Преподобный Парфений был примером подражания и для преподобного Варсонофия Оптинского (в миру – Павел Плиханков, 5/18 июля 1845 года – 1/14 апреля 1913 года). Подвижничество старца Парфения приводил он в пример и своим духовным детям. Так, в беседе со своими чадами 27 декабря 1900 года он говорил: «В Киево-Печерской Лавре жил один подвижник, который единственное окно своей кельи заставил образом, чтобы видимый свет не мешал ему созерцать невидимый» 121 . «Вся жизнь есть дивная тайна, известная только одному Богу. Нет в жизни случайных сцеплений обстоятельств, все промыслительно. Мы не понимаем значения того или другого обстоятельства. Перед нами множество шкатулок, и ключей к ним нет...» – говорил он. В 1996 году, старец Варсонофий причислен к лику святых Собора преподобных Отцов и Старцев Оптинских. Святой Силуан Афонский     Преподобный Силуан Афонский (Антонов Семен Иванович, 1866 год – 11 сентября 1938 года) был пострижен в схиму в 1911 году. Сын Российской земли прославлен Константинопольской Церковью в 1987 году в Соборе Всех Святых, на Горе Афонской просиявших. Память празднуется во второе воскресенье по Пятидесятнице. Имя святого Силуан а Афонского внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви. Память празднуется 11 (24) сентября (преставление). В 1999 году Силуан Афонский прославлен в Соборе Тамбовских святых (28 июня10 августа). Святой Силуан Афонский говорил: «Молиться за людей – это кровь проливать» и молитвенником за весь мир называл преподобною Парфения: «Господь избирает молитвенников за весь мир. Киевскому подвижнику Парфению, желавшему узнать, что есть схима монашеская, Божия Матерь сказала: «Схимник – это молитвенник за весь мир " " 122 . И преподобный Парфений молился за весь мир до последней минуты своей жизни. Вся его подвижническая жизнь была примером не только для его духовных чад, но и для последующих поколений монашествующих. «Кто любит скорбящих, тому Господь дает пламенную молитву за людей. Они со слезами молятся за народ, который любят и о котором скорбят, но скорбь эта – угодна Богу», – говорил Силуан. Святой праведный Феодор Томский

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

17 Еще А. Кошелев в свое время с горечью писал А. Хомякову: «Мы сделали из веры покойные кресла… и в них посиживаем… Это зло, по-моему, вреднее, опаснее самого неверия, ибо оно ему корень». Действительно, вера, ставшая предметом интеллектуальных упражнений и спекуляций, в «покойных креслах», а не подвигом жизни, вреднее самого неверия, ибо, полностью охлаждая душу, вырождая ее, создает в то же время яркую иллюзию «религиозного возрождения». 38 Схиигумен Анатолий, – в миру Александр Алексеевич Зерцалов (1824–1894). Иеромонах Анатолий, – в миру Александр Потапов (1855–1923). Игумен Варсонофий, – в миру Павел Иванович Плиханков (1845–1913). Был полковником Оренбургского казачьего войска, в 1891 году по благословению преп. Амвросия Оптинского († 1891) поступил в Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни. Во время русско-японской войны находился в действующей армии, был священником при лазарете. Иеросхимонах Нектарий, – в миру Николай Васильевич Тихонов (1856–1928). 39 Владыка Вениамин в своей книге передает следующий рассказ о посещениях Л.Н. Толстым Оптикой пустыни: «Отец Иоиль, старый монах, рассказал мне маленький эпизод из жизни Л. Толстого, бывшего в скиту. Долго он говорил с о. Амвросием. А когда вышел от него, лицо его было хмурое. За ним вышел и старец. Монахи, зная, что у отца Амвросия известный писатель, собрались вблизи дверей «хибарки». Когда Толстой направился к воротам скита, старец сказал твердо, указывая на него: «Никогда не обратится ко Христу! Горды-ыня!». Как известно, он перед смертью ушел из своего дома. И между прочим, посетил свою сестру Марию Николаевну, монахиню Шамординского женского монастыря, созданного о. Амвросием, верстах в двенадцати от Оптиной. И тут у него снова явилось желание обратиться к старцам. Но он опасался, что они откажутся принимать его теперь, так как он был уже отлучен Церковью за свою борьбу против христианского учения: о Святой Троице, о воплощении Сына Божия, о таинствах (о которых он выражался даже кощунственно). Сестра же уговаривала его не смущаться, а идти смело, уверяя, что его встретят с любовью… И он согласился… Слышал я, что он будто бы подошел к двери «хибарки» и взялся за ручку, но… раздумал и ушел обратно… Потом он поехал по железной дороге; и, заболев, вынужден был остановиться на ст. Астапово, Тульской губернии, где и скончался в тяжелых душевных муках. Церковь посылала к нему епископа Тульского Парфения и старца Оптинского Варсонофия, но окружавшие его лица (Чертков и др.) не допустили их до умирающего.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Через некоторое время после смерти старца Варсонофия стараниями его почитателей, при активном участии отца Николая, над могилами старцев Анатолия и Варсонофия была воздвигнута изящной архитектуры часовенка. Верх часовни украшала позолоченная главка, весело блистая под лучами солнца. Через цветные стекла окон во внутренность часовенки струился таинственный полусвет. Деревянный крест с изображением Распятого Спасителя стоял у восточной стены часовни. Неугасимая лампада теплилась пред ним, освещая Божественный Лик и лики Божией Матери и святителя Варсонофия Тверского. Направо – беломраморный крест и надгробие над могилой старца иеросхимонаха Анатолия. Налево – такая же, из белого мрамора, гробница прикрывала могилу старца Варсонофия. На гробнице золотом была вырезана надпись: «Да будет воля Божия, благая и совершенная». На наружной стороне часовни, обращенной к Введенскому собору, надпись: «Старец схиархимандрит Варсонофий, в мире полковник Павел Иванович Плиханков. Из потомственных дворян Оренбургской губернии. Родился 5 июля 1845 года. Поступил в Скит в 1891 году. В 1907 году был назначен игуменом, начальником Скита и братским духовником. В 1912 году назначен настоятелем Коломенского Старо-Голутвина монастыря, с возведением в сан архимандрита. Преставился о Господе 1 апреля 1913 года на 68 году от рождения». На других стенах часовни – следующие надписи: «Упокой, Господи, душу раба Твоего в селениих праведных». – «Непрестанно молитеся. О всем благодарите» ( 1Сол.5:17–18 ). – «Претерпевый до конца, той спасен будет» ( Мк.13:13 ). – «Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою» ( Пс.39:2 ). Глава IX Ты же последовал еси моему учению, житию, привету, вере, долготерпению, любви, терпению, страданием, изгнанием… ( 2Тим.3:10–11 ) Сведений о жизни отца Николая в монастыре сохранилось очень мало. Дневник свой после катастрофы, разлучившей его со старцем Варсонофием и так изменившей его жизнь, он прервал 24 . В дневнике он записывал преимущественно наставления Старца, когда же Старца не стало, отпала и потребность вести записи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Так, наши братья ни в чем не были повинны, они совершали доброе, правое дело. Эти двое звонили – вещали радость Пасхальную, отец Василий шел на требу в Скит. Подкравшийся злодей нанес им удары, он убивал их совершенно ни за что, а единственно по своему злому умыслу. По злой своей ненависти к чистым, невинным людям, к вере. Какой бы умысел ни привел к этому убийству – это было зло, с которым мы должны бороться. Если не можем мы каким другим путем бороться, то молитвой, силой Божией – всегда должны бороться со злом. Господь пришел на землю, чтобы разрушить дела диавола. Он принял страдания, чтобы каждый верующий в Него силой Креста Господня побеждал зло… На нашу Церковь, которая столько была разрушаема, диавол особенно страшно сейчас устремляется, потому что не хочет ее возрождения. Он смущает людей, и иные становятся послушным его орудием, чтобы как-то смутить святых и повредить Церкви. Помолимся Господу, чтобы дал Церкви мир, благоденствие и сподобил нас в мире встретить великий праздник Христова Воскресения!» Конец и Богу Слава! Примечания Цата – древняя монета динарий. Зверье (диалектное). – Сост. В это время Киреевские поднесли старцу Макарию старинную копию Владимирской иконы Божией Матери. Через десять лет, умирая, о. Макарий передал эту икону Н. П. как свое последнее благословение. – Сост. Это название иконы идет от церкви села Калуженки, где она явилась. – Сост. Преп. Варсонофий (1845–1913); в миру Павел Иванович Плиханков. – Сост. Дополнительный 3-й том (май-август) не вышел в связи с революцией 1917 года (там предполагалось поместить Житие преп. Пафнутия). Житие св. великомученика Георгия помещено в основном корпусе Житий, в томе за апрель. – Сост. «Чудище о бло…» и т. д. – строка из поэмы В. К. Тредьяковского «Телемахида», написанной в 1766 году. Это был стихотворный (гекзаметром) перевод французского романа Ф. Фенелона «Телемак». Роман – прозаический вольный пересказ «Одиссеи» Гомера. Телемак – сын Одиссея. – Сост. Между тем все дочери учились. Александра закончила рабфак, приобрела специальность бухгалтера. Параскева закончила педагогическое училище. Лидия после школы-десятилетки училась в финансовом институте. – Сост.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

6. Прославить как общецерковных святых в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853-1928); как преподобноисповедника иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931); как преподобномученика архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938). В приложении к настоящему докладу дается полный поименный список подвижников, предлагаемых к общецерковной канонизации в Соборе новомучеников и исповедников Российских и список новомучеников и исповедников, прославленных как местночтимых, имена которых предлагается включить в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Предлагая вниманию участников Архиерейского Собора результаты многолетней работы Комиссии, выражу общее мнение ее членов о том, что прославление всех этих подвижников, в особенности Собора новомучеников и исповедников Российских, явится величайшим духовным событием в истории нашей Церкви, свидетельствующем о непрекращающемся действии Духа Святого в Церкви Христовой, о единстве во Христе ныне живущих православных христиан со своими святыми предшественниками. Промысел Божий ведет каждого человека к познанию Истины, к изменению, к преображению через оставление «путей неправды». Через обращение к такому сонму молитвенников на небесах, жизнью засвидетельствовавших верность Богу, мы все имеем дерзновение просить Его о прощении народу нашему греха богоотступничества. Открывая в 1992 году Освященный Архиерейский Собор Вы, Ваше Святейшество, подчеркнули: «Мы ныне лишь прикасаемся к тому сонму мучеников, страстотерпцев, исповедников, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за нашу возлюбленную Отчизну. Нам предстоит длительный и во многом мучительный, но духовно вдохновляющий процесс возвещения не только чадам нашей Святой Церкви, но и всей Полноте Православия имен мучеников Христовых, пролитием крови своей давших миру наивысшее свидетельство веры и любви»

http://patriarchia.ru/db/text/422558.htm...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Варсонофий Оптинский, преподобный (18451913 гг.) — в миру Павел Иванович Плиханков. Военный, дослужился до полковника. В 46 лет решается на постриг. Священник, оптинский старец. Пытался вернуть Толстого в Церковь перед его смертью, но старца не допустили к умирающему писателю. В конце жизни — настоятель Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/var...

Краткий очерк жизни и деятельности старца, священноархимандрита схимонаха Варсонофия До отъезда в Голутвин Старец схиархимандрит Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, из потомственных дворян, родился 5 июля 1845 года. По окончании образования в Полоцком кадетском корпусе он вступил на военную службу и дослужился уже до чина полковника Оренбургского Казачьего войска в должности начальника мобилизационного отделения и старшего адъютанта Казанского военного округа; но духовное направление, привитое ему благочестивыми родителями еще в детстве, получило перевес над всеми другими интересами, и он решил посвятить себя Богу. Слух о приснопамятном о. Амвросии привлек его в Оптину; великий Старец, одобрив его намерение, благословил его вступить в обитель, и он принят был в число братства Предтеченского Скита той же Пустыни в декабре 1891 года. Три года, каждый вечер, ходил он для долгих бесед к приснопамятному старцу о. Анатолию, а затем к о. Иосифу. Первые двенадцать лет он занимался в уединенной келлии под руководством старцев изучением церковноаскетической литературы. Затем в 1903 году, будучи уже в сане иеромонаха, назначен был помощником Старца и духовником Амвросиевской женской пустыни и богомольцев. В войну с Японией он был командирован на Дальний Восток для служения в лазаретах и госпиталях Красного Креста, за что награжден был наперсным крестом. По возвращении вновь определен был духовником. В 1906 году Высокопреосвященный Антоний, митрополит С.-Петербургский, вызывал его для высшего назначения, но Батюшка по смирению и любви к уединенной жизни уклонился от предложения Высокопреосвященного Владыки и остался в Оптиной, где в 1907 году назначен скитоначальником с возведением в сан игумена с награждением палицею. На этом посту ему открылось особенно широкое поприще для деятельности. На него возложено было духовное окормление как братства, так и всех посетителей, для чего он ежедневно принимал на устные беседы всякого рода лиц, с коими затем у него была ежедневная переписка, доходившая не менее чем до 4000 писем ежегодно. С кончиной приснопамятного о. протоиерея Иоанна Кронштадтского и старца о. Варнавы прилив богомольцев в Оптину заметно увеличился. Среди них было много лиц из высших классов, а также учащейся молодежи обоего пола высших учебных заведений. Волнуемые различными чувствами, сбиваемые сомнениями, они прибегали к помощи и руководству старца Варсонофия и у него при содействии благодати Божией находили соответствующее врачевание.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Преподобный Варсонофий Оптинский Преподобный Варсонофий (в миру Павел Иванович Плиханков) родился 5 июля 1845 года в Самаре, в купеческой семье. Дед и прадед мальчика были очень богаты: почти все дома по Казанской улице принадлежали их семье, все члены которой были благочестивыми верующими людьми. После смерти матери отец женился, и мачеха, добрейшей души и глубоко верующая, заменила Павлу родную мать. Она воспитывала в приёмном сыне истинную веру, учила его духовной жизни. Он ходил с мамой (так он называл мачеху) в церковь , вместе с ней часто причащался, учился молиться в храме. Позднее он вспоминал: «Любила мама и дома молиться. Читает, бывало, акафист, а я распеваю тоненьким голоском на всю квартиру: “Пресвятая Богородица, спаси нас! " » С пятилетнего возраста Павел уже прислуживал в алтаре и нередко слышал от окружающих: «Быть тебе священником!» Позднее преподобный Варсонофий вспоминал об удивительном случае, происшедшем, когда ему было около шести лет: «Был я в саду с отцом. Вдруг по аллейке идёт странник. И дивно, как он мог попасть в сад, когда сад окружён большими собаками, которые без лая никого не пропускают. Тихо подошёл странник к отцу и, показывая на меня ручкой, говорит: “Помни, отец, это дитя в своё время будет таскать души из ада!» И после этих слов он вышел. Потом мы его нигде не могли найти. И Бог его знает, кто это был за странник». Девяти лет Павла зачислили в гимназию, учился он очень хорошо, много читал. Позднее, будучи старцем, он часто говорил о пользе книжных знаний, в первую очередь – о важности чтения житий святых. Об учёбе в гимназии он вспоминал: «Летом нас переселяли на каникулы в живописное имение... Там была прекрасная берёзовая аллея... Воспитанники обыкновенно вставали в шесть часов, а я вставал в пять, уходил в ту аллею и, стоя меж тех берёз, молился. И тогда я молился так, как никогда уже более не молился: то была чистая молитва невинного отрока. Я думаю, что там я себе и выпросил, вымолил у Бога монашество». Но долог был путь Павла Ивановича в монастырь, куда он поступил только на сорок седьмом году жизни. В юности он избрал военную стезю, учился в кадетском корпусе. Затем военная служба, блестящая карьера – он дослужился до полковника, был по службе на самом лучшем счету и со временем должен был получить генеральский чин. Это был прямой путь ко всем мирским благам и привилегиям...

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ 14 апреля - память преподобного Варсонофия Оптинского 14.04.2003 Преподобный Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, родился в 1845 году в Самаре. Семья его была состоятельной и благочестивой. Отец занимался торговлей. Мать рано отошла ко Господу, и отец женился во второй раз. Брак этот был промыслительным, так как мачеха оказалась женщиной богобоязненной, доброй и любящей. Каждый день она брала маленького Павла с собой в храм. Впоследствии старец часто с любовью и благодарностью вспоминал отца и мачеху, прививших ему любовь к Церкви и богослужению. Когда Павлу было шесть лет, произошел удивительный случай. Он прогуливался с отцом по парку, окружавшему их дом и охранявшемуся сторожами и собаками. Вдруг они увидели седого старичка и удивились, как он смог пройти сюда незамеченным. Старичок тихо подошел и сказал отцу: “Помни, отец, это дитя в свое время будет таскать души из ада!”. После этих слов он внезапно исчез и больше его никто не видел. В девять лет мальчика отдали в гимназию, после которой он обучался в Половской военной гимназии, затем в военном училище, откуда вышел офицером. Родители предлагали ему подумать о женитьбе. Павел подумал и решил никогда не жениться, что весьма обрадовало благочестивую мачеху, втайне желавшую, чтобы Павел целиком посвятил себя Богу. Со временем Павел Иванович дослужился до полковника; жизнь готовила ему блестящую военную карьеру, но Господь иначе устраивал жизнь будущего старца. Постепенно он перестал посещать аристократические дома, шумные собрания, полюбил тихие монастырские службы. Однажды, по долгу службы, он оказался в Москве и узнал, что в одном из храмов служит Литургию отец Иоанн Кронштадтский. Павел Иванович немедленно отправился в храм и, затаив дыхание, вошел в алтарь. В это время отец Иоанн переносил Святые Дары с Престола на жертвенник. И вдруг он поставил Чашу, подошел к молодому офицеру, поцеловал ему руку и молча отошел к Престолу. Павел Иванович все больше стал утверждаться в мысли оставить мир и уйти в монастырь. Однажды ему в руки попалась книга, из которой он узнал о существовании в Калужской губернии Оптиной пустыни, в которой есть великий старец Амвросий. К нему и отправился в 1889 году полковник Плиханков. Когда он еще только подъезжал к гостинице, блаженная Параскева, бывшая в келье отца Амвросия, сказала старцу: “Павел Иванович приехал!”. - “Слава Богу”, - ответил преподобный Амвросий. Оба знали, что в Оптину приехал будущий старец и настоятель обители.

http://zavet.ru/wb/index.php?itemid=102

Оптинский архив был вывезен из обители после ее закрытия в 1924 г. в Москву. В настоящее время он находится в ОР РГБ. 406 В эти годы П.И. Плиханков, будущий отец Варсонофий, был послушником и рясофорным монахом в Оптинском скиту. 408 Кроме «Келейных записок», в составе Оптинского архива в РГБ хранится также «Записная книжка» преп. Варсонофия. Она содержит записи для памяти, расписание келейных занятий, черновые наброски в стихах и прозе, наброски писем, дневниковые заметки, изречения старцев Оптиной Пустыни, помянники об умерших. 410 Три козельские церкви, входившие в прошлом в комплекс Вознесенского девичьего монастыря: Никольская, Георгиевская и Вознесенская (сохранилась только первая из них). 417 Игумен Феодосий (в миру Ф. А. Попов ; 1824–1903) – родом из Саратовской губ., поступил в Оптину послушником в 1845 г., затем был в Лебедянском монастыре, Площанской Пустыни. Настоятельствовал в Перемышльском Троицком Лютиковом монастыре, последние годы жизни (с 1894 г.) – на покое в Оптиной. Имел дар прозорливости и умиленных слез. Его жизнеописание и записки см.: Нилус. С. А. «Сила Божия и немощь человеческая». 423 Георгий Затворник (в миру Георгий Матурин; 1789–1863) – из военных, в 1818 г. оставил службу, поступил послушником в Задонский Богородицкий монастырь Воронежской епархии. Затворился в холодной келлии и провел в затворе пять лет. Упомянутый о. Порфирий – оптинский насельник, издатель писем Затворника и бытописатель Оптиной Пустыни. 428 Игумен Марк (в миру М. И. Чебыкин; 1826–1909) в братстве Оптиной Пустыни с 1855 г. С 1869 г. – настоятель Мещовского монастыря, с 1879 г. – в Боровском Пафнутиевском монастыре. В 1882 г. вернулся в Оптину. 430 Нилова пустынь основана в 1554 г. на острове Столобень, что на озере Селигер, преп. Нилом, подвизавшимся 27 лет в этой пустыни и прозванным Столобенским (память его 7 декабря). 432 Мантия или мантья (также – малая схима) – вторая степень монашеского пострига, следующая после рясофора. 433 Арий (256–336) – александрийский пресвитер, ересиарх. Неправославно учил о сущности Сына Божия; был осужден Вселенским Собором 325 г., но успел многих совратить в свою ересь.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010