный Исаакий (в миру – Иван Иванович Антимонов) родился 31 мая 1810 года в семье почетного гражданина города Курска, именитого купца Ивана Васильевича и его жены Анны. В 1847 году Иван Иванович Антимонов поступил в Оптину пустынь, где в 1854 году был пострижен с именем Исаакий. Отец Исаакий духовно возрос под руководством преподобного старца Макария. После кончины настоятеля преподобного Моисея Господу было угодно возложить на смиренного Исаакия труд управления обителью. Преподобный исполнял это служение 32 года, до самой смерти, оставаясь преданным послушником своего духовного отца преподобного Амвросия. Без совета старца он не приступал ни к какому делу. Преподобный Исаакий отличался простотой, смирением и отеческой заботливостью в отношении к братии. Схиархимандрит Исаакий скончался 22 августа 1894 года. Преподобный Иосиф (в миру – Иван Евфимович Литовкин) родился 2 ноября 1837 года в селе Городище Харьковской губернии. Рано оставшись сиротой, он испытал жизнь скорбную, полную трудов и лишений. В 24 года, отправившись на богомолье в Киев, он заехал в Оптину. Прозорливый старец Амвросий сказал: «Зачем тебе в Киев, оставайся здесь». Юноша принял слова батюшки как волю Божию и поступил в монастырь. Новый послушник вскоре был назначен келейником старца Амвросия и исполнял это послушание тридцать лет, до кончины своего аввы. В постриге он был наречен Иосифом. После кончины преподобного Анатолия отец Иосиф двенадцать лет был скитоначальником. Его отличало глубочайшее смирение и скромность. Он сподобился видения Царицы Небесной. Скончался иеросхимонах Иосиф 9 мая 1911 года. Преподобный Варсонофий (в миру – Павел Иванович Плиханков) родился 5 июля 1845 года в дворянской семье под Оренбургом. Он закончил кадетский корпус и дослужился до чина полковника. Отклонив генеральское звание, он в 1891 году поступил в Оптину пустынь, где первые три года находился под духовным руководством старца Анатолия (Зерцалова) . В постриге он был наречен Варсонофием. Преподобный Варсонофий был истинным духовным воином и прозорливцем. Он предсказывал, что не за горами время, когда начнутся гонения на веру Христову и повторятся мучения первых христиан. В 1906 году отец Варсонофий был назначен братским духовником и скитоначальником. В конце жизни старцу довелось пережить клевету. В 1912 году он был переведен на должность настоятеля в Старо-Голутвин монастырь, где через год схиархимандрит Варсонофий скончался 1 апреля 1913 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Марк (М.А. Новосёлов). Глава 6. Хроника афонского дела 1682 С.М. Половинкин Старец Оптиной пустыни о. Варсанофий (Плиханков, 1845–1913) рассказывал о старце Дисидерии, который переселился с Афона на Кавказ, где удалился в горы. Его ученик о. Иларион был с ним до самой его смерти. «Беседы его он постепенно записывал, и когда к нему пришёл третий афонец, о. Венедикт, то нашёл все эти беседы в рукописях. Ему пришло в голову издать их, и с этим предложением он приезжал к нам в скит. Не имея средств, достаточных для этого предприятия, я направил его к великой княгине Елисавете Феодоровне, которая и доставила ему возможность издать эту прекрасную книгу. Несколько экземпляров её есть у меня, и я могу дать кое-кому. Эту книгу надо прочесть несколько раз, чтобы вполне воспринять всю глубину её содержания. Она должна доставить громадную пользу людям, имеющим склонность к созерцательной жизни. Дай Бог, чтобы чтение это принесло вам не только высокую духовную радость, но также и помощь в деле спасения своей души» 1683 . Так появилась в печати книга схимонаха Илариона «На горах Кавказа». 1907 Выход в свет книги схимонаха Илариона «На горах Кавказа». Книга рассылается по монастырям, в т. ч., и афонским. Рассылая книгу, о. Иларион просил отзывов. Прежде других на Афоне с книгой ознакомились иноки Фиваидского скита Пантелеимонова монастыря, ибо о. Иларион вышел из этого скита. Её читают и одобряют многие монахи. Патриарх Иоаким III первоначально одобрил книгу о. Илариона 1684 . 1909 Игумен Пантелеимонова монастыря – о. Мисаил, старший духовник о. Агафодор, «поручили о. Хрисанфу (Минаеву) – схимонаху Ильинского скита 1685 раскритиковать» 1686 книгу о. Илариона. Появилась рукопись рецензии о. Хрисанфа на книгу о. Илариона «На горах Кавказа». О. Агафодор дал читать тетрадь с рукописью о. Мартиниану, который от возмущения лишился сна, а после написал письмо, в котором обличал «разрушительное зломыслие» о. Хрисанфа. Письмо было подписано о. Измарагдом, о. Иринеем и о. Мартинианом 1687 . Рукопись рецензии о.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010