Преподобне отче наш Иосифе, моли Бога о нас! Преподобный схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) День рождения — 5/18 июля 1845Мирские именины — 29 июня/12 июляПостриг в мантию — декабрь 1900День тезоименитства — 11/24 апреляИерейская хиротония — 1/14 января 1903Постриг в схиму — 11/24 июля 1910Кончина (день памяти) — 1/14 апреля 1913Обретение мощей — 27 июня/10 июля 1998   Павел Иванович Плиханков, будущий старец Оптинский Варсонофий, родился 5 июля 1845 года в Самаре и происходил из Оренбургского казачества. Мать его умерла сразу же после родов, поэтому отец вынужден был жениться вторично.    О себе старец Варсонофий рассказывал так: «Моя мачеха была глубоко верующей и необычайно доброй женщиной, так что вполне заменила мне мать... Вставала она очень рано, и каждый день бывала со мной у утрени... Любила она и дома молиться. Читает, бывало, акафист, а я распеваю тоненьким голоском на всю квартиру: «Пресвятая Богородице, спаси нас!».    Однажды, когда мне было шесть лет, был такой случай. Мы жили на даче в своем имении под Оренбургом. Наш дом стоял в огромном саду-парке и был охраняем сторожами и собаками, так что проникнуть в парк незаметным постороннему лицу было невозможно.    Однажды мы гуляли с отцом по парку, и вдруг откуда ни возьмись перед нами появился какой-то старец. Подойдя к моему отцу, он сказал:    — Помни, отец, что это дитя в свое время будет таскать души из ада.    Сказав это, он повернулся и исчез. Напрасно потом его везде разыскивали, никто из сторожей не видел его...    Десяти лет я был отдан в гимназию... Потом поступил на службу и поселился в Казани под покров Царицы Небесной...    Когда мне было 35 лет, матушка обратилась ко мне:    — Что же ты, Павлуша, все сторонишься женщин, скоро и лета твои выйдут, никто за тебя не пойдет?    За послушание я исполнил желание матери... В этот день у одних знакомых давался званый обед. «Ну,— думаю,— с кем мне придется рядом сидеть, с тем и вступлю в пространный разговор». И вдруг рядом со мной на обеде поместился священник, отличавшийся высокой духовной жизнью, и завел со мной беседу о молитве Иисусовой...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

     Быть тебе священником Варсонофий (Павел Иванович Плиханков) – один из известнейших старцев Оптиной пустыни, родился в Самаре 5 июля 1845 г. Происходил из богатого купеческого рода (деды и прадеды были миллионерами, в Самаре им принадлежала целая улица, которая называлась Казанской). Мать Павла скончалась при появлении его на свет, и отец женился вторично. Мачеха заменила Павлу мать и заботилась о его воспитании и образовании. Будучи глубоко религиозной, она постоянно брала с собой сына с младенческого возраста на церковные богослужения. Преподобный Варсонофий вспоминал: «Когда я был маленький, то любил все подавать священнику, и мне часто говорили: «Быть тебе священником». Вот и исполнилось… с пятилетнего возраста и до отправления моего в гимназию я стоял в алтаре, и батюшка с престола давал мне антидор. Вот когда еще было предзнаменование, что буду я священником. Мы с матерью каждодневно ходили к утрене, и, бывало, отец не раз говорил: – Что ты его таскаешь в такую рань, он маленький, устанет. Но мать всегда отвечала на это: – Я желаю ему добра. Ты поручил мне его воспитание, а потому и предоставь мне поступать, как я нахожу нужным. Как я благодарен теперь моей матери! Когда я поступил в монастырь, она была еще жива, и я написал ей: «Вот плоды твоего воспитания». Варсонофии Преподобныи      Девяти лет его отдали в гимназию, затем он учился в Полоцкой военной гимназии и военном училище, по окончании которого получил офицерское звание. В дальнейшем он окончил офицерские штабные курсы, дослужился до чина полковника, стал старшим адъютантом штаба Казанского военного округа. Его по-прежнему интересовала и притягивала религиозно-духовная сфера жизни, и он, будучи полковником, приехал в Оптину пустынь к старцу Амвросию и поведал о своем желании поступить в монастырь, на что преподобный ответил, что еще рано и что это можно сделать через два года. Полковник вернулся к месту службы. Осенью того же года Павел Плиханков внезапно тяжело заболел воспалением легких. Врачи считали, что он обречен, да и сам полковник ощущал приближение смерти и велел денщику читать Евангелие. Находясь в состоянии забытья, он вдруг увидел открывшиеся небеса, содрогнулся от великого страха и света, и вся жизнь в одно мгновение пронеслась перед ним. Его охватило глубокое чувство раскаяния за всю прежнюю жизнь, и он услышал голос свыше, повелевавший идти в Оптину пустынь. Ему открылось внутреннее зрение, и он постиг глубочайший смысл евангельского учения. Именно в эти мгновения, как верно сказал старец Нектарий, из блестящего военного, в одну ночь, по соизволению Божию, он стал великим старцем.

http://pravoslavie.ru/95034.html

«Он будет таскать души из ада!» К 100-летию со дня кончины преподобного Варсонофия Оптинского Ольга Рожнёва 14 апреля 2013 года (1 апреля по ст. стилю) исполняется 100 лет со дня кончины одного из известнейших русских святых – преподобного Варсонофия Оптинского, в миру блестящего военного, в монастыре – неутомимого духовника, творца Иисусовой молитвы, прозорливого старца, о котором задолго до его ухода из мира было предречено, что «в свое время он будет таскать души из ада». При жизни старец сполна испил чашу страданий, и потому мы представляем читателям сайта Православие.Ru не только жизнеописание святого, но и его наставления о терпении скорбей. Старец Варсонофий обладал всей полнотой даров, присущих Оптинским старцам : духовным рассуждением, прозорливостью, молитвой, которая как молния поднималась к небу, способностью изгонять нечистых духов, исцелять болезни душевные и телесные. Его видели на молитве озаренным неземным светом. По смерти своей он несколько раз являлся Оптинским инокам. Жизнь преподобного была полна скорбей – порой очень тяжелых, на грани человеческих сил – и духовных утешений, чудесных знаков, указывавших на Промысл Божий в жизни старца. Святитель Филарет писал: «Всеведущий Бог избирает, предназначает от колыбели, а призывает в определенное Им время, непостижимым образом совмещая сопряжение всевозможных обстоятельств с изволением сердца. Господь в свое время препоясывает и ведет Своих избранных так, как бы они не желали, но туда, куда желают дойти». Эти слова в полной мере можно отнести к преподобному Варсонофию. Сам старец часто рассказывал о своем детстве и молодости, обычно добавляя: «Какой глубокий смысл в событиях нашей жизни, как она располагается – точно по какому-то особенному таинственному плану». Преподобный Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, родился в 1845 году в Самаре в день памяти преподобного Сергия Радонежского , которого он всегда считал своим покровителем. Все члены семьи были благочестивыми и глубоко верующими людьми, много помогали находившемуся по соседству храму Казанской иконы Божией Матери . Семья считала, что их род находится под особым покровительством Казанского образа Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/60774.html

Его путь в монастырь был долог и нелегок, в миру прошло 46 лет – большая часть жизни. Кадетский корпус, военная служба, блестящая карьера. Прямая возможность к стяжанию всех мирских благ. Но духовное направление, привитое ему благочестивыми родителями ещё в детстве, получило перевес над другими интересами, и он решил посвятить себя Богу.      Павел Иванович Плиханков, будущий старец Оптинский Варсонофий, родился в Самаре 5 июля 1845 года, в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, и считал его своим Небесным покровителем. Он происходил из оренбургского казачества. Мать его, Наталия скончалась при родах, но ребенок остался жив благодаря таинству Крещения, которое немедленно совершил над ним священник. Дед и прадед мальчика были весьма богаты. Почти все дома по Казанской улице принадлежали семье Плиханковых. Все члены семьи были благочестивыми и глубоко верующими людьми, много помогали находившемуся на этой же улице храму Казанской иконы Божией Матери. Семья считала, что их род находится под особым покровительством Казанского образа Божией Матери. После смерти матери отец женился вторично, и в лице мачехи Господь послал младенцу глубоко верующую, добрейшей души наставницу, которая заменила ему родную мать. «Моя мачеха, – рассказывал о себе духовным чадам старец Варсонофий, – была глубоко верующей и необычайно доброй женщиной, так что вполне заменила мне мать... Вставала она очень рано, и каждый день бывала со мной у утрени... Любила она и дома молиться. Читает, бывало, акафист, а я распеваю тоненьким голоском на всю квартиру: «Пресвятая Богородице, спаси нас!». Однажды, когда мне было шесть лет, был такой случай. Мы жили на даче в своем имении под Оренбургом. Наш дом стоял в огромном саду-парке и был охраняем сторожами и собаками, так что проникнуть в парк незаметным постороннему лицу было невозможно. Однажды мы гуляли с отцом по парку, и вдруг, откуда ни возьмись, перед нами появился какой-то старец. Подойдя к моему отцу, он сказал: – Помни, отец, что это дитя в свое время будет таскать души из ада.

http://pravoslavie.ru/120549.html

Шамордино, 1908; Поселянин Е. Жизнеописания подвижников благочестия XIX века. СПб., 1897; Нилус С. А. На берегу Божьей реки. Сергиев Посад, 1916. Наследие: Собрание писем Оптинского старца скитоначальника иеромонаха Анатолия (Зерцалова) к монахиням. Сергиев Посад, 1914. Преподобный Анатолий Оптинский (в миру Александр Потапов, † 1922; память – 30 июля/12 августа) родился в 1855 году. Происходил из мещан города Калуги. С юных лет стремился к монашеству, но исполнению этого заветного его желания противилась мать. Только после ее кончины, уже в тридцатилетнем возрасте, 15 февраля 1885 года Александр Потапов пришел в Оптину пустынь. Поселился в скиту. Келейничал у преподобного Амвросия и у преподобного старца Иосифа (Литовкина ; см. примеч. 34 к гл. «Старец Нектарий»). Пострижен в мантию 3 июня 1895 года. В 1903 году, будучи еще иеродиаконом, принимал народ для духовного назидания. Рукоположен во иеромонаха 26 марта 1906 года. 4 июля 1908 года переведен из скита в монастырь на должность духовника приходящих богомольцев. Скончался 30 июля 1922 года. По некоторым сведениям, пришедшие арестовывать старца застали его лежащим в гробу. См. о нем: Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. С. 404–437. Оптинские старцы. Заря, 1990. С. 64–68. (Сборник статей, первоначально напечатанных в журнале «Православная Русь». 1990. 4–6.) Преподобный Варсонофий Оптинский (в миру Павел Иванович Плиханков,1913; память – 1/14 апреля) родился 5 июля 1845 года. Происходил из оренбургских казаков. Окончил Полоцкий кадетский корпус, военное училище в Оренбурге и казачьи офицерские штабные курсы в Санкт–Петербурге. Участвовал в военных действиях в Туркестане. Имел чин полковника. Служил при штабе Казанского военного округа. Живя в миру, вел истинно христианский подвижнический образ жизни. Встречался со святым Иоанном Кронштадтским , пророчески указавшим П. И. Плиханкову путь его будущего служения. Побывал в Оптиной пустыни и получил от преподобного Амвросия повеление в три месяца окончить все дела в миру и принять монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Обратившись к фактам жизни старца Варсонофия, мы увидим, что переворот готовился многие годы: Господь с самого детства избрал этого человека на служение Себе и вел его путями многих испытаний, попустив ему быть и «блестящим военным». Павел Иванович Плиханков (таково было имя старца в миру) родился в Самаре 5 июля 1845 года. Это был день памяти преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского, великих и святых иноков. Преподобного Сергия он считал потом своим покровителем. Мать мальчика скончалась во время родов, а сам он остался жив благодаря таинству Крещения, немедленно совершенному над ним священником. Отец его был из потомственных дворян, но, подобно купцам, занимался торговлей. Дед и прадед великого старца были весьма богаты. В Самаре Плиханковым не один дом, а вся улица принадлежала, по названию Казанская, так как здесь был храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Семья Плиханковых находилась под особым покровом Казанского образа Богородицы. Мать умерла, но мальчик не остался сиротой. Отец женился вторично, и в лице мачехи (кажется, не очень-то ласковое слово для русского уха) Господь послал младенцу глубоко верующую, добрейшей души наставницу, – «так что вполне заменила мне мать и, может быть, родная мать не могла бы дать мне такого воспитания», – вспоминал старец. Ее, как и покойную мать Павлуши, звали Натальей. И вот Павлуша с раннего возраста – настоящий православный человек, раб Божий; он ходит с матерью (так он звал мачеху) в церковь, причащается Святых Христовых Тайн, читает с нею домашнее правило, а также каноны и акафисты. Пяти лет он начал прислуживать в алтаре и нередко слышал, как люди предсказывали: «Быть тебе священником!» А однажды он со своим отцом гулял в парке их собственного имения в Оренбурге, и к ним вдруг подошел седобородый старец. «Помни, отец, – сказал он, – что это дитя в свое время будет таскать души из ада». Пока отец, озадаченный, раздумывал над этими словами, старец исчез. Потом спросили сторожа, не видел ли он кого, – нет, тот не видел, никто посторонний в парк не заходил.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Рубрики Коллекции Преподобный Варсонофий Оптинский — старец, который хотел спасти Льва Толстого 10 мин., 14.04.2024 Поделиться Генеральские погоны он променял на монашескую мантию, но, став монахом, отправился на войну. Слава о его прозорливости гремела на всю Россию, а знавшие его люди свидетельствовали: «Ему дан был особый дар от Бога». 14 апреля Церковь отмечает память преподобного Варсонофия Оптинского, одного из самых почитаемых старцев Оптиной пустыни. Преподобный Варсонофий Оптинский (в миру Павел Иванович Плиханков) родился в Самаре 5 июля 1845 года в почтенной, зажиточной и благочестивой семье. О его жизни до поступления в монастырь — а произошло это только на 47 году его жизни — мы знаем из личных воспоминаний старца. В детские годы он регулярно бывал в храме, любил церковное богослужение и даже прислуживал в алтаре. В школьные годы ярко проявилась его склонность к молитве и уединению. На каникулах, которые проходили в имении на природе, он вставал за час до общего подъема и уходил в березовую аллею молиться. «Тогда я молился так, как никогда уже более не молился: то была чистая молитва невинного отрока. Я думаю, что там я себе и выпросил, вымолил у Бога монашество», — вспоминал сам о. Варсонофий. Однако монашество в тот момент был для него очень далекой перспективой. После школы он закончил Оренбургское военное училище, затем продолжил образование в Санкт-Петербурге. Его судьба складывалась как нельзя лучше. Он дослужился до полковника, был на хорошем счету у начальства, его прочили в генералы. О жизни в монастыре в то время он имел не слишком высокое представление: «страшная скука — там только редька, постное масло да поклоны». Несмотря на увлеченность службой и блестящую военную карьеру, Павел Иванович ощущал внутри какую-то неудовлетворенность. Его сослуживцы замечали за ним «странности»: он оставался холостым, избегал балов, театров, не участвовал в офицерских кутежах и пирушках, вел довольно аскетичный, учитывая его положение и возможности, образ жизни. Со временем Павел полностью охладел к светской жизни. Одним из поворотных моментов стал его поход в театр, где посредине представления он ощутил в душе щемящую, неизбывную тоску. «В душе как будто кто-то говорил: “Ты пришел в театр и сидишь здесь, а если ты сейчас умрешь, что тогда? Господь сказал: в чём застану, в том и сужу... С чем и как предстанет душа твоя Богу, если ты сейчас умрешь?”» — вспоминал он позже.

http://foma.ru/prepodobnyj-varsonofij-op...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛАРИОН (Домрачёв) (ок. 1845, Вятская губ.- 1.03.1916, урочище Тёмные Буки Кубанской обл.), схим., духовный писатель, автор кн. «На горах Кавказа», ставшей причиной имяславских споров. Основные биографические сведения об И. содержатся в архивном деле «О жизни и деятельности имябожника схимонаха Илариона», хранящемся в ГА Ставропольского края. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Дело состоит из различных документов, в т. ч. донесений епархиальных миссионеров, посещавших И. в 1914-1916 гг., рапортов архиеп. Ставропольского и Екатеринодарского Агафодора (Преображенского), викария Михаила (Космодемьянского), еп. Александровского, игум. Сентинского монастыря Раисы (Онисимовой), а также прошений самого И., адресованных церковным властям. И. окончил 4 класса ДС, затем работал учителем (Там же. Л. 30). По нек-рым сведениям, более 20 лет провел в Русском вмч. Пантелеимона мон-ре на Афоне. В 80-х гг. XIX в. удалился с Афона на Кавказ, где был приписан к Новоафонскому во имя св. ап. Симона Кананита мон-рю (Краткий очерк жизни старца Илариона и истории имяславия в России// Иларион. На горах Кавказа. 1998. С. 901-902). В беседах прп. Варсонофия (Плиханкова) сохранился рассказ о причинах этого переселения и об истории появления на свет кн. «На горах Кавказа»: «В старом Афоне жил один старец по имени Дисидерий. Когда там поднялись волнения и жизнь русских иноков стала тяжела, тогда произошло совещание русских афонцев, как быть дальше. Голоса разделились. Некоторые предлагали обратиться в Лондон к Английской королеве с просьбой продать им землю в Австралии для устройства там новой обители, но это предложение было отвергнуто, а выбрано другое - переселиться на Кавказ. Здесь на пожертвованном императором Александром II участке земли был основан «Новый Афон». В числе иноков, переселившихся туда, был о. Дисидерий. Но вскоре шум общежития стал его тяготить, и с благословения старцев он удалился в горы Кавказа для безмолвия. О. Дисидерий имел ученика, с которым вел беседы о внутреннем делании, т. е. об Иисусовой молитве. Когда о. Дисидерий умер, ученик похоронил его святое тело. Беседы их он постепенно записывал» ( Варсонофий Оптинский. 1999. С. 280-281). Этим учеником, по рассказу прп. Варсонофия, и был И.

http://pravenc.ru/text/389175.html

Эти слова совпали и с моими представлениями о биографической книге, а кроме того, наличный материал для жизнеописания старца Варсонофия подводит именно к таким решениям. Почти совсем не сохранилось документов и свидетельств о жизни Старца до поступления его в число братии Оптиной Пустыни, а это более сорока пяти лет, – многое здесь остается неизвестным. Но Старец сам нередко рассказывал о себе в беседах с духовными чадами, – их записи и донесли до нас ряд эпизодов из его детства, гимназических лет, пребывания в военных учебных заведениях, штабной службы в Казани. Время его старчества в Скиту нашло своего усердного летописца в лице его верного ученика и будущего старца о. Никона. Отец Варсонофий и сам всегда вел дневники, о них говорит о. Никон, которому Старец иногда давал их читать, – но они не сохранились, во всяком случае, о них ничего не слышно. Из огромного количества писем к духовным чадам также почти ничего нет. Не дошли до нас и его проповеди 2 . Пробелы, казалось бы, катастрофические, если учесть, что и воспоминаний о Старце написано весьма немного. И все же есть замечательный материал. Это в первую очередь «Беседы» Старца с его духовными чадами, записанные ими, и «Дневник» о. Никона, который был во время его ведения сначала послушником, а потом рясофорным монахом Николаем Беляевым . Есть сохранившаяся часть «Келейных записок» о. Варсонофия (конца 1890-х годов), есть страницы «Летописи Скита», отчасти принадлежащие перу самого Старца в бытность его рясофорным монахом, есть «Духовные стихотворения» его, собранные по журналам, где о. Варсонофий печатался (Свои стихотворения Старец печатал под псевдонимом «Странник), – эта книжка издана в 1914 году сестрами Шамординской Амвросиевой пустыни. Так что главным голосом в жизнеописании старца Варсонофия будет его собственный голос, а ничего лучшего желать и не надо. ... Помоги, Господи! Да не солгу на Старца. В. А. Ноябрь 1994 г. Глава I Павел Иванович Плиханков (таково было имя Старца в миру) родился в Самаре 5 июля 1845 года. Это был день памяти преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского, великих и святых иноков. Преподобного Сергия он всегда считал своим покровителем. Мать мальчика, имя которой было Наталия, скончалась во время родов, а сам он остался жив благодаря таинству Крещения, немедленно совершенному над ним священником. Отец его происходил из оренбургских казаков, впрочем, давно не казачествовавших, а занимавшихся торговлей. Дед и прадед Старца были весьма богаты. Почти все дома по Казанской улице, протянувшейся от реки Самары до Волжской набережной, принадлежали Плиханковым. На этой же улице находился городской собор во имя Казанской иконы Божией Матери, называвшийся «Старым», усердными прихожанами которого они состояли, так как все в роду Плиханковых были людьми верующими. Они много помогали храму от своих достатков и считали, что род их находится под особым покровом Казанского образа Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Затем такое сообщение (25 июня 1900 года): «На братской трапезе начали подавать красную смородину. Кроме смородины, в скиту растет крыжовник. Старожилы сказывают, что лет 40 назад в скиту росли и другие ягоды, как, например, вишня, малина и прочие». 13 июля «посетили Оптину пустынь прибывшие из Москвы протоиерей Вознесенской церкви, что у Серпуховских ворот, отец Иоанн вместе с дьяконом той же церкви отцом Иоанном. Были у скитоначальника отца Иосифа и рясофорного монаха отца Павла. По словам их, скит произвел на них самое благоприятное впечатление» 397 . 16-го числа посетил отца Павла (то есть будущего старца Варсонофия) Евгений Николаевич Погожев, пишущий под псевдонимом «Поселянин»... Е.Н. Погожев был одним из преданнейших духовных сыновей старца Амвросия и поместил в «Душеполезном чтении» за 1892–1895 годы несколько статей о жизни старца. Кроме того, Погожев издал отдельную брошюру в 1898 году, в которой описал Оптину пустынь с самой лучшей стороны. Лето было жаркое, засушливое. 10 августа «вся скитская братия выходила... на общее послушание – поливку сада. Воду брали из сажалки. Под каждую яблоню выливали четыре ведра». Поэтому, несмотря на засуху, урожай яблок был обилен. Как записано в Летописи, собрано было большое количество яблок («яровых» и «антоновских»), груш и слив. 9 сентября начали возить в скит кирпич для постройки каменного храма. 10 сентября в Оптиной был получен тираж книги, составленной архимандритом Агапи том: «Жизнеописание в Бозе почившего старца иеросхимонаха Амвросия» с его портретом и факсимиле. Отпечатано было в Москве 1900 экземпляров. 389 О. Павел (с декабря 1902 г. монах Варсонофий) вел Летопись до 29 апреля 1902 г. Затем, с 24 июня 1902 г. до 19 октября 1911-го, это делал послушник, с 1907 г, – рясофорный Иоанн (Полевой), библиотекарь. 390 Выборка из Летописи впервые была опубликована в сб.: Православие и русская народная культура. Кн. 1. М., 1993. С. 8–144. Вскоре публикация была повторена. См.: Летопись скита Оптиной пустыни. Избранные страницы. 1845–1882. По плану монаха Варсонофия (Плиханкова) /Публ. Р.В. Багдасарова//Православие и русская народная культура: Научный сборник: Вып. 1. М., 1994. С. 87–180,– Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010