Но слово Христово остаётся неизменным: Иже бо аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем и Сын Человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми 310 . Забывают сии слова и стыдятся признаться, что они христиане. Ныне иконы сохранились далеко не у всех. Их встретишь в квартирах священников, купцов, и то – старого времени, у крестьян, у мелких торговцев, но в домах так называемых интеллигентных людей икон не держат. Про одного толстовца рассказывают, что в переднем углу его квартиры висел портрет Толстого с зажжённой перед ним лампадой. Когда его спросили, зачем это он сделал, он ответил: «Я преклоняюсь перед разумом Толстого». Вот Толстого не постыдился, а стыдится Христа. А что скажет на это Христос на Страшном Суде Своём? Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный 311  – вот Его приговор. Ужасно будет состояние грешников! А если сейчас явится Христос, где Он нас поставит? Надеюсь, одесную, не по делам, конечно, а по вере. Будем хранить веру Христову и по силе исполнять Его святые заповеди. Только не надейтесь на собственные силы свои, а просите помощи у Господа: «Господи, помози мне!» – и поможет. Всем известен знаменитый композитор Моцарт, Имя его стяжало бессмертие. Однажды один немец тоже музыкант, пожелал видеть Моцарта и отправился в Италию. Прибыл он в Милан и вдруг узнает печальную новость: «Моцарт умер». Музыкант был в большом горе, но его успокаивали: – Умер отец, зато жив сын. – А он похож на Моцарта? – Вылитый отец! – Ну хорошо, посмотрю на сына. Ему показали, где его можно увидеть, – он служил в банке. Музыкант пришёл к нему и нашёл его сидящим за прилавком. – Вы ли сын знаменитого Моцарта? – спросил немец. – Я, а что вам угодно? – Ничего, я пришёл только посмотреть на вас. – Что же на меня смотреть? – Вы так же любите музыку, как ваш отец? Наверное, уже написали какое-нибудь бессмертное произведение? – продолжал музыкант. – Никакого, уверяю вас; вот единственная музыка, которую я люблю, – и Моцарт-сын взял горсть червонцев и бросил на прилавок, – всякую же другую музыку я терпеть не могу.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

– Ну что особенного в Оптиной, – говорила последняя, – удивляюсь, что так многие туда стремятся. – А вы были у кого-либо из старцев? – Нет, да и зачем туда ходить? – Отчего же вы так решили? Вот ваша подруга находит нравственное удовлетворение в обращении к старцу Варсонофию. – У неё иной душевный склад, а я к Варсонофию никогда не пойду; не отрицаю, что он отличный психолог, хорошо умеет рассудить обо всём, но ничего благодатного в нём нет. Ну, и смутилась юная душа, слушая такие доводы. Действительно, я лично – ничто. Всё совершает Господь. Как солнце освещает какого-нибудь человека, и он оттого делается светлым, хотя это зависит не от него, так и благодать Божия действует через меня грешного. Если приходит человек верующий, то удаётся ему иногда всё сказать на пользу. С неверующими труднее, не открывает о них Господь иногда, – вот и не знаешь, что сказать, а на образ посмотришь и молиться посоветуешь. «Что, – говорят, – молиться! Это мы и без вас знаем». Без веры не спасёт не только человек, но и Бог. Известен евангельский рассказ о жителях Назарета, где Сам Господь не мог сотворить чудес и удивлялся их неверию 96 . Неверующих людей много всюду – и в мipy, и даже в монастыре. У нас в Скиту, в бытность батюшки о. Амвросия, был один инок именем Феодосий, постоянно обращавшийся к Батюшке. Однажды, придя к нему, он сказал: – Вот, Батюшка, уже двадцать лет, как я к вам отношусь, а всё не имею сил признаться в одном помысле. – В каком же? – спрашивает с удивлением о. Амвросий. – Как же ты, отче, столько лет молчишь? – Очень трудно сказать, так как помысл против вас, Батюшка. – Ну, что ж тебе помысл говорит? Я блудник? Убийца? Вор? – Нет, ещё хуже. – Ну, поджигатель? – Нет, хуже. – Сейчас же признайся, – повелительно сказал о. Амвросий, и как бы, по выражению о. Феодосия, замок спал с его уст. – Батюшка, – вымолвил он, – хотя я постоянно пользуюсь вашими советами, но не считаю, чтобы вы имели какую-нибудь благодать: у вас есть только дар рассуждения. – Что же, – ответил старец Амвросий, – ведь и это что-нибудь да значит.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Надо потрудиться для Царствия Небесного. Рассказывали мне про одного молодого человека: пришли к нему однажды товарищи и спросили, как он думает провести вечер. Тот ответил: «Ещё не решил, может быть, в театр поеду, а то в гости пойду». – «Поедем в цирк». Он согласился. Кажется, это обстоятельство есть незаметный штрих в его жизни, но оно имело затем громадное знамение для всей его судьбы. Приехали они в цирк – там, конечно, нет Ангелов, а если и есть, то не Ангелы света, а противоположные, они-то и стремятся всюду погубить человека. Так и здесь случилось. Понравилась ему одна наездница, они познакомились и полюбили друг друга, но только наездница объявила, что своё искусство любит больше него и цирк никогда не бросит. Юноша отличался огромным богатством и готов был всё сделать для той, которую так полюбил. И вот началась для него жизнь, полная мук и треволнений. Молодой человек стал следовать всюду за цирком, он устраивал для неё балы за балами, осыпал её цветами, бросал ей под ноги бриллианты. Она сделалась его кумиром, и ей одной он поклонялся вместо Бога. Как ни велико было его богатство, но юноша наконец разорился, начал бедствовать и не имел уже средств, чтобы за ней ездить. Тогда она его, конечно, бросила. Но если только ему удавалось получить или заработать несколько денег, как он сейчас же стремился истратить их на неё. Как кончил он свою жизнь, не знаю, но думаю – нехорошо. Сколько же вынес добровольно этот человек всяких мук. Оскорблений, каких только трудов ни принимал на себя, чтобы угодить возлюбленной своей, – нам ли для Царствия Небесного не принять на себя хотя бы малые труды. Пускай вы ленивы, не всё исполняете, спотыкаетесь, но не бойтесь ничего – Бог простит – только твёрдо держитесь веры, нашей Православной веры. Пускай смеются над вами, указывают на мнимое несовершенство вашей веры, не обращайте внимания. Именем Господа Иисуса Христа умоляю вас: стойте твёрдо и не входите в духовное общение с неверующими или еретиками, если бы даже они были ваши близкие, родные – и тогда оставьте их. Вы можете только молиться за них.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

– Поклонитесь богам! – Нет, не поклонимся, так как мы поклоняемся Единому Богу, создавшему небо и землю. Господу Иисусу Христу. – Гордецы вы! Смиритесь перед богами! – Никогда! Тогда обрекают их на мучения. Вот игемон требует смирения, но смирения ложного; исполнить его желание – значит отречься от Христа, что, конечно, невозможно исполнить. И в частной жизни говорят: Смирись, живи, как все живут, не будь гордой, не выделяйся от других. Не слушайте этих советов. Некоторые смущаются, отпадают от Христа и гибнут навеки. Спрашиваю иногда посетителей: – Есть у вас дети? – Как же, – отвечают, – и сыновья, и дочери. – Как же вы хотите устроить их судьбу? – Да так: сына хочу видеть инженером, у него самого к этому наклонность, дочерей – замуж за богатых и знатных людей. – И вы думаете, что они будут счастливы? – Конечно! – отвечают с уверенностью, а о том, как постараться, чтобы дети стяжали Христа, не думают. Говорят, всё можно купить. Да, действительно, хотя и не всё, но многое можно купить за деньги, только Христа ни за какие сокровища мipa купить нельзя. А без Христа нет жизни, нет спасения. Удивлялись студенты, как удалось мне всем сказать на пользу. Я же ответил им, что не сам придумал, что сказать, а говорил то, что возвестил мне Господь. Что же вам сказать в утешение и назидание? Сегодня я прочёл одну статью, которая вам может быть полезна. В Сибири живёт много инородцев, в том числе буряты. Живут они патриархальным образом, добры и простодушны, по вере – буддисты. Однажды приехал ревизовать сибирские области некий генерал-губернатор – какое-то высокопоставленное лицо. Побывал он и у бурят, отнёсся к ним милостиво и был, по-видимому, поражён огромным идолом Будды; встал он перед ним на колени и помолился со свечами. На обратном пути он заехал опять в тот улус 278 , где была кумирня Будды, снова поклонился ему и попросил тех бурят с их жрецами и старейшинами собраться для беседы с ним. – У меня к вам большая просьба, исполните ли вы её? – Непременно исполним, ваше высокопревосходительство! Вы так уважаете нашего Будду, что мы считаем вас своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Человек, учась в гимназии, затем в университете, ясно сознаёт, что обогащается всё новыми и новыми знаниями, а святой – наоборот, приближаясь к Богу, считает себя всё хуже и хуже, так как видит перед собой идеал – Христа, которому он стремится уподобиться, и по необходимости сознаёт, как он далёк от этого идеала. Один человек, обладавший 50 тысячами капитала, считался богатым в родном селе, но вот он приезжает в Александрию и видит, что здесь много людей гораздо богаче его, а когда посетил Константинополь и увидел там миллионеров, то понял, что по сравнению с ними его богатство совершенно ничтожно. Так и святые, сравнивая свои добродетели с бесконечными совершенствами Божиими, считают себя за ничто 335 . А что же скажем мы, грешные? Чтобы уподобиться Богу, надо исполнять Его святые заповеди, а если рассмотреть, то окажется, что ни одной-то мы по-настоящему не исполнили. Переберём их все, и окажется, что той заповеди мы едва коснулись, другую, может быть, тоже только начинали исполнять, а, например, к заповеди о любви и не приступали. Что же остаётся делать нам, грешным? Как спастись? Единственно через смирение: Господи, во всём-то я грешна, ничего нет у меня доброго, надеюсь только на Твоё беспредельное милосердие! Мы сущие банкроты перед Господом, но за смирение Он не отринет нас. И, действительно, лучше, имея грехи, так и считать себя великими грешниками, чем, имея какие-нибудь добрые дела, надмеваться ими, считая себя праведными. В Евангелии изображены два таких примера в лице мытаря и фарисея. Фарисей, гордый своими мнимыми добродетелями, всё только выставляет себя: «Я сделал то-то и то-то», всё только «я» и «я», а мытарю нечем хвалиться, он и крал, и, собирая подати, брал лишнее, а потому, сознавая свои грехи, он смиренно молил Господа: Боже, милостив буди ко мне грешнику! 336 Вам известен конец: фарисей осуждается, а мытарь оправдывается. Усвойте и вы молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешной». И не только в церкви, но и становясь на обычную утреннюю или вечернюю молитву, произносите эти слова, да и во всякое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Обернувшись ко мне, он сказал: «Слава? На что она мне теперь?» Грустно покачал головой и тихо пошёл по степи, делаясь постепенно всё меньше и меньше и, наконец, слился с горизонтом. Этот сон был ответом на мои мысли о Пушкине. Впрочем, может быть, самое желание чистой жизни Господь вменит ему в дело. Замечателен один случай из жизни Пушкина 95 . Однажды в обществе он познакомился с известной красавицей мадам Керн. Повстречался он с нею на одном балу, где она имела такой успех, что сам Государь Николай Павлович ни с кем, кроме неё, не танцевал. Пушкин, как художник, поклонник всего прекрасного, был очарован ею и по возвращении с бала написал посвящённое ей стихотворение: Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты. Как мимолётное виденье. Как гений чистой красоты. Прошло с тех пор много времени. Дороги Пушкина и Керн были совершенно различны. Мадам Керн, овдовев, стала вести тихую скромную жизнь, а к старости сделалась истинною христианкой, чуть не подвижницей. Когда она скончалась и её выносили из церкви, то гроб её встретился с памятником Пушкину, который везли на Тверской бульвар для открытия. Вот совершилось «чудное мгновенье», и перед статуей, как бы перед самим Пушкиным, мелькнула эта старица в гробу, но по жизни истинный Ангел чистой духовной красоты. Таким образом исполнилось желание Пушкина: Души настало пробужденье, И вот опять явилась ты, Как мимолётное виденье. Как гений чистой красоты. Многие искали Бога в явлениях природы. Красота и величие её возвышают душу человека над мipckoй суетой и дают душе высокое наслаждение. У Тютчева есть стихи «Восхождение на Альпы», в которых поэт удивляется величию Божию при созерцании этих гор. Тютчев долго жил за границей и наблюдал Альпы в различное время. Я никогда не был за границей, а теперь всей душой стремлюсь туда, да стар уже и капиталов нет. Не понимайте мои слова в буквальном смысле, надо всё понимать духовно. Жажду я перейти за границу страстей и достигнуть истинного света. Я не о смерти говорю, умереть страшно; туда, в жизнь вечную, идут капиталисты, стяжавшие всякие добродетели. Конечно, как миллионеру ничего не стоит дать нищему тысячу рублей, так и Всещедрый Господь может Своею милостью покрыть нашу нищету, но желать смерти – страшно. Стар я уже для подвигов – и больше поешь, и поспишь, – какие уж тут подвиги! Нет добродетелей, а хотелось бы их стяжать.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

За множеством дел мне не приходится готовиться к беседам, а потому в них нет строгой последовательности, и я напоминаю того нищего, про которого пишет Полонский: Знавал я нищего: как тень, С утра до ночи, целый день Он под окнами ходил И подаяния просил... Но всё, что в день он собирал, Бывало, к ночи раздавал Больным, калекам и слепцам – Таким же нищим, как и сам. Таков теперь иной аскет. Старик уже на склоне лет. Духовной жаждой изнурён. От Бога пищи просит он. И что Господь ему пошлёт. Всё с благодарностью берёт, А после делит пополам С такими ж нищими, как сам 199 . Действительно, что внушит мне Господь, о том и беседую я с вами, детки мои. В тяжёлое время мы живём. Монашество не отличается прежней строгостью, слабы мы и немощны, а приходится иногда ободрять других. Вот и я нахожусь в таком же состоянии, слабый и немощный, сам требую помощи и утешения, а приходится по долгу моего сана утешать обращающихся ко мне. В Оптину приезжают из мipa, который уже не стонет, как прежде, а ревёт; приезжают, ища утешения и успокоения. Хотят помолиться, побыть среди этой мирной обстановки, а то, может быть, и батюшка что скажет на пользу – его послушать. И с помощью Божией, по вере своей, получают искомое и уезжают умиротворёнными. Нынче множество голосов раздаётся против монашества. Люди мipa сего под влиянием духа зла хотели бы совершенно стереть монастыри с лица земли, но они продолжают существовать под покровом благодати Божией. Труден путь монашеский, но зато он несёт с собою такие высокие радости, о которых мipckue люди не имеют понятия и ради которых можно позабыть все скорби и тесноту иноческой жизни. Господь сказал: Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть 200 . Примеры святых мучеников доказывают нам, что можно соединить два по видимому противоположных состояния: и страдать, и в то же время блаженствовать. Вот схватывают исповедников Христовых и требуют отречения от Господа. Они отвечают решительным отказом, а язычники подвергают их тяжким мукам, какие могла только изобрести жестокость человеческая или, лучше сказать, диавольская. Но среди невыразимо тяжких мучений страстотерпцы испытывают и несказанное блаженство, которое часто увеличивалось с увеличением мук. Отчего это? Оттого, что со страдальцами находился Сам Спаситель и утешал их. Так и иноки, отрекаясь от всех утешений мipa сего, утешаются о Христе и приобретают мip душевный, когда, по выражению Лермонтова, «и верится, и плачется, и так легко, легко...». Кстати, многие задумывались – про какую молитву говорит здесь поэт? –

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Сохранилось одно древнее сказание. В некоем пустынном месте подвизался инок по имени Даниил 79 . Однажды случилось ему зайти к одному рудокопу, именем Евлогий. Человек этот был бедный, но необычайно добрый. Свой дневной заработок он отдавал нуждающимся, дверь его убогой хижины открыта была для всех. Даниила он встретил радушно, чем мог, угостил. – Как ты живёшь? – спросил инок. – Да слава Богу! Я о завтрашнем дне не забочусь, по слову Спасителя, и Господь никогда меня не оставляет. Он щедро посылает не только мне на потребу, но и на долю нищей братии. Долго беседовал инок с рудокопом. На другой день при прощании дал он иноку пищи на дорогу. Умилённый душой и обрадованный возвращался Даниил в свою пустынь, дорогою рассуждая про себя: «Вот бы этому человеку богатство, сколько бы добра он сделал!» Придя в свою келью, инок стал умолять Спасителя послать рудокопу богатство. Во время горячей его молитвы Даниилу явился Господь и сказал: – А ты ручаешься Мне за душу этого человека, что она не погибнет, получив богатство? – Ручаюсь, Господи! – воскликнул инок. – Хорошо, пусть будет по-твоему, – сказал Спаситель, и видение исчезло. Вскоре после этого рудокоп Евлогий нашёл богатейшие золотые россыпи, золото лежало большими слитками на поверхности. Призадумался Евлогий: как быть? отправился он в селение, купил лошадку, затем перевёз всё золото в свою убогую хижину. На другой день он уже не принял тех нищих, которые по старой привычке толкнулись в его дверь. Через несколько времени он бросил своё дело и переехал в Константинополь. Здесь он стал вести роскошную жизнь и сделался известным даже императору. В великолепном дворце прежнего рудокопа часто задавались пиры на славу, но нищие и убогие уже ничего не получали от трапезы богача. Напротив, у него на дворе были злые собаки, которые не пускали туда никого постороннего. Однажды к пустыннику Даниилу во время горячей молитвы опять явился Господь, но лик Его, обращённый к пустыннику, был строг: «Твои посты, молитвы и коленопреклонения неприятны Мне, так как душа раба Моего Евлогия погибает. Ты поручился Мне за него: верни же Мне теперь его душу!»

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

От скорбей же не надо приходить в уныние, в отчаяние, надо терпеть. Многие, начавшие идти за Христом, бывают вначале очень требовательны в молитвах: «Господи, сделай меня святой!» Правда, эта просьба законная, но нельзя сразу достигнуть святости. Были примеры, что из грешников сразу становились святыми, но это примеры исключительные, а нам, грешным, указан путь постепенного восхождения. Поступая так, не впадёшь в сети врага. Люди говорят, что нельзя нищему дать сразу миллион, потому что он от неразумного употребления денег и сам погибнет, и других погубит, а рублей 30–40 могут поставить его на ноги. Если так рассуждают люди, то не тем ли более Господь раздаёт Свои дары на пользу, а не на погибель. Должно помнить, что Господь любит всех нас и о всех печётся, а потому надо вполне предавать себя на волю Божию: твори со мною, Господи, что хочешь. Нельзя стать святым, то есть научиться исполнять заповеди Божии, без труда, а этот труд троякий он состоит из молитвы, поста и бдения 349 . В Евангелии говорится, что однажды привели к ученикам Христовым бесноватого. Сколько апостолы ни старались изгнать злого духа, он не слушал и говорил: «Не выйду». Тогда бесноватого отвели ко Христу, и Сам Господь изгнал беса. Ученики, оставшись наедине со Христом, с оттенком упрёка говорили Ему: «Почто мы не возмогохом изгнати его?» Господь сначала сказал: «За неверие ваше». Затем же добавил: Сей же род (т. е. злые духи) не исходит, токмо молитвою и постом 350 . Итак, молитва, пост и трезвение, т. е. хранение своих мыслей и чувств, делают нас победителями врагов нашего Спасения. Самое трудное из этих дел есть молитва. Всякая добродетель вследствие упражнения обращается в навык, а молитва до самой смерти требует понуждения себя и является следствием подвига. Молитва трудна, так как ей противится наш ветхий человек, но она трудна ещё и потому, что враг всей силой восстаёт на молящегося. Молитва есть вкушение смерти для диавола. Хотя он уже умер духовно, но молитва как бы снова поражает его, а потому он всячески противится ей. Даже святые, как, например, преп. Серафим, уж, кажется, должны бы только утешаться молитвой, но по временам и для них она трудна. Правда, молитва несёт с собою и высокие утешения и не только праведнику, но и грешнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Но удел всех праведников – скорби и гонения. Этого удела не избежал и Батюшка, достигший в высокую меру праведности сокровенным иноческим деланием, которого он никому не открывал, кроме наставников своих, старцев иеросхимонахов Анатолия и Иосифа. Только малая крупица этого духовного сокровища сохранилась в его келейных записях, из которых Батюшка большую часть уничтожил еще при жизни. Собирая от этих драгоценных крупиц, аще Господь благословит, постараемся со временем составить цельный, величественный, духовно прекрасный облик души великого Старца. Предсмертная болезнь Старца. Подача им прошения об увольнении на покой. Блаженная кончина Между тем как православный верующий народ стекался к Старцу за получением облегчения не только душевных, но и телесных недугов, самого Батюшку подтачивал в это время лютый недуг. Давно уже, свыше 20 лет, напал он на Батюшку и с тех пор не оставлял его до гроба. Даже, вернее сказать, не одна болезнь была у Батюшки, но несколько, только все принадлежавшие к разряду желудочных и кишечных. Несомненно, что и нервы играли в этой болезни немалую роль. Непрестанные батюшкины заботы в Голутвине, многочисленные огорчения, переутомления и часто совершенное изнеможение в непосильных трудах с каждым днем усиливали его недуг. Кое-как Батюшка перемогался еще весь 1912 год, но с самого же начала 1913 года начал быстро слабеть. Началось с простуды во время великого водосвятия в Крещенский сочельник, когда он сразу почувствовал себя очень плохо. С этого времени желудок Старца совершенно отказался переваривать пищу, хотя и принимавшуюся им в самом ничтожном количестве. Она вся целиком оставалась в желудке и кишках, которые очищались, да и то не вполне, лишь после приема сильнодействующих слабительных. Так прошел весь январь. В начале февраля Батюшка, несмотря на слабость свою, предпринял поездку в Москву по делам обители. В Москве Батюшка вдруг почувствовал себя так плохо, что быстро поспешил возвратиться к Голутвин, даже не выполнив и половины намеченной программы дел. Однако, возвратясь в свою обитель, Батюшка не прекратил приема народа, хотя силы его с каждым днем заметно падали. В средних числах февраля он слег и 15 числа исповедовался, приобщился Святых Таин, а затем выразил усердное желание пособороваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010