В кон. XIX - нач. ХХ в. в среде финно-угорских народов, прежде всего карел, финнов и эстонцев, проявилось стремление к переходу в Православие. С сер. XIX в. эст. крестьяне приезжали на заработки в С.-Петербургскую губ. Для них стали устраивать правосл. богослужения на родном языке, позднее началось формирование их приходов. Среди устроителей правосл. эст. храмов в епархии были св. прав. Иоанн Кронштадтский и 6 священномучеников - 3 русских и 3 эстонских. В 90-х гг. XIX в. свящ. Павел Кульбуш (в дальнейшем еп. Платон) устроил 1-ю церковноприходскую школу для эстонцев. К 1917 г. в существовавшее в Петроградской епархии русско-эстонское благочиние входили 7 приходов, в т. ч. финский и латышский (последний из них был ликвидирован в 1938 в г. Красногвардейск (ныне Гатчина)). Важным центром религ. жизни губернии был Кронштадт, в котором к 1917 г. было свыше 30 храмов. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в городе 53 года жил и служил св. прав. Иоанн Кронштадтский. Особенно большое внимание он уделял благотворительности, в частности создал в Кронштадте первый в России Дом трудолюбия. Широкую известность приобрело «Алексеевское общество дел милосердия на Успенском острове» (на р. Волхов, ныне Волховского р-на), основанное прот. Алексием Колоколовым (1836-1902). В XIX - нач. ХХ в. на совр. территории Л. о. был основан ряд жен. мон-рей, среди них - Вохоновский Мариинский (вблизи дер. Вохоново Гатчинского р-на), Пятогорский Богородицкий (вблизи дер. Курковицы; ныне Волосовского р-на), Паданский Введенский (ныне Подпорожского р-на), Покровский Поречский (совр. дер. Козья Гора Сланцевского р-на), Свято-Троицкий в дер. Линтула (ныне пос. Огоньки Выборгского р-на). В 1894 г. в качестве Воскресенского миссионерского мон-ря была возобновлена муж. Макариевская пуст. (ныне Тосненского р-на; см. Воскресения Господня мужской монастырь ). С 1895 г. издавался ж. «Санкт-Петербургский духовный вестник» под одной обложкой с ж. «Известия по Санкт-Петербургской епархии» ; с 1902 г., после прекращения издания «Санкт-Петербургского духовного вестника», «Известия по Санкт-Петербургской епархии» (с 17/18 за 1914 «Известия по Петроградской епархии») печатались при ж. «Отдых христианина». В нач. ХХ в. епархию возглавляли митрополиты Антоний (Вадковский) и сщмч. Владимир (Богоявленский) ; последним перед Февральской революцией 1917 г. митрополитом Петроградским и Ладожским был Питирим (Окнов) . В мае 1917 г. епархию возглавил избранный на чрезвычайном епархиальном Соборе архиепископ (возведен в сан митрополита постановлением Синода от 13 авг. 1917, утвержденным Временным правительством на следующий день) сщмч. Вениамин (Казанский) .

http://pravenc.ru/text/2463383.html

Торжества по случаю прославления мощей святителя Иосафа (Горленко) прошли при небывалом подъеме. Порядок во время торжеств был образцовый. Вечером курское дворянство дало обед в честь великого князя Константина Константиновича. Приглашенных было 200 человек, в том числе и представители рода Горленко, принятые очень тепло белгородцами [ 4] . Перед началом Русско-японской войны благоверный Царь Николай ΙΙ спускался в склеп святителя Иоасафа и молился у его гроба. Война была для России неудачной, но множество офицеров и солдат, призывавших в минуты страшнейшей опасности имя святого, свидетельствовали о своем чудесном избавлении от смерти. Все больше становилось адресованных Святейшему Синоду прошений от архиереев, благочестивых дворян, духовенства и паствы о прославлении Белгородского архипастыря в лике святых Русской Православной Церкви. Несколько прошений от духовенства и мирян о прославлении епископа Иоасафа епископ Курский Питирим (Окнов) представил Св. Синоду еще в декабре 1908 года. Синодом была образована комиссия под председательством епископа Питирима. На основании представленных свидетельств и акта освидетельствования мощей Синод направил всеподданнейший доклад, на котором 10 декабря 1910 года Николай ΙΙ начертал: «...Приемлю предложения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием». Государь не смог прибыть на торжества прославления Святителя по понятным причинам. Служба святителю Иосафу была составлена архиепископом Волынским Антонием, просмотрена епископом Вологодским Никоном и академиком А.И. Соболевским. Акафист был составлен прот. Г. Слободским и исправлен первенствующими членами Святейшего Синода архиепископами Финлядским Сергием, Волынским Антонием и Вологодским Никоном. Прославлению и почитанию святителя во многом способствовали труды князя Н.Д. Жевахова, в 1916 году ставшего товарищем последнего Обер-прокурора Святейшего Синода (Раева) [ 5] . 4 сентября прот. Н.Чуков в колонке редактора своей газеты писал: «Сегодня вся православная Русь если не телесно, то, по крайней мере, духовно присутствует на великом торжестве открытия мощей Святителя Иосафа в г. Белгороде. Тысячи, десятки тысяч паломников со всех концов России направились на это торжество веры христианской. Таинственная сила влечет их туда, и они идут, не взирая ни на какие препятствия, невзгоды, лишения, стекаются громадными массами, чтобы поклониться новому угоднику Божию, сообщить ему свои самые сокровенные думы, поведать о своих страданиях и с облегченной душой, с новыми силами вернуться к своей новой жизни... нам дороги наши святые и как руководители в религиозно-нравственной жизни, и как лучшие сыны нашего народа, охраняющие русский народ от врагов и после смерти своей, как охраняли при жизни».

http://bogoslov.ru/article/1977345

Такое вот категоричное заявление. Тогда была «идеологическая» предвзятость. А сейчас какая? Почему же в Приложении отсутствует критика пасквиля Э.Радзинского на уже прославленную во святых Царскую семью и на Г.Е. Распутина? Или книги «Царский путь» - автора, спрятавшегося за псевдонимом И. Смыслов? Ведь то, что они пишут, не просто «фантастика», а гнуснейшая ложь. И эта ложь почему-то не трогает честные сердца членов Комиссии. Рассмотрим некоторые заявления данного документа. В Приложении говорится: «В серьезном анализе нуждаются и суждения о Г. Распутине его современников. Особое значение в данном случае, конечно, имеют дневники императора Николая II и его переписка с императрицей Александрой Федоровной». С этим предложением нельзя не согласиться. Переписка Царственной четы шла на английском языке. Кроме того, в распоряжении большевиков, к которым эта переписка попала, были и научные кадры и технические седства, позволяющие фальсифицировать эти письма. Часть переписки оказалась за рубежом. Есть предположения, что большевики специально организовали эту «утечку информации». Эти письма были изданы в переводе еще одного февральского революционера В.Д. Набокова, который после свержения Государя занимал пост Управляющего делами Временного правительства. Можно ли в полной мере доверять такому переводчику, а тем более документам, которые побывали «в руках» чекистов-большевиков? Поэтому, когда мы в письмах Государыни, читаем фразу «наш Друг приказал» и вообще все акценты, связанные с Г. Е. Распутиным, учитывая, что английский язык очень скуп, а русский - наоборот очень богат, надо постараться увидеть в этих строках, не только руку Государыни, но и «руку» большевистской ЧК, и перо масона-переводчика. Далее в Приложении говорится: «Те иерархи, которые поддерживали тесные отношения с Г. Распутиным и даже стремились пользоваться его протекцией: митрополит Питирим (Окнов), епископы Алексий (Дородницын), Алексий (Молчанов), Варнава (Накропин), Исидор (Колоколов), Палладий (Добронравов) - не оставили сколько-нибудь обстоятельных характеристик его личности» .

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/15/...

«Но у епископов Русской Православной Церкви есть еще немалое число и горячих приверженцев из простого, но верующего народа. Тесным, но многолюдным кольцом он окружает своих предстоятелей церковных и своею горячею верою и благочестивою жизнью представляет красноречивое оправдание их деятельности...» 120 . Хиротония во епископа состоялась в Казанском соборе Петрограда 6 августа 1916 года, в праздник Преображения Господня. Ее совершили: митрополиты Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) 121 , Петроградский и Ладожский Питирим (Окнов); архиепископы Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий), Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский); епископы Рязанский и Зарайский Димитрий (Сперовский), Черниговский и Нежинский, Василии (Богоявленский) 122 , Велетский и Дибарский Варнава (Сербия), Урмийский и Супурганский Мар-Илия (Геворгизов), Великоустюжский Алексий (Бельковский), викарий Вологодский, Гдовский Вениамин (Казанский), бывший епископ Полоцкий и Витебский Иннокентий (Ястребов), председатель Миссионерского совета. Тринадцать лег назад с этим же праздником совпал монашеский постриг Петра Белоликова, и теперь Преображение Господне прочно становилось днем его преображения и началом восхождения от силы в силу. По окончании литургии и чина освящения плодов иерархи вышли в мантиях на архиерейский помост для вручения хиротонисанному епископу архиерейского жезла. Митрополит Владимир произнес речь о предстоящем служении нового епископа. Накануне епископ Сергий (Лавров), которого вызвали из Персии, представил в Святейший Синод доклад о положении дел в Урмии и состоянии Миссии, и поэтому митрополит Владимир при напутствии нового епископа Салмасского хорошо представлял существо дела. «Урмия теперь – это уже не та богатая и цветущая, особенно в христианской ее части, область. Жестокая рука врагов сделала ее совсем неузнаваемой, и вот какую печальную картину представляет она сейчас по донесенным до нас официальным сведениям. Селения христиан в количестве 2/3 разрушены и опустошены. Церковное имущество разграблено. Иконы поломаны или сожжены. Из серебряных сосудов, похищенных из храмов, пьют на своих пирушках мусульманские ханы. Из дорогих облачений сделаны покрывала на седла их лошадей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

27 авг. 1916 г. был определен епископом Кронштадтским, 4-м викарием Петроградской епархии. Хиротонию М. 8 сент. того же года в Казанском соборе Петрограда возглавил Петроградский митр. Питирим (Окнов), знакомый с М. по Владикавказской епархии и Грузии и содействовавший его переводу в Петроград. Кронштадтский викарный архиерей имел резиденцию в Александро-Невской лавре в честь Святой Троицы в Петрограде, являлся наместником лавры. 24 февр. 1917 г. М. был переведен в староладожский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь , где стал настоятелем. 17 июня 1917 г. назначен епископом Ладожским, 3-м викарием Петроградской епархии. 29 июля того же года освобожден от должности настоятеля Николаевского мон-ря. После прихода в окт. 1917 г. к власти большевиков и начала гражданской войны Николаевский и Троице-Зеленецкий мон-ри Ладожского вик-ства были разорены; ставился даже вопрос о закрытии вик-ства. 26 июня 1919 г. М. был назначен епископом Слуцким, викарием и временным управляющим Минской и Туровской епархией на период отсутствия Минского и Туровского архиеп. Георгия (Ярошевского ; впосл. митрополит Варшавский), к-рый покинул Минск в нояб. 1918 г. в связи с окончанием первой мировой войны и завершением нем. оккупации. По другим сведениям, М. прибыл в Минск раньше, в среду на Страстной неделе (т. е. 16 апр. 1919); возможно, приезд предшествовал официальному назначению. Церковная жизнь в Минске в это время находилась в состоянии полного упадка. Отбывший из епархии архиеп. Георгий забрал с собой все денежные средства, а также ризницу из крестовой церкви архиерейского дома. В минском кафедральном Петропавловском соборе на своей 1-й службе М. увидел только 6 молящихся. Большевистские власти проводили жестокие гонения на верующих. Как писал в это время прот. Иоанн Пашин в своей приходской летописи, «репрессии со стороны большевиков, особенно в Минске, усиливаются. Бесконечные аресты и частые расстрелы. Город стонет». Городское духовенство, как и все минское население, голодало. М. обратился с призывом о помощи к сельским приходам, присланное продовольствие архиерей распределял среди нуждающихся.

http://pravenc.ru/text/2562932.html

Объявление войны (Первой Мировой) застало его в России. Вскоре он ушел на фронт, вслед за отцом и братом. Два года войны он провел на передовой, в са­нитарном отряде «Первая помощь под огнем». Состоял при Лейб-гвардии Драгунском полку. Был удостоен вы­соких наград – наперстного креста на георгиевской лен­те, а также орденов Святого кн. Владимира с мечами 4-й степени и Св. Анны с мечами 2–1 и 3-й степеней. В 1915 году возведен в сан архимандрита с.1 9]. После фрон­та вернулся на Камчатку. В 1916 году происходит историческое событие для Камчатки – создается Камчатская и Петропавловская епархия. 16 октября 1916 г. архимандрит Нестор был хи­ротонисан во епископа Камчатского и Петропавловского и стал вторым викарием Владивостокской епархии с.19]. «... Митрополит [Петроградский] Питирим [Окнов] на основании доклада архиепископа Евсевия внес в Синод предложение основать Камчатскую епархию Синод принял проект и архиепископу Евсевию было предложено назвать кандидатов на новую кафедру. Владыка ответил, что кандидат только один – работающий уже девять лет на Камчатке архимандрит Нестор» с. 20]. И действительно, благодаря его трудам в крае к 1917 г. было уже 37 храмов, 38 часовен и 42 школы с.20]. Хиротонию владыки Нестора совершили во Владивостоке с.20]. В 1917–1918 годах епископ Нестор участвовал в работе Поместного Собора и выборах Патриарха. Его сопровождал делегат от мирян – камчадал Иван Трифонович Новограбленников с.20]. Владыка Нестор был среди тех, кто 2 ноября 1917 года в составе посольства от Поместного Собора пыта­лись вести диалог с солдатами с. 23–25]. Всю вторую половину ноября владыка работал над книгой «Расстрел Московского Кремля», ставшей впоследствии широко из­вестной (а также одним из пунктов его обвинений) с. 25]. В ночь на 16 февраля (1 марта) 1918 года епископ Нестор был арестован в Гродненском военном госпи­тале в Трехсвятительском переулке, где квартировал с. 39]. Его поместили в Александровском военном училище, вместе с другими арестованными. Об этом же сразу стало известно, и по благословению Патриарха члены Собора А.И. Июдин и А.А. Салов пытались про­яснить его судьбу с. 41].

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

" Под руководством епископа Арсения жизнь в Пятигорском монастыре стала заметно улучшаться под его опытным авторитетным руководством (…) Стал проходить строже набор в монастырь (…) Запрещено всем монашествующим ходить " по сбору по миру " , где они " обмирщались " . 14 августа 1914 года во время Всенощного бдения под престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы разыгралась трагедия. Около пяти тысяч паломников, пришедшие вместе с крестным ходом из Пятигорска, заполнили единственный монастырский храм. Маленький храм вместил около 500-600 человек, остальные молящиеся стояли плотным кольцом вокруг него. В храме кто-то крикнул: " Хоры валятся! Пожар " . И все молящиеся устремились на выход. В результате давки погибло семь старушек, сидевших на ступеньках храма. Что же касается внутреннего течения жизни в обители, то в совершении монастырского богослужения братия руководствовалась традицией афонской Иоанно-Богословской келии. За каждым богослужением присутствовала вся братия, кроме тех, кто был занят на неотложных послушаниях. Ежегодно в монастырь из Пятигорска совершалось два крестных хода. Один накануне престольного праздника обители 14 августа от Спасского собора. Другой, совершавшийся с 1911 года в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла 11 мая, называвшийся детским, был замечателен тем, что в нем участвовали учащиеся приходских школ Кавказских Минеральных Вод. В Пятигорске у монастыря было подворье, и при нем приходская школа, которую из-за острой нехватки денег в 1911 году закрыли. С 1917 по 1919 года на подворье Втро-Афонского монастыря проживал находившийся на покое митрополит Питирим (Окнов). Хозяйственная часть монастыря состояла из коровника на 30 коров и небольшого огорода. В начале первой мировой войны 25 насельников Второ-Афонского монастыря ушли на фронт в качестве братьев милосердия, а в самой обители был устроен лазарет на 10 кроватей с полным содержанием для раненых и больных воинов. В 20-х годах Второ-Афонский монастырь стал оплотом православия перед лицом обновленчества.

http://sobory.ru/article/?object=05784

155 Имеется в виду публичная лекция С. Н. Булгакова «Война и русское самосознание», изданная отдельной брошюрой в серии «Война и культура» (М., 1915). 157 Феофан (в миру Василий Быстров) (1873–1943) – архиепископ Полтавский, ректор Петербургской духовной академии. 158 Незадолго до начала Первой мировой войны Распутин побывал в своем родном селе Покровском в Тобольской губернии. Здесь по сговору с иеромонахом Илиодором (С. Труфановым) крестьянка Гусева нанесла Распутину тяжелую рану ножом в живот. Только чудом он остался в живых, применяя для своего исцеления какие-то травы. 159 Обер-прокурор Священного Синода Д. Ф. Самарин был удален со своей должности в 1915 г. по настоянию Распутина, его же стараниями митрополит Владимир (Богоявленский) был переведен из столицы в Киев. Варнава (Накропин) – епископ Тобольский, друг Распутина. Питирим (Окнов) – епископ, экзарх Грузии, был назначен митрополитом Петроградским благодаря усилиям Распутина. 160 М. А. Новоселов посвятил целую брошюру доказательству того, что Распутин был членом секты хлыстов. Брошюра, появившаяся в 1910 г. была немедленно изъята из продажи и конфискована. Это мнение получило широкое распространение, хотя позже было подвергнуто аргументированной критике; см.: Платонов О. Правда о Григории Распутине//Русский рубеж. 1922. 1 (13). 161 Видимо, имя приведено ошибочно и имеется в виду вдовствующая императрица Мария Федоровна, мать императора Николая II, выступавшая против распутинского влияния при Дворе. 162 Гучков Александр Иванович (1862–1936) – российский капиталист, лидер октябристов. Депутат и с 1910 г. председатель 3-й Государственной думы. В 1907 г. и с 1915 г. член Государственного совета. В 1915–1917 гг. председатель Центрального военно-промышленного комитета. В 1917 г. военный и морской министр Временного правительства. Один из организаторов мятежа Корнилова. С 1920-х гг. – в эмиграции. 164 Дориан Грей – главный герой романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» (1891), отвергший нравственные законы ради вечной красоты и молодости.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Невзирая на недостойные уловки, весть о полулегальном прославлении святителя Иоанна достигает Петрограда, и епископ Варнава вызывается к допросу в Святейший Синод. Виновным себя епископ Варнава не признал. Дело осложнялось тем, что в церковных кругах ходили упорные слухи о том, что своей церковной карьерой, в частности архиерейской хиротонией и назначением на Тобольскую кафедру, епископ Варнава обязан Григорию Распутину. Святейший Синод предложил епископу Варнаве пока не уезжать из Петрограда. Но епископ, вопреки прямому указанию Синода, чуть ли не на следующий день уехал в Тобольск. Тогда Святейший Синод решил дело следующим образом: совершенное епископом Варнавой прославление митрополита Иоанна считать недействительным, о чем посланием уведомить паству; самого епископа Варнаву уволить от управления епархией. Император Николай, чувствуя и себя замешанным в «тобольское дело», отказался утвердить решение Синода. В ответ обер-прокурор А. Д. Самарин подал в отставку, так как его антираспутинская позиция была известна. Новым обер-прокурором император назначил А. Н. Волжина. Начало новой синодальной сессии, в которой участвовал святитель Тихон, совпадало с рядом крупных перемен в иерархии Русской Церкви. Одно из этих событий не могло не отозваться болью в сердце святителя Тихона: умер его друг и давний благодетель митрополит Киевский Флавиан. Светская власть воспользовалась кончиной Владыки Флавиана для своих целей: на его место был переведен Петроградский митрополит Владимир, своей антираспутинской позицией давно мозоливший глаза царской семье. К тому же он же выступил главным обвинителем епископа Варнавы. Все восприняли перевод первенствующего члена Синода Петроградского митрополита на Киевскую кафедру как опалу. На Петроградскую кафедру был назначен экзарх Грузии, архиепископ Питирим (Окнов), за которым, по слухам, прочно утвердилась репутация распутинца. Назначение архиепископа Питирима на Петроградскую митрополичью кафедру вызвало возмущение в церковных кругах. Между тем «тобольское дело» продолжалось, и, по воспоминаниям отца Георгия Шавельского , его разбирательство принимало все более скандальный оборот: «Чтобы заняться исключительно этим делом, назначили особое заседание вечером – в кабинете обер-прокурора. Это было во второй половине ноября. Председательствовал митрополит Владимир. Кроме членов Синода, присутствовали: обер-прокурор А. Н. Волжин, директор его канцелярии В. И. Яцкевич, управляющий канцелярией Синода – П. В. Гурьев , его помощник С. Г. Рункевич и секретарь Синода Н. В. Нумеров. Всегда неровный и нервный, митрополит Владимир теперь особенно нервничал, ибо он принципиально не сочувствовал пересмотру варнавинского дела; теперь же он, кроме того, переживал остроту нанесенной ему обиды из-за этого дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Св Патриарх Кирилл так определяет ситуацию конца XIX – начала XX в.: «Когда в XIX веке начались сложнейшие революционные процессы, Церковь реагировала на них так, как могла реагировать структура, возглавляемая государем-императором. Управляемая назначенным им чиновником, она говорила от имени власти, и в силу этого не смогла предотвратить страшные события начала XX века, в результате которых сама оказалась на грани уничтожения» с. 251]. Либерализация жизни общества после февральской революции 1917 г., как бы это ни казалось парадоксальным, не коснулась отношений государства и Русской Православной Церкви. Более того, в этот период активизируются «мягкие гонения» на архипастырей, известных своими промонархическими взглядами. Со своих кафедр, под разными предлогами, с помощью неприкрытого и беспрецедентного давления смещаются выдающийся миссионер, митрополит Московский и Коломенский Макарий (Парвицкий-Невский, †1926) и митрополит Санкт-Петербургский (Петроградский) и Ладожский Питирим (Окнов, †1920). В угоду обер-прокурору Львову В.Н. распускается Св Синод с. 8–9]. Вместе с тем, развивая тезис о глубинных церковных болезнях, автор книги выдвигает и пытается доказать сомнительное положение о том, что православный епископат был охвачен мятежным духом наравне с необразованной частью российского населения. Действительно, к началу 1917 г. среди архиереев было несколько человек, например, епископ Антонин (Грановский, †1927, с 1923 г. один из лидеров церковного обновленческого движения, обновленческий «митрополит Московский и всея Руси», глава Союза «Церковное возрождение»), епископ Андрей (князь Ухтомский, в последующем архиепископ, †1937) с. 68–69] и некоторые другие, разделявшие радикально-революционные взгляды, однако они составляли ничтожное меньшинство архипастырей, впавших в некоторые заблуждения. И все же, как показала история, ряд из заблуждающихся архиереев впал в раскол. Здесь уместно привести слова Св Патриарха Кирилла: «… испокон века известно: грех раскола не смывается даже мученической кровью раскольника. Раскол – это не Церковь , а ее муляж, это внешняя декорация, в которой не может обитать Дух Святой, это, если угодно, цирковое представление, во время которого только по видимости совершаются некие действия, имитирующие церковную службу, но где не действует сила благодати Божией. И поэтому подобная искусственная конструкция не может быть ни жизнеспособной, ни спасительной» с. 327].

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010