В 1913 году митрополит Макарий получил чудесное исцеление по молитвам св. праведного Иоанна Кронштадтского, с которым его связывали тесные духовные узы. Владыка около шести лет страдал болезнью кожи. «Сухая экзема превратилась затем в мокрую, переходила с одной части тела на другую: со ступней ног на голени, оттуда поднималась все выше и выше, поражая руки и спину. Особенно беспокоила болезнь меня ночью: нужно было вставать в полночь, снимать бинты, старую мазь стирать, смывать, новую намазывать на больные места и опять бинтовать. Так продолжалось до 20 декабря 1913 г. В тот день я приглашен был в Ивановский монастырь служить литургию в усыпальнице, где погребено тело свято чтимого пастыря и молитвенника. После обедни по обычаю была отслужена панихида у гробницы почившего. Я просил исцеления. С того же дня началось и мое освобождение от мучительного недуга… Приготовленные на всякий случай снадобья остались без употребления. Тогда мне понятно стало, что со мной совершилось чудо милости Божией по молитвам того, кто еще при жизни прославился как чудотворец». После образования Временного правительства начинается грубое вмешательство революционной власти в жизнь Церкви. Эта политика проводилась через назначенного 4 марта обер-прокурора В. Н. Львова, впоследствии порвавшего с Православной Церковью и присоединившегося к обновленческому расколу. Были смещены с занимаемых ими кафедр как «консерваторы» и «монархисты» видные архиереи: митрополит Петроградский Питирим (Окнов), священномученик архиепископ Тверской Серафим (Чичагов), священномученик архиепископ Калужский Тихон (Никаноров), священномученик епископ Черниговский Василий (Богоявленский) и другие. Св. Синод постановлением от 20 марта 1917 года решил уволить за преклонностью лет на покой митрополита Макария Московского. Этому решению предшествовали грубые действия обер-прокурора Св. Синода В. Н. Львова. Владыка Макарий сам рассказал о тех мерах воздействия, которые были применены к нему, чтобы получить от него прошение об уходе на покой: «Такое давление совершалось дважды.

http://pravoslavie.ru/2632.html

Далее кратко рассказывается о Февральской революции в Петрограде и отношении к ней членов Святейшего Синода. Их отношение к событиям не анализируется, автор ограничивается констатациями, замечая, что после революции обер-прокурором стал октябрист В.Н. Львов. Рассказывая о том, как вскоре после его назначения из зала заседания был вынесен царский трон, автор пишет, насколько тяжела была эта сцена для членов Святейшего Синода – как консервативных, так и умеренных, либеральных. Среди первых, помимо митрополита Московского Макария (Парвицкого-Невского), упоминается и Петроградский Питирим (Окнов); среди последних – архиепископы Сергий (Страгородский) и Тихон (Беллавин). Не вдаваясь в обсуждение того, почему митрополита Питирима некорректно называть консерватором, стоит отметить лишь то, что его на этом заседании просто не было. Не вполне ясно и то, почему владыки Сергий и Тихон названы либералами – в чем заключался их либерализм и сравнительная (с чем и кем?) умеренность. Не вполне понятно также, почему только владыку Сергия оставили в новом составе Святейшего Синода, а других «сравнительно умеренных» – не оставили. То, что владыка должен был уйти в отставку вместе со всеми, но остался, весьма характерно и требует хотя бы небольшого пояснения. Считать таковым аморфное указание на то, что «современники наиболее характерной чертой архиепископа считали именно способность уживаться с различными политическими течениями, идти при необходимости на компромиссы и тактические уловки, проявлять “законопослушание” и при этом умело отстаивать свои убеждения», нельзя. Что считать «тактическими уловками», а что бескомпромиссностью? Как это оценивалось современниками? Почему далеко не все они восторгались способностью владыки Сергия «уживаться с различными политическими течениями»? И откуда у него к 1917 году был опыт подобной «уживчивости»? Полагаю, что ответ на этот вопрос помог бы автору найти разрешение и другого вопроса: почему в мае 1917 года владыка проиграл в столице выборы епископу Вениамину (Казанскому), человеку аполитичному и скромному? Ведь не из-за «умеренности» же! 2

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Его преемники А. Н. Волжин и Н. П. Раев находились под сильным давлением со стороны распутинской группировки, которая влияла даже на назначения епископов. Еще в 1912–1914 гг. при Саблере некоторые протеже Распутина стали епископами и членами Святейшего Синода 754 . Теперь же, 23 ноября 1915 г., митрополит Владимир оказался переведен в Киев, а на Петербургскую епархию был назначен Владикавказский архиепископ Питирим Окнов, которому покровительствовал Распутин. По настоянию Распутина Московским митрополитом был поставлен престарелый Макарий Невский , а епископом Тобольским – Варнава Накропин; членом Святейшего Синода стал Никон Рождественский , в своих проповедях выступавший за неограниченное самодержавие. Все трое не имели высшего образования, и при дворе ими восхищались за их простоту 755 . Церковная политика двух последних военных лет зависела от перемещений в Совете министров, демонстрировавших полную несостоятельность и бессилие монарха. Под влиянием своей супруги, которая как могла укрепляла в нем и без того свойственное государю представление о религиозной сущности самодержавия, Николай II упорно отказывался от сотрудничества с органами земства. В связи с растущей оппозицией правительству в целом депутаты различных партий Государственной думы все сильнее критиковали бесцельность и бессистемность его церковной политики, все громче звучали требования радикальных реформ. Обсуждение бюджета Святейшего Синода на 1916 г. стало поводом для депутатов от духовенства всех фракций настаивать на том, что «нужно раскрепостить Церковь , освободить Церковь от всех внешних посторонних неответственных влияний… Церковь не должна быть только орудием в руках государства» 756 . Указы царя от 1696 г. о представлении епархиальными управлениями и монастырями годовых отчетов о расходах на строительство, хлебных запасах и т. п. не были чем-то новым 758 . Расходные книги должны были представляться в Дворцовый приказ, которому по образцу допетровских порядков было поручено наблюдение за хозяйственной деятельностью епархий и монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

7 марта Львов неожиданно уведомил Синод, что Временное правительство считает себя облеченным всеми прерогативами, к-рыми обладала свергнутая царская власть в церковных делах, а сам он будет «безапелляционным их вершителем». В ответ на это 8 марта 6 членов Синода подписали заявление, что они не могут брать на себя ответственность за навязанные им обер-прокурором или правительством постановления. Львов стремился как можно скорее «освободить» Церковь от «реакционного епископата». 6-7 марта были уволены на покой как «ставленники Распутина» Петроградский митр. Питирим (Окнов) и Тобольский и Сибирский архиеп. Варнава (Накропин) . Вынужден был под давлением уйти «на покой» Московский митр. свт. Макарий (Невский) . За этим последовала волна увольнений архиереев др. епархий. Противоречия в отношениях обер-прокурора с церковными иерархами объяснялись не только его личными качествами, но и тем обстоятельством, что «прежде фигура обер-прокурора... была личным органом царской власти, самой же Церковью миропомазанной и призванной к церковным делам». Теперь же «обер-прокурор, назначающий и изгоняющий епископов, и самый Св. Синод, в качестве органа светского, внеконфессионального правительства - это nonsens и каноническая обида для Церкви» ( Карташёв. Временное правительство и Рус. Церковь. С. 15). Временное правительство не решалось на немедленное упразднение обер-прокуратуры и отмену ее полномочий. Оно, действуя в духе прежней имп. власти, присвоило себе право утверждать решения Синода, назначать и увольнять его членов, а также издавать постановления и декреты, изменявшие статус РПЦ в гос-ве, определять права и обязанности населения разных вероисповеданий. Синод был вынужден смириться с данной ситуацией. 9 марта последовало новое обращение Синода ко всем чадам Православной Российской Церкви: «Свершилась воля Божия... Доверьтесь Временному правительству; все вместе и каждый в отдельности приложите усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни... Св. Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского правительства, да даст ему силу, крепость и мудрость...» (ЦВед. 1917. 9-15. С. 57).

http://pravenc.ru/text/155432.html

Но ошибочно полагать, что только военное командование повинно в трагической судьбе Царской России. Немалую роль в этом сыграло и духовенство, основная часть которого не только не осудила свержение Государя и революцию, но равнодушно отнеслась к творящемуся злу и во многом поддержала новую богоотступническую власть, за что впоследствии и поплатилась. То же касается и Святейшего Синода, который безмолвствовал в революцию 1905 года, фактически одобряя ее. Нанеся удар по русскому монашеству в лице имяславцев, Синод, по словам епископа Илариона (Алфеева), подставил под удар и себя, и всю российскую Церковь. Императрица Александра Федоровна называла архиереев «духовными сановниками», отстающими от Государства и Церкви. Она писала: «Духовенство не только не понимает церковно-государственных задач, но не понимает веры народной...». Общественное сознание русских людей было раздвоено. Еще Федор Михайлович Достоевский предупреждал будущего Императора Александра III об опасности явления «бесов», которые являются «прямым последствием вековой оторванности всего просвещенного русского общества от родных и самобытных начал русской жизни». Основная масса интеллигенции, которой был присущ воинствующий атеизм, подверглась зарубежным либеральным веяниям и считала Самодержавие пережитком прошлого. К концу XIX века она уже была откровенным врагом верховной власти. Генерал-майор Генерального штаба Федор Рерберг в записках писал: «...я начал приходить к заключению, что среди высокопоставленных лиц, окружающих русского Императора, есть несколько человек, ненавидящих Государя и предающих его, а с ним и всю Россию. Лица эти находились в подчинении тайных интернациональных сил, и к первым таковым лицам я по целому ряду наблюдений относил генералов Куропаткина и Фредерикса, министров Витте и Ламздорфа». Поддержку же себе интеллигенция нашла в университетских и рабочих кругах, среди которых проводилась активная антицарская пропаганда. Сознание одних легко изменялось в свете неопытности, вторые же были недовольны условиями труда. Террористы-революционеры умело направили народное несогласие в нужное им русло. Так было и с «Кровавым воскресеньем», которое силами провокаторов из мирной акции превратилось в трагедию. Митрополит Петроградский и Ладожский Питирим (Окнов) накануне ареста говорил: «... Общество утратило понимание религиозной сущности Самодержавия и стремилось подчинить волю Монарха своей воле...Народовластие же всегда гибельно, ибо Богу было угодно постановить, чтобы не паства управляла пастырем, а пастырь паствой...Пастырь ответственен перед Богом, народовластие же всегда безответственно, есть грех...»

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/31/...

213 Епископ Вениамин (Казанский) был избран на Петроградскую кафедру 24 мая 1917 года свободным голосованием клира и мирян: за него проголосовали 976 человек из 1561. В 1918 году возведен в сан митрополита. См. далее рассказ «Избрание». 214 Митрополит Питирим (в миру Павел Васильевич Окнов, 1858–1920). Родился в семье священника в Рижском уезде. Окончил Киевскую духовную академию, в 1883 году принял монашеский постриг. Преподавал в духовных учебных заведениях. В 1891 году назначен ректором Петербургской духовной семинарии. В 1894 хиротонисан во епископа Новгород–Северского, затем занимал Тульскую, Курскую, Владикавказскую, Самарскую кафедры. С 1914 года – экзарх Грузии, архиепископ Карталинский и Кахетинский, член Святейшего Синода. В ноябре 1915 возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Петроградским и Ладожским. После февральской революции 1917 года был арестован, затем уволен «на покой» как ставленник Г. Е. Распутина. Проживал в пределах Владикавказской епархии, на территориях, занятых Вооруженными силами Юга России. В последний период жизни находился на попечении митрополита Антония (Храповицкого) . 216 Архиепископ Андрей (в миру – Александр Алексеевич Ухтомский, 1872–1937) – один из основателей Катакомбной церкви. Происходил из княжеского рода. Окончил Московскую духовную академию. В 1895 году принял монашеский постриг, в том же году рукоположен во иеромонаха. Занимался миссионерской работой среди осетин, татар, абазинов, сванов. В 1907 году хиротонисан во епископа Мамадышского, викария Казанской епархии, затем был епископом Сухумским, Уфимским и Мензелинским. Участник Поместного Собора в 1917–1918 годах. Проводил активную работу по воссоединению со старообрядцами, был председателем Съезда единоверцев. Руководил духовенством Третьей армии А. В. Колчака. Несколько раз был арестован. В 1923 году приговорен к трем годам ссылки. Тайно совершал архиерейские хиротонии, постриг в монахи будущего архиепископа Луку (Войно–Ясенецкого) (см. о нем примеч. 16 к гл. «Крымские подвижники»). В 1925 году стал старообрядцем. В конце 1926 возвратился в Уфу и объявил епархию автокефальной; резко выступил против Декларации заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия ( Страгородского) о лояльном отношении к советской власти. С 1927 года практически все время был в ссылке или в тюремном заключении. В 1937 году расстрелян по приговору «тройки» НКВД.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

10 июля 1901 г. имп. Николай II утвердил доклад Синода об увольнении М. на покой по собственному желанию и по «преклонности лет». Согласно летописи оптинского скита, «вся братия единодушно» сожалела об увольнении М., «некоторые из близко стоявших к нему духовных лиц» утверждали, что епископ был «деятелем высокой духовной молитвы» (Там же. С. 283). 16 июля Калужская городская дума постановила в память о М. учредить по одной стипендии его имени при местных муж. гимназии и реальном училище для беднейших учеников. 19 июля в Крестной архиерейской церкви калужское духовенство подарило М. на память икону Христа Спасителя. Епископ любил Калужскую землю, посвятил ей и ее пастырям несколько циклов стихотворений (Калужские ЕВ. 1896. Отд. неофиц. 2. С. 50-52; Песнь в честь Калужских архипастырей, отошедших в вечность//Там же. 1899. 21. С. 573-579). В 1901 г. М. посетил Киево-Печерскую лавру , 12 янв. 1902 г. вместе с Каневским еп. Сильвестром (Малеванским) участвовал в отпевании и погребении старца прп. Ионы (Мирошниченко) . В нояб. 1902 г. М. поселился в белёвском в честь Преображения Господня монастыре на правах настоятеля. Тульский и Белёвский еп. Питирим (Окнов) направил в Белёв синодальный указ с резолюцией: «Радуюсь за град Белев, в коем будет иметь жительство святитель добрый и молитвенник» (ГА Тульской обл. Ф. 3. Оп. 10. Д. 3005. Л. 1). С 1903 г. М. состоял попечителем Белёвской школы псаломщиков, в воскресные и праздничные дни совершал богослужения и в обители, и в др. белёвских храмах, особенно любил Макариев Жабынский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь , в к-ром совершил несколько рукоположений. По воспоминаниям законоучителя Белёвского реального уч-ща, М. посещал мн. горожан «на дому, не взирая ни на звание, ни на состояние». Современники писали о простоте и «сердечной мягкости» в общении архиерея с духовенством и паствой. Он обладал «тем драгоценным качеством характера, которое свойственно далеко не многим, а именно - верой в человека, в лучшие стороны его души, в возможность исправления даже закоренелого во зле и огрубевшего сердца». Многочисленные слова, беседы и стихотворения М. отличались «теплотою чувства» ( Введенский. 1906. С. 597).

http://pravenc.ru/text/2561404.html

16. Соловьев В.Н. Как построить дом из грязи. — 3 января 2023. Блог В. Аксючица на канале «Дзен». Соловьев и здесь напутал: 27 февраля 1917 года Святейший Правительственный Синод Российской Церкви никаких решений не принимал. А 6 марта 1917 года после опубликования так называемого Манифеста Императора Николая II о передаче Престола брату, Великому Князю Михаилу Александровичу и Манифеста Великого Князя Михаила Александровича о передаче власти временному правительству до создания учредительного собрания, Синод постановил молиться за «благоверное временное правительство», а не за благоверного Императора Николая Александровича. Данное решение было нелегитимным, поскольку Великий Князь Михаил Александрович не имел прав на передачу власти временному правительству, а в заседании Синода не принимали участия ни Глава Синода – Император Николай II, ни его представитель в Синоде – обер-прокурор Николай Раев, ни митрополит Петроградский Питирим (Окнов). Силой и угрозами это решение Синода заставили подписать митрополита Московского Святителя Макария (Невского). Уже на Поместном Соборе и Патриарх Тихон, и весь Собор принесли первые плоды покаяния, отслужив панихиду по убитому Царю, открыто и публично осудив цареубийство. (Деяния Собора 130,132-134 2, 3]). Молиться о восстановлении православной монархии в России призывал и Первый Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви Заграницей в 1921 году и Приамурский Земской Собор в 1922 году. Намеченный на ноябрь 2021г. Архиерейский Собор, как известно, был перенесен сначала в 2021 г. из-за эпидемии covid-19, а потом в 2022 г. из-за боевых действий СВО и невозможностью многих архиереев прибыть на Собор. Проведенное 19 июля 2023 г. Архиерейское Совещание вопрос о екатеринбургских останках не рассматривало, потому что этот вопрос был вынесен Синодом на решение Архиерейского Собора, а не Совещания. Во всем этом несомненно есть Промысл Божий. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/analitika/2023/08/01/...

В Тульской епархии на церковные средства содержались 9 больниц на 119 коек и 38 богаделен на 300 человек. Были широко развиты и постоянно поддерживались традиции жертвования средств на строительство храмов и церковные нужды. Имена бескорыстных жертвователей, благотворителей — Макарухина, Мусатова, Баташовых, Кучина, Ваныкина, Буслаева, Кузовлева, митрополита Сергия (Ляпидевского) — навсегда сохранятся в истории епархии. В Туле в XIX веке были созданы прекрасные творения зодчих, замечательные духовные, архитектурные и исторические памятники: Казанский и Спасо-Преображенский соборы, Успенская церковь женского монастыря, храм преподобного Сергия Радонежского, приют Трухиной, Петровская богадельня и церковь Димитрия Солунского. На строительство этих сооружений всегда находились средства бескорыстных благотворителей-туляков. Было создано множество церковно-приходских попечительств для помощи нуждающимся прихожанам. К 1917 году число храмов и часовен в Тульской епархии составляло 1089. В самой Туле с ее 130-тысячным населением было 3 собора — Успенский, Богоявленский и Спасо-Преображенский и 68 храмов и домовых церквей (при семинарии, больницах, приютах, учебных заведениях, заводах и фабриках). Тульская епархия может гордиться своими архипастырями — аскетами в быту, строгими владыками по отношению к нерадивым исполнителям святых канонов, любящими пастырями для прихожан, инициативными организаторами открытия новых храмов, обителей. Среди них первый тульский епископ Мефодий (Смирнов); Дамаскин (Россов), руководивший епархией почти 30 лет; Димитрий (Муретов); Никандр (Покровский), более 33 лет возглавлявший Тульскую кафедру; Питирим (Окнов), впоследствии митрополит Санкт-Петербургский; Иувеналий (Масловский), священномученик, расстрелянный при советской власти. За годы советской власти все монастыри и почти все храмы на территории епархии были закрыты, большинство из них разрушено. Большая часть духовных, исторических и культурных ценностей были конфискованы. В Туле были снесены Казанский, Спасо-Преображенский, Сретенский (Ново-Никитский) и другие храмы. Уничтожена являвшаяся архитектурной доминантой города колокольня Успенского собора кремля, как и большинство других колоколен.

http://patriarchia.ru/db/text/578738.htm...

8 авг. 1914 г. P.S. Приветствую с наступлением нашего братского Камчатского праздника 16 авг[уста]. Иг. Нестор. P.P.S. Мамочка шлёт Вам сердечный привет. Иг. Нестор 28 Вслед за отцом и братом вскоре ушёл на фронт и отец Нестор. Во время первой мировой войны он два года провёл на передовой. Организовав санитарный отряд «Первая помощь под огнём», отец Нестор сам выносил раненых с поля боя, перевязывал, напутствовал, направлял пострадавших в госпитали и лазареты. Состоя при Лейб-гвардии Драгунском полку, ходил с ним верхом в кавалерийскую атаку, за что был удостоен высшей духовной награды – наперсного креста на Георгиевской ленте, а также орденов Святого равноапостольного Великого Князя Владимира с мечами 4-й степени и Святой Анны 2-й и 3-й степеней также с мечами. В 1915 г. Святейшим Синодом игумен Нестор был возведён в сан архимандрита. После фронта отец Нестор возвратился на Камчатку. «6 декабря, – говорилось в телеграмме, полученной в 1915 г. из Петропавловска-Камчатского в одной из столичных газет, – миссионером Камчатской миссии, архимандритом Нестором, устроен патриотический вечер в пользу раненых воинов и беженцев. Архимандритом Нестором, как очевидцем войны, прочитан доклад, сопровождавшийся световыми картинами из эпизодов войны. Зал собрания не мог вместить всех желающих, приехавших на собаках за сотни вёрст послушать высокочтимого в крае пастыря» 29 . 16 октября 1916 г. архимандрит Нестор по Высочайшему повелению был хиротонисан во епископа Камчатского и Петропавловского и стал вторым викарием Владивостокской епархии. «...Митрополит [Петроградский] Питирим [Окнов], – писала 20 лет спустя харбинская газета, – на основании доклада архиепископа Евсевия внёс в Синод предложение основать Камчатскую епархию. Синод принял проект и архиепископу Евсевию было предложено назвать кандидатов на новую кафедру. Владыка ответил, что кандидат только один – работающий уже 9 лет на Камчатке архимандрит Нестор» 30 . И действительно, благодаря его трудам в крае к 1917 г. было уже 37 храмов, 38 часовен и 42 школы 31 . Отец Нестор в этот момент только что оправился от тяжёлой болезни, едва не сведшей его в могилу. По срочному вызову отец Нестор выехал во Владивосток, а оттуда в Петроград. По его желанию хиротонию совершили во Владивостоке. Через несколько дней новопоставленный Владыка выехал на Камчатку, куда прибыл ровно в день своего рождения – 9 ноября. Епископу Нестору исполнился 31 год. Знаменательно, что первую архипастырскую поездку по епархии он совершил во время эпидемии чёрной оспы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010