Московская духовная академия провела онлайн-конференцию «Экзегетика и герменевтика Священного Писания» 13 мая 2020 г. 13:22 11-12 мая 2020 года Московская духовная академия провела ежегодную научно-богословскую конференцию «Экзегетика и герменевтика Священного Писания». Форум прошел в режиме онлайн на платформе Zoom. С приветственным словом к участникам обратился ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим : «Я рад приветствовать вас на весенней сессии XV ежегодной международной научно-практической богословской конференции " Экзегетика и герменевтика Священного Писания " . Несмотря на то что в этом году мероприятие впервые проводится дистанционно, в онлайн-формате, в конференции участвуют представители многих высших духовных учебных заведений, среди которых Минская духовная академия , Сретенская духовная семинария , Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет , Донская духовная семинария, Николо-Угрешская духовная семинария, Воронежская духовная семинария, Калужская духовная семинария, Екатеринодарская духовная семинария. Отрадно отметить, что проводимая ныне конференция вызвала интерес и среди коллег из светских высших учебных заведений — Московского педагогического государственного университета и Российского государственного социального университета. Основной целью конференции является активизация исследований в отечественной библейской науке, а также повышение уровня мотивации к изучению Священного Писания среди обучающихся духовных и светских учебных заведений. Во втором послании к Тимофею читаем: " …ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен " (2 Тим. 3:15-17). Этими словами апостол Павел, с одной стороны, указывает на возможность совершенствования человека через познание Священного Писания, а с другой стороны — на роль Священного Писания в приуготовлении человека ко всякому доброму делу.

http://patriarchia.ru/db/text/5636317.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Питириму, епископу Джакартскому 1 сентября 2020 г. 16:19 1 сентября 2020 года за Литургией в Большом соборе Донского ставропигиального монастыря г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Питирима (Донденко) во епископа Джакартского, викария Сингапурской епархии . По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Питирима на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Питирим!  Сегодня по промыслу Господа и Владыки всяческих, через возложение на твою главу рук Преосвященных архипастырей, при молитвенном участии клира и народа Божия был поставлен ты во епископа Православной Церкви.  Ты подошел к нынешнему рубежу своей жизни еще довольно молодым человеком, в расцвете сил, но имея за плечами уже значительный опыт церковной деятельности в различных странах и регионах. Господь вел тебя к этому важнейшему в твоей жизни событию одному Ему ведомыми путями. Окидывая ныне мысленным взором минувшее, ты имеешь возможность воскликнуть вместе с апостолом языков: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33).  Тебе довелось немало потрудиться на территории государства Сингапур. Ты заботился о должной организации приходской деятельности, сначала помогая духовенству в совершении богослужений как мирянин, а затем и сам восприняв жребий пастырства. Ныне же Бог, избравший тебя от утробы матери и призвавший благодатью Своею, благоволил (Гал. 1:15) соделать тебя епископом, дабы ты продолжил и умножил свои усилия, прилагаемые тобой доселе, к утверждению Православия в пределах Юго-Восточной Азии.  За минувшие годы трудов под омофором Преосвященного митрополита Сергия ты стяжал уважение собратьев-пастырей и любовь пасомых. И сегодня владыка был одним из архиереев, участвовавших в твоей епископской хиротонии. Тебе надлежит быть для него добрым помощником и впредь. Посему, взирая на вас обоих, я вторю первоверховному апостолу: «Если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Флп. 2:1-2). Думаю, вы с готовностью откликнитесь на этот мой призыв и осуществите его в своей жизни и в своей совместной работе на очень важном направлении нашей миссионерской работы. 

http://patriarchia.ru/db/text/5685775.ht...

Дни Великого и спасительного поста содействуют всем нам в молитвенном делании. Мы присоединяемся к молитве братской Украинской Церкви, всем сердцем разделяя боль и скорбь от попыток разорвать благодатное единство Церкви. Здесь, в странах Средней Азии, апостольское напоминание о том, что «мы многие составляем одно тело во Христе» (Рим. 12:5), воспринимается особенно живо. Единство с Матерью Церковью становится еще дороже и важнее. Тем более оно сейчас необходимо Вам, Ваше Блаженство, как Предстоятелю канонической Украинской Православной Церкви, когда православный народ Украины пытаются силой, в том числе и физической, втянуть в душепагубный раскол, а значит лишить самого спасения и вечной жизни. Святой праведный Иоанн Кронштадтский восклицает: «Спасение наше в Церкви, как в ковчеге Ноя, и нигде больше. «Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). Церковь — мы, тело Христово, и Он, Христос, Спаситель тела; «мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5:30). Дух Святой — Кормчий словесного корабля, Церкви. Только в Церкви, как в Ноевом ковчеге, можно спастись». Молитвенно желаем всему клиру и народу многострадальной канонической Украинской Православной Церкви хранить «Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис.11:2). Ведь Сам Спаситель Христос ободряет нас: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16:33). Молитвы и сопереживание всех православных верующих Средней Азии с вами в эти непростые дни.  +Викентий, митрополит Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа, председатель Синода Члены Синода: +Феофилакт, архиепископ Пятигорский и Черкесский, временно управляющий Патриаршими приходами в Туркменистане +Питирим, епископ Душанбинский и Таджикистанский +Даниил, епископ Бишкекский и Кыргызстанский Ташкентская епархия /Патриархия.ru , за темою Специальный центр Крымской митрополии направил куличи и свежие яйца в зону конфликта.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5396796...

А вспомним слова Господа Иисуса Христа, Который сказал Своим ученикам в канун Своих крестных страданий: «Вы будете печальны, а мир обрадуется» , — имея в виду крестные страдания и позорную смерть, рассеяние учеников, погребение Пречистого Тела Господа. «Но пройдет немного времени, и печаль ваша в радость будет, и радости вашей уже никто не отнимет от вас» (см.:Ин 16:20). И вспомним, по нашим человеческим меркам, печальное событие. Когда ученики Христовы по зову своего Учителя пришли с Ним на гору Елеонскую, на сороковой день по Воскресении, Он благословил их и вознесся на небо. Казалось бы, что может быть печальнее расставания с Учителем, Который сказал, что больше они Его не увидят так, как привыкли видеть в дни земной жизни и в течение сорока дней, когда Он представал пред ними в самых неожиданных условиях: и на пути, и в комнате с закрытыми дверями… (см. Лк 34:52). И все же Евангелие повествует нам, что, возвратились ученики в Иерусалим с радостью, радуясь. Конечно, обетование, которое дал Господь, могло вселить в души их радость. Ибо Он сказал: «Я не оставлю вас, но приду к вам. Если Я сейчас покидаю вас, то Дух Утешитель придет и напомнит вам все, о чем Я говорил вам» (см.: Ин 14:16–20). То есть обещания были даны самые определенные, самые большие, какие мог дать им, взволнованным, испуганным ученикам, Господь Иисус Христос. Но в этом ли только радость? В этом тоже, но радость и в другом! Радость в том, что нам Господь дал особое благословение: быть детьми Божиими. Вспомним слова, которые читаем мы в самом начале Евангелия от Иоанна: пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли, дал область, — то есть дал обладание даром — чадами Божиими быти (см. Ин 1:11–12) . И вот если мы откроем и внимательно посмотрим все строки Евангелия, все Послания апостолов, которые наполнены любовью Бога к человеку, в них везде говорится о той несказанной радости, которую должен иметь человек как дитя Божие. Апостол Павел, находясь в очень тяжелых «узах» в Риме, — в каменном мешке, без дверей и окон, куда спускали узника на веревке, и откуда извлекали его для казни, с оковами на руках и ногах, — он пишет ученикам своим: «Радуйтесь, и опять повторяю вам — «и паки реку» — радуйтесь!» (Флп 3:1; 4:4).

http://blog.predanie.ru/article/mitropol...

В следующем прошении: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим Бог уже ставит перед нами условие, при котором Он готов простить наши прегрешения. Условие это в высшей степени благоприятно для нас, потому что обида, которую нанес нам ближний, ничтожна по сравнению с той, которую мы наносим Богу. Человек может оскорбить нас словом или действием, но как можно обижаться на охваченного безумием! Ведь если бы он сознавал величие образа Божия в человеке, он бы не дерзнул унижать его достоинство. И можно ли обижаться на того, кто нанес нам вещественный вред? Ведь без Промысла Божия ни один волос не падет с нашей головы. Любое действие, совершенное против нас в этом мире, ничтожно по сравнению с оскорблением, которое мы наносим Богу, если живем против своей совести, если разрушаем в себе Его образ. Чем мы можем искупить то, что не сохранили обетов Крещения? Что продолжаем грешить и после того, как священник на Исповеди прочитал над нами молитву: «… и аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих…» Поэтому Господь и напоминает нам, что мы во взаимоотношениях с людьми должны быть столь же великодушными и мудрыми, каковым является Он по отношению к нам. Христос рассказал притчу ( Мф. 18, 23–35 ), как царь простил должнику своему огромную сумму, а тот, выйдя помилованным из дворца, встретил человека, который был должен ему совсем немного. Прощенный должник, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. И тогда государь, разгневавшись, отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Когда фарисеи привели ко Христу женщину, обвиненную в прелюбодеянии, то Он велел начать предписанную Законом казнь ( Втор. 22, 22 ) тому, кто сам безгрешен: кто из вас без греха, первый брось на нее камень ( Ин. 8, 7 ). Но не нашлось такого среди фарисеев, и Христос отпустил раскаявшуюся женщину ( Ин. 8, 2–11 ). Прощение наших грехов Бог Отец ставит в зависимость от нашего прощения ближних. Последние два обращения Молитвы Господней также предполагают важные условия, которые мы обязаны соблюдать: Не введи нас во искушение. Искушения подстерегают нас на каждом шагу; но ведь и земной отец предостерегает ребенка: не ходи на дорогу – там опасно, не совершай проступков – они влекут за собой дурные последствия. Не Бог посылает искушения. Святой апостол Иаков пишет: В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью ( Иак. 1, 13–14 ). Поэтому мы с тем же доверием, с каким дети воспринимают слова родителей, должны просить Бога не попускать искушений, превосходящих наши силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Богословы много написали о Молитве Господней, и в частности о следующем прошении: Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Одни говорят, что здесь подразумевается духовная пища – благодать Божия, другие вспоминают об этом прошении, когда утверждают, что не хлебом единым жив человек ( Мф. 4, 4 ). Но все же не надо забывать о самом прямом смысле. Господь Иисус Христос , как любящий отец, заботится не только о духовном для нас, но и о земном. Когда более пяти тысяч людей (одних только мужчин, не считая женщин и детей) последовали за Ним в пустыню, чтобы слышать Его Божественные глаголы, Христос пятью хлебами и двумя рыбами накормил всех ( Мф. 14, 17–21 ). Мы просим нашего Отца Небесного не только о Вечной Жизни и Его Царстве, не только о том, чем мы должны питать свою душу, но и о хлебе насущном. Изначальные еврейский и греческий тексты этой молитвы убеждают нас, что хлеб насущный – это та лепешка, которой можно утолить первую потребность в пище, прожить без голода один день. Господь Сам заботится о наших насущных потребностях. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?… Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом ( Мф. 6, 30–32 ). Действие Промысла Божия мы подтверждаем привычными примерами: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?… Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них ( Мф. 6, 26, 28–29 ). Но эти образы, взятые из священного текста, может быть, перестали восприниматься нами в их непосредственной силе. Один из современных писателей привел другой образ, может быть, не столь поэтичный, но вполне передающий любовь Небесного Отца. Священник, обращаясь к молодому человеку, говорит: «Посмотри на эти следы на снегу, которые мы с тобой оставили. Прежде чем мы прошли по этому снегу, Бог уже знал, сколько следов останется на снегу».

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Через очищение от страстей и упражнение в благочестии приходит и правильное понимание полового предназначения и отношений мужчины и женщины: жертвенная забота – с одной стороны («Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал себя за неё» (Еф. 5, 25)) и вдохновляющая преданность – с другой («Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5, 22–23)). Прп. Паисий Афонский так говорил о взаимосвязи веры и нравственности: «Безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему остальному, приводит к распаду. Человек не верит в Бога и не считается потом ни с родителями, ни с семьёй, ни с деревней, ни с Родиной». Интересно, что к похожему выводу пришёл уважаемый демограф Дирк ван де Каа: «Главное – это то, что люди хотят от жизни. К какому состоянию они стремятся? В чём им видится сущность человеческого бытия? Живут ли они с целью достичь блаженства в загробной жизни? Или они чётко осознают, что жизнь одна и надо жить здесь и сейчас?» Действительно, ход любого процесса определяется целью, а настоящая цель всегда должна лежать за пределами самого действия. Поэтому, как подлинный смысл жизни лежит за пределами земного пути и состоит во встрече с Подателем жизни, так и настоящий смысл брака должен выходить за рамки самих земных отношений и возводить людей к его Создателю. Ведь, наряду с благословением и строгими словами о нерушимости супружества, Господь Иисус Христос призывает людей восходить от любви к родным в семье как в Малой Церкви – до любви в Церкви как в большой Семье, Главой которой является Он Сам: «Кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мк. 3, 35) (ср. также Лк. 14, 26; Мф. 10, 36–37; Мк. 10, 29–30). Созвучно с этим благовестием, социолог Питирим Сорокин, считавший для себя высшим нравственным идеалом Нагорную проповедь, в начале XX в. отмечал: «Расширившийся и вглубь и вширь альтруизм (любовь к ближнему) и теперь уже требует – количественно и качественно – большего простора, чем узкие границы семейного альтруизма».

http://pravoslavie.ru/122238.html

Вы спросите: что же делать, я же не могу изменить цивилизацию, в которой родился! Не можете. Но изменить цель и смысл свой жизни – можно. Тогда начнутся и глобальные изменения. Священник Виктор Максимов , настоятель храма св. вмч. Георгия Победоносца п. Белоносово Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 10. Спасение общества в его благочестии Благосостояние народа, победа над врагами, спсение страны и пр.и пр. зависит от благочестия народа, сказал же Господь: ищите прежде всего Царствия Небесного и всё остальное приложится вам 9. Священник Виктор Максимов Батюшка,прочитал ещё раз.Как Вы,хирургически точно написали " цивилизация-жертва просто будет вымирать с полным убеждением, что живет все лучше и лучше. " Может Питирим Сорокин,неважно.Им сказано,что идёт полным ходом отрицательная селекция.И не в последнюю очередь эта отрицательная селекция происхождением восходит от выбора женщины по выбору партнёра и следовательно рождению детей,по прихоти женщины.В наше время такого количества нездоровых детей не наблюдалось,но с развитием сводного выбора женщины по приобретению партнёра,количество уже зашкаливает.Отсюда преступления против родителей,родителей против собственных детей,бытовая неустроенность диктует языческие формы взаимодействия меду родственниками.Дети поднимают руку на родителей,необязательно с катастрофическими последствиями.Что не отражается на статистике.Жёны не хотят подчиняться мужу,натравливают своих детей на своего мужа.Это называется МАТРИАРХАТ.С 1917 года матриархат агрессивно вошёл в жизнь россиян.Прискорбно,но это факт.Мигранты-патриархальные люди и они легко отвоёвывают жизненное пространство у матриархально воспитанных россиян. 8. Любите друг друга ибо Господь во всех и веру имейте Отец в вас. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. Истина; всё что вы делаете тайно то для Господа явно.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/20/ob...

Отношение Троицы Божественных Лиц к Церкви и к каждому ее члену с полной ясностью выражено Иисусом Христом в последний период Его земной жизни, когда Он говорил уже без притч. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим... Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ( Ин.14:16, 23, 26 ). Ранее Иисус говорил своим ученикам о земном образце единства: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф.18:20 ). Таким образом, существенное пребывание Троицы в Церкви по благоволению Отца вследствие крестного подвига Воплотившегося Сына благодатью Святого Духа проявляется через соборность даже минимального количества членов Церкви, собранных во имя Иисуса Христа. Никто в Церкви не одинок, ибо каждый есть член ее, а все вместе – ее единое тело. Ни пространство, ни временные границы не нарушают кафолической соборности Церкви и ее единства с Триипостасным Богом. Славословие Троицы составляет необходимую часть сакраментального служения Церкви. Крещение начинается славословием «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа» и совершается через троекратное погружение в воду с призыванием Лиц Святой Троицы. В Евхаристии доксология Троицы неоднократна: начальное славословие «Благословено Царство...», начало анафоры в чине литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоуста : «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа», «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Аскетический подвиг христианина проникнут верой в непосредственное Богообщение с Живоначальной Троицей, что прекрасно выражено в молитве преподобного Иоанникия Великого: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе». Православная экклезиология раскрывает отношение Троицы к миру в следующей формуле: Отец приводит нас к Сыну (свидетельствует о Сыне) водою (крещением Иисуса Христа от Иоанна и крещением всякого христианина, приходящего в мир); Сын приводит к Духу кровию (отданной за нас сначала предвечно, затем, в исполнение времени, на Кресте, и каждодневно в Новом Завете проливает в Евхаристии); Дух возвращает к Отцу (в Благовещении, Пятидесятнице, в последующем Домостроительстве Церкви). Духом – с самой Пятидесятницы – движется вся жизнь Церкви: вероучительная (изволися Святому Духу и нам – Деян.15:28 ), таинственная (устрояетесь в жизни Божиим Духом – Еф.2:22 ) и нравственная (Духом водимся и живем, и пожинаем плод духа – Гал.5:18, 22, 25 ). Так, три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном ( 1Ин.5:7–8 ). Это двоякое свидетельство есть откровение о Богочеловеке Иисусе Христе и Его деле. 5. Тринитарная экклезиология и Крест Христов

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Какой смысл большинство современных людей вкладывает в слово Вседержитель? В процессе культурного развития языка часто происходит подмена понятий. В обыденном представлении «все» означает множество всех вещей и явлений мира, объединенное мыслительным актом в одну совокупность. В богословском святоотеческом понимании «все», напротив, целостность, когда мы говорим «все» (по–гречески панта), это значит, что мы воспринимаем мир не как составленный из отдельных частей, но как целостное творение Божие, происходящее из Единого Источника. Бог Вседержитель не собирает, не захватывает, подобно человеку, стремящемуся к обладанию всем миром; напротив, Он Один создает весь мир; не множества собирает в единое целое под Свою власть, но Сам составляет целостное здание мира. Такой смысл определения Вседержитель совершенно необходим для правильного понимания слов Христа: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены ( Мф. 10, 29–30 ). Разумеется, это не значит, что Бог исчисляет каждый отдельный волос и заботится о том, когда ему выпасть. Бог печется о всем мире как едином цельном организме, который в Нем имеет свое начало, свое развитие и завершение. Бог Вседержитель потому, что в Нем сосредоточена и целостная история мира, и отдельная человеческая жизнь. Человек не может ни одного волоса сделать белым или черным ( Мф. 5, 36 ). Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? ( Мф. 6, 27 ). Только в союзе с Богом, в общности всего творения постигается ценность бытия, а это уже нравственная категория. Человек разорвал единение своего бытия с Богом – Источником Жизни. Единение, ради которого творческой силой Божией и был создан весь мир, было нарушено непослушанием прародителей в раю, но еще раньше оно было нарушено светлейшим из Ангелов – Денницей, который непостижимым для нас образом возгордился, противопоставил себя Богу и сделался злым и мрачным диаволом. Единство с Богом нарушается каждый раз, когда человек, согрешая, отпадает от благой воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010