Хула на Духа Святого Хулой на Духа Святого, непростительной и ведущей к погибели, считается упорное неверие и отрицание бытия Божия, несмотря на воочию совершающиеся чудеса, несмотря на множество фактов, неопровержимо доказывающих существование Бога. Упорное отрицание и неверие являются хулой на Духа Божия, это не прощается ни в сем веке, ни в будущем, и человек, который умер, не покаявшись в своём неверии, погиб... Между тем многие под хулой на Духа Святого разумеют дурные, скверные мысли, которые откуда-то появляются в уме верующего человека, и считают такого человека погибшим. Глубоко ошибаются они. Разве может тот, кто верует в Бога, любит Его, надеется на Него, мыслить хулу? Очевидно, не его это мысли, а нашёптываются они врагом нашего спасения, которому выгоднее всего, чтобы человек впал в отчаяние, счёл себя отпавшим от Бога – и тогда весь он в руках диавола. Ещё так скажу. Идёте по дороге. Навстречу попадается пьяный, который извергает страшнейшие ругательства. Что вам нужно сделать? Поскорее пробежать мимо, стараясь не слышать того, что он говорит. Если что-нибудь, помимо вашей воли, осталось в вашей памяти, будет ли вас за это судить Бог как за хулу? Нет, не будет. Иное было бы дело, если бы вы подошли к этому пьяному и стали ему говорить: «Вот хорошо, ну скажи ещё что-нибудь, а теперь вот это...», обнялись бы и пошли с ним вместе, наслаждаясь тем, что он говорит. В том случае вы были бы осуждены вместе с ним. Так и с помыслами: если вы стараетесь гнать их от себя, то приписываете их себе ошибочно: не ваши они, а внушаются вам лукавым. Только когда вы добровольно останавливаетесь на какой-нибудь непотребной мысли, и она вам доставляет удовольствие, тогда вы виноваты и должны каяться в этом грехе. Читать далее Источник: Дары Божии. Составлено по творениям преподобного Варсонофия Оптинского – М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2012. – 64 с. – (Серия «Духовная библиотека»). ISBN 978–5-89424–106–7 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

В Евангелии от Матфея, 10 глава, 32 стих, сказано: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным. Какое высокое обетование! Если Христос исповедает кого пред Отцом Своим, то, следовательно, обещает Рай. Исповедовать Христа можно многоразлично, во всяком звании и состоянии, от простолюдина и до царя, от мужичка до самодержца. В настоящее время мало исповедников; многие, очень многие отпали от Христа, часто раздаются такие голоса: не всё ли равно, как веровать, все спасутся – и магометане, и жиды, и язычники. Если спросят об этом вас, ответьте: «Спасутся ли они – не знаю, знаю только, что в Царствие Небесное вводит Господь и Спас наш Иисус Христос и Святая Православная Церковь . Те же, которые не войдут в Царствие, отосланы будут в ад на вечные муки». Страшное слово «вечные муки»; впрочем, только ожесточённым нераскаянным грешникам, умершим во грехах своих, нет надежды на помилование, что же касается тех людей, которые, хотя и грешат, но каются во грехах и не надеются на свои добрые дела, того Господь помилует. Например, преступник обращается к царю с просьбой: «Ваше Величество, я приговорён к каторжным работам за мои преступления; знаю, что справедливо осуждён, но ведь ты царь и можешь меня помиловать». А царь отвечает ему: «Так как ты обратился ко мне с верою, что я могу это сделать, то я не только тебя прощаю, но ещё даю тебе землю для дома и деньги на обзаведение, только не делай больше зла». Так и Господь поступает с кающимися. Грешник говорит: «Господи, я ничего не имею: блуждает мысль моя, чувства мои и дела мои противны Тебе. Тяжко согрешил я пред Тобой, но помилуй мя, яко Бог». А Господь отвечает: «За то, что ты веруешь в Меня и просишь Моей помощи, Я не только все тебе прощаю, но ещё дарую Царствие Небесное. Только оставь свои беззакония, умри греху: если был горд, то умри для гордости через смирение, пусть умрёт в тебе злоба и заменится любовью; пусть умрёт скупость и вместо неё да насадится в сердце твоём милосердие».

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Духовный возраст . Отдавшись водительству Божественной благодати, христианин проходит все возрасты христианской жизни: быть младенцем, отроком, юношей и, наконец, зрелым мужем в христианстве. Было бы весьма желательно, если бы христианское развитие человека совпадало с его естественным развитием, т. е. младенец летами был бы младенцем в христианстве и т. д. Но худо, когда старец летами будет младенцем в христианстве. (Источник не обозначен.) Духовный человек . Сразу понимает человека духовного, равно как и душевного и человека плотского. Подобно тому, как человек высокообразованный понимает такого же образованного человека, равно как малообразованного и несведущего, сколько бы последние ни ухищрялись укрыть недостаточность своего образования и своё невежество, но иногда в одном слове обнаруживают себя пред ним, и он посмеивается над ними. Иной весьма много читал, но без руководителя, без определённой системы, как например, в учебных заведениях, и от сего многочтения больше повредился умом и сердцем. Правильно образованный человек и такого всезнайку также оценит с первого раза. Так и духовный человек понимает и даёт надлежащую оценку человеку, теоретически изучившему христианство, но без духовного постижения его истин. (Собственная заметка.) Е Евангелие . Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова ( Мф. 22:32 ). О Святой Троице сказано было в Ветхом Завете. (Собственная заметка.) Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас: и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое ( Мф. 24:9 ). Слово это относится ко всем христианам, которые жили в первые века христианства, и будут жить в последнее время Церкви Христовой на земле. (Собственная заметка.) Евангелие от Марка, глава 9, стих 3. Во время Преображения Господа Иисуса Христа пред учениками Своими одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. Следовательно, при этом и вещество, неорганическая материя, и то преобразилось. Не есть ли это образ преображения всего видимого, вещественного мipa, имеющего быть при Втором Пришествии Христовом, когда этот видимый мip сгорит и будет новое небо и новая земля? 421 (Собственная заметка.) З

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Как-то раз о. Варсонофий спросил меня: – Знаете ли вы, что значит Калуга? Я подумал на город Калугу и, не поняв хорошо вопроса, ответил незнанием. – Калуга, – сказал Батюшка, – значит ограждённое место. Таков и наш город Калуга. А чем он ограждён, как вы думаете? – Скажите, Батюшка! – Святыней нашего края – монастырями, где почивают святые мощи Калужских чудотворцев: преподобного Тихона Калужского: праведного Лаврентия и преподобного Пафнутия, игумена Боровского, нашей святой обителью с её почившими великими старцами Львом, Макарием, Амвросием, архимандритом Моисеем , игуменом Антонием и прочими сокровенными Оптинскими угодниками Божиими. Всё это – Калуга, и счастливы вы, что Господь привёл вас пожить в таком ограждённом месте. И знайте, что очень часто название местности, в которой вы живёте, фамилия лица, с которым вы встречаетесь, – словом, название или имя в самих себе носят некий таинственный смысл, уяснение которого часто бывает небесполезно. Смотрите, в Ветхом Завете почти всякое имя что-нибудь да означает: Ева – жизнь, ибо она стала матерью всех живущих: Сам Бог повелевает Авраму называться Авраамом, «ибо», – говорит, – «Я сделаю тебя отцом множества народов, а Сару – Саррой», не «госпожой моей», а «госпожой множества»... И так, во всей Библии  – название и имя всегда имеют сокровенный и важный смысл. Сам Господь преднарёк Себе имя человеческое – Еммануил, что значит «с нами Бог»: и Иисус, «ибо Он спасёт людей Своих от грехов их». Видите, как это значительно и важно. – Вижу, Батюшка. – Но, кроме этого, так сказать, языка имён и названий, существует ещё и язык цифр, тоже сокровенный, значительный и важный, только не всякому дано расшифровывать его тайну. На что велика была тайна воплощения Бога Слова, а и она была заключена в таинственном счислении родов потомства Авраама: «от Авраама до Давида», – говорит св. евангелист Матфей, – «четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов». Замечаете цифру 14? Она повторяется трижды.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Я уже говорил вам, что среди бумаг найдено было письмо святителя Московского Филарета к игумену Старо-Голутвина монастыря отцу Назарию. Вот оно: Копия собственноручного письма Филарета, митрополита Московского, к Старо-Голутвинскому игумену Назарию. Преподобному отцу нашему Назарию, о Господе радоватися и мирствовати! Неоднократно слышу, что зрение ваше оскудевает, но вы продолжаете действовать более сами, от сего может быть недосмотрение, за которое взыщется с помощников ваших. Советую употреблять их более, чтобы было досмотрено и чтобы все делалось благовременно и в порядке. С вашей же стороны более будет приносить пользы ваша молитва и назидательное слово. Филарет, митрополит Московский. Июля 16-го 1856 года. Подлинно верно: монах Парфений, 1913 г. февраль, 14-е. Братия предложили мне это письмо и обратили мое внимание на то, что и мне полезно пребывать в молитве и назидать их словами – дела же по управлению монастыря предоставить им, что для меня же и лучше. Митрополит Филарет был муж сильный словом и делом, а у нас недавно скончался светильник, который если не сделался Филаретом, то только потому, что ранняя смерть помешала ему, это Михаил, епископ Таврический 397 . Среди его произведений есть одно: «Над Евангелием», отрывок из которого и возьмем предметом нашей беседы. Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие 398 . Благодатное возрождение от Святаго Духа есть необходимое условие для вступления в Царствие Божие и в основанную Господом на земле Церковь для исполнения заповедей Христовых и для познания тайн Его учения. Если мы решимся идти по стопам Христовым, отвергши силу возрождения Святым Духом, то скоро увидим всю нищету наших стремлений. Если мы будем стараться и исполнять Его заповеди, полагаясь только на свои силы, на своего природного невозрожденного человека, то на первых же порах бремя окажется непосильным для нас, и мы с отчаянием падем, подавленные его тяжестью. Закон Христов для естественного человека непосилен, гораздо тяжелее закона Моисеева, ибо утончает и усиливает его требования; осуществить его в жизни нашими слабыми и склонными ко греху силами безусловно невозможно, и закон Христов рассчитан исключительно на человека облагодатствованного. Единственно только при помощи силы Святаго Духа, через обновление нашего ветхого естества новой стихией благодатной жизни он становится удобоисполнимым, и его заповеди являются только формой обнаружения и развития этой небесной силы, а тайны его учения – тайнами нами же переживаемой нашей внутренней духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

– О ком молиться? – спрашивает тот. – Имена их Ты веси 353 , Господи, – отвечает о. Григорий. Когда Господь Иисус Христос посылал Своих учеников на проповедь, то говорил: «Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить: ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» 354 . И слова Господни исполнились: простые неграмотные рыбаки своим учением покорили всю Вселенную. Мудрецы века сего не могли противостоять Святому Духу. Тот же Дух Святый и теперь действует через Священное Писание и через преданных Богу людей. Оттого-то святые книги, в частности, Жития святых, так благотворно влияют на душу человека, ибо в них – слово жизни. В сочинениях же неверов: Ренана, Ницше и прочих, – слово смерти, потому что таким мраком, тоской и отчаянием покрывается душа от подобного чтения, точно мрачные туманы спускаются со всех сторон и облегают сердце человека. А слово Духа Святаго – животворит. В истории известен такой факт. Грозный завоеватель Аттила двинулся на Западную Европу. Его огромные полчища все уничтожали на своем пути, и вот Аттила подступил к стенам Рима. Рим со своими несметными сокровищами и громкой славой возбудил желание у Аттилы смирить его. Римляне, чувствуя, что не смогут противостоять Аттиле, с трепетом ожидали погибели, а св. папа Лев 355 отправился в стан Аттилы и убеждал его отступить от города. Молча слушал Аттила великого старца, и мысль его колебалась. Сподвижники грозного завоевателя уговаривали его не слушать папу и двинуться на город. Миллионное войско было наготове, как вдруг Аттила вдруг решительно воскликнул: – Назад! Удивленные воины вопросительно взглянули на Аттилу. – Назад! – решительно повторил он, и войско двинулось обратно. Когда они были уже за Дунаем, а может быть, и за Днепром, воины спросили Аттилу, отчего он не взял город, а послушался какого-то старика. – Потому что я не мог противиться неотразимой силе его слов, – ответил завоеватель. Действительно, Дух Святой говорил через св. папу Льва, оттого-то и не мог противиться этому слову человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

В Евангелии от Матфея, 10 глава, 32 стих, сказано: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным». Какое высокое обетование! Если Христос исповедает кого пред Отцем Своим, то, следовательно, обещает Рай. Исповедовать Христа можно многоразлично, во всяком звании и состоянии, от простолюдина и до царя, от мужичка до самодержца. В настоящее время мало исповедников; многие, очень многие отпали от Христа, часто раздаются такие голоса: не все ли равно, как веровать, все спасутся – и магометане, и жиды, и язычники. Если спросят об этом вас, ответьте: «Спасутся ли они – не знаю, знаю только, что в Царствие Небесное вводит Господь и Спас наш Иисус Христос и Святая Православная Церковь . Те же, которые не войдут в Царствие, отосланы будут в ад на вечные муки». Страшное слово «вечные муки»; впрочем, только ожесточенным нераскаянным грешникам, умершим во грехах своих, нет надежды на помилование, что же касается тех людей, которые, хотя и грешат, но каются во грехах и не надеются на свои добрые дела, того Господь помилует. Например, преступник обращается к царю с просьбой: «Ваше Величество, я приговорен к каторжным работам за мои преступления; знаю, что справедливо осужден, но ведь ты царь и можешь меня помиловать». А царь отвечает ему: «Так как ты обратился ко мне с верою, что я могу это сделать, то я не только тебя прощаю, но еще даю тебе землю для дома и деньги на обзаведение, только не делай больше зла». Так и Господь поступает с кающимися. Грешник говорит: «Господи, я ничего не имею: блуждает мысль моя, чувства мои и дела мои противны Тебе. Тяжко согрешил я пред Тобой, но помилуй мя, яко Бог». А Господь отвечает: «За то, что ты веруешь в Меня и просишь Моей помощи, Я не только все тебе прощаю, но еще дарую Царствие Небесное. Только оставь свои беззакония, умри греху: если был горд, то умри для гордости через смирение, пусть умрет в тебе злоба и заменится любовью; пусть умрет скупость и вместо нее да насадится в сердце твоем милосердие».

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Духовный возраст. Отдавшись водительству Божественной благодати, христианин проходит все возрасты христианской жизни: быть младенцем, отроком, юношею и, наконец, зрелым мужем в христианстве. Было бы весьма желательно, если бы христианское развитие человека совпадало с его естественным развитием, т. е. младенец летами был бы младенцем в христианстве и т. д. Но худо, когда старец летами будет младенцем в христианстве. (Источник не обозначен.) Духовный человек. Сразу понимает человека духовного, равно как и душевного и человека плотского. Подобно тому как человек высокообразованный понимает такого же образованного человека, равно как малообразованного и несведущего, сколько бы последние ни ухищрялись укрыть недостаточность своего образования и свое невежество, но иногда в одном слове обнаруживают себя пред ним, и он посмеивается над ними. Иной весьма много читал, но без руководителя, без определенной системы, как например, в учебных заведениях, и от сего многочтения больше повредился умом и сердцем. Правильно образованный человек и такого всезнайку также оценит с первого раза. Так и духовный человек понимает и дает надлежащую оценку человеку, теоретически изучившему христианство, но без духовного постижения его истин. (Собственная заметка.) Е Евангелие. Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова ( Мф.22:32 ). О Святой Троице сказано было в Ветхом Завете. (Собственная заметка.) Тогда, будут, предавать вас на мучения, и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое ( Мф.24:9 ). Слово это относится ко всем христианам, которые жили в первые века христианства и будут жить в последнее время Церкви Христовой на земле. (Собственная заметка.) Евангелие от Марка, глава 9, стих 3. Во время Преображения Господа Иисуса Христа пред учениками Своими одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. Следовательно, при этом и вещество, неорганическая материя, и то преобразилось. Не есть ли это образ преображения всего видимого, вещественного мира, имеющего быть при Втором Пришествии Христовом, когда этот видимый мир сгорит и будет новое небо и новая земля? 421 (Собственная заметка.) З

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Сказал ли ему какие слова Господь, равно и предстоящие Ему Богородица и святой Иоанн Креститель и светоносные юноши, я не заметил. После сего я взглянул и вот с правой стороны заметил великое множество людей, которые приближались ко мне. По мере их приближения я начал слышать тонкие голоса, но слова не мог разобрать. Когда этот великий сонм приблизился ко мне, то я увидел, что некоторые из них в архиерейских облачениях, некоторые были в иноческих мантиях, иные держали в руках ветви; между ними видел я и женщин в богатых и прекрасных одеждах. В лике этом я узнал многих святых, известных мне по изображениям на святых иконах: пророка Моисея, который держал в деснице своей скрижали завета; пророка Давида, державшего такое подобие гуслей, издававших прекрасные звуки; своего Ангела – святого Николая. В этом же сонме я видел наших в Бозе почивших старцев: иеросхимонахов Льва, Макария, Амвросия и некоторых из отцов скита, находящихся еще в живых. Все это великое множество святых Божиих взирало на меня. В этот же момент я внезапно увидел пред собою, то есть между мною и занавесью, великую и неизмеримую пропасть, исполненную мрака; но мрак этот не воспрепятствовал мне увидеть в ее страшной глубине князя тьмы в том виде, как он изображается на церковных картинах: на руках его сидел Иуда, державший в руках подобие мешка. Возле князя тьмы стоял лжепророк Магомет в рясе зеленого цвета и такого же цвета чалме. Вокруг сатаны, который составлял как бы центр пропасти, на всем беспредельном пространстве ее видел я множество людей всякого состояния, пола и возраста, но никого из знакомых между ними я не заметил. Из пропасти доносились до меня вопли отчаяния и неизглаголанного ужаса, которых невозможно передать никакими словами. Видение это окончилось. После этого внезапно я был поставлен в другом месте. Исполнено оно было великого лучезарного света, однородного, как мне показалось, с виденным мною в первом месте. Святого Андрея и святого Епифания со мною уже не было. Трудно передать словами даже самое отдаленное подобие красоты этого места – красоты поистине не гибнущей и неизглаголанной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вот первый приезд ваш в Оптину; стоит ваш образ отчётливо в глазах моих, как и тогда, когда я ещё был иеродиаконом. Это было в восьмидесятых годах; я был чередным, когда вы вошли в храм, в то время ещё в форме полковника. Не забуду, какое приятное впечатление произвели вы на меня в этот приезд, и это первое впечатление меня не обмануло. Вступив в число послушников, а это было в 1891 году, вы оказались на высоте сознания предпринятого вами иноческого подвига, и это после блеска и рассеяния великосветской жизни. Помню я, на наших глазах это было, как преданны были вы старцу о. Анатолию, как пользовались его руководством в полном смирении, с отсечением своей воли. Исполняя волю его, вы приняли участие в оптинских печатных изданиях. Припоминается и то, какое усердие обнаружили вы в сооружении памятника на могиле о. Амвросия. В конце искуса, будучи представленным к пострижению, вы не задумались пред лишением пенсии, в чём обнаружилось ваше бескорыстие. Мои воспоминания о вашем духовном росте на моих глазах, под опытным руководством Оптинских старцев, не имеют и тени пристрастия. В доказательство чего я позволю себе привести отзыв о вас преосвященного Вениамина: «Указанный послушник Павел Иванович Плиханков, – писал Владыка, – лично мне известен своей религиозною настроенностью и стремлением к аскетической жизни ещё с того времени, когда я был в г. Казани священником, а он – полковником». У всех ещё на памяти ваша строго уединённая жизнь в Скиту и усердное в течение двенадцати лет изучение святоотеческих и аскетических творений. Никто, конечно, не забыл, как командированы были вы на Дальний Восток в последнюю войну, как вам было тяжело уезжать от нас, и как вы с честью, достойно имени Оптиной, несли возложенное на вас послушание. Затем, когда вызывались вы для высшего назначения, особенно обнаружилась ваша искренняя любовь к Оптиной, пребывание и служение в коей вы предпочли всему остальному. И вот, наконец, – ваше старчество и духовничество. Казалось бы по всем соображениям, что здесь, в Оптиной, где вы так много потрудились, вам бы и успокоиться. Но Господь, от Него же стопы человеку исправляются 533 , предназначил вам иное поприще жизни и деятельности. И вот новый жребий служения, более высокого и почётного, падает на нас, и падает совершенно внезапно, дабы и вы, и я, в покорности и со смирением, каким учили нас наши приснопамятные старцы, могли от всего сердца безропотно сказать: «Странник и пришлец я у Тебя, Господи!»

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010