[d] И все это сбылось всего лишь через десять лет, дойдя до своего полного выражения через тридцать лет – в 1937 году. [h] 10 января 1915 года архиепископ Владимир (Путята) за безнравственное поведение был смещен с кафедры Донской и Новочеркасской, но затем по протекции был назначен в Пензу, как оказалось впоследствии на разрушение церковного дела. В 1918 году Собором епископов он был лишен архиерейского сана. 8 октября 1918 года злейший враг Православной Церкви, глава ВЧК Ф. Дзержинский писал в Совет народных комиссаров: «Пензенский архиепископ Путята в конфликте с высшим епископским советом, кончившимся осуждением его и в ответ на это объявлением автокефалии Пензенской епархии. Необходимо оказать поддержку Путяте»// ЦА ФСБ России. Д. Р-48566. Т. 9, л. 13 . [n] То, что владыка надеялся, что такое общегосударственное дело, как победа народа в мировой войне, требовавшее напряжения всех его сил, важным элементом которого является дело патриотического воспитания молодежи, может устраиваться на энтузиазме частных лиц, – рисует все дело совершенно безнадежным, так как свидетельствует, что государство к этому времени в лице власть имущих совершенно перестало осознавать свои задачи. [o] Священномученик Пимен (в миру Петр Захарович Белоликов), впоследствии епископ Верненский; память 3/16 сентября. [q] Священномученик Варсонофий (в миру Василий Павлович Лебедев), впоследствии епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии; память 2/15 сентября. [r] Священномученик Феофан (в миру Сергей Петрович Ильменский), впоследствии епископ Соликамский, викарий Пермской епархии; память 11/24 декабря. [v] Питирим (Окнов), митрополит Петроградский и Ладожский. 6 марта 1917 года постановлением Святейшего Синода митрополит Питирим был уволен на покой с местом пребывания в Успенском монастыре в городе Пятигорске. При отступлении армии Деникина оказался в Екатеринодаре. Когда началась эвакуация белогвардейцев, он в панике бросился к бывшим в Екатеринодаре архиереям. Он уже не думал ни о служении церковном, ни, вероятно, даже о том, чтобы обратиться за помощью к Богу. |
Последняя милость преосвященного в частности была оказана самой игуменьи Тихоне. По освящении трапезы она два раза подавала ему прошение об увольнении на покой, но он не соглашался. Наконец, видя ее скорбь за отказ сказал: «Когда меня уволят, тогда и вас удерживать не буду». В 1908 году, 20 февраля, игуменья Тихона получила от Саблера уведомление, что преосв. Лаврентий уволен на покой. Недолго думая, она подала в третий раз прошение о себе, и на этот раз милостивый владыка внял воплю ее наболевшей души и поодаль от себя ходатайство в Святейший Синод об ее увольнении. Вечная память да будет ему от нас, благодарных сестер Каширской, Никитской обители! 76 Оканчивая наше описание, молитвенно воззовем ко Господу молитвой наших архипастырей за нас: «Призри с небесе, Боже! и виждь, и посети виноград сей и укрепи и, его же насади Десница Твоя»! 1 Тульская епархия открыта по указу Императора Павла от 16-го октября 1799 года. Пред этим временем все уезды Тульской губ. с 1788 года входили в состав Коломенской епархии (см. памятную книжку Тульской губ. за 1899 г. отр. 3 отд. II.); с открытием Тульской епархии Коломенскому епископу Мефодию Св. Синод предписал перенести свою кафедру в город Тулу. 2 Епископ Питирим (Окнов) прибыл в г. Тулу из Чернигова 27 ноября 1896 г., где состоял викарием и присутствовал при открытии цельбоносных св. мощей святителя Феодосия; в Туле преосвящ. Питирим пробыл до 1903 г. и переведен в Курск, где пребывает доселе. 3 Кроме древней Параскевиевской церкви рядом, немного повыше, виднелся хороший каменный храм; говорят, что ранее очень давно здесь выстроены были четыре церкви, одна близ другой; самый поселок зовется именем «Четыре». Как гласит предание, причина скученности храмов та, что здесь была злая сеча во время набегов татар, в память чего и воздвигнуты вышеозначенные храмы. Интересуясь всем, я записал в памятную книжку вереницу сел, следующих от Серпухова до Каширы. На Тульской стороне первым было село Лукьяново, затем с. с. Липицы, Тешилово, Пущино, Тульчино, Вдали виднелись главы храма с. Ново-Никольского – родины митрополита Исидора, с. Сенькино; за ним знаменитое с. Городище. Далее с. Красино-Убережное с богатым домом и усадьбою князя Трубецкого. С. Хорошово с церковью – школою, с. Григорьевское, с. Тарасково с чудным домом-дворцом помещика Глебова, и последнее к Кашире с. Колтово, где у бабушки юность свою провел всем известный усердный духовный деятель Владимир Карлович Саблер. На Московской же стороне только проехали три села: первое Лужки; близ Серпухова, второе вдали виднелось Турово и третье к Кашире с. Лужники; еще встречались небольшие поселки. |
Как ни отрывочны мои воспоминания, но и то немногое, что содержится в них, достаточно – думается мне – не только для того, чтобы рассеять злостную клевету вокруг имени почившего Владыки, но и для того, чтобы, с чувством величайшего уважения, склониться пред его памятью. Сын соборного протоиерея г.Риги, митрополит Питирим, в мире Павел Васильевич Окнов, родился в г.Риге и рос в исключительно благоприятной семейной обстановке. Духовенство Прибалтийского края, как известно, резко отличалось от всего прочего, как высотою своего образования, так и отсутствием той специфической кастовой окраски, какая вообще свойственна духовенству. Родители П.В.Окнова были столько же духовно просвещенными, сколько и глубоко образованными людьми и окружали своего сына всеми условиями, способствовавшими его духовному росту. Особенно сильно было влияние матери, о которой митрополит Питирим всегда отзывался с чувством величайшего сыновнего благоговения, говоря, что его единственным посмертным желанием будет просьба похоронить его рядом с ее могилою. Материнское влияние, в связи с глубокими религиозными основами, заложенными отцом, наложило на природу мальчика отпечаток чрезвычайной женственности. Я особенно подчеркиваю этот факт и желал бы сосредоточить на нем преимущественное внимание, ибо без этого условия весьма многое в последующей жизни митрополита Питирима останется непонятным. По природе крайне застенчивый и робкий, мальчик чуждался людей, и его любимым занятием было чтение Четий-Миней, за которыми он просиживал целыми днями, восхищаясь подвигами святых и уносясь мечтами на небо. В этом отношении он был счастливее тех детей, которые, при приближении родителей, или воспитателей и гувернеров, прятали «Жития Святых», из опасения встретиться с упреками в одностороннем развитии мысли, или с советами поехать в гости, или в театр. Наоборот, умные родители П.В.Окнова всячески способствовали развитию религиозного сознания своего сына, шли навстречу его сомнениям, утверждали его в вере, закрепляли заложенные природой основы. |
В Петербурге, переведенный после кончины митрополита Антония и назначенный первенствующим членом Синода, митрополит Владимир столкнулся с интригамираспутинской клики. И он счел долгом внушить государю решимость удалить от себя Распутина. Попытка эта оказалась тщетной. После его беседы с царемпоследовало перемещение митрополита на Киевскую кафедру. В январе 1918 году, вскоре после избрания Патриарха, митрополит Владимир, которого называли Всероссийским архипастырем, потому что он занималпоследовательно три главных кафедры: Московскую, Петербургскую и Киевскую, был злодейски убит в Киеве бандитами-анархистами. Это был иерарх чистой и святойжизни. В 1915 году на Петербургскую кафедру был назначен переведенный из Тифлиса Питирим (Окнов), которому благоволил Распутин. Попытка противодействоватьРаспутину стоила обер-прокурорского кресла А.Д.Самарину, известному своей широкой церковно-общественной деятельностью в славянофильском духе. А.Д. Самарин,сменивший В.К.Саблера, всего 3 месяца пробыл обер-прокурором. Его преемники А.П.Волжин (1915—1916) и особенно последний обер-прокурор царскогоправительства Н.П. Раев старались не ссориться с распутинской кликой. 2 марта 1917 года император Николай II отрекся от престола. Власть перешла к Временному правительству, образованному Государственной Думой. 9 марта Синод обратился к всероссийской пастве со словами. «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословитГосподь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути». По настоянию обер-прокурора В.П. Львова, назначенного Временным правительством, в первые дни после Февральской революции были уволены Петроградскиймитрополит Питирим, Московский митрополит Макарий (Невский) и архиепископ Тобольский Варнава (Накропин). Начались массовые увольнения архиереев то подпредлогом их, чаще всего надуманных, связей с Распутиным, то по обвинению в поддержке старого режима. Провозгласив всевозможные политические и гражданскиесвободы, правительство ужесточило давление на Церковь. 20 марта вышел закон об отмене ограничений в правах, связанных с религиозной и национальнойпринадлежностью. Тем самым Православная Церковь теряла свой привилегированный статус. Разрабатывался декрет о факультативном, вместо обязательного,преподавании Закона Божия. Многовековое единение Церкви и государства рушилось. Но Временное правительство пыталось сохранить за собой право контроля надвнутренней жизнью Церкви. В глазах православных зависимость Церкви от Временного правительства, лишенного всякой сакральности, приобреталапротивоестественный характер. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иоанникий (Ефремов), еп. Белгородский. Фотография. 1905 г. (РГИА) (Ефремов Иоанн Александрович; 17.07.1863, Киевская губ.- 10.01.1914, Путивль Курской губ., ныне Сумской обл., Украина), еп. Белгородский, вик. Курской епархии. Род. в семье священника Киевской епархии. В 1885 г. окончил КДС и определен законоучителем и воспитателем приемного воспитанника вел. кнг. Александры Петровны (см. ст. Анастасия Киевская ). В 1886 г. поступил в КДА, к-рую окончил в 1891 г. со степенью кандидата богословия. 22 июня того же года в Киеве был пострижен в монашество, 30 июня рукоположен во иерея. С 12 сент. 1891 г. преподавал Свящ. Писание в Киевской семинарии. С 1892 г. смотритель Киево-Подольского ДУ, с 1893 г. инспектор Тифлисской ДС, затем ректор Киевской ДС в сане архимандрита, с 1899 г. ректор Тверской ДС. 17 нояб. 1900 г. определен настоятелем ц. во имя Св. Троицы при Русской дипломатической миссии в Афинах. 25 февр. 1905 г. имп. Николай II утвердил решение Святейшего Синода об учреждении Белгородского вик-ства Курской епархии. 2 июля того же года в курском соборе в честь иконы Божией Матери «Знамение» состоялся чин наречения И. во епископа Белгородского, в к-ром участвовали еп. Курский Питирим (Окнов) , еп. Полтавский Иоанн (Смирнов) , еп. Чигиринский Платон (Рождественский) и еп. Новгород-Северский Нестор (Фомин). 3 июля в том же соборе И. был хиротонисан во епископа. Участвовавший в хиротонии Чигиринский еп. Платон, обратившись к пастве, сказал о новопоставленном епископе: «Зная его, я радуюсь за Белгород, зная Белгород, я радуюсь за него». Указом Синода от 31 марта 1905 г. И. было назначено пребывание в белгородском Свято-Троицком мон-ре и управление им «на правах настоятеля». 12 июля 1905 г. И. прибыл в Белгород, в тот же день совершил 1-е богослужение в Троицком соборе. В первые годы служения И. регулярно проповедовал, его послания имели социально-политическую направленность. Так, летом 1905 г., во время поражений рус. армии в ходе русско-япон. войны (янв. 1904 - авг. 1905), И. обращался к пастве и духовенству с призывом оставить «леность, осуждение ближних - насмешки над ними, сплетни и кривотолки», «сплотиться в одну духовную, единомыслящую семью» (Речь. 1905. С. 632). 15 авг. того же года в белгородском Троицком соборе после прочтения манифеста об учреждении Государственной думы И. отметил «величайшее значение» для России этого события, состоявшегося в дни празднования Преображения Господня. |
1919 год – Скончался митрополит Питирим (Окнов), Петроградский и Ладожский. 1925 год – Святейший Патриарх Тихон направил послание епископу Феофилу (Булдовскому). В послании патриарх предложил епископу Феофилу (Булдовскому) раскаяться в своих антиканонических деяниях, воздержаться от священнослужения и явиться не позднее месяца для объяснения с отзывом о себе правящего архиерея. Первосвятитель предупреждал раскольника: если он не явится в указанный срок, то суд над ним будет произведен заочно. Митрополит Иоанн (Вендланд) 1989 год – Скончался митрополит Иоанн (Вендланд), б. Ярославский и Ростовский. 1991 год – Состоялось заседание Священного Синода. Синод поручил епархиальным преосвященным собирать сведения о житии, служении и мученических подвигах в пределах их епархий преосвященных архипастырей, священнослужителей и мирян, мученически за Христа и в правой вере скончавшихся. Принято решение направлять эти материалы в синодальную комиссию по канонизации святых для их изучения. Произведены новые назначения и перемещения: епископ Илиан (Востряков) назначен епископом Серпуховским, викарием Московской епархии, настоятелем подворья Русской Православной Церкви в г. Карлови-Вари (Чехословакия); епископом Магаданским и Камчатским определено быть клирику Калужской епархии архимандриту Аркадию (Афонину); епископа Гавриила (Стеблюченко), который признан виновным в нарушении канонов, решено уволить за штат, запретить в священнослужении сроком на три года, для молитвы и полного раскаяния определить ему место пребывания в Успенском Псково-Печерском монастыре. 1999 год – Святейший Патриарх Алексий выступил с воззванием против действий НАТО в Югославии. «Военные действия НАТО не приблизили, а отдалили мир, — отмечалось в воззвании. — Мало того, они породили угрозу многократного разрастания конфликта, ибо поставили под сомнение справедливый мировой порядок». 25 марта 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку |
По преданию, место буд. Успенского собора благословил св. прав. Иоанн Кронштадтский, обозначив его крестом на фотографиях. Успенский собор, строившийся со 2 мая, был освящен 28 нояб. 1904 г. еп. Владикавказским Гедеоном (Покровским) , архим. Никодимом (Кротковым) и др. Патриарх Иерусалимский Дамиан передал мон-рю икону Воскресения Христова, еп. Гедеон - образ прп. Серафима Саровского, братия афонских Хиландарского, Пантелеимоновского мон-рей и Андреевского скита - иконы «Сладкое целование», вмч. Пантелеимона, ап. Андрея Первозванного и др. Келейный корпус мон-ря. Фотография. 2003 г. Келейный корпус мон-ря. Фотография. 2003 г. 9-10 янв. 1906 г. Успенский храм и примыкавший к нему келейный корпус сгорели, сохранилось неск. икон из иконостаса. На средства имп. св. Николая II (500 р.), вел. кн. Димитрия Константиновича (100 р.) и др. пожертвования был построен и 15 авг. 1906 г. освящен новый Успенский собор с деревянным резным иконостасом. Среди его святынь были копия чудотворного образа Успения из Киево-Печерской лавры и Тихвинская икона XVI в., пожалованная обители в 1908 г. тихвинским архим. Иоанникием. После проведенной в мае 1909 г. ревизии деятельность иеросхим. Герасима, «разногласия и ссоры между братией», монашеский статус к-рых оставался неопределенным, вызвали нарекания нового Владикавказского еп. Агапита (Вишневского) . Назначенный настоятелем мон-ря иеросхим. Варсонофий вскоре был убит при невыясненных обстоятельствах. Еп. Пятигорский Арсений (Смоленец) , назначенный 24 окт. 1910 г. настоятелем В. м., ввел строгий общежительный устав, упразднил келейную трапезу, запретил собирать пожертвования за стенами мон-ря. Ежегодно из Пятигорска в мон-рь совершались 2 крестных хода: в день престольного праздника (14 авг.) и в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия (11 мая), называвшийся «детским», т. к. в нем участвовали учащиеся приходских школ. В нач. XX в. В. м. владел молочной фермой (30 коров), огородом, пасекой, фруктовым садом, 120 дес. казенной земли с сенокосами на Бештаугорской казенной даче, мельницей в ст-це Суворовской. В Пятигорске на Царской ул. по проекту архит. С. И. Тущина было построено подворье с ц. прп. Серафима Саровского (освящена 19 июля 1907), келейным корпусом, архиерейскими покоями и типографией. В 1908-1909 гг. на подворье пребывал на покое еп. Владикавказский Гедеон (Покровский), с 1917 г.- митр. Питирим (Окнов) . В годы первой мировой войны 25 насельников В. м. ушли на фронт в качестве братьев милосердия, в обители был устроен лазарет на 10 кроватей с полным содержанием для раненых. В 1910-1920 гг. во В. м. проживали ок. 50 чел. братии, с 1913 г. наместником был иером. Иоанн (Мирошников), с 1920 г.- мон. Давид. |
Послушнице Елисавете, жаловавшейся на многочисленные скорби, иеросхим. Иосиф 14 и 17 нояб. 1906 г. писал: «...если бы не было скорбей, не было бы и святых», и вообще «скорби - добрый знак, показывают, что ты на тесном пути». 17 февр. 1907 г. старец убеждал послушницу творить Иисусову молитву, «главное надо, чтобы помыслы не блуждали кой-где, а на одном месте были». 10 сент. того же года преподобный просил ее терпеть все неурядицы и даже «не думать» о переходе в другой монастырь, а 29 мая 1908 г. предостерегал: «...отсюда-то уйдешь, да другого места не найдешь, вот чего надо опасаться». Одновременно старец напоминал об особой важности духовного общения со старцами Оптиной пустыни. «Не отбивайся от Оптиной!» - писал он Агриппине. О смирении, терпении и прощении обидчиц иеросхим. Иосиф писал мон. Февронии (Боминой Феодоре), послушницам Анисии Боминой, Юлии, Акилине, Иустине и др. (Житие оптинского старца Иосифа. 1993. С. 250, 252-256, 262, 275; РГБ. НИОР. Ф. 213. К. 65. Ед. хр. 11. Л. 1-1 об., 9-11 об.; Ед. хр. 13. Л. 4-4 об.). У оптинского прп. Нектария (Тихонова) окормлялась молодая каширская мон. Таисия. Согласно дневниковым записям монахини, она вместе с сестрой посещала Оптину пустынь и беседовала со старцем, в т. ч. в февр. и авг. 1918 г. Преподобный исповедовал, обучал ее Иисусовой молитве, предсказал, что К. м. вскоре «разгонят» и она нек-рое время будет служить у него келейницей. Затем старец дал ей 6 слив. Считается, что этим он пророчески предсказал мон. Таисии 6 месяцев жизни в Оптиной пустыни. В К. м. служили: в 1894 г. свящ. Квинтилиан Преображенский († после 1916), в 1915 г. прот. Симеон Краснов и свящ. Петр Нечаев, а также в кон. XIX - нач. XX в. свящ. Николай Архангельский, диак. Сергий Рождественский и духовник городского духовенства почитаемый прот. Василий Преображенский (1819-1909), дед сщмч. Лаврентия (Князева) , еп. Балахнинского, вик. Нижегородской епархии. Обитель посещали: в 1896 г. еп. Костромской и Галичский Виссарион (Нечаев) , 18-20 авг. 1897 г. и 23 авг. 1898 г.- еп. Тульский и Белёвский Питирим (Окнов) , неск. раз в 1904 г.- еп. Тульский и Белёвский Лаврентий (Некрасов) , в 1905 г. викарий Московской епархии еп. Дмитровский Трифон (Туркестанов) , 20 июля 1907 г.- викарий Московской епархии еп. Серпуховской Анастасий (Грибановский) . В обители служили викарии Тульской епархии епископы Каширские, в т. ч. неск. раз - Евдоким (Мещерский) и св. Иувеналий (Масловский) . 10-12 авг. 1899 г. в К. м. побывал вел. кн. Сергей Александрович. Он получил в дар от игум. Тихоны икону прп. Сергия Радонежского на чеканной доске. В 1905 г., узнав о гибели вел. кн. Сергея, игум. Тихона в сопровождении старшей учительницы монастырской школы В. Кирсановой отправилась в Москву, присутствовала на панихиде в Чудовом мон-ре и возложила на гроб почившего венок с надписью: «Незабвенному высокому посетителю Каширской двухклассной монастырской школы от благодарных детей». Храмы и другие постройки |
После обсуждения его прошения духовным собором и баллотировки в третий, последний тур вышел только Ковшаров, но неожиданно был забаллотирован; через несколько дней было принято и сразу же удовлетворено прошение Виктора Викторовича Пашковского, как успешно ведущего дела по первоклассному Воскресенскому женскому монастырю. Однако в начале 1918 года Пашковский отказался от ведения дел лавры из-за ликвидации старой судебной системы и нежелания защищать интересы Церкви в новых народных судах. В 1916 году духовная консистория Петроградской епархии рекомендовала Ковшарова епархиальному съезду «как опытного юриста и изъявившего свое согласие на принятие на себя ведения судебных дел епархиального ведомства». 9 сентября епархиальный съезд одобрил его кандидатуру, и 23 октября того же года митрополит Петроградский Питирим (Окнов) назначил Ивана Михайловича на должность епархиального юриста. 11 марта 1918 года Петроградский епархиальный съезд духовенства и мирян избрал его комиссаром по общецерковным делам с целью представительства и защиты прав и интересов Петроградской епархии, и представители приходов и церковных организаций стали во множестве приходить к нему со своими нуждами. Иван Михайлович добросовестно исполнял поручения епархиального управления, ежедневно принимал и консультировал представителей приходов и церковных учреждений, давая им «авторитетные и несомненно исчерпывающие указания и разъяснения». Он писал тексты заявлений, протестов, ходатайств, вел переписку и переговоры с районными и городскими властями, участвовал в церковных совещаниях, комиссиях и группах, создававшихся для разрешения конкретных проблем. Комиссар воспринимался в те годы как полномочный представитель народа. В этом качестве он и выступал перед властью. «Что же касается собора [Петропавловской] крепости, – писал Иван Михайлович властям в одном из прошений, – то закрытие его, хотя бы на 2–3 месяца, оскорбляет религиозные чувства большой массы народа, привыкшего исстари беспрепятственно посещать собор крепости для удовлетворения своих религиозных нужд. Во имя интересов народа народная власть, казалось бы, не должна ставить народу препятствий в этом отношении. Ни в каком случае не может быть допущена передача „кружечного капитала“, составившегося из народных приношений, в ведение Комиссариата имуществ Республики, так как это является нарушением воли народа, приносившего свои жертвы не для того, чтобы им было дано назначение на иные цели, кроме тех, на которые жертвовались народом деньги». |
После образования Временного правительства начинается грубое вмешательство революционной власти в жизнь Церкви. Эта политика проводилась через назначенного 4 марта обер-прокурора В. Н. Львова, впоследствии порвавшего с Православной Церковью и присоединившегося к обновленческому расколу. Были смещены с занимаемых ими кафедр как «консерваторы» и «монархисты» видные архиереи: митрополит Петроградский Питирим (Окнов), священномученик архиепископ Тверской Серафим (Чичагов) , священномученик архиепископ Калужский Тихон (Никаноров), священномученик епископ Черниговский Василий (Богоявленский) и другие. Священный Синод постановлением от 20 марта 1917 года решил уволить за преклонностью лет на покой митрополита Макария Московского . Этому решению предшествовали грубые действия обер-прокурора Священного Синода В.Н. Львова. Владыка Макарий сам рассказал о тех мерах воздействия, которые были применены к нему, чтобы получить от него прошение об уходе на покой: «Такое давление совершалось дважды. В первый раз оно выразилось в том, что обер-прокурор, прибыв на митрополичье подворье в Петрограде с вооруженной стражей, вечером вошел в комнаты митрополита и, подозвав меня к себе жестом руки, выкрикивал по адресу моему: «Распутинец! Распутинец!». Потом, пригрозив Петропавловской крепостью, потребовал, чтобы я тотчас садился писать прошение в Священный Синод об увольнении меня на покой. Требование мною молчаливо было исполнено...». 140 Утверждение, что митрополит Макарий был «ставленником Распутина», казавшееся весьма сильным в глазах некоторых недоброжелателей, в действительности было ложью. Искренний, честный, прямой владыка свидетельствовал: «С Распутиным я не имел никакого знакомства до назначения меня на Московскую кафедру, ни личного, ни письменного, ни через каких-либо посредников. Только по назначению моему на Московскую кафедру я получил в числе других коротенькую поздравительную телеграмму, подписанную неизвестным мне Григорием Новых. По прибытию в Москву, подобно другим посетителям, пришел ко мне и Распутин. Это было мое краткое, первое и последнее свидание с ним». 141 |
| |