О чём в тот же день писала мне игуменья. 19-го числа был у меня Мих. Вас. Окнов, бывший секретарь сначала Рижской, а потом Саратовской консистории. В Саратове он так близко познакомился с бывшим тогда ректором Саратовской семинарии, архимандритом Никанором, 1110 что этот последний был восприемником дочери первого (не очень давно несчастно погибшей). Теперь г. Окнов вздумал посетить своего высокоученого кума, преосвященного архиепископа Никанора, вызванного в Петербург для присутствования в Св. Синоде. По возвращении из Петербурга, Мих. Вас. явился ко мне, для передачи мне поклона от преосвященного Никанора, и при этом сообщил следующие новости: 1) Преосвященный Никанор совсем оставляет Петербург и с удовольствием возвращается в свою (Херсонскую) епархию. —821— 2) По воле Великого Князя Владимира Александровича, 1111 был будто бы Св. Синоду запрос о допущении, по прежним примерам, в члены Синода лиц белого духовенства, но дан отзыв в отрицательном смысле. 3) Преосвященный Алексий, архиепископ Литовский, присутствовавший в это время также в Синоде, низко будто бы упал в общем мнении, и Обер-Прокурор, провожая Преосвященного в Вильну на пятидесятилетний юбилей по поводу воссоединения в 1839 г. Унии с православием , сказал будто бы ему: «скатертью Вам дорога», и затем архиепископ Алексий не возвращался более в Синод, Между тем, Викарий его, епископ Ковенский Антонин пользуется-де общим уважением. 20-го числа послано мною письмо во Владимир преосвященному Феогносту следующего содержания: «Долгом поставляю препроводить к Вашему Высокопреосвященству экземпляр, составленной преподавателем Вл. Колосовым, Истории родной Вам Тверской семинарии. – Извольте читать её и изучать судьбы полуторастолетнего существования воспитавшего Вас учебного заведения. Труд г. Колосова, думаю, найдете достойным Вашего внимания. Благодарю Вас, возлюбленнейший Владыка, за братский поклон, переданный мне Муромским протоиереем А.Е. Аменицким. 1112 Гость этот для меня очень приятен; я всегда любил его за его кротость и рассудительность.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С этим миросозерцанием он и вступил в Киевскую Духовную Академию, куда привлекала его и слава матери городов русских, и Киево-Печерская Лавра, с ее святынями и подвижниками, не останавливаясь перед тем, что аттестат зрелости, дававший ему право поступать без экзамена в одно из светских высших учебных заведений, не избавлял его от вступительных экзаменов в Духовную Академию, особенно трудных для питомца светской школы. Академия не была для П.В.Окнова этапом к духовной карьере. Как ни отчетливо он сознавал свою задачу на земле, как ни ценны для него были те цели, к которым он стремился, однако, не доверяя еще своим силам и учитывая значение иноческих обетов, П.В.Окнов поступил в Академию без мысли о монашестве. Он имел в виду служение Богу в сане священника, был одушевлен мыслью вернуться, по окончании курса в Академии, на родину и помогать отцу. Мысль о монашестве возникла у него позднее, под влиянием тех причин, с которыми он встретился уже в бытность свою студентом Академии. До этого времени П.В.Окнов, – хотя и шел тернистым путем к Богу, все же бодро смотрел вперед, успешно отбивался от всего, что осложняло путь… И препятствия на пути были небольшие, и руководство мудрых родителей было опорою. С поступлением же в Академию, он остался один среди новых товарищей, и это время было периодом тяжких для него испытаний, заставлявших его все чаще прибегать к советам и наставлениям лаврских старцев и сообразовываться с их указаниями. Он шел в Академию с единственной целью запастись теми специальными познаниями, какие бы помогли ему вести дальнейшую борьбу с препятствиями на пути к Богу, облегчили бы выполнение его жизненных задач и нравственных обязательств. И он, с ужасом, заметил, что его товарищи по Академии не только далеки от этих целей, не только не отдают себе отчета в значении и цели приобретаемых ими познаний, но не проник нуты даже обычной для их возраста религиозной настроенностью, а пришли в Академию только за дипломом, чтобы использовать его с наибольшими для себя выгодами. Значительная часть этих товарищей, главным образом, сыновья духовенства, явились в Академию только потому, что не попали в Университет. Они не только ни во что не верили, но с крайним пренебрежением относились к пастырской деятельности своих отцов; и эти-то, по преимуществу, стремились к иночеству, чтобы избегнуть «ремесла» родительского. Идейных побуждений у них не было: был только расчет, ничем не прикрашенный.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Православный“ Впоследствии мне сделалось известным, что автор этого письма – отставной чиновник, бывший некогда секретарем в двух консисториях – Рижской и Саратовской, М.В. Окнов, поселившийся теперь в своем родном городе. 13-го ч. писал я в Одессу, преосвященному Никанору, епископу Херсонскому: „Примите мое усердное искреннее приветствие на новой именитой кафедре. Да поможет Вам Верховный Пастыреначальник оправдать то доверие, какое Вам оказано Начальством при перемещении на эту кафедру, и да дарует Вам Господь быть достойным преемником столь знаменитых предшественников. С братскою о Христе любовию и преданностию имею честь быть“... Со станции Починок писал мне от 11-го числа известный уже племянник покойного преосвященного архиепископа Тверского Алексия, Статский Сов. Руф. Павлинов. Ржаницын: „Пользуясь льготой, какую представляет деревенская жизнь зимою для чтения, я перечитал все письма Митрополита Филарета к Преосвященному Алексию, изданные Вашим Высокопреосвященством в виде книги; думаю и прихожу к таким мыслям: а) Ваше Высокопреосвященство замечаете в предисловии, что письма Митрополита Филарета к Преосвященному Алексию сравнительно с другими письмами того же святителя запечатлены, можно сказать, исключительным характером. Для почитателей Митрополита Филарета естественно возникает вопрос, что же это за лицо, для которого усматривается исключительность? А для иных изыскующих эта исключительность может возбуждать внимание со стороны присловия: „скажи мне, с кем ты знаком, я скажу, кто ты таков». б) В ряду писем Митрополита Филарета есть такие, какие были бы понятнее, если бы были объяснены обстоятельства, вызвавшие их. В том и другом случае я мог бы принести пользу —164— 1884 г. своими пояснениями и сообщениями. И свои услуги я предлагаю, но с тем, чтобы дело делать воедино с Вашим Высокопреосвященством. Ум хорошо, а два лучше“. На письмо это я отвечал 17–го числа: „Очень буду рад получить от Вас сведения, служащие к объяснению содержания, по кр. мере, некоторых писем в Бозе почившего Митрополита Филарета к вашему покойному дядюшке. Но жаль, что этого не было сделано Вами прежде, до напечатания писем, тем более что я, помнится, писал Вам о доставлении мне черновых писем (если таковые были) Владыки Алексия к Митрополиту. Письма эти, естественно, послужили бы к объяснению поводов к тем или другим ответам со стороны Московского Святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Они были слишком умны для того, чтобы не знать, что детскую природу можно только испортить, но не улучшить и, потому, предоставляя своему сыну полную свободу в области его духовных влечений, не насиловали его природы, а старались только уберечь ее от заразы, от всего того, что медленно и постепенно отнимает у человека тот бесценный дар Божий, с коим он рождается – его веру. И детские годы митрополита Питирима, окруженного заботливым и нежным попечением родителей, были сплошным, безостановочным порывом его чистой, неиспорченной души к Богу. Он не знал того детства, какое неразлучно с шумными играми и забавами; не знал и юности с ее искушениями и соблазнами; а тянулся к Богу, как цветок Божий тянется к солнцу. А там, где Бог, там тишина, там одиночество… Но вот промчались детские годы. Наступила пора учения, и родители отдали мальчика в классическую гимназию г.Риги. Тот факт, что мальчик воспитывался в гимназии, а не в семинарии, имел также огромное значение. Гимназия дала ему светское воспитание, но сохранила его пламенную веру, сберегла его юношеские порывы к Богу. Присяжные защитники семинарий, или дилетанты, отдают последней все преимущества перед гимназией. Но это неверно. Может быть, в отношении объема и содержания учебных программ они и правы, но тот факт, что семинаристы, по выходе из семинарии, часто не имеют никакой веры, а идут в Духовные Академии, принимая иноческий постриг, не по влечению к иночеству, а ради карьерных целей, кажется, не вызывает спора. Гимназисты же, получившие религиозное воспитание, часто неизмеримо устойчивее в вере, чем семинаристы, связанные заранее намеченными жизненными программами. Если бы не искусственные преграды, задерживающие воспитанников гимназий от поступления в Духовные Академии, то процент гимназистов, принимающих иноческий сан, несомненно бы превысил процент семинаристов и улучшил бы качественный состав духовенства. Среди сверстников своих, товарищей по гимназии, П.В.Окнов отличался такою исключительною религиозностью, какая умиляла одних, но в то же время вооружала против него других; поэтому он рано познакомился с тем, что заставляло его таить в себе свою веру, скрывать ее от окружавших, казаться не тем, чем он был , и приучило его к одиночеству и уединению. Мы часто проходим мимо того содержания, какое заключается в понятии «казаться не теми, какими мы созданы»; а между тем психология этого понятия очень сложна и глубока.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

2) Едва ли не при всех церквах в Твери, во время Богослужений в воскресные и праздничные дни, находится известное, как бы штатное, число лиц, из молодежи, с примесью иногда и солидных лиц, ведущих вне храма и у стен его смешные разговоры и горячие споры с неизбежным при сем окуриванием этих стен, в замен церковного фимиама, своим табаком через папиросы. И такого явления прежде не бывало, а если теперь к оскорблению религиозного чувства встречается, то достоит пастырям люди Божие, им врученные, яже Богу суть благоугодная учити творити. Православный.» В последствии мне сделалось известным, что автор этого письма – отставной чиновник, бывший некогда секретарем в двух консисториях – Рижской и Саратовской, М. В. Окнов, поселившийся теперь в своем родном городе. 13-го ч. писал я в Одессу, преосвященному Никанору, епископу Херсонскому: «Примите мое усердное искреннее приветствие на новой именитой кафедре. Да поможет Вам Верховный Пастыреначальник оправдать то доверие, какое Вам оказано Начальством при перемещении на эту кафедру, и да дарует Вам Господь быть достойным приемником столь знаменитых предшественников. С братской о Христе любовью и преданностью имею честь быть " … Со станции Починок писал мне от 11-го числа известный уже племянник покойного преосвященного архиепископа Тверского Алексея, Статский Сов. Руф. Павлинов. Ржаницын: «Пользуясь льготой, какую представляет деревенская жизнь зимой для чтения, я перечитал все письма Митрополита Филарета к Преосвященному Алексию, изданные Вашим Высокопреосвященством в виде книги; думаю и прихожу к таким мыслям: а) Ваше Высокопреосвященство замечаете в предисловии, что письма Митрополита Филарета к Преосвященному Алексию сравнительно с другими письмами того же святителя запечатлены, можно сказать, исключительным характером. Для почитателей Митрополита Филарета естественно возникает вопрос, что же это за лицо, для которого усматривается исключительность? А для иных изыскующих эта исключительность может возбуждать внимание со стороны присловья: «скажи мне, с кем ты знаком, я скажу, кто ты таков».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Кокнесе. Церковь Петра и Павла. Kokneses Krievkalna pareizticgo baznca /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Петра и Павла Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1875 и 1877. Год утраты:1965 (взорвана) Архитектор: Р.А. Пфлуг Адрес: Латвия, Айзкраукльский край, Кокнесская волость, Кокнесе Koknese, Kokneses pagasts, Aizkraukles novads, Latvija Координаты: 56.636501, 25.430174 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:На электричке или автомобиле из Риги. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В начале 13 века стратегически значимый Кукенойс (совр. Кокнесе) был центром удельного княжества, в котором княжил Вячко, вассал Полоцкого князя. Он не смог устоять в неравной борьбе с крестоносцами, в 1208 году сжег Кукейнос и ушел в русские земли. Предание говорит, что деревянный замок Вячко стоял на Русской горе, ныне – Криевкалнс. По свидетельству хроники Генриха Латышского рядом с замком была и церковь, Вячко был православным. До середины 16 века Кукейносом правили крестоносцы, построили здесь город и укрепленный замок. Во времена Ливонской, польско-шведской, русско-шведской, Северной войны замок переходил из рук в руки и был взорван в 1701 году саксонцами. В 18 и 19 веках недалеко от руин замка существовало имение баронов Левенштернов.. В 1840-х годах в Лифляндии крестьяне стали активно переходить из лютеранства в православие. Православная деревянная церковь на мызе Кокенгузен (нем. название) была возведена по образцовому проекту в 1846 году, вмещала 300 чел. Церковь была построена на Русской горе. Настоятелем прихода в Кокенгузенской церкви с 1855 года служил протоиерей Василий Окнов (1830 – 1894). Он был рукоположен во священика в 1852 году, после окончания Тверской духовной семинарии, и направлен в Лифляндию, где ему пришлось столкнуться с враждебным отношением лютеранских пасторов. Кокенгузенский приход был латышским, богослужения велись на латышском языке, и о. Василий освоил латышский язык, преодолел все трудности, всю свою жизнь посвятил приходу и пользовался большим уважением своей паствы. Ему пришлось строить и новый храм.

http://sobory.ru/article/?object=35465

Через 30 лет деревянная церковь обветшала, и согласно архивным документам, в 1875 году подрядчик Ян Менгель получил право вести работы по возведению новых зданий для Кокенгузенского прихода. К 1877 году на Русской горе были построены каменная церковь на 600 чел., каменное училище на 80 чел., деревянный причтовый дом, деревянная баня, хозпостройки. Церковь хорошо вписалась в живописное высокое место, омываемое водами Даугавы и небольшого ручья. К храму поднималась дорога с берега Даугавы. С восточной стороны от церкви было кладбище. Церковь и училище были возведены из бутового камня с кирпичным декором, по проекту известного архитектора Роберта Пфлуга. Эта замечательная церковь совсем не похожа на другие храмы зодчего, очень своеобразна. Церковь имела крестовый план, все ветви планировочного креста были полигональной формы. Динамичную центрическую композицию храма венчал мощный восьмиугольный барабан, на каждой грани которого было по три арочных окна, покрытый пологой восьмигранной крышей с главой и крестом. Ритму граней барабана вторили четыре фронтона с завершением в виде кокошников. Мощные формы с довольно скупым декором напоминали романские храмы и баптистерии Италии. Колокольня была ярусная, тоже восьмигранная, с ярусом кокошников у основания шатра, с небольшой главкой и своими более изящными пропорциями напоминала о древнерусских колокольнях. Получился интересный сплав христианских архитектурных идей, а выбор местных строительных материалов позволил зодчему явить их в региональной интерпретации. О. Василий Окнов был похоронен у храма, с левой строны от солеи. На могиле была установлена каменная плита с соответствующей надписью. Церковь простояла менее 100 лет. В 1965 году начались подготовительные работы по строительству Плявиньской ГЭС на Даугаве, обширная территория готовилась к затоплению под водохранилище. Тогда и была взорвана церковь св. апостолов Петра и Павла. Вода поднялась на 60 метров. После затопления местности, в водах Даугавы вместо высокой горы теперь видна только узкая полоска земли, на которой когда-то находились фундаменты храма. Прах о. Василия Окнова перед взрывом был перезахоронен на новом кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=35465

«Неужели же Всеблагой Творец так жесток, что требует жертв от человека, требует отречения от мира и бегства от него?! Зачем же Он создал тогда этот мир!.. Но, если мир так ужасен, что губит даже мысль о Боге и спасении души, то тем нужнее оставаться в нем тем, кто живет этой мыслью, кто может работать и трудиться на пользу ближнего, вместо того, чтобы бежать из мира с мыслью о собственном спасении… Опасна не внешность, а отношение к ней, и гораздо большая заслуга в том, чтобы среди нечистоты остаться чистым, среди неправды мирской остаться верным Богу, чем бежать от неправды, не делая даже попыток вступать с нею в борьбу… Не только монастырь, но и рай не спасает сам по себе. И в раю первый человек, находившийся в непосредственном общении с Богом, пал жертвою своего греха, и среди апостолов, окружавших Христа Спасителя, был Иуда; а разбойник на кресте, проживший всю жизнь в миру разбоем и злодейством, был взят Господом на небо»… И по мере этих нашептываний дьявольских, число бежавших навстречу Богу все уменьшалось. Одни не хотели, другие не умели распознать, какая непостижимая гордость скрывалась за этими нашептываниями, и поворачивали назад, не доверяя порывам стремительной юности, предпочитая дождаться указаний зрелого возраста, а, дождавшись его, уже не возвращались больше к этим вопросам, забывали их и отдавались общему течению жизни, и разве только пред смертью тяжело вздохнули от сознания, что изменили своему долгу пред Богом, не выполнили своей задачи на земле… Остались только те, кто чутьем угадывал природу этих нашептывании, кто знал, что для того, чтобы идти в мир спасать других, нужно знать, как это делать , раньше, чем учить других, нужно научиться самому… Остались смиренные; и среди них остался и П.В.Окнов. Ко времени окончания курса в гимназии, в 1879 году, его миросозерцание уже вполне определилось. В его сознании жизнь предносилась как служение Богу, как выполнение определенных обязательств, возложенных Богом на человека, под условием предъявления отчета, от которого зависит загробная учасгь человека. Он отвергал доводы горделивого ума, ниспровергавшего такую веру ссылками на то, что Бог не может занимать в отношении человека положения враждующей стороны; он и не пытался проникать в природу Божеских законов, ибо обладал уже духовным зрением в той степени, какая свидетельствовала, что законы Бога непреложны, и нарушение воли Божией вызывает возмездие по слову Господа: «Мне отмщение, Аз воздам».

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Випускний акт Московської духовної академії відбувся в онлайн-форматі 2 липня 2020 р. 11:10 30 июня 2020 года в онлайн-формате состоялся выпускной акт Московской духовной академии , посвященный окончанию 2019/20 учебного года. Ведущим мероприятия стал доцент кафедры библеистики М.В. Ковшов. Праздничная программа началась с молитвы. Затем была показана видеозапись традиционного благодарственного молебна, который клир академического храма совершил 28 июня после Божественной литургии. К выпускникам обратился ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим . «Сердечно поздравляю вас с окончанием очередного учебного года, который стал для кого-то завершающим, а для кого-то одним из этапов в получении богословского образования в стенах Московской духовной академии. Год этот оказался очень непростым: опасная пандемия нарушила течение привычной жизни в большинстве стран, влияя на многие политические, экономические, социальные и культурные процессы, в том числе и на систему духовного образования. Окончание учебного года, выпускные экзамены и защиты квалификационных работ проходили в дистанционном режиме. Однако, внешние, не зависящие от нас обстоятельства хотя и причинили нам скорбь, но и многому нас научили», — сказал архиерей. «Всечестные отцы, пастыри словесных овец, на вас лежит огромная ответственность за вверенные вам души — за каждую погубленную из них строго взыщет Господь, — подчеркнул епископ Питирим. — Святой апостол Петр обращается к вам со словами назидания: " …пасите Божие стадо… надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия " (1 Петр. 5:2). Другой первоверховный апостол — Павел — заклинает своего юного ученика апостола Тимофея: " …проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое " (2 Тим. 4:2-5). Свидетельствовать об Истине, быть ее провозвестником — значит положить всю свою жизнь без остатка на ее алтарь. Для пресвитера служение Истине вбирает в себя три главных направления деятельности: совершение Святых Таинств и обрядов, проповедь и душепопечение. Предстояние перед Престолом Божиим требует от предстоящего целомудрия, телесной чистоты и нравственной непорочности. Для проповедника важно быть образованным и гореть благодатным огнем евангельского благовестия. Для пастыря главная добродетель — жертвенность и сострадательная любовь к пасомым».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5658218...

«Дорогой владыка, напишите, пожалуйста, еще на тему НЕправды в Церкви. И о том, что делать мирянам, когда примеры цинизма, лжи, лукавства они видят от тех, кто поставлен проповедовать Истину», – с такой просьбой обратилась ко мне одна из посетительниц сайта «Православие.Ru» в комментарии на мою статью «Правда без любви» . Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим в веригах прп. Иринарха. Иринарховский крестный ход, 2013 г.      Напомню: зла в Церкви нет, его в принципе не может быть в Церкви в силу ее святости Хочу сразу оговориться: зла в Церкви нет, его в принципе не может быть в Церкви в силу ее святости. Всем доброжелателям и недоброжелателям, болезненно или же со злорадством воспринимающим сообщения о недостатках, грехах и пороках православных клириков и мирян, напомню филигранно отточенное определение святости Церкви, данное святителем Филаретом Московским в его «Пространном катехизисе»: «266. ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ МЫ НАЗЫВАЕМ СВЯТОЙ? Церковь святая, потому что освящена Господом Иисусом Христом через Его страдания, Его учение, Его молитву и через Таинства. “Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистить банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна” (Еф. 5: 25–27). В молитве Богу Отцу о верующих Господь Иисус Христос сказал: “Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною” (Ин. 17: 17–19). 267. КАК ЦЕРКОВЬ МОЖЕТ БЫТЬ СВЯТОЙ, ЕСЛИ В НЕЙ ЕСТЬ ГРЕШНИКИ? Церковь святая, хотя в ней есть и согрешающие. Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святой; а нераскаянные грешники или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия как мертвые члены отсекаются от тела Церкви, и, таким образом, она и в этом случае сохраняется святой». Вот ответ всем любителям отождествлять достоинство Церкви с недостойностью ее членов. Когда ругают Церковь в лице ее недостойных членов, никогда не попадают в цель: если согрешающий кается, то грехи и беззакония его уже прощены и судить его, кроме Бога, никто не может; а если покаяния нет – то он уже не член Церкви, хотя может именоваться православным и даже состоять в чине монашествующих или в сане священнослужителей вплоть до самых высоких степеней.

http://pravoslavie.ru/87127.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010